Разделы портала «Азбука веры» ( 49  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Рассказы архим. Павла (Груздева) в аудиоформате. Военкомат из Мологи Груздевы, породненные с Мологским Афанасьевским монастырем, были частыми гостями у игуменьи Августы, особенно отец, Александр Иванович . И игуменья, чем могла, помогала большой груздевской семье: то семян даст для посева, то лошадь. Игуменья Августа и документы оформляла на Павла Груздева — так же, как и на других насельников монастыря. Но, бывало, год припишет или, наоборот, отнимет — кому для пенсии, кому еще для чего. По записи игумений Августы в паспорте Павла Александровича Груздева значился год рождения 1911 — и, 3 августа старого стиля. Но отец Павел говорил, что он родился 3 (16) января 1910 года, по другим сведениям — 10 (23) января 1910 г., во всяком случае, своим Ангелом он называл преподобного Павла Обнорского, и день Ангела праздновал 23 января по новому стилю. В доме Груздевых сохранился фотоальбом с выгравированной надписью: “В день Ангела 23 января 1959 года”, подаренный отцу Павлу незадолго до его пострижения в монашество. А когда Павел Груздев принял постриг, то Ангелом его стал святитель Павел, патриарх Константинопольский (празднование 19 ноября н. ст.). Судя по всему, игуменья Августа убавила год с лишним Павлуше Груздеву для отсрочки призыва в армию. Но время призыва все-таки наступило — год 1928–29. Отец Павел вспоминал: “Игуменья говорит: – Павлуша, военкомат требует из Мологи. Ладно. Запрягли лучшего коня — Бархатного, Мане-фа на козлы села. Манефа в подряснике, белом апостольнике, в перчатках — на козлах, я — в подряснике хорошем, белый воротничок, белые обшлага, скуфейка бархатная была — в пролетке. Приехали в военкомат. Военком поглядел, говорит: “Это что за чудо?” – А это Груздев на призыв едет с монастыря. – Давайте с заднего хода! Начали беседовать, вопросы всякие задавать. – Война будет — пойдешь воевать? – А как же, я обязан. – А как? – А как Господь благословит. Повели меня испытывать, такие турники есть. “Полезай”, — говорят. “Я не полезу”. “Полезай!” “Нет, гобаться я не буду”. (Гобаться — это значит, как куры на насесте).

http://azbyka.ru/fiction/rodnye-moi/

хора Г. п. д. складывался в соответствии с требованиями богослужебного устава, закономерностями развития церковнопевч. искусства и торжественными событиями царского двора. В XVI-XVII вв. он пополнялся в связи с появлением новых рус. праздников и новых циклов песнопений, а также с признанием местных вариантов распевов «полноправными» для государева и патриаршего хоров. К сер. XVII в. было создано более 150 певч. циклов (в т. ч. Московским митрополитам Ионе и Филиппу, князьям Александру Невскому и Михаилу Тверскому, игуменам Никону Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Павлу Обнорскому, Савве Сторожевскому, Иосифу Волоцкому и др.). По случаю важных событий в гос-ве разъяснялось, что и как петь, специальными указами митрополитов (патриархов) или царей. На основании митрополичьей грамоты от 29 сент. 1564 г. по случаю войны «с Литвой» хоры «пели молебны по вся дни... и о многолетном здравии и спасении» царя Иоанна Васильевича и его семьи. 30 июля 1655 г. в честь победы под Вильно указывалось с приложением текста, как петь многолетие всем членам царского дома, «христолюбивому воинству», всем правосл. христианам. Поставления глав гос-ва и Церкви, бракосочетания царей, рождения наследников-царевичей и др. подобные события способствовали развитию не только определенных обрядов, но и рус. хоровой панегирической музыки. В связи с избранием на престол Бориса Годунова от имени патриарха Иова 15 марта 1598 г. хорам было дано описание чина многолетия с указанием распевов («дьяки ж поют демественную: Благоверному царю»). Подобные распоряжения следовали после воцарения Лжедмитрия I, Василия Шуйского, др. государей. В специальном послании 1652 г. царь Алексей Михайлович вопрошал патриарха Никона: как петь «надобно» «многолетны» и как поют их в патриаршем хоре. Многолетия входили также составной частью в небогослужебный чин заздравной чаши. Среди песнопений, звучавших часто в небогослужебных обрядах, следует назвать славники, к-рые пели «в столы», во время торжественных выходов и т. д. Для многих из них возникли разнообразные варианты распевов.

