Испанец Феодосий – один из немногих императоров, которые были крещены в начале своего царствования. Кажется – вследствие этого обстоятельства, его политика приняла более открыто христианский характер. Законы, изданные им в пользу Церкви, превосходят числом законы всех его предшественников, взятых вместе: их насчитывается по нескольку ежегодно. После воцарения на Востоке, первою его заботою было уничтожить арианство. В 380-м году он издает повеление, чтобы все народы, подчиненные ему, по вопросу о Троице следовали «вере, которую Римская церковь получила от апостола Петра», в том виде, как ее исповедуют «папа Дамас и Петр, епископ александрийский, человек апостольской святости» 584 . В 381, 382, 384, 388, 389, 394 годах следуют законы против еретиков: евномиан, ариан, аполлинаристов, македониан, манихеев, при чем отбираются их церкви с тем, чтобы передать их православным; запрещаются их (еретиков) собрания; изгоняются их епископы и священники; передаются в казну все места, где совершались их богослужения; уничтожаются их завещания, и объявляются неимеющими силы передачи и получения 585 . Большое количество этих законов, из которых многие повторяются, указывает на то, что они далеко не везде были исполняемы, но свидетельствует в то же время об энергических усилиях православного государя, направленных к восстановлению православного единения в тех областях, которые были разорены любезными Констанцию и Валенту ересями. Утверждают с похвалою, что он не давал Церкви денежных преимуществ, и не расточал в ее пользу материальных милостей. Он ограничивается тем, что или возвышает служителей Церкви, или оказывает почтение к ее учению и богослужению, или покровительствует христианским обычаям. Так, он запрещает вызывать епископов в качестве свидетелей 586 ; запрещает все уголовные дела в течение поста 587 ; не дозволяет телесных наказаний «в течение этого святого времени, назначенного для очищения душ» 588 ; запрещает торговать мощами мучеников 589 ; помещает Пасху и воскресение в число дней, празднуемых по распоряжению закона 590 ; запрещает по воскресениям зрелища в амфитеатрах и цирках 591 ; в день Пасхи объявляет прощение преступникам 592 ; не дозволяет браков между христианами и иудеями 593 ; возбраняет этим последним иметь рабов-христиан 594 ; запрещает комедианткам и женщинам дурного поведения появляться публично в одежде дев, посвященных Богу 595 ; не дозволяет брать в труппы танцоров женщин и детей, исповедующих христианство 596 ; запрещает частным лицам держать и показывать рабынь- музыкантш 597 ; преследует постыдные пороки в городах, делая в то же время более нравственными сами наказания 598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правило это толковалось весьма различно. Слово «свиток западных» ( τμος 585 τν δοτικν, volumen occidentalium, tomus occidentalium) понималось различным образом: одни, а именно греческие средневековые комментаторы, утверждают, что «свиток» означает исповедание веры Сердикского Собора 343 года, тогда как новейшие ученые доказывают, что под этим надо разуметь послание Римского Собора к восточным епископам 369 года, которое в 378 году было принято и подписано на соборе в Антиохии 586 . Мы не можем принять первого утверждения, потому что оно совершенно не оправдывается современными данными. Зонара, первый высказавший подобное мнение в своем толковании на данное правило, говорит так: «Император Констанций, сын Константина Великого , перейдя в арианство, стремился уничтожить I Вселенский Собор. Папа древнего Рима сообщил об этом Константу, брату Констанция. Констант грозил в письме брату войной, если он не перестанет колебать истинную веру. Следствием этого было то, что оба императора согласились созвать собор, чтобы он рассудил о Никейских определениях. Итак, в Сердик собралось 341 (376) отцов, которые письменно изложили определение, подтверждающее Никейский символ веры и отлучение всех тех, которые иначе веруют. Это письменное изложение Сердикского Собора второй Вселенский Собор называет «свитком западных» потому, что его подписали только западные епископы, тогда как 70 восточных епископов (ариан) заявили, что они не желают участвовать на соборе до тех пор, пока из него не выйдут святой Павел Исповедник и Афанасий Великий » 587 . То же говорит и Вальсамон 588 . Схолиаст сборника Арменопула говорит по поводу данного правила следующее: «Когда Констанций перешел в арианство, то римским епископом созван был в Сердике собор из 341 епископа, на котором был составлен этот свиток (hic tomus sive scriptum), утвержденный