Следовательно, мы должны молиться за ближних и тогда, когда они с нами живут на земле, и тогда, когда чрез смерть переселяются в другой мир, ибо живём ли, или умираем, всегда Господни ( Рим.14:8 ) и умершие, как и живущие, равно у Бога все живы ( Лк.20:38 ). Умершие знают о том, что происходит после них на земле, и, следовательно, слышат наши молитвы о них, как это видно из примера богача, знавшего о нуждах своих братьев, оставшихся после его смерти на земле ( Лк.16:22–31 ), и из слов апостола Петра, обещавшего верующим и после смерти своей позаботиться о них ( 2Пет.1:12–15 ). Во-вторых, отпущение грехов возможно не только в сей жизни, но и в будущей за гробом, как это видно из слов Христа Спасителя, что только хула на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем, всякий же другой грех и хула простятся ( Мф.12:31–32 ). Наконец, слово Божие учит, что не только в Ветхом Завете существовал обычай молиться за умерших и приносить за них жертвы Богу ( Иер.16:6–7 ; Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; Сир.3:30 ; 2Мак.12:39–45 ), но что и во времена апостолов было в обычае поминать умерших, ублажать их, молиться за них ( Евр.13:7 ; Иак.5:11 ). Для душ христианских нет вечной смерти. Смерть и жизнь за гробом есть лишь временное разлучение души и тела впредь до будущего воскресения. Христос, когда жил на земле, воскрешал мёртвых и молитвой Своей к Отцу небесному возвращал души обратно в их мёртвые тела ( Ин.11:41 ). Для нас верно слово Его: «Я есмь Первый и Последний, и Живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь, и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17–18 ). А если и жизнь и смерть во власти Христа, то в Его власти и спасение наше и в жизни и по смерти. Он, по учению Слова Божия, – как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи и всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.7:4:25 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о молитве и милостыне за умерших Мф.12:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Так же научает и апостол Павел: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). А в Послании к Евреям читаем: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ). В. Люди будут судимы на основании своих деяний (а не на основании тысячелетнего их испытания). Наказанием грешников будет не их уничтожение, но вечное мучение. Если же людям предстоит быть судимыми на основании их поведения во время тысячелетнего царства, то какой смысл может иметь призыв, обращенный Господом и святыми апостолами к их слушателям, о том, чтобы те покаялись ради спасения (см. Деян.2:38; 17:30–31 83 )? Какой тогда смысл может иметь повествование Господа о будущем Суде (см. Мф.25:31–46 ) и повествование о богаче и нищем Лазаре (см. Лк.16:19–31 )? И евангелист Иоанн ясно говорит: и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр.20:12 ). Снова выслушаем Господа: и пойдут сии (грешники) в муку вечную ( Мф.25:46 ; Мф.13:42 ; Мк.9:43–47 ) 84 . Человеколюбие Божие проявляется в нынешней жизни, что известно каждому благочестивому христианину. А вечное наказание в аду есть вечное отлучение от Бога, которое ужасно и мучительно. Г. Царство Христово будет иметь духовную природу. Свои же взгляды на тысячелетнее Царство иеговисты заимствовали из апокрифических раввинистических текстов, в которых прослеживается напряженная тоска по иудейскому освобождению и господству со столицей на Сионе, по причине их многолетнего рабства. Ведь известно, что Мессию они ожидали как мирского и земного освободителя. Господь же характеризовал Царство Свое как Царство Небесное. Люди в воскресении будут как Ангелы Божий на небесах ( Мф.22:30 ), не вступающие в брачное общение. Ибо Царствие Божие не пища и питие ( Рим.14:17 ). Чрево и пища будут упразднены (см. 1Кор.6:13 ). Господь нигде не обещал мирских должностей, правительств, министерств, высоких рангов или Своего временного правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Таким образом, слова их значат: приведи все это к концу и покажи, что они замыслили тщетное. " Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое " (ст. 27-29). Видишь ли любомудрие и то, как они не ропщут здесь? Они подробно не перечисляют угроз, а говорят только, что им угрожали, – потому что писа­тель говорит сокращенно. И смотри: не сказали они: сокруши их, низложи их, – но что? " И дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое " (ст. 29). Так научимся молиться и мы. Правда, кто не исполнился бы гнева, попав к людям, ищущим его смерти и дышащим такими угрозами? И какого не