27.10.625–12.10.638 Гонорий, папа Римский 630 или 631 Иерусалим отвоеван у персов. 630–641 Эзра I, католикос Армении 631 собор в Феодосиполисе (Карине, Эрзруме). 3 июня 633 уния с монофизитами-феодосианами в Александрии. 631–644 Кир, патр. Александрийский 633 издание патриаршего указа Псифоса. 634–638 (или 639) свт. Софроний, патр. Иерусалимский 634 арабское вторжение в Палестину. 639–662 Македоний, патр. Антиохийский 636 арабское завоевание Сирии. 637–651 арабское завоевание Персии. 28.5.640–2.8.640 Северин, папа Римский Февр. 638 арабы захватывают Иерусалим. 20.12.638–29.9.641 Пирр, патр. Константинополь-ский 638 издание Экфесиса имп. Ираклием. 24.12.640–12.10.642 Иоанн IV, папа Римский 639–640 арабское завоевание Междуречья. ок. 640 арабское завоевание Армении. 641–650 Февр.–25.5.641 Константин III 641–661 Нерсес III, католикос Армении 642 арабское завоевание Александрии и Египта. Май 641–сент. 641 Ираклон (15-ти лет) с матерью Мартиной 1.10.641–27.12.653 Павел, патр. Константинопольский 645 диспут прп. Максима с Пирром. 641–668 Констант II (при воцарении 11 лет), сын Константина III, первые годы правления реальная власть принадлежит сенату. 24.11.642–14.5.649 Феодор, папа Римский 646 антимонофелитские соборы в северной Африке. Июль 649–16.9.655 Мартин I, папа Римский 647 экзарх Африки Григорий провозглашает себя императором и погибает в бою с арабами. Конец 647/нач. 648 издание Типоса Константом II и отмена Экфесиса. 648–649 собор в Двине, выход армян из унии. 649 Латеранский собор. 649–652 мятеж экзарха Равенны Олимпия. 651–660 9.1.654–1.6.654 Пирр, патр. Константинопольский 15.6.653 захват в Риме папы Мартина I экзархом Равенны Феодором Каллиопой. 8(15).6.654– 12.10.666 Петр, патр. Константинопольский 653 (предположительно) собор в Константинополе, Константин из Перги выступает против прп. Максима. 16.9.655–2.6.657 Евгений, папа Римский 653–654 суд над папой Мартином, высылка его в Херсон и кончина 16.9.655. 30.7.657–27.1.672 Виталиан, папа Римский 655 первый процесс против прп. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VIIbb.). Житие Евтихия, Патриарха Константинопольского (552–582) Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VII вв.). Житие Голиндухи (ум. 591) Стефан Иерапольский (кон. VI в.). Житие Голиндухи (ум. 591) Аноним (VI-VII вв.). Житие Евфросинии Александрийской (V в.) Аноним (VI-VII вв.). Житие Маркела Акимита (ум. 485) Григорий, Папа римский (Великий, или Двоеслов) (540–604). Собеседования о жизни италийских отцов Аноним (ок. третьей четверти VIb.). Жития епископов Херсонских (IV в.) VII век Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Илариона Великого (ум. ок. 371) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Герасима Иорданского (ум. ок. 475) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Марии Египетской (ум. ок. 522–528) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Чудеса муч. Кира и Иоанна в египетской пустыне (кон. VI – нач. VII вв.) Феодор, епископ Пафа Кипрского (ок. 625 г.). Житие Спиридона Тримифунтско- го (ум. ок. 348) Георгий (?) (вторая четверть VIIb.). Житие Феодора Сикеота (ум. 613) Иоанн Родосский (VIIb.). Passiones Artemii (ум. ок. 350) Иоанн Родосский (VIIb.). Чудеса вмч Артемия (570–660-е гг.) Аноним (неранее VII в.). Житие Марии (Марина) и ее отца Евгения (V-VI вв.) Леонтий Неапольский (ок. 590–668, напис. во второй четверти VII в.). Житие Симеона Юродивого (ум. 590) Леонтий Неапольский (620–640-е гг.). Житие Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского (610–619) Георгий, Патриарх Александрийский (ок. 630 г.). Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Антоний (вторая четверть VIIb.). Житие Георгия Хозевита (ум. 625) Аноним (вторая четверть VII в.). Чудеса Богородицы (о 626 г.) Аноним (VIIb.). Житие Сахдоны (VII в.?) Аноним (вторая треть VIIb.). Житие Анастасия Перса (ум. 628) Аноним (вторая пол. VII в.). Житие Григория, епископа Assoy (Эфесская митрополия) (сер. VII в.) Анастасий Апокрисиарий (последняя треть VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Георгий из Ришайны (кон. VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Аноним (не позднее VII в.). Краткое житие Ефросина-повара

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

