По замечанию святителя Амвросия, Иов, постепенно убеждающийся в твердой перспективе собственного воскресения, начинает еще сильнее жаждать скорейшего наступления временной земной смерти, которая бы положила конец его страшным мучениям: ведь Иов и теперь «не перестает сокрушаться; и чем больше он понимает, что его ждет воскресение, тем больше его желание бежать из этой жизни. Ибо он видит, что предан в руки своих врагов и угнетаем силой нечестивых. Ведь даже друзья его обратились во врагов; и хотя они должны были его утешать, однако приносят ему еще большую пагубу» 708 . В последней части своей речи ( Иов. 14:18–22 ) Иов свидетельствует о том, что все его надежды на Божественную милость и на справедливый суд оказались пустыми: его ждет лишь преисподняя, где властвуют скорбь и плач. Иов говорит: Но гора падая разрушается, и скала сходит с места своего; вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь. Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лицо и отсылаешь его. В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает; но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает ( Иов. 14:18–22 ). Пресвитер Филипп, истолковывая данный отрывок в нравственно-аллегорическом ключе, угадывает здесь в образах горы, скалы, земной пыли и воды (см.: Иов. 14:18–19 ) различные символы реалий земной жизни падшего грехом человека. Он пишет: «гора» – это образ «человеческой гордости, которая вздымается подобно горе перед Богом по причине невежества ума [грешника], так что, поднявшись, эта гора обрушивается и разрушается, а затем рассыпается в пыль и совершенно уничтожается. Думаю, что «скалой» названы те люди, которым надлежало пребывать в добром состоянии их природы, словно твердым камням, но которые по их воле поглупели и ожесточились сердцем, так что, потеряв свое обиталище, которое, как им казалось, принадлежит им по заслугам, теперь должны быть отвергнуты в подходящие для них места. «Воды» же, которые всегда омывают находящееся внизу и через которые иногда приходит погибель, воплощают враждебные силы, бури и водовороты мира. Эти «воды», скажу я, своим непрестанным капаньем размывают людей, считающих себя очень сильными и постоянными, уверенных в своей добродетельности, а потому и сравниваемых со скалами. Думаю, что «земная пыль» – это люди, не выносящие опасностей и испытаний и тем самым предающие себя разрушению» 709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Поликарп и с ним пресвитеры – Церкви Божией в Филиппах: милость и мир от Бога Вседержителя и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, да умножится вам. Глава I. Похвала филиппийским христианам за любовь к братьям-узникам и за твердость в вере Я весьма сорадовался вам в Господе нашем Иисусе Христе о том, что приняли у себя образцы истинной любви и, как прилично было вам, проводили связанных священными узами, которые суть царское украшение для истинных избранников Бога и Господа нашего. Радуюсь также и тому , что твердый корень вашей веры, известный с первых времен, пребывает и доныне и приносит плоды, достойные Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел за грехи наши саму смерть, но Которого воскресил Бог, расторгнув узы ада 707 . Вы, не видев Его, веруете и, веруя, радуетесь радостью неизреченной и преславной 708 , – каковой многие желают достигнуть, – зная, что вы спасены благодатью, не делами, но по воле Божией чрез Иисуса Христа 709 . Глава II. Увещание к добродетели Поэтому, препоясавши чресла ваши 710 , служите Богу в страхе 711 и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, «Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу» 712 и Престол одесную Себя, Которому 713 все покорено небесное и земное, Которому все дышащее служит, Который придет Судией живых и мертвых и Которого кровь взыщет Бог от не верующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицанием за порицание 714 , ударом за удар, проклятием за проклятие и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтобы не быть вам судимыми 715 . Прощайте, и будет вам прощено 716 . Милуйте, чтоб вам быть помилованными. Какой мерой мерите, такой возмерится вам 717 . И блаженны бедные и гонимые за правду, ибо их Царствие Божие 718 . Глава III. Не по гордости пишу это. Павел ваш учитель

