Молитвы от лица Христа встречаются в галликанских литургических книгах уже в меровингскую эпоху (напр., в Миссале из Боббио (1-я пол. VIII в.) молитвы Insidiati sunt adversarii mei и Vide domine humilitatem meam на Великую субботу - Lowe E. The Bobbio Missal. L., 1920. P. 66ff.; эти же тексты использовались в испано-мосарабской традиции в 5-е и 4-е воскресенье Великого поста - Janini J. Liber misticus de Cuaresma y Pascua (Cod. Toledo. Bibl. Capit. 35. 5). Toledo, 1980. N 299, 407). В Испании с VII в. известно особое последование поклонения Кресту (Mysterium crucis) с чином покаяния-прощения (Indulgentia) (см.: 7-й канон IV Толедского Собора 633 г.). В его состав входило чтение Мих 6. 1-8 (оно же встречается в Леонском Антифонарии (ркп. сер. X в., но отражает более раннюю практику) как часть службы 9-го часа в Великую пятницу (León. Archiv. Catedral. 8. Fol. 166v - 167//Antifonario visigotico mozarabe de la Catedral de Leon/Ed. L. Brou, J. Vives. Barcelona; Madrid, 1959. P. 272; см. также рукописи XII-XIII вв.- Brit. Lib. Add. 57528 и Paris. lat. 2295). В ранних рим. Ordines в чине поклонения Кресту I. отсутствуют (см.: OR 23. 9-22 (нач. VIII в.), OR 24. 29-36 (2-я пол. VIII в.), OR 29. 34-40 (кон. IX в.)). Термин «I.» появляется в источниках лишь в 1-й пол. XI в. (Vat. Barb. lat. 560. Fol. 51; Vallic. B 23. Fol. 117), более же древнее наименование этих песнопений - Versus in Parasceve (Стих в Великую пятницу) или Agios cum versibus (Трисвятое со стихами) (см., напр.: Wien. Bibl. Nat. 1888. Fol. 78v), что указывает на происхождение I. из припевов к Трисвятому (к-рое в рим. обряде традиционно исполняется в Великую пятницу попеременно на греч. и лат. языках). Трисвятое, хотя и без стихов, входит в состав чина поклонения Кресту уже в OR 31. 46-49 (2-я пол. IX в.). В Antiphonale Sylvanectense (ок. 880) (Feria VI, Statio ad Hierusalem) к Трисвятому припеваются стихи Popule meus, quid feci tibi (Людие Мои, что сотворих вам?/Народ Мой, что сделал Я тебе? (здесь и далее инципиты приводятся по офиц. переводам рим. Миссала на церковнослав. и рус. языки); это вопрошание впервые встречается в респонсории Vinea electa (Лоза избранная) в амвросианской традиции (см.: Paléographie Musicale. Solesmes, 1900. Vol. 6. P. 291), Quia eduxi te de terra Aegypti (Яко извел вы/За то что вывел тебя) и Quid ultra (Что еще подобаше/Что еще Я должен был сделать тебе) (см.: Hesbert R., ed. Antiphonale missarum sextuplex. Brussels, 1935. P. 97. n. 78b). В последующей традиции они получили наименование Improperia maiora. В Романо-германском Понтификале в службе Великой пятницы (ок. 950) приводится такой чин их исполнения: поется Трисвятое со стихами Popule meus, Quia eduxi te de terra Aegypti, Quid ultra, респонсорий Vadis propitiator, стих Venite et videte (Приидите и видите), антифон Ecce lignum crucis (Се, Древо Крестное) и Пс 118 (Le Pontifical romano-germanique du dixième siècle/Publ. C. Vogel, R. Elze. Vol. 2. P. 90-91. N XCIX 330). |
