Основными и наиболее ранними источниками сведений о жизни и деятельности Н. являются письма его современников - сщмч. Киприана , еп. Карфагенского (см.: Cypr. Carth. Ep. 8, 27-28, 37, 41, 44-60, 52, 55, 59-60, 68-69, 72-73; здесь и далее нумерация писем по крит. изд. в сериях CSEL и CCSL), св. Дионисия Великого , еп. Александрийского, и св. Корнелия , еп. Римского (сохр. только в составе «Церковной истории» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской: Euseb. Hist. eccl. VI 43, 45; VII 8). В число др. важных источников входят (подробнее см.: Hirschmann. 2015. S. 24-74): 1) анонимный трактат «К Новациану» (Ad Novatianum; CPL, N 76; текст см.: PL. 3. Col. 1205-1218; крит. изд.: S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia/Ed. G. Hartel. W., 1871. Pt. 3. P. 52-69. (CSEL; 3/3)), который датируется сер. III в. (см.: Saxer. 2006. P. 3550); трактат приписывался разным авторам - сщмч. Киприану Карфагенскому, Римским епископам Корнелию и Сиксту II и др. (см.: Diercks. 1971. P. 121-130); 2) трактат «Против Новациана» (Contra Novatianum; текст см.: PL. 35. Col. 2303-2312; крит. изд.: Pseudo-Augustini Quaestiones Veteris et Novi Testamenti/Ed. A. Souter. 1908. P. 199-224. (CSEL; 50)), который сохранился в составе корпуса «Вопросы по Ветхому и Новому Завету» (Quaestiones Veteris et Novi Testamenti; CPL, N 185; вопрос 102); этот корпус был создан между 370 и 380 гг. и, вероятнее всего, принадлежит рим. пресвитеру, обозначаемому условным именем Амвросиаст (см. Амброзиастер ), однако неизвестно, входил ли трактат «Против Новациана» в корпус изначально или был создан неким др. автором и присоединен к корпусу позднее (см.: Gregory. 1899); 3) письма Пациана , еп. Барселонского (Epistulae III ad Sympronianum; CPL, N 561); в последнем критическом издании 3-е письмо выделено как соч. «Против трактата новациан» (Contra tractatus Novatianorum; см.: Pacianus Barcinonensis. Opera quae extant/Ed. A. Anglada-Anfruns. Turnhout, 2012. (CCSL; 69B)); 4) ряд мест в трактате «О покаянии» (De paenitentia; CPL, N 156) свт. Амвросия , еп. Медиоланского (см., напр.: Ambros. Mediol. De poenit. I 3. 10-14); 5) посвященная Н. 70-я гл. соч. «О знаменитых мужах» блж. Иеронима Стридонского (см.: Hieron. De vir. illustr. 70); 6) сообщения в трудах греч. церковных историков V в.- Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 28), Созомена ( Sozom. Hist. eccl. I 22; II 32) и Филосторгия ( Philost. Hist. eccl. VIII 15); 7) трактат «Против новациан» (Contra Novatianos; см.: CPG, N 6976) свт. Евлогия I , патриарха Александрийского (сохр. только отрывки в «Библиотеке» свт. Фотия I , патриарха К-польского; см.: Phot. Bibl. 182, 208, 280). Происхождение и ранние годы

