—48— новится явлением заметным и пробивает себе путь с разных сторон. Ещё в 40-х годах бывшая Российская Академия предлагала некоторым из наших эллинистов перевести на русский язык византийских историков, но за закрытием Академии предприятие это не состоялось в своё время, хотя некоторая часть переводов и была приготовлена. В 1858-м году о существовании этих рукописных переводов сделалось известным Духовному Ведомству, которое и приняло издержки по их изданию на свой счёт, вследствие чего с 1860-го года и было приступлено к печатанию готовых переводов. 610 Это полезное дело в те же годы продолжено было С.-Петербургской духовной Академией, благодаря которой важнейшие из средневековых византийских историков увидели себя в русском переводе. Начавший развиваться русский византинизм скоро нашёл себе поддержку в высших духовных и светских учебных учреждениях. На первых порах внимание русских византологов сосредоточилось на изучении внутреннего состояния Византийской империи: так, духовные академии в лице некоторых из своих профессоров, как напр., И.Е. Троицкого и А.П. Лебедева , которым принадлежит ряд интересных статей, ценных исследований или же очерков, а также трудами, вышедшими из-под пера их воспитанников (Скабаланович и др.), внесли значительный вклад главным образом в разработку состояния церкви, церковной литературы и просвещения в Византии, причём по тесной связи церкви и государства в Византии, расследование указанных предметов не могло оставить незатронутой и т. н. гражданскую историю. Затем, в середине 60-х же годов при наших университетах учреждена была кафедра церковного законоведения, то есть, такой науки, построение которой немыслимо было без изучения византийского церковного законодательства. Что введение этой науки в программы университетского курса не осталось без влияния на византинистику, это всего лучше можно видеть на примере проф. Павлова с его ценными —49— исследованиями по части византийского законодательства. К 70-м годам центром византинизма становится С.-Петербургский университет, а органом его Журнал Минист.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

V. 3-го марта епископ Августин представил Св. Синоду свое мнение, которым полагал: 1, в Академии, «на казенном содержании пищей, теплом и прислугою содержать до 70 студентов, а прочим, которых отцы не потерпели от неприятеля разорение и могут на их коште содержаться и иметь для себя в Москве квартиры, производить по прежнему жалованье, коего на студента богословия не более положено, как 24 р. 2. Пятьдесят студентов и учеников, которые в Академии содержать себя не могут, перевести в Троицкую Семинарию и содержать их на академическую сумму, состоящую в 3-х тыс. рублях и остающуюся от жалованья на Академию, положенного. 60 студентов и учеников, также не могущих содержаться в Академии, поместить в Вифанской Семинарии и содержать их и в сем только 1813 г. на сумму Семинарии оной, коей суммы за расходами прошедших годов имеется на лицо 3.300 р. сверх 20.500 р., обращающихся из процентов в Сохранной Казне. В Перервинскую Семинарию поместить 50 человек и содержать их, как мною уже учреждено, пищей, отоплением и освещением из монастырских доходов. Итого в Троицкую, Вифанскую и Перервинскую Семинарии переместить из Академии 160 человек. Как число учащихся в Академии простирается до 1.610 человек, а потому за означенным перемещением 160 человек самых бедных могут еще открыться такие, которые не в состоянии будут иметь квартир в Москве, то можно таковым из студентов обучаться в Троицкой и Вифанской Семинариях на своем содержании с получением только жалованья от Академии, а ученикам обучаться в Дмитровском, Коломенском и Звенигородском училищах, где удобно могут найти себе квартиры за небольшую цену. Ежели же исправить комнаты, которые ныне находятся без употребления в Троицкой Семинарии и в Звенигородском училище, на что, впрочем, потребны и время, и суммы, то в Троицкой Семинарии можно поместить еще до 50 человек, а в Звенигородском училище до 100 человек». Св. Синод указом от 21 марта 1813 г. разрешил в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии открыть учение и переместить из нее учеников и приказал: «поскольку предположенное к содержанию неимущих студентов и учеников пособие может быть оказано только в один настоящий год, а продолжать оное в следующее время по неимению суммы надежды не предвидится, то предоставить (предоставлено) Комиссии Духовных Училищ войти в рассмотрение, нельзя ли из состоящих в ведомстве ее капиталов сделать такого распоряжения, дабы и на будущее время недостаточные студенты и ученики имели безостановочное к содержанию себя пособие».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Вы надеялись пригласить его в соавторы? Академик РАН Ю.П.Алтухов (1936–2006), открывший явление генетического мономорфизма видов и оптимального генетического разнообразия популяций – Да одного его одобрения было б достаточно! Он же директор Института общей генетики имени Вавилова, самый большой в нашей стране специалист по вопросам происхождения видов, 30 лет непосредственно этим занимался. Лауреат Государственной премии, академик РАН и зарубежных академий, уважаемый в мире генетик... Ну вот, осенью 2006-го пришёл я к Алтухову. Встретил он меня неформально. И оказалось, что с эволюционистами он борется ещё с 70-х годов. Хотя я не правильно выразился – боролись-то с ним, а он просто наукой занимался. – А как получилось, что вы не знали об этом – что он не эволюционист? – В научных журналах преподносили так, будто Алтухов спорит с теорией Дарвина, но у него, мол, есть своя собственная эволюционная гипотеза. И ни слова, что эта «гипотеза» заключается в том, что никакой эволюции не было. Пришёл он к этому выводу не умозрительно, а научным путём. И такой вот парадокс. В науке не было человека, который смог бы сказать: «Алтухов неправ», – ведь он специалист по видообразованию, за ним целый институт, глубочайшие исследования. Но и публично признать его научные выводы боялись. Его не критиковали, а просто замалчивали. Несколько раз я приходил к Юрию Петровичу, беседы наши записывал на диктофон – чтобы потом использовать в работе над учебником. Записи эти сохранились, их вполне можно издать. Это было б хорошей памятью учёному, ушедшему из жизни год тому назад. – О чём вы говорили? – Первое же наше обсуждение академик Алтухов начал такими словами. Материалистический взгляд на проблему происхождения жизни несостоятелен. Ясно, что все эти коацерваты (накопления в растворах), электрические разряды и то, что там синтезировалось, – случайные процессы. Тогда как жизнь – это явление глубоко детерминированное и осмысленное. Сотворение – это не селекция. Селекционер не может из земли создать, скажем, овцу или рыбу. Мы должны признать, что кто-то создал мир. Попытка трактовать его как стохастический (случайный, вероятностный) мир не проходит. В 60-е годы прошлого столетия полемизировали математики – просчитывали вероятность возникновения чего-то осмысленного на статистической основе. Выяснили, что она практически нулевая.