Sveton. Caligula: nec multum afuit quin statim diadema sumeret. SHA. Lampridius. Antonini Heliogabali vita, 23, 5: quo (diademate demmato) et usus est domi. L. Homo. Essai sur ie regne de l " empereur Aurelien. Paris, 1904 pp. 191-193. Между 426 и 437 годами. См.: J. В. Bury. The Notitia dignitatum. - JRS, vol. X, 1920, p. 153; J. В. Bury. The Provincial List of Verona. - JRS, vol. XIII, 1923, pp. 127-151. О сложной истории Иллирика в конце IV века, когда Иллирик иногда объединялся с Praefectura praetoris Italiae et Africae; см.: E. Stein. Untersuchungen zur spatromischen Verwaltungsgeschichte. - Rheinisches Museum fur Philologie, N. F. См. также карту у Э. Штайна: Geschichte des spatromischen Reiches, Bd. I, " Imperium Romanum anno 390 P. Ch. N. " (три префектуры). См.: J.-R. Palanque. Essai sur la prefecture du pretoire du Bas-Empire. Paris, 1933; критика Э. Штайна - Byzantion, t. IX, 1934, pp. 327-353. Ответ Ж.-Р. Паланка - " Sur la liste des prefets du pretoire du IVe siecle. Reponse a M. Ernest Stein " . - Byzantion, t. IX, 1934, pp. 703-713. Eutrop. Breviarium Historiae Romanae, X, 8. A Dictionnary of Christian Biography, t. 1, 1877, " Constantine I " , p. 644. См. также: V. Duruy. Histoire des Remains... vol. VII, p. 88. H. Gregoire. La " conversion " de Constantin... p. 270. Euseb. De laudibus Constantini, XVI, 3-5. Oros. Historiae adversum paganos, VII, 36, 1. Силенциарии были " швейцарами " при дверях императорского дворца. Cod. Theod., XVI, 10, 2. Cod. Theod., XVI, 10, 3-6. Hieronyrni Altercatio Luciferiani et Orthodoxi, 19 (PL, t. XXIII, col. Эта церковь приписывается некоторыми источниками времени Константина Великого, другими - времени Констанция. G. Downey. The Builder of the Original Church of the Apostles at Constantinople. - Dumbarton Oaks Papers, vol. VI, 1951, pp. 51-80. P. Allard. Julien l " Apostat. Paris, 1906, vol. I, p. 269. Julian. Quae supersunt omnia. Ed. F. C. Hertlein, vol. I, p. 328, 335; The Works of Emperor Julian, ed. W. Wright, vol. II, 217. |
541 . Idem. Theologie trinitaire chez Saint Augustin//Gregorianum 58 (1977). P. 675716. 542 . Boyer Ch. Christianisme et neo-platonisme dans la formation de saint Augustin. Paris, 1920. 543 . Idem. L’idee de verite dans la philosophie de saint Augustin. Paris, 1939. 544 . Idem. L’image de la Trinite. Synthese de la pensee augustinienne//Gregorianum 27 (1946). P. 173–199, 333–352. 545 . Brachtendorf J. ‘...prius esse cogitare quam credere’: A Natural Understanding of ‘Trinity’ in St. Augustine?//Augustinian Studies 29/2 (1998). P. 35–45. 546 . Idem. Einfuhrung//Gott und sein Bild. Augustins «De Trinitate» im Spiegel gegenwartiger Forschung/Hrsg. J. Brachtendorf. Paderborn, 2000. S. 7–12. 547 . Idem. Der menschliche Geist als Bild des trinitarischen Gottes: Ahnlichkeiten und Unahnlichkeiten//Ibid. S. 155–170. 548 . Idem. Die Struktur des menschlichen Geistes nach Augustinus. Selbstreflexion und Erkenntnis Gottes in «De Trinitate». Hamburg, 2000. 549 . Idem. The Decline of Dialectic in Augustine’s Early Dialogues//Studia Patristica 8 (2001). P. 25–30. 550 . Idem. De Trinitate//Augustin Handbuch/Hrsg. V. H. Drecoll. Tubingen, 2007. S. 363–377. 551 . Bradshaw D. Augustine the Metaphysician//Orthodox Readings of Augustine/Ed. G. E. Demacopoulos, A. Papanikolaou. N.Y., 2008. P. 227–252. 552 . Cayre F. La contemplation augustinienne. Principes de la spiritualte de saint Augustin. Essai de analyse et de synthese. Paris, 1927. 553 . Idem. Les Trois Personnes. La devotion fondamentale d’apres saint Augustin. Paris, 1959. 