И так чисто и безупречно священнодействуя в причастии святых, непорочных и бессмертных Таин, они освящали весь народ и отпускали с миром. 15 И часто, собирая их в главном храме, святейший отец наш учил, наставлял, призывал, говоря: «Братия, которую связала благодать, чтобы мы собрались вместе, будем бороться, пока есть время, и да не распустим себя легкомыслием; пока длится торг 597 , да умножим многократно душевную выгоду, потому что когда он закончится, никто уже не торгует. Сказано: в смерти нет памятования о Тебе: нет во аде исповедания ( Пс. 6:6 ). Подумаем о том, какие кары ждут грешащих безразлично и не кающихся: здесь сострадателен Судия, а там безжалостен; здесь милует, а там наказывает; здесь прощает седмижды семьдесят раз, а там отсылает во тьму внешнюю. Посему потрудимся здесь прилежно, не расслабляясь унынием, побежим ревностно, ибо нужно бежать, и бежать быстро, чтобы успеть в меру совершенства. Будем трезвиться и бдить, потому что приходит Господь наш в час, которого не ожидаем. Презрим мир, и то, что в мире, возненавидим плоть и помышление ее, что есть вражда с Богом, бежим от удовольствий плоти, отвратимся от вожделений ее, возненавидим изнеженность, чтобы не нежились через нас наши враги, приобретем воздержанность, с которой нам приходит душевная чистота. Отобьем приступы супостатов, стяжаем смиренномудрие, возводящее на небеса, и исповедь – кратчайший путь спасения; научимся послушанию, доставляющему бесстрастие. Примем с терпением приходящие на нас скорби как собственные, а не как чужие – ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим. 8:18 ), как говорит апостол. Постараемся сойтись в единстве веры, не поставим здешнее над грядущем; не будем восхищаться ничем из тленных, не предпочтем пребывающему то, что не остается, будем искать горнего, о горнем помышлять, где Христос (ср. Кол. 3:1–2 ). Пусть не будет у нас срама и глупых разговоров, от которых огорчается Дух Святой, потому что и за праздное слово мы дадим ответ в день суда (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо все водимые Духом Божьим – суть сыны Божии. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:6 −18). Царю небесный, Утешителю, Душе истины! Отче наш, иже еси на небесах! Благодать Господа с вами да будет. 199 597 Едва я с Вами простился, почтеннейшая сестра о Господе, как почувствовал в себе болезненную неловкость, особенно в голове, и именно в затылке. Все это напоминает нам о приближении смерти а за смертью – вечности. Та, и другая, сколько известна, столько и неизвестна. Но если мы принадлежим Христу, то еще здесь имеем вечную жизнь, и не увидим смерть, но прейдем от смерти в жизнь, как Сам Господь уверяет наст. неизменным словом Своим, в котором показывает, что настоящая жизнь наша земная – есть смерть в сравнении с вечною жизнью, долженствующею открыться в нас по смерти, и что смерть будет подобна рождению младенца, приходящего в мир чрез утробу матери. Итак, никто и ничто не может нам сделать зло, если мы во Христе Иисусе. Грехи прощены и прощаются нам ради имени Его. Оправдавшись кровью Его, мы имеем мир с Богом, посредством Его и право на свободный вход в царство небесное ( 2Пет.1:2 ; Рим.5:1 −2 и дал.). Что же сказать на сие? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, который не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как не дарует вам и всего с Ним? ( Рим.8:31 −32). Но действительно ли мы во Христе Иисусе? Действительно ли в вере в Него? Вот что Апостол представляет нам, как достойное нашего внимания и испытания, говоря, что мы имеем Христа, живущего в нас, если мы в вере. А в ком Христос, в том, без сомнения, должны открыться те же чувствования, какие в во Христе Иисусе (2 Kop.13; Флп.2:5 ), например, смирение, послушание, терпение, любовь к Богу и к человекам. Прошу Вас, почтенная Сестра о Господе, постараться о том, чтобы все живущие с вами девицы, по утрам и вечерам совершали благочинное, хотя и не весьма продолжительное, молитвословие. Посылаю к вам гостей на Майму, и прошу Вас, достопочтенная сестра о Господе, принять их в попечение и милостивое внимание ко всем частям и отношениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Иез. 22 :29. Простой народ утесняют неправдою, и насильственно грабят, нищого и убогого угнетают, пришельца лишают правосудия 589 . Иез. 22 :30. И искал Я среди них человека, живущого