Слова Иова о том, что Бог могущественен ( Иов. 9:19 ), с точки зрения святителя Иоанна, означают, что страдалец не только «хочет сказать... что Он (Бог) просто силен крепостью, но что способен делать то, что пожелает» 612 , в том числе и обратить Свой гнев на безвинного праведника – просто потому, что Ему, Богу, так захотелось. Иов продолжает: Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмевается. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же? ( Иов. 9:22–24 ). Мы видим: Иов верит в Божественное всемогущество и поэтому убежден, что вся ответственность за происходящие на земле несправедливости ложится на одного Господа – Он в силах все исправить, но почему-то ничего для этого не делает... Буквальное истолкование данного отрывка представляется для святоотеческой традиции затруднительным. Смущенный этими словами страдальца, святитель Григорий Великий признается: «Кто бы не предположил, что это было сказано в гордыне, если бы он не услышал [дальнейший] приговор Судьи, произносящего [друзьям Иова]: ...вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов ( Иов. 42:7 )» 613 . Именно поэтому Двоеслов и предлагает аллегорическое истолкование данного фрагмента книги Иова. Он видит в словах страдальца о том, что Бог губит и непорочного и виновного ( Иов. 9:22 ), свидетельство о подвластности всего человеческого рода после грехопадения Адама (все равно, праведники это или грешники) физическому умиранию, смерти: как губительному для жизни закону, установленному в падшем мире Самим Богом 614 . Предлагает святитель Григорий и типологическое понимание данного текста. Так, в свидетельстве Иова о том, что земля отдана в руки нечестивых и о том, что лица судей ее Он закрывает ( Иов. 9:24 ), Двоеслов видит намек на грядущие обстоятельства казни Христа. Ведь «нечестивый» – сатана, троекратно искусив Спасителя в пустыне и обнаружив, что бессилен в своем стремлении получить власть над душой Господа, не оставил своих попыток Его одолеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Ст. 2. …Но Иосавеф, дочь царя Иорама, сестра Охозии, взяла Иоаса, сына Охозии… Эта сердобольная и благородная тетка Иоаса, по общему мнению толковников, не была дочерью кровожадной Гофолии, но родилась от другой жены Иорамовой, и, таким образом, была сестрой Охозии только по отцу; ибо, в противном случае – едва ли бы пошла она вопреки Гофолии и, спасая племянника, едва ли бы решилась быть орудием погибели своей матери. Важное известие о спасительнице царственного племени Давидова (т. е. об Иосавеф) находим в книгах Паралипоменон, где она называется женой первосвященника Иодая 611 . О знаменательности этого обстоятельства так рассуждает блаж. Феодорит: «премудро правящий всем, Владыка предустроил, что священное колено (т. е. Левиино, в лице Иодая) вступило в единение с коленом царственным (т. е. Иудиным, в лице Иосавеф), и премудрый иерей Иодай поял в супружество Иосавеф, дочь Иорама, для сохранения искры царского семени» 612 . ... и тайно увела его (т. е. Иосавеф Иоаса) из среды умерщвляемых сыновей царских, его и кормилицу его, в постельную комнату... Что разуметь нужно под этой постельной комнатой? Так называлось особое помещение во дворе священников или левитов, в котором находились постели для чередных священников, или левитов 613 . Ст. 4. …В седьмой год (т. е. когда наступило время дать надлежащее воспитание подросшему царевичу) послал Иодай, и взял сотников из телохранителей и скороходов 614 , и привел их к себе в дом Господень… В книге Паралипоменон находится весьма важное и характерное дополнение к излагаемому здесь известию. Там говорится, что пять сотников, преданных первосвященнику, по предварительном с ним совещании и по его приказанию, обошли всю Иудею и собрали в Иерусалим всех левитов и глав поколений, из которых первосвященник и образовал сильный военный отряд в стенах храма, и с этим-то отрядом он решился возвести на престол семилетнего Иоаса 615 . Успеху этого, поистине чрезвычайного, дела содействовали, конечно, и естественные обстоятельства. Во-первых, еще в самом народе Иудейском довольно сильна была приверженность к религии Моисеевой, и любовь к дому Давида еще не могла потухнуть в короткий промежуток от благочестивых царей Асы и Иосафата.