The Syrian and Palestinian Non-Chalcedonians were less excited by the “monoenergistic” plan of reunion, though the Monastery of Saint John Maron, near Emesa, accepted it. These monks and their ­followers eventually fled to the mountains of Lebanon to escape persecution, and in 1182 they joined Roman Catholicism. To this day their descendants are known as Maronites; they are the largest Christian group in the modern state of Lebanon. Apparently there was no opposition raised against the “monoenergistic” formula from any of the Chalcedonians until 633. In that year the elderly and highly esteemed monk Saint Sophronius (c. 560–638) implored Cyrus, the Patriarch of Alexandria, not to promote it. Sophronius was convinced that something vital and intrinsic to human nature was being denied to Jesus Christ in the assertion that He has only one divine-human energy. Cyrus was not convinced by Sophronius. But when the determined monk appealed personally to Patriarch Sergius, the patriarch became willing to reconsider the issue. In a letter to Pope Honorius of Rome (r. 625–638), Patriarch Sergius suggested that instead of asserting that there is only one energy in Christ, perhaps it might be more accurate to say that He has only one will. Honorius eagerly took up Sergius’s hint about one will in Christ. He wrote back saying that there would be no need to talk about one or two energies in Christ if everyone would agree that there is only one will in Christ. So he is the first one to explicitly declare that there is only one will in Christ. This view, however well-intentioned and seemingly reasonable as it may have been, will be condemned at the Sixth Ecumenical Council, held in Constantinople in 680–681, as the heresy of Monothelitism. Sergius, convinced that Monothelitism is closer to the truth than Monoenergism, was delighted with Honorius’s reply. In 638, in collaboration with Abbot Pyrrhus, who followed him as Patriarch of Constantinople, Sergius convinced Emperor Heraclius to proclaim the Monothelite doctrine in an imperial decree. The doctrine was endorsed by two Church councils in Constantinople, in 638 and 639. This doctrine became the law of the Church and State until it was condemned at the Sixth Ecumenical Council.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Григорием Великим был поднят вопрос о правомерности использования К-польскими патриархами титула «Вселенский». Вопрос решил имп. Маврикий (582-602) в пользу предстоятелей КПЦ. Патриарх Иоанн IV занимал у имп. Маврикия крупные суммы денег, предоставляя в залог собственное имущество. После кончины патриарха было установлено, что он ничем не владел и тратил все деньги на широкую благотворительность. Патриарх Иоанн IV был аскетом и крупным канонистом. В Патриаршество Кириака II (596-606) продолжился спор между Римской и К-польской кафедрами по поводу использования титула «Вселенский». В ответе на синодику патриарха Кириака папа Григорий Великий вновь заявил протест против использования патриархом этого титула. О Патриаршестве свт. Фомы I (607-610) известно мало, поскольку это было время последних лет правления имп. Фоки (602-610) (гражданской войны в Византии). VII век: монофелитство и его преодоление Долгое Патриаршество Сергия I (610-638) в царствование имп. Ираклия (610-641) было отмечено возобновлением богословского диалога, призванного выработать компромиссную богословскую формулу для примирения православных с монофизитами. При участии Сергия и Кира (патриарх Александрийский ок. 630/1 - ок. 642) была разработана доктрина моноэнергизма , постулирующая наличие во Христе при двух природах единого действия. Выработка этой доктрины началась в 618-620 гг. на фоне катастрофических поражений, к-рые терпела Византийская империя от персов на Ближ. Востоке, в зоне преимущественного расселения монофизитов. Инициатива переговоров с монофизитами была поддержана папой Гонорием I (625-638), но отвергнута свт. Софронием I , патриархом Иерусалимским (634-638), который провел в Иерусалиме поместный Собор, выступивший за признание двух действий во Христе. Протесты православных и сдержанная позиция монофизитов заставили имп. Ираклия, патриархов Сергия К-польского и Кира Александрийского отказаться от моноэнергизма и сделать акцент на наличие во Христе единой воли, сформулировав учение монофелитства , обосновывавшее наличие во Христе единого воления (воли; θλημα, θλησις).