Аскеза определяет сверхсознание, а сверхсознание характеризует собою аскезу. Интеллектуальную аскезу йоги характеризует ограниченное головное сверхсознание, духовную аскезу умного делания характеризует сердечное сверхсознание, вмещающее все Бытие. В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание. Вселение силы Говоря о «принятии силы», Исаак имеет в виду принятие Божественной силы человеком. Земля прокляла Каина за пролитие крови брата и перестала давать ему «свою силу» для возделывания ( Быт. 4, 11–12 ). Человек оказался лишенным и Божественной силы. Она приходит лишь после обращения, не обнаруживая себя в начале, остается латентной и только в редкие минуты жизни дает о себе знать. У избранников Божьих она всегда налицо и проявляется в актах прозрения, чудотворения и «вещания Слова». Принятие силы есть акт пророческий, апостольский, избраннический. Но и преданный Богу и Христу рядовой верующий ощущает в себе явно действующую силу. «С нами Бог» – таково выражение ощущения Божественной силы. Вся история Израиля есть прямое подтверждение действенности силы, как в тех случаях, когда Израиль был верен своему Богу, так и в случаях измены, когда сила покидала народ. В первые века христианства сила проявлялась в мученичестве, победившем Древний мир. Принявший силу становится победителем, вместе с победителем Христом. Иисус Христос предваряет учеников: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лк. 24, 49 ). А в другом месте Он говорит: «Если бы в Тире и Сидоне были явлены силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» ( Мф. 11, 21 ). О Самом Иисусе говорится, что Он «Возвратился в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» ( Лк.4, 14 ). Ап. Павел говорит: «Бог… иным дал силы (чудодейственные)» ( 1Кор. 12. 28 ) и о том, чтобы «вера утверждалась не на мудрости человеческой, а на силе Божьей» ( 1Кор. 2, 5 ). Исаак говорит о силе, «какая действовала во святых» 596 , и о силе, дававшей мужество мученикам 597 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В Кн. пр. Аввакума участи нечестивых, насильников и угнетателей противостоит просветленное тех, кто познал радость веры. Псалом, заключающий книгу (гл. 3), показывает, что это озарило душу пророка. В созерцании Бога пророк находит невыразимое словами, но исполненное силы разрешение всех своих сомнений. Он готов встретить любую грозу, если только Господь будет с ним. Главное – внутреннее единение с Сущим. Псалом рисует Богоявление красками традиционной древневосточной поэзии. Для того, чтобы изобразить величие Господа, пророк прибегает к образам космической бури. В то же время буря есть символ исторических катастроф, которые грядут в мир. Хотя истинно верующий и трепещет перед лицом грозных переворотов, у него есть оплот и надежда – вера. Он прибегает к Богу не только затем, чтобы обрести земное благоденствие, но потому, что Бог – его жизнь. Истинно верующего ничто не может поколебать: Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, И маслина изменила, и нива не дала пищи, Хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. (3,17–18) Эти слова пророка знаменуют важный поворот в ветхозаветном сознании: человек освобождается от корыстного отношения к вере. Вопросы для повторения 1 . Каковы были политические предпосылки реформ Иосии? 2 . При каких обстоятельствах и когда была найдена Книга Закона? 3 . Какую часть Библии она включала, по мнению бл. Иеронима и свт. Иоанна Златоуста ? 4 . В чем состояло основное ее требование в отношении культа? 5 . Как проходили реформы Иосии? 6 . Какие события отражены в Кн. пр. Наума? 7 . В чем ее главный смысл? 8 . Как погиб царь Иосия? 9 . К какому времени предположительно относится Кн. пр. Аввакума? 10 . Какова ее композиция? 11 . О чем вопрошал пророк Господа? 12 . В чем заключался ответ ему? 13 . В чем сущность веры? 14 . Как отражен поворот в ветхозаветном сознании в Кн. пр. Аввакума? § 8. Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