http://pravenc.ru/text/2577751.html

Резкий перелом наступил с приездом митрополита Исидора в Москву в марте 1441 г. Сведения о том, что здесь произошло, содержатся в ряде источников XV в. разного происхождения: в летописных сводах 70-х гг., в посланиях великого князя и митрополита 40–50-х гг., в «Слове на латыну» — в созданной в Москве в начале 60-х гг. развернутой официальной версии изложения событий, которая легла в основу Свода 1479 г. и последующих памятников официального летописания . Сведения из различных источников сходятся на том, что начало конфликту положило торжественное богослужение в Успенском соборе. На светских людей, присутствовавших на службе, наиболее сильное впечатление, по-видимому, произвело публичное «поминание» папы вместо принятого по традиции поминания Восточных патриархов . Для духовных лиц более существенным было то, что по окончании службы по приказу митрополита публично зачитали текст буллы папы Евгения IV с изложением условий Флорентийской унии . Именно в этом тексте — в отличие от посланий Исидора — были перечислены все уступки латинянам по догматическим вопросам, на которые были вынуждены пойти на Флорентийском Соборе греческие иерархи. Документ стал затем основой споров между митрополитом Исидором и Собором епископов, которым великий князь передал на рассмотрение «папино писание». После того как епископы и другие «мнозии, ведущии Божественное писание», изучив этот текст, отвергли его, между ними и Исидором начался спор «и много превшеся с ним, и упревше его от Божественных писаний и, поимавше его, осадиша у Михайлова Чюда» . Исследователи XIX и начала XX в. при характеристике событий неоднократно обращались к яркому рассказу Никоновской летописи, где говорилось, что после выступления Исидора «вси умлъчяша, князи и боаре и инии мнози, еще же паче и епископы русьскиа вси умлъчаша, и въздремаша, и уснуша». Лишь после энергичного выступления великого князя «епископы Русьстии... възбудишася... и начяша глаголати святыми Писании и звати Исидора еретиком» . Однако А. А. Зимин справедливо отметил позднейший характер этой версии , продиктованной интересами великокняжеской власти эпохи Василия III. В наиболее ранних летописных свидетельствах обрисована картина общего единодушного отпора еретику, что подчеркивалось, в частности, последовательным употреблением глаголов множественного числа — «поимаша», «посадиша».

http://sedmitza.ru/lib/text/443009/

920 Отчет за 1905 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л.ЗЗ, Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году. – С. 96. Наличие в погребении деформированных черепов так называемых макрокефалов указывает скорее всего на время не ранее второй половины III в. и не позже V–VI вв., когда в городе появилось незначительное количество этнических элементов сарматского и аланского облика (см.: Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес//МИА. – 1959. – – С. 256–258; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 49). 921 Косцюшко-Валюжинич К.К., Скубетов М.И. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе в 1907 году//ИАК. – 1911. – Вып. 42. – С. 55, 922 Белов Г.Д. Раскопки в северной части Херсонеса в 1931–1933 гг.//МИА. – 1941. – – С. 222; Белов Г.Д. Античный дом в Херсонесе (по раскопкам 1947–1948 гг.)//ВДИ. – 1950. – – С. 114; Белов Г.Д. Археологические раскопки в Херсонесе в 1949 г.//ВДИ. – 1959. – – С. 231; Кленина Е.Ю. Керамические сосуды II–III вв. н.э. из усадьбы «Близнецы» (хора Херсонеса Таврического). – Познань, 2004. – С. 70, тип 2. 923 Белов Г.Д., Стржелецкий С. Ф., Якобсон А.Л. Квартал XVIII [Херсонеса]: (Раскопки 1941,1947 и 1948 гг.)//МИА. – 1953. – Археологические памятники Юго-Западного Крыма. – С. 184–197, рис. 38 д; Рыжов С. Г. Керамический комплекс III–IV вв. н.э. из северо-восточного района Херсонеса//Античная культура Северного Причерноморья первых веков нашей эры. – К., 1986. – С. 130–138, рис. 7, Рыжова A.A. Стеклянные канфары из собрания Херсонесского заповедника//X сб. – 2003. – Вып. 12. – С. 157, рис. 4:7. 924 Нессель В.А. Светильники из раскопок храма Юпитера Долихена и военного поста на высоте Казацкой//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып. 2. – С. 514, рис. 3: 1 (автор приводит указание на существование таких светильников в римских провинциях уже во второй половине I – первой половине II в., хотя в самом Херсонесе и его округе они чаще встречаются в слоях III–IV вв.). 925 Сидоренко В.А. Раскопки в южном секторе между храмом 1958 г. и оборонительной стеной//Отчет о раскопках на участке античного театра в Херсонесе в 1973–1974 годах//Архив НЗХТ. – Д. – А. 8; Кутайсов В.А. Отчет о раскопках на участке четырехапсидного храма в Херсонесе в 1978 году//Архив НЗХТ. – Д. – А. 13 –14, рис. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеронима, позже подтвержденных надписью из Цирты (при условии тождества Цецилия из диалога с упоминаемым в надписи). Поскольку в диалоге и в надписи Цецилий выступает как язычник, диалог датировали периодом после 210 г. и считали наиболее вероятным временем его составления 30-40-е гг. III в. Столь поздняя датировка основывалась на предположении, что «Октавий» составлен после сочинения сщмч. Киприана , еп. Карфагенского, «Что идолы не суть боги» (Quod idola dii non sint; CPL, N 57; современные исследователи помещают это сочинение в разряд спорных и относят предположительно к IV в., считая его зависящим от диалога «Октавий»; см., напр.: Альбрехт. 2005. С. 1691). После публикации исследования Э. Муральта (см.: Muralt. 1836) на основании сопоставления диалога М. Ф. с «Апологетиком» и др. сочинениями Тертуллиана (основные параллели см.: Фокин. 2005. С. 29. Примеч. 8) получила распространение 2-я гипотеза, предполагающая приоритет М. Ф., поскольку целый ряд мест сочинений Тертуллиана можно объяснить лишь зависимостью от «Октавия» (подробнее см.: Сагарда. 2004. С. 351-352). В 1868 г. А. Эберт показал прямую зависимость ряда мест «Октавия» от сочинения Цицерона «О природе богов», тогда как соответствующие отрывки в «Апологетике» Тертуллиана кажутся заимствованными у М. Ф. (см.: Ebert. 1868). В пользу более ранней датировки диалога говорит и то, что о Фронтоне Циртинском, умершем в кон. 60-х или нач. 70-х гг. II в. (точная дата смерти неизвестна), в апологии упоминается как о лице, пользовавшемся большим авторитетом, что вряд ли было возможно, если апология была написана много десятилетий спустя после смерти ритора (возражение на этот аргумент - сравнение с опровержением Оригена «Против Цельса», написанным спустя 70 лет после публикации сочинения Цельса; см.: Geisau. 1968. Sp. 998). Кроме того, в диалоге упоминается победа над парфянами в таких выражениях, как будто речь идет о недавнем событии: «нам приходится отбирать у парфян свои знамена» (ut Parthos signa repetamus - Min.

