Мон-рь Шпонхайм. Гравюра. Ок. 1650 г. [лат. Irmina, Ermina, Hermina] († нач. VIII в.), св. (пам. зап. 24 дек., 3 янв.), аббатиса монастыря Эрен в г. Треверы (Трир, Германия). Самые ранние и наиболее достоверные сведения об И. содержатся в 5 грамотах, к-рые были выданы аббатисой в пользу мон-ря Эхтернах (в совр. Люксембурге) и датируются 697/98-704 гг. Несмотря на рано оформившееся почитание И. и ее связь с родом франк. майордомов, впосл. королей и императоров Пипинидов-Каролингов, агиографическая традиция сложилась лишь в XI в. Житие И. было создано незадолго до 1081 г. мон. Теофридом, впосл. аббатом мон-ря Эхтернах (1081-1109). Вместе с другими произведениями Теофрида Житие И. было включено в хронику Теодориха Эхтернахского (1191). В это же время сведения об И., в т. ч. легендарные, появляются в «Истории трирцев» (De rebus Treverensibus libellus. 12//MGH. SS. T. 14. P. 104) и в «Деяниях трирцев» (Gesta Treverorum//Ibid. T. 8. P. 160, 195). В этих произведениях И. представлена как дочь франк. кор. Дагоберта I (623-638/9) и его жены Матильды, что не соответствует действительности. Учитывая богатые пожертвования, сделанные И. монастырю Эхтернах, она принадлежала к крупной австразийской знати и, очевидно, состояла в родственных связях с Пипинидами. Однако как св. покровительница Каролингской династии И. упоминается только в поздней агиографической традиции, созданной уже после пресечения династии, в источниках каролингской эпохи интерес к личности святой не прослеживается. По мнению исследователя К. Вампаха, И. была дочерью или родственницей франк. герц. Теотара и супругой дворцового графа (comes palatii) Гугоберта, занимавшего должность при кор. Австразии Хильдеберте III (694-711). У И. было неск. дочерей, в т. ч. св. Адула (Адела) и Плектруда, ставшая женой майордома Пипина II Геристальского - родоначальника династии Каролингов. Эта гипотеза противоречит агиографической традиции, согласно к-рой И. была девственницей (Адула и Плектруда в этой традиции считались ее сестрами).

http://pravenc.ru/text/674071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАГОБЕРТ I [лат. Dagobertus] (ок. 608 - 19.01.638/9, Катуллиак, совр. Сен-Дени, близ Парижа), франк. кор. Австразии (с 623), Нейстрии и Бургундии (c 629). Сын кор. Хлотаря II и Бертруды; дети: Сигиберт III, кор. Австразии (от Рагнетруды), Хлодвиг II, кор. Нейстрии (от Нантхильды). Основные источники сведений о жизни Д.- «Хроника Фредегара» (Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici; начата в сер. VII в. в Бургундии, продолжена и значительно переработана в сер. VIII в. в Австразии) и анонимная «Книга истории франков» (Liber Historiae Francorum; написана в нач. VIII в. в Нейстрии), содержание к-рой пересекается с «Хроникой Фредегара». В нач. IX в. монах из аббатства Сен-Дени написал «Деяния Дагоберта» (Gesta Dagoberti), где воспроизвел сведения из «Хроники Фредегара» и «Книги истории франков», затенив неблаговидные факты. Произведение было создано с целью закрепить почитание Д. в аббатстве Сен-Дени. Автор подробно описал привилегии, к-рые предоставил Д. ц. св. Дионисия. Он ссылается на документы нач. VII в., хранившиеся в аббатстве, приводит их целиком или в отрывках. В 623 г. Хлотарь II выделил Австразию в отдельное королевство, удержав за собой области к западу от Ардуеннского леса (совр. Арденны) и Восега (совр. Вогезы), а также владения в Аквитании и Провинции (совр. Прованс), и передал Д. Тот был привезен в Меттис (совр. Мец) и торжественно провозглашен королем. Церемония происходила в присутствии еп. Меттиса св. Арнульфа и майордома Австразии Пипина Ланденского. Они стали главными советниками молодого короля, определяя его политику в первые годы правления. В 625/6 г. Хлотарь вызвал Д. в свою резиденцию Клиппиак (совр. Клиши) под Паризиями (совр. Париж) и вопреки желанию сына женил его на Гоматруде, сестре своей 2-й жены. Через 3 дня после свадьбы Д., поддерживаемый св. Арнульфом, потребовал от отца возвращения Австразийскому королевству всех прежних владений. Дело было решено третейским судом, состоявшим из знатных франков (по 12 чел. от Нейстрии и Австразии). Хлотарь II был вынужден пойти на уступки: королю Австразии были возвращены зап. владения до г. Ремы (совр. Реймс), однако земли в Аквитании и Провинции Хлотарь II удержал за собой. После того как еп. Арнульф удалился в мон-рь Хабенд (Ремиремонт; совр. Ремирмон), место советника при Д. занял св. Куниберт , еп. Колонии (совр. Кёльн).