http://pravenc.ru/text/166319.html

Как ни старались праведники укрыться «в лесах великих, в болотах и мхах, в местах водных и непроходимых, идеже пути не бысть» 322 , им не долго удавалось оставаться в соседстве с однимилишь «зверями дивиими, человекоядцами и ядовитыми», забывавшими впрочем свою лютость или робость перед этими кроткими пустынниками, как тот «великий зверь, еже глаголется медведь, и лисица с зайцем», что «предстояли» Павлу Обнорскому, когда он, у порога кельи своей, кормил птиц, «во множеств сидящих на главе и плещах его» 323 . Стоило только кому-нибудь, лихим ли «разбойным людям», от которых столько приходилось терпетьподвижникам, или звероловам, или крестьянам-древорубам набрести на святого отшельника или на скит, обнаруживавший себя «гласом звонящим», – как через некоторое время, уже многие приходили сюда, «нарушая безмолвие», «искажая пустыню». Так было с Дионисием Глушицким, как только он с 15 братиями задумал основать обитель 324 ; так было открыто лесное убежище преподобного Сергия Нуромского и Павла Обнорского 325 . Во время набега казанских татар народ бежит к храму, недавно построенному преподобным Арсением Комельским в диком Шилегоцком лесу, и поселяется вокруг него с женами и детьми 326 ; Корнилий Гомельский дважды удаляется «от множества народа, не дававшаго ему безмолвствовать». «От всех познан бысть: начаша отовсюду приходити к нему, от многих стран», одни за благословением, другие «за вопрошением недоразумеваемых» или же за «разрешением различных недугов душевных и телесных» 327 . Так, из монастырей и пустынь исходил голос, вразумлявший и очищавший мирян; так преподобный Сергий «многих научает душеполезными словесами и на покаяние к Богу обращает»: тоже слышим о последующих «пустынных отцах»: Корнилий Комельский «приходящим к нему все (духовные сомнения) разрешал, объяснял и всех благословлял и утешал», за что, говорит его биограф, его все особенно любили. Преподобный Арсений не только не отказывал в духовных советах приходившим к нему, но и сам начинал духовную беседу «с трудившимися на поле, уча их, как спасение получить, и Божьи заповеди хранить, и поучений святых отец слушаться, а в праздники не предаваться суете земной», ни встречного зверолова, ни рыбака не отпускал он без благословения, ни одного трудящегося – без призыва наего дело милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Паломничество Великой княгини к Комельскому (Обнорскому) чудотворцу было предопределено. Прп. Павел, принадлежа по происхождению к благочестивой московской боярской семье, начав свой путь в одном из монастырей Поволжья, вскоре перешел в обитель прп. Сергия Радонежского и стал его достойным учеником. Именно по благословению прп. Сергия прп. Павел ушел на север в Ко-мельские леса, где вначале три года жил в дупле огромной липы, а затем выстроил себе келью на берегу реки Нурмы. Пять дней в неделю проводил он в строгом воздержании и лишь два дня кушал немного хлеба и воды. Однажды прп. Павел услышал ночью колокольный звон и увидел свет ярче солнца. Он рассказал об этом своему духовному другу — пустынножителю, спасавшемуся поблизости, прп. Сергию Нуромскому (тоже ученику св. Сергия Радонежского), который сообщил преподобному Павлу, что таким образом обозначено место, где будет построен монастырь во имя Пресвятой Троицы. После кончины прп. Павла (1429) и прп. Сергия (1412) от мощей этих святых начались великие чудотворения . Беспредельное почитание прп. Сергия Радонежского, которому с рождения был посвящен Великий князь Сергий, наполнило душу Великой княгини огромным доверием и любовью к этим ученикам великого игумена Троице-Сергиевой лавры. Это паломничество стало поучительным примером реальной, неумирающей связи святых, встреча которых неизбежна. Пребывание в Киеве и в Почаевской лавре Великой княгини было знаменательно не только само по себе, но и в связи с удивительной речью архиепископа Антония, которая емко и глубоко определила значимость такого рода путешествий особ Дома Романовых для русского народа. Елисавета Феодоровна, пробыв три дня в Киеве, прибыла в Почаевскую лавру 18 августа 1912 года в сопровождении генерал-губернатора Ф.Ф. Трепова, управляющего двором Ее Высочества и нескольких сестер Марфо-Мари-инской обители. Елисавета Феодоровна присутствовала на литургии, а затем молебне Почаевской иконе Божией Матери, после чего спустилась в пещерную церковь преподобного Иова, прикладывалась к его святым мощам. Вечером Великая княгиня простояла 4 с половиной часа в новопо-стороенном Троицком соборе лавры.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

