Предки К. принадлежали 2 знатным франк. родам, которые в VII в. принимали активное участие в политической жизни гос-ва Меровингов. Их родовые земли находились в Австразии - королевстве, сложившемся во 2-й пол. VI в. в сев.-вост. части меровингской Галлии (крупнейшие города - Колония (ныне Кёльн, Германия), Меттис, Ремы (ныне Реймс, Франция), Треверы (ныне Трир, Германия)). Предки К. участвовали в междоусобной борьбе франк. королей Австразии и Нейстрии. После смерти кор. Сигиберта I (575) власть в Австразии перешла к его вдове Брунхильде, правившей сначала от имени сына, Хильдеберта II (592-596), затем от имени внуков, Теодеберта II (596-612) и Теодориха II (612-613). Авторитарное правление Брунхильды и конфликты в королевской семье вызвали недовольство знати, которая оказала поддержку ее противнику, кор. Нейстрии Хлотарю II (584-629). Оппозицию, выступившую на стороне Хлотаря II, возглавили св. Арнульф и Пипин I Старший († 640). Арнульф был влиятельным сановником при дворе кор. Теодеберта II. Земли Пипина находились в среднем течении р. Маас; благодаря браку со св. Идубергой (Итой) Нивельской († 652) он приобрел владения в окрестностях Меттиса. В 613 г. кор. Хлотарь II вторгся в Австразию и расправился с Брунхильдой и ее внуками. Король назначил Арнульфа на епископскую кафедру Меттиса, но епископ сохранил за собой и придворные должности доместика и палатина. Под давлением знати Хлотарь II возвел на королевский престол Австразии сына, Дагоберта I (623-638/9, с 629 король франков), чьим воспитателем и регентом стал еп. Арнульф. Пипин Старший был назначен майордомом Австразии (обязанности майордома (maior domus, maior palatii) первоначально состояли в управлении гос. землями (фиском), впосл. майордом стал главным советником короля). Еп. Арнульф и майордом Пипин Старший старались удержать власть, устраняя соперников из австразийской знати (по их инициативе кор. Дагоберт I приказал казнить магната Хродоальда, родоначальника баварской правящей династии Агилольфингов) и заключая выгодные браки (Ансегизил, сын св. Арнульфа, женился на св. Бегге († 693), дочери Пипина Старшего). После смерти Хлотаря I Арнульф оставил епископскую кафедру и удалился в мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон); позднее он стал отшельником, после смерти (ок. 640) его стали почитать как святого.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

621 II/14,24. 622 II/14,25. 623 Речь здесь не идет о пятидесяти, ста или двухстах поклонах в день, но о пятидесяти, ста или двухстах «молитвах с поклонами»: каждая из этих молитв включала в себя собственно краткую молитву и один или несколько поклонов с целованием Креста. 624 II/14,26. 625 II/14,42. 626 II/14,43. 627 Лк. 10:42. 628 II/14,44. 629 II/14,45. 630 Ср. I/70 (359). 631 II/14,15. 632 II/21,1—3. 633 II/21,4—6. 634 II/5 (заглавие). Ср. II/1,75: «(Молись), когда ты ешь или пьешь, стоишь или сидишь, отходишь ко сну или делаешь что–либо, а также когда ты в путешествии или в обществе многих людей». 635 II/11,1—2. 636 Тема ковчега завета (ср. Исх. 26:10—22) как прообраза Креста развивается уже у Ефрема Сирина в «Нисибийских песнопениях». 637 Сир. qibota (ср. греч. kibvtobw). Тема ковчега завета играет важную роль в восточно–христианской анти–иудейской литературе VI—VII вв. 638 Т. е. народ израильский. 639 Ср. Числ. 10:35—36. 640 Ср. 1 Цар. 4:7. 641 II/11,3—4. 642 Ср. Ис. Нав. 7:6. 643 II/11,5. 644 II/11,5—8. 645 II/11,8. 646 Ср. Исх. 20:4; Лев. 26:1; Втор. 5:8. 647 II/11,11. 648 II/11,13. 649 Ср. Исх. 25:17. 650 II/11,15. Имеется в виду Нарсай. Беседа о Ковчеге 183—184: «Под крышкой Писание подразумевает человеческое естество Спасителя нашего». 651 Т. е. в ковчеге завета. 652 II/11,12. 653 II/11,13. 654 Образ Креста. 655 Ср. Ин. 2:19—21. Христологический язык этого текста соответствует традиционной восточно–сирийской терминологии. 656 II/11,12. 657 II/11,15—16. 658 II/11,17—19. 659 II/11,21. 660 II/11,21—22. 661 II/11,24—26. 662 II/11,30—34. 663 В современных храмах Ассирийской Церкви Востока на ступенях, ведущих в алтарь, размещается специальный каменный престол, называемый «Шкинта» (Шехина): на нем полагаются крест и Евангелие. В ассирийских храмах нет икон и распятий; основным символом, используемым повсеместно, является простой четырехконечный крест. 664 II/5 (заглавие). 665 Ср. 3 Цар. 18:42. 666 II/14,46. 667 II/4,4—9. 668 I/56 (289). 669 II/5,16. 670 II/11,17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