http://pravenc.ru/text/168610.html

Предки К. принадлежали 2 знатным франк. родам, которые в VII в. принимали активное участие в политической жизни гос-ва Меровингов. Их родовые земли находились в Австразии - королевстве, сложившемся во 2-й пол. VI в. в сев.-вост. части меровингской Галлии (крупнейшие города - Колония (ныне Кёльн, Германия), Меттис, Ремы (ныне Реймс, Франция), Треверы (ныне Трир, Германия)). Предки К. участвовали в междоусобной борьбе франк. королей Австразии и Нейстрии. После смерти кор. Сигиберта I (575) власть в Австразии перешла к его вдове Брунхильде, правившей сначала от имени сына, Хильдеберта II (592-596), затем от имени внуков, Теодеберта II (596-612) и Теодориха II (612-613). Авторитарное правление Брунхильды и конфликты в королевской семье вызвали недовольство знати, которая оказала поддержку ее противнику, кор. Нейстрии Хлотарю II (584-629). Оппозицию, выступившую на стороне Хлотаря II, возглавили св. Арнульф и Пипин I Старший († 640). Арнульф был влиятельным сановником при дворе кор. Теодеберта II. Земли Пипина находились в среднем течении р. Маас; благодаря браку со св. Идубергой (Итой) Нивельской († 652) он приобрел владения в окрестностях Меттиса. В 613 г. кор. Хлотарь II вторгся в Австразию и расправился с Брунхильдой и ее внуками. Король назначил Арнульфа на епископскую кафедру Меттиса, но епископ сохранил за собой и придворные должности доместика и палатина. Под давлением знати Хлотарь II возвел на королевский престол Австразии сына, Дагоберта I (623-638/9, с 629 король франков), чьим воспитателем и регентом стал еп. Арнульф. Пипин Старший был назначен майордомом Австразии (обязанности майордома (maior domus, maior palatii) первоначально состояли в управлении гос. землями (фиском), впосл. майордом стал главным советником короля). Еп. Арнульф и майордом Пипин Старший старались удержать власть, устраняя соперников из австразийской знати (по их инициативе кор. Дагоберт I приказал казнить магната Хродоальда, родоначальника баварской правящей династии Агилольфингов) и заключая выгодные браки (Ансегизил, сын св. Арнульфа, женился на св. Бегге († 693), дочери Пипина Старшего). После смерти Хлотаря I Арнульф оставил епископскую кафедру и удалился в мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон); позднее он стал отшельником, после смерти (ок. 640) его стали почитать как святого.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУНИБЕРТ [Лат. Cunibertus, Chuneberctus; нем. Kunibert] (между 590 и 600 - ок. 663), св. (пам. зап. 12 нояб.), еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия). Сведения о К. сохранились в «Хронике» Псевдо-Фредегария, составленной при жизни святого, а также в постановлениях галльских церковных Соборов, грамотах и др. источниках. Не ранее X в. были составлены 2 Жития К., одно из к-рых сохранилось в 3 версиях (BHL, N 2014-2017). Возведение в сан епископа Колонии св. Куниберта. Витраж приходской ц. св. Куниберта в Кёльне Возведение в сан епископа Колонии св. Куниберта. Витраж приходской ц. св. Куниберта в Кёльне К. принадлежал к знатному роду рипуарских франков. В 1-й версии Жития сообщается о происхождении святого из «Мозельской провинции» (ex provincia Mosalensi - Vita sancti Cuniberti. 1886. P. 244), т. е., вероятно, из области между городами Треверы (ныне Трир, Германия) и Меттис (ныне Мец, Франция). Имя отца К., Краллон, может свидетельствовать о связи его семьи с населенным пунктом на месте совр. Керлен-ле-Сьерк (деп. Мозель, Франция) ( M ü ller. Kunibert von Köln. 1991. S. 7-8). После того как в 613 г. Австразия была захвачена кор. Нейстрии Хлотарем II, К. воспитывался при королевском дворе в Меттисе, затем получил образование в соборной школе в Треверах и стал архидиаконом Треверской архиепископской кафедры. Став при поддержке местной знати королем Австразии, Дагоберт I (623-638/9), сын Хлотаря II, способствовал избранию К. на епископскую кафедру Колонии. Рукоположение состоялось 25 сент. 623 г.; вскоре после этого, согласно Житию, К. обрел и перенес в Треверы мощи мц. Урсулы . К. присутствовал на синодах франк. епископов в Ремах (ныне Реймс, Франция) (625) и Клиппиаке (ныне Клиши, Франция) (626/7). На последнем были приняты 28 канонов, регулировавших вопросы собственности епископа (2-е прав.), переход клириков в др. город или провинцию (14-е прав.), процедуру обжалования клириком решения своего епископа (6-е прав). 