( < < back) его празднуется Церковью 30-го ноября. ( < < back) во II веке. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника лат. Maximus — соответствует греческому, что значит величайший. На соответствие имени святого Максима с его личными качествами и его жизнью указываете его ученик, преподобный Анастасий, в своем письме к Феодору, пресвитеру Гангрскому. — Святой Максим родился около 580 года. При втором допросе в Константинополе, бывшем в 655 году, он сказал, что ему 75 лет. ( < < back) Ираклий вступил на престол в 610 году и царствовал по 641 год. ( < < back) монофелитская возникла в начале VII века и была продолжением монофизитской ереси. Монофелиты признавали во Христе одну волю и одно действие Божеское и, таким образом, искажали догмат вочеловечения Бога Слова. По учению же православному, воля есть принадлежность естества, а не лица, а потому и Господь Иисус Христос, как естеством Бог и естеством человек, имел и Божескую и человеческую волю. Без этой последней Он не был бы совершенным по естеству человеком. ( < < back) занимал патриаршую кафедру в Александрии с 630–640 г. Cepruй I был патриархом константинопольским с 610–638 г. ( < < back) Софроний — патриарх иерусалимский с 634–644 г. ( < < back) монастырь лежал на противоположном берегу Константинопольского пролива, ныне Скутари, близ Халкидона. Он славился благочестивою жизнью иноков. Здесь Святой Максим принял пострижение, а затем избран аввой. Авва слово Сирийское, значит «отец». Это имя усваивалось начальнику обители. ( < < back) предпочитает «лежать у порога» дома Божия, нежели жить роскошно в палатах грешников. ( < < back) изложением веры, изданным в форме эдикта, или указа, обязательного для всех, запрещались всякие споры об одной, или двух волях во Христе, но в тоже время провозглашалось учение об одной воле, как учение правильное. Но и после этого споры волновали Восточную Церковь. ( < < back) папа римский с 638–640 г. ( < < back) Uoahh IV занимал римскую кафедру с 640–642 г. ( < < back)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

