Икона Божией матери «Гора Нерукосечная». Сер. XVI в. (ГТГ) Икона Божией матери «Гора Нерукосечная». Сер. XVI в. (ГТГ) Древнейший памятник иконографии «Г. Н.» - икона из Соловецкого мон-ря (ГМЗК). Традиционно считалось, что образ написан в 50-60-х гг. XVI в., и его создание связывалось с богословскими идеями и художественными поисками макариевского времени. С. В. Маркус полагал, что икона была написана во 2-й пол. 60-х гг. для нового Преображенского собора (т. е. после 1558-1566 и до 1570, когда она упом. в описи). В. М. Сорокатый относил этот образ к 30-40-м гг. XVI в. В. Д. Сарабьянов датирует ее кон. XV в., Л. И. Лифшиц - 1-м десятилетием XVI в. Аргументы в пользу ранней датировки были представлены А. С. Преображенским, к-рый отметил, что образы с иконографией, аналогичной «Г. Н.», существовали в Соловецком мон-ре еще в 1-й пол. XVI в. Так, в описи 1514 г. упоминается образ «Одигитрии Облачной» из местного ряда иконостаса Преображенского собора. Икона имела золотой фон, и эпитет «Облачная» был связан с характером орнамента на мафории Богородицы. Если составитель описи верно указал размеры иконы, то до 1549 г. она была заменена более крупным образом того же извода, и тогда образ «Одигитрии Облачной» по описи 1549 г. можно отождествить с этой иконой (Описи Соловецкого мон-ря. С. 29, 40, 56-57). Соловецкая икона имеет сформировавшуюся композицию, в ее основе - тронный образ Богоматери «Одигитрия» с Младенцем на левой руке. Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» с припадающими святыми Никитой и Евпраксией. Кон. XVI в. (Березниковский историко-краеведческуий музей) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» с припадающими святыми Никитой и Евпраксией. Кон. XVI в. (Березниковский историко-краеведческуий музей) На мафории помещены символические изображения горы, радуги и лествицы; Ее одежды покрыты сложным волнообразным орнаментом. Наиболее убедительной представляется традиц. интерпретация этого мотива как «облачного»: Богоматерь уподобляется небу (Богородичен 1-го часа), «легкому облаку», на к-ром восседает Господь (Ис 19. 1), огненному и облачному столпу, указующему народу Израиля дорогу в пустыне (Исх 13. 21). На челе и плечах Божией Матери представлены в профиль 3 лика с исходящими от их уст золотыми лучами - образы солнца и луны (возможно - олицетворения звезд, сохраняющих символику «звезд девства»). Особенностью иконы является изображение на поземе трав, что соотносится с образом рая, плодоносной нивы. Тему райского цветения продолжает орнаментация трона с обилием растительных элементов. Подлокотники украшены 2 горящими светильниками. Композицию иконы повторяет (за исключением трав) икона сер. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/166171.html

На иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР, см.: Из новых поступлений: Кат. выст./ЦМиАР. М., 1995. С. 37. Кат. 54. Ил. 60) наиболее почитаемые Соловецкие святые вместе со свт. Стефаном Сурожским предстоят Спасителю в облаках на фоне обители. Существовал извод «Преподобные отцы, почивающие в Соловецкой обители» (возможно, возник на основе эстампов), как на иконе 1874 г. из Соловецкого мон-ря (ГМЗК, см.: Полякова. 2006. С. 248, 194-199. Кат. 39). Вместе с преподобными Германом и Елеазаром З. и С. изображены на поморской иконе нач. XIX в. из ц. Сретения Господня дер. Малошуйка Онежского р-на Архангельской обл. (СГИАПМЗ), вместе с прп. Германом и свт. Филиппом - на иконе 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва (впосл. в музее КДА, НКПИКЗ, см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 26, 135. Кат. 8), вместе со свт. Андреем Критским и прмц. Евдокией - на иконе 1820 г. И. А. Богданова-Карбатовского (из ц. сщмч. Климента, папы Римского, дер. Макарьино Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ). Значительную группу составляют иконы с житийным циклом З. и С. Известно неск. редакций Жития преподобных с разным количеством чудес. Первые 2 житийные иконы Соловецких чудотворцев написаны для монастыря новгородскими мастерами в 1545 г., при игум. св. Филиппе: «Богородица с молящимися преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими и братией монастыря, с клеймами жития преподобных», на одной иконе 32 клейма, на др.- 28 клейм с событиями жизни святых, прижизненными и посмертными деяниями и чудесами (ГММК, см.: Маясова. 1970; Сохраненные святыни. 2001. С. 66-69. Кат. 9). Композиция предстояния преподобных и монахов Богородице показана на фоне острова, окаймленного морскими водами. Развернутый житийный цикл из 55 клейм показан на иконе З. и С. (сер.- 2-я пол. XVI в.), происходящей из Соловецкого мон-ря (ГИМ, см.: Овчинникова Е. С. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами из собр. ГИМ//Архит.-худож. памятники. 1980. С. 293-307; Щенникова. 1989. С. 261-275; Хотеенкова. 2002. С. 154-169). З. и С. изображены в рост, в монашеском облачении, в молении Святой Троице, в левой руке З. развернутый свиток с текстом: «Не скорбите, братия, но посему разумейте, аще угодна пред Богом дела наша, то умножи»; клейма расположены вокруг средника 2 рядами. 9 композиций верхнего ряда посвящены С.: кратко изложена история прихода святого на р. Выг и на о-в Валаам, вместе с прп. Германом он выбирает место для основания обители. Остальные 47 клейм иллюстрируют деятельность З., 26 из них повествуют об основании и устроении З. Соловецкого мон-ря. 20 клейм рассказывают о посмертных чудесах З. и С. (чудеса на море, исцеление больных).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Отдельные поясные изображения В. С. были редки в средневек. искусстве (одно из немногих исключений - поясное изображение В. С. на иконе XVII (?) в. в иконостасе юж. придела ц. свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве; икона В. С. со Спасителем на верхнем поле упом. также в Описи Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Опись строений... 1998. С. 60). В нек-рых ранних памятниках В. С. представлен в традиц. для древнейших княжеских изображений плаще-корзне (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью), на воздухе 1389 г. он показан в накинутой на плечи шубе. Отличительными чертами московской и новгородской иконографии В. С. являются типы его головного убора: для ранних новгородских произведений (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, миниатюры Сильвестровского сборника 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Тип. Ф. 381, 53) и Сборника 1414 г. из собрания А. И. Мусина-Пушкина, более поздний пример - псковская икона «Успение Богоматери, Владимир, Борис и Глеб» (1-я пол. XVI в., ПИАМ)) типична княжеская шапка, тогда как для московских памятников более характерен открытый, чаще всего городчатый царский венец, зрительно уподобляющий равноап. Крестителя Руси визант. имп. св. равноап. Константину Великому (клеймо иконы «Борис и Глеб с житием» из Коломны, кон. XIV в., ГТГ; воздух 1389 г.; пелена «Богоматерь Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XV в., ГММК). На основе такого образа В. С. было создано уникальное изображение кн. мч. Михаила Черниговского с городчатым венцом на мощевике 2-й пол. XV в. (ГИМ). Уже в XV в. городчатый венец встречается на новгородских изображениях В. С.- иконе деисусного чина из собрания И. С. Остроухова (1-я пол. XV в., возможно, ок. 1414 г., из ц. равноап. кн. Владимира в новгородском Детинце (?), ныне в ГТГ) и иконе-таблетке из новгородского Софийского собора (кон. XV в., ГТГ, музей-квартира П. Д. Корина). Редкой чертой иконы из собрания И. С. Остроухова являются одежды В. С.: не рус. плащ или шуба, а хламида античного патриция с таблионом, характерная для деисусных изображений мучеников. Столь же редкий вариант иконографии представлен на фреске собора в честь Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502): князь показан в лоратном дивитисии, что сближает его облик с иконографией имп. Константина (эта особенность отражает идею преемственности Московского государства и Русской церкви по отношению ко Второму Риму - К-полю). В XVI-XVII вв. В. С. всегда изображается в шубе, к-рая украшается богатым орнаментом, и в городчатом венце, хотя в ряде памятников XVII в. вновь встречаются изображения княжеской шапки (икона «Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба». Кон. XVII - нач. XVIII в., ГВСМЗ). Кроме того, известны изображения В. С. в царском венце с округлым закрытым верхом: на иконе «Владимир, Борис и Глеб» (1675, ГМзК). Со 2-й пол. XVII в., возможно под воздействием укр. книжной гравюры, В. С. часто изображали со скипетром и державой (фреска ц. Рождества Христова в Ярославле, 1683).

