В середине VI в. Антиохия подверглась персидским завоеваниям: в 540 г. персидская армия шаханшаха Хосрова I Ануширвана вторглась в Сирию и разрушила Антиохию, большая часть жителей которой была уведена в плен. В 610 г., в год восшествия на престол византийского императора Ираклия, персы под предводительством шаханшаха Хосрова II Парвиза предприняли новое наступление. Антиохия и Дамаск снова были захвачены. Заключенный впоследствии императором Ираклием мир был достаточно зыбким. 5.4. Антиохийский Патриархат в условиях арабского владычества и крестовых походов Арабское владычество (634 – 969) и второй византийский период (969 – 1084). В 30-е гг. VII в. начались арабские завоеваний, обернувшиеся катастрофой для Византии. Восточные ее провинции стали легкой добычей арабов. В 638 г. пала Антиохия, в 639 г. – Эдесса. Единственным островком христианских владений оставался Горный Ливан. Сирийские монофизиты восприняли арабов с одобрением, как победителей православного императора. Православные же христиане воспринимали мусульманское завоевание куда более негативно; они были лишены права занимать государственные посты, обязаны были платить харадж и джизию (как и прочее немусульманское население), запрещалась православная миссионерская деятельность. Многие церкви были конфискованы и превращены в мечети. Количество христиан в Сирии под арабским владычеством оставалось значительным до конца XI в. С VII в. Антиохийские Патриархи стали поставляться в Константинополе, откуда они и пытались руководить делами своей Церкви, не рискуя появляться на принадлежащей арабам территории и теряя, таким образом, живые контакты с паствой. Иными словами, с 30-х гг. VII в. до начала VIII в. продолжается период Антиохийский Патриархов в изгнании. После кончины Патриарха Георгия II (ок. 702) прервалась и эта линия Антиохийских предстоятелей. Лишь в 742 г. халиф Хишам дал разрешение избрать на Антиохийскую кафедру сирийца Стефана III (742 – 744). Арабские власти в этот период активно вмешивались в избрание Патриархов, добиваясь рукоположения своих ставленников, поэтому на Антиохийской кафедре могли оказываться случайные люди-христиане, даже не носившие ранее духовного сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился он (ок. 580 г.) в знатной константинопольской семье и получил прекрасное философское образование. По природе слабый и склонный к созерцательности, он тем не менее начал служебную карьеру: император Ираклий (610—641 гг.) сделал его своим «первым секретарем». Но, более одушевляемый Божественной философией и монашеской жизнью, скоро удалился он в монастырь на другой берег Боспора, где и сделался игуменом, что по времени совпало с выступлением патриарха Сергия, думавшего своим мо-нофелитством (633 г.) примирить с Церковью монофиситов. В 643 г. мы встречаем св. Максима в Африке, в окружении императорского наместника Григория, который, искренне чтя Исповедника, стремился использовать Православие в собственных своих целях — для борьбы с императором. Здесь на публичном диспуте с бежавшим из Константинополя монофелитским патриархом Пирром Максим обнаружил и силу своей веры и весь " блеск своей диалектики. Он убедил Пирра принести раскаяние римскому папе. После же гибели Григория вынужден был укрыться в Риме и сам Максим. По его настояниям папа Мартин I (649—655 гг.) созывает Латеранский Собор (649 г.) и на нем проводит осуждение моно-фелитства и утверждавших его императорских указов («κΦεσις» Ираклия 638 г. и «τπος» Константа II 648 г.). Вполне естественными следствиями этого были аресты папы и Максима (653— 654 г.), перевезенного на суд в Константинополь. Он давно уже стал душой Православия и — под угрозой