Borowoj W. Odrzucenie Unii Brzeskiej przez Prawoslawie – przyczyny dogmatyczne i historyczne//Unia Brzeska z perspektywy czterech stuleci. Materialy miedzynarodowego sympozium naukowego. Lublin, 20–21 IX 1995. Pod red. S.S. Gajeka i St. Nabywanca. Lublin, 1998. S. 71–72 (tezy). Brückner A. Spory о unie w dawnej literaturze//Kwartalnik historyczny, III (1896). S. 578–644. Bushkovitch P. Religion and Society in Russia. The 16th and 17th Centuries. New York – Oxford, 1992. Chodynicki P. Arkudius Piotr//PSB. Т. 1. S. 158–159. Chodynicki K. Geneza rownouprawnienia schyzmatykow w Wielkim Ksiestwie Litewskim: stosunek Zygmunta Augusta do wyznania grecko-wschodniego, in: Przeglad historyczny, 22 (1919–1920). S. 54–135. Chodynicki К. Kosciol prawoslawny a Rzeczpospolita Polska. Zarys historyczny. 1370–1632. Warszawa, 1934. Chodynicki C. Les origines de l’Union de Brzesc//Bulletin international de l’Académie des sciences. Classe de philologie. Cracovie, 1935. P. 17–21. Chodynicki К. Z dziejow prawoslawia na Wolyniu (992–1596)//Rocznik Wolynski. T. 5–6. Rowne, 1937. S. 53–106. Chynczewska-Hennel T. Ostrogski Konstantyn//Polski slownik biograficzny. Т. XXIV. Olszanowski Boleslaw – Padlewski Zygmunt. Wroclaw, 1979. S. 489–495. Ciampi S. Bibliografia critica delle antiche reciproche corrispondenze politiche, ecclesiastiche, scientifiche, litterarie, artistiche dell’Italia colla Russia, colla Polonia ed altre parti settentrionali. T. 1–2. Firenze, 1834–1839. Cothenet E. Kenose//Dictionnaire des religions. Sous la dir. de P. Poupard. Paris:, PUF, 1985. P. 897. Czermak W. Sprawa rownouprawnienia, schizmatykow i katolikow na Litwie (1432–1563)//Rozprawy wydzialu historyczno-filozoficznego Akademii Umiejetnosci w Krakowie, 44 (1903). S. 348–405. Czterechsetlecie Unii Brzeskiej. Zagadnienia jezyka religijnego. Pod red. Z. Leszczynskiego. Lublin, 1998. Dalmais I.-H. Divinisation. Patristique grecque//Dictionnaire de la spiritualite. T. 3. Paris, 1957. Col. 1376–1389 . De Vries W. Rom und die Patriarchate des Ostens. Fribourg, 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Об этом полку см. Туркул А.В., «Дроздовцы» в огне. Картины гражданской войны, 1918–1920, Москва, Терра – Книжная лавка – РТР, 1996. См. также Архиепископ Василий (Кривошеин) , Воспоминания, Указ. соч., С. 32–197 и Церковь Владыки Василия (Кривошеина) , Указ. соч., С. 136. Заметим, что трое из четверых его братьев воевали на стороне «белых»; двое из них погибли. 8 G.W.H. Lampe (dir.), Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1968. См. также Диакон Михаил Городецкий, Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) //Приходской бюллетень Свято-Никольского собора в Брюсселе, Брюссель, 1986, 1, C. 4. 10 Большая часть этих работ собрана в Архиепископ Василий (Кривошеин) , Богословские труды (1952–1983), Нижний Новгород, изд. Братства св. Александра Невского, 1996. Другие сочинения, на русском и французском языках опубликованы в Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, главным редактором которого он являлся. Некоторые были недавно переизданы небольшими брошюрами. 11 Symeon le Nouveau theologien, Catecheses (3 tomes), Introduction, texte critique et notes par Mgr Basile Krivocheine, traduction par Joseph Paramelle, s.j., Paris, ed. du Cerf, 1963–65. 16 О нем см. A. Казем-Бек, Знаменательный юбилей (50-летие архиерейского служения архиепископа Брюссельского и Бельгийского)//Журнал Московской Патриархии, 1959, 11, c. 13–16 ; Иеромонах Корнилий (Фристедт), Митрополит Брюссельский и Бельгийский Александр. Некролог//Журнал Московской Патриархии, 8, 1960, С. 10–13 ; Serge Model, Histoire de l’Archeveche orthodoxe russe de Bruxelles et de Belgique, Bruxelles, ed. de la Paroisse orthodoxe de la Protection de la Ste Vierge, 1996, C. 5–11 и Церковь Владыки Василия (Кривошеина) , Указ. соч., C. 64, 129. 