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России Если же существует множественность форм, то актуальность приобретает очевидный вопрос: насколько привычные для нас сегодня по видам и способу формирования церковные органы способны свободу Церкви наилучшим образом гарантировать, и свободна ли при них Церковь? Ответ на этот вопрос не так однозначен в действительности. -II- В первую очередь откажемся от тех заблуждений, которые незаметно свили гнезда в сознании наших «официальных» теоретиков. Так, внешняя свобода христиан очень часто никак не охраняется «епископскими» органами церковной власти. И обезпечивают ее не они, а совсем другие лица. Очевидно, что если государство пожелает, то любые протесты Синода, рядового архиерея или патриарха будут отметены (и тысячекратно отметались) без каких-либо объяснений. А самым надежным защитником свободы Церкви в годы гонений стали тысячи тысяч исповедников и мучеников за веру, кровью своей оросившие границы церковной свободы от чьих-либо покушений. Чистота догматов зачастую также отстаивалась не традиционными органами церковной власти и епископатом в целом (они как раз нередко заблуждались), а «рядовыми» одиночками-харизматиками: Святителем Афанасием Великим, Святителем Василием Великим, Преподобным Феодором Студитом, Преподобным Максимом Исповедником, Святителем Григорием Паламой и так далее. Зато, как известно, многократно не государственная власть, а епископат и сформированные из него органы церковной власти обязывали рядовых христиан «свободно» верить в нечто противоположное тому, что сегодня известно как учение Православной Церкви. Используя при этом в полном противоречии с идеями «Основ социальной концепции» административные ресурсы высшей политической власти для собственных целей. Целый сонм не просто архиереев-еретиков, но «даже» патриархов был анафематствован Церковью. В частности, монофелиты: Сергий (610-638), Пирр (638-641; 655), Павел (643-651), Петр (655-666), Кир (630-642), Макарий (653-680), Римский папа Гонорий (625-638); иконоборцы: Анастасий (730-754), Константин II (754-766), Никита I (766-780), «предводители ереси, наставники погибели»: Феодот Каситера (815-821), Антоний I (821-837), Иоанн VII Грамматик (837-841), а также Несторий (428-431), Иоанн XI Векк (1275-1282) и Иоанн Калека (1334-1347).

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/29/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРТИН I Св. Мартин Исповедник, папа Римский. Икона. Посл. треть XIX в. (ц. св. Мартина Исповедника, Москва) Св. Мартин Исповедник, папа Римский. Икона. Посл. треть XIX в. (ц. св. Мартина Исповедника, Москва) [Мартин Исповедник; лат. Martinus; греч. Μαρτνος] († 16.09.655, Херсон (ныне в черте Севастополя)), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.), папа Римский (с 5 июля 649). Жизнь Избрание на Папский престол М. род. в г. Тудер (ныне Тоди, пров. Перуджа, Италия). О его жизни до избрания на Папский престол известно мало. При папе Римском Теодоре I (642-649) служил папским апокрисиарием в К-поле, через 52 дня после смерти понтифика был избран его преемником и рукоположен во епископа. М. возглавил Римскую Церковь, когда в Византийской империи широкое распространение получила ересь монофелитства . Ее появление стало результатом попыток имп. Ираклия (610-641) достичь компромисса между халкидонитами и сторонниками монофизитства (см. также статьи Богомужное действие , Воля ): основой буд. объединения противостоящих друг другу христологических групп должно было стать исповедание во Христе единого действия (μα νργεια). К-польский патриарх Сергий I (610-638) был активным сторонником церковной политики имп. Ираклия, одним из результатов к-рой стало заключение в 633 г. унии с егип. монофизитами: обе стороны признали, что «и богоприличные и человеческие действия» единый Христос и Сын совершал «единым богомужным действием» (μ θεανδρικ νεργεα). В том же году на Соборе в Феодосиополе (Карине, ныне Эрзурум, Турция) в присутствии имп. Ираклия было восстановлено общение с Армянской Апостольской Церковью . Однако политика императора вызывала противодействие как мн. антихалкидонитов (еще с 20-х гг. VII в.), так и ряда правосл. иерархов, в т. ч. патриарха Иерусалимского свт. Софрония I (633/4-638). В 634 г. патриарх Сергий в переписке с папой Римским Гонорием I (625-638) указал на то, что формула «единое действие» для нек-рых звучит непривычно, и предложил ограничиться использованием формулы «единая воля» (ν θλημα), с чем папа Римский согласился. Окончательно переход от моноэнергизма к монофелитству был закреплен в «Эктесисе» (Εκθεσις τς πστεως - «Изложение веры») имп. Ираклия: предписывалось исповедовать, что «Один и Тот же Сын Единородный, Господь наш Иисус Христос действовал в Божественном и человеческом». «Эктесис» ознаменовал отказ от использования выражений «одно действие» и «два действия» и замену их формулой «одна воля».

