9 . Лабиринт. XVIII век. ГМИР. 10 . Таинство Креста. Около 1814 года. 45х35,7. ГМИР. 11 . Страшный суд. Холуй. Кузьма Богданов. Вторая половина XVIII века, 16х11,5. MXI. 12 . Димитрий Ростовский . Вторая половина XVIII века. 41х29. ГМИР. 13 . Максим Грек . XVIII век. 31х26. Собрание Н. и С Воробьевых, Москва. 14 . Димитрий Солунский. Вторая половина XVIII века. 61х39. ГМИР. 15 . Зосима и Савватий Соловецкие. Русский Север. XVIII век. 25х20. ГМИР. 16 . «И почи Бог в день седьмой». Вторая половина XVIII века. ГМИР. 17 . Иконостас. Первая половина XIX века. 36х31. ГМЗК. 18 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Москва. И. Михайлов. 1801. На обороте надпись «Сей образ писан в царствующем граде Москве в селе Покровском писал иконописец Тульской мещанин Иван Михайлов в приходе Елохове Богоявление Господне у Гаврикова переулка живущего в доме купца Саркованова месяца мая дня. 90х73. ГМИР. 19 . Фрагмент той же иконы. 20 . Мария Египетская с житием. Урал. Невьянск. И. В. Богатырев. 1804. На обороте надпись: «Написан бысть сей святий образ в лето от создания мира=1804] месяца апреля в КВ день во святой и великий пяток страстной недели совершися. А писан в Сибири в Невьянском заводе иконописцем Иваном Васильевым Богатыревым». 63х54. ГМИР. 21 . Царство Небесное. Первая половина XIX века. 73х60. ГМИР. 22 . Сотворение мира. XIX век. 31,7х27. ГМИР. 23 . «Величит душа моя Господа...» XIX век. ГМИР. 24 . Рождество Христово. Первая половина XIX века. 35х23. ГМЗК. 25 . Фрагмент той же иконы. 26 . Символ веры . XIX век. 53х40. ГМИР. 27 . София Премудрость Божия. XIX век. 36х30. ГМИР. 28 . Страшный суд. XIX век. ГМИР. 29 . Фрагмент той же иконы. 30 . «Божию милостию...» Калуга. 1837. 32х37. ГМИР. 31 . Поклонение волхвов. Тверь. Максим Культепин. 1844. На обороте надпись: «Сию святую икону в день освящения кладбищенского теплого храма в Торжке и тезоименитства купцов Степану Никитину Г-ну Уварову посвящает тверской иконописец Максим Ив. Культепин. 1844 г. ноября 28 дня». 45х36. ГМИР. 32 . Троица Ветхозаветная. Холуй. Первая половина XIX века. 85х71. MXI.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (ок. 1095/1100 - 10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых). Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись. (НГОМЗ) Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись. (НГОМЗ) В. М. был старшим сыном киевского кн. Мстислава (Феодора) Владимировича (1125-1132) от брака с Христиной, дочерью швед. кор. Инге (1080-1112), и старшим внуком киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Первые сведения о В. М. относятся к 1117 г.- 17 марта он был оставлен в Новгороде своим отцом Мстиславом, к-рого Владимир Мономах перевел в Белгород под Киев. В 1123 или нач. 1124 г. В. М. женился на дочери Святослава Давидовича, одного из князей черниговского дома, тогда уже инока Киево-Печерского мон-ря (см. Николай Святоша , прп.). От этого брака у В. М. было 2 сыновей - Иоанн, умерший в младенчестве в 1128 г., и Владимир, а также дочь Верхуслава. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК) Княжение В. М. является важным этапом в становлении новгородской государственности. Стремление Владимира Мономаха и Мстислава Владимировича сделать Новгород, как и Киев, наследственным владением Мстиславичей вело как к усилению попыток контролировать Новгород из Киева, так и, напротив, к политическим уступкам новгородскому боярству. По мнению В. Л. Янина , именно при В. М., а не в результате его изгнания в 1136 г., как традиционно считалось в науке, в Новгороде сформировалось т. н. посадничество нового типа, полномочия к-рого заметно ограничивали княжескую власть. Свидетельством внутриполитической активности В. М. как новгородского князя являются и многочисленные находки преимущественно в Новгороде свинцовых печатей с изображением арх. Гавриила, возвещающего Пресв. Богородице о рождении Спасителя, на лицевой стороне и св.