17 Постановление Священного Синода Московского Патриархата от 31 мая 1960 г.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 33–34, Париж, 1960, С. 7 и Журнал Московской Патриархии, 1960, 7, С. 5. 18 Указ Его Святейшества Алексия, Патриарха Московского и всея Руси от 21 июля 1960 г.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 33–34, Париж, 1960, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Она претерпевала все разобщения, отводя их в тень. Это была любовь во Христе... Молитвенная помощь, духовническое прозрение, сочувствие в беде — все это продолжало быть естественным проявлением внимания со стороны владыки, как естественным оставалось обращение к нему. И так духовная семья, обнимавшая весь разносоставный русский Шанхай, оставалась все той же духовной семьей» . Верующие Шанхая, как бы подводя итог деятельности святого на Дальнем Востоке, писали митрополиту Мелетию Харбинскому: «Среди повседневной суеты, живя в разноязычном городе (...) мы православным русским сердцем чувствуем, что епископ Иоанн есть тот, который нам нужен, чтобы быть нам хотя немного православными не только на словах, но и делом» . См.: Дионисий Поздняев, свящ. Святые мученики китайские. M., 2000. С. 3–9. См.: Brossollet G. Les Français de Changhaï: 1849–1949. Paris, 1999; Наумов В.М. Мои воспоминания. Сан-Франциско, 1975. C. 64–66. Map тынов В. Владыка Иоанн в Шанхае//ПЖ. 1995. 6. С. 18. Jobah jepoм . Белешке за пастирско Битола. Рукопись. C. 16. См.: История Российской Миссии в Китае. М., 1997. C. 346. Церковная жизнь. Белград, 1935. 2. C. 33. Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 331. Церковная жизнь. Белград, 1935. 2. C. 33. 9] Докладная записка Мелетию, митр. Харбинскому и Маньчжурскому// Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… C. 50. Иоанн, архиеп. Шанхайский. Православной пастве шанхайской благодать и мир от Святой Живоначальной Троицы! Шанхай, 2 авг. 1946. С. 6. См.: ПР. 1965. 4. С. 5. PereleshinRussian Literary and Ecclesiastical Life in Manchuria and China from 1920 to 1952. Unpublished memoirs/Ed. in Russian with an introduction and notes by Th. Hauth. The Hague, 1996. P. 107. V . О талантах и иконописи//Слова… С. 164—166. Jobah jepoм . Белешке за пастирско C. 19. Блаженный Иоанн Чудотворец. M., 1993. C. 57. Свидетельство архим. Вениамина Гаршина. Илия Вень, прот. Шанхай — Сан-Франциско//Архиепископ Иоанн (Максимович). С. 57, 59. Литургия святого апостола Иакова в Шанхае//Православная Русь.

http://pravoslavie.ru/4472.html

Dionysius Areopagita (Pseudo). P. G. 34. La Hierarchie celeste, ed. Roques and Heil, tr. de Gandillac, S. C. 58 (1958). The Divine Names и The Mystical Theology, tr. С. E. Rolt, S. P. С. K., 1957 (1st ed. 1920). См. также R. Roques, L " univers dionysien, Paris, 1954. Dorotheus of Gaza. P. G. 88, 16111842. Dorothee de Gaza, CEuvres spiri tuelles, ed. and. tr. Regnault и de Preville, S. C. 92 (1963). Draguet, R. Les Peres du Desert, Paris, 1949 (французские переводы и предисловие). Ephraim Syrus. Opera Omniá (Syriac, Greek, Latin), 6 vols., ed. Assemani, Rome, 1732 6. Hymni et Sermones, 4 vols., ed. Lamy, Malines, 18821902. Carmina Nisibena, ed. Bickell, Leipzig, 1866, etc. Epiphanius of Salamis. P. G. 413. G. C. S. 25, 31, 37 (ed. Holl), Berlin, 191533. Esaias of Scetis. Το οσου πατρς ημν ββ σαου λγοι κθ», ed. Avgoustinos, Jerusalem, 1911. Латинская версия в P. G. 40, 11051206. L " Asceticon Copte de l " Abbe Isafe, fragments sahidiques, ed. and tr. A. Guillaumont, Cairo, 1956. Eunapius. Vitae Sophistarum (Philostratus and E.), ed. and tr. Wright, Loeb Classical Library, London, 