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Почему, как вы думаете, Иисус сказал, что «у Бога все живы», употребив слово «живы» в настоящем времени, и тем самым указав на нынешнюю реальность в противоположность будущей реальности? Флп.1:21–23 – Разрешиться и быть со Христом В Послании к филиппийцам ( Фил.1:21–23 ) мы читаем: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше...» Но здесь немедленно возникает вопрос: как мог Павел назвать смерть «приобретением», если смерть означает небытие? 709 Из контекста совершенно ясно, что апостол имел в виду: «приобретением» он называл освобождение от физического тела, чтобы быть со Христом. Быть со Христом намного лучше, чем оставаться в физическом теле, говорит Павел. (Никому и в голову не придет, что состояние небытия может быть намного лучше.) Важно заметить, что в этом отрывке Павел не относит свою встречу со Христом к отдаленному моменту будущего воскресения. Напротив, он говорит, что будет со Христом сразу же после физической смерти. Откуда я это взял? Из греческого текста! Не вдаваясь в излишние подробности, скажем лишь, что аористный инфинитив («разрешиться») связан общим артиклем с инфинитивом настоящего времени ( " быть со Христом»). Таким образом, эти глаголы связаны между собой: «Общий артикль связывает эти два инфинитива таким образом, что действия, ими описываемые, следует считать двумя аспектами одного и того же события, двумя сторонами одной медали» 710 . Итак, Павел говорит, что в тот же момент, когда он освободится от тела (умрет), он будет со Христом на небесах. Спросите: Как Павел мог называть смерть приобретением, если смерть означает небытие? Не кажется ли вам, что в 23-м стихе Павел сам поясняет, какой смысл он вложил в слово «приобретение»: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше»? Конструкция греческого текста в 23-м стихе указывает на то, что «разрешиться» (умереть) и «быть со Христом» – две стороны одной медали, то есть «быть со Христом» человек начинает сразу же, как только «разрешится» . Знаете ли вы об этом? 2Кор.5:6–8 – Выйти из тела и водвориться у Господа

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Псалом 149 Аллилуиа. «Песнь сию, – говорит бл. Феод., – пророк повелевает произнести тем, которые по возвращении (из Вавил. плена), при Божией помощи, победили многие народы. Псалом содержит в себе предречение о доблестных делах при Маккавеях». 1 . Воспойте Господеви песнь нову. «В переносном смысле, – говорит св. Злат., – новою здесь названа песнь нового завета, потому что тогда обновилось все... А в историческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую Иудеи должны были петь за победы, за успешные деяния, за трофеи. Хваление Его в Церкви преподобных, т.е. хвала Богу в собрании добродетельно и в согласии живущих, ибо Церковию называется соединение, собрание». С Евр.: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых». 2 . Возрадуются о Царе Своем, о Господе, о Христе. Бог был Царем Евреев не только по сотворению, но и по усвоению (Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем». 3 . Да восхвалят имя Его в лице 709 . Т.е. да восхвалят в собрании с согласием, с чистотою жизни (Злат.); – и «на всяком мусикийском орудии» (Бл. Феод.). С Евр.: «Да хвалят имя Его с ликами; на тимпане и гуслях да поют Ему». 4 . С Евр.: «Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением». 5 . С Евр.: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих». 6, 7 . Возношения Божия в гортани их. С Евр.: «Да будут славословия Богу в устах их». «Возношениями, – говорит св. Злат., – называет пророк славословия, песнопения, благодарения». И мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех. С Евр.: «И меч обоюду острый в руке их для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами». «Так как враги, победившие Иудеев, – говорит св. Злат., – во все время (плена) оскорбляли их, то пророк обещает обличить врагов делами и показать посредством дел, что не недостаток силы в Боге, но грехи Иудеев доставляли победу врагам их». «Пророк предсказывает, – говорит бл. Феод., – мужество Маккавеев, с каковым они усмиряли соседственные народы, и поборали Македонян».