В раннехрист. эпоху в М. была образована епископская кафедра, которая подчинялась митрополии Аназарва. Уже во 2-й пол. III в. она занимала значительное положение в Антиохийской Церкви. Первый известный епископ М. принимал участие в Антиохийских Соборах, на которых было осуждено учение Павла Самосатского († 275), еп. Антиохийского ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). В 20-40-х гг. IV в. кафедру занимал Македоний, который известен гл. обр. по трудам свт. Афанасия I Великого как один из сторонников арианства . В 325 г. Македоний принял участие во Вселенском I Соборе в Никее, однако позднее уклонился в ересь. Участвовал в Тирском Соборе 335 г., осудившем свт. Афанасия. Позднее с др. участниками Собора подписал послания к еп. (папе) Римскому Юлию I (337-352) и имп. Константу I . Ок. 343 г. Македоний присутствовал на Сардикийско-Филиппопольском Соборе и вновь поддержал антиникейскую партию. В кон. 50-х или в 60-х гг. IV в. стараниями еп. Авксентия в М. была построена кафедральная базилика. В нее были помещены мощи мучеников Тараха, Прова и Андроника, перенесенные еп. Авксентием в М. из Аназарва. Впосл. эти мученики почитались как защитники христиан Киликии. Среди древних епископов М. наиболее известен в истории вост. христианства Феодор , родом из Антиохии, знаменитый ритор и богослов Антиохийской школы (см. также статьи Богословские школы древней Церкви , Несторианство ), ученик Ливания и близкий друг свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита , архиеп. Кирского. Феодор занимал кафедру с 392 по 428 г. и был учителем Нестория († ок. 451), архиеп. К-польского (428-431). Преемник Феодора еп. Мелетий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе 431 г. и проявил себя как твердый сторонник Нестория. Из-за осуждения последнего Мелетий даже вступил в конфликт с архиеп. Иоанном I († 441/2) и большинством иерархов Антиохийской Церкви. В 433 г. был низложен и заменен еп. Фомой (Хоматием). С этого времени община М. в основном придерживалась Православия, однако архиеп. Иоанн Антиохийский в письме к свт. Проклу , архиеп. Константинопольскому (434-447), в нач. 40-х гг. V в. отмечал, что в Киликии сохраняют большое влияние сторонники Нестория. В 490 г. по приказу имп. Зинона (474-475, 476-491) был низложен епископ М. Иулиан как сторонник антихалкидонита Петра Гнафевса , патриарха Антиохийского, отказавшийся подписывать «Энотикон» .

http://pravenc.ru/text/2564148.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей; греч. Πτρος Γναφες (Κναφες)] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии (см. в ст. Монофизитство ). Основные сведения о жизни П. Г. сообщают авторы VI в.: Феодор Чтец , Евагрий Схоластик и мон. Александр Кипрский . Нек-рую информацию отразил в «Хронографии» прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.). Точное время и место рождения П. Г. неизвестны. Согласно традиции, зафиксированной в Энкомии ап. Варнаве Александра Кипрского, П. Г. поступил в к-польский мон-рь акимитов (неусыпающих), большинство насельников к-рого были строгими халкидонитами. Нес послушание валяльщика, или сукновала, после чего и получил соответствующее прозвище. Затем был рукоположен во пресвитера. Когда в обители стало известно о том, что П. Г. не признаёт решения Вселенского IV Собора , его исключили из числа братии. По всей видимости, это произошло в 60-х гг. V в. П. Г. бежал в Халкидон, вскоре стал известен буд. имп. Зинону , зятю имп. Льва I (457-474), и занял место настоятеля ц. мц. Вассы Алонской. После назначения Зинона магистром армии Востока (468) П. Г. прибыл с ним в Антиохию, где заметно возросло влияние антихалкидонитов. При поддержке Зинона активно противостоял деятельности патриарха Антиохийского Мартирия , убежденного халкидонита. П. Г., в частности, утверждал, что Мартирий является скрытым приверженцем несторианства . В результате в городе начались волнения, в которые были вовлечены местные монахи ( Alex. Mon. Laudatio in apostolum Barnabam. 24-25//PG. 87. Col. 4099-4100; ср.: Theod. Lect. Eccl. hist. I 20), а П. Г. стал претендовать на Патриарший престол. В поисках защиты со стороны имп. Льва I и патриарха К-польского свт. Геннадия I (458-471), придерживавшихся христологического определения Халкидонского Собора, Мартирий прибыл в К-поль. Итогом этой поездки стало издание императором эдикта на имя Зинона (июнь 471), согласно которому монахам, жившим в Сирии, запрещалось покидать свои монастыри, а лицам, прибывшим в Антиохию из др. мест,- вести в городе споры о вере (CJ. I 3. 29). Впрочем, меры, принятые Львом и свт. Геннадием, не изменили ситуацию принципиально: влияние П. Г. было настолько велико, что вскоре после возвращения Мартирия из столицы Зинон вынудил патриарха отречься от престола. При этом Мартирий заявил, что сохраняет за собой достоинство священства. Антиохийскую кафедру «тираническим образом» занял П. Г., к-рый сразу же возвел во епископа Апамейского пресв. Иоанна (впосл. Иоанн II Кодонат , патриарх Антиохийский), ранее подвергавшегося каноническим прещениям ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 20; Theoph. Chron. P. 113-114). После рукоположения Иоанн не был принят населением Апамеи и вернулся в Антиохию. Одним из важнейших действий П. Г. стало также внесение в Трисвятое теопасхитского добавления «Распныйся за ны» ( σταυρωθες δι μς - Theod. Lect. Eccl. hist. I 20).