http://pravenc.ru/text/2563300.html

" Eterna " ( " вечно " ) тоже кажется относящимся к " si torno " ( " отвернулась " ).   Перевод с испанского Л. Фридмана notes 1-1 1. Земную жизнь пройдя до половины. — Серединой человеческой жизни, вершиной ее дуги, Данте ( " Пир " , IV, 23) считает тридцатипятилетний возраст. Его он достиг в 1300 г. и к этому году приурочивает свое путешествие в загробный мир. Такая хронология позволяет поэту прибегать к приему " предсказания " событий, совершившихся позже этой даты 1-13 13. К холмному приблизившись подножью. — Над лесом грехов и заблуждений возвышается спасительный холм добродетели, озаряемый солнцем истины (ср. ст. 77-78). 1-17 17. Свет планеты. — Согласно Птолемеевой системе мироздания, которой придерживается Данте, Солнце было одной из планет, вращающихся вокруг неподвижной земли. 1-31 31-60. Восхождению поэта на холм спасения препятствуют три зверя: рысь (ср. А., XVI, 106-108) — сладострастие, лев — гордость и волчица (ср. Ч., XX, 10-15) — корыстолюбие. 1-38 38-40. — Те же звезды вновь — звезды созвездия Овна, в котором солнце находится весной, то есть в ту пору года, когда, согласно христианской мифологии, бог сотворил мир и придал движение небесам с их светилами 1-62 62. Какой-то муж-Вергилий (70-19 гг. до н. э.), знаменитый римский поэт, автор " Энеиды " . В средние века он пользовался легендарной славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства (Ч., XXII, 64-73). В " Божественной Комедии " Вергилий, ведущий поэта через Ад и Чистилище к Земному Раю, — символ разума (Ч., XVIII, 46-48), направляющего людей к земному счастью. 1-69 69. Мантуя. — Вергилий родился в Мантуанской области, в местечке Андес, ныне Пьетола. 1-70 70. Sub Julio (лат.) — при Юлии Цезаре (убитом в 44 г. до н. э.). 1-71 71. Под Августовой сенью — то есть при римском императоре Августе (27 г. до н. э. — 14 г. и. э.). 1-74 74. Сын Анхиза и Венеры — Эней. 1-91 91. Ты должен выбрать новую дорогу. — Данте еще не подготовлен к тому, чтобы одолеть волчицу и взойти на отрадный холм. Предварительно он должен посетить три загробных мира. 1-102