1922. Eusebius of Caesarea. Historia Ecclesiastica, ed. Schwartz (with Rufinus» Latin version and continuation, ed. Mommsen) 3 vols., G. C. S. 9, 19039: English translation and Notes, Lawlor and Oulton, S. P. С. K., 19278. Chronicle (Jeromés version and continuation), ed. Helm, G. C. S. 24 и 34. Eutychius of Alexandria. Annals (Latin from Arabic), P. G. Ill, 9071156. Evagrius Ponticus. Opera, P. G. 40, 121386. Работы, приписываемые Нилу, P. G. 79, 11391245. Opera syriace, ed. W. Frankenberg, Abh. der Kgl. Gesellsch. der Wissensch, zu Göttingen, Phil. Hist. Klasse N. F. XIII. 2, Berlin, 1912. Les Six Centuries des " Kephalaia Gnosticá d " Evagre le Pontique (две сирийских версии), ed. Guillaumont, Р. О. XXVIII. 1 (1958). Nonnenspiegel und Mönchspiegel des E. P., ed. Gressmann, T. und U. 39. 4 (Leipzig, 1913). См. также Muyldermans, A travers la tradition manuscrite dE. le P., Bibliotheque du Museon 3, Louvain 1932; Evagriana Syriaca, B. du Μ. 31, Louvain, 1952 и, в особенности, Guillaumont, Les Kephalaia Gnostica d " Evagre le Pontique (Patristica Sorbonensia 5), Paris, 1962 (очень содержательная работа, снабженная подробной библиографией). Evagrius Scholasticus. Historia Ecclesiastica, ed. Bidez and Parmentier, London, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Вацлавик П. (род. 1921), американский психиатр, специализируется по проблемам социальной психологии. Ср.: Еу H., Bernard P., Brisset С. Manuel de psychiatrie. 4me ed. Paris, 1974. P. 68–76. См. отчет J.-Y. Nau (Le Monde. 1988. 5 aoflt) об исследовании, опубликованном в “The Lancet” 30 июля 1988 года: “Une etude comparative sur le traitement des nevroses. Psychotherapie et psychotropes se valent”. Ср.: Еу Н., Bernard P., Brisset С. Manuel de psychiatrie. P. 217–218; Stengel E. Classification of mental disorders//Bull. OMS. 1959. P. 600–663. Ey H., Bernard P., Brisset С. Manuel de psychiatrie. P. 217. См. статьи исследователей: Dr. Escoffier-Lambiotte (Le Monde. 1985.2 fevrier, 14 fevrier, 24 avril), J.-Y. Nau (Le Monde. 1988. 22 juin). Сас Т.С. (род. 1920), известный психиатр, доктор медицины, работает в США, написал 25 книг (“Миф о душевных болезнях” (1961), “Миф о психотерапии” (1978) и т. д.). Сас считает, что душевные болезни являются изобретением медицинского сообщества, правительства и религиозных организаций для контроля и подавления людей. Салливан Х. С. (1892–1949), американский психолог, основал в 1930 г. Вашингтонскую школу психиатрии, занимался изучением шизофрении, в лечении которой использовал принцип: даже глубоко пораженный разум остается разумом. Foucault M. Histoire de la folie a l’age classique. Paris, 1972. Ey H., Bernard P., Brisset С. Manuel de psychiatrie. P. 61. См.: Brisset С. Le Psychiatre et l’exclusion du fou//Le Monde. 1977. 2 novembre. P. 9. См.: Koupernik C. L’Heure des “traitements sur mesure”//Le Monde. 1980.16 avril. P. 15. Первый том посвящен телесным болезням (Theologie de la maladie. Paris, 1991. 3me ed 2001), второй — духовным болезням (Therapeutique des maladies spirituelles. Paris, 1991. 4me ed. 2000). Мы не придаем, конечно, этому термину никакого уничижительного смысла. Мы только соотносимся с практикой святых отцов, которые употребляют иногда слово “болезнь” (см., например: S. Gregorius Nazianzenus. Carmina theologica. II. 28//PG. 37. Col. 857A), но чаще слово “безумие”, так как это понятие шире, чем предыдущее, и больше соответствует их широкой концепции. Первое понятие более привычно современному читателю, так как его навязывали в течение двух веков медицинского вмешательства, в то же время второе понятие было полностью обесценено. Однако оно вновь обрело некоторое достоинство в семидесятые годы под эгидой антипсихиатрического движения и знаменитого труда М. Фуко (см.: Foucault M. Op. cit.).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