1-е прав. содержит запрет клирикам заниматься ростовщичеством (Concilia Galliae, A. 511 - A. 695/Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 291-297. (CCSL; 148A)). В грамоте Дагоберта I от 21 сент. 628 г. К. вместе с майордомом Пипином Старшим и св. Арнульфом , еп. Меттиса, упомянут среди ближайших советников короля (procerum nostrorum - Die Urkunden. 2001. Tl. 1. S. 83). В подложных грамотах Дагоберта I К. назван главой королевской канцелярии (archicancellarius - Ibid. S. 155, 158). К. был 1-м епископом Колонии, которому удалось установить тесные связи с майордомами Австразии. В правление Дагоберта I епископ принял участие в создании важного памятника германского права - «Рипуарской правды» (Lex Ribuaria), что свидетельствовало о росте политического значения кафедры Колонии. В 633 или 634 г. К. и герц. Адальгизил стали регентами при Сигиберте III, 3-летнем сыне Дагоберта I, к-рому отец передал Австразию.

http://pravenc.ru/text/2462255.html

Если бы кто стал утверждать, что такое бессознательное поведение не может иметь нравственного достоинства, так как это достоинство предполагает развитие сознания нравственного закона и свободы, у того мы спросили бы только, что такое истинная нравственность и что такое нравственный закон и нравственная свобода? Мы будем стараться уяснить себе эти вопросы и дать на них ответ, а пока это не будет сделано, сошлёмся на Спасителя мира, который не напрасно говорил о детях, что они должны быть нравственным образцом для учеников Его, и на св. апостола Павла, который в Послании к римлянам, говоря о стоящих на высшей степени нравственного совершенства и называя их сынами Божиими, говорит не то, что они свободно исполняют предписания, данные им отвне, а то, что они влекутся (γονται) или, как Св. Синод перевёл, водятся Духом Божиим, которого они приняли, Духом не рабства, а усыновления ( Рим.8:14–15 ). А если кто-нибудь подумал бы, что мы, вводя в понятие о нравственном приятные чувствования, как существенный признак его, и предполагая для объяснения его нравственную потребность, или инстинкт, удовлетворение которой не может не сопровождаться известным удовольствием, тем унижаем достоинство нравственных подвигов до эвдемонизма или утилитаризма, тому мы пока указали бы только на то, что Сам Спаситель наш, призывая своих последователей к самым высоким подвигам, конечно не напрасно 9 раз называет их блаженными, если они подъемлют на себя эти подвиги (учение о блаженствах), а так же и на то, что св. апостол Иаков называет добродетельных людей блаженными в их действованиях ( Иак.1:25 ). – Истинной нравственности мы можем ожидать только тогда от человеческой природы, когда ей врождена нравственная потребность, влечение к добру и свойственное ему наслаждение при удовлетворении этого влечения. Мы знаем и такого рода возражение против нашей гипотезы, по которому нравственная потребность есть будто бы contradictio in adjecto (Ульрици, тело и душа, 681–684, 623–627, 628–629 и 638). Но понять и уяснить это возражение, равно как и дать понятие об эвдемонизме, невозможно без уяснения того, в каких явлениях нравственная потребность выражается в человеке и чем отличается она от всех прочих потребностей человеческой природы. 2. Нравственное чувство