623 Лоренц У. Гармония Души и Вселенной.//Европа. 1994, с. 28. 624 Йоги Махаджан. Восхождение. – Тольяттти. 1989, сс. 85-86. 625 Рерих Н. К. Сожжение тьмы. Привет молодым.//Рерих Н. К. Душа народов. – М., 1995, с. 99. Н. Рерих в данном случае не просто высказывает свое мнение; он цитирует отрывок из одного из трактатов «Живой этики». 626 Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста. с. 146. 627 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 269. 628 МИД. Фонд консульского управления. Опись 9. Пор. Папка 860. 629 Юнг К.-Г. Йога и Запад.//Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991, с. 229. 630 В 1844 г. в Лондоне Общество психических исследований подвергло исследованию Блаватскую. «Мы не видим в ней ни представительницы таинственных мудрецов, ни того менее – простой авантюристки. Мы согласны, что она заслужила свое место в истории как одна из наиболее совершенных, остроумных и интересных обманщиц нашей эпохи» (Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. – М., 1994, с. 70). 631 Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 1. – М., 1960, сс. 12 и 10-11. 632 св. Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов.//Творения. Т. 3. – М., 1993, сс. 13-15. 633 св. Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. с. 19. 634 св. Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. с. 18. 635 архим. Софроний (Сахаров). О молитве. – Париж, 1991, с. 111. 636 Рерих Е. И. Огненный опыт. с. 71. 637 св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 73. 638 Булгаков С. Н. Христианство и штейнерианство.//Переселение душ. Сборник. – М., 1994, с. 251. 639 Правда, преп. Максим Исповедник говорит, что знает границы Бога, знает, чего Бог не может знать – Бог не может знать зло и творить зло (см. преп. Максим Исповедник. О различных затруднительных местах Священного Писания. Вопрос XLIV//Творения. Т. 2. – М., 1993, с. 116). Поскольку «познание» и «ведение» на языке патристики и Библии означает участие и приобщение к познаваемому, то и св. Василий Великий не сомневается сказать, что «Бог знает о Себе, что такое Он есть и не знает – что Он не есть» (св. Василий Великий. Письма.//Творения. Ч. 6. – Сергиев Посад. 1892, с. 33). Поскольку Бог не может участвовать во зле, то, конечно, Бог не может «знать» зло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

619 Sathas, р. 78; Nicet. р. 487. 14 . В том и другом случае даже сравнения одинаковы: побежденные болгары бросаются в реку, как евангельское стадо свиней. 622 Любопытные сообщения об этом делает Wille-Hardouin, Histoire de 1а conquete de Constantinople, chap. 389, 474. и др. 629 В истории р. 488–9 короче, чем в послании-р. 79–80; в последнее внесены черты, характеризующие набеги кочевников вообще. 631 Обстоятельство, подтверждающее высказанную нами ранее мысль, что между первым и вторым походом не могло пройти более нескольких месяцев. 637 Το ατο λγος ες τν ατοκρατορα κρ A­ λξιον τν Κομνηνν ποστρψαντα κ τς ω μετ τς σπονδς, τς μετ το σουλτνου… 638 Sathas, p. 85. τοτο δ κα τ γερουσιζον μτερον πλρωμα-новый факт к скудной подробностями биографии г Никиты: сенаторское достоинство получил он, следовательно, в первые годы Алексея Комнина-Ангела III. 639 Ibidem, ο τω φιλαλξιοι; так назывались приверженцы парииш Алексея, в противоположность партии Исаака, низверженного и ослепленного Алексеем в 1195 году. 640 Sathas, p. 86. πε κα μικρ σοι παρσις α τη… βραχεα μετβασις. Заметим, что это во второй раз делается намек на краткосрочный поход. 