исполнился бы он негодования? Но не (так поступают) эти святые. " Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса " (ст. 30). Если именем Его будут совершаться чудеса, то велико будет дерзновение, говорят они. " И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны " (ст. 31). Это было знаком того, что они услы­шаны, и – посещения Божия. " И исполнились все Духа Святаго " (ст. 31). Что значит: " исполнились " ? Значит – воспламенились Ду­хом, и возгорелся в них этот дар. " И говорили слово Божие с дерзновением " (ст. 31). " У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа " (ст. 32). Видишь ли, как вместе с благодатью Божиею они отличались и своими (добродетелями)? Да и везде должно примечать, что вместе с благодатью Божиею они проявляли и свои (добродетели), как и Петр сказал: " серебра и золота нет у меня " (Деян.3:6). Впрочем, что сказал выше, в словах: " все же верующие были вместе " (Деян.2:44), тоже самое опять выражает, и здесь словами: " у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа " . Сказав же, что они были услышаны, он говорит потом и об их добродетели, так как намеревается приступить к повество­ванию о Сапфире и Анании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

" Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса " (ст. 30). Если именем Его будут совершаться чудеса, то велико будет дерзновение, говорят они. " И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны " (ст. 31). Это было знаком того, что они услышаны, и посещения Божия. " И исполнились все Духа Святаго " (ст. 31). Что значит: " исполнились " ? Значит воспламенились Духом, и возгорелся в них этот дар. " И говорили слово Божие с дерзновением " (ст. 31). " У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа " (ст. 32). Видишь ли, как вместе с благодатью Божиею они отличались и своими (добродетелями)? Да и везде должно примечать, что вместе с благодатью Божиею они проявляли и свои (добродетели), как и Петр сказал: " серебра и золота нет у меня " (Деян.3:6). Впрочем, что сказал выше, в словах: " все же верующие были вместе " (Деян.2:44), тоже самое опять выражает, и здесь словами: " у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа " . Сказав же, что они были услышаны, он говорит потом и об их добродетели, так как намеревается приступить к повествованию о Сапфире и Анании. Потому, желая показать их преступление, он и говорит сначала о добродетели прочих. Но скажи мне: любовь ли родила нестяжание, или нестяжание любовь? Мне кажется, любовь нестяжание, которое укрепляло ее еще более. Послушай же, что говорит (писатель): у всех " было одно сердце и одна душа " . Вот сердце и душа одно. " И никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее " (ст. 32). " Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа " (ст. 33). Выражает, что им как бы вверено было это (свидетельство), или говорит о нем, как о долге; то есть: они с дерзновением преподавали всем свидетельство о царствии. " И великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося " (ст. 33, 34). Как в доме родительском все сыновья имеют равную честь, в таком же положении были и они, и нельзя было сказать, что они питали других; они питались своим; только удивительно то, что, отказавшись от своего, они питались так, что, казалось, они питаются уже не своим, а общим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1667...

Три сильных средства против излишних мирских забот: 1. Всмотритесь в горький источник, откуда истекают ваши заботы — из любви к миру, из рабского служения мамоне (ст.24). 2. Подумайте, сколько для вас побуждений к радостному упованию на Бога. а) Посмотрите на самих себя : в чем вы можете иметь успех без помощи Божией (ст.25)? б) Посмотрите на окружающую вас природу (ст. 26–30). в) Подумайте, что дано вам во Иисусе Христе (ст.31–32): вы имеете Отца на небе, Который печется о вас, вак о детях. 3. Ищите прежде всего царства Божьего и правды его, и тогда вы собственным опытом убедитесь, что “ все приложится вам ” (ст.33–34) Что делает христианина свободным от земных забот, хотя он, как человек, имеет земные нужды? (ст.31.) 1. Его усиленное искание Царства Божьего; ибо он а) не привязывается всем сердцем к земным благам , что было бы служением мамоне (ст.24–25); б) но имеет царство Божье предметом своих первейших мыслей и стремлений, — служение Богу (ст.33). 2. Его сознание собственного бессилия (ст.27). а) Он знает по опыту , что он собственными силами ничего не может достигнуть; б) но он не впадает через это в отчаяние , а с покорностью предается воле Божией. 3. Его упование на Бога, Который а) заботится о всем творении , а тем более о людях, которых Он поставил владыками земли и ради которых не пощадил даже единородного Сына Своего (ст.26. 28–30; Рим. 8:32); б) как всеведующий, Он знает наши нужды , и как всемогущий, может помочь (ст.31–32). II. Апостольское чтение. Зачало (88): к Римлянам 5:1–10 1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. 3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. 6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