В процессе воспитания в себе страха Божия усилиям человеческого ума доступно частое держание в сознании библейских мыслей о страшном величии Небесного Бога Отца, Который есть и Любовь, и в то же время нелицеприятный праведный Судия человека, воздающий каждому по делам его 587 . От здравомыслия о святом Боге прямой путь к благоговейному страху пред Ним, открывающим на земле Свои праведные суды и творящим возмездие рабам Своим 588 . В связи с идеей страха Божия библейские писатели ясно начертывают образ божественных действий в мире, возбуждающих богобоязненность в сердце человека. Библейские мысли в Боге есть вместе с тем переживания Бога. 1 Господь всевышний страшен, – читаем в Библии. – Он великий Царь над всею землею 589 , великий силою, судом и полнотою правосудия. Свято и страшно имя Его 590 как Владыки видимой природы и всевышнего Судии людей. Держава и страх у Бога 591 Вседержителя твари. Он... повелевает молниям, сокрытым в дланях Его, кого разить 592 . Его могущества на облаках трепещет вся тварь 593 , Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его 594 . Он призирает на землю, и она трясется... дрожит 595 . В страхе пред лицем Его море бежит и обнажает сушу дна, как при переходе евреев через Чермное море и Иордан, возвращается назад 596 . Если бы Он расторг небеса и сошел, горы растаяли бы от лица Его, как от плавящего огня, как от кипятящего воду 597 . Во время Всемирного потопа Господь потоками рассек землю. Увидевши Его, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои 598 . Грозный в явлениях природы Бог нелицеприятен и страшен в судах над каждым человеком и целыми народами. Яростный грозный вихрь идет от Него... на голову нечестивых 599 , и они не могут выдержать негодования Божия 600 . Очи Его обращены на праведников... но лице Его против делающих беззаконие, чтобы истребить с земли память их 601 . Для них Он огнь поядающий 602 Господь не убоится человеческого лица и не устрашится величия 603 земного. Он Сам страшен более всех богов 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Вот как о них говорит пророк: «Боги, которые не сотворили неба и земли, да исчезнут с земли и из-под небес» 590 . 591 Послушай, как и Давид говорит об этом в псалме: «Ибо все боги народов – демоны, а Господь небеса сотворил» 592 . Итак, когда-то мы пели впустую, но когда пришли к вере и познали Бога, начали «воспевать Того, Кто есть», то есть Бога всемогущего, Творца неба, Создателя земли, Устроителя всего мира и Создателя самого человека 593 , приказавшего Моисею: «Так скажи сынам Израильским: Сущий послал меня к вам " 594 . Ибо Он – Тот, Кто был всегда и Кто пребывает в вечности. Ему по справедливости и по достоинству мы поем «аллилуия», ибо то , что мы существуем, то, что мы живем, происходит не по нашей силе и не по нашей власти, а по Его снисхождению и любви. И этого великого Бога, Который всегда был и есть, мы должны воспевать достойным и приличным для Его хвалы и величия образом: что Он вечен, что Он всемогущ, что Он неизмерим, что Он Творец века сего и Спаситель мира, что Он имел к людям такую любовь, что отдал Своего Сына для спасения века сего, как и Господь Сам говорит в Евангелии: «Так, – говорит Он, – возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» 595 . 2 . Итак, «аллилуия» переводится как «Воспой Того, Кто есть», но также «аллилуия» переводится как «Благослови, Боже, всех нас вкупе». И мы поймем, насколько этот перевод сообразен с верой и спасением, если посмотрим глубже. Итак, когда мы говорим «аллилуия», мы молимся: «Благослови, Боже, всех нас вкупе!» И если мы будем пребывать вкупе в вере, в мире, в согласии, в единодушии, то заслужим и то, чтобы Господь «благословил всех нас вкупе». Ведь и написано так: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» 596 . И в другом месте: «Бог единомысленных вводит в дом» 597 . Таким образом, мы получим благословение от Бога, если будем пребывать «вкупе», то есть в единении веры, в согласии мира, в чувстве любви 598 , как и апостол увещает и наставляет, говоря: «Умоляю вас, братия, чтобы все вы мыслили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Впереди шел герольд, и его громкий голос извещал всех встречавшихся на улицах о том, кто будет казнен и за какое преступление 595 . О том же должна была говорить надпись на белой дощечке, которую несли пред преступником или вешали ему на шею 596 . Целый отряд солдат в полном вооружении, под командою центуриона или трибуна на лошади 597 , со всех сторон окружал обреченных на смерть. Многочисленная толпа народа, растянувшаяся вдоль улицы, заключала это печальное шествие, и тысячи глаз то с простым любопытством, то с враждебным злорадством, то, быть может, и с печальным участием были устремлены в то место, откуда виднелись орудия казни 598 . В какую сторону направилось печальное шествие? Как длинен был предстоявший ему путь, и где находилось место казни, составлявшее его цель? На эти вопросы евангельский