http://pravoslavie.ru/36746.html

   Житие старца Серафима, Изд. Саровской пустыни, СПб. 1863, 4 изд. 1893.    Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, сост. Αрх. Серафимом (Чичаговым), 2 изд. СПб. 1903;     Л. Денисов, Житие преп. отца нашего Серафима Сар., М. 1904;     С. А. Нилус, Великое в малом, 2 изд. 1905 (Запись беседы с Мотовиловым, сперва в «Моск. Ведомостях» 1903, в июле);     В. Н. Ильин, Преп. Серафим Саровский, 2 изд. 1930.    Сочинения Игнатия Брянчанинова в б томах, 3 изд. 1905, у Тузова;    о нем см. Жизнеописание еп. Игнатия Б. и письма преосвященного к близким ему людям, СПб. 1881;    срв. биограф. очерк, сост. Аскоченским, в Дом. Беседе, 1867 года;     Л. А. Соколов, Еп. Игнатий Брянчанинов, Его жизнь, личность и литературная деятельность, 2 тома, Киев, 1915;    см. еще Письма преосв. Игнатия, изд. иеромонахом Игнатием (Садковским), в Бог. В. 1913—1914 года.    О святителе Феофане см. Ив. Н. Корсунский, Преосвящ. Епископ Феофан, б. Владимирский и Суздальский, биогр. очерк, М. 1895 (из Чтений Общ. любителей дух. просв.), — здесь по­дробный перечень ученых и литературных трудов.    Статьи Феофана против Игнатия сперва в «Тамб. Епарх. Ведомостях» 1867 и 1868 годов, затем в переработанном виде перепечатаны в «Домашней Беседе» 1869-го года и отдельно, Душа и Ангел — не тело, а дух (Афонское издание, 1891).    О разногласии с о. Иоанном Кронштадским о мо­литве Иисусовой упоминает Иер. Антоний Булатович в «Апологии» и других статьях.    «Письма» Е. Феофана впоследствии были собраны, афонское издание, 8 выпусков.    Срв. П. Смирнов, Преосв. Феофан и т. д., Тамбов, 1906;     А С. Ключарев, Преосв. Феофан Затворник и его пастырская деятельность, Прав. Соб. 1904, 9 и 10;    о его возражениях про­тив русского библейского перевода см. указанные выше его письма к Первухину и о них статью прот. Королькова, и еще П. Горский-Платонов, Несколько слов о статье преосв. епископа Феофана, Прав. О6озр. 1875, окт. 9. Религиозный кризис 60—70 годов. Лев Толстой, как зеркало русской интеллигенции.   О сектантском движении 60-х годов см. свящ. Арс. Рождественский, Южнорусский Штундизм, 1884;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Священнику жалованья 200 р., псаломщику – 70 р. другому – 60 р. просвирне – 60 р. Дохода собирается до 400 р. С капитала в 175 р. положенного г. Роновою, получается причтом 7 р. с. в год; церковного капитала в билетах 600 р. Соседние приходы: Боротно – в 18 верстах, Хредино – в 9 вер., Береза (Порхов. уезда) – в 12 вер. и Хохловыгорки – в 18 вер. Приход состоит из 12 деревень, в которых муж. пола 1100 душ женск. 1265; эти деревни суть: Павы, Червищи, Заречье, Замошки, Веретье, Бохуни, Воробинов, Павицы, Залозы, Турея, Ситинка и Вязье. Особенно занимаются разведением льна. Школу основал здесь Задунайского, графа Румянцева, полка солдат Савелий Тимофеев, зимовавший здесь в 40 годах. В три зимы он многих научил чтению и даже пению церковному. Потом учил детей дьячок Синицын, с женой и свояченицей; школа Тимофеева была подвижная; у Синицына было общежитие, в котором дети отдаленных деревень пользовались ночлегом и столом. В начале 60 годов была школа в особом здании. Здесь учили: священник Степан Рождественский и диакон Антонов. Ныне есть земская школа в Павах. В ней 49 мальчиков и 15 девочек. Закону Божию учит священник, а прочим наукам – дочь священника Александра Васильевна Павская. Ученики участвуют в церковном чтении и пении. Попечительство существует с 1872 г., но сборы его очень ограниченны. Флоро-Лаврская церковь в селе Хредине Село Хредино находится в 222 верстах от Петербурга, в 60 