– В другой раз хотели напасть на него во время полунощной молитвы его. У них были в руках орудия смерти: у Сергия были только чётки. «Боже, в помощь мою вонми», взывал отшельник. Страх напал на разбойников, и они бежали из кельи его, никем не преследуемые. – О строгом отшельнике прошла молва, и стали приходить к нему жаждущие спасения душевного. Одни приходили, чтобы получить наставление для жизни, обуреваемой заботами земными, и – из них иные приносили ему пищу; другие оставались у креста Сергиева, чтобы подвизаться по его наставлениям. Мало-помалу собрались к нему до 40 человек братии. Он построил храм Преображения Господня и обитель общежития. – По временам ходил он для бесед любви к преп. Павлу Обнорскому, жившему не вдали от пустыни; в другое время посещал его Павел. – Пр. Павел так уважал Сергия, что провожал его более, чем на две трети расстояния от своей обители. Место, до которого обыкновенно доходил Павел с Сергием, ознаменовано часовней. – Чувствуя близость кончины своей, преп. Сергий приобщился свят. Таин и предал чистую душу свою Богу, 7 октября 1412 года. По внешнему виду преподобный Сергий был седой, с бородой редкой, с волосами на голове густыми 98 . Несколько лет спустя после кончины, Сергий явился одному благоговейному иноку обители его, ночью, когда тот находился в тонком, сне, и велел сказать игумену и братии, чтобы открыли гроб его, по воле Божией на то. «Кто ты?» спросил смущённый инок. «Я грешный Сергий, начальник сего места», отвечал явившийся, и указал на место гроба своего. Видение повторялось в другой и в третий раз. – Инок стал сильно болен и тогда решился открыть настоятелю видение, дотоле опасаясь, не обмануться бы мечтой. Гроб открыли под церковной папертью, и здесь над гробом болящий инок получил исцеление от своей болезни. Когда поставлена была над мощами рака с иконой преподобного, потекли исцеления для Богомольцев. До 1584 г. описано было до 80 чудес преподобного. – Обитель преп. Сергия, закрытая в 1764 г., находилась в 4 верстах от Павловской обители, ниже по течению Нурми, в Грязовецком уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однажды преподобный Павел вышел из кельи своей, желая походить по пустыне. Когда он возвратился назад, то увидел, что келья его разметана сверху до основания. Видя сие, великий отец наш Павел, как человек, устрашился. Скорбный и испуганный пришел он к преподобному Сергию и рассказал ему о случившемся. Преподобный же Сергий счел сие за бесовское мечтание и сказал: – Иди, брат Павел. Ты найдешь свою келью не разрушенною. И напомнил ему пророческое слово: «Бог нам прибежище и сила» ( Пс.45:2 ). Действительно, великий Павел возвратившись к себе, нашел свою келью целою и невредимою, как сказал преподобный Сергий. Однажды пришел преподобный Сергий к святому Павлу ради духовной беседы, и нашел его стоящим возле кельи и кормящим птиц из рук своих. Множество птичек сидело на голове и плечах преподобного, пред ним же стояли огромный зверь – медведь, лисица и заяц. Так, даже бессловесные были привлекаемы любовью к пустынножителю. После многих трудов и подвигов преподобный Сергий достиг старости глубокой. От старости и трудов впал он в тяжкую болезнь и долго находился в полном изнеможении. Узнав о недуге преподобного Сергия, великий Павел пришел посетить его, думая, что близко его прехождение от земной жизни в вечную. Лишаясь друга своего и собеседника, Павел обливался слезами и просил у него благословения и прощения. Слезы мешали им сначала говорить. Наконец, сдержав рыдания, святой Павел рассказал преподобному Сергию, что в одном месте в своей пустыне, под горою, на реке Нурме, слышал он звон великий и видел свет неизреченный, сиявший сильнее солнечных лучей. Услыхав сие, преподобный Сергий счел это не простою вещью, но проразумел дело Божие. – На том месте, – сказал преподобный, – созиждется обитель во славу Пресвятой Троицы, и многие спасутся на месте том. Так пророчествовал блаженный. После сего Нуромские чудотворцы облобызали друг друга со слезами, и великий Павел удалился в свою внутреннюю пустыню. С тех пор начал он принимать братию и строить монастырь 6420 . На том же месте, где слышал звон и свет видел, святой Павел воздвиг церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, по пророчеству Сергия, Нуромского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою: темже яко имея дерзновение ко Христу, моли за императора православнаго, за град же и люди, чтущыя достойно память твою. Иануариа 10. Молитва преподобному Павлу Обнорскому. Из акафиста О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Павле! Услыши нас молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое. Виждь нас грешных, в толицех обстояниих сущих: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, и всякаго блага лишенных, и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не остави нас во греховнем плену пребывати, да не будем в радость врагом нашым и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Спаса Господа, Емуже ты со безплотными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашым и по нечистоте сердец наших: но по Своей благостида сотворит нам. на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и к цельбоносному гробу твоему припадающе недостойнии, исцеления просим. Избави нас, угодниче Христов, от злых, находящих на ны, и укроти волны страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не объимет нас напасть, и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, преподобне отче наш Павле, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов и душам нашым спасение и велию милость, ныне и во веки веков. Тропарь, глас 1 Божественною любовию от юности распаляемь, Павле преподобне, вся яже в мipe красная возненавидев, Христа Единаго возлюбил еси, и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, со зверьми жити, весь Христу: отонудуже и всевидящее око, твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогати тя. Темже вопием ти: моли непрестанно о всех нас, честную память твою присно в песнех почитающих. Иануариа 10. Молитва преподобному Макарию Писемскому, чтомая в Преображенской церкви погоста Макариевы пустыни, Костромския епархии

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

816. Сборник избранных служб , в четвертку, 320 лл., полууставом разных почерков XVI и XVII вв., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листамн: 233 и 234, 275 и 276, 314 и 315. На полях внизу листов: 3, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 44, 46 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу Трефолой положил в дом Воскресению Христову да Собору Пресвятей Богородицы на Ленивую площадку Борисоглебекой поп Деомид по своей души и по своих родителех». Состав: за оглавлением. (1) службы святым: 1) декабря 3 – Савве Сторожевскому (2 об.–11 об.); 2) декабря 5 – Савве Освященному (12–25 об.); 3) декабря 6 – Николаю чудотворцу (26–38 об.); 4) декабря 7 – Антонию Сийскому (39–66). В заглавии пред службой написано: «Списано бысть сие многогрешным Иваном Русином родом от племени варяжс колена Августа кесаря римского в лето 7087 (1579); 5) января 10 – Павлу Обнорскому (67– 11–75 об.) 6) января 11– Феодосию Великому (76–81); 7) января Михаилу Клопскому (82–95 об.); 8) января 20 – Евфимию Великому (96–109); 9) января 31 – Никите Новгородскому (110–119 об.); 10) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (120–135 об.); 11) февраля 12 – Алексию митрополиту (136–147 об.); 12) мая 3 – Феодосию Печерскому (148–161 об.); 13) мая 14 – Иеидору юродивому Христа ради Ростовскому (162–178 обЛ; 14) мая 22 – Никите Переяславскому столпнику (179–184 об.); 15) сентября 6 – Михаилу архангелу (185 об.–195); 16) сентября 7 – Иоанну архиепископу Новгородскому (196–208 об.); 17) сентября 19 – князю Феодору и чадам его: Давиду и Константину Смоленским и Ярославским (209–223 об.); 18) сентября 30 – Григорию Пельшемскому(224–233 об.), без конца; 19) сентября 24 – Евфросинии «игумении святого Спаса юж церковь сама созда в селци в Богоспасаемом граде Полотцке» (234–240 об.); каноны: 20) Святей Троице (241–248); 21) на исход души, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина (249–262 об.); 22) молитва над умершим архиереем: «Боже великий архиерею праведный соделанным (263); 23) предисловие пред каноном за единоумершаго: «Духовный мой брате и господине имрек сотвори со мною Бога деля последнюю любовь» )263 об.–266 об.); 24) канон за единоумершаго (266 об.–275 об.); 25) паремии из служб общих святым (276–291), без начала: на лл. 284–286 те же паремии, что на лл. 279 об.–280 и 282 об.–283; последование царских часов в навечерие Рождества Христова, без конца (292–320 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