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Евсевий 310. Мелхиад 311–314. Св. Сильвестр I 314–335. Марк 336 . Иулий 337–352. Ливерий 352–366. Феликс II антипапа 355– 365. Урсин антипапа 366–367. Дамас I 366–384. Сириций 384–398. Анастасий I 398–402. Иннокентий I 402–417. Зосима 417–418. Евлалий антипапа 418–419. Бонифатий I 418–422. Св. Келестин I 422–432. Сикст III 432–440. Св. Лев I Великий 440–461. Иларий 461–468. Симплиций 468–483. Феликс III 483–492. Геласий I 492–496. Анастасий II 496–498. Симмах 498–514. Лаврентий антипапа. Гормизда 514–523. Иоанн I 523–526. Феликс IV 526–530. Бонифатий II 530–532. Диоскор антипапа 530. Иоанн II 532–535. Св. Агапит I 535–536. Сильверий 536–537. Вигилий 537–555. Пелагий I 555–560. Иоанн III 560–573. Венедикт I 574–578. Пелагий II 578–590. Св. Григорий I Вел. 590–604. Савиниан 604–606. Бонифатий III 607. Бонифатий IV 608–615. Деусдедит (Бог дал) 615–618. Бонифатий V 619–625. Гонорий I 625–638. Северин (Зефирин II) 638–640. Иоанн IV 640–642. Феодор I 642–649. Св. Мартин I 649–653. Евгений I 654–657. Виталиан 657672. Адеодат (Богдан) 672–676. Дон (Донус) 676–678. Св. Агафон 678–681. Лев II 682–683. Венедикт II 683–685. Иоанн V 685–686. Конон 686–687. Пасхалий антипапа 687. † ок. 692. Феодор 687. Сергий I 687–701. Иоанн VI 701–705. Иоанн VII 705–707. Сисиний 708. Константин I 708–715. Григорий II 715–731. Григорий III 731–741. Захария 741–752. Стефан II 752. Стефан III 752–757. Павел I 757–767. (Константин II 767). (Филипп 768). Стефан IV 768–772. Адриан I 772–795. Лев III 795–816. Стефан V 816–817. Пасхалий 817–824. Евгений II 824–827. Валентин 827. Григорий IV 827–844. Иоанн антипапа 844. Сергий II 844–847. Лев IV 847–855. Венедикт III 855–858. Анастасий антипапа 855. Николай I 858–867. Адриан II 867–872. Иоанн VIII 872–882. Марин I 882–884. Адриан III 884–885. Стефан VI 885–891. Формоз 891–896. Бонифатий VI 896. Стефан VII 896–897. Роман 897. Феодор II 897. Иоанн IX 898–900. Венедикт IV 900–903. Лев V 903. Христофор 903–904. Сергий III 904–911. Анастасий III 911–913. Ландо 913–914.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Модест, игумен монастыря св. Феодосия, выступил в роли местоблюстителя апостольского престола, приняв на себя заботу об овдовевшей пастве и разрушенном городе. Первым делом священный Модест воодушевил спасшихся от перского избиения монахов и испросил помощи у народа воздвигнуть Иерусалимские святыни. Огромная помощь Модесту в этот тяжелый период была оказана Александрийским патриархом св. Иоанном Милостивым, пославшим в Святой град много денег и тысячу рабочих на восстановление храма Воскресения. К 625 году Модест отстроил сожженные храмы на Голгофе, Святом Гробе Господнем и месте обретения древа Честного Креста. Народ снова стал стекаться к Святым Местам. В 622 году император Ираклий предпринял первый поход против персов, который, к сожалению, должен был прервать из-за набега на Царьград аваров. Во время второго похода, в 624 году, он вторгся в царство персов и успешно воевал до 626 года, разрушая капища их богов. 12 декабря 627 года император Ираклий одержал решительную победу. Персы попросили мир, первым условием заключения которого со стороны византийцев было возвращение древа Честного Креста и палестинских пленников. После многих лет плена Иерусалимский патриарх Захария возвратился в Святой Град, а император под радостное пение христиан «Спаси Господи люди Твоя…» собственноручно воздвиг на Голгофе Крест, на котором был распят Спаситель Иисус Христос. Измученный пленом патриарх Захария вскоре скончался, и на Святоградском престоле его сменил неутомимый устроитель Святых Мест Модест (632-634). Тем временем покой и единство православного мира начала разрушать новая ересь монофелитизма, учившая о существовании во Христе двух природ, но одной воли. Эта ересь с поразительной быстротой покоряла умы как восточных, так и западных богословов. Сменивший Модеста Иерусалимский патриарх Софроний (634-638) созвал в Святом Граде поместный собор, на котором монофелитство было единогласно осуждено. Однако голос Иерусалимского патриарха не мог пресечь ереси, потому как она нашла поддержку в лице Римского папы Гонория (625-638).