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Там же. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 5, Богородичен. 615 Там же. Седмица 3–я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 616 Там же. Седмица 5–я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 4, Богородичен. — Ред. 618 Там же. Канон великий. Песнь 8, Богородичен. — Ред. 619 Там же. Канон великий. Песнь 1, Богородичен. — Ред. 620 Там же. Канон великий. Песнь 6, Богородичен. — Ред. 621 Там же. Седмица 3–я Великого поста. Среда. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 622 Там же. Седмица 4–я Великого поста. Суббота. Утреня. Четверо–песнец 2. Песнь 7, Богородичен. 623 Там же. Седмица 6–я Великого поста, ваий. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 624 Там же. Седмица 4-я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 9, Богородичен. 625 Там же. Сырная седмица. Среда. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 626 Там же. Седмица 2–я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 5. 628 Там же. Седмица 5–я Великого поста. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Ирмос 9–й песни. 629 Там же. Седмица 6–я Великого поста, ваий. Четверток. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 4, Богородичен. 630 Там же. Седмица сырная. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Ирмос 9–й песни. 631 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 257. 632 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 133, 206. 633 Добротолюбие. Т. 4. С. 15–16. 634 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 155. 635 Аверинцев С. С, Сыркин А. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII — первой половине IX века. С. 89. 636 Нестеровский Е. Литургика… Ч. 1. С. 41, примеч. М. И. В оригинале выделение сделано курсивом. — Ред. 637 Голубцов А. П. Из чтений… Ч. 2. Литургика. С. 235. 638 Там же. 639 См.: Алексий (Симанский), патриарх. Речь в Московской Духовной Академии о церковном пении 18 апреля 1948 года//Слова, речи, послания… Т. 1. С. 247. 640 Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280– 306; 1986. Сб. 27. С. 81–106. 642

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 117-123; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 7-8, 87-88, 152; Т. 2. С. 54-56, 124, 244-249, 251, 279; Т. 3. С. 11-12, 52-56, 105; Т. 5. С. 125, 354-355, 378-379; Т. 6. С. 4-5, 274; Т. 8. С. 159, 163, 182; Т. 9. С. 155, 157; Т. 10. С. 126, 233; Акты свт. Тихона. С. 114, 318, 340, 405-407, 409-410, 421, 481, 512, 637-641, 651-657, 680-681, 700-702, 809, 820-823, 866-870; За Христа пострадавшие: Кн. 1. С. 567-575; Иоанн (Снычев), митр. Церк. расколы. С. 251-263; Цыпин. История РЦ. С. 14, 21-22, 31, 41-42, 51, 90, 93, 96, 106-107, 112, 116, 118, 126, 129, 131, 135-137, 139, 144, 154, 160, 177, 184-186, 204, 211, 249, 388; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. Миссия в Урмии: (1898-1918)//ХЧ. 1997. 13. С. 73-112; Журавский А. В. Жизнь и деятельность митр. Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК. 1997. С. 203-212; он же. Гжатский период жизни Казанского митр. Кирилла (Смирнова) и арест 1934 г.//Там же. 1998. С. 246-252; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004; «Молитва всех вас спасет»: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского. М., 2000. С. 9, 20, 40, 43-44, 46, 60, 62, 65, 77, 87-88, 94, 97, 201, 218-219, 221-222, 231-232, 271, 307, 314, 376, 385, 408, 418, 506-507, 603-604, 617, 628, 630, 645-646; Свящ. Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918. Обзор деяний. М., 2000. Т. 3. С. 35-36, 188-189, 207, 237, 268, 275, 290-291, 303, 318, 327, 351-354, 360-361, 363-364, 370-372; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 39, 84-86, 92-93, 97, 174, 264, 370-372, 374, 414-415, 549, 662; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей//БСб. 2003. Вып. 12. С. 240-255; он же. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006; он же. «Духовный Собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 2(45). С. 20-43; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 311-323; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий (1862-1937). М., 2012. С. 6, 9, 12, 20, 22-23, 25-27, 64, 69, 86, 221, 241, 250, 258, 266, 270, 275-278, 287, 319, 324, 326, 353-354, 360-363, 392, 395-396, 407, 416, 443, 454, 476, 478-479, 484, 506, 508-509, 512, 516, 527, 536-537, 539, 556-568, 571-579, 581-583, 590-592, 611, 617, 623-629, 632, 635, 638-641, 650, 656, 659, 663-674, 686-687, 689-695, 699, 706-709, 712, 727, 774, 761, 851, 859.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