819. Сборник избранных служб, в лист, 344 л., полууставом нескольких почерков XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Порван с ущербом для текста лист 93. На полях внизу листов: 1,14, 24 об., 31 об., 45 об., 54, 71, 92, 100, 133, 147, 163 приписка скорописыо: «Сия книга Трефолой Василия Вели и трех святителей домовая, а положил в дом Офоня Охлопков, а подписал книгу брат его Игнаша Охлопков сын лета 7 тысяч восемьдесят шестого месяца марта в 9 день». Службы русским и славянским святым: 1) 27 сентября – Савватию Соловецкому (1 –14); 2) 30 сентября – Григорию Пельшемскому (14–24 об.); 3) 28 октября – Арсению епископу Сербскому (24 об.–31 об.); 4) 29 октября – Авраамию Ростовскому (31 об.–42 об.); 5) 11 ноября – Максиму Московскому юродивому Христа ради (43–48); 6) 17 ноября – Никону, ученику Сергия Радонежского (71–79 об.); 7) января 10 – Павлу Обнорскому (153–162); 8) З0 марта – Ионе митрополиту(311 об.–321 об.); 9) 11 марта – Евфимию Новгородскому (322–327об.); 10) 17 марта – Макарию Калязинскому (327 об.–344 об.). Пред службою такая запись: «Месяца марта в 17 день преподобного и богоносного отца нашего Макария Колязинского чудотворца, игумена честныя обители живоначальныя Святыя Троица. А месяца ноября в 16 день Святого апостола и евангелиста Матфеа Рожество Святаго Макариа чудотворца Калязиньского. А месяца марта на память Святаго Алексия человека божия Успение преподобного отца нашего Макария Колязинского чудотворца. В той же день празднует ему церкви Божиа а обретение честных мощей его месяца маия в 26 день». На лл. 79 об.–91 служба Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде. Из служб греческим святым отметим под 15 декабря службу святому Стефану Сурожскому (118 об.–132). 820. Сборник избранных служб , в лист, 339 лл., полууставом XVI–XVII вв., в дощатом с кожею переплете. Нижния поля в рукописи истлели. На полях внизу листов 1–14 приписки: 1) скорописью: «Сиа книга Трефолой от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду»; 2) полууставом: «Сию к(нигу) положили Спасу в дом и преподобным чудотворцем Дмитрию и Кириллу Савелей да Матфей Яковлев де(ти) Андронова а подписал Спасской диячек Гриш(ка)».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 об. оставлено пустое место для текста, продолжение которого составляет текст на 3 листе. Служб русским святым нет. 813. Сборник избранных служб , в четвертку, без конца, 132 л., полууставом XVI в., с одною верхнею доскою переплета. Нет нескольких листов между 96 и 97 листами. На полях внизу листов 1–6 приписка скорописью: «Сия книга Минея Благовещенской церкви в Коданове». Рукопись начинается службою Варваре великомученице, оканчивается неполною службою Преображению Господню. Между прочими служба 24 июля – Борису и Глебу (91–101). 814. Сборник канонов и служб , в четвертку, 121 л., без конца, полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 85 и 86, 103 и 104; чистые листы: 74 и 78. Состав: каноны: 1) Покрову Богородицы (1–5 об.); 2) святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту (6–9 об·); 3) святителям: Петру, Алексию и Ионе (10–13 об.); 4) Леонтию Ростовскому (13 об.–16 об.); 5) Сергию Радонежскому (16 об.–21 об.); 6) Пафнутию Боровскому (21 об.–26 об.); 7) Онуфрию Великому (27–30); 8) Зосиме и Савватию Соловецким (31– 37 об.); 9) Василию юродивому Христа ради Московскому (38–44 об.); 10) великомученице Екатерине (45–49 об.); 11) Стефану Махрищскому (50–53); 12) Варлааму Хутынскому (54–57 об.); 13) Кириллу Белозерскому (58–61); 14) Димитрию Прилуцкому (62–65 об.); 15) Павлу Обнорскому (66–69 об.); 16) Александру Свирскому (70–74); 17) Дионисию Глушицкому (75–78); службы: 18) в неделю о блудном сыне (79–84); 19) в неделю мясопустную (84– 90); канон тот же, что в последовании утрени в субботу сыропустныя седмицы (Триодь Постная, изд. Киево-Печерскою лаврою в 1864 г.); 20) канон в неделю сыропустную (90–93 об.); 21) троичны восьми гласов (93 об.–96 об.); 22) светильны на каждый день седмицы (96 об.–98); 23) канон в неделю Пятидесятницьг (98–100); 24) канон Всем Святым, без конца (100–103 об.); 25) служба Неопалимой Купине, без начала (104–109); 26) тропари: святителю Филиппу Московскому в 8 день августа, преподобному Макарию Галичскому в 26 день июля, святителю Серапиону архиепискому Новгородскому (Сергии, Месяцеслов Востока) в 7 день апреля (109–110); 27) чин како подобаег пети молебен за болящаго (111–121); 28) завещание духовной любви, только начало (121 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010