гонений — одним из немногих его бесстрашных защитников. От него старались добиться отречения всякими возможными способами: посулами и угрозами. Его обвиняли и в оригенизме, и в государственной измене (связь с Григорием), и в отрицании священнического сана императора (он отрицал за императором право вмешиваться в догматические решения Церкви); его сослали во Фракию, но он оставался непреклонным, исповедуя две воли и две энергии. Снова, в 656 г., прибегли к допросам, угрозам и избиениям, вызвавшим справедливое замечание присутствовавшего при этом епископа, что «канонические дела решаются иным способом»; попытались, хотя и безуспешно, натравить на него толпу и, наконец, сослали на окраину империи (в Перверис). В 662 г. его вместе с двумя учениками снова привезли на собор в Константинополь и потребовали отречения. Но Максим сознавал, что в нем — воля Церкви и что он останется в Церкви, даже если бы все отреклись.— Префект получил приказ подвергнуть непокорных пытке, урезать им до корня «богохульный» язык и отсечь правую руку. В таком виде протащили их по всем 12 частям города и затем сослали в Аацику на восточном берегу Черного моря. Здесь Максим скончался. Предание рассказывает, что перед смертью он, несмотря на усеченный язык, заговорил. Конечно, его языком говорил и его рукой утверждал Православие VI Вселенский Собор (680—681 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/443099/

Патриархи Константинопольские за период 381–1453 гг. Нектарий – 381–397 Иоанн I Хрисостом – 398–404 Арасий – 404–405 Аттик – 406–425 Сисинний I – 426–427 Несторий – 428–431 Максимиан – 431–434 Прокл – 434–446 Флавиан – 446–449 Анатолий – 449–458 Геннадий I – 458–471 Акакий – 472–489 Фравита – 489–490 Евфимий – 490–496 Македонии I – 496–511 Тимофей I – 511–518 Иоанн II Каппадокийский – 518–520 Епифаний – 520–535 Анфим I – 535–536 Мена – 536–552 Евтихий – 552–565 Иоанн III Схоластик – 565–577 Евтихий (вторично) – 577–582 Иоанн IV – 582–595 Кириак – 595–606 Фома I – 607–610 Сергий I – 610–638 Пирр – 638–641 Павел II – 641–653 Пирр (вторично) – 654 Петр – 654–666 Фома II – 667–669 Иоанн V – 669–675 Константин I – 675–677 Феодор I – 677–679 Георгий I – 679–686 Феодор I (вторично) – 686–687 Павел III – 688–694 Каллиник I – 694–706 Кир – 706–712 Иоанн VI – 712–715 Герман I – 715–730 Анастасий – 730–754 Константин II – 754–766 Никита I – 766–780 Павел IV – 780–784 Тарасий – 784–806 Никифор I – 806–815 Феодор Мелиссии Касситера – 815–821 Антоний I Кассимат – 821–837 Иоанн VII Грамматик – 837–841 Мефодий I – 843–847 Игнатий – 847–858 Фотий – 858–867 Игнатий (вторично) – 867–877 Фотий (вторично) – 877–886 Стефан I – 886–893 Антоний II Кавлеа – 893–901 Николай I Мистик – 901–907 Евфимий I – 907–912 Николай I Мистик (вторично) – 912–925 Стефан II – 925–927 Трифон – 927–931 Феофилакт – 933–956 Полиевкт – 956–970 Василий I Скамандрин – 970–974 Антоний III Студит – 974–979 Николай III Хрисоверт – 979–991 991–996 – патриархов не было Сисинний II – 996–998 Сергий II – 1001–1019 Евстафий – 1019–1025 Алексей Студит – 1025–1043 Михаил I Кируларий – 1043–1058 Константин III Лихуд – 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин – 1064–1975 Косма Г- 1075–1081 Евстратий Гарида – 1081–1084 Николай III Кирдиниат Грамматик – 1084–1111 Иоанн IX Агапет – 1111–1134 Лев Стип – 1134–1143 Михаил II Куркуас – 1143–1146 Косма II Аттик – 1146–1147 Николай IV Музалон – 1147–1151 Феодот II – 1151–1154 (Неофит I – 1153–1154)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Это вычисление вполне подтверждается свидетельством патриарха Никифора в «Истории» о смерти Серия 12 индикта, что указывает на 638–639 годы нашего счисления (639 + 3=642 : 15=остаток – индикт 12-й) 629 , и не противоречит показанию летописи Феофана. Итак, Сергий занимал кафедру с 18 апреля 610 года до начала декабря 638 года. Пирр. Хронология Пирра может быть установлена точно только при помощи известий о времени правления его преемника Павла. О последнем известно, как сейчас увидим, что он занял кафедру в октябре 641 года. Продолжительность правления Пирра весьма точно обозначена в каталогах цифрами: 2 г., 9 м., 9 дней, за исключением каталога Филиппа Кипрянина, где пропущено число дней, и 1-го каталога Фишера, где вместо 9-ти мес. (θ») помечено только два (β) 630 , каковая замена легко объяснима, как описка 631 . Если допустить, что Павел занял кафедру в первых числах октября 641 года, а Пирр изгнан в конце сентября, то возведение последнего нужно отнести, считая 2 года, 9 м., 9 дней назад, к последним числам декабря 638 года. Если же предположить, что Пирр изгнан в начале октября 641 года, то можно начало его правления относить к первым числам января 639 года. Первое предположение вероятнее, ибо имеет за себя основания в хронологии Павла II. Разность, во всяком случае, небольшая и дает возможность хронологию Пирра формулировать довольно точно: – занимал кафедру с самого конца 638-го до октября 641-го года. Известия патр. Никифора в «Истории», что Пирр возведен 12 индикта (638–639 годы нашего счисления), и летописи Феофана, что он изгнан в 633 году алекс. эры (=641–642 годам нашего счисления) 632 , вполне подтверждают сделанное вычисление. Павел II . Хронология Павла чрезвычайно сбивчива, устанавливается исследователями весьма произвольно и разноречиво 633 , а потому требует особого внимания. Время занятия им кафедры, как мы говорили, засвидетельствовано довольно твердо и точно: он возведен, по свидетельству патр. Никифора в «Истории», в октябре 12 индикта, т. е. 641 года 634 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

По­ел ры­жих шел­ко­вич­ных ягод и за­бо­лел ча­хот­кой, от ко­то­рой и умер. Мав­ри­кий/Фла­вий Мав­ри­кий Ти­бе­рий Август 582–602/539–602 Его цар­ство­ва­ние про­шло в вой­нах с ава­ра­ми, пер­са­ми и сла­вя­на­ми. Его смерть ока­за­лось ка­та­стро­фи­че­ским для им­пе­рии со­бы­ти­ем, ко­то­рое вы­зва­ло раз­ру­ши­тель­ную вой­ну с Персией. Обез­глав­лен по при­ка­зу узур­па­то­ра Фоки. Про­слав­лен. Фо­ка/Фла­вий Фо­ка Август 602–610/?-610 Прав­ле­ние Фо­ки, ви­дев­ше­го в цар­ской вла­сти толь­ко сред­ство для на­сы­ще­ния сво­их ди­ких стра­стей и же­сто­ко­сти, бы­ло озна­ме­но­ва­но длин­ным ря­дом сви­ре­пых каз­ней. Де­ла им­пе­рии при­шли в пол­ное расстройство. Сверг­нут бу­ду­щим им­пе­ра­то­ром Ирак­ли­ем I, рас­тер­зан народом. Ди­на­стия Ираклия Ирак­лий I/Фла­вий Ирак­лий Август 610–641/574–641 Раз­бил ава­ров и пер­сов. На Пас­ху 630 г. вер­нул на ме­сто Крест Хри­стов, ко­то­рый пер­сы унес­ли из Иеру­са­ли­ма. Пы­тал­ся со­дей­ство­вать пре­одо­ле­нию рас­ко­ла меж­ду те­ми мо­но­фи­зи­та­ми и Православными. Скон­чал­ся от во­дян­ки по­сле двух лет, про­ве­ден­ных в за­тво­ре в им­пе­ра­тор­ском дворце. Кон­стан­тин III/Ирак­лий Нов Константин 641/612–641 Так как Кон­стан­тин III из всех по­том­ков Ирак­лия был че­ло­век са­мый не­при­ме­ча­тель­ный, да и пра­вил он по­сле кон­чи­ны от­ца чуть бо­лее ста дней, из­вест­но лич­но о нем немного. Был отрав­лен мачехой. Про­слав­лен. Ирак­лий II/Кон­стан­тин Ираклион 638–641/626–641 Вре­мя его прав­ле­ния от­ме­че­но сму­той и двор­цо­вы­ми интригами. По ре­ше­нию се­на­та, вме­сте с ма­те­рью по­сле от­се­че­ния но­са был от­прав­лен в ссыл­ку, где и скончался. Кон­стант II/Кон­стант Ираклий 641–668/630–668 Из-за со­вер­шен­но­го Кон­стан­том бра­то­убий­ства, тя­же­лых на­ло­гов, при­вер­жен­но­сти мо­но­фе­лит­ству был не­лю­бим на­ро­дом. Не­уда­чи во внеш­ней по­ли­ти­ке окон­ча­тель­но уни­что­жи­ли его популярность. Убит за­го­вор­щи­ка­ми во вре­мя купания. Кон­стан­тин IV/Кон­стан­тин По­го­нат («Бо­ро­да­тый»)

