583 Theoph.347, 16–18. – Если под номисмами разуметь золотую монету, то сумма дани за год выразится в количестве ок. 5 тысяч фунтов. Илия Нисибинский поместил заметку о заключении мира под 662 годом (42 г. геджры – с 26 апреля 662 г.) 585 Acta S. Martini.I. с. 14 (P. G. 90, p. 129). – Неподалеку от Силимврии лежало укрепление Перберис, находившееся на самой границе – οκ «χει βμα ποδς »Ρωμαων βασιλεα. 586 Laurent.Sur la date des Eglises S. Démétrius et S-te Sophie à Thessalonique. Byz. Zeitsch. IV (1895), 424–431. 587 Писатель X века Иоанн Камениат, в своем описании осады Фессалоники арабами в 904 году, дает топографические указания о первых двух племенах. Они платили в ту пору дань городу и занимали своими поселками (κμαι) ближайшую территорию к западу от города в направлении города Берои. Племена, жившие к северу от них, были тогда подчинены болгарскому хану. – Theoph. contin. , p. 496. Bon. 589 Theoph.347, 6–9: Elias Nisib. S c r. Syri. VII, 64 – 39 год геджры (с 29 мая 659 г. до 16 мая 660); Chronicum maroniticum. Chr. min. 55. 590 Греческий ученый Папагеоргиу в своем исследовании об археологическом материале храма св. Димитрия Солунского, помещенном в греческом подлиннике в журнале Byz. Zeitsch. XVII (1908), дал на стр. 380 ошибочное чтение одного слова надписи: прочел имя Κστας вместо Κτστας и увидел мнимое свидетельство в объяснение хронологии событий, о которых сохранил повествование автор «Чудес св. Димитрия». Мозаичное изображение и подпись под ним воспроизведены в точности в исследовании акад. Успенского. Изв. Р. А. Инст. XIV (таблица XV). 592 Theoph.348, 16–20. – Феофан называет Селевкобол поселком (κμη) города Апамеи. Но в Синекдеме Иерокла (ν. 712, 9) Σελευκβηλος (sic) назван в числе городских общин Второй Сирии. 601 Lib. Pontif.337–338. – Представленная в этом источнике версия затушевывает соглашение папы с экзархом и выставляет дело так, что Олимпий хотел посягнуть на жизнь папы, но попытка не удалась, благодаря чуду. Он приказал своему оруженосцу убить папу, когда он будет принимать из его рук св. Дары в церкви св. Марии in Praesepe (ныне S. Maria Maggiore). Но оруженосец был чудесным образом ослеплен и не видел папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   Иоанна евангелиста церковь в Константино-поле 327    Ираклия, Гебраика, г. 300, 573    Ираклия Понтийская 133    Ираклия стена 468    Истр, см. Дунай, р.    Истрия 569    Итака, о-в 184, 520    Италия 7, 41, 171, 172, 339, 447, 483, 486, 487, 493, 494, 503, 507, 511, 519, 520, 562, 564, 568, 586, 601    Кавалион, г. 280, 281, 564    Кавая, г. 564    Кавка 603    Кавказ 462    Каир, Вавилон, г. 307, 308, 577    Каистр, см. Малый Меандр, р.    Какиплевра 153, 499    Калабрия 7, 454—456, 621    Калавра 63    Кала-Дендра 238, 239    Калафады 270    Каллиополь, г. 383    Каллия монастырь 123    Калциер, г. 371    Кампания 459    Каниклия монастырь 467    Канина, г. 83, 351—354    Канны, г. 486    Каносса, г. 460    Каппадокия 192, 364, 374, 486, 554, 570, 573    Капуя, г. 487    Карамвис, г. 244    Карасу (Меласу), р. 539    Карика источник 400    Карме, Герме, Гермийские холмы 389, 402, 610    Карнобат, г. 531    Карпаф, Скарпанто, о-в 248, 547    Карпиан, р-н Константинополя 106, 469    Касиотида 371    Кассандра, п-в 11    Кассопская гавань 182, 517    Кастамон, г. 444    Кастория, г. 5, 165, 166, 170, 171, 176, 500, 503, 506, 509, 515, 522, 568    Кастория, оз. 176    Кафисмат, г. 371    Кедрея, г. 406, 407, 617    Келесирия 321, 369, 587    Келлия 400, 615    Кельвиан, Кервиан, г. 375, 382, 607    Кельи, гора 166, 615    Кепрано, г. 459    Кервиан, см. Кельвиан, г.    Кесария, г. 576    Кесарополь, г. 260    Кефалиния, о-в 184, 313, 519, 520    Кешиш-Даг, Олимп, гора 388, 401, 610    Кивот, Цивитот, г. 293, 387, 400, 524, 561, 562    Кивотский пролив 293, 310    Кидн, р. 370    Кидокт 63    Кизик, г. 94—96, 199, 200, 202,387    Киклады, о-ва 327, 584    Кили 380    Киликия 55, 62, 312, 313, 318, 322, 323, 370, 439, 440, 446, 584, 585, 587    Киос, г. 193, 296, 402, 524    Кипарисий, см. Алики, г.    Киперудский монастырь, Пиперудский мона-стырь 255, 549    Кипр, о-в 248—250, 301, 308, 309, 311—315, 377, 380, 547, 585    Кипселлы (Псилл?), г. 215, 216, 598    Кир, р-н Константинополя