554 . Cary Ph. Augustine’s Invention of the Inner Self. The Legacy of a Christian Platonist. Oxford, 2000. 555 . Cavadini J. C. The Structure and Intention of Augustine’s De Trinitate//Augustinian Studies 23 (1992). P. 103–123. 556 . Idem. The Quest for Truth in Augustine’s «De Trinitate»//Theological Studies 58 (1997). P. 429–440. 557 . Cavallera F. La doctrine de saint Augustin sur l’Esprit-Saint a propos de «De Trinitate»//Recherches de Theologie ancienne et medievale 2 (1930). P. 365–387; 3 (1931). P. 5–19. |
Paszkiewicz 1954 – Paszkiewicz H. The Origin of Russia. London, 1954. PO – Patrologia Orientalis . Paris. Pritsak 1981 – Pritsak O. The Origin of Rus. Harvard, 1981. Reinaud 1848 – Géographie d’Aboulféda traduite de l’arabe en français et accompagnée de notes et d’éclaircissements par M. Reinaud. Paris, 1848. T. I: Introduction générate a la géographie des Orientaux. Rotter 1978 – Rotter G. Al-Mas‘udi. Bis zu den Grenzen der Erde. Tübingen; Basel, 1978. SA – Slavia Antiqua. Warszawa; Pozna. Seippel 1896–1928 – Rerum Normannicarum fontes arabici: E libris quum typis expressis turn manu scriptis collegit et sumptibus Universitatis Christianiensis ed. A. Seippel. Christianiae, 1896. Fasc. I; Osloae, 1928. Fasc. II. Shboul 1979 – Shboul Ahmad M. H. Al-Masudi and his World. A Muslim Humanist and his Interest in non-Muslims. London, 1979. Simonsen 1907 – Simonsen D. Les marchands juifs appellé «Radanites»//Revue des Études Juives. Paris, 1907. T. LIX. 107. P. 141–142. SK – Seminarium Kondakovianum. Praha. Tallgren-Tuulio 1936 – Tallgren-Tuulio O. J. Du Nouveau sur Idrisi: Sections VII 3; VII 4; VII 5. Europe septentrionale et circumbaltique, Europe orientale et, d’apres quelques manuscrits, centrale jusq’a la peninsule balkanique au Sud/Edition critique, traduction, études. Helsinki, 1936. Thulin 1979 – Thulin A. «The third tribe» of the Rus//SA. 1978. T. XXV P. 99–139. Westberg 1899 – Westberg F. Beiträge zur Klärung orientalischer Quellen über Osteuropa//Bulletin de l’Académie Impériale des Sciénces de St-Petersbourg. SPb., 1899. T. XI. 4. S. 211–245; 275–314. Wiedemann 1922 – Wiedemann E. Über al-Biruni und seine Schriften. Beiträge, LX//Sitzungsberichte der Physico-Medizinischen Societät in Erlangen. 1922, T. 52–53 (1920–1921). S. 151–176. Wilinbachow 1961 – Wilinbachow W. B. Przyczynek do zagadnienia trzech usrudków dawnej Rusi//Materialy Zachodno-Pomorskie. Szczecin, 1961. T. VII. S. 517–530. Youssouf Kamal 1933 – Youssouf Kamal. Monumenta Cartographica Africae et Aegypti. Le Caire, 1933. T. III. Fasc. 3. |
1426 См.: LabordeA, Bible moralisde illustrde. Paris, 1907. T. II. Pl. 212; Wormald F. The Crucifix and the Balance//Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. V. 1. 1937–1938, p. 276–280, pl. 39d. 1427 Der Nersessian S. Armenian Manuscripts in the Freer Gallery of Art. Washington, 1963 (Smithsonian Institution Freer Gallery of Art, Oriental Studies, 6). Fig. 97, 110. 