Кальдерон. Гравюра из кн.: Refratos de los Españoles ilustres con un epítome de sus vidas. Madrid, 1791 Кальдерон. Гравюра из кн.: Refratos de los Españoles ilustres con un epítome de sus vidas. Madrid, 1791 Пьесы К. представляют собой музыкально-зрелищные действа, а его поздние «мифологические» комедии приближаются по жанру к опере или оперетте (испан. «сарсуэле»). Почти все пьесы К. (за исключением «комедий плаща и шпаги», где действие разворачивается в знакомой зрителю городской среде) предполагают изображение на сцене разного рода чудес и превращений. Пространство сцены широко раздвигается как по вертикали, где, как в средневековых мистериях, сцена делится на землю и противостоящие ей ад и небеса, так и по горизонтали, в глубину, где раскрываются символические планы происходящего - горные леса-лабиринты, бушующие моря, горящие города. В пьесах К. мир полон опасностей и угроз, главная из к-рых происходит от заключенной в человеческой греховной природе стихии бессознательного и природно-языческого, мучительно подчиняющейся голосу разума и Божественному Слову (разум и вера в мировоззрении К. не противостоят друг другу). Обилие символических предметов, имен, знаковых мест действия (пещера, лабиринт, дворец, пустынная местность), пророчеств и знамений - особенность произведений К., написанных метафорическим поэтическим языком. 1644-1649 годы стали переломными в жизни К. В связи с трауром по почившей кор. Изабелле Бурбон († 1644) и вскоре скончавшемуся принцу Бальтасару Карлосу († 1646) в Испании были запрещены все театральные постановки. Серьезные перемены затронули внутреннюю и внешнюю политику страны: в 1643 г. отправлен в отставку фактический правитель Испании при кор. Филиппе IV Г. де Гусман-и-Пименталь, граф-герц. Оливарес, к-рому К. открыто сочувствовал, а в 1648 г. Вестфальский мир положил конец почти 2-вековой гегемонии Испании в Европе. В эти же годы у К. умерли 2 брата. Рождение внебрачного сына поставило под вопрос его будущее, которое он все более связывал с католич. Церковью. В 1650 г. К. стал членом ордена францисканцев-терциариев, а в 1651 г. принял сан священника, заняв предназначенную ему отцом должность капеллана в Толедо (1653). При этом К. продолжил писать пьесы, прежде всего «аутос сакраменталес» (во 2-й пол. 40-х гг. XVII в. они преобладали в его драматургии). В 1663 г. кор. Филипп IV, желая постоянного присутствия К. при дворе в Мадриде, создал для него почетную должность королевского капеллана (эта должность сохранялась за ним и после смерти короля в 1665). В 60-70-х гг. XVII в. К. оставался самым востребованным испан. драматургом. Свою последнюю комедию «Рок и девиз Марфисы и Леонида» (Hado y divisa de Marfisa y Leonido) К. написал за год до смерти для весеннего карнавала 1680 г.

http://pravenc.ru/text/1320177.html

Среди регулярных каноников наиболее крупными реформированными объединениями О. были Виндесхеймская конгрегация, действовавшая на нидерландских и герм. землях (см. в статьях Братья общей жизни , Devotio moderna ), и Латеранская конгрегация (первоначально центром была община каноников во Фреджонае близ Лукки; папа Римский Евгений IV (1431-1447) передал каноникам Латеранскую базилику, давшую название всей конгрегации; к нач. XVI в. в нее входило ок. 60 обителей, в т. ч. за пределами Италии). У бенедиктинцев движение О. означало продолжение реформы ордена, начатой папой Римским Бенедиктом XII (булла «Summa magistri», 1336). Центром бенедиктинцев-О. стал итал. мон-рь Субиако (с 1362). Монахи этого мон-ря оттуда участвовали в реформировании аббатств Кастль в Пфальце (с 1378), Санта-Джустина в Падуе (с 1408), Мельк в Австрии (с 1418), Санкт-Маттиас в Трире (с 20-х гг. XV в.), Бурсфельд в Н. Саксонии (с 30-х гг. XV в.), которые в свою очередь становились региональными центрами движения О. Для бенедиктинцев-О. были характерны стремление квосстановлению общинной жизни, борьба с привилегированным положением знати в мон-рях, повышение образовательного уровня монахов (в т. ч. предусматривалась возможность отправлять молодых монахов на обучение в ун-ты и принимать новициев из университетской среды). Некоторые бенедиктинцы-О. были связаны с культурой ренессансного гуманизма (напр., аббат Иоганн Тритемий (1462-1516)). Неудовлетворенность проводившимися в орденах преобразованиями в некоторых случаях побуждала О. вступать в др. монашеские ордены, имевшие репутацию более строгих, напр. в орден картузианцев. Число картузианских обителей в XIV-XV вв. возросло с 70 до примерно 220. В др. случаях О., не покидая своего ордена, вводили элементы картузианского устава (напр., практику регулярных визитаций мон-рей). Большое распространение получили сочинения картузианцев по аскетике, монашеской дисциплине и духовным практикам (напр., соч. «О монашеском призвании» (De votis et professione religiosorum seu De professione monastica) Дионисия Картузианца ).