641 Так называет Никита все тогдашние владения турок-сельджуков; здесь речь идет о владениях султана иконийского в Малой Азии. 644 Sathas, p. 87. Оратор переходить к судьбе самозванца, около того времени составившего заговор против Алексея. Можно догадываться, что речь идет об И. Толстом. Nicet, p. 697. 649 Sathas, p. 85. κα λον τεχνς αα κα τς εαρθμους μρας συλλογιζμενο… и на 86 стр. 658 Το ατο λγος ες τν βασιλα κρ A­ λξιον τν Κομνηνν, τε πανζευξεν π τν μερν τς δσεως… 661 Характеристика отношений весьма темная, выраженная неправильность и напыщенность языком; см. Nicet, p. 622–623. 663 Никита восхищает даже и тем, что император во время похода забавлялся охотой с гончими собаками и ловчими птицами; Sathas, p. 94. 666 Т.е. состоял в родстве с царским домом; речь идет об Исааке, тиране кипрском, родственник Алексея по царице Евфросинии; Nicet, p. 611.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

618)  Нам известны две проповеди Григория Назианзина, апологии Аполлинария Лаодикийского (не сохранилась), Кирилла Александрийского , Филиппа Сидского (не сохранилась). 619)  Августин. Письма. 78.3. 620)  Августин. Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 7.6; Проповеди. 51.1–2; Толкование псалмов. 39.9; 80.22. 621)  Августин. Исповедь. 6.2.2. 622)  Августин. Исповедь. 1.11.18. За некоторыми исключениями, цитаты из “Исповеди” даны по блестящему переводу М.Е. Сергеенко (Исповедь блаженного Августина , епископа Гиппонского). 623)  Августин. Исповедь. 1.11.18. Пер. мой – П.Г. Ср. Проповеди. 352.9. 624)  Августин. Исповедь. 3.1.1. 625)  Августин. Исповедь. 3.3.5. 626)  Иероним. Письма. 22.30. 627)  Августин. Исповедь. 3.4.7. 628)  Августин. Исповедь. 3.7.12; 8.10.23–24; О свободном выборе. 1.2.4; О пользе веры. 1.2. 629)  Епифаний Кипрский. Панарий. 2.28.6–7, 2.53.1–4; Августин. Исповедь. 4.1, 5.10; О нравах соборной Церкви. 80; Против посланий Петилиана. 3.17.20. См. подробнее J. Ries. Manichaeism. Т. 9. С. 157–158. 630)  Никейский собор (325 г.). Правило 2; Апостольские правила. 80; Руфин. История церкви. 11.11. 631)   Heri catechumenus, hodie pontifex; heri in amphitheatro, hodie in ecclesia; vespere in circo, mane in altari; dudum fautor strionum, nunc virginum consecrator . Иероним. Письма. 69. 632)  Августин. О пользе веры. 8.20. 633)  Августин. Исповедь. 6.3.4–4.6. 634)  Амвросий Медиоланский. О таинствах. 1.1. Обращает на себя внимание тот факт, что Литургия преждеосвященных Даров, которую служат Великим постом, включает ветхозаветные чтения из книг Бытия и Притч. Соломоновых. 635)  Августин. Исповедь. 8.6.14–8.19. 636)  Августин. Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 15.33. 637)  Августин. Исповедь. 6.13. 638)  Августин. Исповедь. 8.11.26, 8.12.28 (в моем вольном пересказе). 639)  Августин. Проповеди. 224.2–4. 640)  См. случай о чудесном назначении на епископскую кафедру Тура св. Мартина у Сульпиция Севера, Житие св. Мартина Турского 10. 641)  Рим.13:13–14, по латинскому переводу. См. Августин. Исповедь. 8.12.29.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

622 . MacKenzie C. S. Biblical Interlude: Augustine’s Trinitarianism//Building a Christian World View/Ed. W. A. Hoffecker, G. S. Smith. Phillipsburg, N.J.,1986. P. 81–96. 623 . MacWilliam J. Augustine’s Early Trinitarian Thought//Essays in Medieval Philosophy and Theology in Memory of W. H. Principe/Ed. J. R. Ginther and C. N. Still. Aldershot, 2005. P. 9–18. 624 . Madec G. Augustin, disciple et adversaire de Porphyre//Revue des Etudes Agustiniennes, 10 (1964). P. 365–369. 625 . Idem. Saint Augustin et la philosophic. Notes critiques. Paris, 1996. 626 . Idem. Deus//Augustinus-Lexikon/Ed. C. Mayer et al. Basel, 1996–2002. P. 313–365. 