http://pravenc.ru/text/2580342.html

[греч. Ιωννης Κωδωντος], патриарх Антиохийский (3 месяца в кон. 476 - нач. 477, ок. 480-481), один из лидеров монофизитской церковной партии в Сирии; также упоминается как Иоанн Апамейский или Иоанн Тирский. В 50-60-х гг. V в. И. К. был клириком и пресвитером в К-поле ( Mansi. Vol. 8. Col. 995-98; PL. 58. Col. 59-61; Theoph. Chron. P. 113-114). По-видимому, еще в это время он сблизился с Петром Гнафевсом , к-рый был клириком ц. св. Вассы в Халкидоне. C ним вместе И. К. прибыл в Антиохию, где при протекции магистра армии Востока Зинона (визант. император в 474-475, 476-491) Петр Гнафевс был поставлен в патриархи (ок. 470). По сведениям визант. хрониста Феофана Исповедника (IX в.), И. К. в это же время (вероятно, ок. 470 или в 475-476) был поставлен Петром Гнафевсом во епископа Апамеи ( Theoph. Chron. P. 113-114). Как сторонник неоднократно низлагавшегося еретичествующего патриарха И. К. не был принят паствой и вынужден был вернуться в Антиохию ( Felix III, papa. Breviculus Historiae Eutychianistarum//PL. 58. Col. 933; Mansi. T. 8. Col. 1064; Liberat. Breviar.//PL. 68. Col. 1027). Осенью 476 г., после победы имп. Зинона над Василиском в гражданской войне, Петр Гнафевс был в очередной раз лишен кафедры и отправлен в ссылку, поскольку в период междоусобицы в Византии он поддержал Василиска ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 8, 10; Theoph. Chron. P. 125). Антиохийские клирики, сочувствовавшие Петру, избрали на его место И. К. как близкого к нему человека. И. К. управлял Антиохийским престолом всего 3 месяца. В 477 г. Собор вост. епископов, инициированный императорской властью, низложил И. и избрал вместо него патриархом Стефана II, ревностного сторонника Всел. IV Собора ( Felix III, papa. Breviculus//PL. 58. Col. 933; Mansi. T. 8. Col. 1018; Liberat. Breviar.//PL. 68. Col. 1027; Theoph. Chron. P. 125). После получения известия об избрании Стефана патриарх Акакий К-польский также осудил Петра Гнафевса и И. К., признал их низложения, о чем известил Римского папу Симплиция ( Felix III, papa. Breviculus//PL. 58. Col. 933). Осуждение И. Римским Собором в 478 г. было наиболее строгим. В своем послании папа Симплиций ставил И. К. в один ряд с ранее осужденными еретиками Тимофеем Элуром и Петром Гнафевсом и сравнивал его с Иудой ( Mansi. T. 8. Col. 956).