Константом, братом Констанция» 589 . С подобным утверждением нельзя согласиться, во-первых, потому, что этот «свиток западных» должен был, во всяком случае, говорить о состоянии церкви антиохийской, и во-вторых, должен был подробно коснуться разделения верных в Антиохии, а именно мелетианскаго раскола 590 . Между тем в определениях Сердикского Собора нет, и не могло быть упоминания о чем-либо подобном, по той простой причине, что собор этот был созван ни более, ни менее как за семьдесят четыре года до возникновения мелетианского раскола. При этом отцы данного собора, по-видимому, имели в виду какой-то недавний собор, а отнюдь не Сердикский, который был созван за 38 лет до этого 591 . Следовательно, вовсе не определения Сердикского Собора нужно подразумевать под «свитком западных», но какую-то другую рукопись. Петр de Marca 592 , Валезий 593 , Беверегий 594 , Кэв 595 , Гефеле 596 и архим. Иоанн 597 держатся относительно этого почти одинакового мнения. Сообразуясь с ними, и мы излагаем свое мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предки К. принадлежали 2 знатным франк. родам, которые в VII в. принимали активное участие в политической жизни гос-ва Меровингов. Их родовые земли находились в Австразии - королевстве, сложившемся во 2-й пол. VI в. в сев.-вост. части меровингской Галлии (крупнейшие города - Колония (ныне Кёльн, Германия), Меттис, Ремы (ныне Реймс, Франция), Треверы (ныне Трир, Германия)). Предки К. участвовали в междоусобной борьбе франк. королей Австразии и Нейстрии. После смерти кор. Сигиберта I (575) власть в Австразии перешла к его вдове Брунхильде, правившей сначала от имени сына, Хильдеберта II (592-596), затем от имени внуков, Теодеберта II (596-612) и Теодориха II (612-613). Авторитарное правление Брунхильды и конфликты в королевской семье вызвали недовольство знати, которая оказала поддержку ее противнику, кор. Нейстрии Хлотарю II (584-629). Оппозицию, выступившую на стороне Хлотаря II, возглавили св. Арнульф и Пипин I Старший († 640). Арнульф был влиятельным сановником при дворе кор. Теодеберта II. Земли Пипина находились в среднем течении р. Маас; благодаря браку со св. Идубергой (Итой) Нивельской († 652) он приобрел владения в окрестностях Меттиса. В 613 г. кор. Хлотарь II вторгся в Австразию и расправился с Брунхильдой и ее внуками. Король назначил Арнульфа на епископскую кафедру Меттиса, но епископ сохранил за собой и придворные должности доместика и палатина. Под давлением знати Хлотарь II возвел на королевский престол Австразии сына, Дагоберта I (623-638/9, с 629 король франков), чьим воспитателем и регентом стал еп. Арнульф. Пипин Старший был назначен майордомом Австразии (обязанности майордома (maior domus, maior palatii) первоначально состояли в управлении гос. землями (фиском), впосл. майордом стал главным советником короля). Еп. Арнульф и майордом Пипин Старший старались удержать власть, устраняя соперников из австразийской знати (по их инициативе кор. Дагоберт I приказал казнить магната Хродоальда, родоначальника баварской правящей династии Агилольфингов) и заключая выгодные браки (Ансегизил, сын св. Арнульфа, женился на св. Бегге († 693), дочери Пипина Старшего). После смерти Хлотаря I Арнульф оставил епископскую кафедру и удалился в мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон); позднее он стал отшельником, после смерти (ок. 640) его стали почитать как святого.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

§ 141. Св. Григорий в сочинениях своих – 1) как духовный оратор: любовь его к сему званию; ораторское слово его. Сочинения св. Григория пользовались самым высоким уважением в Церкви Христовой. Они были предметом самого внимательного изучения и весьма многих толкований 592 ; еще при жизни его стали переводить их на другие языки 593 . Сочинения св. Григория – Слова, письма, стихи 594 – сами собой показывают, чем особенно хотел быть для Церкви Христовой св. Григорий. С того самого времени, как почувствовал в себе Григорий стремление к образованности, он положил себе целью образовать в себе служителя слову Христову, оратора достойного истины Христовой; и эта цель постоянно была пред взором его, как при посещении школ, так и в то время, когда решился он делить уединение с служением для старца-отца. Он чувствовал в себе дар слова и хотел принести его в дар Слову, достойный Слова. «Сей дар приношу я Богу моему, говорил он в одном слове, сей дар посвящаю Ему; – это одно, чтó осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; все, чтó ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно – спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к небу и усердный сподвижник» 595 . Ораторское слово Григория – беспримерно по многим отношениям, если сравнивали Григория с обыкновенными витиями 596 . Отличия ораторского слова его: возвышенность и сила мыслей, речь дышащая пламенем чувств, игра образов и выражений, часто ирония и даже по местам сарказм, но смягченный любовью, чистота и точность выражений, неподражаемый выбор слов 597 . Ни почему не видно, чтобы Григорий говорил слова свои без приготовления; напротив, самые Слова показывают, что духовный оратор желал говорить вполне достойным образом, приготовлял, обрабатывал Слово для церковной кафедры, чтобы никакой диалектик, никакой записной говорун тогдашней публики, частью еще языческой, не мог заставить его краснеть, хотя бы то за одно выражение. И по форме, и по тону Слова Григория – не беседы, они в полном смысле ораторские слова. Из 45 несомненных слов его 598 , 5 похвальных, 9 – на праздники, иные – защитительные и обличительные; таков памятник его (σηλιτευτικος) Юлиану, два слова – два «столба, на которых неизгладимо записано нечестие Юлиана для потомства».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 2. Филосовские аспекты христологических споров 2.1. Концепции «воипостасное» и «воипостасная сущность» 2.1.1. Термин «воипостасное» и его введение в контекст христологических дискуссий Термин «воипостасное» (νυπστατον), почти неизвестный античным нехристианским авторам 592 , был достаточно рано введен христианскими писателями в богословский лексикон, однако вплоть до начала VI столетия фактически не употреблялся в христологии и по своему значению стоял очень близко к термину «ипостась» 593 . В этот период термин «воипостасное» использовался преимущественно в тринитарном контексте, и при том в целях не только отличных, но и прямо противоположных тем, в каких его стали использовать в последующую эпоху христологических споров. Если в период христологических дискуссий этот термин употребляли для обоснования ипостасной тождественности двух природ во Христе, то во время тринитарных споров с его помощью, напротив, выражали мысль о самостоятельности и инаковости божественных Лиц. Таким образом, сложившаяся в III-V вв. традиция употребления термина «воипостасное» не только не подготовила почву для его христологического применения, но и создавала для такого применения значительные сложности 594 . Концептуальное различие между «ипостасью» и «воипостасным» было установлено лишь в контексте христологических споров VI столетия. Термин «воипостасное» широко использовался в VI–VII вв. сторонниками Халкидона как для положительного раскрытия дифизитского христологического учения, так и в целях противомонофизитской полемики. Монофизиты, отталкиваясь от аристотелевской аксиомы «нет безыпостасной природы» (οκ στι φσις νυπστατος)», в которой «сжато выражена критика Аристотеля против Платоновского гипостазирования идей» 595 , стремились, установив в христологии жесткую взаимную связь между концептами «природа» и «ипостась», использовать этот постулат как аргумент в дискуссиях со сторонниками Халкидона: «Если будет после соединения две природы ( ; trn kyn men bar y; duae… naturae… post unionem), тогда будет и две ипостаси после соединения ( ; trn qnm bar y; duae hypostases… post unionem)» 596 , «если же ипостась (; qnm; hypostasis) одна, то одна будет и природа (; kyn; natura)» 597 . Согласно Севиру, говорящий об «одной ипостаси» ( ; ha qnm; unam hypostasim) «по необходимости будет говорить и об одной воплощенной природе Слова» ( ; men ’ananqe w-a kyn masr d-mel nmar; necessario et unam naturam Verbi incarnatam dicit)» 598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

О.Г. Большаков Глава 6. ПРЕЛЮДИЯ ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ СМЕНА ВЛАСТИ Шел двадцатый год правления My'abuu. Годы брали свое: судя по некоторым сообщениям, восьмидесятилетний 591 халиф, отличавшийся продуманностью решений, стал допускать промахи, которые можно объяснить скорее всего старческой неуверенностью в себе 592 . Чувствуя это, он во время визита басрийской делегации во главе с Убайдаллахом б. Зийадом в 679 г. пожелал, чтобы они подтвердили присягу Йазиду 593 . Весной 680 г. My'abuйa занемог, стал терять силы и сильно похудел. Некоторые современники полагали, что он заразился лихорадкой от новой хорасанской невольницы, другие придумывали совершенно невероятные причины. Упоминание сильного отхаркивания скорее свидетельствует о сильном воспалении легких. Под