1428 См. Strzygowski J. Die Miniaturen des Srbischen Psalters ... in Munchen. Wien, 1906. S. 24, no. 20, Taf. VII, 20 (Munchen 21 r), Abb. 15 (Belgrad 34r); [Belting H., ed.] Der serbische Psalter gr.4. Bd. II, 1983, Pl. 21r. 1430 См. подробнее: Баталов А. Л. Гроб Господень в замысле «Святая Святых» Бориса Годунова//Иерусалим в русской культуре/Сост. А. Баталов, А. Лидов. М., 1994, с. 154–171; его же. Московское зодчество конца XVI века: Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996, с. 268–282. См. также: Беляев Л. А. Гроб Господень и реликвии Святой земли//Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000, с. 98. 1432 Bresc-Bautier G. Les imitations du Saint-Sépulcre de Jérusalem (IX–XV siécles): Archéologie d’une dévotion//Revue d’histoire de la spiritualité. 50, 1974, p. 320 (далее – Bresc-Bautier, 1974). 1433 Young K. The dramatic associations of the Easter Sepulchre//University of Wisconsin Studies in Language and Literature. Madison, 1920. 10, p. 5–130 (далее – Young, 1920). 1437 Так, Вероника Секьюлес (Veronika Sekules) пишет, что в соборе в Линкольне, в котором сохранилась каменная модель Св. Гроба, существовал и временный Easter Sepulchre, указанный в описи ризницы в 1565–1566 гг. (Sekules V The Tomb of Christ at Lincoln and the Development of the Sacrament Shrine: Easter Sepulchres Reconsidered//Medieval Art and Architecture at Lincoln Cathedral. Lincoln, 1986, p. 122. Далее – Sekules, 1986). 1438 Остается вероятность, что он мог быть подобен и монументальным Гробам Господним, занимающим в течение года место в храмовом пространстве. Подобные Гробы, являющиеся и «всегодной» иконой Животворящего Гроба, и богослужебным предметом, известны и в западной традиции. V. Sekules указывает на то, что постоянные каменные копии Св. Гроба также могли участвовать в богослужении Великой пятницы. Напомним, что большинство копий храма Гроба Господня, включающих копии эдикулы, относятся к XI–XII вв. Юнг также приводит варианты чина Depositio, совершавшегося в соборах, в которых находились каменные копии Гроба Господня, а именно в Аквилее (сер. XI в.) и Ейхштате (1166 г.) (Young, 1920, р. 106). |
Borowoj W. Odrzucenie Unii Brzeskiej przez Prawoslawie – przyczyny dogmatyczne i historyczne//Unia Brzeska z perspektywy czterech stuleci. Materialy miedzynarodowego sympozium naukowego. Lublin, 20–21 IX 1995. Pod red. S.S. Gajeka i St. Nabywanca. Lublin, 1998. S. 71–72 (tezy). Brückner A. Spory о unie w dawnej literaturze//Kwartalnik historyczny, III (1896). S. 578–644. Bushkovitch P. Religion and Society in Russia. The 16th and 17th Centuries. New York – Oxford, 1992. Chodynicki P. Arkudius Piotr//PSB. Т. 1. S. 158–159. Chodynicki K. Geneza rownouprawnienia schyzmatykow w Wielkim Ksiestwie Litewskim: stosunek Zygmunta Augusta do wyznania grecko-wschodniego, in: Przeglad historyczny, 22 (1919–1920). S. 54–135. Chodynicki К. Kosciol prawoslawny a Rzeczpospolita Polska. Zarys historyczny. 1370–1632. Warszawa, 1934. Chodynicki C. Les origines de l’Union de Brzesc//Bulletin international de l’Académie des sciences. Classe de philologie. Cracovie, 1935. P. 17–21. Chodynicki К. Z dziejow prawoslawia na Wolyniu (992–1596)//Rocznik Wolynski. T. 5–6. Rowne, 1937. S. 53–106. Chynczewska-Hennel T. Ostrogski Konstantyn//Polski slownik biograficzny. Т. XXIV. Olszanowski Boleslaw – Padlewski Zygmunt. Wroclaw, 1979. S. 489–495. Ciampi S. Bibliografia critica delle antiche reciproche corrispondenze politiche, ecclesiastiche, scientifiche, litterarie, artistiche dell’Italia