Chapter 1 Beck, Hans-Georg. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munich: Beck, 1959. The most comprehensive reference book on Byzantine ecclesiastical thought and institutions; bibliographically very complete, except for literature in Slavic languages. Boulard, E. «L " eucharistie d " apres le pseudo-Denys l " Areopagite,» Bulletin de litterature ecclesiastique 58 (1957), 193–217; 59 (1958), 129–169. Florovsky, Georges. Vizantiyskie Ottsy V-VIII vekov (The Byzantine Fathers of the Fifth to the Eighth Centuries). Paris: YMCA Press, 1933. Full of brilliant insights. Gouillard, Jean. «Le Synodikon de l " Orthodoxie. Edition et commentaire,» Travaux et memoires II. Paris: Centre francais d " etudes byzantines, 1967. A fundamental source for the history of theology in Byzantium after 843. The commentary touches on all major theological issues. Jugie, Martin. Theologia dogmatica Christianorum orientalium ab Ecclesia Catholica dissidentium. I-V. Paris: Letouzey, 1926–1935. Monumental survey including many direct quotations and precious bibliographical references; criticizes Byzantine authors from a narrowly scholastic approach to theological problems. Lossky, Vladimir. The Mystical Theology of the Eastern Church. London: Clarke, 1957. Has become something of a classic for the understanding of God-man relations in the Christian East. . Vision of God. London: Faith Press, 1963. An historical treatment of the subject in Greek patristic thought. Meyendorff, John. Living Tradition. Crestwood, New York: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1978. Pelikan, Jaroslav. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. I. The Emergence of the Catholic Tradition. II. The Spirit of Eastern Christendom (600–1700). Chicago: University of Chicago Press, 1971, 1974. The most comprehensive history of ideas in the Christian East. Very perceptive and challenging. Chapter 2 Chesnut, Roberta C. Three Monophysite Christologies: Severus of Antioch, Philoxenus of Mabbug and Jacob of Sarug. Oxford: Oxford University Press, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

9) Икона Тихвинской Божией Матери, украшенная драгоценными камнями и разноцветными стеклами. 10) Медная водосвятная чаша с след. надписью: «Лета 7104 (1496), генваря в 8 д., положил сию чашу к Рождеству Христову и Великомуч. Георгию и Никите, на Боркову улицу, Софроний Аксентиев сын, а прозвище Нечай кожевник, в дом, в церковь , во веки на память себе и обоим родителем». 11) Серебряный ковш с надписью: «По указу Вел. Государя и Царя, Вел. Кн. Петра Алексеевича, всея вел. и белые России Самодержца, пожалован сим ковшем бурмистр 1700 г. Епифан (фамилии не разобрать) за прибор и радение его, что он прибыли учинил Вел. Государю 600 рублев таможенных и кабацких прибылей». 12) Евангелие л. 1689, обложенное двумя дубовыми досками, бархатом и сребропозлащенными ликами Евангелистов и Спасителя, выводящего из ада души праведников В. З. 13) Евангелие (л. 1654), обложенное бархатом с серебр. украшениями, позднейшей работы. 14) Два старинных синодика, вероятно списки с монастырского, так как тут есть много игуменов, схимников и монахов. В церковном архиве есть копии с двух планов и межевых книг на пустоши Сароцкую и Борок. Подлинные планы и книги переданы в 1862 г. в дух. консисторию. Соборный причт, по указу 1722 г., авг. 10·» составляли: протопоп, 2 попа, 2 диакона, 2 дьячка и 2 пономаря. Потом причт состоял из настоятеля, младшего священника, диакона и 4 причетников. По штату 1877 г. причт составляют: два священника, диакон, 2 псаломщика и просвирня. Вот