Бысть «Господь с Тобою» не только благодатным присутствием, но и существенным в Тебе вочеловечением. «Благодать» непостижимо высокая! «Радость» безмерно светлая! Но какие мраки облегали Тебя, живая и живоносная Обитель Света! Еще Он не возсиял от утробы Твоей, как близ Тебя возстала буря помышлений сумнительных, и едва, омрачив, не низложила стража Света, Иосифа. Тогда, как Божественный Свет из яслей отразился в небесах, и небесная о Нем слава отозвалась на земли, – тогда как Он озарял и простодушных пастырей и дальновидных волхвов, – Ирод и весь Иерусалим с ним смутились от близости Света, и царь подвигся на смертную брань против безоружнаго младенца, и Тебе, Матерь Света, надлежало убежать во тьму Египта, бояться возвращения в отечество Света, Иудею, и еще удалиться «к людям, седящим во тме и сени смертней, – в Галилею языков» ( Mamф. IV. 15, 16 ). Праведный Симеон, один из не многих, рано не только увидел, но и узнал, и на свои руки принял «Свет в откровение языков» ( Лyk. II. 32 ): но что же? Когда сей Свет осветил для него будущее, тогда он оружием пророческаго слова предварительно пронзил душу Матери Света, которой суждено было быть пронзенной оружием скорбей крестных: «и Тебе же самой, – сказал он, – душу пройдет оружие» ( Лк.2:35 ). Божественное провозглашение Иисуса на Иордане, Его светолитие на Фаворе, торжество Его учения и чудес довольно ли озаряло радостию Тебя, Благодатная, мы не довольно знаем: а то и в Писании нам открыто, и по собственному нашему, хотя несовершенному в любви сердцу, нам понятно и ощутимо, как многи, разнообразны, продолжительны, глубоки долженствовали быть скорби Твои о Твоем Божественном, но в человеческия немощи облекшемся Сыне, когда Ты видела Его, то в изнурении от подвигов, то в пререкании у народа, то в опасности от врагов, то наконец в руках врагов; когда против Него возносимые вопли и хуления, Ему наносимые удары и раны поражали Твое сердце; когда Он вместо Себя дал Тебе чужаго 612 сына; когда Ты видела Его последний взор, слышала Его последний глас, сопровождала Его бездыханное тело. Свет воскресения Его, без сомнения, осиял Тебя обильнее всех: но не тем ли паче, как после молнии ночь, темною и безвидною должна была остаться для Тебя 613 земная жизнь, когда Он сокрылся в вознесении на небо? И сия ли есть судьба «Благословенныя в женах» – сперва быть сиротствующею матерью после умершаго на кресте Сына, потом от воскресшаго и присноживущаго в небесной славе Сына, вновь остаться на земли сиротствующею матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ничего не может быть поразительнее той разницы, какою отличается в отношении внешнего величия и благосостояния Римский католицизм конца прошлого столетия и настоящего времени. Это разница двух крайностей – убогой нищеты и грандиозной роскоши. Менее чем сто лет тому назад на всем громадном протяжении между Филадельфией и Канадой не было ни одной католической церкви и ни одного постоянного священника. В Нью-Йорке обитала лишь маленькая группа католиков, численностью около ста человек, которые для пасхального богослужения отправлялись в Филадельфию. 609 С провозглашением политической независимости и установлением свободы религиозного исповедания, для иерархии открылась большая свобода действия в организации церковной жизни и она поспешила удовлетворить религиозную потребность своей отдаленной и заброшенной паствы. В 1783 году иезуит Фармер пробрался из Филадельфии в Нью-Йорк и там совершил мессу – в верхнем этаже плотнической мастерской, – за неимением другого помещения. 610 В 1786 году, ровно чрез десять лет после провозглашения независимости, в Нью-Йорке заложено было основание первой католической церкви – маленького кирпичного здания, на построение которого испанский король Карл III пожертвовал десять тысяч долларов. 