29). Св. Киприан Карфагенский : «Мы знаем, что некоторые, раз принявши что-нибудь, ни за что не хотят уже, отказавшись от принятого, переменить своих мнений; и держатся однажды допущенных злоупотреблений, неразрывая однакоже союза мира и согласия с товарищами своими. В этом деле и мы никого не принуждаем, никому не даем закона, потому что всякий предстоятель свободен управлять своею церковью по своей воле, имея дать отчет в своем действовании Господу (т. I, стр. 283–284, пис. 59 е). б) «Все это (т. е. об обычаях чиноприема еретиков) в краткости мы написали тебе, возлюбленнейший брат, по мере сил наших, не имея в мыслях ни предписывать ни навязывать кому-либо своего мнения; пусть всякий епископ по свободному своему произволению поступает так, как считает должным» (т. I, стр. 300, пис. 60). 30) Бл. Симеон Солунский : а) «Когда благочестие начало мало по малу распространяться и преуспевать, и чиноположений церковных стало больше, и обряды литургии и крещения, последования и чины псалмопений и молитв получили от св. мужей... благолепнейший вид» т. II, стр. 40). б) «Не однажды только надобно читать положенные в начале чина крещения заклинания и другие молитвы, а несколько раз. Ибо и в Требнике написано читать их раз восемь или десять: так как в церкви было в древности обыкновение, чтобы оглашающие иереи в каждый из семи дней прочитывали их над крещаемыми, а в осьмой день – опять архиерей, или имевший крестить иерей, после чего совершаемо было крещение архиереем или иереем. И мы знаем также благоговейных иереев, которые читают эти молитвы три раза и потом крещают» (т. II, стр. 50). в) «Прежде церковь совершала над приходящими крещение чрез архиереев в соборных церквах, в то именно время, когда мы в праздники на божественной литургии поем: елицы во Христа крестистеся, – в особенности же в великую субботу пред божественною литургиею, когда читаются многие чтения из божественных пророков» (т. II, стр. 60–61). г) «Песнь: Слава Тебе, Христе Боже... в Константинов поле при рукоположениях вовсе не поется, а в церкви фессалоникийской она поется после двукратного возглашения: Святи мученицы... (т. II, стр. 261).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

До каких демонических размеров вырастает авторитет и влияние мнимых хлыстовских «христов», к каким непостижимо диким последствиям, к какой тяжелой духовной кабале приводит учение хлыстов о перевоплощении! С христианской точки зрения все это – одно надругание над христианством. Глава II Но это надругание совершается под великим секретом. Хлыстовство – секта тайная и в вековом его просторе много тайн погребено. Еще первым ересиархом заповедано тайн этих никому не открывать: ни отцу, ни матери, если будут и огнем жечь, и кнутом бить. И современный ставропольский (Самарской губ.) хлыстовский пророк требовал: «А что будет происходит на собраниях, какие песни будут петь, знали бы только твои губы, да зубы» 24 . И только местами, относительно песней и способа пения хлысты начинают несколько откровенничать, и то, по особым побуждениям, дабы, сколько можно думать, лучше замаскировать многое другое, более неприглядное и преступное. С казовой стороны, мы уже замечали, хлыст – человек богобоязненный, благочестивый, готовый жертвовать на нужды церковные, с уважением говорящий о пастырях церкви, нередко усердный церковный староста. В Оренбурге известный, осужденный в 1892 году, хлыстовский пророк Осип Дурманов состоял даже противоштундовым миссионером 25 . Так в истории секты, так и доныне. Начиная с Суслова и доселе, пророки хлыстовские заповедуют ходить в церковь и уважать ее служителей. Они всячески стараются поддерживать видимую связь с церковью и, особенно с представителями церковной власти. «Братия мои, – писал хлыстовский пророк Радаев, – обращаясь к своим последователям, – будьте усердны к св. церкви, веруйте, что все, что в ней установлено – свято. Три поклона в ней дороже 300 домашних. Почитайте иереев по премногу и весь причет церковный любите, пороки их не смотрите, но – сан и должность их великую. Они служители Бога Вышняго. Господу зело угодно их почитати. Кто их почитает, Бога почитает. Яко на страшном суде пред Богом, вся своя согрешения до малейшего открыть и признаться пред Богом и духовным отцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