http://pravenc.ru/text/159104.html

К. и И. особо почитались в старообрядческой среде. Стойкость матери, восхвалившей Господа за мученическую кончину единственного сына, служила примером истинного самопожертвования. Икона и Житие св. мучеников К. и И. присутствовали почти в каждом старообрядческом доме. Необычайное распространение их образов как в иконописи, так и в меднолитой пластике исследователи связывают также с тем обстоятельством, что молитва перед их иконой, в силу дарованной мученикам благодати, давала отпущение грехов. Это было особенно важно при отсутствии священников, а также в ожидании близкого конца света. Святые изображены на поморской иконе 1-й пол. XIX в. «Арх. Михаил и мученики Кирик и Иулитта» (ГРМ), на меднолитых иконах из собрания ЦМиАР, ГИМ, др. музейных и частных собраний. Мученики Кирик и Иулитта, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко) Мученики Кирик и Иулитта, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко) В числе наиболее прославленных св. жен - Параскевы, Екатерины, Варвары - И. с К. у ее ног изображена на иконе сер. XVIII в. из частного собрания (Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. С. 165, 233). Икона «Кирик и Иулитта» XVIII в. в окладе работы 1789 г. московского мастера Егора Петрова есть в собрании ГЭ (1000-летие Русской художественной культуры: Кат. М., 1988. С. 242, 397). Мученики представлены на иконе «Крест с Распятием, предстоящими и избранными святыми», XVIII в. (собрание фонда ап. Андрея Первозванного); «Святые пяточисленные мученики, Кирик и Иулитта, Сергий Радонежский, Косма и Дамиан» (XIX в., ГМЗК), среди избранных святых, предстоящих Распятию в виде литого креста (живопись иконы 40-60-х гг. XIX в., СОКМ, см.: Невьянская икона. Екатеринбург, 1997. С. 61, 188. 39). Житие К. и И. гравировалось и в виде отдельных сцен с подписями, имело широкое хождение, судя по сохранившимся гравюрам, как, напр., лубок «Житие и страдания святых мучеников Кирика и Иулитты» (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

В композиции «Андрей (прп. Антоний Сийский) приходит в Кенскую обитель к игумену Пахомию» П. изображен старцем с окладистой седой бородой, в черном клобуке (Там же. Л. 189 об.). В 1663 г. сольвычегодский иконописец В. О. Кондаков написал в Сийском мон-ре икону прп. Антония Сийского «в пояс с чудесами» (Памятники древности в Сийском мон-ре//Архангельские ЕВ. 1907. 18. С. 618; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 348). Сохранились 2 житийные иконы прп. Антония, к-рые близки по стилистике и связаны происхождением с Русским Севером. Одна относится к 60-м гг. XVII в. и происходит из Троицкой ц. с. Нёнокса (АМИИ; см.: Иконы XIV - нач. ХХ в.: Кат.-путев. по экспозиции и фондам музея. Архангельск, 2013. С. 140-143. Кат. 57). В состав клейм иконы включены сюжеты: чудесное видение Андрею (прп. Антонию) на пути в Кенский мон-рь; Андрей приходит в Кенский мон-рь к П.; П. посылает Андрея в поварню «ядь» варить, воду носить, дрова сечь, в больнице «ходити»; поставление прп. Антония во священники и его уход из Кенского мон-ря. Др. житийная икона прп. Антония Сийского 2-й пол. XVII в. (ГМЗК) также содержит композиции с изображением П.: Андрей (прп. Антоний) приходит к П. в Кенский мон-рь; монашеский постриг (рукоположение?) прп. Антония; прп. Антоний получает у П. благословение на основание новой обители. На обеих иконах П. предстает монахом среднего возраста, без схимы, с покрытой куколем (с воскрилиями) головой или в священнических ризах, на иконе из с. Нёнокса - с нимбом. Судя по описям сев. храмов, образы П. встречались редко. Наибольшее число икон XVII-XIX вв. происходит из Каргопольского у., где святого особенно почитали из-за близости Кенской обители. В описи Кенского мон-ря 1755 г. сообщается, что в составе местного ряда иконостаса монастырской ц. Рождества Богородицы был образ П. «у Преображения в церкви» (уточнение свидетельствует о том, что на иконе был написан соборный храм Кенской обители). Под собором Преображения в притворе находилась гробница, к-рая была «покрыта бархатом черным, другой покров камки рудожелтой, опушен луданом красным: на нем крест позументу сребренного; на нем же копие, трость и подписи - слова сребренные ж». В том притворе «образ Пахомия чудотворца, писан был краски с твореным золотом, токмо от верхной течи срединою и с ысподи весьма изветшал; у него венец сребренной, гладкой, позлащенной»; перечислены мн. привесы к этому образу и медная ложчатая лампада перед ним ( Докучаев-Басков. 1887. 9/10. С. 488, 492; Никодим (Кононов), архим. 1903. С. 472).