ряд служивших здесь протоиереев: Афанасий, Сергий Самсонов (1722 – 1738), Иван Харитонов – до 1743 г., Патапий Степанов – до 1746; Гавриил Матвеев – до 1760; Антоний Тимофеев – до 1769, Георгий Моисеев – до 1773; Петр Васильев – до 1778; Лука Иванов – до 1793; Петр Лебедев – до 1799; Михаил Грузинский,      служивший почти 50 лет, от 1799 до 1848 и Илья Велитский. Из этих протоиереев, Георгий Моисеев был переведен в Петербург, к Андреевскому собору, Петр Лебедев – к Троицкому собору, в Измайловском полку; Илья Велитский, служивший с 1848 г., здравствует еще и до ныне и живет у своего сына о.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Свято-Никольский приход (Лебяжье) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца находится на территории поселка Лебяжье Ленинградской области. Церковь-школа построена по проекту архитектора Н. А. Долбинского и освящена 28 января 1903 года протоиереем Иоанном Сергиевым для жителей лоцманского поселка. Деревянное здание лоцманской домовой церкви сохранилось до наших дней. Содержание История [ править править код ] История посёлка Лебяжье (фин. Lepäsi, швед. Lebasia) насчитывает несколько сот лет. Существует две основные версии о том, когда это место впервые было упомянуто в исторических документах. По одной версии это 1500 год, по другой 1612 год. Побережье Финского залива, на котором расположен посёлок, в разные годы находилось под властью Новгородской республики, Швеции, Московской Руси, России. Поселения этой прибрежной полосы в течение более 600 лет (XII-XVIIIbb.) неоднократно переходили из рук в руки в ходе шведско-новгородских и шведско-русских войн, пока окончательно принадлежность данных земель не была определена итогами Северной войны 1700-1721гг. по результатам которой, территория была освобождена от шведов и становилась частью Российской империи. Тем не менее, название этого места и поселения на всех языках всегда было связано с лебедями. В течение многих веков Лебяжье было и остается местом стоянок десятков видов водоплавающих перелетных птиц и среди них наиболее многочисленны и заметны стаи лебедей. Их число в прибрежных водах в период весенней миграции достигает десятков тысяч. Территория современного Лебяжья и прилегающих поселков является государственным заказником, имеющим статус водно-болотного угодья международного значения. История православных храмов посёлка Лебяжье тесно связана с появлением на этих землях во второй половине XIX века Лоцманского селения - автономного и компактно обустроенного профессионального поселения кронштадтских лоцманов. Появление Лоцманское селения было обусловлено развитием Санкт-Петербурга и созданием императором Петром I Российского флота. Лоцманская служба стала особенно востребованной конце 50х - начале 60х годов XIXb, когда из военных соображений на дне Финского залива были насыпаны искусственные заграждения - ряжи, препятствовавшие свободному проходу судов. Схема фарватера на Финском заливе стала государственной тайной, носителями которой являлись лоцманы.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Parry, K., Melling, D. J., Brady, D., Griffith, S. H. and Healey, J. F., The Blackwell Dictionary of Eastern Christianity, Oxford: Blackwell Publishing, 1999. Patton, K. C. and Hawley, J. S. (eds.), Holy Tears: Weeping in the Religious Imagination, Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2005. Pelikan, J., The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine, vol. II: The Spirit of Eastern Christendom (600–1700), Chicago and London: University of Chicago Press, 1974. Christianity and