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Мы видели, каким образом Феофан впал в ошибку. Причиной этой ошибки была отчасти форма источника, которым пользовался летописец. Если мы сделаем вероятное предположение, что и за весь период, в который в его летописи наблюдается неправильное отношение индиктов и лет, он пользовался источниками, подобными по форме Пасхальной хронике, то придем к заключению, что в пяти отмеченных случаях он восстановил правильное отношение индиктов и лет по той же причине, по какой и нарушил его. Имея пред собою источники, излагающие события, начиная с января, Феофан, начинающий свои отделы рассказом о событиях с сентября, постоянно должен был быть настороже, чтобы форма записи источника не перешла в его летопись. Что осторожности у летописца, иногда не доставало, это ясно видно из отдела его хронографии под 709-м годом: указав дату 15-го августа 15-го индикта и тем, давая знать, что события, о которых рассказано в том же отделе пред этой датой, относятся к 717-му году, он чрез несколько строк называет сентябрь 1-го индикта и продолжает рассказ о событиях, по-видимому, до января 718-го года 374 . Этот пример показывает не только то, что Феофан под одним годом иногда рассказывает события двух индиктов, но и то, как он, освободившись от ошибки (709 г. 15 индикт=правильно), снова впадал в нее. Если таким образом Феофан был не достаточно осторожен при изменении формы записи о событиях в источниках в форму, принятую в его летописи, то, именно благодаря этой неосторожности, он легко мог иногда, как в пяти вышеуказанных случаях, восстановить правильное отношение индиктов и лет. Если, как то мы видели при анализе некоторых мест Пасхальной хроники, могло иногда случаться, что события известного года, которые записываемы были в источниках Феофана, падали на время только с сентября, то могло случиться также и то, что под известным годом в этих источниках отмечались события только первых восьми месяцев с января по сентябрь, и новый отдел начинался изображением события прямо с января. При некоторой невнимательности особенно в тех случаях, когда источники содержали мало хронологических пометок (а что источники Феофана давали таких пометок очень мало за 7-й и половину 8 вв., об этом легко судить по летописи, где за это время почти не встречается подробных хронологических обозначений), Феофану легко было события одного индикта приурочивать к двум годам своей эры, – а тогда правильное отношение индиктов и лет у него восстанавливалось; но затем, соединив события двух индиктов под одним годом (см. выше об отделе под 709-м годом), он снова впадал в свою обычную ошибку, которая окончательно прекратилась только под последним годом царствования Константина Копронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

В 88/707 г. Маслама вновь пробился к Туване, разгромив значительные силы византийцев, потерявших будто бы 40 или 50 тыс. убитыми. 264 Арабы, по-видимому, тоже понесли серьезные потери, так как сообщается о распоряжении ал-Валида прислать из Медины 2000 воинов в подкрепление Масламе. Но мединцы были уже не те, что при Абу Бакре или Умаре – борьбе за веру с оружием в руках они предпочитали сбор рассказов о тех временах и приобретение мирских благ от торговли или землевладения – набралось только 1500 человек. 265 Маслама осадил Тувану, взять ее к зиме не смог и, оставив часть войска под Туваной, вместе с Хишамом перезимовал в Антиохии. Император весной 708 г. послал преторов Феодора и Феофилакта с большим войском на выручку Туване. Маслама, подошедший с основными силами к городу, встретил их и разгромил к отчаянию осажденных. Думается, именно это сражение имеется в виду, когда говорится о 50 тыс. убитых византийцев. Феофан, рассказывая об осаде Тианы (т.е. Туваны) и разгроме преторов, определяет их потери в 1000 человек, 266 чему можно поверить – ни с арабской, ни с византийской стороны не действовали группировки, сколько-нибудь превышавшие 10 000, о чем уже говорилось ранее. Вскоре после разгрома деблокирующей армии 267 город, выдержавший девятимесячную осаду, был взят, и все население угнано в неволю. Падение Туваны открывало арабам путь в центр Малой Азии. В 709 г. Маслама с находившимся под его командованием ал-Аббасом б. Марваном захватил другой важный укрепленный город в том же районе – Гераклею, а также Сурийу и Никомедию (Камудийа). 268 Сообщение о взятии Аббасом Дорилеи (Азрулийа) не заслуживает доверия, поскольку в сообщениях о кампании 90/709 г. сообщается одно и то же о захвате крепостей в районе Сурийи, создается даже впечатление, что одни и те же сведения разнесены по двум годам – 89 и 90 гг. х. 269 На море в 90/709 г. арабы предприняли какую-то неудачную операцию, в ходе которой командующий флотом Халид б. Кайсан попал в плен к византийцам. Важного пленника доставили к императору, тот обошелся с ним милостиво и освободил его.