611 В настоящее время этого здания уже не существует, а на его месте высится большой храм св. Петра, который до сих пор служит церковно-исторической святыней римско-католического населения Нью-Йорка. Ничтожная кирпичная церковь маленькой кучки «папистов» не обратила на себя ничьего внимания и не предвещала по-видимому особенного успеха. Но на самом деле она была подобна горчичному зерну, которое скоро выросло в величественное дерево. Церкви одна за другой начали вырастать в быстрой последовательности и скоро Римский католицизм не только превзошел своими храмами все протестантская исповедания в городе, но и воздвиг храм, равного которому, в отношении архитектурного изящества и роскоши, нет на всем американском материке именно храм св. Патрика, в Нью-Йорке, на Пятом Авеню. 612 Этот величественный храм, представляя неизмеримую противоположность не только с плотничьей мастерской, в которой сто лет тому назад совершена была иезуитом месса, но и с первой церковью, построенной на щедрое приношение испанского короля, служит самым полным выражением того внешнего величия и благосостояния, какого достиг Римский католицизм в менее чем столетний период своего существования. 613 Такой же процесс развития благосостояния римско-католической церкви имел место и по всей стране, и повсюду за столетний период своего свободного от преследований существования Римский католицизм успел воздвигнуть храмы, которые при обыкновенном течении жизни должны бы были требовать для себя многовековых усилий. 614

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Чудов монастырь Чудов монастырь До Всероссийского Митрополита Св. Алексия место Чудова монастыря занимал конюшенный двор Хана Джанибека, который подарила Святителю исцеленная им Ханша Тайдула, или Тайбола 606 . На этом месте Святитель Алексий, крестник Великого Князя Ивана Калиты и восприемник Димитрия Донского, 1365 или 67 года, положил основание общежительному монастырю сооружением деревянной церкви в память Чуда Св. Архистратига Михаила в Колоссаех, еже есть в Хонех; от сего и обитель эта именуется Чудовскою и домом Св. Архангела Михаила. По устроенной в ней церкви Благовещения Богоматери, она в XVI веке также называлась Богородичною и Благовещенскою 607 . Побуждением к основанию церкви и монастыря было «откровение Божие» (как свидетельствует нам житие Свят. Алексия 608 , которое, может статься, было ему в день празднования Чуда Архангела Михаила. По свидетельству Степенной книги, Алексей в обетном монастыре своем поставил большую каменную трапезу «и каменные погреба: и пода монастырю многа же села и люди и езера с нивы и пажити» 609 . Как монастырь Спаса на Бору был Княжеским, так Чудов Митрополичьим в городе на Москве, куда Святитель Алексий вызвал несколько монахов из Сергиевой обители 610 , и где сам во «все время жития своего Богоугодно потрудися» 611 . Когда Москве угрожало Ольгердово нашествие, тогда Св. Алексей с Великим Князем Димитрием и братом его Владимиром отсиделись в Кремнике Московском, и тем сохранили и город и новый монастырь. Пред смертию своей, Св. Алексий завещевал Великому Князю Димитрию Донскому беречь свою обитель и отказал в нее купленные им у Ильи Озакова селы и деревни, также свой подольный садец на Москве 612 . Но в нашествие Токтамыша преемник Алексиев, Киприан Серб, покинув свою паству, удалился в Тверь: Татары вероломно ворвались в город, оставленный Князем и Святителем, разграбили сокровища его, жителей умертвили и наконец сожгли все, что только могло гореть. Тогда и Чудов монастырь опустошен огнем и мечем 613 ; Архимандрит его Иаков был в числе убитых чернецов 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Предки К. принадлежали 2 знатным франк. родам, которые в VII в. принимали активное участие в политической жизни гос-ва Меровингов. Их родовые земли находились в Австразии - королевстве, сложившемся во 2-й пол. VI в. в сев.