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

290 Никейский символ представляется восточным консерваторам нововведением, что и подталкивает их к тому, чтобы выступить против него единым фронтом вместе с чрезвычайно немногочисленной арианской группой. 291 Радикализация богословия ариан, нашедшая свое выражение в вероучении аномеев, приводит к началу своеобразной «гражданской войны» в рамках евсевианской коалиции. 292 Консервативная часть антиникейцев, отмежевавшись от своих бывших союзников, формирует группу полуариан, которая, несмотря на произведенную на рубеже 50-х и 60-х гг. IV в. под нажимом императорской власти попытку включить весь епископат в рамки аморфного омийского течения, 293 все более и более эволюционирует в сторону никейской веры. 294 Объединение консервативного епископата Запада и Востока совершается благодаря усилиям свят. Афанасия и свят. Василия Великого , в 70-е гг. IV в. 295 Переход на никейские позиции императорской власти в лице императора Феодосия довершает поражение омиев, и распространение арианства среди германских племен в историческом масштабе уже не имеет большого значения. 296 Таким образом, в работе Г. М. Гуоткина арианская смута рассматривается как результат возникшего между консервативным епископатом Запада и Востока трагического непонимания, устранение которого приводит к тому, что конфликт сходит на нет. Подобного рода взгляд на суть арианской смуты получит впоследствии широкое распространение в историографии и может рассматриваться как традиционная модель интерпретации изучаемой проблемы. Большое влияние на развитие историографии истории арианской смуты оказала также работа А. Гарнака «История догматов», в которой немецкий исследователь дает арианским спорам свою оригинальную интерпретацию. Впрочем, следует сразу оговориться, что в сочинении А. Гарнака отсутствует сколько-нибудь последовательное и полное изложение событийной истории. В центре внимания исследователя находятся догматические системы эпохи арианской смуты, поэтому взгляд немецкого богослова на рассматриваемую нами проблему вряд ли можно назвать историческим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