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Leloir 1963 – Saint Éphrem. Commentaire de l’Évangile concordant: Texte syriaque (Ms. Chester Beatty 709)/Ed. par L. Leloir. Dublin, 1963. Leloir 1990 – Saint Éphrem. Commentaire de l’Évangile concordant; text syriaque; folios additionnels (Manuscrit Chester Beatty 709)/Ed. par L. Leloir. Leuven: Peeters, 1990. Mathews-Amar 1994 – St. Ephrem the Syrian. Selected Prose Works/Transl. by E. G. Mathews Jr., J.P. Amar. Washington, 1994 (The Fathers of the Church 91). McCarthy 1993 – Saint Ephrem’s Commentary on Tatian’s Diatessaron/An English Translation of Chester Beatty MS 709 with Introduction and Notes by C. McCarthy. Oxford, 1993 (Journal of Semitic Studies Supplement 2). McVey 1989 – Ephrem the Syrian. Hymns/Transl. by K. McVey. N. Y., 1989. Mitchell 1912 – S. Ephraim’s Prose Refutations of Mani, Marcion and Bardaisan/Ed. and transl. by Ch.W. Mitchell. Vol. 1. London, 1912. Mitchell 1921 – S. Ephraim’s Prose Refutations of Mani, Marcion and Bardaisan/Ed. and transl. by Ch.W. Mitchell. Vol. 2. London, 1921. Overbeck 1865 – Overbeck J. J. Sancti Ephraemi Syri, Rabulae episcopi Edesseni, Balei aliorumque opera selecta. Oxonii, 1865. Haar Romeny 2004 – Haar Romeny R. B., ter. The Identity Formation of Syrian Orthodox Christians as Reected in two Exegetical Collections: First Soundings//ParOr. 29. 2004. P. 103–121. Haar Romeny 2008 – Haar Romeny R. B., ter. Ephrem and Jacob of Edessa in the Commentary of the Monk Severus//Malphono w-Rabo d-Malphonë Studies in Honour of Sebastian P. Brock/Ed. G. A. Kiraz. Piscataway, N.J., 2008. P. 535–557. Tonneau 1955 – Sancti Ephraem Syri In Genesim et in Exodum commentarii/Ed. R. Tonneau. Louvain 1955 (CSCO 152–153; Syr. 71–72). Vööbus 1958 – Vööbus A. Literary, Critical and Historical Studies in Ephrem the Syrian. Stockholm, 1958 (Papers of the Estonian Theological Society in Exile 10). 1 Включая также переводы с армянского тех текстов, для которых сирийский оригинал отсутствовал (частично отсутствует и по настоящее время). 2 Το ν γοις πατρς μν φραμ Σρου τ ερισκμενα πντα. Sancti Patris nostri Ephraem Syri opera omnia quae exstant Graece, Syriace, Latine, in sex tomes distributa [Opera graeca]. T. 1–3. R., 1732, 1743, 1746.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/bi...

Призыва диакона, который находится в современных греческих изданиях (γθυνον, δσποτα), нет ни в одном из списков. Согласно Трембеласу, это добавление XVIIIXIX вв. 940 Заключение Что можно сказать об этой множественности и разнообразии молитвенных формул? Было бы невозможно – и бессмысленно – попытаться разделить всю совокупность на различные «традиции». Даже в одной и той же рукописи, как мы заметили, ЗЛАТ и ВАС часто следуют различным обычаям. Вторичные молитвословия не типичны ни для одной, ни для другой литургии. Следовательно, мы не видим здесь географических и хронологических закономерностей. В заключении мы представляем полные последования на Великом входе из нескольких наиболее развитых кодексов, чтобы читатель мог наглядно убедиться в широком разнообразии рукописной традиции, прежде чем повсеместное распространение печатных изданий привнесло определенное единообразие во вторичные элементы чина Великого входа. 1. Списки Patmos 719 и 709 (XIII в.) Самая ранняя греческая рукопись, вобравшая в себя множество вторичных формул, является пергаментным свитком Patmos 719 (XIII в.): 941 – После молитвы «Никтоже достоин» священник идет в протесис и говорит Пс. 25. – Окаждая дары три раза, он читает тропарь Святому Духу (Βασιλε ορνιε) и кондак Сыропустной недели (Τς σοφας δηγ). – Взяв дары, он говорит «ψσω σε, Κριε Θες μου» ( Пс.29 , 2a, 3b или 144, 1a). 942 – При входе в алтарь диакон и священник говорят «Возмите врата»; священник говорит «Благословен грядый» ( Пс.117 , 26a, 27a); тогда оба говорят «Возвеличите Господа со мною» ( Пс.33, 4 ) и седален гл. 2 из утрени Четверга из Триоди (ς ν μσ τν μαθητν). 943 Современная ей рукопись Patmos 709 (1260 г.) немногословна формулах, что обычно бывает с пергаментными свитками. 944 Она приводит только Пс. 50 . После покрытия и каждения даров священник говорит молитву на вложение частицы в потир: «Исполнение Духа Святаго. Аминь». Затем он трижды кланяется, молясь в себе. 2. Кодекс Фаласки (XIV в.) Кодекс Фаласки (он же Grottaferrata Γβ III, XIV в.) также содержит большое количество вторичных молитв. 945 После «Никтоже достоин»:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Те главы Данииловской кормчей, против которых есть на полях пометки «не пиши», каковы главы: напр. Св. Кесария, брата Св. Григория Бого слова, Анастасия Синайского, Григория Ниского, «поучение церковное о св. вере св. отцев» и др. те все действительно являются опущенными в Иосифовском оригинале и в кормчей п. Никона . Рукоп. Воскр. м. 28, л. 626–630. 