627 . Mader J. Die logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. Wien, 1965. 628 . Marrou H.-I. Saint Augustin et la fin de la culture antique. Paris, 1938. 629 . Martland T. R. A Study o Cappadocian and Augustine’s Trinitarian Methodology//Anglican Theological Review 47 (1965). P. 252–263. 630 . Mascia G. La teoria della relazione nel «De Trinitate» di S. Agostino. Napoli, 1955. 631 . Moran J. Las relaciones divinas segun s. Agustin//Augustinus 4 (1959). P. 353–372. 632 . O’Daly G. Augustine’s Philosophy of Mind. London, 1987.. 633 . O ’Meara J. J. Augustine and Neo-platonism//Recherches Augustiniennes 1 (1958). P. 91–111. 634 . Idem. Porphyry’s Philosophy from Oracles in Augustine. Paris, 1959. 635 . Idem. Porphyry’s Philosophy from Oracles in Eusebius’ Praeparatio Evangelica and Augustine’s Dialogues of Cassiciacum. Paris, 1969. 636 . Ormerod N. Augustine and the Trinity: Whose Crisis?//Pacifica 16 (2003). P. 17–32. 637 Idem. The Psychological Analogy for the Trinity: At Odds with Modernity//Pacifica 14 (2001). P. 281–294. 638 . Idem. Augustine’s «De Trinitate» and Lonergan’s realms of meaning//Theological Studies 64 (2003). P. 773–794. 639 . Idem. The Trinity. Retrieving the Western Tradition. Milwaukee (Wisconsin), 2005. 640 . Orthodox Readings of Augustine/Ed. G. E. Demacopoulos, A. Papanikolaou. N.Y., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Припев дополняет предыдущий, приглашая величать не крест вообще, а само воздвижение его и наименованием его «Животворящий» кратко выражая все его значение. Это единственная в церковном году служба, имеющая в одном каноне одну двойную песнь. Другая 9-я песнь введена, явно, взамен целого другого канона, так как только этот праздник среди двунадесятых Господских не имеет другого канона 614 . Припев Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение. Величай, душа моя, воздвижение животворящего Креста Господня. Ирмос Снедию древа роду прибывшая смерть, Крестом упрзднися днесь: ибо праматерняя всеродная клятва разршися, прозябением Чистыя Богоматере, Юже вся силы небесныя величают. Смерть, вошедшая 615 в род (человеческий) через вкушение 616 от древа, сегодня упразднена 617 Крестом, ибо всеобщее 618 проклятие праматери разрушено 619 Отраслью 620 Чистой Богоматери 621 , Которую все силы небесные 622 величают 623 . Тропари Горести убийственныя яже от древа, не оставив, Господи, Крестом бо сию совершенно истребил еси. Сего ради и древом услади иногда горесть вод Мерры, пробразующее Креста действо, еже вся силы небесныя величают. Не попустив 624 убийственной 625 горечи от древа, Ты, Господи, совершенно истребил 626 ее Крестом; и потому 627 некогда древо усладило 628 горечь вод Мерры, предызображая действие 629 Креста, которое все силы небесные величают. Непрестанно гружаемыя мраком праотца, Господи, Крестом возвысил еси днесь, яко бо лестию весьма нудержанно естество преднизведеся: всеродне ны паки исправи свет Креста Твоего, егоже вернии величаем. Непрестанно 630 погружавшихся во мрак 631 праотца 632 Ты, Господи, возвысил 633 ныне Крестом, ибо когда естество 634 крайне 635 неудержимо 636 до этого низведено 637 было обольщением 638 , опять всецело 639 исправил 640 нас свет Креста Твоего, который мы, верные, величаем. Да образ покажеши миру покланяемый, Господи, Креста, во всех яко преславный на небесех изобразил еси, светом безмерным озарен, царю всеоружие непобдимое. Тем тя вся силы небесныя величают.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