Classical Culture: The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism, New Haven and London: Yale University Press, 1993. Imago Dei. The Byzantine Apologia for Icons, New Haven and London: Yale University Press, 1990. The Vindication of Tradition, New Haven: Yale University Press, 1984. Peters, G., «Peter of Damascus and early Christian spiritual theology», Patristica et medievalia 26 (2005), 89–109. »Recovering a lost spiritual theologian: Peter of Damascus and the Philokalia», SVTQ 49 (2005), 437–59. Pevear, R. and Volokhonsky, L. (trans.), Mother Maria Skobtsova: Essential Writings, Maryknoll, NY: Orbis, 2003. Plekon, M., Living Icons: Persons of Faith in the Eastern Church, Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 2002. (ed.), Tradition Alive: On the Church and the Christian Life in Our Time. Readings from the Eastern Church, Lanham, MD: Rowman and Littlefield/Sheed and Ward, 2003. Plekon, M. and Vinogradov, A. (trans. and eds.), In the World, Of the Church. A Paul Evdokimov Reader, Crestwood, NY: SVS Press, 2001. Plested, M., The Macarian Legacy: The Place of Macarius-Symeon in the Eastern Christian Tradition, Oxford: Oxford University Press, 2004. Pospielovsky, D. V., A History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer, 3 vols., New York: St Martin " s Press, 1987–8. Prestige, G. L., God in Patristic Thought, London: Heinemann, 1936; repr. SPCK, 1952. Ramfos, S., Like a Pelican in the Wilderness, Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

Oxford, 1958. P. 47; ср. у преподобного Иоанна Дамаскина: “Места же, которые приводишь”. — Защитительное слово 1, 24. S . 114. 47 См. Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the development of Doctrine. The Spirit of Eastern Christendom (600–1700). Chicago, 1977 . P. 115–117. 48 В поддержку своего мнения Г. Острогорский (Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites . Breslau, 1929. S. 22 f .; Со­чи­не­ния православных апологетов //Seminarium Kondakovianum I. Prague, 1927. С. 36) приводит выдержки из писем Патриарха Германа и 82 — го Правила Собора 692 года, в которых иконопочитание обосновывается с точки зрения учения о Христе. 50 A lexander J. The Patriarch Nicephorus… Р. 53; Gero S. Byzan ­ tine Iconoclasm During the Reign of Leo III with Particular Attention to the Oriental Sour c es //Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 346. Subsidia . Tomus 41. Louvain, 1973. P. 26, 127; Barnard L. W. The Graeco-Roman and Oriental Background of the Iconoclastic Controversy. Leiden, 1974. P. 61, 143. 51 Ср. свидетельство диакона Епифания в Mansi (список сокращений см. в конце статьи). Cols. 13:317–8 . 53 Mansi . Cols. 13:179 след.; Brock S. Iconoclasm and the Monophysites//Icono­clasm/Ed. A. Bryer and J. Herrin . Birmingham, 1975. Р . 53. 55 Mundell M. Monophysite Church Decoration//Iconoclasm/Ed . A. Bryer and J.   Herrin . Birmingham, 1975. Р 64; Ostrogorsky G . History… P. 161. 62 Святитель Никифор Константинопольский . Три опровержения против Константина Копронима ( =Antirrhetici tres adversus Constantinum Corponymum // PG 100 , 206A – 534D ) . Опровержение 3. Гл. 34//PG 99, 405C. 63 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры (=Expositio fidei//Die Schriften des Johannes von Damask u s. Vol. II./Ed. B. Kotter //PTS 12. Berlin, 1973). Гл. 5 . S. 120. 66 G uilland R. L ’ exp dition de Maslama contre Constantinople (717–718) // É tudes byzantines. Paris, 1959 . P. 109 след. 69 Ladner G. B. Origin and Significance of the Byzantine Icono ­ clas ­ tic Controversy // Medieval Studies 2 .