http://pravenc.ru/text/469620.html

Городище. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Село Городище, на восточном берегу озера Плещеева, находится в 4 верстах от уездного города и в 120 от губернского. Когда в селе Городище основана церковь в первый раз, сведений о том не сохранилось, но она существовала уже в начале XVII в. В писцовых книгах 1628 – 29 гг. сказано, что в селе Городище церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, верх шатровый, в церкви образы, свечи, книги, колокола; при церкви двор попов… В 1703 г. в селе была также деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, «осмерик рублен в брус, глава и крест опаяны белым немецким железом, церковь крыта тесом» … В 1737 г. рядом с Рождество-Богородицкой церковью построена другая деревянная же теплая церковь и освящена во имя св. Николая чудотв. В 1761 г. эта церковь была перестроена и освящена в честь того же святителя. В 1791 г. вместо двух деревянных церквей начал строиться каменный храм; главный престол освящен в 1795 г., а придельный позднее. Этот храм пятиглавый, существует и в настоящее время. Престолов в нем два: в холодной - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе теплом - в честь св. Николая чудотв. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1827 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: процентов с причтового капитала в 100 руб. - 4 руб.; от пахотной земли и сенокосной 275 руб.; от хлебного сбора 60 руб.; от служб и треб 575 руб., а всего 914 руб. в год. Дом для священника церковный, а у псаломщика собственный. Земли при церкви: усадебной 3 десятины, пахотной 30 десятин 488 кв. саж., сенокосной 5 десятин 2292 кв. саж., в том числе неудобной до 3 десятин. План и межевая книга на эту землю имеются. Приход состоит из села и деревень: Криушкина в 2 верстах от церкви и Княжева в 3 верстах, в которых по клировым ведомостям числится 419 душ муж. пола и 476 жен.; все православные. В деревнях имеются деревянные часовни, в одной из них находится древняя икона Св. Николая. В селе Городищах имеется церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=00753

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исправленные статьи 12 апреля 2024 г. ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 - 1857), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки ПИРОГОЩАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ находилась в домонг. период в Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощей) церкви на Подоле в Киеве; не сохранилась 3 апреля 2024 г. ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 28 марта 2024 г. ПЕТР АПСЕЛАМ († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.) ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии 20 марта 2024 г. ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/changed.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЪАТ-СИМЪАН [араб.     - крепость Симеона; греч. Τελνισσος], монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.), крупнейший паломнический центр в Сирии ранневизантийской эпохи (общая площадь 11 тыс. кв. м). Построен во 2-й пол. V в., после смерти прп. Симеона, предположительно между 476 и 490 гг. Расположен в горном массиве, на расстоянии ок. 30 км от Халеба (Алеппо) и в 70 км от Антиохии (ныне Антакья, Турция). Название К.-С. скорее всего появилось во 2-й пол. X в., когда комплекс был перестроен в приграничную визант. крепость. Ок. 464 г. мощи прп. Симеона были перенесены из района К.-С. в Антиохию, где в его честь был построен мартирий на средства визант. имп. Льва I , патриарха Мартирия Антиохийского и военного магистра Востока Ардавурия ( Ioan. Malal. Chron. P. 369; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 13; Chron. Pasch. P. 593-594). Часть местного населения, в т. ч. монахи окрестных мон-рей, протестовала против перенесения мощей, и патриарху Мартирию потребовалась охрана из 600 солдат во главе с Ардавурием. Вскоре имп. Лев приказал передать мощи св. Симеона в К-поль, но антиохийцы отказались выполнять приказ, ссылаясь на то, что мощи святого - крепость Антиохии. Император был вынужден уступить. Во 2-й пол. V-VI в. прп. Симеон был одним из наиболее почитаемых святых христ. мира. Многие монахи последовали его примеру, и столпничество стало одним из самых распространенных видов аскезы, особенно в Сирии (наиболее известны святые Симеон Столпник (Младший) Дивногорец в Сирии и Даниил Столпник , подвизавшийся близ К-поля). В Сирии обнаружено неск. десятков столпов этого времени. Датировка постройки большого комплекса К.-С. не зафиксирована в письменных источниках и основана на анализе архитектуры и декоративного стиля памятника. Для возведения столь крупного и богато украшенного комплекса была необходима поддержка императора. Поскольку в сер. 60-х гг. V в. мартирий св. Симеона был построен в Антиохии, в первые годы после смерти святого не предполагалось устроение некоего памятного сооружения на месте столпа, где он подвизался. Скорее всего, патроном строительства К.-С. в кон. 70-х - 80-х гг. V в. мог выступить визант. имп. Зинон (474-475; 476-491), исавр по происхождению, родом из горных регионов Тавра в Вост. Анатолии, поддерживавший строительство подобных комплексов в др. регионах визант. Востока (базилика св. Сергия в Сергиополе (Эр-Русафе), Абу-Мина близ Александрии, храм св. Фиды в Мериамлыке). Вероятно, эта программа создания паломнических центров на визант. Востоке была частью политики утверждения «Энотикона» 482 г. и должна была объединить монофизитов и православных (халкидонитов), имевших общие места паломничества. Так, по свидетельству Феодорита Кирского, в К.-С. приходили арабы, персы, армяне, грузины, жители Испании, Британии, Галлии и Италии ( Theodoret. Hist. rel. 26. 2).