http://pravoslavie.ru/40036.html

561-565 МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) 565-569 569-574 МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 471-574 МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ 583-588 МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 574-580 580-583 МТИС [гора; Лекнари, Мтасакдари, Мтацминда], во имя вмч. Георгия мон-рь (до XIX в.) Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви 588-591 МУДРА [печать, знак, образ, поза, жест], положение тела или предмета в обрядах, практиках, иконографии инд. религий 591-592 МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в. 592-594 МУЖИЛОВСКИЙ Андрей (в монашестве Анатолий) (80-е гг. XVI в. (?) - после 1633), протопоп Слуцкого повета, насельник Киево-Печерского, правосл. писатель-полемист 594-597 597-598 МУЗЕЙ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ офиц. организация Сербской Православной Церкви по хранению исторических церковных ценностей и реликвий сербского народа 598-599 599-600 600-623 МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель 623-625 МУКАММАС аль- [ Давид аль-Мукаммис, Давуд ибн Марван ар-Ракки], иудейский философ и богослов (IX в.) 625-632 632-637 637-638 МУНЗИР ИБН АЛЬ-ХАРИС аль- [аль-Мунзир ибн аль-Харис ибн Джабала; Аламундар, Мундар], 3-й царь из династии Гассанидов (569-581) 638-639 МУНИТЫ [офиц. название Церковь объединения; также Движение объединения, Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства], синкретическое новое религ. движение корейского происхождения

http://pravenc.ru/vol/xlvii.html

Римский папа Гонорий I (625–638), которому Сергий Константинопольский спешил сообщить об успехах унии, также не рекомендовал использовать выражение «одно действование», посоветовав вместо этого говорить об одном действующем Лице. Источником же действования считалась воля. Так моноэнергизм трансформировался в учение о единой воле, или едином волении Христа – монофелитство (от греч. μνον θλημα – одна воля). Оно было введено в 638 г. в качестве официального вероисповедания посредством императорского эдикта, известного как Эктесис («Изложение веры»), В этом пространном документе содержалось изложение учений предыдущих Вселенских соборов, анафематствовались все еретики, включая Феодора Мопсуэстийского, Нестория, Евтиха, Диоскора и Севира, и заключалось следующее христологическое учение: «Следуя во всем и в этом святым отцам, исповедуем одну волю Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, так что ни в какое время Его разумно одушевленная плоть обособленно и по собственному побуждению не совершала своего природного движения в противоречии с мановением ипостасно соединенного с ней Бога Слова, но тогда, так и в той мере, как того желал Сам Бог Слово». Как впоследствии утверждал Ираклий в письме к папе Иоанну IV (640­-642), он всего лишь подписал текст Эктесиса, подлинным автором которого был Сергий Константинопольский, скончавшийся в том же 638 г. Монофелитство оказалось учением еще менее удачным, чем моноэнергизм. Оно прямо противоречило таким евангельским изречениям Христа, как: He Моя воля, но Твоя да будет ( Лк. 22:42 ) и Я сошел с небес не для того, чтобы творитъ волю Мою, но волю пославшего Меня Отца ( Ин. 6:38 ). Главным обличителем нового заблуждения стал ученик Софрония Иерусалимского Максим Исповедник, пострадавший за свои убеждения (ум. 662). 4. Борьба с монофелитством. VI Вселенский собор (680–681) Издание Эктесиса оказалось совершенно не ко времени: резкая смена внешнеполитической обстановки сняла проблему примирения с монофизитами с повестки дня. Едва обескровленная тяжелейшей войной Империя успела восстановить свой контроль над восточными провинциями, как в Палестину из Аравии вторглось воинственное арабское ополчение, ведомое новыми религиозными идеями Мухаммада.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010