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

В истории этого движения, обнимающего, начиная от второго десятилетия VII в. до VI Вселенского собора, три царствования: Ираклия (610–641), внука его Констанса (641–668) и сына последнего Константина Погоната (668–684), можно различать три стадии. 1) Первая стадия до издания в 638 г. Эктесиса — «моноэнергийная». Центральным событием здесь является заранее и долго подготовлявшееся провозглашение унии Киром Александрийским (633 г.) на основе учения о единой энергии. Рим в лице папы Гонория выразил одобрение этому шагу. 2) С изданием Эктесиса открывается спор уже собственно монофелитский, падающий главным образом на царствование Констанса. Правительство, не отказываясь от унии, хочет идти на компромиссы с оппозицией и предлагает ей ряд — далеко, однако, неискренних на деле — уступок, чтобы заставить ее замолчать, а) Уже Эктесис 638 г. представляет такую уступку в сравнении с девятью членами вероопределения Кира: ввиду протеста против единого действия предписывается не говорить вообще ни об одном, ни о двух действиях, а лишь о единой воле, б) В Типосе 648 г. запрещается говорить и о волях, одной или двух, в) Во время суда над Максимом в 655 г. делается заявление от имени правительства о его готовности признать даже две природные воли под условием согласия принять учение и о единой ипостасной воле. Но тем строже правительство карает в то же время несогласных с ним. Противодействие Рима было устранено путем насилия, г) При Константине Погонате продолжаются установленные репрессиями Констанса мирные отношения между правительством и папами. Но догматический вопрос теперь уже теряет свое первоначальное значение орудия политики, и император выступает уже в роли примирителя между Востоком и Западом, содействуя вполне беспристрастному решению вопроса на VI Вселенском соборе. Патриарх Сергий еще до 619 г. обращался с запросом к Феодору Фаранскому об одной воле и действии и посылал ему письмо об этом предмете, известное с именем патриарха Мины; монофизитскому епископу в Египте Георгию Арсу он поручал затем собрать свидетельства св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

159 Птолемеи, Лагиды, династия, правившая в эллинистическом Египте (305—30 до н. э.). 140, 208 Птолемей II Филадельф, царь эллинистического Египта (285–246 до н. э.). 72 Публилий Сир (I b. до н. э.), римский поэт, представитель низовой поэзии мима; сохранилось около семисот одностишных сентенций житейской мудрости, выбранных из его сочинений. 158 Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837), русский поэт. 238, 297 Рабле, Франсуа (ок. 1494— 1553), французский писатель. 22, 235 Радищев, Александр Николаевич (1749–1802), русский писатель. 87, 276 Роман Сладкопевец (конец V b. — ок. 560), ранневизантийский церковный поэт, придавший наибольшее литературное совершенство жанровой форме кондака (см. Указ. терминов). Уроженец Сирии, Роман служил дьяконом в Берите, позднее в Константинополе; по данным новооткрытого жития, был монахом. Его гимны очень высоко ценились, но в эпоху верховенства жанра канона (см. Указ. терминов) были вытеснены из церковного обихода. 3, 4, 6, 29, 74, 107, 108, 126, 182, 186, 189, 213, 214, 221–226, 228, 230, 231, 241, 244, 246, 251, 260, 279, 294, 301 Ромул Августул, последний римский император, подросток, возведенный на престол в 475 и низложенный 4 сентября 476 предводителем германских наемников Одоакром; это событие знаменовало конец Западной Римской империи. 