праведно, который стоял-бы непоколебимо пред лицем Моим 590 во время гнева Моего, чтобы не до конца погубить его 591 , и не нашел. Иез. 22 :31. И Я излил на него ярость Мою в пламенном гневе Моем, чтобы до конца погубить их, пути их обратил на голову им 592 , говорит Господь Бог. Глава 23 Иез. 23 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 23 :2. Сын человеческий! были две женщины, дочери одной матери. Иез. 23 :3. И блудили оне в Египте, в юности своей блудили, там спали сосцы их, и там оне растлили девство. Иез. 23 :4. И имена им: старшей Оола, а младшей сестре ея-Оолива. И были оне Моими, и родили сыновей и дочерей, и имена им: Ооле Самария, а Ооливе Иерусалим. Иез. 23 :5. И стала Оола блудить от Меня, и пристрастилась 593 к любовникам своим, Ассириянам, соседям своим, Иез. 23 :6. Одетым в пурпур, старейшинам и военачальникам; они красивые юноши 594 , все всадники, ездящие на конях. Иез. 23 :7. И расточала 595 блудодеяние свое с ними: со всеми отборными сынами Ассирийскими, и со всеми, к кому пристрастилась, всеми нечистотами их осквернялась. Иез. 23 :8. Но и блужения своего с Египтянами 596 она не оставляла, потому что с нею они спали в юности ея, и они растлили девство ея, и разливали на нее блужение свое. Иез. 23 :9. Посему Я предал ее в руки любовников ея, в руки сынов Ассирийских, к которым она пристрастилась. Иез. 23 :10. Они открыли стыд ея, сыновей и дочерей ея взяли, а ее убили мечем, и она была позором для женщин, и отмстили ей в дочерях ея. Иез. 23 :11. И видела сестра ея, Оолива, и предалась распутству более ея, и блужением своим она превзошла блужение сестры своей. Иез. 23 :12. Она пристрастилась к сыновьям Ассирийским, к старейшинам и военачальникам, которые были близ ея, нарядно одетым, к всадникам, ездящим 597 на конях, они все красивые юноши. Иез. 23 :13. И Я увидел, что она осквернилась: один путь у обеих.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

" . Иеремия же о нем говорил: «Осквернился Иехония, как сосуд, от которого нет пользы, так что отринут был и выведен в землю, которую не знал, говорит Господь. Земля, земля, послушай/111г слово Господне. Запиши мужа этого не нареченным с людьми, потому что не возрастет от семени его муж, сидящий на престоле Давидовом, владычествующий еще в Иудее» ( Иер. 22:28–30 ). И174 Глава 68 После же Иехонии царствовал Седекия, брат отца его (598–587), и сделал злое перед Богом. И начал войну, также нарушив о дани; снова пришел в Иерусалим Навуходоносор и воевал против него два года. И пророчествовавший о гибели города Иеремия (был) связан и брошен Седекией в ров. После того, как он был освобожден от уз, он взял из церкви, по слову Господнему, кивот, и жертвенник, и трапезу, и светильник/112а и незадолго до захвата города скрыл их в неведомом месте, и не найдены . Об этом говорит Маккавейская Книга: «Взошел Иеремия, получив пророчество, на гору, где Моисей, взойдя, видел Божие наследие, и, придя на место, нашел помещение, высокое, как и внес кивот и жертвенник кадильный и заградил вход. И вернулись некоторые из сопровождавших его, чтобы обозначить путь, но не смогли найти. Узнав об этом, Иеремия,/112б негодуя на них, сказал: « это место будет неведомо, пока Господь не соберет собрание народа и Б247 не явится милость. И тогда Господь покажет его и явится слава Господня и как и при Моисее явлено было» (2Макк. 2:4–8). Навуходоносор же, захватив город (597 г. до н.э.), сжег его весь, и Седекию взял в плен, и жену его и детей его перед глазами его убил, a его самого, ослепив и в узы заковав, отвел в Вавилон пленником. Царствовал он три года. Иеремия о нем говорит также: «Так говорит Господь о Седекии: Вот Я предам его в руки царя вавилонского, и поразит его. И примут его проклятие, говоря: Да сделает тебе Господь, как сделал Седекии и которых на сковороде огненной поджарил царь вавилонский/112в за то, что сделали беззаконие в Иерусалиме, и прелюбодействовали с женами граждан своих, и возвещали именем Моим слово, которого Я не повелевал им, говорит Господь» ( Иер. 29:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какой имеем залог или ручательство на то, что мы, сохраняя истинную веру в Господа Спасителя, действительно достигнем совершенной чистоты и праведности пред Богом, выйдем из состояния греха, и явимся достойными наследниками обетованного избранным Божиим небесного