http://pravenc.ru/text/155468.html

(ГМЗК) Прп. Герман Соловецкий Икона. XVIII в. (ГМЗК) В апр. 1989 г. мощи Соловецких преподобных были предъявлены церк. комиссии во главе с Ленинградским и Новгородским митр. Алексием II (Ридигером ; ныне Патриарх Московский и всея Руси). 16 июня 1990 г. состоялась торжественная передача останков преподобных Зосимы, Савватия и Г. правосл. Церкви, они временно были помещены в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В ночь с 19 на 20 авг. 1992 г. св. мощи, сопровождаемые патриархом Алексием II, были перевезены из Архангельска на Соловки, установлены в монастырском Преображенском соборе. 22 авг. Святейший Патриарх освятил надвратную ц. Благовещения Пресв. Богородицы, куда и были перенесены мощи 3 соловецких основателей, упокоившиеся под одной сенью; летом, когда богослужения совершаются в Преображенском соборе, туда переносят и мощи преподобных. 3 апр. 1993 г. было установлено празднование 2-го перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Г. под 8/21 авг.- одновременно с празднованием 1-го перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Житие и службы В 1612 или 1615 г. Г. явился во сне свящ. Григорию в Ст. Тотьме и повелел сложить тропарь ему, написать образ («подобен Александру Свирскому») и построить ц. во имя Соловецких преподобных Зосимы, Савватия «и мене, Германа» (ИРЛИ. Карельское собр. 7. Л. 195 об.). В ту же ночь Григорий составил тропарь (опубл.: Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 337), образ святого он попросил написать иконописца Симеона. Житие Г. появилось, очевидно, в Ст. Тотьме после описанных событий, вероятно ранее 1618 г. В пространной редакции «Написания о Соловецкой обители», датируемой 1617/18 г., Г. уже назван «доблим их [преподобных Зосимы и Савватия.- Авт.] наставником... святым и блаженным» ( Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 162) (преподобный не упоминается в краткой редакции этого сочинения, составленной в 1603/04). В рукописях Житие Г. обычно имеет название - «Повесть о блаженном старце Германе, спостнице преподобным отцем Зосиме и Саватию, како поживе с ними на острове Соловецком, и о преставлении».