По приглашению Волынского архиеп. Алексия (Громадского) П. участвовал в состоявшемся 18-25 авг. 1941 г. в Почаевской лавре Соборе епископов зап. епархий Украины. Собор принял решение об образовании автономной Украинской Православной Церкви, находящейся в каноническом единстве с Московской Патриархией. Главой автономной УПЦ был избран архиеп. Алексий, возведенный в сан митрополита. В период между 8 и 15 дек. 1941 г. митр. Алексий назначил П. временно управляющим Киевской епархией УПЦ. 18 дек. П. прибыл в оккупированный нем. войсками Киев и приступил к возрождению церковной жизни в сложных условиях военного времени. Архиерейские службы совершал в Иоанно-Богословской ц.- единственном уцелевшем храме киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря . К февр. 1942 г. открыл в возрожденном киевском в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Княгинином) женском монастыре епархиальное управление (консисторию). Занимался восстановлением монастырского Никольского собора - самого большого храма Киева, старался ежедневно служить службы в действующем нижнем храме, совершал священнические и диаконские рукоположения. Для пополнения духовенства по распоряжению П. были учреждены краткосрочные подготовительные курсы (вскоре закрыты оккупационными властями), созданы проверочные комиссии из лиц с высшим богословским образованием. П. сам иногда подбирал кандидатов и экзаменовал буд. священников перед рукоположением. Сумел присоединить к канонической Церкви неск. автокефалистских и обновленческих иереев. Был в общении со схиархиеп. Антонием (Абашидзе) , переехавшим в Киево-Печерскую лавру после открытия для богослужения Ближних пещер. Во время пребывания П. в Киеве там возобновилась деятельность 10 монастырей, были открыты 26 приходских храмов. Всего в нач. 1943 г. в Киевской епархии (в границах военного времени) насчитывалось более 300 (по др. данным, ок. 500) храмов, клир составляли более 400 священнослужителей. Наряду с УПЦ, в Киеве действовали структуры неканонической УАПЦ, к-рым подчинялись 6 городских приходов; 1 киевский приход принадлежал сторонникам катакомбного движения .

http://pravenc.ru/text/2578870.html

Этот же Архиепископ Аркадий смотрел на подчиненное ему духовенство, как на стадо баранов. Он без всяких поводов перемещал их с места на место, иногда за 300–400 верст, и в этом случае ни плачь семейства переводимых, ни грозящее разорение – ничто не могло умилостивлять преосвященного; или же поступал еще хуже: оставлял за штатом духовных лиц, без всяких прошений с их стороны (ibid., 281). Епископа Виталия Щепетева, о котором мы уже упоминали, характеризуют, как человека надутого, пренебрежительно обращавшегося с низшими, упрямого, чрезвычайно требовательного по отношению к другим, грубого до цинизма с подчиненными (Ibid., 177). Важничая и величаясь перед подчиненными, те же архиереи Николаевских времен совсем позабывали о своем достоинстве, когда они встречались с человеком, бояться которого были все основания. Так, когда к отпеванию тела митрополита Антония Рафальского, в храм пожаловал император Николай, архиереи, участвовавшие в печальной церемонии, ради человекоугодничества до нельзя сократили чин отпевания, например, прочтено было только два Евангелия, а затем обряд быстро двинулся к концу 45 . Интересно отметить, что при этом принесены были в жертву земной власти и богослужебный чин, и чувства благоговения. Как известно Духовный регламент, «чтоб укротити вельми жестокую епископов славу», предлагает, «чтоб оных под руки не вожено и в землю бо оным подчиненная братия не кланялись». Но архиереи пропускали мимо ушей эти слова. Под руки их водили и водят, как и встарь. Некоторые из них проявляли в этом отношении большую виртуозность. Архиепископ Ириней Нестерович умел делать так, что вся тяжесть его тела, при вождении его под руки, ложилась на руки иереев, ему воспособлявших (О. Морошкин. 