621. Ср.: Пс. 148 (Сотиропулос). 622. Ср.: 1Цар. 2, 30 (Сотиропулос). 623. Ср.: Ис. 61, 2 (Сотиропулос). 624. 1Тим. 6, 15. 625. Ср.: Дан. 3, 52; Пс. 88, 53 626. Ср.: Иов 38, 7. 627. Ср.: Исх. 14, 4. 17. 628. Букв. «произволением». 629. Пс. 150, 2 (Сотиропулос). 630. Там же (Сотиропулос). 631. Пс. 49, 14. 632. Пс. 49, 15. 633. Пс. 49, 23. В этой и предыдущей цитате использованы чтения лукиановской рецензии. 634. Этот эпитет впервые употреблен Пс.-Дионисием Ареопагитом. 635. Таково чтение 9 рукописей, согласное с обычным ВЗ чтением. В других рукописях причастие стоит в будущем времени (последнее чтение предпочтено Сотиропулосом). 636. 1Цар. 2, 30. 637. Букв. «нашел место» (χραν ερν). 638. См.: Быт. 15, 5; 22, 11–12. 15–18 (Риго). 639. Хотя в данном месте «бы» в греческом тексте не повторяется, можно, как поступил в своём переводе А. Риго, добавить ν по смыслу из предыдущей фразы. Однако, возможно, автор понимает разрушение челюсти как имевший место (после битвы) факт, ср.: Суд. 15, 17 (ρριψεν τν σιαγνα… ναρεσις σιαγνος – род. падеж можно трактовать не только как субъективный, но и как объективный) и 19 (τ τραμα τς σιαγνος). 640. Синодальный перевод, следом за Луи Сегоном и Мартином Лютером, относит слово «челюсть» не к самому предмету, а к местности (Лехи), названной по этому предмету, тогда как Септуагинта, Вульгата, переводы славянский и короля Иакова понимают здесь слово «челюсть» буквально. 641. См.: Суд. 15, 15–19. 642. Ср.: Ис. 37, 35 (Риго). Ср. также: Пс. 17, 1. Однако, скорее всего, правы издатели Фикары, что автор имеет в виду не одного из 12-ти «малых пророков» (в таком случае указание авторства Захарии было бы ошибкой памяти), а отца Иоанна Предтечи, см.: Лк. 1, 69 (Пер.). 643. Ср.: Пс. 88, 21–24. 644. Пс. 17, 4. 645. См. примеч. 31. 646. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XVI в присутствии отца, 5//PG 35, 940 C. Ср. также рус. пер.: т. 1, с. 234. 647. Букв. «корзинку». 648. Пс. 49, 14. 649. Цитата не установлена (у издателей Фикары ложная ссылка на простую цитату из Пс. 49 у Василия Великого). В предположении границ цитаты издатели расходятся (Риго и издатели Фикары закрывают её после «с дерзновением»).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Мон-рь Шпонхайм. Гравюра. Ок. 1650 г. [лат. Irmina, Ermina, Hermina] († нач. VIII в.), св. (пам. зап. 24 дек., 3 янв.), аббатиса монастыря Эрен в г. Треверы (Трир, Германия). Самые ранние и наиболее достоверные сведения об И. содержатся в 5 грамотах, к-рые были выданы аббатисой в пользу мон-ря Эхтернах (в совр. Люксембурге) и датируются 697/98-704 гг. Несмотря на рано оформившееся почитание И. и ее связь с родом франк. майордомов, впосл. королей и императоров Пипинидов-Каролингов, агиографическая традиция сложилась лишь в XI в. Житие И. было создано незадолго до 1081 г. мон. Теофридом, впосл. аббатом мон-ря Эхтернах (1081-1109). Вместе с другими произведениями Теофрида Житие И. было включено в хронику Теодориха Эхтернахского (1191). В это же время сведения об И., в т. ч. легендарные, появляются в «Истории трирцев» (De rebus Treverensibus libellus. 12//MGH. SS. T. 14. P. 104) и в «Деяниях трирцев» (Gesta Treverorum//Ibid. T. 8. P. 160, 195). В этих произведениях И. представлена как дочь франк. кор. Дагоберта I (623-638/9) и его жены Матильды, что не соответствует действительности. Учитывая богатые пожертвования, сделанные И. монастырю Эхтернах, она принадлежала к крупной австразийской знати и, очевидно, состояла в родственных связях с Пипинидами. Однако как св. покровительница Каролингской династии И. упоминается только в поздней агиографической традиции, созданной уже после пресечения династии, в источниках каролингской эпохи интерес к личности святой не прослеживается. По мнению исследователя К. Вампаха, И. была дочерью или родственницей франк. герц. Теотара и супругой дворцового графа (comes palatii) Гугоберта, занимавшего должность при кор. Австразии Хильдеберте III (694-711). У И. было неск. дочерей, в т. ч. св. Адула (Адела) и Плектруда, ставшая женой майордома Пипина II Геристальского - родоначальника династии Каролингов. Эта гипотеза противоречит агиографической традиции, согласно к-рой И. была девственницей (Адула и Плектруда в этой традиции считались ее сестрами).