http://pravenc.ru/text/164711.html

Описи зафиксировали изображения З. и С. вместе с др. Соловецкими чудотворцами на хоругвях. Самая ранняя из них - односторонняя, шитая золотом, серебром и шелком - исполнена в 1562 г., на ней изображено «Отечество» с предстоящими Богородицей, ап. Иоанном Богословом и припадающими З. и С. (вклад соловецкого старца устюжанина Шахова, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 131-133. Кат. 23). В XIX в. большинство хоругвей было написано на холсте масляными красками. В частности, по описи нач. XX в., в Преображенском соборе - «на хоругви… Святая Троица, а на другой стороне святитель Филипп, преподобные Зосима, Савватий и Герман»; в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в Савватьеве - «хоругвь полотняная раскрашенная с образами: на одной стороне Спасителя, а на другой святителя Николая и преподобных Зосимы и Савватия, писаны красками, хоругвь таковая же… Богородицы Смоленской, а на другой - святителя Филиппа и преподобных Савватия и Германа Соловецких»; в ц. во имя З. и С. на монастырском подворье в Архангельске - «хоругвь на холсте, раскрашена, на одной стороне образ Воскресения Христова, а на другой - собор святых угодников Соловецких и над ними Знамения Божией Матери» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 206, 336, 362-363, 516 об.). С кон. XVII в. в Соловецком мон-ре начали заказывать и печатать иконы-эстампы с изображениями местных чудотворцев (офорты, литографии, цинкографии). Отдельные изображения З. и С. в графике неизвестны, но их образы присутствуют среди предстоящих или припадающих святых на мн. гравюрах с видами Соловецкого мон-ря ( Вереш. 1980. С. 205-229). Первые гравюры были выполнены в XVII в. в технике ксилографии, иногда с раскраской («Господь Вседержитель с Соловецкими чудотворцами», см.: Ранняя рус. гравюра: 2-я пол. XVII - нач. XVIII в.: Новые открытия: [Кат.]. Л., 1979. С. 16). До 1688 г. датируется гравюра З. и С. с обителью в руках (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 144), к-рая, очевидно, использовалась иконописцами (гравюры этого извода существовали впосл. в неск. вариантах, РНБ). Позже мон-рь часто заказывал гравированные медные доски, некоторые из них, в частности гравюра круга Андреева 1686-1688 гг., стали образцами для иконописцев XVIII в., неоднократно повторявших данный извод ( Кузнецова О. Б. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» из собр. ЯХМ: проблема датировки и атрибуции//Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 163). Медные доски (самые ранние - нач. XVIII в.) были обнаружены Д. А. Ровинским в 1876 г. в ризнице Соловецкого мон-ря, вывезены в С.-Петербург и изданы ( Ровинский. 1884). К тому времени на первоначальные доски были внесены поправки в соответствии с изменившимся к XIX в. архитектурным обликом мон-ря (нек-рые оригинальные доски хранятся в ГМЗК).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Данному изводу следует также икона северных писем (2-я пол. XIX в., ЧерМО), происходящая из ц. ап. Иоанна Богослова Синоезерской пуст. (Вологодская обл., Чагодощенский р-н). Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (трапезная нового братского корпуса Иосифова Волоцкого мон-ря) Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (трапезная нового братского корпуса Иосифова Волоцкого мон-ря) Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. 90-е гг. XVII в.— нач. XVIII в. (ГМЗК) Древнейшее сохранившееся иконописное изображение И.- надгробная икона, датируемая между 1572 и 1591 гг. (ок. 1578?), из Иосифова Волоколамского мон-ря, где она находилась в т. н. палатке у гроба святого; впервые упомянута в описи 1591 г.: «За чудотворцовым гробом… образ преподобнаго чудотворца Иосифа на золоте, полуторнои, в киоте, с пеленою» (ИРЛИ. Древл. Р. IV. Оп. 26. 20. Л. 61). Ок. 1645 г. икону от гроба переместили в местный ряд к царским вратам еще не освященного придела (престол во имя прп. Иосифа Волоцкого освятили в 1-й пол. XVIII в.); в 1697 г. ее перенесли в местный ряд нового Успенского собора, после 1954 г.- в собрании ЦМиАР (94×59 см; поновлена в 1909, работы по раскрытию авторской живописи окончены в 2010). Святой представлен фронтально, чуть ниже пояса, в монашеском одеянии (в коричневой мантии, светлом охристом подряснике, в схиме, с поясом), с непокрытой головой и со скрещенными на груди руками. Такое сложение рук связано с погребальной практикой (ср. иконографию надгробных покровов И. 1661 и 1687), но будучи переведенным в иконный моленный образ, этот жест обретает значение смиренного, «безгласного» служения Господу (ср. напр.: икона «Преподобные Макарий и Онуфрий Великие, Петр Афонский», кон. XV - нач. XVI в., ГИМ; фреска с образом прп. Алексия, человека Божия, на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля, ок. 1482 или 1514-1515). Поновления на лике повторяют древней рисунок, наделенный большой художественной выразительностью. Несмотря на идеализированный характер образа, можно отметить нек-рые черты облика И., усвоенные его поздней иконографией: большие глаза, тонкий прямой длинный нос, высокий лоб.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д. Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