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Icon of Saint Hermenegild Hermenegild went on to lead a revolt against his father. The revolt was unsuccessful and Hermenegild was eventually imprisoned. Leander was sent into exile and fled to Byzantium, where he befriended Gregory the Dialogos. Gregory writes that King Liuvigild sent an Arian bishop to commune Hermenegild while he was in prison, but Hermenegild refused. This enraged his father who then ordered him executed. Saint Hermenegild was martyred in 585. Icon of Saint Hermenegild When King Liuvigild died in 586-9, his remaining son, Reccared assumed the throne and Leander returned to his seat in Seville. In approximately 587-9, again due to the influence of Leander, King Reccared repented of the Arian heresy and converted to Orthodoxy as his older brother had done. This was a turning point for the Iberian peninsula, as persecution ended and Hispania once again became a Christian kingdom. Leander spent the rest of his days as bishop of Seville fighting against the Arian heresy. Icon of Saint Isidore of Seville Upon the death of Saint Leander in 600-601, his brother, Isidore would assume his position as bishop of Seville. Isidore would finish his brother’s work in destroying the Arian heresy. He would make it a priority to defend monasticism in Hispania and write numerous theological works attacking the prominent heresies of the time.Icon of Saint Isidore of Seville Both Leander and Isidore were canonized as saints. Their younger brother, Fulgentius bishop of Écija, and their sister, the Abbess Florentina, would be canonized as saints as well. The story of this family demonstrates the importance of preaching the gospel. It was the tireless work of Saint Leander which converted royalty and in turn the leadership of a nation. It was the continuation of that work under Saint Isidore which saw the end of Arianism where it once ruled. Furthermore, Saint Isidore defended the Church against other heresies such as monophysitism. As ecclesiastical leaders, the siblings of these saints, Fulgentius and Florentina, maintained the same Orthodox teaching. For this family, the Orthodox Christian faith was more important than life itself. It is the examples of these saints in their evangelistic efforts and their willingness to confront blatent heresy that we should emulate. May we remain firm in the Orthodox faith and never lose an opportunity to preach the gospel.

http://pravmir.com/sainthood-a-family-af...

Но славянский всечеловек в своей евангельской грусти и в своей всечеловеческой любви чувствует, верует и знает: только благой и чудесный Богочеловек может победить смерть, воскресить каждого мертвеца, обессмертить каждого смертного и европейское кладбище превратить в питомник воскресения и бессмертия. Примечания 582. Курсив Ф.М. Достоевского. 583. " Преступление и наказание " , m.V, с.252-253. 584. " Дневник писателя " , m.XI, с.24. 585. " Подросток " , m.VIII, с.58. 586. " Зимние заметки о летних впечатлениях " , m.III, с.45-46. 587. Там же, m.III, с.46. 588. " Дневник писателя " , m.XI, с.247-248. 589. Курсив Ф.М. Достоевского. 590. Курсив Ф.М. Достоевского. 591. " Дневник писателя " , m.XI, с.248-249. 592. Material zum Roman " Die Demonen " , S.525. 593. Там же, с.525. 594. Там же, с.526. 595. Там же. 596. Там же. 597. " Дневник писателя " , m.XI, с.462-463. - Ср.: " Братья Карамазовы " , с.284. 598. Material zum Roman " Die Demonen " , S.521. 599. " Идиот " , m.VI, с.585. 600. " Дневник писателя " , m.IX, с.107. 601. Из материалов к " Бесам " , Л. Гроссман. 602. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.273. Цит. по изданию А.Ф. Маркса. Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского, С.-Петербург, 1894 г. Достоевский - всечеловек С какой бы стороны мы ни приближались к Достоевскому, во всем вселенная его бескрайня, горизонты его бесконечны. Многосторонность его гения поразительна. Кажется, что Верховное Существо взяло идеи из всех миров и посеяло их в одной человеческой душе, и так появился Достоевский. В полной своей личности он - и пророк, и мученик, и апостол, и поэт, и философ. Он принадлежит всем мирам и всем людям, ибо он как всечеловек необъятен и неисчерпаем. Этот человек - для всех всечеловек и всем он родной: родной сербам, родной болгарам, родной грекам, родной французам, родной он всем людям на всех континентах. Он - в каждом из нас, и каждый из нас может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сопереживанием и любовью он родной всем людям. Ничто человеческое ему не чуждо, и каждый человек ему дорог.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