colla Russia, colla Polonia ed altre parti settentrionali. T. 1–2. Firenze, 1834–1839. Cothenet E. Kenose//Dictionnaire des religions. Sous la dir. de P. Poupard. Paris:, PUF, 1985. P. 897. Czermak W. Sprawa rownouprawnienia, schizmatykow i katolikow na Litwie (1432–1563)//Rozprawy wydzialu historyczno-filozoficznego Akademii Umiejetnosci w Krakowie, 44 (1903). S. 348–405. Czterechsetlecie Unii Brzeskiej. Zagadnienia jezyka religijnego. Pod red. Z. Leszczynskiego. Lublin, 1998. Dalmais I.-H. Divinisation. Patristique grecque//Dictionnaire de la spiritualite. T. 3. Paris, 1957. Col. 1376–1389 . De Vries W. Rom und die Patriarchate des Ostens. Fribourg, 1963. |
Она претерпевала все разобщения, отводя их в тень. Это была любовь во Христе... Молитвенная помощь, духовническое прозрение, сочувствие в беде — все это продолжало быть естественным проявлением внимания со стороны владыки, как естественным оставалось обращение к нему. И так духовная семья, обнимавшая весь разносоставный русский Шанхай, оставалась все той же духовной семьей» . Верующие Шанхая, как бы подводя итог деятельности святого на Дальнем Востоке, писали митрополиту Мелетию Харбинскому: «Среди повседневной суеты, живя в разноязычном городе (...) мы православным русским сердцем чувствуем, что епископ Иоанн есть тот, который нам нужен, чтобы быть нам хотя немного православными не только на словах, но и делом» . См.: Дионисий Поздняев, свящ. Святые мученики китайские. M., 2000. С. 3–9. См.: Brossollet G. Les Français de Changhaï: 1849–1949. Paris, 1999; Наумов В.М. Мои воспоминания. Сан-Франциско, 1975. C. 64–66. Map тынов В. Владыка Иоанн в Шанхае//ПЖ. 1995. 6. С. 18. Jobah jepoм . Белешке за пастирско Битола. Рукопись. C. 16. См.: История Российской Миссии в Китае. М., 1997. C. 346. Церковная жизнь. Белград, 1935. 2. C. 33. Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 331. Церковная жизнь. Белград, 1935. 2. C. 33. 9] Докладная записка Мелетию, митр. Харбинскому и Маньчжурскому// Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… C. 50. Иоанн, архиеп. Шанхайский. Православной пастве шанхайской благодать и мир от Святой Живоначальной Троицы! Шанхай, 2 авг. 1946. С. 6. См.: ПР. 1965. 4. С. 5. PereleshinRussian Literary and Ecclesiastical Life in Manchuria and China from 1920 to 1952. Unpublished memoirs/Ed. in Russian with an introduction and notes by Th. Hauth. The Hague, 1996. P. 107. V . О талантах и иконописи//Слова… С. 164—166. Jobah jepoм . Белешке за пастирско C. 19. Блаженный Иоанн Чудотворец. M., 1993. C. 57. Свидетельство архим. Вениамина Гаршина. Илия Вень, прот. Шанхай — Сан-Франциско//Архиепископ Иоанн (Максимович). С. 57, 59. Литургия святого апостола Иакова в Шанхае//Православная Русь. |
Dionysius Areopagita (Pseudo). P. G. 34. La Hierarchie celeste, ed. Roques and Heil, tr. de Gandillac, S. C. 58 (1958). The Divine Names и The Mystical Theology, tr. С. E. Rolt, S. P. С. K., 1957 (1st ed. 1920). См. также R. Roques, L " univers dionysien, Paris, 1954. Dorotheus of Gaza. P. G. 88, 16111842. Dorothee de Gaza, CEuvres spiri tuelles, ed. and. tr. Regnault и de Preville, S. C. 92 (1963). Draguet, R. Les Peres du Desert, Paris, 1949 (французские переводы и предисловие). Ephraim Syrus. Opera Omniá (Syriac, Greek, Latin), 