2, стр. 11). Так было по времена Николая I, но мало изменений произошло и впоследствии. Библиотекарь Московской синодальной библиотеки так описывает акт вождения под руки митрополита Сергия Ляпидевского († 1897). «Сергий, бывало, вступал в присутствие синодальной конторы в Москве необыкновенно торжественно: его подхватывали под руки чиновники у подъезда и воздвизали по устланной бархатным ковром лестнице с толком, чувством и расстановкой».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Хотя Италия была разделена на округа, но эти округа и при Диоклетиане не стали провинциями. Поэтому внутри Италии в ее старых границах, до Рубикона, не появилось митропроличьих кафедр, и вся страна осталась в церковной юрисдикции Ри­ма. Наконец, митрополитанское устройство на западе – в Испа­нии, Галлии, Британии – складывалось позднее, чем на Востоке, и уже только в IV веке, а в Африке оно приобрело ту особенность, что там лишь за епископом Карфагена закреплялось первенство по самой его кафедре, а в провинциях это первенство принад­лежало не епископам центральных городов, но старейшим по хиротонии, независимо от занимаемой ими кафедры. К тому же там не только не было введено титула митрополита, но впо­следствии было прямо воспрещено употреблять иные титулы, кроме «примаса». Дело в том, что «первый епископ» (примас)– это не титул в собственном смысле слова, а всего лишь опреде­ление статуса. В 48-м правиле Карфагенского Собора сказано: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев, или верховным священником, или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола» – для отцов Карфагенского Собо­ра характерна тенденция противостоять стремлению влиятель­ных епископов, прежде всего Римского, «вносить дымное надмение мира в Церковь Христову» (Послание Африканского Собора к Келестину, папе Римскому). Римскую кафедру после мученической кончины Сикста, по­следовавшей в гонение Валериана в 258 г., занимали Дионисий (до 269 г.), затем Феликс, с 275 по 283 г. – Евтихиан, и после не­го в течение 13 лет Гай; в 296 г. «преемником его стал Марцеллин – тот самый, которого и настигло гонение» (Евсевий, цит. изд., с. 279). По смерти святого Дионисия Александрийского в 265 г. его кафедру занял Максим, в 282 г. его сменил Феона, скончав­шийся в 300 г., а его преемником стал священномученик Петр. После мученической кончины святого Вавилы в 250 г., Антиохий­скую кафедру последовательно занимали Димитрий (по 263 г.), Павел Самосатский (с 264 до 271 г., еретические воззрения ко­торого стали причиной его низложения), Домн, скончавшийся в 273 г.; «после Домна епископство в Антиохии получил Тимо­фей; преемником его стал... Кирилл, занявший кафедру в 284 г. и скончавшийся в 298 г.. Затем на Антиохийский престол был поставлен Тиран, при котором на Церковь обрушились гонения Диоклетиана. Иерусалимский престол, в ту пору кафедру Элии Капитолины, после замученного в 250 г. епископа Александра занимали Мазабан (до 266 г.), Именей (в течение более 30 лет), и с 298 по 203 г. – Завда. В год издания эдикта против христиан Иерусалимскую Церковь возглавил епископ Ермон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Икон Божия Матери Чухломския, или Галичския (1350), и Абалацкия (Знаменския) (1637). 21. Святаго пророка Иезекииля (VI в. до Р. X.). Преподобных Симеона, Христа ради юродиваго, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Благоверныя княгини Анны Кашинския (1649). Преподобных Онуфрия молчаливаго и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). 22. Святыя мироносицы равноапостольныя Марии Магдалины (I). Священномученика Фоки (перенесение мощей, 403– 404). 23. Иконы Божия Матери Почаевския. Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (IV). Священномученика Аполлинария, епископа Равеннийскаго (ок. 75). Иконы Божия Матери, именуемыя «Всех скорбящих Радосте» (с грошиками) (1888). 