Стены и башни этого монастыря, равно как и Кириллова, разросшегося со своим посадом в целый город, представляют один из лучших архитектурных ансамблей Древней Руси. В XV столетии это была святая земля пустынножителей. Вокруг больших обителей строились скиты и хижины отшельников, учившихся безмолвию и хранивших нестяжание как один из главных заветов преподобного Кирилла. Вторым центром заволжского подвижничества была южная округа Вологодского уезда, обширный и глухой Комельский лес, переходящий в пределы костромские и давший свое имя многим святым (Корнилию, Арсению и др.). Лесные речки Обнора и Нурома дали приют Павлу Обнорскому и Сергию Нуромскому, ученикам преподобного Сергия. Павел Обнорский, великий любитель безмолвия, именовавший безмолвие матерью всех добродетелей, являет образец совершенного отшельника, редкого на Руси. Он целые годы жил в дупле дуба, и Сергий Нуромский, его сосед и тоже большой пустыннолюбец, нашел его здесь в обществе медведя и других зверей кормящим птиц, которые сидели на его голове и плечах: этот один образ оправдывает имя Фиваиды, данное старым русским агиографом (А. Н. Муравьевым) северному русскому подвижничеству. Третьим духовно-географическим центром Святой Руси был Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Узкое и длинное, до семидесяти верст, Кубенское озеро связывает своими водами Вологодский и Белозерский край. Вдоль берега его шла дорога из Вологды и Москвы в Кириллов. На скале ( " на камне " ), поднимающейся из волн бурного озера, создался монастырь, историю которого написал в конце XV века великий учитель нестяжания старец Паисий Ярославов. Первый известный нам по имени игумен Дионисий был пришелец с Афона в княжение Дмитрия Донского. Двое из учеников его основали обители на берегах Кубенского озера: Дионисий Глушицкий и Александр Куштский. Из Покровской " лавры " Дионисия вышло до семи иноческих колоний в Кубенском крае; а из учеников его прославлены св. Григорий Пелшемский, Филипп Рабангский, Амфилохий, его преемник в Глушице.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Прозорливость Примеры духовной прозорливости святых 1. Преподобный Павел Обнорский. В 1429 году, в самый день Богоявления, ученики, придя к преп. Павлу Обнорскому перед литургией, увидали, что он вздохнул и прослезился. Спросили его о причине, и прозорливец сказал: «В сей день и час нечестивые татары, взяв Кострому, предали, ее огню и мечу». Оказалось, что, действительно, татары опустошили Кострому 6-го января 1429 года («Четьи-Минеи», 10 января). 2 . Св. Феодосий Великий. Незадолго до своей кончины св. Феодосий приказал ударить в колокол для того, чтоб собралась братия. «Отцы и братья, – сказал он сошедшимся инокам, – надобно молиться! Я вижу гнев Божий, который приближается к восточной стороне». Чрез неделю в обители узнали, что землетрясение разрушило Антиохию в то самое время, когда Феодосий велел братии молиться («Четьи-Минеи», 11 января). 3 . Св. Антоний Великий . Однажды два инока издалека шли посетить св. Антония. Один из них умер от жажды, другой же лежал на горячем песке пустыни, готовый умереть. Антоний призвал к себе двух иноков, бывших при нем, приказал им взять воды и идти по дороге в Египет. «Один брат шел сюда, – сказал он, – и скончался, а другой умрет также, если вы не поспешите». Монахи пошли и увидели в пустыне все так, как говорил им прозорливец. Они напоили инока, умиравшего от жажды, а другого похоронили. В другой раз св. Антоний сидел на горе, вперив взор на небо. Он увидел душу, восходящую на небо, и ангелов, в веселии сопровождающих душу. Он помолился, желая уразуметь видение. Незримый голос отвечал на его просьбу: «Это душа святого инока Аммония, жившего в Натре». А Натра отстояла от того места, где жил Антоний, на тринадцать дней пути. Когда чрез месяц пришла братия из Натры, то иноки, жившие при Антонии, узнали, что Аммоний отошел в вечность в тот день и час, когда было откровение Антонию. 4 . Преподобный Авксентий. Однажды ночью, затворясь в своей келии, св. Авксентий совершал обычные правила. Ученики его и прочие, пришедшие к нему, не спали. Вдруг преподобный открыл окно келии и сказал вслух трижды: «Благословен Господь Бог». И, тяжело вздохнув, он склонил свою голову. Потом со слезами воскликнул, обратясь к ним: «Светило, бывшее на восток, отец Симеон скончался. Скончался великий столпник. Непорочная душа его не погнушалась пройти мимо меня». Слышавшие это пришли в трепет. Заметили день и час, в который говорил преподобный о Симеоне. Впоследствии они узнали, что кончина святого Симеона случилась как раз в это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Синод 28 января/11 февраля 1872 года за 116 постановил: «Напечатание рукописи разрешить». Кроме службы, в рукописи помещен и акафист прп. Евфросинии 198 . 