-вост. части меровингской Галлии (крупнейшие города - Колония (ныне Кёльн, Германия), Меттис, Ремы (ныне Реймс, Франция), Треверы (ныне Трир, Германия)). Предки К. участвовали в междоусобной борьбе франк. королей Австразии и Нейстрии. После смерти кор. Сигиберта I (575) власть в Австразии перешла к его вдове Брунхильде, правившей сначала от имени сына, Хильдеберта II (592-596), затем от имени внуков, Теодеберта II (596-612) и Теодориха II (612-613). Авторитарное правление Брунхильды и конфликты в королевской семье вызвали недовольство знати, которая оказала поддержку ее противнику, кор. Нейстрии Хлотарю II (584-629). Оппозицию, выступившую на стороне Хлотаря II, возглавили св. Арнульф и Пипин I Старший († 640). Арнульф был влиятельным сановником при дворе кор. Теодеберта II. Земли Пипина находились в среднем течении р. Маас; благодаря браку со св. Идубергой (Итой) Нивельской († 652) он приобрел владения в окрестностях Меттиса. В 613 г. кор. Хлотарь II вторгся в Австразию и расправился с Брунхильдой и ее внуками. Король назначил Арнульфа на епископскую кафедру Меттиса, но епископ сохранил за собой и придворные должности доместика и палатина. Под давлением знати Хлотарь II возвел на королевский престол Австразии сына, Дагоберта I (623-638/9, с 629 король франков), чьим воспитателем и регентом стал еп. Арнульф. Пипин Старший был назначен майордомом Австразии (обязанности майордома (maior domus, maior palatii) первоначально состояли в управлении гос. землями (фиском), впосл. майордом стал главным советником короля). Еп. Арнульф и майордом Пипин Старший старались удержать власть, устраняя соперников из австразийской знати (по их инициативе кор. Дагоберт I приказал казнить магната Хродоальда, родоначальника баварской правящей династии Агилольфингов) и заключая выгодные браки (Ансегизил, сын св. Арнульфа, женился на св. Бегге († 693), дочери Пипина Старшего). После смерти Хлотаря I Арнульф оставил епископскую кафедру и удалился в мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон); позднее он стал отшельником, после смерти (ок. 640) его стали почитать как святого.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Глава 10. УСЛОВИЯ ПЛОДОТВОРНОЙ МОЛИТВЫ 10.1. Молиться необходимо с чистым сердцем, с любовью и со слезами Описывая результаты молитвы и научая, о чем следует молиться, святые отцы указывают также и на то, что способствует и что препятствует ей. Чтобы молитва была плодотворной, требуется исполнение определенных условий, которые делают молитву таковой. Так, например, чтобы достигнуть великого блага отражения в уме своем Самого Господа Бога, по свидетельству святого Ефрема Сирианина, необходима молитва «с чистым сердцем, с любовию и со слезами. А это неоцененное благо приобретается нищетою, бедностью и всяческим тесным житием. «Узкие врата и тесный путь вводят в жизнь " ( Мф.7:14 )» 605 . Лишь при наличии известных условий, описываемых святыми авторами «Добротолюбия», возможна истинная молитва, которая может быть услышана Богом. Без этих же условий она не только останется втуне, но даже, как говорит святой Ефрем Сирианин словами псалмопевца, «будет в грех» ( Пс.108:7 )» 606 . 10.2. Предстоять перед Богом на молитве нужно со вниманием, страхом и трепетом Выше 607 при описании различных степеней молитвы, было сказано о внимательности, сосредоточенности и участии сердца в молитвах как необходимых и существенных признаках молитвы второй степени, отличной от внешней молитвы, молитвы новоначальных. Теперь же следует заметить, что указанные условия являются необходимыми для того, чтобы молитва вообще была услышана. Святой Ефрем Сирианин говорит о том, что молитва приближается к Богу, только когда молится кто с ведением, не позволяя скитаться помыслам, и разумеет, кто он и Кому предстоит и с Кем беседует 608 . Если человек после рассеяния мыслей «продолжает молитву свою, то Сотворивший его, после возвращения летающего помысла, услышит его, хотя бы он был тьмочисленно грешен» 609 . Святой Ефрем Сирианин дает также ряд указаний, необходимых для того, чтобы «молитва... была свята, чиста и нескверна, чтоб, увидев ее, восходящую горе, небесные врата тотчас отверзлись пред нею, чтоб, видя ее (востекшею туда), Ангелы и Архангелы, все с веселием сретили ее и принесли к святому и превознесенному престолу Пречистого Владыки» 610 . Для достижения этого необходимо следующее: «Будь внимателен к себе, – поучает святой Ефрем, – чтоб во время молитвы не быть рассеянным. Когда станешь на молитву пред Богом, стой пред Ним со страхом и трепетом. Кругом отсеки от сердца своего помыслы и попечения о всем земном» 611 . Лишь та молитва, которая совершается «протяженно, с болезнующей душой, с напряженным умом, восходит к небу» 612 . Поэтому святой отец и предупреждает молящегося: «Когда станешь пред Богом на молитву, смотри, чтобы прекрасных органов, на которых поешь Богу, т. е. помыслов твоих, не расхитили враги твои» 613 . 