царства? Этим залогом, или ручательством служит для нас Дух Святой, Которого обещал верующим своим Господь Иисус 585 , и которого они принимают в особенном таинстве, совершаемом над ними, и известном под именем миропомазания. Св. апостол Павел, указывая христианам коринфской церкви на этот залог, данный им, говорит: «утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, дал залог Духа в сердца наши» 586 ; и в послании к ефесеям пишет: «в Нем, т. е. во Христе, и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» 587 . Действия, производимые Духом Божиим в душах верующих, хотя весьма таинственны и в первых своих проявлениях как бы вовсе неприметны, но они на самом деле очень обширны и велики, Именно: «Дух Святый свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» 588 . Он внутренне просвещает душу верующего Христианина и наставляет ее на всякую спасительную истину 589 , делает ее способной различать истинное учение от ложного, так что хотя она и не исключает, по своему первоначальному состоянию, внешнего пособия в наставлении; но, собственно говоря, не внешнее научение возвышает ее в сознании истины, а внутреннее просвещение от Духа 590 : Он внушает душе благие желания и движет ее ко всякому доброму делу 591 ; рождает в ней сокрушение и плач о грехах своих, производит спасительную печаль по Богу, ходатайствует за нее воздыханиями неизглаголанными 592 , подает смелость взывать в молитве к Богу и называть Его Отцом 593 ; вместе с этим вливает в нее чувство любви и радости, мира и долготерпения, кротости и милосердия, веры и воздержания 594 ; даже произносит ли кто с чувством благоговения сладчайшее имя Господа Иисуса, то и это есть дело внушения Духа Святого; ибо по словам св. ап. Павла, никтоже может рещи Господа Иисуса точию Духом Святым 595 . Сказать короче: Дух Святой усвояет нам все заслуги Господа Спасителя, так что без Него мы остались бы такими же грешными и нечистыми пред Богом, какими производит нас естество и следовательно самая крестная жертва, принесенная за нас Господом Спасителем, осталась бы для нас без плода и спасительного действия. Теперь же мы через веру в Него таинственно созидаемся в жилище Божие Духом Святым 596 , и Сам Христос вселяется действием Святого Духа в сердца наши 597 . Потому-то Дух Святой и есть дли нас залог совершенного очищения и внутреннего благоукрашения души, дабы нам не явиться нагими и безобразными в день общего воскресения и явления славы Божией 598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

население Галилеи уменьшилось почти на 60%, однако для оценки демографической ситуации в пров. Самария в период изгнания следует учитывать, что ассирийцы в отличие от нововавилонских правителей активно заселяли захваченные земли (ср.: 4 Цар 17. 24). По оценкам Н. К. Готтвальда, ок. 95% населения Иудеи в этот период оставалось на родине. Даже если этот процент завышен, он отражает общую тенденцию в научной литературе последних десятилетий подвергать сомнению представление об опустошенной земле (ср.: 2 Пар 36. 20-21: «И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет»). Как указывает Х. Барстад, это представление было популярно среди исследователей в XIX в., сейчас же его придерживаются лишь немногие (напр.: Vanderhooft. 1999; Stern. 2001). Палестина в период изгнания евреев Мн. исследователи отмечают неравномерность в заселенности и экономическом положении юж. и сев. областей Иудеи в этот период. Согласно Г. У. Ольстрёму, имеются археологические свидетельства большей заселенности области к северу от Иерусалима (Мицпа (Массифа) и др. города) по сравнению с районами к югу от него. Напр., городок Телль-эль-Фулль (Гива) разрушен ок. 597 или 586 г., вскоре после этого заселен (судя по керамике), здесь отмечаются даже признаки экономического процветания в нововавилонский период. Раскопки в Телль-эн-Насбе (Мицпа) в целом подтверждают сообщения Библии о том, что там располагался адм. центр Иудеи в период Годолии и, видимо, также позднее ( Ahlström . 1993). Горизонт разрушений, соответствующий кампаниям Навуходоносора в Иудее, виден в Телль-Бейт-Мирсиме, Вефсамисе (Бейт-Шемеше), Лахише, Рамат-Рахеле. Сев. города Иудеи и территории Вениамина пострадали незначительно или совсем не пострадали ( Barstad. 2003). Признаки восстановления и вторичного заселения отмечены в Эйн-Геди, Гаваоне, Гиве, Вефиле (Бейт-Эле).