http://pravenc.ru/text/674071.html

179 RF: Оно осталось тем, чем и было, даже когда стало человеком, будучи увенчано превосходнейшей во всех отношениях и высочайшей славой (62:3–4). 181 Выражение μρος κσμου часто встречается у св. Кирилла (Schol., PG 75, 1374 A ...pars mundi; Adv. Nest., ACO 1, 1, 6, 38:14; RF ad Dom., ACO 1, 1, 5, 101:15–16; Quod unus sit Christus 769:5), также как и сходное с ним μρος κτσεως («часть творения» – De Trim, 508:36, 509:5, 509:12; Adv. Nest., ACO 1, 1, 6, 58:34). Cp. у св. Афанасия Великого : μρος το λου («часть целого» – Athan. Alex. De incarn. Verbi, 43, 4, 5. TLG 2035/2 [Рус. пер.: Ce. Афанасий Великий . Творения. T. 1. М., 1994. С. 246]) и μρος τν κτισμτων («часть тварей» – Athan. Alex. Ер. ad Adelph., PG 26, 1076:1 [Рус. пер.: Ce. Афанасий Великий . Творения. Т. 3. С. 304]). Как таковое, выражение μ€ρος κοσμου находится главным образом в контексте антиаполлинаристской полемики, например, во второй книге «Против Аполлинария» св. Афанасия (Athan. Alex. De incarn. contra Apoll., PG 26, 1137:28 и 1144:2 [Ce. Афанасий Великий. Творения. T. 3. С. 344 и 347]) (Durand 1964. P. 258. Примеч. 1). 192 Св. Кирилл занят истолкованием этого евангельского стиха ( Ин.4:22 ) в каждом из своих антиарианских сочинений. При чтении «Сокровища о Святой и Единосущной Троице» (Thés. 9, PG 75, 117:33–51) может сложиться превратное впечатление, словно здесь излагается некий сценарии, который соглашается играть Бог Слово: Он говорит от лица человека, с уничижением в речах, которое подобает домостроительству (οκονομικς). Однако в «Диалогах о Святой Троице» (De Trin. 6. 623:1–624:30) более отчетливо выражено, что Христос в состоянии уничижения как человек и иудей не отказывается от поклонения. К этой же точке зрения приближаются как «Толкование на Евангелие от Иоанна» (Comm, in Joan. 1, 276:6–284:13 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 638–644]), так и более позднее сочинение «О правой вере к царевнам» (RF ad aug., ACO 1, 1, 5, 31:29–32:3). Также и в данном случае понятно, что Христос поступает не напоказ: Он отвечает со стороны одной из «составляющих реальностей» Богочеловека, «поклоняющегося человечества», которое нуждается в прославлении. В «Схолиях на вочеловечение Единородного» (Schol., PG 75, 1407:30–44), в которых наиболее проявляется в общем несвойственная для богословия св. Кирилла «дуалистическая» тенденция, он уточняет, что Христос поклоняется и принимает поклонение соответственно разным естествам (secundum aliud et aliud). Однако и здесь он не анализирует психологию Христа как поклонника и очень скоро возвращается к «вертикальному» взгляду на Боговоплощение: в самой глубине Христос остается Тем, Кому поклонение воздается как должное (Durand 1964. Р. 262. Примеч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010