578. Надо потрудиться над собой, чтобы очистить сердце от греховной заразы. Удерживай себя от гневнаго порыва уздой молчания с молитвою 579. Не слушай врага, внушающаго мысли против духовника. Молитву Иисусову говори с чувством покаяния просто устами, не спеши 580. Старайся умиротворяться душею ко всем 581. Терпение необходимо для спасения 582. Усердие к молитве бывает от Божией помощи и от своего понуждения. Кто с верою открывает помыслы, тот получит пользу 583. Покой там, идеже Свет Невечерний. Терпение – драгоценный дар, ибо без терпения нет и спасения 584. Не преставай призывать Иисуса горячею слезною молитвою 585. Совет относительно перемены келлии 586. Плач – спасительное делание. Молитесь друг за друга, дабы избежать сети диавольской. Мы видим только грех ближняго, а покаяния его не видим 587. После утешения благодари Бога не только словами, но и делами 588. О событиях 1905 г. Старайся удерживаться от греха и будь усердна к молитве и ко всякой добродетели 589. Надо стремиться не только к ангельской одежде, но и к ангельскому жительству. Смиренное сознание своего недостоинства должно быть не только на словах, но и на деле 590. Не унывай, но на милосердие Божие твердо надейся. Если привычки греховныя не оставляются, то надо смиряться и укорять себя 591. Богатство надо приобретать небесное. С болью надо понуждать себя к добродетели 592. Земные поклоны во время правила можно оставить по немощи, а не по лени. Начни исправление воспоминанием прежней доброй ревностной жизни 593. Не скорби на холодность родных. Смирением и терпением можно возлететь от земли на небо 594. Благословение Старца 595. Хорошенько убери душевную келлию и покади благовонным ладаном прилежной молитвы 596. Не следует скорбеть из-за того, что иногда нет ответа на письмо 597. Положи начало к исправлению 598. Смирение и без добрых дел спасет 599. Не оставляй молитвы, всегда кайся о грехах и помышляй о смертном часе    600. Если здесь нет утешения, то непременно утешит Господь в будущем 601. Ответ на поздравление с праздником Воскресения Христова

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Здесь употребляется, конечно же, во втором значении. 581 Τλμαι – от τλμη: дерзость, имевшая статус первородного греха в эллинской традиции. Таким образом, субординационисты (которых порицает здесь Синезий) суть люди, повторяющие первородный грех. 583 Πραπδας – собственно: диафрагма, место ума, средоточие духа. Следует, вероятно, отличать от сердца – как места средоточия яростной способности по преимуществу. 584 Эон – временной отрезок, неразрывно связанный с определенным смыслом: мы бы сейчас могли сказать – «эпоха». 586 Здесь и везде, где Синезий говорит о Царе, он употребляет слово ναξ: этим словом обозначался древнейший, догомеровский тип правителя, совмещавшего сакральные и политические функции. Такое же словоупотребление находим в поэзии Григория Богослова . 589 ρι κατ κσμον. Целое мира представлялось телом, и следовательно, представлялась некая его поверхность. 590 διανισσμενον – игра слова здесь подчеркивает связь всех героев в античной религии с Дионисом, а их культа – с дионисическим. Эта связь неплохо известна нынешнему религиоведению. 599 νεπδων. Хор живых существ, прославляющих своего создателя, – аллюзия, понятная любому эллински образованному человеку Поздней Античности. Ср.: Аристотель. О космосе, 6, 399b. 600 ταν от τη – одно из центральных понятий греческой трагедии: роковое помрачение ума, предопределенное преступление и зло. 601 Λειμνων – у нас это слово еще на славянский язык переводилось как луг. Соответственно, Лимонарий Иоанна Мосха оказывался Лугом Духовным. Лугом, однако, мы называем нечто небольшое на фоне чего-то другого – большего: леса, строений, реки. Ничего подобного не имеет в виду Синезий. Речь идет о том поясе в Африке, который предваряет пустыни, т.