10.3. Гнев, многоядение и печаль – причины рассеянности на молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Глава 9. Павел в Риме. Последние годы Рим был не только главным, но и одним из самых крупных городов империи. Современников Павла впечатляли не только размеры самого города, раскинувшегося на семи холмах и занимавшего внушительные площади, но и наличие в нем величественных многоэтажных зданий. Плиний Старший пишет: При императорах и ценсорах Веспасианах, 609 в 826 году от основания Рима 610 длина стен города составляла 13 с половиной миль. 611 Они заключают в себе семь холмов и 265 перекрестков, на которых поклоняются богам-ларам. 612 Рим делится на 14 кварталов. Ворот у него теперь 37... Длина линий от милевого столба у входа на Римский Форум 613 до каждых из 37 ворот составляет [в сумме] 20 765 шагов. Суммарная же длина линий, проведенных от того же столба через кварталы до дальних концов преторианских лагерей, составляет немногим более 60 миль. Конечно, еще более показательными были бы результаты, если бы при измерениях приняли в расчет высоту зданий: мы увидели бы, что во всем мире ни одного города нельзя сравнить с Римом по величине. 614 Население Рима, по оценкам ученых, составляло не менее миллиона человек. 615 Аристократия жила в собственных домах и виллах, плебс ютился по квартирам, комнатам и углам в многоквартирных домах. Основным разговорным языком был латинский, но в официальных делах и переписке широко использовался греческий. В архитектурной панораме города доминировал Колизей, остатки которого и сейчас производят сильное впечатление на туристов, посещающих Вечный город. Другим крупным строением был цирк Максимус, куда римляне приходили посмотреть на эффектные кровавые зрелища – гладиаторские бои и травлю зверей. В городе было множество языческих храмов и святилищ, некоторые из них, такие как Пантеон, отличались внушительными размерами, архитектурным совершенством и великолепием внутреннего убранства. 1. Павел в Риме Прибытие в Рим Сообщение о прибытии Павла в Рим у Луки вмещается в одну фразу: «Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его» ( Деян. 28:16 ). В наиболее древних греческих рукописях слова о том, что «сотник передал узников военачальнику», отсутствуют. 616 Если считать, что эти слова не являются частью оригинального текста, трудно понять, кто принял решение поместить Павла под домашний арест. Если признать, что они были в тексте изначально, остается предположить, что решение принял военачальник по рекомендации сотника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава V 609 . Религиозно-нравственное состояние общества. § 29. Религиозно-нравственное состояние общества В религиозно – нравственном развитии русское общество не подвинулось вперед. Это обусловливалось недостатком духовного просвещения и пастырского учительства в связи с привычкой к старым формам жизни. Таким образом над Русью по прежнему висел мрак полуязыческих представлений и суеве.рий. Народ еще верил в леших, домовых, русалок, кикимор и т. п.; сходясь на семейных празднествах или общественных играх, он еще призывал Рожаниц, Купалу и Ярилу, «кликал каляду, авсень и плуг» 610 , – скорее впрочем по привычке, чем сознательно. В явлениях природы он искал действия таинственных сил; поэтому волновался и пугался при появлении комет, падающих звезд, солнечного затмения и т. п. 611 Чем малоизвестнее была какая – нибудь страна, тем богаче таинственными силами казалась она для народной фантазии; таким образом ходили рассказы о змее – аспиде, живущем на дальнем севере, о шестиглавом драконе, обитавшем в змиевой горе (выше Саратова) и обращенном в камень 612 . Иногда народ даже чтил те предметы, которые казались ему таинственными; например в начале XVII в. ежегодно в Петров день большая толпа сходилась около переяславского Борисоглебского монастыря и «творила почесть камню», в