24. Святыя мученицы Христины (ок. 300). Святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святем крещении Романа и Давида (1015). Преподобнаго Поликарпа, архимандрита Печерскаго (1182). Преподобнаго Боголепа Черноярскаго, Астраханскаго (1667). На утрени прокимен (князем): Воззваша праведнии... Стих: Многи скорби праведным... 25.Успение святыя Анны, матери Пресвятыя Богородицы. Святых жен Олимпиады диаконисы (408–410) и Евпраксии девы (413). Преподобнаго Макария Желтоводскаго, Унженскаго чудотворца (1444). Память Пятаго Вселенскаго Собора (553). 26. Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Преподобнаго Моисея Угрина, Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1043). Преподобномученицы Параскевы (II). 27. Святаго великомученика и целителя Пантелеимона (305). Преподобнаго Германа Аляскинскаго (1837). Блаженнаго Николая Кочанова, Христа ради юродиваго, Новгородскаго (1392). Преподобныя Анфисы игумении и 90 сестер ея (VIII). Равноапостольных: Климента, епископа Охридскаго (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (болг.). 28. Явление иконы Божия Матери Смоленския, именуемыя «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 году). Святых апостол от 70-ти: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Святителя Питирима, епископа Тамбовскаго (1698). Преподобнаго Моисея, чудотворца Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII –XIV). Мучеников Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, взор владыки не мог отдохнуть на пастве. Из жизни богачей до владыки доходили вести об одних лишь пороках и нравственной темноте; погрязшие в такую жизнь люди не думали об улучшении. Надо было будить их сознание. Взаимное отношение сословий представляло господство привилегированного сословия над безнравственным крестьянином. Мало утешительного представляло и духовенство, жившее одними материальными интересами с народом и ограничивающееся только обрядовою стороною религии. – От владык все одинаково были далеко. Их не привыкли видеть в сельских церквах и обращались к ним только для расправы над явными нарушителями правил веры и нравственности. О внедрении свежих начал, вместо замкнутой в форму обрядности, никто ко владыке за советом не обращался. «Окаянное наше время!» восклицал святитель в одной проповеди: «Не знаю, за кого приниматься нужнее: за сеятелей или за землю; за иереев или за сердца человеческие?.. Сеятель не сеет, а земля не принимает! Иереи не брегут, а люди заблуждаются… Со всех сторон худо: иереи глупы, а люди не разумны!» 275 . Судя, по таким словам, владыки, паству ростовскую надо было «снова в веру христианскую приводить». Много предстояло искоренить духовных недостатков во всей пастве и требовались большие силы вместо них насадить самые необходимые Евангельские начала. Выбор прихожанами себе священника практиковался и в Малороссии, он знаком был Димитрию. Но кроме этого, ему привелось узнать великорусский обычай закрепления должностных церковных мест в одном роде, не только по мужской, но и по женской линии. Так священническая жена подает 1709 г. просьбу владыке закрепить мужнино место за ее дочерью, которая могла бы выбрать себе жениха, так как она после мужа осталась вдовой с ребятишками «сама шестая» 276 . Материальное состояние архиерейского дома Ростовская епархия считалась одною из самых по древности важных и по средствам богатых в России. При учреждении патриаршества она в числе четырех возведена в митрополию. В одном из проектов XVII века предлагалось поставить в ней патриарха. Такому значению ростовской епархии, кроме ее древности и наследственного уважения к владыкам, управлявшим некогда религиозною жизнию почти всех полночных стран, помогало нажитое веками прочное благосостояние. Помимо дани с ростовского духовенства, в ростовский архиерейский дом шли доходы с огромных церковных вотчин, принадлежавших ему. Одни леса занимали территорию до 300 квадратных верст. Соответствующее количество было и пахотной земли, сенных покосов, мельниц, рыбных ловель, оброчных статей. Крестьянское население архиерейских земель закреплено к архиерейскому дому на тех же основаниях, как и к служилому сословию. Владыка имел над ним право суда, распоряжения трудом и расправы. Он нес пред правительством ту же платежную ответственность, как и служилое сословие: денежными пошлинами, рекрутами, налогами, если государь по особому усмотрению не освобождал от какой-либо повинности, напр., ямской, полотняной и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