631–636. С другой стороны оказались внесенными в оригиал кормчей те статьи, которые или не были зачеркнуты в кормчей Даниила, или же сопровождались пометкою на поле: «пиши». 1556 Соборник XVI в., в 8 л. на 775 листах, Акад. (не разборчиво) Волокол. Этот же самый сборник значился прежде под 72, а потом под 681. 1557 Основание такого мнения находится в самом содержании сборника. Здесь приведено весьма много цитатов, заимствованных из сводной толковой псал тири Максима Грека , которая была переведена в России около 1520 года. Срав. Рукоп. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво) глава первая л. 3–47 и Рукоп. Моск. Синод, бывшей Патриаршей, библ., 233 (по старому каталогу), л. 423. 333. 373. 287. 215. Ср. Рукоп. М. Д. Акад. (не разборчиво) глава шестая, л. 278–318. с рук. М. Син. библ. 233, л. 787. 415–416; 286–287. Сравн. Рукоп. М. Дух. Акад. (не разборчиво) глава осьмая, л. 478–505 в рукоп. Моск. Синод. биб. 233. л.л, 73. 188–189. 39. 12. 1558 Так в третьем слове безыменного сборника повторяются следующие цитаты одиннадцатого слова м. Даниила: повесть о отце Елисее и повесть о отце Евстафие, взятые из патерика. Срав. Рукоп. М. Д. Акад. (не разборчиво) л. 109–119. 119–193. и рукоп. той же биб. 197 л. 381–391. 392–394. В одном тринадцатом слове сборника воспроизводится буквально двенадцать самых разнообразных и разнородных цитат, находящихся в девятом слове м. Даниила. Такое явление объясняется тождеством предмета слова. Срав. Рук. Моск. Дух Акад. (не разборчиво) л.л. 697–699. 700–701. 702–704. 704–709, 709–710. 696. 696–697, 684–685. 685. 721. 729–730. 792. и Рукоп. той же биб. 197, л.л. 281–283. 285–286. 292–295. 296–302. 307–308. 326–327. 328–329, 330–332.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Впоследствии, при разделе мужнина имения, по смерти его, наследники его на сем основании отказывали в выделе вдове его указной части. Но Сенат, на основании 1148, 1159, 709 (по изд. 1887 г., ст. 710) и 1104 ст. Зак. Гражд., признал это заявление жены об уступке своей доли из имения мужа, при жизни его, недействительным (реш. Сен. Общ. Собр. 1874 г., по делу Гавриленко и Струкова). Б) Кн. Голицын, при жизни жены своей, заключил с ней условие о выделе ей седьмой указной части из недвиж. имения или денег за оное, причем жена отказалась от дальнейшего участия в наследстве после мужа. Такой акт, оспоренный впоследствии мужем, Палата (а за ней и Сенат) признала недействительным, по нарушению 709 ст. (по изд. 1887 г., ст. 710) I ч. Х т. Касс. р. 1872 г., N 1096. В) В западном крае, при действии Литовского статута, были в употреблении договоры о пожизненном владении или так назыв. пережиточные записи, особливо между супругами (Литов. стат., разд. V. арт. XVII, § 1; разд. VII, арт. I, § 1), о том, что имение одного лица должно перейти, по смерти его, в пожизненное владение другому, остающемуся в живых, и обратно. В 1869 году решением 1 Общ. Собр. Сената по д. Выржиковской признано, что основанное на подобном акте преемство имения, как основанное на договоре, не причитается к наследству. Посему признано, что при конфискации имения у мужа преступника, жена его, по имению, полученному от мужа на основании такого акта, не может быть поставляема в разряд лиц, лишаемых участия в наследстве после политического преступника; что казна путем конфискации могла получить имение преступника только в пределах тех прав и обязанностей, в коих находился он сам в момент своей политической смерти, следовательно, не вправе была, по своему одностороннему усмотрению, уничтожить пожизненный договор, который сам Выржиковский не вправе был разрушить. Отречение от наследства имеет юридическую силу в одном только случае, и в этом случае сие отречение нельзя назвать предварительным. По нашему закону, допускается предварение наследства выделом; но с выделом, по воле вотчинника, наследственная доля, при жизни его, передается в действительное владение и в собственность ближайшему наследнику; стало быть, в этих случаях к выделенному лицу переходят действительно вотчинные права на имение, и от него зависит счесть себя, на свою долю, вполне удовлетворенным и больше ничего не требовать при разделе имения, по открытии наследства, между прочими наследниками (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010