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Там и это сказано чуть выше, и ясно истолковано 610 . (17, 3) Наблюдайте за собою. Наблюдайте, как бы вам не соблазнить кого-нибудь или не соблазниться кем-нибудь. (17, 3) Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему. Укори его по-братски и с целью исправления. (17, 3) И если покается, прости ему. Ибо покаяние достойно прощения. (17, 4) И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему. Ведь нам, пребывающим в немощи и одолеваемым страстями, должно быть снисходительными к тем, которые страдают тем же самым. А «семь раз» здесь указывает на «многократно», то есть, сколько раз в день, согрешив, он покается, столько раз и прости ему. С этим созвучно и выражение «седмижды семьдесят» 611 . И иначе: «семь раз» сказано о каждом дне 612 , а «седмижды семьдесят» – обо всех. (17, 5) И сказали Апостолы Господу: прибавь нам 613 веры. Прибавь к той, которую мы имеем, недостающую, то есть, сделай совершенной нашу веру в Тебя. Ведь у веры что-то приносится от нас, согласно сказанному: «Вера твоя спасла тебя» 614 , а что-то подается Богом. Ибо апостол Павел говорит: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом» 615 . Так вот, зная это, они просят веры, подаваемой Богом, которую они и приняли после сошествия в виде огненных языков Святого Духа. Поэтому прежде чем они Его приняли, они выслушивали порицание за маловерие и были несовершенными в вере. Но вера, прибавленная Богом – это доведение до совершенства и укрепление принесенной прежде веры. (17, 6) Господь сказал: если бы вы имели веру как зерно горчичное 616 и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Если бы вы имели веру столь же острую, сильную и горячую, как горчичное зерно, – ведь таково его свойство, – то вы передвигали бы и деревья, и сажали бы их в море. Изрек же Он это, хваля совершенную веру и показывая ее великую силу. Он сказал о вере и о горчичном зерне также в тридцать пятой главе Евангелия от Матфея 617 , хотя и в ином смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Только тогда восстанет в новых условиях жизни реальной весь человек – и в душе и в теле его: а как подвизался он здесь, в земной этой жизни, неразрывно телом и душой – и в добром, и в злом, так и отплату получит в обоюдосторонней, соответственной сему, природе. Ап. Павел так и говорит: «… всем нам должно явиться перед Судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» 608 , и говорит это в той связи, чтобы верующие ревностнее и усерднее использовали в добром время этой земной своей, телесной жизни. Только тогда совершится окончательный, «Страшный Суд». Только тогда откроется полное по нему воздаяние – каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечная, а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость (от Бога) и гнев 609 , одним жизнь «будущего века», – другим «вторая» 610 , вечная смерть. Только тогда праведники, соответственно совершенству своему, «… наследуют Царствие, уготованное им от создания мира» 611 , «просветятся», яко солнце, в Царствии Отца 612 их, тогда как грешные, наоборот, пойдут «… в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» 613 . Невозможность личной перемены для душ, пребывающих в загробном мире, и помощь Церкви живых усопшим братьям по вере. Разбор рационалистических возражений Из того, оттеняемого и ап. Павлом, положения, что основным и определяющим началом и, так сказать, материалом для будущей участи человека и воздаяния ему является именно телесная, земная его жизнь, следует логически и то, что загробное, последующее наше состояние есть только продолжение данной жизни на земле, как бы дальнейшее проведение установившейся в ней линии, – и именно в том же цвете и форме, том же направлении, как и при жизни тела. Так и Господь в Евангелии, раздавая «мнасы» – мины рабам своим для земного делания их, сказал им: «… куплю, дейте, дóндеже прииду» 614 , как и в других местах не раз изображает нас в положении рабов на ответственном деле, которые-то и получат, что в исполнении этого дела заслужили 615 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Это царство Израилю устрояет Бог, Который судит все языки и порабощает их Своему народу. Пророк Даниил в видении созерцает четырех больших зверей – символы языческих всемирных царств. На престоле, как судия, восседает Ветхий днями. Затем – «вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий ( ςυς   νθρπον), дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится» 609 . Нам знаком уже пророческий образ Сына человеческого, как образ страдающего праведника. В