http://pravenc.ru/text/293912.html

– Не обманывайте себя, говоря: «Непременно отступят халдеи», – ибо они не отступят. Если бы вы даже разбили все войско халдеев, воюющих против вас, и остались бы у них только раненые, то и те встали бы каждый из палатки своей и сожгли бы этот город (т. е. Иерусалим) огнем. Иеремия пытался покинуть Иерусалим, но его схватили, обвинив в намерении перебежать к халдеям, избили и бросили в темницу. Пророка спас царь Седекия. Он забрал его из тюрьмы и укрыл в доме своей стражи. Летом 587 г. вавилоняне снова появились под стенами Иерусалима. Иерусалим был одной из самых мощных крепостей Древнего Востока. До сих пор его не могла взять штурмом еще ни одна армия, в том числе и полчища ассирийского царя Синаххериба, которые потерпели здесь неудачу в 701 г. В отличие от 598–597 гг. иудеи тщательно подготовились к борьбе и были преисполнены решимости сражаться до последней возможности. Вавилонянам приходилось осаждать Иерусалим с величайшим напряжением сил. Они возвели осадные валы и башни вровень с городскими укреплениями, подвели к стенам и воротам тараны. Иудеи защищались с исключительной стойкостью. В тех местах, где противник готовил проломы в стенах, они устроили завалы, ломая для этой цели городские дома, в том числе и царские. Вавилоняне несли большие потери, отбивая непрерывные вылазки осажденных. К тяготам осады в Иерусалиме вскоре присоединились муки голода. Запасы хлеба в городе иссякли. Нехватка провианта и скученность населения привели к вспышке эпидемических заболеваний. На улицах Иерусалима разыгрывались жуткие сцены. Старики сидели на земле, опоясавшись вретищем и посыпав в знак скорби головы пеплом. У матерей пропало молоко. Дети молили о хлебе, но никто им не подавал. Они умирали от голода прямо на улицах. Матери, разум которых помутился от страданий, убивали и ели своих младенцев. Даже князья иудейские, которые были некогда «чище снега, белее молока, краше кораллов и сапфиров», почернели, стали неузнаваемыми. Их кожа прилипла к костям, высохла, как дерево. Погибавшие от меча были счастливее умиравших от голода. И все же Иерусалим держался. Еще теплилась надежда на египтян, но она была тщетной. «Наши глаза истомлены в напрасном ожидании помощи, – восклицал один из защитников Иерусалима, – со сторожевой башни нашей мы ожидали народ, который не мог нас спасти».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немилосердный к бедным грешит против восьмой заповеди, если у него есть, чем помогать им. Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их собственность и дар Божий. 592. КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНА ГРЕХАМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ? Добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или добровольный отказ от всякой собственности. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф 19:21). О девятой заповеди. 593. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ? Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь. 594. КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА? Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо. 595. МОЖНО ЛИ УКОРЯТЬ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ В НИХ ЕСТЬ ПОРОКИ? Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Мф 7:1). 596. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ЛОЖЬ БЕЗ ЖЕЛАНИЯ НАВРЕДИТЬ БЛИЖНЕМУ? Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга (Еф 4:25). 597. КАК ИЗБЕЖАТЬ ГРЕХА ПРОТИВ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ? Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет 3:10). Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак 1:26). О десятой заповеди.