рассказ не дает ответа. Один евангелист Лука на этом пути к Голгофе дает место обращению Господа к плачущим женщинам; другие повествователи не делают и этого, ограничивая свой рассказ лишь кратким замечанием о встрече с Симоном. Тем не менее, некоторые выражения у них дают нам право, по крайней мере, к тому заключению, что место казни Господа Иисуса Христа находилось за чертою города. Так, евангелист Матфей говорит, что «выходя (ξερχμενοι) они встретили одного Киринеянина, по имени Симона» 599 ; евангелист Марк говорит, что переменив багряницу Иисуса Христа на собственные Его одежды, воины ξγουσιν ατν – буквально: »выводят Его, чтобы распять» 600 . «И неся крест Свой, Он вышел (ξλθεν) на место, называемое лобное», читаем мы у евангелиста Иоанна 601 , который несколько дальше, сказав уже о распятии Иисуса Христа, замечает, что надпись на кресте Его читали многие из иудеев, потому что γγς ν πλεως τπος που σταυρθη ησος – «место, где был распят Иисус было (не в городе, а только) не далеко от города» (ст. 20). Последнее замечание Иоанна объясняет нам и то выражение двух первых евангелистов, что распятого Господа злословили и поносили ο δ παραπορευμενοι 602 – люди, проходившие мимо Лобного места, по той дороге, которая здесь же, неподалеку от Голгофы, вела в город и потому особенно теперь, во время праздника Пасхи, была переполнена народом. Все эти, сами по себе не довольно ясные и определенные, выражения евангелистов находят для себя объяснение и подтверждение у апостола Павла, который ясно говорит, что Господь Иисус Христос, «дабы освятить людей кровию Своею, пострадал вне врат» 603 . Таким образом, ставя выше всякого сомнения, что место казни Господа Иисуса Христа было за чертою Иерусалима и, следовательно, дорога к этому месту проходила чрез городские ворота, мы приходим к вопросу: какие ворота вели на Голгофу, или, по крайней мере, на какой стороне Иерусалима они были устроены?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Гебраисты, желавшие во что бы то ни стало открыть хотя тень различия в употреблении этих двух синонимов, с большим трудом, при самом тщательном и тонком анализе, могли только заявить, что Бог называется Элогимом, когда священный текст изображает Его в качестве Бога вселенной вообще, и называется Иеговой, когда Он рассматривается как Бог Израилев в особенности, и несмотря на это, они были вынуждены сознаться, что и это общее правило, в сущности ничего не говорящее в пользу рационализма, терпит многочисленные исключения 593 . «Элогим и Иегова», говорит рационалист Фюрст, «безразлично употребляются одно вместо другого как в прозе, так и в поэзии, без какого бы то ни было различия в смысле» 594 . Достаточно открыть Библию, чтобы убедиться в этом. «Знай», говорит Моисей своему народу, «что Господь (Иегова), Бог твой (Элогим), есть Бог (Элогим), Бог верный (Эл») 595 . «Бог богов Господь» (Эл Элогим Иегова), говорит сыны Рувима, Гада и полуколена Манассиина (дважды повторяя «Эл Элогим Иегова»), Он знает (знает в единственном числе), и Израиль да знает» – каковою формулою они торжественно подтверждали истинность своей клятвы» 596 . После этого нельзя уже и желать более решительного доказательства тождественности этих трех божественных имен во время исхода из Египта, так как выражение это находится в одной из древнейших книг Библии. Подобных цитат можно бы привести множество. Но чтобы закончить этот вопрос, мы приведем следующие прекрасные места из псалмопевца: „Храни меня, Боже (Эл), ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу (Иегове): Ты Господь мой (Адонаи). Пойду я к жертвеннику Божию (Элогима), к Богу (Эл) радости и веселия моего И на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой (Элогим, Элогим мой). Восстань, Господи (Иегова), Боже мой (Эл), Вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Зачем нечестивый пренебрегает Бога (Элогим), Говоря в сердце своем: Ты не взыщешь?» 597 . Несмотря на столь ясные доказательства первобытного существования единобожия среди избранного народа, – единобожия, которое нашло столь торжественное провозглашение в Синайском законодательстве, рационалистическая критика продолжает отстаивать свое положение касательно первоначального политеизма евреев, и для подтверждения своей мысли приводит различные доказательства в пользу того, что монотеизм имеет позднейшее происхождение и есть лишь нововведение пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Гибель царя Иосии в 609 году приостановила дело реформы. С этого момента начинается новый этап служения пр. Иеремии. 