тайф - Толедо, Севильи, Сарагосы и Бадахоса; отныне они обязывались регулярно платить дань христианам. В результате удачных военных экспедиций Фернандо I значительно продвинулся в юж. направлении на западе Пиренейского п-ова - были взяты города Ламегу (1057), Визеу (1058) и Коимбра (1064). Во внутренней политике короля особое значение имел Собор в Коянсе, созванный в 1055 г. По примеру Толедских Соборов, в этом Соборе участвовали как церковные иерархи, так и представители светской знати, а соборные постановления касались церковной и мирской жизни Леона и Кастилии. Фернандо I, как и его отец, разделил свои владения между сыновьями: Кастилию, которая была провозглашена королевством, получил Санчо I Сильный (1065-1072), Леон - Альфонсо VI (1065-1109), Гарсия (1065-1071, 1072-1073) унаследовал королевство Галисия. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XI в. началась усобица между братьями. Сначала удача была на стороне Санчо I Сильного, Альфонсо искал защиты у правителя Толедо аль-Мамуна, к-рый был вассалом его отца. После гибели Санчо при осаде Саморы (1072) король Леона вернулся из изгнания и объединил под своей властью все 3 королевства. Своего брата Гарсию, короля Галисии, он взял в плен и заточил в тюрьму (Гарсия † 1090). После смерти короля Памплоны Санчо Гарсеса IV (1076) магнаты королевства решили передать власть не сыну короля, а его кузенам. Т. о., королевство Памплону получил правитель Арагона Санчо Рамирес (1063-1094), а Альфонсо VI достались земли Алавы, Гипускоа и Бискайи. В 1077 г. Альфонсо VI стал именовать себя «императором всей Испании» (imperator totius Hispaniae), что вызвало недовольство Римского папы Григория VII (1073-1085). Интерьер Пантеона королей в базилике св. Исидора в г. Леон. 1054–1066 гг. Интерьер Пантеона королей в базилике св. Исидора в г. Леон. 1054–1066 гг. После смерти некогда предоставившего ему убежище правителя Толедо аль-Мамуна (1075) Альфонсо VI начал серию военных кампаний, приведших к самому значительному событию Реконкисты XI в.- взятию Толедо в мае 1085 г. Сначала войска леоно-кастильского короля выступали как союзники нового правителя Толедской тайфы аль-Кадира в подавлении мятежей, однако, когда границам тайфы стали угрожать соседи - мусульм. правители Бадахоса и Севильи, Альфонсо VI полностью захватил власть в Толедо, а аль-Кадир по условиям соглашения о капитуляции во главе кастильских войск отправился завоевывать Валенсию. Взятие Толедо имело важные последствия для всех гос-в Пиренейского п-ова. Поскольку перевес сил был теперь на стороне христиан, правители тайф обратились за помощью к берберской державе Альморавидов в Сев. Африке, которым удалось приостановить продвижение христиан на юг и вернуть некоторые земли под власть мусульман, но вновь захватить Толедо они так и не смогли. В 1086 г. войска Альфонсо VI потерпели поражение в сражении при Заллаке (Саграхасе), в 1108 г.- при Уклесе (в этом сражении погиб инфант Санчо, единственный сын Альфонсо VI и наследник престола).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Выбираемый им с этой целью рассказ сообщен ему приятелем (неназванным по имени), на правдивость которого он может положиться; приятель слышал этот рассказ от честного (redlich) лица (по имени неназванного); источник сведений этого честного лица не упоминается, но, по-видимому, само оно в эпизоде замешано не было, и из рассказа Юнга нельзя даже заключить, чтобы оно было знакомо с главными действующими лицами (по имени неназванными). Единственная приводимая в связи с этим случаем дата – «60 или 70 лет тому назад»; и это число не относится ко времени самого инцидента, имевшего место за неопределенное число лет раньше. Я не привожу этой истории полностью, так как она занимает видное место почти во всех рассказах о привидениях, с тех пор изданных – вероятно, отчасти вследствие длины ее родословного древа, отчасти же – по причине правильности теологических воззрений рассказчика (Th. der Geisterkunde, нов. изд., стр. 60, Stuttgart 1827). 132 Ausführliche historische Darstellung einer höchst merkwürdigen Somnambüle etc. von C. Römer Ph. D. etc. Stuttgart, 1821. 138 Die Scherin von Prevorst. Eröffnungen über das innere Leben des Menschen und über das Hereinragen einer Geisterwelt in die Unsere. Stuttgart und Tübingen. Второе издание, к которому относятся ссылки в настоящем рассказе, вышло в 1832 г., а два других – в 1838 и 1846 гг. 139 По движениям которого якобы может быть определено нахождение под землею воды и металлов. Прим. перев. 158 Die Schutzgeister oder merkwürdige Blicke Zweier Seherinnen in die Geis terwelt etc. etc. Stuttgart und Tübingen, 1839. 163 Стр. 89–97. См. также стр. 451. Другие примеры предполагаемого ясновидения см. на стр. 70, 73, 99, 123, 125 и т. д. 167 См. выше гл. I, а также описание у Флурнуа (Des Indes à la planète Mars) изобретенного его ясновидящею «мартианского» языка. О полученных Флурнуа результатах сообщается ниже, кн. IV, гл. VII. 168 Тне general and particular principles of animal electricity and Magnetism etc by monsieur le Docteur Bell, 1792 Enteredin Stationers Hall.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/spi...