http://pravenc.ru/text/2578085.html

для Григория, призывал епископа подражать святому в совершении добрых дел. По мнению поэта, М. поручил Григорию опекать свою паству, которую оба епископа совместно «вели по цветущим Христовым лугам» ( Venant. Fort. Carm. V 9; см.: Roberts M. Venantius Fortunatus and Gregory of Tours: Poetry and Patronage//A Companion to Gregory of Tours/Ed. A. C. Murray. Leiden; Boston, 2015. P. 42-44; см. также: Pietri. 1983. P. 756-786; Van Dam. 1988. P. 10-11; Idem. 1993. P. 50-81). Важнейший источник сведений о почитании М.- составленное Григорием соч. «Книги о чудесах св. епископа Мартина» (Libri de uirtutibus sancti Martini episcopi; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 584-661; T. 7. P. 741-756). В 4 книгах этого сочинения содержатся 267 эпизодов, гл. обр. описаний исцелений по молитве к М. Григорий решил записывать чудеса святого после того, как во сне ему явилась мать и убедила его продолжить труды Сульпиция, Павлина и Фортуната. Вероятно, он приступил к работе вскоре после возведения на епископскую кафедру (573) и впосл. неоднократно дополнял сочинение новыми эпизодами (ср.: Greg. Turon. Virt. Mart. II 60; III 60). Книги 1 и 2 были завершены предположительно между нояб. 580 и нояб. 581, 3-я - в 586-588 гг. Последний эпизод, к-рый можно датировать, относится к 4 июля 593 г. (Ibid. IV 45). Кн. 4, по-видимому, осталась незавершенной (см.: Schlick. 1966; Heinzelmann M. Une source de base de la littérature hagiographique latine: Le recueil de miracles//Hagiographie, cultures et sociétés, IVe-XIIe siècles: Actes du Colloque organisé à Nanterre et à Paris (2-5 mai 1979). P., 1981. P. 235-259; Van Dam. 1993. P. 78-79, 199; Shaw. 2015. P. 107-111). Сведения о почитании М. содержатся и в др. агиографических сочинениях Григория - в «Славе мучеников», «Славе исповедников» и «Житии отцов». «Книги о чудесах...» фактически представляют собой современную событиям хронику чудес М., совершенных в 70-90-х гг. VI в. В предисловии Григорий указывает на тот факт, что чудеса, к-рые М. творил при жизни, он продолжает совершать и после смерти, гл.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Гельцер М. (Gelzer, 1886–1949), австрийский антиковед, специалист по истории древнего Рима – 287 Генрих IV (1050–1106), германский император в 1056–1106 гг.470 Георгий Амартол (Монах, IX в.), византийский хронист – 390, 478, 479 Георгий Маниак (1-я пол. XI в.), византийский полководец – 412, 413, 433 Георгий Писида (конец VI-VH в.), византийский поэт, автор эпических поэм о войнах Ираклия I против персов и аваров, а также поэтических произведений религиозно-дидактического характера (поэма «Шестоднев, или Сотворение мира», элегия «О суете житейской» и др.) – 267, 270, 311 Георгий Синкелл († после 810), византийский хронист – 388, 389 Герланд Эрнст (Gerland, 1870–1934), немецкий византинист – 75 Герман I , патриарх Константинопольский в 715–730 гг., поборник иконопочитания – 348, 350 Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до н. э.), древнегреческий историк, «отец истории» – 110, 128, 251 Герцен Александр Иванович (1812–1870), русский писатель, публицист, общественный деятель – 78 Герцберг Густав Фридрих (Hertzberg, 1826–1907), немецкий византинист – 60,61 Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.), древнегреческий эпический поэт, первая историческая личность в истории античной литературы, автор поэм «Теогония» и «Труды и дни» – 123, 128 Гесихий Милетский (1-я пол. VI в.), византийский историк – 255 Гесселинг Д. (Hesseling), голландский византинист – 66, 67 Гефкен И. (Geffcken), немецкий византинист – 133 Гиббон Эдуард (Gibbon, 1737–1794), английский историк-просветитель, антиковед и византинист – 46–49, 50, 53, 56, 80, 274 Гизо Франсуа Пьер Гийом (Guizot, 1787–1874), французский историк и политический деятель – 50 Гийан P. (Guiand), французский византинист – 70 Глотц Гюстав (Glotz), французский историк – 69 Годфруа Жак (Godefroy, Gothofredus), французский юрист – 90 Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834–1912), церковный историк – 372 Гольдциер Игнац (Гольдциэр, Goidziher, 1850–1821), венгерский востоковед-арабист, исламовед, историк арабской литературы – 283 Гомер , легендарный древнегреческий поэт, автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» – 59, 123, 128