570), Адамнаном (ок. 670 или 685). В VII в. Лидда была переименована в Георгиополь. Церкви, посвященные Г., стали возникать по всей Римской империи с IV в., особенно в Палестине и Сирии ( Delehaye. P. 43 - 52). Помимо главного центра почитания великомученика в Лидде церкви во имя вмч. Георгия были построены в сер. V в. имп. Евдокией в Шейх-Бадре к западу от Иерусалима, в кон. V в.-в Эдессе, в 514/5 г. первым магистратом Иоанном, сыном Диомида, в честь явления ему святого - в Изре (Зораве) в Трахонитиде. Здесь хранилась часть мощей великомученика. В VI в. существовали церкви во имя вмч. Георгия в Иерусалиме, Иерихоне, Герасе и др. О почитании Г. в Каппадокии свидетельствует Похвальное слово в честь великомученика, написанное в V в. Феодотом, еп. Анкирским, к-рое сохранилось только на копт. языке (BHO, N 320). Визант. имп. Юстиниан I (527-565) построил ц. во имя вмч. Георгия в Визане близ Феодосиополя в Вел. Армении ( Procop. De aedificiis. III 4); имп. Ираклий I (610-641) - храм в К-поле в квартале Девтерон; К-польский патриарх Сергий I (610-638) - церковь в Халкидоне (Πτρια Κωνσταντινουπλεως. 3. N 208. P. 280). Ошибочным является мнение о посвящении Г. построенной в нач. IV в. ротонды в Фессалонике, к-рая была освящена в честь Бесплотных сил (Ασωμτων) и стала именоваться ц. во имя вмч. Георгия только в поствизант. период. Вмч. Георгий. Керамическая икона. Никомидия. X-XI вв. (ГИМ) Вмч. Георгий. Керамическая икона. Никомидия. X-XI вв. (ГИМ) Сведения о почитании великомученика в М. Азии и о его мощах содержатся в Житии прп. Феодора Сикеота († 613), покровителем к-рого был Г.: «А у преподобнейшего Емилиана, еп. Гермийского, была частица его святой главы, и один палец руки, и один зуб, и еще одна частица. И вот, мученик явился епископу, повелевая ему отдать их своему слуге Феодору для построенного им ему храма» (Гл. 100). У еп. Емилиана мощи Г., вероятно, хранились в храме св. Архангелов в Гермиях , Феодор же перенес их в построенную им церковь, освященную во имя Георгия (Гл. 55). В житии приводятся многочисленные рассказы о явлении великомученика, его чудесной помощи, защите Феодора от демонов. После смерти Феодора Сикеота эта часть мощей Г. была перенесена имп. Ираклием в К-поль и положена в специально построенной для них церкви также во имя Георгия, в квартале Девтерон около Адрианопольских ворот. По той же причине мон-рь, возникший впосл. на этом месте (упом. с кон. IX в.), назывался мон-рем Георгия Сикеота. Частицы мощей Г. хранились в ц. во имя вмц. Евфимии около ипподрома (Книга Паломник. С. 32).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Все дальнейшие сведения о М. содержатся лишь в документах VI Вселенского Собора. В начале работы Собора М. сидел по правую руку от имп. Константина IV, рядом с патриархом Георгием I К-польским (679-686), и сыграл одну из ведущих ролей. На 1-м заседании 7 нояб. 680 г. он выступил с защитой монофелитства, заявив, что вост. Церковь, приняв ересь, не внесла к.-л. новшеств в вероучение. В ходе заседаний в ответ на требование легатов осудить 4 бывш. патриархов-монофелитов М. выступил с требованием осудить папу Римского Гонория I (625-638), к-рый соглашался с аргументами основателя монофелитства патриарха Сергия I К-польского (610-638). На 3-м заседании послания, на к-рые опирались М. и др. монофелиты, считая их принадлежащими патриарху Мине К-польскому (536-552) и папе Вигилию (537-555), были определены как подложные (ACO II. Vol. 2(1). P. 42-44; ДВС. Т. 4. С. 28). На 5, 6, 8 и 9-м заседаниях Собор изучал 3 кодекса с сочинениями отцов Церкви, представленных М. и его сторонниками, в которых, по их мнению, доказывалась правомочность ереси. Собором было признано, что в этих сборниках слишком много интерполяций и подложных документов, причем на этом и последующих заседаниях было доказано, что некоторые из интерполяций и пропусков в книгах были сделаны с ведома М. На 8-м заседании зачитали «Изложение веры» М., к-рое для Собора по сути стало наиболее важным документом, по к-рому участники Собора получили представление о монофелитстве ( Mansi. T. 11. P. 349-360; ACO II. Vol. 2(1). P. 218-230; ДВС. Т. 4. С. 86-90). Несмотря на отказ от ереси мн. своих прежних единомышленников, в т. ч. раскаяние патриарха Георгия К-польского, М. твердо настаивал на своей т. зр. и в пылу полемики, отвечая императору, заявил, что он желал бы скорее быть разорванным на куски и брошенным в море, нежели признать учение о двух волях во Христе (ACO II. Vol. 2(1). P. 232-233; ДВС. Т. 4. С. 90). В завершение 9-го заседания Собора М. был объявлен низложенным, его помощник мон. Стефан был изгнан из зала заседаний (ACO II. Vol. 2(1). P. 274; ДВС. Т. 4. С. 103-104). Тем не менее отчасти под влиянием аргументов М. Собор вскоре согласился с необходимостью осудить папу Гонория наряду с вост. патриархами-монофелитами; рим. легаты и позднее курия против этого не возражали (см. также ст. Вселенский VI Собор ).