от Луги, на старой Смоленской дороге, идущей от станции «Белой», со всех сторон окружено лесом. Близь села протекает сплавная речка Ситня, в которой ловится форель. Название села считают искаженным от слова «Хренино» т. е. место, когда-то богатое хреном. О существовании здесь церкви в давние времена можно заключать только из того, что один участок земли издревле называется «церковным». Одною долею этого участка, может быть принадлежавшею церкви или причту, ныне владеет помещик Сорокин, а другую он передал крестьянам. Нынешняя церковь , во имя Флора и Лавра, освящена в 1864 г., она устроена усердием священника Павского погоста Стефана Рождественского. Прежде Хрединский и Павский приход составляли одно, но так как деревни нынешнего Хрединского прихода были очень отдалены от Павской церкви и сообщение их с церковью, особенно весной и осенью, было очень затруднительно, то священник Рождественский, составив план и смету, образовал строительную коммиссию из трех лугских купцов – Михаила, Димитрия и Александра Собакиных и двух крестьян – деревни Череменки Семена Флорова и деревни Теребунь – Михаила Петрова. В апреле 1863 г. церковь начата на деньги, собранные в Петербурге и в уездах. Помещица Евдокия Ронова пожертвовала для церкви строевой лес, 31 десятину земли для причта и билет в 500 руб. на вечное ее поминовение. От Павской церкви было занято 700 р. Вся постройка стоила 1,672 р. 44 к., 6-го февраля 1864 г. она освящена Благочинным, священником села Посолодина, Феодором Добряковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

История храма В 1872 году в деревне Лобаново, Кольцовского прихода, средствами прихожан кольцовской церкви и с Высочайшего соизволения правящего архиерея была построена деревянная часовня по случаю двукратного чудесного спасения жизни Государя Императора Александра второго. В следующем 1873 году по просьбе прихожан часовня в деревне Лобаново была обращена в церковь. 18 марта (по старому стилю) церковь была освящена во имя святого великого князя Александра Невского и была приписана к кольцовской Николаевской церкви. В 1877 году Лобановская церковь выделилась в самостоятельный приход. Упразднена в 1913 году, хотя продолжала существовать и в 1921 г. Взамен её 17 августа 1903 года заложена каменная. Построена в 1911 году. Освящена 15 сентября 1913 года. Сооружена на средства прихожан и пожертвования. Причт состоял из 1-го священника Леонида Троицкого, 1-го диакона Иоанна Королева и псаломщика. В округе храма находилось 15 деревень, число прихожан насчитывало от 800 до 2000 человек в разные годы. В 1905 году при храме был создан попечительский совет для оказания помощи жителям села, в который входили 19 человек, в том числе настоятель храма,староста и уважаемые жители села.Выдавались средства на ремонт, реставрацию и иную хозяйственную деятельность. Протоиереем Леонидом Троицким были образованы первые на селе ремесленные училища для детей. За годы советской власти храм сильно пострадал, а служивший уже тогда священником Иоанн Королев 5 декабря 1937 года был арестован и 26 декабря 1937 года был расстрелян (дело от декабря 1937 года). Церковь была закрыта 24 января 1940 года. В 60-е годы были уничтожены колокольня и маковки вокруг центрального купола храма. Потом была снесена ограда и уничтожено убранство храма. Храм использовался как засолочный цех и склад. В конце 70-х годов храм переоборудовали под ресторан " ПОСАД " , который просуществовал до конца 80-х годов. Во время перестройки в 1989 году храм отдали верующим православным прихожанам, которые своими силами восстанавливали порушенную и оскверненную святыню.