4. Проповедь пр. Иеремии между 608 и 597 годами. Преемником убитого царя-реформатора должен был стать его старший сын Елиаким, но народ отдал предпочтение князю Шалуму, который принял тронное имя Иохаз. Через три месяца его вызвал в свою ставку фараон Нехо II и объявил, что устанавливает контроль над Иудеей. Царь вынужден был повиноваться. Нехо оставил его у себя в качестве заложника, возведя на трон Иерусалима Елиакима. В знак подчинения Египту тот принял новое имя Иоаким (4 Цар 23,31-37). Новый монарх не собирался продолжать дело отца. Религиозная жизнь пришла в упадок. Люди тешили себя надеждой, что Бог в любом случае спасет Иерусалим от врагов. И тогда Иеремия снова появился в столице, чтобы обличать народ. Он пришел к воротам Храма, когда там собрались толпы для участия в богослужении. «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, — начал он, — исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень!» …Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите, и становитесь пред лицем Моим в Доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости! Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших Дом сей, над которым наречено имя Мое»? (7,3-4,9-10). Речь эта была воспринята как надругательство над национальной святыней. Особенно негодовали священники: «Ты должен умереть. Зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: Дом сей будет как Силом, и город сей опустеет?» (26,8-9). Нашлись, однако, некоторые старейшины — очевидно, из числа приверженцев царя Иосии, — которые встали на защиту Иеремии. Они ссылались на то, что и прежде бывали пророки, которые предсказывали гибель Иерусалима, и их не карали за это. Тем не менее при дворе Иоакима было решено расправиться с Иеремией. Его спас один из царедворцев, сын Нафана, секретаря почившего монарха. Но пророк Урия, говоривший то же, что и Иеремия, был схвачен и казнен. Традиционное благочестие и патриотизм не могли мириться с такого рода «возмутителями».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

И взял книгу завета, и прочитал вслух народу… И взял Моисей крови, и окропил народ... (Ст. 7–8). Какое было таинственное знаменование сего кровавого окропления? Как Моисей запечатлел ветхий завет жертвенной кровью, так впоследствии Спаситель рода человеческого, Агнец, заколенный от сложения мира, запечатлел учреждённый им новый завет своей собственной кровью 597 . Главы XXXIII, 11–23; XXXIV, 1–35. Божии явления Моисею на Синае, и прославление его, как богоизбранного вождя Израильтян Глава XXXIII а) Покаянный плач и траур народа Израильского (ст. 1–6). б) Удаление кущи Божией и столба облачного от среды стана Израильского (ст. 7–10). в)      Ходатайство Моисея за народ, чтобы сам Господь был его руководителем (ст. 11–17). г) Желание Моисея видеть славу Божию и ответ Господен (ст. 18–23) Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания.... ....Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столб облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем. (Ст. 7–9). Скиния, о которой здесь говорятся, была конечно не то, что впоследствии стало называться Скиниею Свидения. – сия последняя еще не была устроена; но это был особый шатер, находившийся до сих пор среди стана израильского, в котором, как Царь среди своего народа, присутствовал Иегова в виде столба облачного. Поскольку же Господь, раздраженный преступлением Евреев, не восхотел отныне быть вождем их 598 ; то Моисей, конечно по распоряжению Господню, и поставляет особый шатер вне става, дабы там уже, а не среди народа – как было прежде – получать от Бога разные повеления и откровения насчет народных дел 599 . Сия мера сильно и благодетельно подействовала на народ; ибо когда Моисею приходилось идти чрез шатры израильские за чем-нибудь к скинии Божией, то народ смиренно вставал и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел в след Моисею, и с благоговением покланялся каждый у входа в шатер свой 600 . И говорил Господ с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан. (Ст. 11). Лицом к лицу, – это выражение переносное, весьма трогательно изображающее, до какой степени близости с Господом могут достигать Его верные рабы. Лицом к лицу, т. е. не в символах и снах, а непосредственно. Можно представлять сие так, что всякий раз, когда Моисей входил в кущу Божию, он имел пред собою видимое изображение присутствия