который, по замечанию летописца, «вселился бес, творя мечты» 613 . Подобным образом народ и в христианских святынях иногда видел как бы фетиши, где обитает высшая сила. Например, в смутное время, когда жители окрестностей Смоленска, укрывавшиеся в лесах, были отыскиваемы и разграбляемы поляками, они вешали свои иконы в обратном положении и укоряли их за несчастие, приговаривая: «мы вам молимся, а вы нас от Литвы не обороните»; бывали случаи, что русский в досаде бросал икону в огонь или в навоз, если она не защитила его от пожара или не охранила от воров 614 . Вместе со всем этим была сильна вера в возможность различными средствами устранять действие таинственных сил или пользоваться ими. Для этой цели служили словесные и письменные заклинания, нашептыванья, камешки, травы, кости, даже ладан, просфора, богоявленская вода и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Иосиф Флавий Книга 10 Предисловие Эта книга рассказывает о последних десятилетиях ассирийской экспансии в Палестине и соседних странах, возвышении Ново-Вавилонского царства и его ожесточенной борьбе с Египтом за господство в регионе. Иудейское царство вынуждено было подчиняться сильным захватчикам. Непрерывные войны разорили Палестину. Здесь Иосиф Флавий кроме Ветхого Завета использовал данные Геродота, Бероса, Мегасфена и других древних авторов. С XIX в. стали известны летописи ассирийских и ново-вавилонских царей, египетские документы, которые подробно рассказывают о борьбе сильных держав за Восточное Средиземноморье. Интересный материал запечатлен и на многих ассирийских рельефах. Их данные не только подтверждают и уточняют содержание исторических книг Библии, но и значительно его дополняют. Глава 1 1. Уже на четырнадцатый год правления царя Езекии над двумя еврейскими коленами 610 царь ассирийский, Сенахирив 611 , во главе огромного войска пошел на Езекию войною и взял приступом все города колен Иудова и Веньяминова 612 . Затем, когда он собрался повести свое войско против Иерусалима, Езекия предупредил это, послал к нему посольство с обещанием подчиниться добровольно и платить дань, какую ему будет благоугодно наложить на него. Узнав о предложении, с которым явилось посольство, Сенахирив решил прекратить войну, принял сделанное предложение и выразил желание, получив триста талантов серебра и тридцать золота, заключить мир, причем дал послам клятвенное обещание вернуться теперь восвояси и при этом не причинять стране никакого вреда 613 . Этому обещанию Езекия поверил, собрал все свои деньги и отправил их ассирийскому царю в расчете, что теперь он освободится от войны и не станет более подвергать свое царство опасности. Между тем ассириец взял деньги, но и не подумал сдержать данное обещание, а, отправившись сам войною на египтян и эфиопов, оставил своего военачальника Рапсака 614 с двумя другими полководцами во главе огромного войска под Иерусалимом для разрушения этого города. Имена этих двух полководцев были Фарата и Анахарис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ниневия, столица Ассирии, была долгое время обширным и многолюдным городом. Ея стены имели, как сказано у языческих историков, сто футов в вышину и шестьдесят миль в окружности и были защищены тысячью пятьюстами башнями, каждая в двести футов вышиной. 612 Она была предметом некоторых из самых ранних пророчеств, и притом первая, которая испытала свою предсказанную судьбу, и один языческий историк, описывая её взятие и разрушение, неоднократно ссылается на относящееся к ней древнее предсказание. Диодор Сицилийский рассказывает, что царь ассирийский, по совершенном поражении его армии, верил в древнее пророчество, что Ниневия не будет взята, если только река не окажет содействие его врагам 613 , что после двухгодичной осады, река, поднявшись от продолжительных дождей, наводнила часть города и низвергла стену на пространстве двадцати стадий, и что царь, считая предсказание исполненным, отчаялся в своем спасении и воздвиг огромный погребальный костер, на который он сложил свое богатство и вместе с ним предал себя, свое семейство и дворец сожжению 614 . Книга Наума открыто признавалась