угодника Божьего: «слагай бо прозираху, немыи благоглаголивы бываху, расслабленнии и хромии исцелевахуся и всяка немощь и болезнь силою Божьей прогоняшеся, и от всех имя Божие прославляшеся». «Сице и ныне мнози болящие исцелеваются», «с верою и любовью» притекая к святителю Феодосию, и он, «яко целитель премилостивый», «не точию призывающим» его «болящим милостивне» внемлет, «но и присных их» слушает «и по вере тех скорый врач болящим» является, «всех милуя и утешая, на всех щедроты» своя «преизобильне изливая». См. 5 февр. Служба святителю Феодосию 9 сентября 171 та же, что и 5 фев. (см. о ней выше 5 фев.), но при праздновании св. Феодосию 9 сент. служба ему «поется купно с попразднством Рождества Пресвятой Богородицы, во всем подобно, якоже указася в службе (в Мес. Мин.) пр. Иосифу, Волоцкому чудотворцу». Муч. за веру во Христа усеченного мечом. Муч. Стратра. За веру во Христа он в Никомидии Вифинской после многих мучений был разорван, привязанный к двум согнутым кедрам (см. 13 сент.). Блаж. сокровенного угодника Божьего, подвизавшегося в Царьграде в XII в. Он был в числе хартулариев (письмоводителей при должностных лицах Церкви) и, живя в мире, тайно угождал Господу. О его святости свидетельствует благоговейный диакон, по имени Созонт. Последний служил вместе с одним благочестивым священником. Сначала оба они жили между собой в полном согласии и любви, но потом, по бесовскому навету, стали враждовать друг с другом. По смерти священника, диакон, мучимый совестью, открыл о своем грехе вражды с иереем одному великому пустыннику и с письмом от него был послан в Царьград к св. Никите. Найдя его в ночное время на паперти Софийской церкви, диакон подал ему письмо пустынника и высказал свое желание примириться с умершим. С ужасом видел он, как отверзались пред угодником Божьим двери церковные и чудный светильник озарял для него храм. Затем св. Никита привел диакона к Влахернской церкви, двери которой по молитве св. мужа растворились сами собой, и диакон увидел сонм иереев, исшедших из алтаря, а между ними своего иерея; тогда бывшие недруги, преклонив колена, испросили друг у друга прощение. Когда после этого диакон и блаж. Никита шли в обратный путь, то св. угодник Божий внезапно стал невидим. Диакон, поклонившись на том месте, где стояли ноги св. мужа, продолжал свой путь один, славя и благодаря Господа, сподобившего его чудесным образом примириться с умершим иереем, по молитвам сокровенного раба Божьего Никиты, столь угодившего Богу среди народа и мирских смятений. Пр. еофана исповедника и постника. Он был родом грек и с юности подвизался отшельником. Прожив в уединении 58 лет, он проповедовал Христа среди язычников и за эту проповедь много раз подвергался страданиям. Скончался он около 300 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Хотя Италия была разделена на округа, но эти округа и при Диоклетиане не стали провинциями. Поэтому внутри Италии в ее старых границах, до Рубикона, не появилось митрополичьих кафедр, и вся страна осталась в церковной юрисдикции Рима. Наконец, митрополитанское устройство на западе – в Испании, Галлии, Британии – складывалось позднее, чем на Востоке, и уже только в IV веке, а в Африке оно приобрело ту особенность, что там лишь за епископом Карфагена закреплялось первенство по самой его кафедре, а в провинциях это первенство принадлежало не епископам центральных городов, но старейшим по хиротонии, независимо от