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

P. 116-119; Savramis D. Ora et labora bei Basilios dem Grossen//Kyrios. 1966. Bd. 6. S. 129-149; Van Parys M. Quelques remarques à propos d " un texte controversé de St. Basile au Concile de Florence//Irénikon. 1967. Vol. 40. P. 6-14; idem. Exégèse et théologie trinitaire: Prov 8. 22 chez les pères Cappadociens//Ibid. 1970. Vol. 43. P. 362-379; Bamberger J. E. Μνμη Διθεσις: The Psychic Dynamism in the Ascetical Theology of St. Basil//OCP. 1968. T. 34. P. 233-251; Пащин И. Аскетические творения св. Василия и их значение: Канд. дис./ЛДА. Л., 1968. Ркп.; Bernardi J. La prédication des pères cappadociens: le prédicateur et son auditoire. Marseille, 1968; idem. Introd., texte critique, trad. et notes// Grégoire de Nazianze. Discours 42-43. P., 1992. P. 7-45. (SC; 384); Василий (Кривошеин), архиеп. Экклезиология св. Василия Великого//ВРЗЕПЭ. 1968. 62/63. С. 122-150; он же. Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого (1967)// Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды 1952-1983 гг. Н. Новг., 1996. С. 230-241; он же. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов//Там же. С. 70-112; Pruche B. Didyme l " Aveugle est-il bien l " auteur des livres contre Eunome IV et V attribués à St. Basile de Césarée?//StPatr. 1970. Vol. 10. P. 151-155; Аверинцев С. С. Василий Великий//Памятники визант. лит-ры IV-IX вв. М., 1968; он же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 19972; Maraval P. Introd., texte crit., trad., notes et index// Gr é goire de Nysse. Vie de sainte Macrine. P., 1971. (SC; 178); idem. Encore les frères et sœurs de Grégoire de Nysse//RHPhR. 1980. Vol. 60. P. 161-166; idem. La date de la mort de Basile//RAug. 1988. Vol. 34. P. 25-38; idem. Introd., texte crit., trad., notes et index// Gr é goire de Nysse. Lettres. P., 1990. (SC; 363); Hörner H., ed. Auctorum incertorum, vulgo Basilii vel Gregorii Nysseni, Sermones de creatione hominis. Leiden, 1972; Junod É. Remarques sur la composition de la «Philocalie» d " Origène par Basile de Césarée et Grégoire de Nazianze//RHPhR.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