конец он настолько ослаб, что стал терять сознание и бредить. Готовясь к отходу в мир иной, он завещал половину своих денег казне (т. е., по идее, общинной кассе) и пожелал быть похороненным в рубахе, подаренной ему Мухаммадом, и с обрезками его ногтей, бережно подобранными полвека назад 594 . В один из последних дней он попросил умастить его и подкрасить и через силу вышел к людям, чтобы опровергнуть слухи о безнадежном состоянии. Видимо, он боялся, что эти слухи могут вызвать политические осложнения до того, как Йазид успеет перенять бразды правления 595 , но дождаться этого не успел и скончался в четверг 13 раджаба 60/19 апреля 680 г. 596 . Его кончина возрождала старый спор о власти, временно погашенный договором с Хасаном, молчаливо признанным затем Хусайном. Взятое им обязательство не выступать против My'abuu и не претендовать на власть, пока тот жив, теперь становилось недействительным и ненужным, присяга Йазиду как наследнику (если Хусайн ее формально принес) по сравнению с этим имела второстепенное значение, тем более что оно было обязательством перед My'abueй, а не перед Йазидом. Йазид не мог не понимать ответственность момента, но почему-то не был рядом с отцом в последние дни его жизни, уехав на охоту в свою любимую резиденцию в Хувварине.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Святой Григорий, епископ Нисский. О цели [жизни] по Богу и об истинном подвижничестве I, 1. Если кто, [живя] по Богу, удаляя мысль от тела и от рабства страстей, а также пребывая вне [мирского] неразумия, с чистым и искренним помыслом 591 сам рассмотрит свою душу, то он ясно увидит [отраженную] в естестве этой души любовь Божию к нам и замысел Божий при ее творении. Рассматривая себя таким образом, он обнаружит присущее человеку и сращенное с ним стремление к доброму и лучшему, [проистекающее из естественного] желания их; увидит он также бесстрастную и блаженную любовь, соединенную с природой [человеческой], к тому умопостигаемому и блаженному Образу, подражанием Которого является человек 592 . Однако некий обман зримых и вечно текущих [тленных вещей], через неразумную страсть и горькое наслаждение ввергая в заблуждение и очаровывая душу, использует ее легкомыслие и влечет ее к опасному пороку, рождаемому из наслаждений [преходящей] жизни и рождающего смерть в возлюбивших этот порок 593 . Поэтому было даровано тем, кто с любовью воспринимает его, ведение Истины, спасительное лекарство – благодать Спасителя нашего. Ею расторгается ложь, околдовывающая человека, а светом Истины поглощается бесчестное помышление, [вводящее в соблазн] ту душу, которая, приняв ведение, идет по пути спасения и [устремляется] к Божественному. I, 2. Поскольку же вы 594 , достойно воспринимая это ведение и эту Божественную любовь 595 в соответствии с данной [вам Богом] природой души и руководствуясь ею, собрались вместе, одушевляемые ревностью на деле осуществлять апостольский образ [жизни], то [по случаю] выразили желание получить от нас наставление в качестве руководителя и путеводителя по поприщу [такой] жизни. [Вы считали, что это наставление] выведет вас на прямую дорогу, ясно показав, какова цель жизни у следующих этим путем, какова «воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ), как достигнуть намеченной цели, как следует жить тем, кто шествует подобным путем, вместе друг с другом, как должно предстоятелям руководить хором любомудрия 596 и какие труды должны понести те, которые намереваются взойти на вершину добродетели и подготовить свои души к достойному принятию Духа. А так как вы просите представить это наставление не просто в устном виде, но запечатленном в письменах, чтобы, отложив его про запас, извлекать в необходимое время, словно из хранилища памяти, то мы, преисполнившись ныне смелостью, попытаемся изложить это в соответствии с руководящей нами благодатью [Святого] Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Ветер Авксентий; 1870, Городнянский у. Черниговской губ.- 1946, Глинская пуст.), схиигум., духовник Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. Род. в крестьянской семье. В 1893 г., окончив 2-классное уч-ще, поступил в Глинскую пуст., вскоре игум. Исаия (Гомолко) взял его в келейники. Под руководством игум. Исаии А. Ветер прошел школу иноческого делания, на 4-й год по поступлении в обитель был пострижен в рясофор, а 8 окт. 1900 г.- в мантию с именем Аристоклий. В мае 1902 г. рукоположен во иеродиакона, в июне 1904 г.