По мнению исследователей, разработанная Августином «психологическая теория» Троицы, впитавшая в себя лучшие достижения неоплатонической метафизики и психологии и перипатетической эпистемологии, является его наиболее значительным и оригинальным вкладом в развитие христианской тринитарной доктрины 160 . В этом Августин был и остается столь уникальным и неповторимым явлением в патристике, что его тринитарная доктрина в течение многих последующих веков была объектом неизменного восхищения и слепого подражания на Западе, а начиная с XIII века – и на христианском Востоке. Библиография Augustin Handbuch/Hrsg. V. H. Drecoll. Tübingen, 2007. Augustinus-Lexikon/Ed. C. Mayer et al. Basel, 1996–2002. Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010. Barnes M. R. Augustine in Contemporary Trinitarian Theology//Theological Studies 56 (1995). P. 237–250; Idem. Re-reading Augustine’s Theology of the Trinity//The Trinity: An Interdisciplinary Symposium on the Trinity/Ed. S. T. Davis, D. Kendall, G. O’Collins. Oxford, N. Y., 1999. P. 145–176. Bell D. Esse, Vivere, Intellegere: The Noetic Triad and the Image of God//Recherches de théologie ancienne et médiévale 52 (1985). P. 5–43. Bermon E. Le cogito dans la pensée de saint Augustin. Paris, 2001. Boyer Ch. Christianisme et néo-platonisme dans la formation de saint Augustin. Paris, 1920. Brachtendorf J. Die Struktur des menschlichen Geistes nach Augustinus. Selbstreflexion und Erkenntnis Gottes in «De Trinitate». Hamburg, 2000. Верещатский П. Плотин и Августин в их отношении к тринитарной проблеме//Православный собеседник, 7–8 (1911). С. 171–197; 9 (1911). С. 305–328. Cavallera F. Les premières formulas trinitaires de saint Augustin//Bulletin de literature ecclésiastique 31 (1930). P. 97–123. Cary Ph. Augustine’s Invention of the Inner Self. The Legacy of a Christian Platonist. Oxford, 2000. Cipriani N. Le fonti cristiane della dottrina trinitaria nei primi Dialogi di S. Agostino//Augustinianum 34 (1994). P. 264–312; Idem. La presenza di Mario Vittorino nella riflessione trinitaria di S. Agostino//Augustinianum 42 (2002). P. 261–313. Du Roy O. L’intelligence de la foi en la Trinité selon saint Augustin. Genèse de sa théologie trinitaire jusqu’en 391. Paris, 1966. Fattal M. Plotin chez Augustin. Paris, 2006. Gangauf Th. Die metaphysische Psychologie des hl. Augustinus. Augsburg, 1852. Gerber Ch. T. The Spirit of Augustinés Early Theology. Contextualizing Augustine’s Pneumatology. Farnham (Surrey, UK), Burlington (USA), 2012. Gioia L. Theological Epistemology of Augustine’s “De Trinitate”. Oxford, N. Y., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

259 Даты жизни: ок. 1225–1274 гг. Ввиду значения Фомы Аквинского для европейской культуры в целом и отсутствия справочной литературы на русском языке приведем здесь достаточно подробные сведения, достаточные для дальнейшего изучения затрагиваемой проблематики, ибо собственно экзегетические сочинения Фомы (весьма обширные и многочисленные, никогда не переводившиеся на русский язык), как и сама экзегетическая система его, фактически остались не рассмотренными в книге митр. Амфилохия, ограничившегося частичным изложением томистского богословия. Сводные библиографии: Mandonnet P. F., Destrez J.A. Bibliographic thomiste. la ed.: Bibliotheque Thomiste, 1: Revue des Sciences Philosophiques et Theo1ogiques, Le Saulchoir [Kain], 1921. XXI, 116 p.; Mandonnet P. F., Destrez J. A., Chenu M. D. Bibliographic thomiste. 