6 vols., ed. Assemani, Rome, 1732 6. Hymni et Sermones, 4 vols., ed. Lamy, Malines, 18821902. Carmina Nisibena, ed. Bickell, Leipzig, 1866, etc. Epiphanius of Salamis. P. G. 413. G. C. S. 25, 31, 37 (ed. Holl), Berlin, 191533. Esaias of Scetis. Το οσου πατρς ημν ββ σαου λγοι κθ», ed. Avgoustinos, Jerusalem, 1911. Латинская версия в P. G. 40, 11051206. L " Asceticon Copte de l " Abbe Isafe, fragments sahidiques, ed. and tr. A. Guillaumont, Cairo, 1956. Eunapius. Vitae Sophistarum (Philostratus and E.), ed. and tr. Wright, Loeb Classical Library, London, 1922. Eusebius of Caesarea. Historia Ecclesiastica, ed. Schwartz (with Rufinus» Latin version and continuation, ed. Mommsen) 3 vols., G. C. S. 9, 19039: English translation and Notes, Lawlor and Oulton, S. P. С. K., 19278. Chronicle (Jeromés version and continuation), ed. Helm, G. C. S. 24 и 34. Eutychius of Alexandria. Annals (Latin from Arabic), P. G. Ill, 9071156. Evagrius Ponticus. Opera, P. G. 40, 121386. Работы, приписываемые Нилу, P. G. 79, 11391245. Opera syriace, ed. W. Frankenberg, Abh. der Kgl. Gesellsch. der Wissensch, zu Göttingen, Phil. Hist. Klasse N. F. XIII. 2, Berlin, 1912. Les Six Centuries des " Kephalaia Gnosticá d " Evagre le Pontique (две сирийских версии), ed. Guillaumont, Р. О. XXVIII. 1 (1958). Nonnenspiegel und Mönchspiegel des E. P., ed. Gressmann, T. und U. 39. 4 (Leipzig, 1913). См. также Muyldermans, A travers la tradition manuscrite dE. le P., Bibliotheque du Museon 3, Louvain 1932; Evagriana Syriaca, B. du Μ. 31, Louvain, 1952 и, в особенности, Guillaumont, Les Kephalaia Gnostica d " Evagre le Pontique (Patristica Sorbonensia 5), Paris, 1962 (очень содержательная работа, снабженная подробной библиографией). Evagrius Scholasticus. Historia Ecclesiastica, ed. Bidez and Parmentier, London, 1898. |
По мнению исследователей, разработанная Августином «психологическая теория» Троицы, впитавшая в себя лучшие достижения неоплатонической метафизики и психологии и перипатетической эпистемологии, является его наиболее значительным и оригинальным вкладом в развитие христианской тринитарной доктрины 160 . В этом Августин был и остается столь уникальным и неповторимым явлением в патристике, что его тринитарная доктрина в течение многих последующих веков была объектом неизменного восхищения и слепого подражания на Западе, а начиная с XIII века – и на христианском Востоке. Библиография Augustin Handbuch/Hrsg. V. H. Drecoll. Tübingen, 2007. Augustinus-Lexikon/Ed. C. Mayer et al. Basel, 1996–2002. Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010. Barnes M. R. Augustine in Contemporary Trinitarian Theology//Theological Studies 56 (1995). P. 237–250; Idem. Re-reading Augustine’s Theology of the Trinity//The Trinity: An Interdisciplinary Symposium on the Trinity/Ed. S. T. Davis, D. Kendall, G. O’Collins. Oxford, N. Y., 1999. P. 145–176. Bell D. Esse, Vivere, Intellegere: The Noetic Triad and the Image of God//Recherches de théologie ancienne et médiévale 52 (1985). P. 5–43. Bermon E. Le cogito dans la pensée de saint Augustin. Paris, 2001. Boyer Ch. Christianisme et néo-platonisme dans la formation de saint Augustin. Paris, 1920. Brachtendorf J. Die Struktur des menschlichen Geistes nach Augustinus. Selbstreflexion