занимаемой ими кафедры. К тому же там не только не было введено титула митрополита, но впоследствии было прямо воспрещено употреблять иные титулы, кроме «примаса». Дело в том, что «первый епископ» (примас) – это не титул в собственном смысле слова, а всего лишь определение статуса. В 48-м правиле Карфагенского Собора сказано: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев, или верховным священником, или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола» – для отцов Карфагенского Собора характерна тенденция противостоять стремлению влиятельных епископов, прежде всего Римского, «вносить дымное надмение мира в Церковь Христову» (Послание Африканского Собора к Келестину, папе Римскому). Римскую кафедру после мученической кончины Сикста, последовавшей в гонение Валериана в 258 году, занимали Дионисий (до 269 г.), затем Феликс, с 275 по 283 год – Евтихиан, а после него в течение 13 лет Гай. В 296 году «преемником его стал Марцеллин – тот самый, которого и настигло гонение» . По смерти святого Дионисия Александрийского в 265 году его кафедру занял Максим, в 282 году его сменил Феона, скончавшийся в 300 году, а его преемником стал священномученик Петр. Иисус - Альфа и Омега. Катакомбы Коммодиллы. 4 в. После мученической кончины святого Вавилы в 250 году Антиохийскую кафедру последовательно занимали Димитрий (по 263 г.), Павел Самосатский (с 264 по 271 г.), еретические воззрения которого стали причиной его низложения; Домн, скончавшийся в 273 году; после Домна епископство в Антиохии получил Тимофей; преемником его стал Кирилл, занявший кафедру в 284 году и скончавшийся в 298 году. Затем на Антиохийский престол был поставлен Тиран, при котором на Церковь обрушились гонения Диоклетиана.

http://pravoslavie.ru/41990.html

Вот почему я смело указываю вам здесь ныне тот злейший фараонов пример – прямо на русского кровьями пьяного царя». 300 Рудометкин пророчествовал «гибель» царю, «его проклятому потомству», которое «совокупно все погорит в небесном огне и сойдет все вместе прямо в горящее озеро, вкупе с дьяволом и в вечную муку». 301 Рудометкин предостерегал всех людей, верующих и неверующих, что «пробил одиннадцатый час небесного времени», что пришли на землю уже пророки (и сам Рудометкин среди них), пред которыми «потрясется вся земля, а кольми паче зломрачная антихристова военная гордая партия, или прямее сказать, богомерзская бесчисленная его армия и равно тому же им подобные все богачи, городские жители, купцы и дворяне и также следующие за ними все богоотступные ошуйные простяки миряне». 302 В этих условиях, естественно, многие молокане участвовали в крестьянских бунтах и восстаниях. Так, в начале 40-х годов XIX в. молоканские лидеры Попов и Анферов были видными участниками крестьянского движения в Тамбовской губернии. В противовес мрачному настоящему своим последователям Рудометкин рисовал конкретные и красочные картины грядущего царства. В своих сочинениях он нарисовал живописную картину царства Христова, расположенного на квадрате земли, за пределами которого остались «Гоги и Магоги» – «лжехристиане», «неверующие», все те, кто не шел за ним. В центре квадрата находился город. В центре города окруженный 12 дворцами и четырьмя башнями (каждое здание в три этажа высотой) возвышается семиэтажный дворец, построенный из драгоценных камней, увенчанный из чистого золота крышей, над которой постоянно горит огонь. Улицы города вымощены белым мрамором. Во дворце проживает «царь духов и вождь сионского народа» – сам Рудометкин. В трехэтажных дворцах, объединенных общей крышей, помещались 12 «царей-иереев» – священнослужителей и 12 «князей – царедворцев». Все остальные духовноподданные Рудометкина должны были проживать в домах «из древ фруктового леса и камней тесаного мрамора». Народ Рудометкина должен был жить среди злата и драгоценностей; там будут стада «всякого скота, коему не будет счету и числа»; почва в обетованной земле будет неслыханно плодородной.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010