http://sobory.ru/article/?object=03021

20 апреля 1945 года здание церкви заняла МТС, длительное время там размещались колхозные мастерские. С конца 1980-х годов – бесхозная, разрушается: сняты все главки и верх колокольни. Упал свод в трапезной и колонна под куполом. Часовня в д. Ваничи во имя Петра и Павла была деревянной, восьмигранная, рублена в лапу. Диаметр 5,5 аршина с двумя окнами, крыта тёсом. В часовне небольшой деревянный коридор. В ней иконы на дереве 12х10 вершков (3 штуки).Часовня в починке Полом в честь св. Николая. Деревянная 6х6 аршин, высота - 5 аршин. Крыта железом, 2 окна, с железными решётками. В 1926 году обоих часовен уже не было. Информация   с сайта Рыжакова О.И. Село Мокино – Троицкая церковь каменная, построена в 1862 – 1869 г. расстоянием от г. Вятки в 160 верст, от уездного города в 80 верстах, от благочиния в 20 верстах. Часовни деревянные: Ваничевская, построена в 1875 г., Мушинская, построена в 1893 г., Поломская, построена в 1808 г. Причту по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 2250 сажень, пахотной 33 десятины. Братский денежный доход по общей кружке: священника 531 руб. 18 коп., диакона 356 руб. 12 коп., псаломщика 178 руб. 6 коп.; по частной кружке: 1 -го священника 300 руб. 75 коп., псаломщика 100 руб. 25 коп., 2-го священника 300 руб., псаломщика 100 руб., диакона 200 руб. 25 коп. Руги собирается на весь причт до 70 пуд. ржи и 200 пуд. овса. Прихожан: православных русских 3683 муж. пола, 4093 жен. пола. Приход состоит из 60 селений расстоянием до 10 верст. В приходе три земские школы: одна при селе, другая в починке Фокине и третья в починке Почмажской Горе. Прихожане в материальном отношении состоятельны; кроме хлебопашества занимаются торговлею, экипажным ремеслом и пользуются смежными лесными удельными угодьями. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=19738

В 1866 году на средства новых помещиков был возведен каменный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа с приделами мученицы Татьяны и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь была возведена на новом месте, рядом с усадьбой и обсажена вокруг липовой аллеей. Старый деревянный храм был оставлен как часовня и, по-прежнему, стоял в полуверсте от усадьбы на кладбищенском холме, пока не был разобран. Князь Сергей Семенович Урусов был участником Севастопольской обороны. Закончил службу в чине генерал – майора. В его полку служил писатель граф Л.Н. Толстой, с которым дружба продолжалась всю жизнь. Выйдя в отставку, князь Урусов большую часть времени проводил в Спас-Торбеево, в своей усадьбе, на крутой возвышенности, окруженный типично русскими просторами. Интересы его были разнообразны: математика и литература, богословие и военное искусство, музыка и шахматная игра. По воспоминаниям старожилов, в скромной внутренней отделке храма принимала участие дочь князя Лидия Сергеевна, занимавшаяся живописью. Умерла княжна в возрасте 16 лет от чахотки и была похоронена в подклети под церковью в 1869 году, а затем, в 1881г. умерла и жена. Князь жил уединенно, более предавался молитве и богомыслию, служба в храме совершалась ежедневно. Скончался князь в 1897 г. Фамильная усыпальница Урусовых в 1920-е годы была разграблена и осквернена. Разбросанные кости были снова погребены иеромонахом Сергием в подклети. В 1920 году и, возможно, до революции в церкви служил священник Николай Иванович Соловьев. Последний настоятель храма – игумен Епифаний (Авдеев), бывший насельник Троице -Сергиевой лавры, был расстрелян 14 февраля 1938 года на полигоне в Бутово под Москвой. В 1922 году при изъятии ценностей в Спасской церкви были взяты три серебряных евхаристических набора и шесть серебряных напрестольных крестов. Церковь стояла закрытой до войны, затем была разграблена. Дом Урусовых был отдан под клуб, позже под начальную школу. Архив и богатейшая библиотека расхищены. В 60-е годы территорию усадьбы и церкви занял пионерский лагерь 2-го Московского часового завода. Храм использовался как склад и столовая, в подклети хранилось мясо. С 70-х годов храм полностью заброшен, лишен кровли, обезображен надписями, в нем провалился пол, своды проросли лесом.