http://pravenc.ru/text/2561408.html

600-601 601--610 611-612 612-615 615-617 617-618 618-622 622-623 623-624 624-627 627-638 638-639 639-640 640-643 644-645 ГОВЕЗНЕНСКАЯ (ГОВЕЗНЯНСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, названный по месту явления в мест. Говезна Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского 645-646 ГОВЯЗИН Иосиф Евсевиевич (1876 - после 1956), учитель пения, хормейстер, автор духовно-муз. сочинений 646-647 ГОГЕЛЬ Морис (1880 - 1955), франц. протестант. историк Церкви и библеист либерального направления 647-648 ГОГ И МАГОГ в христ. и иудейской эсхатологической традиции имена варварских народов, к-рые завоюют Палестину или христ. ойкумену в последние времена 648-652 652-666 666-667 667-668 ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю 668-669 669-672 ГОДОН († ок. 690), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция), прп. (пам. зап. 24 июля) 672-683 683-684 684-685 685-686 ГОЛА муж. действующий мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», принадлежит Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви 686-687 687-688 688-692 692-693 694-695 ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) 695-697 ГОЛИЦЫН Юрий Николаевич (1823 - 1872), кн., рус. хоровой дирижер, регент, композитор, общественный деятель 697-698 ГОЛИЯ муж. мон-рь в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви 698-699 «ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС» подготовлен Неймегенским высшим ин-том катехизации по поручению католич. епископата Нидерландов 699-704 ГОЛЛАЦ Давид (1648 - 1713), нем. лютеран. богослов, последний из систематиков лютеран. ортодоксии 704-706 706-707 707-708 ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Эта ситуация привела политическую и церковную власть К-поля в лице имп. Ираклия (610-641) и патриарха Сергия (610-638) к поискам возможностей для объединения Церкви. Имп. Ираклий, воюя на востоке, вел интенсивные переговоры с монофизитскими и несторианскими иерархами. Кроме того, в Лазике он часто общался с халкидонитом Киром, митр. Фасидским. При поддержке имп. Ираклия и патриарха Сергия Кир был возведен (631) на Александрийскую кафедру. В качестве богословского основания для диалога с антихалкидонитами было предложено учение о «едином богомужном действии» (μα θεανδρικ νρϒεια) Христа со ссылкой на «Ареопагитики» (см. статьи «Ареопагитики», Богомужное действие, Воплощение). Это учение было включено в итоговые документы состоявшегося в 633 г. в Александрии под председательством патриарха Кира т. н. объединительного Собора (Mansi. T. 11. Col. 565), результатом к-рого стало воссоединение с Церковью большей части егип. антихалкидонитов (феодосиан). Появление формулы о единой энергии в качестве офиц. вероисповедания Церкви вызвало недовольство со стороны правосл. монашества, главным выразителем мнений к-рого стал св. Софроний, буд. патриарх Иерусалимский. Против учения о едином действии он, возможно, выступал уже на Соборе в Александрии (Maximus Conf. Ep.//PG. 91. Col. 143). Став патриархом, Софроний в соборном послании от лица Иерусалимской Церкви осудил любые попытки вероучительного компромисса с монофизитами (кон. 634; текст см.: Mansi. T. 11. Col. 461-510; ACO II. Vol. 2 (1). P. 410-494). Окрыленный успехом александрийской унии, патриарх Сергий в 634 г. направил послание папе Гонорию I, представляя александрийскую унию только как присоединение к Православию мн. тысяч человек и в то же время убеждая папу в преимуществах учения об одном действии во Христе (Mansi. T. 11. P. 529-537; ACO II. Vol. 2 (2). P. 534. 1-546. 25). Папа ответил, что не следует спорить о вопросах, к-рые не рассматривались Соборами, похвалил патриарха за осторожность при рассмотрении проблемы, оказав тем самым поддержку попыткам императора и патриарха прийти к соглашению с противниками Халкидонского Собора.

http://sedmitza.ru/text/758858.html

Для подтверждения же своего обещания они облобызали Божественное Евангелие, честный крест и святые иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Затем, побеседовав достаточно о полезных для души вещах, они дали друг другу целование о Господе и, пожелав взаимно мира, возвратились — епископ Феодосий и патриции — в Византию. Когда они изложили царю все сказанное и сделанное, царь сильно разгневался. Тогда Феодосий и оба патриция, убоявшись царского гнева, снова обратились к ереси. Затем опять был послан в Визию патриций Павел с поручением доставить преподобного Максима в Константинополь, однако — с почетом. Когда святой Максим был привезен, ему повелено было жить в монастыре святого Феодора 38 . Прим. 1 Максим — лат. Maximus — по гречески значит величайший. На соответствие имени святого Максима с его личными качествами и его жизнью указывает его ученик, преподобный Анастасий, в своем письме к Феодору, пресвитеру Гангрскому. Святой Максим родился около 580 года. При втором допросе в Константинополе, бывшем в 655 году, он сказал, что ему 75 лет. 2 Император Ираклий вступил на престол в 610 году и царствовал по 641 год. 3 Ересь монофелитская возникла в начале VII века и была продолжением монофизитской ереси. Монофелиты признавали во Христе одну волю и одно действие Божеское и, таким образом, искажали догмат вочеловечения Бога Слова. По учению же православному, воля есть принадлежность естества, а не лица, а потому и Господь Иисус Христос, как естеством Бог и естеством человек, имел и Божескую и человеческую волю. Без этой последней Он не был бы совершенным по естеству человеком. 4 Кир занимал патриаршую кафедру в Александрии с 630 по 640 г. Сергий I был патриархом константинопольским с 610 по 638 г. 5 Св. Софроний — патриарх иерусалимский с 634 по 644 г. 6 Хрисопольский монастырь лежал на противоположном берегу Константинопольского пролива, ныне Скутари, близ Халкидона. Он славился благочестивой жизнью иноков. Здесь святой Максим принял пострижение, а затем избран аввою. Авва слово сирийское, значит «отец».