видении Даниила под этим символом разумеется народ Божий, община Его праведников, получающая от Бога внешнее оправдание, хотя ничто не препятствует вместе с тем подразумевать под этим образом и царя этой общины, как ее представителя. Даниилу было изъяснено его видение в том, смысле, что звери означают языческих царей, последовательно получающих всемирную власть. «Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством, вовек и во веки веков... Царство, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, и царство его – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться ему» 610 . Легко понять, почему народ святых изображается у Даниила под образом Сына человеческого: этим обозначалось его угнетенное положение. Этому образу книги Даниила соответствует в книге Еноха символ овцы или овец, страдающих от несправедливых пастырей и полевых зверей. Но «овцам дается великий меч; тогда овцы вы ступают против полевых зверей, чтобы умертвить их, и все звери и птицы небесные разбегаются от их лица» 611 . Овцы – это страдающие праведники, которым дается власть над грешниками 612 . В Прем. Сол. о праведниках сказано, что они будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки 613 . В кн. Юбилеев Израилю дается обетование: «Я дам твоему семени всю землю, которая под небом, и они будут по своей воле господствовать над всеми народами; и после этого они завладеют всею землею и наследуют ее на веки» 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Предки К. принадлежали 2 знатным франк. родам, которые в VII в. принимали активное участие в политической жизни гос-ва Меровингов. Их родовые земли находились в Австразии - королевстве, сложившемся во 2-й пол. VI в. в сев.-вост. части меровингской Галлии (крупнейшие города - Колония (ныне Кёльн, Германия), Меттис, Ремы (ныне Реймс, Франция), Треверы (ныне Трир, Германия)). Предки К. участвовали в междоусобной борьбе франк. королей Австразии и Нейстрии. После смерти кор. Сигиберта I (575) власть в Австразии перешла к его вдове Брунхильде, правившей сначала от имени сына, Хильдеберта II (592-596), затем от имени внуков, Теодеберта II (596-612) и Теодориха II (612-613). Авторитарное правление Брунхильды и конфликты в королевской семье вызвали недовольство знати, которая оказала поддержку ее противнику, кор. Нейстрии Хлотарю II (584-629). Оппозицию, выступившую на стороне Хлотаря II, возглавили св. Арнульф и Пипин I Старший († 640). Арнульф был влиятельным сановником при дворе кор. Теодеберта II. Земли Пипина находились в среднем течении р. Маас; благодаря браку со св. Идубергой (Итой) Нивельской († 652) он приобрел владения в окрестностях Меттиса. В 613 г. кор. Хлотарь II вторгся в Австразию и расправился с Брунхильдой и ее внуками. Король назначил Арнульфа на епископскую кафедру Меттиса, но епископ сохранил за собой и придворные должности доместика и палатина. Под давлением знати Хлотарь II возвел на королевский престол Австразии сына, Дагоберта I (623-638/9, с 629 король франков), чьим воспитателем и регентом стал еп. Арнульф. Пипин Старший был назначен майордомом Австразии (обязанности майордома (maior domus, maior palatii) первоначально состояли в управлении гос. землями (фиском), впосл. майордом стал главным советником короля). Еп. Арнульф и майордом Пипин Старший старались удержать власть, устраняя соперников из австразийской знати (по их инициативе кор. Дагоберт I приказал казнить магната Хродоальда, родоначальника баварской правящей династии Агилольфингов) и заключая выгодные браки (Ансегизил, сын св. Арнульфа, женился на св. Бегге († 693), дочери Пипина Старшего). После смерти Хлотаря I Арнульф оставил епископскую кафедру и удалился в мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон); позднее он стал отшельником, после смерти (ок. 640) его стали почитать как святого.