2a ed.: Bibliotheque Thomiste, 1:, Paris: J. Vrin, 1960. XXII, 120 p. [лит-ра за 1800–1920 гг.]; Bourke V. J. Thomistic Bibliography 1920–1940. St. Louis [Missouri], 1945 (The Modem Schoolman, vol. 21. Supplement). VIII, 312 p.; Miethe T. L, Bourke V. J. Thomistic Bibliography 1940–1978. Westport [Connecticut]; London: Greenwood Press, 1980. XVII, 319 p.; Ingardia R. Thomas Aquinas International Bibliography 1977–1990. Bowling Green [Ohio], 1993 (Bibliographies of Famous Philosophers: Philosophy Documentation Center). 492 p.; Johnson M. F. The Future of Thomistic Bibliography//Doctor Angelicus 2 (2002), 193–198; Thomistische Bibliographic der Sekundarliteratur fur das Jahr 2003//Doctor Angelicus 4 (2004), 253–285; Alarcon E., Berger D., Vijgen J. Bibliographia Thomistica 2004//Doctor Angelicus 5 (2005), 237–314; Alarcdn E. et alii. Bibliographia Thomistica 2005//Ibid. 6 (2006), 301–411; Villagrasa J. (ed.). Tommaso d’Aquino, filosofia e Magistero cattolicö Testi scelti e bibliografia. Roma, 2005 (Sussidi e strumenti didattici, 4: Ateneo Pontificio Regina Apostolorum). 220 p. Библиографии по отдельным темам: Stegmiiller F. Repertorium biblicum Medii Aevi. Vol. 5: Commentaria.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

d. Deutsch. Or. Ges. 1917, 58. G. Franzow, Zu der demotischen Fabel vom Geier und der Katze (Z. f. A Spr. 66). – Искусство. В 1915 г. закончился VII и VIII выпусками классический сборник L. Heuzey, Les origines de l " art. L. Curmius, Die antike Kunst, I т. Aegypten и. Vorderasien, Berlin, 1923. H. Prinz, Altorientalische Symbolik, Berlin, 1915: не слишком ценный вклад в литературу, посвященную этому интереснейшему вопросу. Обстоятельную монографию о цилиндрах и печатях дал О. Weber, Altorientalische Siegelbilder, Leipzig, 1920. Прекрасным собранием материала является L. Delaporte, Musee du Louvre. Catalogue des cylindres orientaux. I. Fouilles et Missons, 1920. Эпиграфическая часть обработана Thureau-Dangin " ом. Неизвестные цилиндры различных коллекций, начиная с эпохи Аккада, издал Scheil, Rev. d " Ass. XIII (1916), стр. 5 сл. Из работ, посвященных отдельным вопросам вавилонского искусства, можно отметить G. Соптепаи, La deesse nue babylonienne, Paris, 1914; P. Toscanne, Sur la figuration et le symbole du Scorpion. Rev. d " Assyr. XIV (1917), стр. 187 сл. и др. Исчерпывающий обзор истории вавилонского костюма представляет изданный в 1921 г. Ed. Меуег " ом посмертный труд W. Reimpell " я, Geschichte der babylonischen u. assyrischen Kleidung]. Наука. К литературе о жертвозрении и астрологии, очень обстоятельно трактованных в указанном труде Jastrow " a, можно прибавить следующее: Zimmern, Beitrage zur babyl. Religion (1901), Ri-tualtafeln 94 – знаменитый текст о посвящении Шамашем и Ададом Энмедуранки, одного из царей до потопа, в искусство предсказания и о предоставлении права предсказывать одним лишь потомкам этого царя, а из них только тем, которые свободны от каких-либо физических недостатков; Hunger, Becherwahrsagung bei den Babyloniern, Lpz., 1903. Virolleaud, L " astrologie, Paris, 1903. Boissier, Choix de textes relatifs a la Divination Assyro-Babylonienne, Geneve, 1905. Снг. Fichtner-Jeremias, Der Schicksalsglaube bei d. Babyloniern, MitteiL d. Vorderas.– Ag.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Tillemont 1705 – Tillemont L. de Mémoires pour Servir à l» Histoire Ecclésiastique des six premiers Siècles, Vol. X, Didyme l» Aveugle: Docteur de Γ Église d» Alexandrie, S. 387–397, Paris 1705. Ulback J. Didymus of Alexandria. BS 110. 1940. p. 81–92. Wilcken 1920 – Wilcken U. Die Subskription des Didymus-Papyrus: H. 1920 г. стр. 324–325. Winden 1978 – Winden J. «Didyme l " Aveugle sur la Genèse 1.10: À propos d " une première édition.» VChr 32. 1978. p. 60–65. Wijnand 1977 – Wijnand G. Didymus de Blinde en zijn interpretatie van het boek Job. Sneek: Doevendans. 