http://pravenc.ru/text/2579830.html

мастера Иван Михеев «с товарищи», Егор Зиновьев и Иван Масеков реставрировали местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий чины. По документам XVIII в. (РГАДА. Ф. 1239. Ед. хр. 31818 (опись архит. И. Мичурина, 1740)), размеры иконостаса составляли 8,53×14,93 м, в 3 ярусах было 55 икон. С 1745 г. иконы неоднократно передавали в ведомство Дворцовой канцелярии (по описи 1750, иконостас высотой ок. 9 м имел 5 ярусов, не считая местного ряда - 73 иконы) и поновляли (особенно большие работы произвели в 50-80-х гг. XVIII в.). В 1878 г. мастером Н. Ахапкиным был сделан новый 5-ярусный иконостас в русско-визант. стиле на средства статского советника С. П. Страхова и купца А. В. Пуллинова; освящен 28 авг. еп. Можайским Алексием. Поновленный в 1913 г. тем же мастером иконостас был разобран (без фотофиксации) в 1926 г., тогда же были обнаружены следы древних врубок в стены и одно старое (XVII в.?) тябло. Из др. икон собрания ГМЗК был смонтирован «музейный» 4-ярусный иконостас (разобран в 60-х гг. XX в.). В храме были особые деревянные, обитые тканью места для царской семьи. Документы XVII в. упоминают фрески в интерьере, утраченные к XVIII в.; в XIX в. стены покрывала роспись с архитектурными мотивами (не сохр.). На вост. паперти, рядом с «троном», на стене было фресковое изображение Собора Вселенских святых и московских чудотворцев (не сохр.). Нетрадиц. архитектурное решение В. ц., вероятно, обусловило постройку храма вне Кремля и города. Личность архитектора (архитекторов?) остается предметом дискуссий: И. Е. Забелин считал, что это был рус. мастер, по мнению Подключникова и Ю. П. Спегальского, вероятнее из Пскова, чем из Москвы, др. исследователи, отмечавшие черты итал. Ренессанса (К. К. Романов, Н. Н. Воронин , В. А. Булкин, С. С. Подъяпольский), полагали, что он был приглашен из Европы и состоял на рус. службе. Участие в работах мастеров из Зап. Европы подкрепляется датой от Рождества Христова, вырезанной араб. цифрами на одном из верхних камней пилястр: «(1)533».