und Erkenntnis Gottes in «De Trinitate». Hamburg, 2000. Верещатский П. Плотин и Августин в их отношении к тринитарной проблеме//Православный собеседник, 7–8 (1911). С. 171–197; 9 (1911). С. 305–328. Cavallera F. Les premières formulas trinitaires de saint Augustin//Bulletin de literature ecclésiastique 31 (1930). P. 97–123. Cary Ph. Augustine’s Invention of the Inner Self. The Legacy of a Christian Platonist. Oxford, 2000. Cipriani N. Le fonti cristiane della dottrina trinitaria nei primi Dialogi di S. Agostino//Augustinianum 34 (1994). P. 264–312; Idem. La presenza di Mario Vittorino nella riflessione trinitaria di S. Agostino//Augustinianum 42 (2002). P. 261–313. Du Roy O. L’intelligence de la foi en la Trinité selon saint Augustin. Genèse de sa théologie trinitaire jusqu’en 391. Paris, 1966. Fattal M. Plotin chez Augustin. Paris, 2006. Gangauf Th. Die metaphysische Psychologie des hl. Augustinus. Augsburg, 1852. Gerber Ch. T. The Spirit of Augustinés Early Theology. Contextualizing Augustine’s Pneumatology. Farnham (Surrey, UK), Burlington (USA), 2012. Gioia L. Theological Epistemology of Augustine’s “De Trinitate”. Oxford, N. Y., 2008. |
Разве более поздние апокрифические рассказы об апостолах сообщают нам что-то об облачениях аскетов? И насколько они достоверны? 7 Вернее будет сказать, что апологеты старались убедить в этом язычников, см. аргументацию автора в примечании. 8 Иустин, христианский философ и мученик (ум. в 165 г.) пишет, что «есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, с детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве [досл. φθοροι – неиспорченный, не тронутый. – Прим. ред.]». В любом случае, он утверждает, что он знает таких (Justinus. I Apologia 15. 6). Приблизительно 40 годами позже Афинагор подтверждает в своей Апологии (Legatio pro Christianis 33. 2), что среди христиан есть многие, мужчины и женщины, кто в надежде на единение с Богом в другом мире проводят всю их жизнь не вступая в брак. Несколько ранее Татиан Ассириец (Oratio ad Graecos 32) восхваляет христианских аскетов. Точно так же Минуций Феликс (Octavius 31, 5) во второй половине того же века свидетельствует, что множество христиан хранит девственность всю жизнь (Casto sermone, corpore castiore plerique inviolati corporis virginitate perpetua fruuntur potius quam gloriantur). 9 Возможно ли, что аллюзии апокрифических Деяний апостолов и других писаний об одеждах этого времени относятся к реальному факту? 10 Ср.: Schiewitz S. Das morgenländische Mönchtum. Mainz, 1904. S. 12–16, 234–239 и др.; Pourrat P. La spiritualité chrétienne: Des Origines de l’Eglise au Moyen Age. Paris, 19194. Vol. 1. P. 54–92; Heimbuchet. a. a. O. P. 87. 11 Clem. Alex. Paedagog III. 5, 31–33 [в указанном месте содержится главка, обличающая распущенность при посещении терм. – Прим. ред.], называет их сначала «аскеты» и знает тех, кто воздерживается не только от брака, но и от вкушения мяса и вина: Ibid. 1. 7. 12 Origenes. In Genesim Homilia III. 6 [Origenes Werke. VI. Homilien zum Hexateuch/Ed. W.A. Baehrens. (GCS; V 29). Berlin, 1920. В данной главе речь идет о духовном «обрезании», которое необходимо для выполнения заповедей Божиих, следует «обрезать» все члены, чтобы они совершали действия для Бога. |
| |