52 Акафист св. Иоанну Предтече и Крестителю Господню 12 марта 1872 года в заседании Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры член оного архимандрит Геласий сделал доклад, что им рассмотрен рукописный акафист св. Иоанну Пророку, Предтече и Крестителю Господню, представленный в комитет майором П. И. Кириным, и что «акафист этот как по содержанию, так и по изложению заключает в себе много недостатков...». Рукопись акафиста была возвращена для исправления. От 10 апреля 1872 года совет Могилевского православного братства обратился в Санкт-Петербургский комитет духовной цензуры с прошением, в котором изъяснял: «Могилевской губернии в Быховском уезде находится Баркалабовская женская обитель, в которой, кроме чудотворной иконы Баркалабовской Божией Матери, находится местночтимая икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Представляя исправленный акафист П. И. Кирина, совет Могилевского братства писал, что «издание акафиста предпринимается ввиду удовлетворения постоянной религиозной потребности народа, стекающегося 29 августа в большом числе на поклонение иконе Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящейся в Могилевской губернии, Быховского уезда, в Баркалабовской женской обители». В записке комитету, поданной 25 апреля 1872 года за 46, архимандрит Геласий доносил: «Так как акафист по рассмотрении оказался составленным тщательно и может удовлетворять религиозное чувство молящихся, то цензор архимандрит не находит препятствий к дозволению напечатать его». Рукопись была представлена на благоусмотрение Синода. Святейший Синод 19/30 июля 1872 года за 1017 определил: дать знать комитету, что акафист сей может быть издан для местного употребления. Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 4 августа 1872 года 199 . Составителем акафиста св. Иоанну Предтече и Крестителю Господню, по извещению из Пантелеимоновского монастыря на Афоне, полученному нами через о. настоятеля Новоафонского подворья в Санкт-Петербурге иеромонаха Пиора, был духовник афонского монастыря иеросхимонах Иероним 200 , а исправлен акафист был схимонахом о. Аркадием. 53 Акафист прп. Павлу Обнорскому, Вологодскому чудотворцу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Хозяйственный кризис в И. К. м. в кон. 80-х - 90-х гг. XVII в. привел к массовому бегству крестьян. К 1702 г. в вотчине стояли пустыми 62 двора. С 1682 по 1702 г. вотчину мон-ря покинули 72 мужчины. Из них 5 были взяты в солдаты, 1 чел.- в кирпичники, 2 - в плотники. Трое бывш. крестьян жили за счет общины - «кормились в мире». Наибольшее число монастырских крестьян покинуло свои деревни в 1686/87 и 1695/96 гг.- по 8 чел., в 1697/98 г.- 12, в 1701 г.- 16 и в 1702 г.- 11 чел. Учитывая, что население вотчины в 1702 г. составляло 569 чел., потеря была огромной. Причиной того, что крестьяне массово уходили из своих деревень, являлось увеличение государственных налогов, связанное с военными кампаниями кон. XVII - нач. XVIII в.- Крымскими походами В. В. Голицына, Азовскими походами Петра I и Северной войной. В 1697 г. И. К. м. участвовал в «кумпанстве» по постройке судна для Азовской флотилии. На обитель пришлось примерно 1,5% суммы в 2128 р. 24 алтына 5 денег, основная часть к-рой собиралась с вотчин Кириллова Белозерского монастыря , Вологодского архиерейского дома, Павлова Обнорского и Корнилиева Комельского мон-рей. И. К. м. пытался вернуть крестьян, бежавших в Вологду и записавшихся в посадское тягло. В 1686 г. от игум. Павла в Вологодскую приказную избу поступила челобитная о возвращении бежавших в Вологду крестьян - Якушки Федотова с братьями, к-рые уже были отмечены в переписной книге Вологды 1678 г. как жители посада. Дело решалось в Москве в Новгородской четверти, и в июне 1689 г. игум. Павлу было отказано в его челобитье. В нояб. 1693 г. было решено беглых крестьян, живших на посадах Новгорода, Ярославля и Вологды, не отдавать прежним владельцам. Среди челобитчиков, к-рые не смогли вернуть своих крепостных, вновь назван И. К. м. (АИ. 1842. Т. 5. С. 396-401). Значительная доля ответственности за охвативший И. К. м. хозяйственный кризис лежит на тех, кто возглавляли обитель. Рост налогов и трудности с возвращением беглых крестьян не привели к разорению др. вологодских обителей.