618)  Нам известны две проповеди Григория Назианзина, апологии Аполлинария Лаодикийского (не сохранилась), Кирилла Александрийского , Филиппа Сидского (не сохранилась). 619)  Августин. Письма. 78.3. 620)  Августин. Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 7.6; Проповеди. 51.1–2; Толкование псалмов. 39.9; 80.22. 621)  Августин. Исповедь. 6.2.2. 622)  Августин. Исповедь. 1.11.18. За некоторыми исключениями, цитаты из “Исповеди” даны по блестящему переводу М.Е. Сергеенко (Исповедь блаженного Августина , епископа Гиппонского). 623)  Августин. Исповедь. 1.11.18. Пер. мой – П.Г. Ср. Проповеди. 352.9. 624)  Августин. Исповедь. 3.1.1. 625)  Августин. Исповедь. 3.3.5. 626)  Иероним. Письма. 22.30. 627)  Августин. Исповедь. 3.4.7. 628)  Августин. Исповедь. 3.7.12; 8.10.23–24; О свободном выборе. 1.2.4; О пользе веры. 1.2. 629)  Епифаний Кипрский. Панарий. 2.28.6–7, 2.53.1–4; Августин. Исповедь. 4.1, 5.10; О нравах соборной Церкви. 80; Против посланий Петилиана. 3.17.20. См. подробнее J. Ries. Manichaeism. Т. 9. С. 157–158. 630)  Никейский собор (325 г.). Правило 2; Апостольские правила. 80; Руфин. История церкви. 11.11. 631)   Heri catechumenus, hodie pontifex; heri in amphitheatro, hodie in ecclesia; vespere in circo, mane in altari; dudum fautor strionum, nunc virginum consecrator . Иероним. Письма. 69. 632)  Августин. О пользе веры. 8.20. 633)  Августин. Исповедь. 6.3.4–4.6. 634)  Амвросий Медиоланский. О таинствах. 1.1. Обращает на себя внимание тот факт, что Литургия преждеосвященных Даров, которую служат Великим постом, включает ветхозаветные чтения из книг Бытия и Притч. Соломоновых. 635)  Августин. Исповедь. 8.6.14–8.19. 636)  Августин. Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 15.33. 637)  Августин. Исповедь. 6.13. 638)  Августин. Исповедь. 8.11.26, 8.12.28 (в моем вольном пересказе). 639)  Августин. Проповеди. 224.2–4. 640)  См. случай о чудесном назначении на епископскую кафедру Тура св. Мартина у Сульпиция Севера, Житие св. Мартина Турского 10. 641)  Рим.13:13–14, по латинскому переводу. См. Августин. Исповедь. 8.12.29.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

179 RF: Оно осталось тем, чем и было, даже когда стало человеком, будучи увенчано превосходнейшей во всех отношениях и высочайшей славой (62:3–4). 181 Выражение μρος κσμου часто встречается у св. Кирилла (Schol., PG 75, 1374 A ...pars mundi; Adv. Nest., ACO 1, 1, 6, 38:14; RF ad Dom., ACO 1, 1, 5, 101:15–16; Quod unus sit Christus 769:5), также как и сходное с ним μρος κτσεως («часть творения» – De Trim, 508:36, 509:5, 509:12; Adv. Nest., ACO 1, 1, 6, 58:34). Cp. у св. Афанасия Великого : μρος το λου («часть целого» – Athan. Alex. De incarn. Verbi, 43, 4, 5. TLG 2035/2 [Рус. пер.: Ce. Афанасий Великий . Творения. T. 1. М., 1994. С. 246]) и μρος τν κτισμτων («часть тварей» – Athan. Alex. Ер. ad Adelph., PG 26, 1076:1 [Рус. пер.: Ce. Афанасий Великий . Творения. Т. 3. С. 304]). Как таковое, выражение μ€ρος κοσμου находится главным образом в контексте антиаполлинаристской полемики, например, во второй книге «Против Аполлинария» св. Афанасия (Athan. Alex. De incarn. contra Apoll., PG 26, 1137:28 и 1144:2 [Ce. Афанасий Великий. Творения. T. 3. С. 344 и 347]) (Durand 1964. P. 258. Примеч. 1). 192 Св. Кирилл занят истолкованием этого евангельского стиха ( Ин.4:22 ) в каждом из своих антиарианских сочинений. При чтении «Сокровища о Святой и Единосущной Троице» (Thés. 9, PG 75, 117:33–51) может сложиться превратное впечатление, словно здесь излагается некий сценарии, который соглашается играть Бог Слово: Он говорит от лица человека, с уничижением в речах, которое подобает домостроительству (οκονομικς). Однако в «Диалогах о Святой Троице» (De Trin. 6. 