1977. Woodruff 1985 – Woodruff. P. «Didymus on Protagoras and the Protagoreans» JHPh 23. (1985): 483–497. – «Protagoras on the Unseen. The Evidence of Didymus » In. (H #rcaja sofistik. The Sophistic Movement. Papery Readat the 1 st International Symposium on the Sophistic Movement Athens 1982 80–87. Athens: Ekdoseis Kardamitsa. 1984. Zoepfl 1914 – Zoepfl F. Didymi Alexandrini in epistolas canonicas brevis enarratio, in Neutestamentliche Abhandlungen. IV, ed. M. Meinertz. Münster. Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung. 1914. – Didymos der Blinde. LThK 3. 1931. p. 305–306. Общие работы Achelis 1897 – Achelis. H. Hippolytstudien. TU 16. 4. Leipzig: J. C. Hinrichs’she Buchhandlung. 1897. Adkin 1999 – Adkin N. Sallust, Hist. frg.II, 64 and Jerome’s “Commentary on Zechariah”. Latomus. 1999. 58 (3). 635–639. Adorno F. «Protagora nel IV secolo d. C. Da Piatone a Didimo Clieco. » In Protagora. Antifonte. Posidonio. Aristotele. Saggio su frammenti inediti e nuove testimonianze da papiri. Florence: Olschki, 1986. р. 9–60. Alasdair H. The Holy Spirit in Origen and Didymus the Blind. Kerygma und Logos. Festschrifts C. Andresen Götingen. 1979. pp.298–310. Allen. W. Jr. The four Corvinus mss. In U. S. Altaner 1943–Wer ist der Verfasser des Tractatus in Isaiam VI, 1–7. ThRv 42. 1943. p. 147–151. reprinted in Kleine patristische Schriften (TU 83), Berlin 1967. p. 483–488. Altaner 1951 – Altaner B. Augustinus und Didymus der Blinde: eine Quellenkritische Untersuchung» VChr. 5. 1951. p. 116–120. reprinted in his Kleine patristische Schriften. (TU 83), Berlin. 1967. 297–301.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Paris, 1909. Исследования. Marc R. Die Achikarsage. Ein Versuch zur Gruppierung der Quellen. Berlin, 1902; Nöldeke Th. Untersuchungen zum Achiqarroman. Berlin, 1913; Nau E. Histoire et sagesse etc. (с библиографией); Stählin O. Griechische Literaturgeschichte. 2 Ed. München, 1920. S. 558−559; Baumstark. S. 11−12; Grelot P. Les proverbs araméens d " A. Revue Biblique 68 (1961). P. 178−194. § 169. Ветхозаветные апокрифы В вышеупомянутом кодексе Ambrosiano В 21 Inf. содержатся переводы сирийского Апокалипсиса Ездры (4-я книга Ездры) и Апокалипсиса Варуха, которые сделаны с греческого оригинального текста, утраченного в давнее время. Очень древним также является перевод Од Соломона, которые, вероятнее всего, были переведены в иной последовательности с греческого оригинала, причем, как кажется, уже до III в. Издания. Апокалипсис Ездры: M. Monumenta sacra et profana. 5, 2. Mediolani, 1871; лат. перевод: Idem. Ibid. 1, 2. Mediolani, 1866; Апокалипсис Баруха: Charles R. H. The Apocalypse of Baruch translated from the Syriac. London, 1896; Cenan M. Ibid.; Kmosko M. PS II. 1055−1305 (с лат. переводом); нем. перевод того и другого: Die Esra-Apokalypse (I. Esra). Hrsg. von Bruno Violet. 2. Teil. Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte 32,1. Leipzig, 1923; Die Baruch-Apokalypse Halite 2, Teil 1. Hrsg. von Bruno Violet. Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte 32,2. Leipzig, 1923; Песни и псалмы Соломона: Harris I. R. The Odes and Psalms of Salomon. Cambridge, 1911 ; Bernardi. H. The Odes of Solomon. Cambridge, 1912 (англ. перевод, комментарий); Harris I. R., Mingana A. The odes and psalms of Salomon. Re-edited for the Governors of the John Rylands Library. 2 Vols. Manchester, 1916, 1920; Bauer W. Kleine Texte. Berlin, 1933; нем. перевод: Hemming I. TU 35,4; Ungnad A., Staerk W. Kleine Texte. Bonn, 1910; φρ. перевод: Labourt l., Batiffol P. Les odes de Salomon. Paris, 1911; ит. перевод: Tondelli L. Le Ode di Solomone. Roma, 1914; гр. перевод в XI в. в Papyri Bodmer.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010