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

  Christian Spirituality in Byzantium and the East (600-1700) in: A Holder (ed). The Blackwell Companion to Christian Spirituality. Oxford. 2006. pp. 90-105.   Non Violence and Peace Traditions in Early and Eastern Christianity. In: Religion, Terrorism and Globalization: Non-Violence - A New Agenda. (ed) KK Kuriakose. (Nova Science Press). New York. 2006.   Patterns of Biblical Exegesis in the Cappadocian Fathers. in: S.T. Kimborough. (ed) Orthodox and Wesleyan Spirituality Vol 2. (Biblical Theology - Papers of the Orthodox-Methodist International Theological Consultation. Crete. 2002). SVS Press. 2006.   Article: Angels, in: D Stout (ed). The Encyclopedia of Religion and Media. (Berkshire Publishing). Routledge. London. 2006.   Origen and the Mystery of the Pre-Existent Church. International Journal for the Study of the Church. vol. 6. No. 3. 2005. 207-222.   S. Cirillo Alessandrino. in A. Di Berardino & M Simonetti (edd). Dizionario di Letteratura Patristica. (Edizioni San Paolo). Milan. 2006.   Eschatological Horizons in the Cappadocian Fathers. in Early Christian Eschatology. ed. RJ Daly. [Papers of the Conference on Apocalypticism at Holy Cross Orthodox Academy. Summer 2004]. Baker Academic Press. 2006.   Chapters of Books, Articles or Encyclopedia Sections, Currently In Press The Peculiarities of Lactantius " Theological Agenda. Appearing in Medieval Cultures. OP Nicholson., (ed). University of Minnesota Press. 2006.   Monasticism and Monasteries. ch. III.3. iv. in: E Jeffreys, R Cormack & J Haldon (edd). The Oxford Handbook of Byzantine Studies. Oxford University Press. Oxford. 2006.   Theotokos: The Mother of God in the Later Patristic Period. in: The Cambridge Companion to the Virgin Mary. (ed) S. Boss. Cambridge University Press. 2006.   Fr. Pavel Florensky (1882-1937) on Iconic Dreaming. In: Icon and Modernity. (Ed) D. Greenfield. NY. 2006.   Deification in Greek Patristic Thought: The Cappadocian Fathers " Strategic Adaptation of a Tradition. Appearing in: J Wittung (ed). Theosis. (Papers from the Academic Conference at Drew University- Summer 2004). Madison. NJ. 2006.

http://bogoslov.ru/person/2420210

Все вклады её составляют драгоценное сокровище монастырской ризницы. Именно: 1 . напрестольное Евангелие 1692 года по тогдашней оценке стоило 600 р.; 2 . крест с мощами – 130 р., 3 . крест – благословенный, большой; 4 . евангелие, обложенное серебром; 5 . ризы и стихарь с жемчужными украшениями; 6 . сосуды чистого золота Кроме того, как значится во вкладной книге 1700 г. сентября 4-ro, дано ею в иконостас в соборную церковь 500 p., на расширение ограды 200 p., на копание пруда в монастыре 180 р., – облачений на престол и жертвенник, риз с стихарями, орарей, епитрахилей, поручей на 300 p., и за тот вклад просила молить Бога за Государево здравие, а Государыню царицу Наталию поминать 23 да родителей её Иоанна, Евдокию, Петра, Александра и всех сродников. Умерла она в 1749 году в марте месяце на четвёртой неделе великого поста. Или 1 марта 1749 г., или 28 марта 1750 г. Погребение её совершено было торжественно Переславским епископом Серапионом в сослужении Даниловского архимандрита Панкратия, игумена Никольского Иакова, Борисоглебского Пахомия, протопопа Василия Фёдорова и нескольких городских священников и стоило, по показанию игуменьи Александры, более 200 рублей. Одних припасов на поминальный стол куплено на 60 рублей. После смерти её осталось золотых червонцев немецких 129, российских 100, рублёвиков 160, всего по тогдашнему курсу на 581 р. 15 к. Деньги эти взяты были игуменью Александрой и ей незаконно издержаны, о чём и производилось дело в 1754 году. Об этих червонцах, как значится в одном монастырском документе, Наталья Ивановна сказывала, что оные