http://pravenc.ru/text/389615.html

7 октября 1412 года преподобный Сергий отошел ко Господу. Омочив горячими слезами свежую могилу незабвенного своего отца и наставника, послушливый инок Алексий всецело вверил себя в распоряжение преподобного Павла. Очевидно обладавший далеко недюжинными хозяйственно-строительными способностями, он был незаменимым сотрудником для своего нового старца – св. пустынножителя, не желавшего ради внешних попечений жертвовать любимым и вожделенным ему безмолвием. Весь 1413 г. прошел в подготовительных работах по устройству будущей обители, а с началом 1414 г. преподобный Павел в сопровождении ученика своего Алексия отправился к св. Фотию за благословением на создание храма и учреждение обители. Не подлежит ни малейшему сомнению, что Обнорские путники по дороге к Москве посетили и великую Троицкую обитель, где с 1392 г. почивал богоносный авва Сергий. Здесь еще как бы всюду и во всем носился и отпечатлевался св. дух его; здесь еще жили ближайшие и любимейшие ученики его – наследники его великих благодатных дарований, и в самой обители игуменствовал чадо, его духа – преподобный Никон. Говорить ли как пламенна была молитва Обнорских пустынножителей на гробе Великого Отца Российского иночества; следует ли упоминать о том, что Алексий, подобно мудрой и трудолюбивой пчеле, внимательно присматривался ко внутренней жизни славной Троицкой обители, что в сладость беседовал с учениками Сергиевыми о нем самом, почерпая глубокие уроки из опыта их духовной жизни?! Когда путники достигли первопрестольного града, когда явились пред лицом св. Фотия, мы знаем уже что произошло. Желая загладить свой нелюбезный первый прием и при втором приеме преподавая преподобному Павлу архипастырское благословение на создание храма и устройство общежития, учительный владыка долго беседовал с ними, наставляя от божественного писания, каков должен быть пастырь душ человеческих и наставник их на путь спасения. Внимательно слушал инок Алексий святительское поучение, слагая глаголы его в сердце своем. И так как Павел, по своему глубокому смирению, отказался принять на себя сан священства, то владыка посвятил во пресвитера для устрояемой обители Алексия, поставив его и игуменом ее. Не искал Алексий священных степеней, не стремился к ним, и если принял на себя это достоинство, то этим исполнил только долг того же св. послушания, которое переселило его из обители Сергиевой в пустыню Павлову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В сопровождении благоговейного инока Алексия, бывшего ранее преподобного Сергия Нуромского († 7 октября 1412 г.), после кончины своего старца, перешедшего к преподобному Павлу, св. угодник Божий оставляет любимую свою пустыню и направляется в давно покинутую им Москву. Вот и престольный город. В ветхом рубище, с лицом изможденным великими подвигами пустыни, преподобный является к митрополиту всероссийскому св. Фотию и, рассказав ему о чудном звоне и о блистании небесного света, просит его благословения на устроение в пустыне храма и основание обители. Общий вид старца не внушил митрополиту доверия к его рассказу. Назвав видение преподобного Павла плодом расстроенного его воображения, митрополит отпустил его неудовлетворенным. – «Не так будет, как говоришь ты, а совершится так, как угодно Пресвятой Троице, избравшей меня орудием к прославлению святейшего Ее Имени», сказал оскорбленный старец, оставляя владычние покои. И действительно, слово пустынножителя сбылось. Ночью, во время всеобщего сна, митрополиту является некая небесная сила и грозно говорит ему: «для чего ты уничижил смиренного отшельника? – это человек святой и избранник Божий, и дело, на начинание которого он просит твоего разрешения, есть дело, указанное ему свыше. Оскорбивши его, ты оскорбил Самого Господа: немедленно исправь свою ошибку». И вот, на утро следующего дня слуги митрополита Фотия разосланы были на поиски за преподобным Павлом и нашли его в одной из московских обителей, стоящим на молитве. Митрополит смиренно просил прощения у вчера им оскорбленного старца; снова подробно расспросил об обстоятельствах чудных знамений, благословил устройство храма и обители, снабдив преподобного нескудной милостынею на сей предмет, посвятил Алексия во игумена будущего монастыря и в знак своего глубокого уважения к добродетельному старцу дал ему свою одежду вместо вретищного пустынного рубища. Отпущенный