http://pravenc.ru/text/155116.html

После смерти мастера его дело наследовали сыновья Дмитрий и Иван. Дмитрий Моторин († не ранее 1696), являясь собственником колокольного завода, как и отец, одновременно числился в 1686-1696 гг. мастером Пушечного двора; сохранился единственный его К., отлитый в 1687 г. (ГМЗК). Известно значительно больше работ И. Моторина (60-е гг. XVII в.- 1735). В Покровском соборе на Рву хранится К., отлитый мастером в 1691/92 г. для ц. ап. Иоанна Богослова в Бронниках. Два его К. («Семисотный», он же «Великопостный», весом 798 пудов, 1704, и «Новгородский», весом 400 пудов, 1730) висят на Успенской звоннице Московского Кремля. Набатный К. (1714) экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля . По одному К. находится в Софийском соборе в Вологде (весом ок. 177 пудов, 1691) и в Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни (весом 193 пуда, 1730). В Софии Святой соборе в Киеве был «Рафаил» весом 800 пудов (1733; сброшен в 1930). И. Моторин изготавливал К. для московских церквей свт. Николая на Берсеневке, Рождества Пресв. Богородицы в Путинках, свт. Алексия, митр. Московского, в Рогожской слободе, вмч. Георгия Победоносца в Ендове и др., для московских Чудова и Страстной иконы Божией Матери , Старорусского на Острову в честь Преображения Господня мон-рей и Киево-Печерской лавры . В 1727 г. он отлил набор из 10 К. для Исаакиевского собора в С.-Петербурге . В 1730 г. имп. Анна Иоанновна повелела поврежденный в пожаре 1701 г. «Большой Успенский» К. работы мастера Григорьева весом 8 тыс. пудов (1655) перелить «вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было 10 тысяч пудов». Отлить новый К., получивший впоследствии название «Царь-колокол», поручили И. Моторину, числившемуся на службе в Московской канцелярии артиллерии и фортификации, и его сыну Михаилу. Однако в самый разгар работ, 19 авг. 1735 г., И. Моторин умер, и окончание работы было возложено на его сына. В том же году К. был отлит, но во время пожара 1737 г. сбежавшийся народ, боясь, что гигант расплавится, стал заливать его водой.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Возможно, изображения М. А. имеются также в лицевых рукописях на иллюстрациях, сопровождающих Сказание о битве новгородцев с суздальцами (напр., РНБ. F.I.730, XVII в.). Ист.: Описание иконостаса и стенописи ярославской Варваринской ц. Нач. ХХ в.//ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 296А. Лит.: Кондаков Н. П. Заметка о миниатюрах Кенигсбергского списка начальной летописи. СПб., 1902; Сизов В. И. Миниатюры Кенигсбергской летописи: (Археол. этюд)//ИОРЯС. 1905. Т. 10. Кн. 1. С. 1-50; Арциховский А. В. Древнерус. миниатюры как ист. источник. М., 1944; Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль. М., 1960; Порфиридов Н. Г. Два сюжета древнерус. живописи в их отношении к лит. основе//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 112-118; Казакевич Т. Е. Иконостас ц. Ильи Пророка в Ярославле и его мастера//ПРАМИ. 1980. [Вып. 1.] С. 13-63; Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 19832. С. 37-38; Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факс. воспроизв. рукописи; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр; Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного: Комплексное кодикол. исслед. М., 1998; Полякова О. А. Музей-заповедник «Коломенское»: Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. С. 228-229. Кат. 45; она же. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. ГМЗК. М., 2006. С. 56-67, 243. Кат. 10, 11; Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М., 2002. Ил. 31; Гос. Исторический музей: Альбом. М., 2006. С. 193. 23; Древности Рос. гос-ва. М., 2007. Отд. 1: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. С. 60-64. 5-13; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007. С. 134-147; Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля: История и современность. Ярославль, 20082. С. 136-143; Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2009. Кн. 2; Святая Русь: [Кат. выст.]/ГТГ, ГРМ. СПб., 2011. С. 126-127, 164-165. Кат. 55, 83; Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. С. 225-226, 246. Кат. 12; Жабрева А. Э. Миниатюры Лицевого летописного свода как источник по истории рус. костюма XVI в.: Предварительное исслед.//РНБ и отеч. худож. культура. СПб., 2013. Вып. 5. С. 31-66.