http://sobory.ru/article/?object=00073

В то же время было введено преподавание финского языка в Санкт-Петербургской духовной семинарии, преподавателем при этом был назначен Фома Густавович Фриман (фин. Tuomas Friman), лютеранин по вероисповеданию, также преподававший и эстонский язык. С 1846 г. он активно участвовал в организации школ для карелов, а впоследствии трудился над переводами православных богослужебных текстов на финский язык. Всего Фриман перевел более 1200 страниц, в том числе в 1862 г. на средства Священного Синода им был издан Пространный катехизис свт. Филарета (Дроздова), а в 1867 г. – краткий Требник с опущением таинства елеосвящения. Кроме того, к концу 70-х гг. XIX в. были переведены Служебник, Часослов, чины молебных пений, воскресная служба 1-го гласа и сокращенная праздничная Минея. Фому Густавовича на поприще преподавательских и переводческих трудов в 1872 г. сменил бывший настоятель прихода Иломантси священник Иоанн Альбинский. Указом императора Александра II 6 июля 1865 г. разрешалось проводить богослужения в православных храмах Великого княжества Финляндского на финском языке «в тех церквях, где церковное начальство и местные чиновники сочтут это необходимым» . Большую роль в данном деле оказало вмешательство финляндского генерал-губернатора Платона Ивановича Рокасовского, предложившего Санкт-Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому) «…сделать распоряжение относительно православного духовенства озаботиться обучением детей прихожан катехизису и краткой Священной Истории» . К концу 60-х годов XIX в. практика совершения храмовых богослужений и треб на финском языке среди православных финнов и карелов становится преобладающей. 5-го марта 1883 г. было принято Постановление о православном духовенстве в Финляндии, первый параграф которого устанавливал, что «в священно-церковнослужители впредь назначались лица, обладающие достаточными познаниями и навыком в местном языке, преобладающем в приходе» , т.е. тем самым финский язык был официально введен в богослужебную практику финляндских православных приходов. В 1887 г. уже образовалась Синодальная Комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык.

http://pravoslavie.ru/72242.html

Понятия о соборности вообще не может существовать вне догмата о Пресвятой Троице, в Которой соборность только и может обретать свои свойства и основу своего бытия. О Троице же в «Войне и мире» умалчивается, кроме одного лишь места с масонским рассуждением («Троица— соль, сера и меркурий»), но то уж хула на Духа несомненная. Разумеется, историческая эпопея Толстого не богословское изыскание. Однако если речь о Боге заходит постоянно, то в конце концов не обойти стороною вопроса: христианский ли это Бог-Троица? Позднейшее толстовское отрицание троического догмата известно— это уже      крайняя точка. Начальная же точка, которую мы можем соединить с этой крайней, есть дневниковая запись 1852 года «Не понимаю тайны Троицы...» и запись 1855 года, где сообщается о намерении создать новую религию, очищенную от веры и таинственности— то есть от религиозных догматов. «Война и мир» находится во времени между этими двумя точками, примерно посредине. Можно с уверенностью поэтому предположить, хоть о том прямо и не говорится, что Бог Толстого в его эпопее— не мыслится в пространстве одного из основных христианских догматов. А если так, то о соборности не может быть и речи. Масонское понимание Троицы, заметим, также полагается в основу некоего единства мipa. Но истинно ли такое единство? Вопрос, кажется, риторический. Непрочность мipa и мира, в которых пребывают персонажи «Войны и мира», раскрывается в сонном видении Николеньки Болконского— в том сне, который замыкает событийный ряд эпопеи. Его завершающее место символично: мир и любовь не могут истинно противостать войне в этом мipe. ...Неожиданный итог? Но если уж говорить о полифонии образной системы, то— вот она.   «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную , в «Войне и мире» любил мысль народную вследствие войны 12-го года...» (9,452),— утверждал Толстой. Семья— вообще одна из важнейших тем в русской литературе 60-70-х годов XIX столетия. Семейную хронику пишет Щедрин. Судьбу случайного семейства эстетически осмысляет Достоевский. О разрушении семьи хлопочет Чернышевский (и иже с ним). И вот у Толстого— мысль семейная .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010