митрополитом, преподобный Павел вскоре получил его святительскую грамоту, в которой архипастырь поучал иноков добродетельному житию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На протяжении столетия весь русский Север, до того времени совершенно пустынный и дикий, покрылся отшельническими хижинами и монашескими скитами. В XV веке возникают четыре крупных центра монашеских поселений. Первый образовался вблизи Кириллова монастыря на Белом озере. Друг и сподвижник Кирилла – преподобный Ферапонт основал свой монастырь в 15 верстах от него. Вторым настоятелем здесь был святой Мартиниан, любимый ученик и келейник святого Кирилла, долгое время игуменствовавший и у Троицы-Сергия. Ферапонтов монастырь с его фресковой росписью мастера Дионисия является драгоценнейшим музеем русского искусства. Стены и башни этого монастыря, равно как и Кириллова, разросшегося со своим посадом с течением лет в город Кириллов, наиболее живописные архитектурные ансамбли Древней Руси. Но в XV столетии это была святая земля пустынножителей. Вокруг больших обителей возникали скиты и хижины отшельников, учившихся безмолвию и хранивших нестяжание как один из главных заветов преподобного Кирилла. Вторым центром заволжского подвижничества, не связанным непосредственно с преподобным Кириллом, стала южная округа Вологодского уезда – обширный и глухой Комельский лес, переходящий в костромские пределы. Многие его малые лесные речки дали свое имя святым, селившимся здесь, и обителям, ими основанным. Речки Обнора и Нурома дали приют Павлу Обнорскому и Сергию Нуромскому, двум ученикам преподобного Сергия. Павел Обнорский, великий любитель безмолвия, именовавший безмолвие матерью всех добродетелей – образец совершенного отшельника, редкого на Руси. Годами он не имел даже хижины для укрытия, но жил в дупле дуба. Сергий Нуромский, его сосед и тоже большой пустынно л юбец, нашел его однажды в обществе медведя и других зверей, кормящим птиц, которые сидели на его голове и плечах. Один этот образ оправдывает имя Фиваиды, данное русским агиографом А. Н. Муравьевым северному русскому подвижничеству. Но сам Павел не смог противостоять давлению учеников и основал общежительный монастырь, который после его смерти расширился и разбогател.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии посетил Ханты-Мансийск 24 января 2020 г. 17:29 Утром 22 января 2020 года в Ханты-Мансийскую митрополию прибыл Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий . В аэропорту города Ханты-Мансийска митрополита Сергия встречали митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел , заведующий канцелярией Ханты-Мансийской епархии иерей Сергий Нагорный, секретарь управляющего епархией иеромонах Антоний (Кирпичев). Днем 22 января митрополит Сергий и гости, прибывшие на торжества по случаю тезоименитства митрополита Павла, посетили храмы и достопримечательности Ханты-Мансийска — осмотрели скульптурную композицию культурно-туристического комплекса «Археопарк», посетили восстановленный после эпохи гонений храм Покрова Пресвятой Богородицы в районе Самарово, а также Архиерейское подворье святителя Димитрия, митрополита Ростовского, где приложились к святыням монастырского храма. Вечером 22 января, в канун дня памяти прп. Павла Комельского (Обнорского), митрополит Сергий возглавил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе Ханты-Мансийска. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Павел, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , духовенство епархии. Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора (регент — Э.Н. Сатрапинская) и хор духовенства епархии (регент — иерей Григорий Белянин). 23 января, в день памяти прп. Павла Комельского, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии возглавил в Воскресенском соборе служение Божественной литургии. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, архиепископ Арцизский Виктор , епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Югорский и Няганский Фотий , духовенство Ханты-Мансийской епархии. На богослужении присутствовали депутаты Думы ХМАО, главы районов и поселений округа. Митрополит Сингапурский Сергий огласил приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла митрополиту Ханты-Мансийскому Павлу, управляющему Филиппинско-Вьетнамской епархией , по случаю дня тезоименитства.

http://patriarchia.ru/db/text/5580989.ht...