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Итак, согласно Иванову, мистерия, миф, символ – не изобретения человеческого сознания, но – некие мистические реальности, феномены соборного религиозно-постигающего (и онтологического одновременно) опыта человечества, в которых с древнейших времен закреплены знания о высших реальностях и которые сохранились лишь в стихии народной памяти и народных культур человечества, однако уже в значительно искаженных, а поэтому часто не доступных духовному видению современного человека формах. Задачей истинного искусства во все времена было проникновение в эти символы и мифы, выявление и прояснение их в художественных формах. Поэтому всякое настоящее искусство символично в той или иной мере. В русской литературе к символическому видению и выражению, по Иванову, внесознательно стремились все крупные личности, начиная с Жуковского и Пушкина. «Задумчивая и глухоторжественная мелодия» Баратынского кажется голосом «темной памяти о каком-то живом знании»; Гоголь знал «трепет и восторг второго зрения»; Лермонтов первым в русской поэзии затрепетал «предчувствием символа символов – Вечной Женственности, мистической плоти рожденного в вечности Слова», а Тютчев явился «истинным родоначальником нашего истинного символизма» (597). Собственно символисты – представители реалистического символизма – установили, что символизм – это принцип «всякого истинного искусства» (613), и поставили перед собой задачу довести его до логического предела в своем искусстве, что собственно уже выводит художника за рамки искусства, а само искусство возвращает в религиозную сферу. Истинный символизм, утверждает Иванов, ставит перед собой цель: «освобождение души (κθαρσις, как событие внутреннего опыта)» (612). Это же и одна из целей истинной религии. Поэтому, манифестирует теоретик символизма, «славя символизм», я защищаю не нашу литературную школу, не наши художественные каноны, а «возглашаю догмат православия искусства. И выражаясь так, надеюсь, что не буду обвинен в неуважении к источнику, откуда почерпаю свое уподобление; ибо искусство есть поистине святыня и соборность» (613). Ну а символизм, осознав столь высокую миссию искусства, последовательно стремится к достижению этих сверххудожественных целей. Именно в этом контексте и фигурирует у Иванова и у других символистов понятие теургии применительно к творчеству художника, и символиста в первую очередь, в качестве конечной цели творческой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приказчик обязан во всем отчетом хозяину, а по окончании года должен с ним рассчитаться. О сроке для расчета ст. 29 говорит так: «срок для расчетов хозяев с приказчиками и приказчиков с хозяевами полагается один год, по миновании срока служения». Если в течение этого срока они взаимно не разочтутся, то теряют право иска по могущим впоследствии (т.е. после сего срока) возникнуть между ними спорам. – Для дачи отчета хозяину от приказчика за каждый год служения полагается сроку месяц по миновании года. Если он в этот срок не даст отчета без законных причин (напр., по болезни и т.п.), то во всем показанном на него от хозяина обвиняется. По д. Путилова Сенат рассудил, что годовой срок установлен собственно для расчета приказчика с хозяином. Если же расчет в течение этого срока будет сделан, но не получено удовлетворения, а образовалось по расчету определенное требование, то иск по сему требованию может быть заявлен в течение 10-летней давности (Практ. ПБ. Касс. Сен. 1874 г., N 20). Если приказчик, пропустя месяц после срока уплаты по договору, не потребует от хозяина заслуженных денег, то теряет право иска. По миновании служения, хозяин должен дать приказчику свидетельство, без коего он не может быть принят в такую же должность другим хозяином. В Акцизн. Уст. (т. V, изд. 1893 г., ст. 424, 493 и след., 573, 612) есть особые правила о найме приказчиков и сидельцев. Они должны быть не моложе 21 года. Сидельцами и приказчиками не могут быть состоящие под следствием или судом по преступлениям, подвергающим потере права, исключенные или удаленные из обществ, состоящее под полицейским надзором по судебным приговорам, осужденные за принятие заведомо краденого в заклад или в промен, – в течение пяти лет со времени осуждения; осужденные во второй раз за проступки, предусмотренные в 612 и 613 ст. Пит. Уст. и в третий раз за проступки, предусмотренные в ст. 615 – в течение трех лет со времени осуждения, равно жены и неотделенные члены семейства таковых людей. Кроме поименованных разрядов лиц, не дозволяется быть приказчиками и сидельцами должностным лицам волостного и сельского управления, председателям и членам присутствий по питейным делам, письмоводителям мировых посредников, церковными старостам, а также женам и неотделенным членам семейств всех упомянутых должностных лиц. Сверх сего, уездные по питейным делам присутствия могут не допускать в приказчики и сидельцы всех тех, от кого нельзя ожидать ведения правильной и согласной с интересами нравственности