пожаловал ей Император Пётр I, когда в 1693 году отправлялся к морским водам, и ради благополучного шествия и возвращения завещал ей употребить на золочение иконостаса в церкви Феодора Стратилата и обновление образов, когда они станут приходить в ветхость. И завещал ей оные во время шествия своего к морским водам (1693 r.), говоря так: В наших летописях написано: как здравствовал Государь, царь и Великий князь Иван Васильевич, был он с своею супругою в Никитском монастыре на освящении церкви и, оттуда возвратясь, получили благополучие такое: отъехав за Фёдоровский монастырь, недалеко от деревни Собилово, родился им сын царевич Феодор, и царь по довольном в монастырь награждении построил соборную каменную церковь во имя Феодора Стратилата: так бы и мне оттуда благополучно возвратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Таким образом, переписная книга Спасо-Нуромского монастыря отражает не только состояние обители в начале XVIII в., но и содержит данные о ее деятельности в XVII в. В ней так же, как и в переписных книгах других регионов Российского государства, фиксировались в первую очередь источники дохода или предметы, имевшие материальную ценность. Из переписной книги 1701 г. мы видим, что этот небольшой монастырь представлял собой отдельный замкнутый мир. Монастырский храм служил приходской церковью для жителей близлежащих деревень, крестьяне принимали активное участие в восстановлении монастырской церкви, подавляющее большинство монахов были выходцам и из вотчинных крестьян. Источник отражает и изменения в укладе монастырской жизни, которые повлекла за собой начавшаяся церковная реформа Петра I . Видимо, одним из значимых для Спасо-Нуромского монастыря событий конца XVII – начала XVIII в. стал и крупный пожар, 1700 г., уничтоживший храм и нанесший ущерб монастырской библиотеке и архиву. Во всяком случае, составитель переписной книги обращается к этому происшествию неоднократно.     © Шамина И. Н., 2020   Чевский Р. Сведения о упраздненном Спасо-Нуромском монастыре//Вологодские губернские ведомости. 1848. 19. С. 207–209; ведения об упраздненном Спасо-Нуромском монастыре Вологодской епархии//Вологодские епархиальные ведомости. 1878. 3. С. 58–66; Суворов И. К истории Спасо-Нуромского монастыря в Грязовецком уезде//Вологодские епархиальные ведомости. 1903. Прибавления к 22. Кузнецов В. История Спасо-Нуромской церкви: (по материалам экспедиционных изысканий)//Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. 12. Вологда, 2002. С. 59–61; Петрова Т. Г. Две редкие иконы из коллекции древнерусской живописи Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника//Вологда: историко-краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда, 2003. С. 392–399; Павлович Е. А. Спасо-Нуромский Сергиев монастырь//Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказатель/Под. ред. А. С. Герда. СПб., 2005; Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV – XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012; Не молкнет слава над Нурмой: 600-летие представления преподобного Сергия Нуромского, Вологодского//Благовестник (Вологда). 2013. 1. С. 33–34; Шамина И. Н . Эпизод затянувшегося кризиса: о бесчинствах игумена Спасо-Нуромского монастыря в середине 1660-х гг.//У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях: Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М.; СПб., 2019. С. 546–554.