http://isihazm.ru/index.php?id=10

После цитирования отрывка из Кириллова «Толкования на Евангелие от Иоанна» ( Ин.6:53 ) он добавляет: «Если мы знаем, что всеведение является собственным для разумной боголепной νργεια, и мы научены, что есть одна и та же приличная Богу νργεια того и другого, то каким образом мы не будем на основании этого исповедовать, что есть одно и то же всеведение, как мы сказали, у одного Христа – и по Его Божеству и по Его человечеству?» 12 В другом отрывке, сохранившемся в сирийском переводе, он заявляет вполне недвусмысленно: «С самого соединения с Ним (Богом Словом) она (душа Христа) обогатилась всей Его боголепной νργεια, мудростью и всеведением, так что есть одно и то же знание как у Бога Слова, так и у разумной и мыслящей души» 13 . Таким образом, согласно Анфиму, Христос знал всё по Своей божественной νργεια, а также как человек. Он приводит в подтверждение такого понимания текст свт. Кирилла, а это подразумевает, что он интерпретирует Кириллову «одну νργεια» как божественную νργεια, которая после Воплощения действует также через человечество Христа. Человеческое неведение Христа преодолено и упразднено Его божественным знанием точно так же, как Его человеческая неспособность воскресить мёртвого была преодолена и упразднена способностью божественной 14 . Вторую ссылку на «одну νργεια» свт. Кирилла можно найти в письме Сергия, патриарха Константинопольского (610–638) 15 , который вместе симператором Ираклием (610–641) 16 продвигалмнение, что во Христе была только одна νργεια. В своём первом письме к Киру 17 , епископу Фасиса, Сергий ссылается на свт. Кирилла следующим образом: «Мы знаем, что некоторые из одобренных Отцов, и в особенности святейший Кирилл, архиепископ Александрии, сказал в некоторых своих сочинениях об одной животворящей деятельности (νργειαν) Христа, истинного Бога нашего» 18 . В этом письме Сергий не объясняет, как он понимает «одну νργεια», он только ссылается на Отцов: «Ведь крайне необходимо не только по мысли следовать учениям святых Отцов, но и пользоваться теми же самими выражениями, что и они, и совершенно никакого не вводить новшества» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