торговли. Евреи могут быть сидельцами только в заведениях своих единоверцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Палатия (Балат-капусу, Кинегия), ворота в Константинополе – 582 Палеевщина, район – 65, 181, 306, 545 Палестина, историческая область – 399, 409, 435, 436, 457, 464, 503, 593, 594, 596, 598–601, 603, 606–608, 612, 614 Паршино, деревня – 389 Патмос (Патма, Патмас), остров – 114, 232, 361, 401, 554, 615 Персидский залив – 589 Персия, государство – 618 Петрийские (Петри-капусу, Сидеро-Пор-та) ворота в Константинополе – 582 Петровка, улица в Москве – 397, 508 Петровское кружало, московский кабак – 22, 259, 429, 508, 519, 573 Петроград, город (см. Санкт-Петербург) Пиги (Силиври-капусу), ворота в Константинополе – 581–582 Плата Меса (Ун-Капаны-капусу, Фарина), ворота в Константинополе – 582 Плачевная юдоль, долина в окрестностях Иерусалима – 84, 85, 87, 101, 103, 105, 199–202, 214, 218, 220–223, 338, 342, 344–351, 600, 612 Плотников переулок в Москве – 618 Поволжье, регион – 566 Поднепровье, регион – 574 Подол, район Киева – 18, 19, 22, 122, 138, 139, 240, 255, 256, 371, 399, 508, 569 Подолие, историческая область Украины 573 Покуровка, слобода – 404 Полтава, город – 567 Польша, государство – 21, 23, 25, 29, 121, 141, 145, 149, 239, 240, 258, 261, 263, 267, 369, 371, 404, 409, 415, 444, 496, 564, 567, 572, 573, 580, 599 Почайна, река – 569 Правобережная Украина, историческая область – 399, 412, 573 Преображенская слобода в Москве – 282, 397, 522, 620, 621 Пречистое, село – 391 Пруссия, государство – 564, 580 Прут (Пруд), река – 25, 145, 262, 575 Псамафийские ворота (Саматья-капусу) в Константинополе – 582 Птоломаида (Поломаида, Птолемаида), город (см. Акра) Путейские ворота (Джибалы-капусу) в Константинополе – 582 Путивль (Путимль), город – 15, 136, 252, 567 Пушечные (Пошешные), или Романовские, ворота в Константинополе – 42, 161, 281, 540 Пырьево, деревня – 391 Пятибашенные ворота (Йедикуле-капусу, Пентапиргия) в Константинополе 581 Р авва, город – 613 Рамла, город – 72–76, 107, 188, 190, 191, 224, 314–318, 352, 423, 501, 505, 524, 547, 594, 636 Рашид (Драхит, Рагит, Рахид, Решид, Рохид), город-порт – 64–67, 180–183, 303, 306–308, 400, 466, 545, 592

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Хлиары, г. 375, 380, 387    Хома, г. 114, 304, 446, 486    Хоний, крепость 371    Хорасан 198, 199, 300, 301, 305, 309, 310, 311, 383, 399, 415, 525, 576, 582    Хорватия 519    Хортарей (Айтосский перевал?) 267, 554    Христополь, г. 254, 257    Цивиск, г. 166    Цивитот, см. Кивот, г.    Циканистр 423, 625    Цурул, г. 97, 103, 225, 226, 272, 469    Чалыкавский проход, см. Сидира    Черная гора, см. Аман, горы    Черное море, Понт Эвксинский, Понт 62, 160, 206, 269, 284, 395, 446, 543, 612    Черный Дрин, Дримон, р. 339, 597    Шампань 581    Шкумби, р. 499    Эгейское море, Южное море 62, 70, 446, 450, 451    Эгиалы 387, 400    Эгина, г. 244    Эгнатиева дорога 539, 569    Эдесса 308, 310, 371, 380, 522, 575, 578, 581, 605, 606, 609    Эзева 166, 507    Элефантинская тюрьма, Слоновая тюрьма 399, 614    Элисс, крепость 28, 339, 340, 597    Эллада 487, 548    Эльбасан, Арванон, г. 351, 499, 598    Эльстер, р. 460    Энос, г. 232, 233, 394, 444, 531    Эпидамн, см. Диррахий, г.    Эпир 499, 568    Эргене, р. 541    Эривол, г. 615    Этолия 620    Эфес, г. 304    Эфиопия 418, 524, 620    Южная Италия 7, 447, 453, 454, 456, 492    Южное море, см. Эгейское море    Юскюдар, г. 556    Янина, г. 156, 162, 503, 504    Япигия 85, 461    Ясона холм 337    Яффа, г. 307, 308 УКАЗАТЕЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ    Абхазцы, см. также авасги 465, 627    Авасги (абхазцы) 627    Агаряне (турки, арабы) 96, 122, 276, 300, 305—307, 465, 545    Аланы 13, 36, 353, 462    Албанцы 187, 499    Амальфитяне 156, 184, 185, 518, 519    Арабы, см. также агаряне, исмаилиты, сараци-ны, вавилоняне, египтяне 7, 307, 465, 509, 577,    578    Армяне 265, 307, 313, 322, 395, 396, 552, 588, 612, 613    Ассирийцы 331    Афиняне 195    Ахейцы 206    Беотийцы 280    Болгары 26, 232, 461, 462, 507, 530, 541    Брабанцы 564    Вавилоняне 308    Варяги 26, 109, 148, 209, 439, 472, 486, 497    Венгры, см. также даки, угры 473, 494    Венецианцы 21, 31, 142—144, 156, 182—185, 439, 484, 492, 493, 495, 517—519, 561    Ветоны (неренчане) 339, 391

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010