Господня, например, лице ангела, слышал человеческий голос и проч. Но конечно существо Божие сокрыто было от Моисея 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И вот с этого времени начинается особенно тяжелая жизнь для пророка – невыразимые страдания как физические, так и нравственные. Утвердившись на престоле, Навуходоносор в 601–600 г. подчинил себе Иудею ( 4Цар.24:1 ). Но Иудейский царь Иоаким только три года оставался верным Навуходоносору, а затем отложился. Навуходоносор явился под стенами Иерусалима (в 597 г.), чтобы наказать восставших. Иоакима в это время уже не было в живых, и престолом владел сын его Иехония. Навуходоносор взял его и многих «сильных земли» в плен; при этом также были захвачены сосуды и различный драгоценности из храма и дворца ( 4Цар.24:12–16 ). Воцарился Седекия. Он, по-видимому, был человек добрый, но до крайности слабохарактерный. Он высоко уважал пр. Иеремию, но не имел решимости следовать его указаниям. При нем получили особую силу князья, ложные пророки и беззаконные пастыри. Под влиянием речей пр. Иеремии царь Седекия выражает чувства покорности вавилонскому царю: сначала посылает послов к нему, а затем идет и сам (29:3, 51:59). Иеремия, пользуясь случаем, посылает переселенным с Иехонией иудеям в Вавилон послание (29:3), где убеждает их спокойно жить и добровольно служить вавилонскому царю. В знак неизбежности плена, вопреки ложным пророкам, Иеремия носит узы и ярмо (27:2). Однако слабый царь не устоял и под влиянием князей заключил союз с Египтом, отложившись от вавилонского царя. Последний двинул свои войска к стенам Иерусалима и осадил его. Осада продолжалась 1½ года (52:4... 39:1, 4Цар.25:1 ). В это время страдания пр. Иеремии достигли высшей точки напряжения. Он предсказывает о скорой гибели Иерусалима и храма (34, 22) и хочет удалиться из преступного города в землю вениаминову; но когда он был в воротах города, то был схвачен и посажен в темницу, как дезертир (38:13...), а затем его бросают в грязную яму. Но прор. Иеремия не умолкает. Поражая нечестивых, он утешает боящихся Господа. «И ты, раб мой Иаков, не бойся,– говорит Господь,– и не страшись Израиль, ибо вот Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будете жить спокойно и мирно, и никто не будете устрашать его» (30:10). Словом, вавилонским пленом история израильского народа не оканчивается; наоборот, для него предстоит новая лучшая жизнь. Тогда Господь заключит с людьми новый совершеннейший завете (31:31034). Праведная Отрасль Давида тогда встанет во главе народа, и люди скажут (23:5–6): «Господь – оправдание наше!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

И заплакал сильно Езекия. И было слово Господне к Исайи, и сказано: пойди, скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот Я прибавляю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей (Ис 38, 1—6; 4 Цар 20, 6). Что яснее этого свидетельства, по которому Господь ради милосердия и благочестия лучше захотел переменить Свое слово и к пределам назначенной смерти приложить пятнадцать лет жизни молящегося, нежели при неизменяемости Своего определения оказаться неумолимым? Подобно суд Божий изречен ниневитянам: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион 3, 4). Но скоро покаянием и постом их смягчается столь грозное и нечаянное определение, и Бог склоняется к милосердию. Если бы кто стал утверждать, что Бог, как наперед знавший обраще- 597// ние их, угрожал им разрушением города для того, чтобы побудить их к спасительному покаянию, то следует, что и настоятели братьев без упрека во лжи могут угрожать нуждающимся в исправлении чем–нибудь строже, нежели как намерены сделать, если это нужно будет. Если же кто скажет, что Бог то грозное определение Свое изменил ради их покаяния, согласно с тем, как говорит Он через пророка Иезекииля: а когда скажу беззаконнику: ты смертью умрешь, и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, — то он будет жив, не умрет (Иез 33, 14, 15), то из этих примеров видим, что мы не должны упрямо оставаться в своих определениях, но угрозу, высказанную по необходимости, смягчать благосклонной милостью. А чтобы кто не подумал, будто Господь только одним ниневитянам это сказал, Он через пророка Иеремию свидетельствует, что и для всех сделает то же, и обещает, когда будет необходимо, немедленно изменить Свое определение, смотря по нашим заслугам: иногда Я скажу о каком–либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010