Великие подвиги и святая жизнь отшельника не могли долго скрываться в неизвестности; многие, слыша о преподобном Павле, стали приходить к нему на благословение и для принятия наставлений в христианской жизни; а некоторые, быв тронуты и одушевлены его мудрым и сладкословесным учением, изъявляли желание навсегда остаться при нём и упрашивали его быть для них руководителем к Царству Небесному. Преподобный Павел, не принимая над ними начальства, оставлял на произвол селиться кому угодно близ своей келлии, исполняя для них долг руководителя и наставника не словом со властью, а делом и примером. Таким образом вокруг его келлии составилось вскоре довольно значительное общество отшельников. Вскоре и Господу благоугодно было особенным знамением дать преподобному Павлу побуждение и указать место для создания святой церкви и обители. Живя на правом берегу Нурмы, в подгорной келье, преподобный Павел с некоторого времени часто, по ночам, стал слышать колокольный звон, раздававшийся на противоположном берегу реки, на том самом месте, где ныне стоит монастырь: в дни воскресные и праздничные слышался ему звон праздничный в большие колокола, а в обыкновенные дни звон обыкновенный. Во всерадостную ночь на день Святой Пасхи он услышал необычайно громкий и продолжительный звон; сотворив молитву и открыв окно келлии, преподобный увидел чудный свет на том месте, где ныне монастырская соборная церковь Живоначальной Троицы; ощутил в сердце своём неизъяснимую сладость и веселие и всё остальное время ночи провёл в славословии Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. Таким образом слухом и видением уверившись, что воля Божия есть прославить сие место, преподобный Павел сообщил о том братии и, по совещании с ними, отправился с одним из них по имени Алексием в Москву, к Митрополиту Фотию 3 для испрошения благословения на создание церкви и монастыря. Преосвященный Фотий сперва не внял преподобному и даже оскорбил его; но, будучи потом вразумлён в сонном видении некоей Божией силой, повелевавшей ему исполнить прошение преподобного, он приказал его отыскать и представить себе. Отысканный в одном из московских монастырей, преподобный Павел был принят святителем с отменной честью. Выслушав прошение преподобного, расспросив о его житии и чудных ему явлениях и о его намерениях, преосвященный Фотий преподал ему наставление в руководительстве к спасению других, подарил ему с себя одежду и снабдив довольной милостыней на богоугодное дело, дал ему благословение на сооружение церкви во имя Всесвятой и Живоначальной Троицы и на устроение при ней монастыря по правилам общежития. Это было в 1414 году. IV.Ocmaльhaя жизнь и преставление преподобного Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Сергий, видя, что милость Божия пребывает на нем, еще с большим рвением предался посту и молитве, прилагая труд к труду, огнь к огню, желание к желанию, ревность к ревности. Поминая в сердце своем будущее блаженство праведных, он подвизался непрестанно и умерщвлял плоть свою всенощным бдением и постом, душу же имел всегда обращенною к горнему. Бог, милосердый в Своих щедротах, внял молитвам, трудам и добродетелям блаженного. Не хотя, чтобы блаженный оставался долее в неизвестности и в неведении у людей, как бы сокрытый от очей их, но желая, чтобы он предстал, как град крепкий, стоящий на высоте, Господь явил блаженного всем и открыл его, как бы зажженный светильник, который доселе таился под спудом. И вот Господь делает святого известным всем, чтобы приходящие могли увидеть град и смотрящие – свет. И пронеслась слава о святом по всем областям Русским; многие стали приходить к нему за пользою для души своей, некоторые же приносили ему и потребное для тела. Из многих обителей приходили к святому иноки и оставались жить с ним, поучаясь его подвигам. Преподобный же Сергий с радостью принимал всех, как бы от Бога посланных, и заботился о всех, как отец чадолюбивый, по слову Апостола: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Божиею помощью число братии у святого возросло до 40 человек, церкви же и келлий у них не было. Тогда святой начал строить храм и келлии. И воздвиг он церковь во имя Всемилостивого Спаса, в память происхождения Честного Его и Животворящего Креста ; поставил он и келлии и устроил обитель. В то время на той же реке Нурме, во внутренней пустыне, проводил безмолвную и уединенную жизнь великий отец наш Павел. Он пришел сюда из той же славной Лавры великого Российского светила Сергия, откуда пришел и преподобный Сергий, Нуромский чудотворец. Еще находясь под паствою преподобного Сергия Радонежского, святой Павел внимательно поучался жительству его о Боге. По благословению же преподобного Сергия Радонежского, великий Павел удалился в сию пустыню, где впоследствии и основал обитель. Монастырь же блаженного Сергия Нуромского отстоял от жилища великого Павла на расстоянии около четырех верст. Часто преподобные Нуромские чудотворцы посещали друг друга и беседовали между собою о всех духовных исправлениях, утверждая друг друга в духовных подвигах. Кроме того, преподобный Павел принимал от святых рук блаженного Сергия причащение святых Животворящих Таин, Тела и Крови Христа, Бога нашего, исповедуя блаженному все свои помышления, и был преподобный Сергий великому Павлу духовным отцом. Поэтому во всяком деле они поведывали друг другу свои помышления, будучи рабами и последователями Единого Владыки. Советуясь между собою о пустынном озлоблении и устрашении бесовском, они делились своими скорбями и укреплялись духом и словом Божиим, утверждаясь надеждою будущих благ 6419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010