http://pravenc.ru/text/116056.html

На иконах др. извода А. Р. изображен в молении Богородице стоящим на камне в водах Волхова на фоне основанного им мон-ря,- напр., на иконах: кон. XVI в. (ГТГ); кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ) с надписью: «а се труд мой, [Госпо]же моя Пречистая, имже строех Сына ради Твоего»; 1680 г., письма Семена Никитина (ПИАМ); XVII в. (ГИМ); XVII в. из Соловецкого мон-ря (АМИИ); нач. XVIII в. (ГРМ); на фреске 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Мон-рь показан с запада, со стороны реки, постройки воспроизводятся с разной мерой условности; иногда изображена только деревянная стена со святыми вратами, как на иконе XVII в. (Народный музей. Краков). Иконы XVII в. (ГЭ) и 1-й пол. XVIII в.? (ГМЗК) совмещают черты обоих изводов. На иконе 1-й пол. XVIII в. (ГРМ) у преподобного в правой руке развернутый свиток и пальмовая ветвь, мон-рь представлен необычно: не со стороны Волхова, а с юга, со стороны города. На двусторонней выносной иконе кон. XVII в. северных писем (ГЭ) в руках святого, стоящего фронтально, макет храма и развернутый вверх свиток с текстом: «Терпя потерьпехъ Г[оспо]да внят ми оуслыш». В приделе прп. Онуфрия Великого Рождественского собора Рождества Богородицы мон-ря находилась икона А. Р. «со свитком и видом соборной церкви» (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 22 об.). Сохранились памятники с еще одним типом изображения А. Р.: прямолично, в рост, облаченным в схиму, с куколем на голове, благословляющей десницей и свитком в левой руке. Наиболее древним является резной рельефный образ с крышки первой деревянной раки А. Р. (ГРМ), созданный в 1573 г. (до канонизации святого) новгородским резчиком Евтропием Степановым . Этот же тип изображения святого представлен на 2 покровах - 1633 г. и кон. XVII в. (НГОМЗ). Примером включения А. Р. в деисусный ряд иконостаса является икона нач. XVIII в. сев. писем (ГЭ), на к-рой преподобный изображен держащим свиток, а также подписная икона 1778 г. работы И. В. Минина (СГИАПМЗ), происходившая из придела Трех святителей ц. Входа Господня в Иерусалим дер. В. Мудьюга (Архангельская обл.). Образ А. Р. присутствует в изображениях Собора Новгородских чудотворцев, напр. на иконе 1721 г. (ГЭ), на иконе Божией Матери «Знамение» с деисусом и избранными святыми, кон. XVII - нач. XVIII в. (ГРМ).