1Мак.6:18 . Между тем занимавшие Акру теснили Израиля на святых местах, и причиняли ему зло завсегда, а язычникам – добро. 1Мак.6:19 . Посему Иуда задумал изгнать их, и созвал весь народ, чтобы осадить их. 1Мак.6:20 . и собрались дружно и осадили их в сто пятьдесятом году; и устроил он против них стрельницы и машины. 1Мак.6:21 . Но некоторые из них вышли из сей крепости, и вместе с приставшими к ним несколькими нечестивцами из израильтян 1Мак.6:22 . Отправились к царю; и сказали: когда же ты разсудишь и отмстишь за братьев наших? 1Мак.6:23 . Мы [Это говорили израильтяне] старались служить отцу твоему, и исполнять, что он скажет, и повиноваться приказаниям его. 1Мак.6:24 . А так как Акру заняли не наши люди, то за это Иудеи чуждались нас, и которые из нас попадались им, те были убиваемы, и наследства наши расхищаемы. 1Мак.6:25 . И не на нас только протянули они руку, но и на все пределы свои. 1Мак.6:26 . И вот теперь они осадили Акру в Иерусалиме, чтобы взять ее, а святилище и Вефсур укрепили. 1Мак.6:27 . И если ты не предупредишь их поспешно, то они сделают больше сего, и ты не сможешь сдержать их. 1Мак.6:28 . И разгневался царь, когда выслушал это, и собрал всех друзей своих, и начальников войска своего и конницы. 1Мак.6:29 . И из других царств и с островов моря пришли к нему рати наемныя. 1Мак.6:30 . И было число войск его сто тысяч пеших и двадцать тысяч всадников, и тридцать два слона, обученные брани. 1Мак.6:31 . И пришли они чрез Идумею, и ополчились у Вефсура, и бились несколько дней, и устроили машины. Но Иудеи сделали вылазку, и сожгли их огнем, и сражались мужественно. 1Мак.6:32 . И ушел Иуда из этой крепости, и ополчился в Вефзахарии [Ныне Бетсахур, или деревня пастырей в виду Вифлеема] супротив стана царскаго. 1Мак.6:33 . Царь же встал рано, и двинул ополчение свое ускоренным ходом по дороге в Вефзахарию; и приготовились войска его к сражению, и затрубили в трубы. 1Мак.6:34 . А слонам показали красный сок винограда и шелковиц, чтобы побудить их к битве. 1Мак.6:35 . И разделили этих зверей на отряды, и поставили при каждом слоне тысячу мужей, одетых в кольчуги и в медные шлемы, да пятьсот отборных всадников отрядили к каждому зверю.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Пар.6:34 .  сын Елканы, сын Иерохама, сын Елиила, сын Тоаха, 1Пар.6:35 .  сын Цуфа, сын Елканы, сын Махафа, сын Амасая, 1Пар.6:36 .  сын Елканы, сын Иоиля, сын Азарии, сын Цефании, 1Пар.6:37 .  сын Тахафа, сын Асира, сын Авиасафа, сын Корея, 1Пар.6:38 .  сын Ицгара, сын Каафа, сын Левия, сын Израиля; См. комментарии к ( 1Пар.6:22–28 ). 1Пар.6:39 .  и брат его Асаф, стоявший на правой стороне его, – Асаф, сын Берехии, сын Шимы, Так как Еман – потомок Каафа ( 1Пар.6:33 ), а Асаф – Гирсона, то, очевидно, термин «брат " употребляется не в собственном смысле, а в значении «родственник». 1Пар.6:44 .  А из сыновей Мерари, братьев их, – на левой стороне: Ефан, сын Кишия, сын Авдия, сын Маллуха, Ефан носил еще имя Идифун ( 1Пар.16:4,25:1 ). 1Пар.6:48 .  Братья их левиты определены на всякие службы при доме Божием; Обязанность пения лежала на поколениях Емана, Асафа и Ефана, остальные же левиты исполняли при скинии то, что было указано им Моисеем ( Чис.3:8,25–26,31,36–37 ). 1Пар.6:49 .  Аарон же и сыновья его сожигали на жертвеннике всесожжения и на жертвеннике кадильном, и совершали всякое священнодействие во Святом Святых и для очищения Израиля во всем, как заповедал раб Божий Моисей. После указания на обязанности певцов ( 1Пар.6:32 ) и прочих левитов автор отмечает функции священнического и первосвященнического служения: жертвоприношение, совершение обрядов для очищения ( Лев.16 ) и разных очистительных действий над евреями. 1Пар.6:50 .  Вот сыновья Аарона: Елеазар, сын его; Финеес, сын его; Авиуд, сын его; 1Пар.6:51 .  Буккий, сын его; Уззий, сын его; Зерахия, сын его; 1Пар.6:52 .  Мераиоф, сын его; Амария, сын его; Ахитув, сын его; 1Пар.6:53 .  