http://pravenc.ru/text/2564280.html

В ГМЗК хранится 2 К., выполненные в той же технике,- 1648 г. весом 60 пудов неизвестного мастера и 1687 г. весом ок. 4 пудов Дмитрия Моторина. Совершенствованию колокололитейного ремесла способствовала конкуренция среди мастеров. В 1651 г. Матвеев и Данилов соперничали за право перелить «Воскресный» К. Московского Кремля с уроженцем Нюрнберга Гансом (по-русски Иваном) Фальком, в 1636 г. вылившим 200-пудовый благовестник для владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , а в 1640 г. по заказу стольника Василия Ивановича Стрешнева - 500-пудовый К. для Благовещенского собора в Казани. «Воскресный» кремлевский К. был отлит Фальком в 1641 г., весил 827 пудов и был 3-м по величине (после 2450-пудового «Годуновского» и 1200-пудового «Реута» работы мастера Чохова). В течение почти 10 лет К. выполнял функцию воскресного, пока в кон. 40-х гг. XVII в. не разбился. Царь Алексей Михайлович поручил перелить благовестник Матвееву и его сыну Емельяну. Новый К. изготовили в янв. 1652 г., при этом его вес по предложению младшего мастера увеличили до 1 тыс. пудов. Это была последняя совместная работа отца и сына, заканчивал ее уже один Емельян (в надписи на К. было указано только его имя). Колокол из московской ц. Св. Троицы в Никитниках. 1647 г. Мастер Иван Фальк (ГИМ) Колокол из московской ц. Св. Троицы в Никитниках. 1647 г. Мастер Иван Фальк (ГИМ) В 1652 г. Фальк по повелению царя изготовил благовестник для Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря весом 1344 пуда 24 фунта (дальнейшая его судьба неизв.). Нем. мастер работал на московском Пушечном дворе с 1635 по 1654 г., отлив большое количество К. разных размеров не только для Москвы, но и для других городов. Из них сохранилось 3, находящиеся в ярославском Преображенском монастыре, на колокольне «Иван Великий» и в ГИМ. Последний, весом ок. 20 пудов, был изготовлен в 1649 г. по заказу купца Григория Никитникова для московской ц. Св. Троицы в Никитниках. Колокол «Баран».

http://pravenc.ru/text/1841774.html

(XVI в., НГХМ). Текст на свитке И. П., как правило, один и тот же: «Се, Агнец Божий...»; на иконе из церкви с. Городище текст начинается со слов: «Покайтеся, приближи бо ся...» 2. Благословляющий жест правой руки И. П. сохраняется, в левой руке - свиток и посох; данный извод представлен на болгарской иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с 13 клеймами жития» из с. Желёво (ныне Андартико, Греция) (1595, ГИМ); на иконе из костромского Ипатиевского монастыря (80-е гг. XVI в., ГТГ). 3. И. П. правой рукой благословляет, в левой держит посох и чашу с главой (свиток отсутствует), напр., на камее из сардоникса, 1-я пол. XVI в., и на резном каменном образке, XVI в. (оба - ГОП; Постникова-Лосева. 1976); на иконе из мон-ря Дечаны, Сербия (1609; 1973. C. 40-50). 4. И. П. благословляет правой рукой, в левой - чаша с главой и свиток (посоха нет) на иконе из собрания А. И. Анисимова (1-я четв. XVI в., ГТГ); на иконе с 24 клеймами жития из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в., СИХМ); на иконе из собрания П. Д. Корина (30-е гг. XVII в., ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина). 5. В левой руке И. П. совмещены все 3 атрибута - чаша, свиток и посох на иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» из с. Высокие Поляны Рязанской обл. (нач. XVI в., РязХМ); на иконе из Стефанова Махрищского монастыря (60-е гг. XVI в., ЦМиАР); на иконе с житием в 24 клеймах из ц. свт. Николая Чудотворца в Мясниках в Москве (1-я четв. XVII в., ГМЗК). В сер.- 2-й пол. XVI в. появился новый вариант иконографии И. П.: в руках святого изображался сосуд не с главой, а с евхаристическим Агнцем - Младенцем Христом. Впервые такое изображение было выполнено на миниатюре из иллюминированного «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи», сохранившегося в составе т. н. Егоровского сборника (РГБ. Ф. 98. 1844. Л. 186, сер. XVI в.), а позже получило распространение в иконописи (напр., икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития и избранными святыми», 1-я пол. XVII в., ГТГ). Евангельское свидетельство И.

http://pravenc.ru/text/471450.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010