пророческой относительно разрушения Ниневии, и в ней предсказано, что «врата городские отверзнутся, и дворец будет разрушен». Ниневия была как водоем, полный водой, и сильным разливом вод он произведет разрушение на месте её 615 . Историк описывает факты, подтверждающие и другие предсказания пророка. Он рассказывает, что царь ассирийский, гордясь своими прежними победами и не имея сведений о возмущении бактрийцев, предался постыдному бездействию, назначил время для пиршеств и предавался пьянству со своими воинами, и что неприятельский полководец, узнав от дезертиров об их оплошности, напал на ассирийскую армию в то время, когда она вовсе того не ожидала, истребил большую часть её и принудил остаток армии отступить в город 616 . Этим самым подтвердилась истина слов пророка: «они сплелись как терновый плетень, и от упоения сделались влажны как вино их; но пожраны будут как сухая содома дочиста» 617 . Пророк обещал большую добычу неприятелю: «Грабьте серебро; грабьте золото; и нет меры богатству; множеству всяких драгоценных вещей» 618 . А историк подтверждает, что много талантов золота и серебра было спасено от огня и вывезено в Экбатану 619 . Согласно с Наумом, город не только должен был быть разрушен сильным наводнением, но и сделаться добычей пожирающего огня 620 , и он был, как Диодор рассказывает, разрушен отчасти водой, отчасти огнем 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Герман, милостью Божьей архиепископ 600 , вселенной 601 патриарх, [с] святым собором и смиренными митрополитами: эфесский Феодор смиренный митрополит, кузичский смиренный митрополит Никифор 602 , сардийский Георгий смиренный митрополит, ясьский 603 Феодор смиренный митрополит, амастрийский Никола 604 смиренный митрополит, просьский Сергий смиренный митрополит. 605 – Все священные митрополиты всея Руси и о Господе любимый брате и сослужебниче нашего смирения, кир Кириле. Приспе в слухы 606 нашему смирению, яко неции в русской стране преже смеющим мужи некие купяще, к рабьскому игу влекуще, аще и пленники некие, и потом и учителем их предающе учить священные грамоты и учения священный возраст, возводят по чину их к священному достоянию, и к епископам сих приводяще, не прежде сих отпустивше работного ига, якоже и по поставлению священия совершения 607 работном быть, и опять иереем рабскому имени бещестном быть, иже усынение дарующим крещением верующим. Се убо в слухи вшед нашего 608 смирения и божественному и священному собору священном митрополитом всем 609 уныния и скорби исполни многие, оже отнюдь деется сяковое беззаконие в стране христианской. Темже братски 610 пишем твоему священству [и] иже под тобой боголюбивым епископам, да яко могущи 611 отсечете сяковое беззаконие и исправите прегрешения, но же противная в едино сошедшеся не можета. 612 Како бо аще 613 раб иже по Бозе свобожден ходатай верным? И како ли к 614 Господеви ходатай иже господствуя 615 от ходатающего? Павлу, великому апостолу, не мните 616 сице; не бо инако апостольского дарования Онисима сподобил, развее от Филимоновых отпустися рук. Мнози же священных и божественных правил и законов беззаконие се отгонят от христианского бытия, и помянул бых и сяковое правило и закон, аще быхом не писали к тебе, добре все ведающего. 617 Внастрой убо благовременен и невременен с всеми боголюбивыми епископами 618 : обличите, запретите, молитесь, отлучите и от нашего смирения священного собора иже таковые имеюще прегрешения, да не божественным ругаються, да нечестная бесчествуют, да не единого же от господ 619 понудите на священство привести работающим им. Аще ли 620 хотя то 621 привести Богови жертву живу за свое спасение, да будет жертва в всесожжение, и душей и телом возложится Богови. Не убо могут Богови работать и мамоне. Аще ли неугодно се будет господствующим, да не имеют свое рабы подручники: ведомо же буди всем и 622 иже от 623 тебе боголюбивым епископом яко же о сем, якоже никогдаже кого работного на священие приводить, но прежде от своего господина дасться ему и чадом его списана 624 свобода. Месяца Мая, индикта в .а.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010