http://pravenc.ru/text/116106.html

Вариант имеется на иконе с 2 регистрами кон. XVI в. (?) из собрания В. М. Васнецова (позднее - Т. А. Мавриной, ГМИИ, Музей личных коллекций; см.: Смирнова. 2007. С. 139): И. изображен в составе процессии на мосту, на нем белая митра, крещатые ризы, в руках крест и кадило. Иногда изображение И. отмечено аббревиатурой IOA на нимбе, как на иконе из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Курицка близ Новгорода (1-я пол. XV в., ГТГ). Известна прорись с иконы XVI в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 534-535). Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Эта схема встречается на иконах XVII-XVIII вв., где к атрибутам И. может быть добавлен посох, как на иконе из ц. Успения Пресв. Богородицы на Торгу в Новгороде, известной по акварели Ф. Г. Солнцева (не сохр.; см.: Смирнова. 2007. С. 141). На иконах позднего времени история чуда от иконы «Знамение» представлена большим количеством сцен. Среди них есть такие, в к-рых святитель изображен с иконой над воротами осажденного города, как в клейме на раме иконы Божией Матери «Знамение» из ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ). Все больше места занимают детали пейзажа, архитектуры; образ И. более типизирован, исполнен в соответствии с общими принципами святительской иконографии: святой в разных типах облачения в клеймах неск. икон Божией Матери «Знамение» с историей и чудесами (кон. XVII в., ГИМ; 1-я треть XVIII в., ГМЗК; сер. XVIII в., ГРМ). Сюжет чуда от иконы изображался и в храмовых росписях (1742-1743, ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ярославле; в наст. время фрагмент в ГТГ). Одна из икон объединяет изображение чуда от образа с панорамой Новгорода, по сторонам к-рого в клеймах - фигуры святителей И. и Никиты (2-я пол. XIX в., ГМЗК). На иконе 1902 г. из мастерской Белоусовых в Палехе (ГРМ) в среднике - образ Божией Матери «Знамение», в клеймах - акафист Пресв.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Над находящимися под спудом в мон-ре мощами А. Г. в 1608-1631 гг. был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе к-рого находилась гробница преподобного (А. Г. скончался в Ильин день). В 1857 г. придел разобрали, и в 1857-1867 гг. над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1896 г. над мощами А. Г. освятили серебряную раку. В XVI-XIX вв. А. Г. являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало неск. десятков храмов с престолами в его честь. Первые 3 из 4 мон-рей, основанных А. Г. в XVIII в., были упразднены и обращены в приходские церкви (в 1773 и 2 - в 1764), однако Авраамиев Городецкий мон-рь по уважению к покоящимся в нем мощам А. Г. закрыт не был. Рака А. Г. была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались. В 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) был установлен Собор Костромских святых (празднование 23 янв. Иконография Прп. Авраамий Галичский. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМиАР) А. Г. сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом» (Филимонов. С. 396); в др. руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155об., кон. XVIII в.). На иконе А. Г. 2-й пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке. В среднике иконы «Преподобный Авраамий Галичский, с 12 клеймами жития» (2-я пол. XVIII в. ЦМиАР) преподобный представлен в темной мантии и рясе киноварного цвета, в руках икона и развернутый свиток, борода разделена на пряди. В клеймах изображено: А. Г. молит прп. Сергия Радонежского о пострижении в иночество; испрашивает благословения уйти в пустыню; обретение иконы; по просьбе галичского князя А. Г. приходит с иконой в Галич; молитвы и труды святого; преставление; первое чудо исцеления у гроба. Особым иконографическим изводом является сюжет о явлении А. Г. образа Богородицы «Умиление»: напр., на иконах сер. XVII в. (ГТГ) и 2-й пол. XVII в. (ГМЗК), где святой представлен трижды: молящимся на берегу озера, на горе пред иконой, стоящей в ветвях дерева, и в центре изображения - с иконой в руках, поддерживаемой ангелами. Изображения А. Г. хранятся также в музеях Костромы, Чухломы, Солигалича.

http://pravicon.com/info-1622

иконах: «Благовещение» (1558 и 1580-1590 - обе в СИХМ; 1603, ПГХГ); «Рождество Богородицы» (нач. XVII в., ГМЗК); «Покров Богородицы» (XVII в., СПГИАХМЗ); «Сошествие Св. Духа на апостолов» (1682, Симон Ушаков, Троицкий собор ТСЛ); «Воскресение - Сошествие во ад» (40-е гг. XVII в., ЯХМ); «Сретение», «Крещение» (XIX в., частное собрание). Изображения Г. С. включаются в сложные композиции, основанные на текстах псалмов и литургических песнопений: «Богоматерь Гора Нерукосечная» (кон. XVI в., СИХМ); «Что Тя наречем» (сер. XVII в., ЦМиАР); «Отрыгну сердце Мое слово благо» (2-я пол. XVI в., ЦМиАР); «Богоматерь Непроходимая Дверь» (2-я пол. XVII в., ГРМ); «Державная икона Божией Матери» (XIX в., ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) и др. На миниатюрах XVI в., прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Г. С. изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Г. С. как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи ц. во имя Св. Троицы в Вязёмах, в церквах во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675) и в Тутаеве (1679-1680). В XVII-XVIII вв. образ Г. С. встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в ц. вмч. Георгия Полошского мон-ря (Македония, 1609), «Сопрестолие» в церкви мон-ря Драгомирна (Румыния, 1607-1609). Образ Г. С. был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий правосл. вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца - неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы - «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию к-рых входит образ Г. С., продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

http://pravenc.ru/text/166347.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010