IV. Развитие структуры Церкви Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Walker; Болотов. К концу второго века «первохристианский» период церковной истории можно считать законченным. Если христиане в Римской империи все еще составляют гонимое меньшинство, то это меньшинство уже ясно осознало свое универсальное признание. К этому времени относятся слова Тертуллиана: «Мы существуем только со вчерашнего дня, и, однако, мы наполнили все ваше: города, острова, крепости, муниципии, лагеря, трибы, курии, дворец, сенат, форум... Если только мы враги ваши, то у вас больше врагов, чем граждан, потому что все ваши граждане сделались христианами». Конечно, это риторическое преувеличение опытного юриста, но оно достаточно показательно. Во втором веке уже вполне определенно выкристаллизовались все три известные нам ныне формы церковного служения - диаконство, священство, епископство. Попробуем проследить их развитие. Апостолы получили свое название и свое главное призвание оттого факта, что они были посланы Господом в качестве миссионеров. Они не были единственными, получившими дары Духа. В Церкви также были пророки, как Агав (Деян.11:28, 21:7), и учителя, занимавшиеся подготовкой новокрещаемых. В Коринфской церкви особенно ценился некий дар говорения языками, осторожно относиться к которому призывал апостол Павел (1Кор.13:14). Он и дал первую иерархию церковных даров, в которой говорение языками стоит на последнем месте: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее, иным дал силы чудодейственные, также и дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки...» (1Кор.12:28). Интересно, что дар апостольства св. Павел относит к дарам мирского служения, а епископство, пресвитерство и диаконство как бы выносит за скобки. Через 60-70 лет св. Игнатий Антиохийский как о вещах очевидных пишет об епископе вместе с пресвитерами и диаконами. В его время уже не было апостолов и пророков. Однако, очевидно, в течение более чем одного поколения апостолы и пророки сосуществовали с епископами (пресвитерами) и диаконами. Именно эта ситуация зафиксирована в «Дидахе» - документе, который для многих отцов Церкви имел статус, равный с Писанием и который считался утерянным до 1883 г., когда он был опубликован по манускрипту 1056 г. Скорее всего, текст, находящийся в рукописи, претерпел некоторые изменения со дня своего написания. Но с самого начала Дидахе был компилятивным текстом, составленным из разных источников; по всей видимости, большая часть их относится к периоду между 70 и 107 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/434664/

714 Змий этот был уничтожен вместе со статуями языческих богов при Езекии в виду того, что евреи стали чтить по-язычески этого змия. Они возжигали пред змием курения и кадили тому, что видели их глаза, т. е. самому змею, не имея при этом в мысли Бога, Которого отверглись и Который спасал ужаленных змеями ( 4Цар. 18:4 ). 715 Свидетельства о нерукотворенном образе Спасителя древни и сильны. Говорят об этом: Юлий африканск ий, писатель начала III в. (хроника Синкела, 215 г.), историк Евсевий (Ц. истор. 1, 13), Моисей Хоренский, армянский писатель (ок. 460 г.), Евагрий схоластик (Церк. ист. IV, 26–27), И. Дамаскин (Точн. изл. прав. в. IV, 16). Во времена иконоборчества на этот образ указывали императорам иконоборцам не только восточные патриархи, но и западные, напр., Григорий II (см. 1-е посл. его в Деян. всел. соб. в рус. пер. VII т. 17 стр.). Особые сочинения по этому предмету; З. М. (Мсерианца). Подробное сказание о нерукотворенном образе Господа и Спаса И. Христа. Москва, 1865 г. Катанского А. Л. проф. Сказания о нерукотв. образе Спасителя восточные и западные (Хр. Чт. 1874 г. дек.). Христофора еп. Образ Иисуса Христа к твор. отц. ц. в рус. пер. 1886 г. 4 кн.). Родникова В. К сказанию о сношениях эдесского кн. Авгаря со Христом (Тр. Киев. Ак. 1903 г. 7 кн.). 717 Таких катакомб найдено доселе в разных местах Европы, Азии и Африки свыше 70-ти, в том числе в Риме и его окрестностях до 60-ти. Описание и снимки с найденных в римских катакомбах изображений см. у проф. Н. И. Покровского . Очерки памятников христ. иконографии и искусства. Спб. 1900 г., а также у А. фон-Фрикена. Римские катакомбы и памятники первонач. христ. искусства. I–IV т.. Москва, 1872–1880 гг. См. еще в Богосл энцикл. IX т. ст. Редина Е. Катакомбы. 718 Такое изображение делалось на стенах катакомб, на гробницах, на сосудах, на лампах, на кольцах и других предметах. Очевидно, христиане желали постоянно иметь это изображение пред своими глазами. 719 Рыба служила образом Христа потому, что в греческом наименовании ее 1ΧΘΥΞ заключаются первые буквы греческих пяти слов, на русском языке означающих: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водою и дающего плоть Свою в снедь, т. е. была символом таинств крещения и причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010