116 Руссо, Жан-Жак (1712–1778), французский мыслитель и писатель, идеолог Просвещения. 147 Рупшлий Намациан (IV–V вв.), римский поэт, автор поэмы «О моем возвращении», описывающей его странствие в 416 из Рима в Галлию. 114 Сапфо (первая пол. VI b. до н. э.), древнегреческая поэтесса. 157 Сасаниды, иранская династия (226/7—651/2). 120 Светоний Транквилл, Гай (ок. 70—ок. 140), римский писатель, биограф цезарей. 63 Севериан из Габалы (ум. после 408), церковный деятель и писатель, епископ города Габалы в Сирии, видный проповедник. 302 Сенека Младший, Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), римский философ и писатель, вдохновитель стоической оппозиции. 27, 62, 73 Сергий I Константинопольский (ум. 638), патриарх Константинополя (610–638), церковный деятель монофелитского направления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

В антиохийской христологии позволительно было говорить о двух природах, соединенных одной общей «волей».    Персидские войны императора Ираклия (610—641) вновь серьезно вовлекли византийское правительство в политику воссоединения с монофизитами, особенно с армянами. Патриарх Сергий (610—638), друг и советник Ираклия в богословских вопросах, предложил формулу объединения, согласно которой монофизиты приняли бы Халкидонскую формулу «двух природ» с тем уточнением, что природы соединены в одну «энергию» и одну волю. Эта политика была в какой-то мере успешной и в Армении, и в Египте, и были заключены местные унии. Моноэнергизм и монофелитство, однако, встретили стойкое сопротивление со стороны некоторых халкидонцев, возглавленных Софронием, патриархом Иерусалимским, и Максимом Исповедником. Несмотря на поддержку, которую ему оказал Ираклий и его наследники, монофелитство в конечном счете было осуждено Шестым Вселенским собором в 680 г., вновь подтвердившим Халкидонское постановление о том, что во Христе каждая природа вполне сохраняет все свойственные ей характеристики, и, стало быть, во Христе наличествуют две «энергии» или воли: Божественная и человеческая.    Максим Исповедник (ок. 580—662), зодчий этого решения, интеллектуально господствовал в рассматриваемый исторический период. Его, к тому же, во многих отношениях можно считать подлинным отцом византийского богословия. Ибо именно в его системе можно отыскать некоторый христианский философский противовес мифу о творении, придуманному Оригеном, а также, в качестве истинного основания христианской духовной жизни, учение об «обожении», опирающееся на сотериологию Кирилла и на халкидонскую христологию.    Максим за всю жизнь так и не смог дать систематичный анализ своего учения. Его писания включают только большое собрание «Ambigua», чрезвычайно несистематизированных компиляций из комментариев на трудные места из Григория Богослова или из Псевдо-Дионисия, сборник «Вопросоответы Фалассию», несколько рядов «глав» (кратких изречений о духовных или богословских предметах) и немногочисленные полемические трактаты против монофелитов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