http://pravenc.ru/text/1320169.html

Кимжа (Кимженское). Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1900 Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты Кимженский приход состоит из двух селений: Кимженского, расположенного при устье р. Кимжи (левый приток р. Мезени), и Дорогорского в 15 верстах от Кимженского на противоположном (правом) берегу р. Мезени, входившего до 1857 г. в состав Заакакурского прихода. В приходе две церкви: приход­ская в сел. Кимженском, отстоящем от ближайших приходских церквей - Заакакурской в 17 вер. (ниже по р. Мезени) и Жердской в 5 (выше), от г. Мезени в 32 верстах и от г. Архангельска в 476 лет. и 619 зим., и приписная в сел. Дорогорском. Жителей к 1 января 1895 г. состояло 556 м.п. и 590 ж.п. По устному преданию, занесенному в памятную церковную книгу, первым насельником описываемого прихода был один крестьянин со своим семейством из селения Немнюги Пинежского уезда, посе­лившийся в нач. XVI в. при р. Кимже в двух верстах от впадения её в Мезень и построивший здесь для себя небольшую часовню. По тому-же пре­данию, в 1600 г. население Кимженского выселка возросло уже до 60 чел. муж. пола, устроивших в нач. XVII в. церковь с колокольней в честь иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, с приделом во имя препод. Зосимы и Савватия Соловецких. Эта цер­ковь в 1699 г. сгорела от молнии, но имущество её было спасено. В это время жители Кимженского селения имели при своей церкви отдельный причт, так как в актах от 1700 г. упоминается священ­ник Кимженской волости Лука. Вместо сгоревшей, по грам. архиеп. Афанасия от 20 дек. 1700 г., данной по просьбе священника Кимженской волости Луки и церковного приказчика Захарки Минина от 10 дек. того же года, начата постройкой новая церковь Одигитриевская, об одном престоле, строившаяся по бедности прихожан очень медленно и освященная уже в 1763 г. десятским священником Лампоженской слободки Симеоном. Одновременно с церковью устроена была и колокольня на пяти столбах. Церковь эта построена почти вся из лиственничного леса, отличающегося особенною прочностью, а потому существует до настоящего времени. Прежняя же коло­кольня заменена в 1877-1878 г.г. новою (над церковной папертью) с небольшим конусообразным шестигранным шатром, завершающимся главою и крестом.