In Antiochian Christology it was possible to say that the two natures were united by one common «will.» The Persian wars of Emperor Heraclius (610–641) again deeply involved the Byzantine government in unionist policies with the Monophysites, especially with the Armenians. Patriarch Sergius (610–638), Heraclius» friend and theological adviser, devised a formula of union, according to which the Monophysites would accept the Chalcedonian formula of the «two natures» with the specification that they were united into one «energy» and one will. The policy reached a measure of success both in Armenia and in Egypt, and local unions were concluded. Monoenergism and Monotheletism, however, met with staunch opposition on the part of some Chalcedonians, led by Sophronius, Patriarch of Jerusalem, and by Maximus the Confessor. In spite of the support given to it by Heraclius and his successors, Monotheletism was finally condemned by the Sixth Ecumenical Council in 680, which restated the Chalcedonian affirmation that in Christ each nature keeps the entirety of its characteristics, and, therefore, there are two «energies» or wills, the divine and the human, in Christ. Maximus the Confessor (ca. 580–662) the architect of this decision, dominates the period intellectually, and, in many respects, may be regarded as the real Father of Byzantine theology. For in his system one finds a Christian philosophical counterpart to Origen« " s myth of creation, and, as the real foundation of Christian spiritual life, a doctrine of «deification» based on Cyril»«s soteriology and on Chalcedonian Christology. Maximus never tried, or had the opportunity, to compose an ordered analysis of his system. His writings include only a large collection of Ambigua, a most unsystematic compilation of commentaries on obscure passages from Gregory of Nazianzus or from pseudo-Dionysius, a collection of «Answers to Questions» by Thalassius, several series of Chapters (short sayings on spiritual or theological matters), and a few polemical treatises against the Monothelites.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Считая от 20 марта 610 года 3 г. 2 мес., согласно показываемые во всех источниках, назад, время рукоположения Фомы нужно приурочить именно к 20 числам января 607 года. Год возведения Фомы у Феофана 598-й алекс. эры показан верно в том смысле, что с этого патриарха у Феофана начинается, как говорено выше, постоянная ошибка в хронологии вообще для полутораста лет, состоящая в пропуске одного года и поведшая к нарушению обычного отношения индиктов и лет. Чтобы получить соответствующий нашему январь 598 г. алекс. эры, нужно прибавить уже не 8, а 9=607-й год. Итак, Фома I занимал кафедру с 23 января 607 года по 20 марта 610 года. Сергий. – Время возведения на кафедру Сергия точно записано в Пасхальной хронике: великая суббота 610 года, т. е. 18-е апреля, ибо пасха в этом году была 19 апреля, хотя в хронике вместо восемнадцатого (18) названо 8-е апреля 625 , вследствие естественного пропуска переписчиком цифры i (10). У Феофана первый год Сергия верно помечен 601 годом алекс. эры, который в апреле (601 + 9) отвечает 610 году нашего счисления 626 . В каталогах продолжительность правления Сергия обозначается различно, но это различие легко объяснить и свести к одной наиболее достоверной дате. В хронографии Никифора стоит 28 л., 7 мес., 21 день; у Никифора Каллиста, Леунклавия и Матфея Кигалы – 28 л. 7 мес.; у Филиппа Кипрянина – 28 л. 9 мес.; в первом каталоге Фишера – 24 года 6 мес., а втором – 28 л. 7 м. 627 В таблицах летописи Феофана показано круглое число – 29 л. 628 Разность относительно числа месяцев в каталогах Филиппа Кипрянина и в 1-м Фишера легко объясняется, как описка θ«(9) и ς» (6) из ζ " (7) (см. в отделе о каталогах прав. 7-е). Остается несколько непонятной только цифра 24 г. в первом каталоге Фишера; но что она могла получиться только благодаря ошибке переписчика, это ясно из сказанного выше об отношении каталогов Фишера к каталогу патриарха Никифора. Как наиболее подробная и точная, дата последнего каталога должна быть признана и наиболее близкой к истине. Считая от 18 апреля 610 года 28 л 7 мес., 21 день вперед, смерть Сергия мы должны отнести к 8–9 декабря 638 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

1334 Это последнее объяснение возможно в виду того, что монастырь покупал небольшие участки в то время, как сам нуждался в деньгах, имел большие долги и уплачивал за участки не меньше их стоимости. 1337 Список с царской грамоты к прикащику дворцовых сел Ивану Недюреву в Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 963 и об. 1338 Списки с купчей: Рукоп. Ак. библ. A 1 / 17 , л. 1495 и об., Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 а, стр. 620–622. 1339 Списки с купчей: Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 1500 б.; Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 а, стр. 645–646. 1340 Списки с купчей: Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 1142 и об.; Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 а, стр. 1117–1119. 1341 Списки с купчей: Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 1467–1468; Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 а, стр. 499–503. 1344 Список с данной в Рукоп. Ах. библ. А 1 / 17 , л. 608 и об. Сравн. л. 610 (См. также Рукоп. Кир. библ. 78 / 1317 , л. 51 об.). 1345 Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 610. Жалованная грамота на этот вклад была выдана 29 августа 1613–7121 года царем Михаилом Федоровичем. 1346 Подлинник данной – в Моск. Арх. М. Юст., Вологодск. у., 2648–77. Список – в Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 89 об. 1348 Списки с купчей: Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 1500 б и об.; Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 646–649. 1349 Списки с купчей: Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 1500 а и об.; Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 а. стр. 640–642. – 6 января 1594 года Нифонт Иванов сын Вешняков Колтин купил эти пожни у Игнатия Мартюшина за 22 алтыва 2 деньги (Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 а, стр. 643–644. 1350 Списки с купчей: Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 1499 и об.; Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 а, стр. 636–638. Дед Посника Григорий Заверткин купил эти же пожни 26 декабря 1570 (7079) года у Григория Кириллова сына Баланды также за 40 алтын (Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 а, стр. 638–640). 1352 Список с купчей в Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 1431. Правый край списка обрезан. В 7113 году тоже было продано за 5 рублей Свиридову Гущину. (См. там же л. 1431 об.–1432).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010