Садок, сын его; Ахимаас, сын его. Перечисление первосвященников, глав священнического рода Аарона, вполне естественно после указания на обязанности священников. Равным образом и выше замечание о служении певцов сопровождается исчислением. В настоящем случае ряд первосвященников поколения Асафа, Емана и Ефана доводится только до Соломона, но не до плена вавилонского, как выше ( 1Пар.6:4–14 ), вероятно, потому, что и для всего отрывка со ст. ( 1Пар.6:34 ) автор пользовался таким источником, в котором выдающиеся фамилии Левия доводятся только до времени Давида – Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч. 5 :23. Таковой умирает с ненаученными; лишившись всего своего имущества, он погибает за безумие. Глава 6 1—5 — приточник предостерегает от поручительства и его печальных последствий; 6—11 — леность и ея последствия; 12—19 — коварство и ложь и их обнаружения; 20—24 — советы следовать мудрости и ея благам; 25—35 — последствия распутства. Притч. 6 :1. Сын мой! если поручишься за друга твоего, то предашь руку твою врагу 30 . Притч. 6 :2. Ибо крепкая сеть мужу — собственные уста и уловляется словами 31 уст своих. Притч. 6 :3. Делай, сын мой, что я тебе заповедаю, и спасайся: ты попался в руки злых за друга твоего, неослабевай, поддержи своего друга, за которого ты поручился. Притч. 6 :4. Не давай сна твоим глазам и дремания твоим веждям, Притч. 6 :5. Чтобы спастись, как серна от петли и как птица от сети. Притч. 6 :6. Иди к муравью, ленивец, и поревнуй, видя пути его и будь мудрее его; Притч. 6 :7. Ведь он не земледелец, не имеет ни приставника, ни повелителя, Притч. 6 :8. В жатву (однако) зоготовляет себе пищу и летом делает себе большой запас. Или иди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ея труды во здравие употребляют и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но за мудрость пользуется почетом. Притч. 6 :9. Доколе, ленивец, будешь лежать? Когда ты встанешь от сна? Притч. 6 :10. Не много поспишь, не много посидишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, подержишь на груди; Притч. 6 :11. Потом придет к тебе, как злой прохожий, бедность, и нужда, как добрый скороход. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя, скудость же, как злой скороход 32 убежит (от тебя) 33 . Притч. 6 :12. Муж неразумный и беззаконный ходит не добрыми путями; Притч. 6 :13. Он мигает глазом, показывает ногою, дает знаки пальцами. Притч. 6 :14. Развращенное сердце кует зло, таковой (человек) во всякое время готовит городу мятежи. Притч. 6 :15. Посему внезапно приходит погибель его, разрушение и неисцельное сокрушение.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

2; 8. 7; 13. 1-12)). Цитаты из И. п. к. и интерпретация текста книги чаще всего встречаются у свт. Епифания Кипрского . Неск. раз он ссылается на Иер 17. 9 (LXX) для подтверждения учения о двух природах во Христе ( Epiph. Ancor. 30. 4; 32. 3; Adv. haer. [Panarion]. XXX 20. 5; XLII 11. 17; LIV 4. 1, 3). Словами Иеремии он обличает еретиков, отвергающих божество Св. Духа ( Idem. Adv. haer. [Panarion]. LXXVIII 5. 2 (Иер 7. 28)), и ересь Ария ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] LXIX 31. 3 (Иер 3. 23; 16. 19)). В IV в. на Западе подробно цитирует и толкует И. п. к. Иларий , еп. Пиктавийский (особенно в трактате о псалмах). C помощью ссылок на Вар 3. 36-38 и Иер 17. 9 (LXX) Иларий обосновывает доказательство божества Иисуса Христа ( Hilar. Pict. De Trinit. 4. 42). Особенно многочисленны цитаты из И. п. к. в его Трактате о псалмах, типологический и нравственный смысл которых эти пророчества выявляют ( Idem. In Ps. 118. 10; 127. 3). Исполнение слов Господа: «...расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер 6. 16) - Иларий видит в свидетельстве Самого Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь...» (Ин 14. 6) ( Hilar. Pict. In Ps. 137. 13). Притча о горшечнике (Иер 18. 2-10, особенно Иер 18. 4: «И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд...») является пророчеством о теле по воскресении, как о нем говорится в 1 Кор 15. 42 («Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении») ( Hilar. Pict. In Ps. 2. 39-41). Иер 23. 23-24 понимается как указание на вездесущие Божие (Ibid. 118. 8; 129. 3). Более 300 раз И. п. к. цитирует свт. Амвросий , еп. Медиоланский, обосновывая свои аргументы ( Ambros. Mediol. Exam. 3. 10 (Иер 5. 22); 6. 19 (Иер 8. 7); 6. 15 (Иер 13. 23); 6. 50 (Иер 16. 16); 3. 59 (Иер 24. 5-6)), устанавливая типологические связи между ВЗ и НЗ ( Ambros. Mediol. In Ps. 37. 10 (Иер 31. 15)): плачущая Рахиль - Церковь; прор. Иеремия сравнивается с Иисусом Христом (Ibid.

http://pravenc.ru/text/293622.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010