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

Но величественное здание храма к тому времени уже перестало быть святым местом. К тому же иудеи забыли, что не место освящает человека, а человек освящает место. Навуходоносор хорошо понимал, что идти на приступ отлично оборудованной крепости, которую защищают десятки тысяч исступлённых воинов, даже в случае удачи, чревато большими потерями. А потому остаётся только одно: вырубать виноградные лозы, оливковые и фруктовые деревья (благо окрестности Иерусалима – сплошной сад), сравнять всё с землёй, построить осадные валы вровень с городскими стенами, подтащить к ним стенобитные машины и блокировать Иерусалим со всех сторон. Эти элементарные правила начала всякой осады были хорошо известны вавилонянам. Пророк Иеремия указывает точную дату осады Иерусалима. «В девятый год его царствования (т.е. Седекии), в десятый месяц, в десятый день месяца (10 тевета или 15 января 588 г.), пришёл Навуходоносор, царь Вавилонский, сам и всё войско его к Иерусалиму и обложили его, и устроили вокруг него насыпи» (52:4). Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, царь Седекия послал спросить Иеремию о судьбе города: «Вопроси о нас Господа... может быть Господь сотворит с нами что-либо такое, как все чудеса Его, чтобы тот отступил от нас». Пророк ответил, что Бог не только не поможет, но Сам будет воевать против иудеев и предаст как самого царя, так и всех, кто останется в живых в руки Навуходоносора ( Иер.21 гл.). Таблица 2 Иехония и Седекия (597–586) Год царство­вания Историческое событие Ссылка на Библию Иехония. 2-я департация в Вавилон. Начало царствования Седекии. 1-й год царствования Седекии. Подавление мятежа ( декабрь 595 – – январь 594 гг.) в армии Навуходоносора. Неудавшийся мятеж против Вавилона. Создание коалиции против Вавилона. Начало осады Иерусалима Навуходоносором. Продолжение осады. Покупка Иеремией поля в Анафофе. Падение Иерусалима и пленение Седекии. Между тем кольцо неприятеля всё теснее сжималось вокруг Иерусалима. Вавилонянам удалось подтащить к стенам свои стенобитные машины и теперь весь город сотрясался от глухих ударов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Ныне, 142-й псалом поставлен в начале молебного пения св. Елея по двум причинам: потому что он заменяет собою шестопсалмие утрени, и для сего взят именно из шестопсалмия, где читается последним, и потому, что содержанием своим он вполне подходит к состоянию недужного и по существу «Последования» таинства. В нем недужный молится: 597 «уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (ст. 4); скоро услышь меня, Господи, дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу (ст. 7); не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих (ст. 2); ради имени Твоего, Господи, оживи меня, ради правды Твоей, выведи из напасти душу мою (ст. 11); укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти (ст. 8), научи меня исполнять волю Твою: Дух Твой благий да ведет меня в землю правды (ст. 10).» Чтение псалма, обычно, оканчивается произнесением: слава и ныне: аллилуия , трижды, 2) После псалма малая ектения: паки и паки, миром Господу помолимся... Яко подобает... В чинах XIV–XV в., она не поставлена на этом месте, но в чине IX в. у Гоара ектения эта непосредственно следовала за началом священнодействия: Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа 598 , и, как понятно само собой, из сего чина вошло в начальную часть нашего «Последования». 3) Пение: Аллилуия на 6 гл. со стихами. Аллилуия значится уже в чине IX в. у Гоара, только – на другом месте. Пение его, вместо: Бог Господь , придает покаянный характер сему молебствию. Но в чинах XIV–XV в., не было ни: аллилуия , ни: Бог Господь , следовательно, наше «Последование» в сем отношении имело в виду чин Гоара 599 . В стихах: аллилуия , содержится также покаянное моление к Господу об избавлении от наказаний за грехи: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есьм ( Пс. 6:1–2 ). 4) После: аллилуия, следуют три покаянные тропаря: Помилуй нас Господи..., Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом... и: Милосердия двери отверзи нам.... Сии тропари существовали с IX в., но в чинах XIV в. стояли на других местах. В нынешнем «Последовании» они положены после: аллилуия , по чину IX в. Гоара 600 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010