http://sobory.ru/article/?object=23761

Скончались за день 486 человек 12 марта. ПРАВМИР. За последние сутки в России выявили 9 794 случая коронавируса, сообщает федеральный оперштаб по борьбе с COVID-19. Больше всего больных в Москве (1 610), Санкт-Петербурге (957), Московской (476), Нижегородской (375) и Самарской (252) областях. Скончались за сутки 486 человек. С начала пандемии COVID-19 в России заразились 4 370 617 человек, из них выздоровели 3 973 029 пациентов, умерли 91 220 больных. В России уже больше двух месяцев идет вакцинация от коронавируса. Ожидается, что при сохранении ее темпов коллективный иммунитет будет достигнут к августу. Для этого антитела к инфекции должны быть у 60% населения страны. По словам вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, с высокой долей вероятности, прививаться от коронавируса придется регулярно , потому что инфекция превращается в сезонную. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-rossii-vyyavili-9-79...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1233? - 1261), подвижник благочестия, кн. угличский (1249/50-1261). О смерти А. В. в 1261 г. сообщает Лаврентьевская летопись (Стб. 476). Более подробные сведения о князе содержатся в «Угличском летописце» (ок. 80-х гг. XVIII в.), в разделах-статьях: «О княжении Андрея Владимировича Углическаго, сына Владимирова», «О святожителях града Углича, древле, до литовскаго разорения бывших», «О земляном городе и великих посадах угличских». А. В. был сыном угличского кн. Владимира Константиновича († 1249/50) и кнг. Евдокии, старшим братом св. кн. Романа Владимировича . Во время монголо-татар. нашествия вместе с родителями был вынужден скрываться в Вел. Новгороде. Став угличским князем, А. В. занимался восстановлением города, разоренного «Батыевой ратью», значительно расширил его, построил 2-ю линию земляных укреплений. Отличался благотворительностью, что привлекало людей на жительство в Углич, восстанавливал и украшал храмы. Умер бездетным, похоронен в угличском Спасо-Преображенском соборе. Местное почитание А. В. возникло, вероятно, в 1486 г., когда при строительстве нового Преображенского собора были обретены мощи и началось почитание его брата, св. кн. Романа. Во время польско-литов. интервенции (см. Смутное время ) собор был сожжен и вместе с ним захоронения князей. Панихидная память А. В. совершается 4 июля, в день тезоименного св. Андрея Критского . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 472, 476; Угличский летописец//Труды ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 91-94, 115; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севостьяновой. Ярославль, 1996. С. 29-33. Лит.: Никодим [Кононов], архим. Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1903. 39. Ч. неофиц.; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1992р. Прим. С. 216, 237, 252; Киссель Ф. Х. История города Углича. Углич, 19942. С. 60-64. В. В. Денисов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ [Греч. Μαρτριος], патриарх Антиохийский (ок. 459 - ок. 471), сторонник халкидонского православия. Сведения о нем скудны, и хронология событий ненадежна. М. занял Патриарший престол после смерти патриарха Акакия. Визант. хронист Феофан Исповедник (нач. IX в.) и впосл. церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) считали, что М. был патриархом в течение 13 лет ( Theoph. Chron. P. 110, 113). В кон. 60-х гг. V в. в Антиохии быстро начало возрастать влияние монофизитской партии, которой почти открыто оказывал поддержку магистр армии Востока Зинон (император в 474-475, 476-491). В Антиохии неоднократно происходили беспорядки и выступления монахов-монофизитов. Претендентом на Патриаршество был объявлен приближенный Зинона пресвитер Петр Гнафевс . В это время (ок. 470-471) М. совершил поездку в К-поль, где искал поддержки у имп. Льва I (457-474) и свт. Геннадия I , патриарха К-польского (458-471). Результатом поездки стало появление эдикта имп. Льва на имя Зинона (471), предписывавшего запрещать монахам в Сирии покидать свои мон-ри, кроме случаев их вызова из обители, а также приезжим в Антиохии не позволялось вести диспуты о вере (CJC. I 3. 29). Эти меры, однако, не изменили ситуацию. М. вскоре после своего возвращения из К-поля был принужден Зиноном к отречению от престола. У визант. хронистов сохранились слова М.: «От клира бунтующего, от Церкви оскверненной я отрекаюсь, сохраняя за собой достоинство священства» ( Theod. Lect. Hist. eccl. I 21; Theoph. Chron. P. 113; Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 28). На Патриаршем престоле оказался лидер монофизитов Петр Гнафевс. М. было направлено каноническое послание К-польского патриарха Геннадия о том, как принимать в лоно Церкви еретиков, приносящих покаяние (RegPatr, N 145; PG. 119. Col. 900-901; дата неизв.): ариане, македониане, новациане и аполлинариане должны произнести анафему еретическим учениям, которых они придерживались; те из них, кто имели церковный сан, могли быть рукоположены вновь. Евномиане, монтанисты и савеллиане же должны рассматриваться наравне с язычниками и принять крещение. В средневек. рукописной традиции М. ошибочно приписывали авторство энкомия в честь свт. Иоанна Златоуста (CPG, N 6517; BHG, N 871; написан в кругах сторонников святителя в К-поле ок. 407), а также фрагмента сборника вопросоответов о душах и об ангелах (CPG, N 6518; Mai. NPB. Vol. 2. P. 552). Ист.: PG. 47. Col. XLIII-LII; Theod. Lect. Hist. eccl. I 21; Zach. Rhet. Hist. eccl. IV 12; VI 7; Theoph. Chron. P. 110, 113; Georg. Mon. Chron. P. 618; Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 28. Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. P. 724-725; Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche, depuis la paix de l " Église jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 65, 117; RegPatr, N 152-153; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 688; Кулаковский. История. Т. 1. С. 343. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562466.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010