58. См.: Quaest. II, XI и XXI преп. Анастасия Синаита (Migne gr.s., t.89, col.349C, 437C и 536ВС) и " Peristeria " преп. Нила (Migne gr.s., t.79, sectio IX, cap.V, col.829BC; sect.VI, cap.II, col.857D; sect.IX, cap.I, col.860ABC). 59. См.: S. Tillemont. Memoires pour servir a l " histoire eccelsiastique des six premiers siecles, 14, 209. 60. K. Heussi. Untersuchungen par. 22, с.160163. 61. O. Bardenhewer. Geschichte d. altkir. Liter., T.IV, с.177178. 62. K. Heussi. Untersuchungen с.162. 63. Migne gr.s., t.79, col.1165A1199C. 64. F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.4; Migne gr.s., t.79; Epist. lib. III, CCXXXVIICCXXXIX, col.493BCD. 65. См.: Migne gr.s., t.79, " De malignis cogitationibus " , cap.XXIII, col.1228AB. Здесь сам преп. Нил напоминает, что в своем труде " О молитве " он уже говорил о том, почему помысел о чувственных вещах оскверняет знание: " Какова же причина того, что постоянные помыслы о чувственных вещах оскверняют знание, сказано в главах [трактата] " Слово о молитве " " . 66. См.: " Apophthegmata Patrum " (Migne gr.s., t.65, col.306ABC 18) и Nilus Sinaita " О молитве " (Migne gr.s., t.79, cap.XIII, XIV, XVI, XVII, XIX, XX, LXXXIX, CXXI, col.11651169). Трактат " Apophthegmata Patrum " относится ко второй половине V в. (460500 гг.). См. подробнее: W. Bousset. Apophthegmata. Tuebingen, 1923, с.68. 67. Photius, Migne gr.s., t.103, " Bibliotheka " , cod.CCI, col.672. 68. K. Heussi. Untersuchungen с.119, прим.6. 69. См.: O. Bardenhewer. Geschichte d. altkir. Liter., T.IV, с.171. 70 K. Heussi. Untersuchungen, с.119, прим.6 и Haidacher. Nilusexzerpte im Pandektes des Antiochus Revue Benedictine, XXII, Nr.2,249. 71. Migne gr.s., t.79, " De octo spirit. malit. " , col.11461164. 72. См.: Joannis Cassiani, Migne lat.s., t.49, Collat V, cap.XVIII, col.635AB, где говорится, что учение о восьми главных грехах принято повсюду. 73. См.: С. Зарин. Аскетизм по православному христианскому учению, m.I, кн.2. СПб., 1907, с.349. 74. См.: " De octo vitiosis cogitationibus " . Migne gr.s., t.40, cap.IIX, col.12721276AB.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/348/...

В Варфоломеевскую ночь был убит и зять К. Шарль де Телиньи. Овдовевшая дочь К. Луиза (1555-1620) в 1583 г. вышла замуж за Вильгельма, принца Оранского-Нассауского, статхаудера Нидерландов. Их потомок Вильгельм III , принц Оранский, статхаудер Республики Соединённых провинций, в 1689 г. занял англ. престол. Старший сын К. Франсуа де Колиньи де Шатийон (1557-1591) после Варфоломеевской ночи бежал в Женеву, потом в Базель, в 70-80-х гг. XVI в., во время религиозных войн командовал войсками гугенотов. Следуя советам Франсуа де Шатийона, кор. Генрих Наваррский заключил союз (30 апр. 1589) с франц. кор. Генрихом III, изгнанным из Парижа Католической лигой . Младший сын К. Шарль, маркиз д " Андело (1562-1632), единственный из детей адмирала, кто был крещен и с детства воспитывался в протестант. вере, перешел в католичество. Лит.: Besant W. Gaspard de Coligny. L., 18792; Delaborde J. Gaspard de Coligny, amiral de France. P., 1879-1882. 3 vol.; Bersier E. Coligny avant les Guerres de Religion. P., 1884; Atkinson E. G. The Cardinal of Châtillon in England, 1568-1571//Proc. of the Huguenot Society of London. 1892. Vol. 3. P. 172-285; Whitehead A. W. Gaspard de Coligny, Admiral of France. L., 1904; Merki Ch. L " Amiral de Coligny... et la révolte protestante. P., 1909; Engel Cl.- É . L " Amiral de Coligny. Gen., 1967; Shimizu J. Conflict of Loyalties: Politics and Religion in the Career of Gaspard de Coligny, admiral de France, 1519-1572. Gen., 1970; L " Amiral de Coligny et son temps: Actes du colloque d " oct. 1972. P., 1974; Калашников В. М. Гугенотская колонизация Флориды (60-е гг. XVII в.)//Французский ежег., 1983. М., 1985. С. 227-234; Cr é t é L. Coligny. P., 1985; Cocula A.-M. Dreux, Jarnac, Coutras: Le rebondissement de la vendetta des Grands//Avènement d " Henri IV: Quatrième Centenaire. Pau, 1988. Vol. 1: Coutras. P. 17-37; Bourgeon J.-L. L " Assassinat de Coligny. Gen., 1992; Coligny, les protestants et la mer/Sous la dir. de M. Acerra, G. Martinière. P., 1997; Histoire et dictionnaire des guerres de religion/Éd. A. Jouanna, J. Boucher, D. Biloghi, G. Le Thiec. P., 1998. P. 42-204, 794-795; Эльфонд И. Я. Адмирал Колиньи: Жизнь и легенда//ВИ. 2000. 10. С. 141-147; Варфоломеевская ночь: События и споры/Ред.: П. Ю. Уваров. М., 2001; Окунева О. В. «И Вашим именем почтить безвестный край»: топонимика как способ легитимации франц. присутствия в Бразилии XVI - нач. XVII в.//Американский ежег., 2011. М., 2011. С. 316-327; она же. Католич. и протестант. авторы XVI в. о первой франц. колонии в Бразилии//Ретроспективная информация источников: Образы и реальность/Ред.: И. Н. Данилевский, О. И. Тогоева. М., 2013. С. 179-200. Н. И. Алтухова Рубрики: Ключевые слова: АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии

http://pravenc.ru/text/1841744.html

до Р. Х.) ( Леонтий Мровели. 1955. С. 15-16), затем, во время 2-го потока их эмиграции,- со взятием Иерусалима Веспасианом в 70 г. (Там же. С. 44). В хронике «Мокцевай Картлисай» (Обращение Картли), в к-рую проникли сочинения, написанные представителями евр. колонии в М. (главой мцхетских иудеев IV в. св. Абиатаром , его дочерью св. Сидонией ), можно найти другое, более конкретное указание. Так, в челишском варианте этой хроники князь Васпураканский говорит Абиатару, что прошло 503 года с тех пор, как «отцы ваши (т. е. предки евреев.- Авт.) пришли сюда» (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 102-103). Это позволяет датировать появление евреев в Картли 60-70-ми гг. II в. до Р. Х. Особенно велика была заслуга евр. диаспоры в распространении христианства. В научной литературе было высказано предположение, что иудеохристиане проповедовали христианство в Картли задолго до его признания гос. религией ( Мгалоблишвили. 1988. С. 105). Значительную колонию М. составляли также персы-огнепоклонники. Еп. Леонтий Мровели их появление относит к правлению 4-го картлийского царя Парнаджома, который «возлюбил веру персидскую, огнепоклонство, вызвал из Персии огнеслужителей и магов, поселил их в Мцхете, в том месте, которое ныне называется Могвта» ( Леонтий Мровели. 1955. С. 29; Он же. 2008. С. 26). Особенно усилилось присутствие персов в М. в V-VI вв. ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 145; Он же. 2008. С. 77; Мученичество Евстафия Мцхетского//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 30-45). Кроме служителей культа, в М. проживали персы-ремесленники, объединившиеся в разные корпорации (напр., башмачники и чувячники). От этих этнорелиг. общин произошли названия разных кварталов М.: Уриатубани ( - поселение евреев), Могвта ( - поселение магов) и др. В М. были также общины греков, сирийцев, армян, турко- и ираноязычных кочевников, служащих наемниками картлийских царей. До христианизации страны в М., как и по всей Грузии, были распространены 2 письма: греческое и армазское (арамейское). О распространении грамотности среди среднего населения М.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