594 Sat. V, 180–181: ,,Herodis venere dies, unctaque tenestra Dispositae pinguem nebulam vomuere lucernae“. 598 Sabb. I, 3. Это запрещение вызывается боязнью, что у читающего или очищающего одежды явится желание наклонить лампаду, а чрез это может пролиться масло и, таким образом, лампада должна будет погаснуть ранее, чем следует. Читать при лампадах позволяется только мальчикам в присутствии их учители, так как, по объяснению Талмуда, страх, который внушает учитель, будет удерживать мальчиков от прикосновения к лампадам. Sabb. II, 4. 599 По объяснению Маймонида, в данном случае разумеются болезни, вызывающие психическое расстройство. 610 Отсюда p. Иосия говорил: „пусть будет часть моя с начинающими субботу в Тивериаде и с оканчивающими ее в Сепфорисе“. Ibid. 614 Вечером под субботу эти стихи должен читать несколько раз каждый еврей, так-как, по словам Талмуда, „чрез чтение их человек делается как бы „участником вместе с Богом в деле творения“. Babyl. Schabb. fol. 119 b. Wünsche, 1 Halbb. S. 164. 615 Jost, Geschichte Judenthums und seiner Secten. Abth. I. S. 180. Leipzig. 1857. Позднейшие раввины советуют во время чтения этой молитвы внимательно смотреть на субботние лампады, так-как, по их словам, этим укрепляется зрение. Buxtorfius, Lb. cit. р. 310. 621 У современных евреев есть много молитв и песнопений, которые люди благочестивые исполняют после первой субботней вечери. Schröder, lib. cit. S. 37–43. 626 О столе для хлебов предложения см. А. А. Олесницкий , Ветхозаветный храм. Стр. 112–116, 318–319; Schenkel, Bibel-Lexicon. Bd. V. S. 214; Herzog, RE Bd. XIII. S. 456; Tahlhofer, Die unbintigen Opfer. S. 74–78 и др. 634 Mischna Ioma III, 11. Surenhusius, t. II p. 225; Babyl. Joma fol. 38a. Wünsche, 1 Halbb. S. 362–363. 637 Menach. V, 3. Surenhusius, t. V p. 79. Впрочем Тальгофер (Die unblutigen Opfer. 1848. Regensburg. S. 163) сомневается в достоверности этого предания, а Edersheim положительно говорит, что хлебы крестообразно помазывались маслом The Temple p. 155. 638

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Но тогда как же нужно представлять себе источники, в которых содержались материалы для хронологии каталогов? – Этими источниками нужно признать городские официальные записи, в роде наших календарей, только составлявшихся не для одного года. Один из образчиков таких записей представляет собою – Пасхальная хроника в последней части ее, обнимающей царствование Ираклия. Ее хронологический остов в целом есть воспроизведение формы официальных календарей, а помещенные в конце ее письма Ираклия с поля военных действий, заметки о событиях в семье царствующего дома, о разных современных выдающихся происшествиях и пр. следует признать частью самых этих календарей. Когда именно получили начало подобные записи, определить довольно трудно. Но на основании уже изданных источников можно судить, что они существовали во времена Константина Великого 413 и с тех пор велись непрерывно. Если принять за несомненное, что конец Пасхальной хроники – есть часть самых официальных записей 414 , то в виду помещенных в нем очень точных заметок о времени правления патриархов Кириака, Фомы 1-го и Сергия (о чем выше) мы можем признать, что такие записи могли служить самым лучшим источником для составления каталогов патриархов. К сожалению, эту мысль можно подтвердить только немногими примерами, потому что в Пасхальной хронике мы находим заметки только о трех патриархах нашего периода. Для патриарха Фомы 1-го почти во всех каталогах стоит 3 г. 2 м. Обращаясь к Пасхальной хронике, мы видим, что такая дата Фомы в каталогах вычислена на основании этой именно или ей подобной хроники: Фома рукоположен января 23-го в 5-й год Ираклия и умер 20-го марта в 8-й год того же императора, что составляет действительно три года и почти ровно два месяца 415 . Относительно хронографии преемника Фомы Серия нужно сказать тоже самое: ниже мы увидим, что смерть этого патриарха нужно приурочить к началу декабря 638 года; временем вступления его на кафедру в хрониках считается 18-е апреля 610 г.; отсюда Серий правил 28 лет, 7 месяцев и несколько дней; и в каталогах мы находим именно эти цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010