623:1–624:30) более отчетливо выражено, что Христос в состоянии уничижения как человек и иудей не отказывается от поклонения. К этой же точке зрения приближаются как «Толкование на Евангелие от Иоанна» (Comm, in Joan. 1, 276:6–284:13 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 638–644]), так и более позднее сочинение «О правой вере к царевнам» (RF ad aug., ACO 1, 1, 5, 31:29–32:3). Также и в данном случае понятно, что Христос поступает не напоказ: Он отвечает со стороны одной из «составляющих реальностей» Богочеловека, «поклоняющегося человечества», которое нуждается в прославлении. В «Схолиях на вочеловечение Единородного» (Schol., PG 75, 1407:30–44), в которых наиболее проявляется в общем несвойственная для богословия св. Кирилла «дуалистическая» тенденция, он уточняет, что Христос поклоняется и принимает поклонение соответственно разным естествам (secundum aliud et aliud). Однако и здесь он не анализирует психологию Христа как поклонника и очень скоро возвращается к «вертикальному» взгляду на Боговоплощение: в самой глубине Христос остается Тем, Кому поклонение воздается как должное (Durand 1964. Р. 262. Примеч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

354 RF: Оно осталось тем, чем и было, даже когда стало человеком, будучи увенчано превосходнейшей во всех отношениях и высочайшей славой (62:3–4). 356 Выражение μρος κσμου часто встречается у св. Кирилла (Schol., PG 75, 1374 A ...pars mundi; Adv. Nest., ACO 1, 1, 6, 38:14; RF ad Dom., ACO 1, 1, 5, 101:15–16; Quod unus sit Christus 769:5), также, как и сходное с ним μρος κτσεως («часть творения» – De Trin., 508:36, 509:5, 509:12; Adv. Nest., ACO 1, 1, 6, 58:34). Ср. у св. Афанасия Великого : μρος το λου («часть целого» – Athan. Alex. De incarn. Verbi, 43, 4, 5. TLG 2035/2 [Рус. пер.: Св. Афанасий Великий . Творения. T. 1. Μ., 1994. С. 246]) и μρος τν κτισμτων («часть тварей» – Athan. Alex. Ер. ad Adelph., PG 26, 1076:1 [Рус. пер.: Св. Афанасий Великий . Творения. Т. 3. С. 304]). Как таковое, выражение μρος κσμου находится главным образом в контексте анти-аполлинаристской полемики, например, во второй книге «Против Аполлинария» св. Афанасия (Athan. Alex. De incarn. contra Apoll., PG 26, 1137:28 и 1144:2 [Св. Афанасий Великий . Творения. Т. 3. С. 344 и 347]) (Durand 1964. Р. 258. Примеч. 1). 367 Св. Кирилл занят истолкованием этого евангельского стиха ( Ин.4:22 ) в каждом из своих анти-арианских сочинений. При чтении «Сокровища о Святой и Единосущной Троице» (Thes. 9, PG 75, 117:33–51) может сложиться превратное впечатление, словно здесь излагается некий сценарий, который соглашается играть Бог Слово: Он говорит от лица человека, с уничижением в речах, которое подобает домостроительству (οκονομικς). Однако в «Диалогах о Святой Троице» (De Trin. 6. 623:1 – 624:30) более отчётливо выражено, что Христос в состоянии уничижения как человек и иудей не отказывается от поклонения. К этой же точке зрения приближаются как «Толкование на Евангелие от Иоанна» (Comm. in Joan. 1, 276:6 – 284:13 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 638–644]), так и более позднее сочинение «О правой вере к царевнам» (RF ad aug., ACO 1, 1, 5, 31:29 – 32:3). Также и в данном случае понятно, что Христос поступает не напоказ: Он отвечает со стороны одной из «составляющих реальностей» Богочеловека, «поклоняющегося человечества», которое нуждается в прославлении. В «Схолиях на вочеловечение Единородного» (Schol., PG 75, 1407:30–44), в которых наиболее проявляется в общем несвойственная для богословия св. Кирилла «дуалистическая» тенденция, он уточняет, что Христос поклоняется и принимает поклонение соответственно разным естествам (secundum aliud et aliud). Однако и здесь он не анализирует психологию Христа как поклонника и очень скоро возвращается к «вертикальному» взгляду на Боговоплощение: в самой глубине Христос остаётся Тем, Кому поклонение воздаётся как должное (Durand 1964. Р. 262. Примеч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010