58. См.: Quaest. II, XI и XXI преп. Анастасия Синаита (Migne gr.s., t.89, col.349C, 437C и 536ВС) и " Peristeria " преп. Нила (Migne gr.s., t.79, sectio IX, cap.V, col.829BC; sect.VI, cap.II, col.857D; sect.IX, cap.I, col.860ABC). 59. См.: S. Tillemont. Memoires pour servir a l " histoire eccelsiastique des six premiers siecles, 14, 209. 60. K. Heussi. Untersuchungen… par. 22, с.160–163. 61. O. Bardenhewer. Geschichte d. altkir. Liter., T.IV, с.177–178. 62. K. Heussi. Untersuchungen… с.162. 63. Migne gr.s., t.79, col.1165A–1199C. 64. F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.4; Migne gr.s., t.79; Epist. lib. III, CCXXXVII–CCXXXIX, col.493BCD. 65. См.: Migne gr.s., t.79, " De malignis cogitationibus " , cap.XXIII, col.1228AB. Здесь сам преп. Нил напоминает, что в своем труде " О молитве " он уже говорил о том, почему помысел о чувственных вещах оскверняет знание: " Какова же причина того, что постоянные помыслы о чувственных вещах оскверняют знание, сказано в главах [трактата] " Слово о молитве " " . 66. См.: " Apophthegmata Patrum " (Migne gr.s., t.65, col.306ABC 1–8) и Nilus Sinaita " О молитве " (Migne gr.s., t.79, cap.XIII, XIV, XVI, XVII, XIX, XX, LXXXIX, CXXI, col.1165–1169). Трактат " Apophthegmata Patrum " относится ко второй половине V в. (460–500 гг.). См. подробнее: W. Bousset. Apophthegmata. Tuebingen, 1923, с.68. 67. Photius, Migne gr.s., t.103, " Bibliotheka " , cod.CCI, col.672. 68. K. Heussi. Untersuchungen… с.119, прим.6. 69. См.: O. Bardenhewer. Geschichte d. altkir. Liter., T.IV, с.171. 70 K. Heussi. Untersuchungen…, с.119, прим.6 и Haidacher. Nilusexzerpte im Pandektes des Antiochus – Revue Benedictine, XXII, Nr.2,249. 71. Migne gr.s., t.79, " De octo spirit. malit. " , col.1146–1164. 72. См.: Joannis Cassiani, Migne lat.s., t.49, Collat V, cap.XVIII, col.635AB, где говорится, что учение о восьми главных грехах принято повсюду. 73. См.: С. Зарин. Аскетизм по православному христианскому учению, m.I, кн.2. СПб., 1907, с.349. 74. См.: " De octo vitiosis cogitationibus " . Migne gr.s., t.40, cap.I–IX, col.1272–1276AB.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Leiden; N. Y., 1992; Pohlsander H. A. Helena: Empress and Saint. Chicago, 1995. Е. В. Белякова, А. А. Королёв, Э. П. А. Иконография Самые ранние изображения Е. датируются 1-й четв. IV в. Со времени провозглашения августой ее изображения стали чеканиться на монетах и медалях. Сохранилось неск. медных монет (фоллисов) с оплечным изображением Е. в профиль и с легендой: FL HELENA AVGVSTA (Флавия Елена Августа). Во дворце в Трире найдены изображения Е. с нимбом, трактуемым как знак царственности ( Alf ö ldi. 1959/60. S. 84-89). Нек-рые исследователи считают портретом Е. мраморную статую, также датируемую IV в. (Капитолийские музеи, Рим): царица представлена молодой женщиной, в рост, сидящей на стуле в свободной позе, слегка откинувшись, кистью левой руки она опирается о спинку стула, правая рука - на колене. Спадающие мелкие складки платья, оставляющего открытой шею, подчеркивают формы тела. Волосы лежат небольшими волнами надо лбом, в волосах - царская диадема. Этот идеализированный облик Е. (в период появления первых портретов ей было более 70 лет), повторяясь на монетах, сохраняет вместе с тем индивидуальность: подчеркнуто крупный нос с горбинкой и большие глаза. На монетах она изображена в серьгах и в ожерелье. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Образ Е. как христ. святой известен в визант. искусстве с кон. IX в. Она, как правило, изображается в более или менее точно переданном торжественном имп. одеянии - орнате: в платье (столе) с широким драгоценным оплечьем, с украшенными поручами, с расшитой камнями и жемчугом каймой по подолу, с лором и торакием, на голове корона-стемма. На миниатюрах из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510, 880-886 гг.) Е., юная и прекрасная, представлена неск. раз: в имп. одеянии с широким лором и с горой в руке (Fol. 285), сидящей на троне, в свободном античном платье-хламиде, с короной поверх чепца (Fol.

http://pravenc.ru/text/189737.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010