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Bishop Kallistos (Ware) of Diokleia, The Orthodox Way, Crestwood, NY, 1995. Vladimir Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, Crestwood, NY, 1997. John Meyendorff, Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes, Crestwood, NY 1983. John Meyendorff, The Orthodox Church: Its Past and Its Role in the World Today, Crestwood, NY, 1996. A Monk of the Eastern Church (Fr. Lev Gillet), The Year of Grace of the Lord, Crestwood, NY, 1997. Archbishop Paul of Finland, The Faith We Hold, Crestwood, NY, 1980. J.J. Pelikan, The spirit of Eastern Christendom (600–1700), Chicago, 1974. J. Quasten, Patrology, 4 vols., Utrecht-Brussels 1950–87. P. Schaff (ed.), The Early Church Fathers (Ante-Nicene, Nicene and Post-Nicene), patristic texts online at www.ccel.org/fathers2/. Alexander Schmemann, Historical Road of Eastern Orthodoxy, Crestwood, NY, 1997. Nicholas Zernov, The Russians and their Church, London 1978. Byzantine History N.H. Baynes and H. St. L. B. Moss, eds., Byzantium; An Introduction to East Roman Civilization, Oxford, 1948. A. Christophilopoulou, Byzantine History, trans. W.W. Phelps, Amsterdam, 1986. D.J. Geanakoplos, Byzantium: Church. Society and Civilization Seen through Contemporary Eyes, Chicago, 1984. H.W. Haussig, A History of Byzantine Civilization, translated by J.M. Hussey, London, 1971. J. M. Hussey, ed., The Cambridge Medieval History, 2 nd ed., Cambridge, 1966–67. J. M. Hussey, The Orthodox Church in the Byzantine Empire, Oxford, 1986. A.E. Laiou and H. Maguire, eds., Byzantium, A World Civilization, Washington, DC, 1992. P. Lemerle, A History of Byzantium, translated by Antony Matthew, New York, 1964. John Meyendorff, The Byzantine Legacy in the Orthodox Church, Crestwood, NY, 1982. John Meyendorff, Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes, New York, 1983. Dimitri Obolensky, The Byzantine commonwealth: Eastern Europe, 500–1453, London, 1971. George Ostrogorsky, History of the Byzantine State, translated by Joan Hussey, New Brunswick, NJ 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/world/for-the-...

He who testifies to these things says, “Surely I am coming soon.” Amen. Come, Lord Jesus! The grace of the Lord be with all the saints. Amen (Rev.22:20–21). Selected Bibliography 1 . Arseniev, Nicholas, Revelation of Life Eternal, St. Vladimir’s Seminary Press, 1962. 2 . Barrois, Georges A., The Face of Christ in the Old Testament, St. Vladimir’s Seminary Press, 1974. 3 . Bulgakov, Sergius, The Orthodox Church, London, Centenary, 1935. Also available in paperback from the American Review of Eastern Orthodoxy, New York, n.d. Cabasilas, Nicholas, The Life in Christ, St. Vladimir’s Seminary Press, 1974. 4 . Lossky, Vladimir, The Mystical Theology of the Eastern Church, London, James Clarke, 1957. 5 . The Vision of God, London, Faith Press, 1963. 6 . In the Image and Likeness of God, St. Vladimir’s Press, 1974. 7 . Meyendorff, John, The Orthodox Church, New York, Pantheon Books, 1962. 8 . Orthodoxy and Catholicity, New York, Sheed and Ward, 1966. 9 . Christ in Eastern Christian Thought, St. Vladimir’s Seminary Press, 1975. 10 . Pelikan, Jaroslav, The Spirit of Eastern Christendom (600–1700), Chicago, The University of Chicago Press, 1974. 11 . Schmemann, Alexander, For the Life of the World (Sacraments and Orthodoxy), St. Vladimir’s Seminary Press, 1974. 12 . Of Water and the Spirit, St. Vladimir’s Seminary Press, 1974. 13 . Ware, Timothy, The Orthodox Church, New York, Pelican, 1963. SELECTED ARTICLES FROM SAINT VLADIMIR’S THEOLOGICAL QUARTERLY 1 . Afanasiev, Nicholas, “The Canons of the Church: Changeable or Unchangeable”, SVQ, XI,2,1967. 2 . Athenagoras, Metropolitan (Kokkinakis), “Tradition and Traditions”, SVQ, VII,3,1963. 3 . Basil, Archbishop (Krivosheine), “Is a New Orthodox of Faith’ Necessary?”, SVQ, XI,2,1967. 4 . Barrois, George, “The Antinomy of Tradition”, SVQ, XIII,4,1969. 5 . Bobrinskovy, Boris, “Ascension and Liturgy”, SVQ, 111,4,1959. 6 . Bogolepov, Alexander, “Which Councils are Recognized as Ecumenical?”, SVQ, VII,2,1963. 7 . Clement, Olivier, “Science and Faith”, SVQ, X,3,1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010