- во иеромонаха, через 2 года награжден набедренником. С авг. 1907 г. исполнял обязанности ризничего Глинской пуст., в февр. 1911 г. указом Курской духовной консистории был утвержден в этой должности. Опытный в духовной брани, иером. Аристоклий часто назначался восприемником новопостриженных монахов, в числе к-рых были известные впосл. глинские старцы, напр. схиархим. Андроник (Лукаш) . 13 сент. 1913 г. иером. Аристоклий был назначен настоятелем Покровского мон-ря близ Омска и ревностно принялся благоустраивать обитель. 15 апр. 1915 г. иером. Аристоклий был утвержден в должности настоятеля и возведен в сан игумена. В суровом климате здоровье игум. Аристоклия ухудшилось, и в мае 1917 г. он подал прошение о переводе в Глинскую пуст., к-рое было удовлетворено указом Святейшего Синода от 2 авг. 1917 г. В родной обители он подвизался до 1922 г., совершая чредное священнослужение; после закрытия мон-ря жил в Глуховском р-не и совершал требы на дому, в книге учета служителей культа Глуховского окружного адм. отдела за 1926-1928 гг. числился как «бесприходный монах». В эти годы игум. Аристоклий духовно сблизился с о. Нектарием (Нуждиным) - настоятелем Глинской пуст. в 1912-1922 и в 1942-1943 гг., к-рый стал его духовником. В 1942 г. игум. Аристоклий вернулся во вновь открытую Глинскую пуст., приняв незадолго перед этим постриг в великую схиму с именем А., и был назначен духовником пустыни. Главной заботой А. стало возрождение старчества . Он следил за тем, чтобы иноки не имели никаких пристрастий, даже пристрастия к чрезмерно строгим подвигам. Мудрость и прозорливость А. привлекали к нему не только монашествующих, но и мирян, к-рые приезжали из отдаленных мест. В 1946 г. настоятель обители испросил для А. сан архимандрита, но старец не дожил до этой награды. А. похоронен в Глинской пуст. у юж. стены Крестовоздвиженского храма. Лит.: Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-XIX вв. М., 1994. С. 432-437; он же. Глинский патерик. М., 1996. С. 592-596. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/115952.html

Глава IV Трактаты «Камня веры»: о душах святых, мощах, литургии, Евхаристии, призывании святых и постах. Отношение содержания трактатов к богословским трудам Беллярмина и Бекана. Bellarmini t. II De ecclesia triuph. Характер замечаний дов. 1-й 343 2 E, 344 1 A Заимствовано с переделкою в конце довода 582 б –584 а 344 1 BCDE Заимствовано с близким сходством 344 2 DE, 345 1 A Заимствовано с незначительным сокращением. 585 а –586 б 345 2 BCDE 2 AB Почти буквальный перевод 586 б –587 б 345 2 CD Буквальный перевод 345 2 E, 346 1 A 346 1 BC Буквальный перевод 348 1 DE 589–5 90 348 1 E 2 A 590 а –591 а 348 2 BCD 591 аб –592 а 348 2 E 349 1 ACD Заимствовано с буквальным сходством свидетельство св. Епифания и с незначительным распространением свидетельства свв. Кирилла Иерус., Иоанна Дамаск. и Феофилакта. 592 б –594 а показ. 1–4 353 1 DE Заимствовано с незначительным распространением. 594 б –595 б Заимствована общая мысль, при различии частных доказательств в ее подтверждение. Претык. и испр. Becani Man. controv. 596 а –601 а 1547, §§ 1–4 Заимствованы некоторые частные мысли с самостоятельными дополнениями. Disput. t. I 601 а –602 а I. III. 341 2 C 346 1 DE 2 A Почти буквальный перевод 602 а –603 а Почти буквальный перевод с изменением порядка в изложении мыслей. 346 2 ABC 341 2 C, 346 2 CD Заимствовано с близким переводом 604 а –605 а 342 1 AB 348 1 CD Буквальный перевод 605 а –606 а 342 1 B, 348 2 D Заимствовано с незначителльным распространением. 606 а –608 а Буквальный перевод 353 2 ABCDE 608 а –609 а 343 1 C, 353 2 E 354 1 AB 343 1 BC, 354 1 C 609 б –611 б 354 1 DE 2 ABC Заимствовано с незначительным сокращением в изложении одного и того же содержания и с прибавлением нескольких строк в конце ответа на возражение (стр. 611). Трактат о душах святых, как видо из представленного сравнения его с соответственными местами Disputationes Беллярмина, есть близкое и по большей части буквальное заимствование из католического источника. Кроме отмеченных выше особенностей в содержании рассматриваемого трактата по сранению с последним, как имеющие самостоятельное значение, могут быть указаны следующие части: во второй главе положительного отдела свидетельства свв. Григория Богослова (стр. 589 аб ) и Иоанна Златоуста (591 а ), в третьей – «показания» пятое и шестое (594 а –595 б ), не зависимые от источников в подробностях своего содержания; в полемической части – некоторые частные мысли в решении первого возражения (596 а –601 а ), а также возражение пятое и ответ на него (603 б –604 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010