е. о степях. Вполне возможно, и название сочинения Мосха правильно переводить как «Духовная Степь». 605 Здесь: духов злобы, несчастья. Вообще же, Кера – богиня смерти или кары. В последнем случае эквивалентна латинской Фурии. 607 ματρα πτραν – намеренный антиномизм, призванный, вероятно, подчеркнуть околобожественный характер предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Современная заметка на ркп. «А сего лета (1413) от Можайска града за 10 верст, в селе Андрея князя Дмитриевича, от иконы пресвятые Владычица нашея Богородица явилося жалованья и прощения людем много, слепым, хромым, расслабленным, глухим и иным: несть мощно сказати или исчести их, ум человеческий не может изрещи, колико человеколюбье Божие и какова милость на людех». Изв. акад. 6, 304. 586 Никон. л. 5, 53. 54. Собр. л. 8, 87. Степен. кн. 2, 36. Здесь поименованы Савва Аврамиев и торговавший в Литве Фома Лазарев. 588 Собр. л. 4, 116. Где сокращенно предложено окружное послание Фотия и где говорится о соборе, «по случаю» собравшемся, осудил Григория. Бл. Фотий упоминает о своем окружном послании, в послании от 6 сент. 1416 г. (ак. ист. 1. 20). 591 Никон. л. 5, 73. Собр. л. 8, 90. В конце одного Евангелия замечено: «лета 6928 (1420) инд. 13 представше митрополит российский Григорий Цамблак. Заметки поклонника св. горы стр. 251.» К. 1864 г. 593 «Паки Христос миром свою церковь украси и смирение мое в церковь свою введе, советованием благородного, славного в. князя Александра (Витовта)». Дополн. к ист. акт. 1, 338. Иеродиакон Зосима, конечно, воспользовался этим миром и полгода прожил в Киеве, прежде чем отправился в Иерусалим. «От русские страны и от стольна града Москвы, пишет он, из великия лавры преп. игумена Сергия, потщахся постигнуты славный град Киев, иже бе мати всем градом русским. И достигнув благодатию Б. града Киева, пребыхом в лавре, еже зовется киевская печера, у гроба преп. Антония и игумена Феодосия полълета. И тамо возмыслихом и восхотехом видети св. места идеже Христос своими стопами походи». 595 Родослов. кн. во времени. 10, 157. 158 195. «По Божию изволению похоте Алекса креститися и прислан к Киеву, и митрополит киевский крестил его в крестьянскую веру и дал ему во святом крещении имя князь Александр». Здесь же сказано, что отец Олексы кн. Мансур–Кията основал города Глинск, Глинецу и Полтеву (Полтаву) и сын после отца владел этими городами. 601 Никон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

577 Мы используем публикацию записок императрицы Елизаветы Алексеевны в книге вел. кн. Николая Михайловича, так как она включает и французский оригинал, и русский перевод: Великий князь Николай Михайлович. Указ. соч. С. 16–28. 580 Современный автор пишет по этому поводу: «О каком испытании говорит жена Александра, если, согласно ее дневнику, в этот день у Александра было лишь легкое недомогание?» (Федоров В.И. Александр Благословенный – святой старец Феодор Томский (монарх-монах). Томск, 2004. С. 107). 583 Тарасов Д.К. Записки почетного лейб-хирурга Д.К. Тарасова (воспоминания моей жизни) 1792–1866. СПб., 1872. С. 136. 586 Документы, относящиеся к последним месяцам жизни и кончине в Бозе почивающего Государя Императора Александра Павловича, оставшиеся после смерти Генерал-Вагенмейстера Главного Штаба Афанасия Даниловича Соломко. СПб., 1910. С. 102 (далее – Документы, относящиеся…). 592 Журнал генерал-адъютанта князя Волконского во время болезни в Бозе почивающего Государя Императора Александра Павловича//Русский вестник. 1897. Апрель. С. 4. На записи кн. П.М. Волконского от 9 ноября о распоряжении императора Дибичу писать в Варшаву цесаревичу о лихорадке приписано: «Сие приказание дано г. Дибичу было 11 ноября, а не 9». 593 Записки императрицы Елизаветы Алексеевны//Великий князь Николай Михайлович. Указ. соч. С. 27. 596 Дневник лейб-медика баронета Я.В. Виллие. 1825 г. Переводе французского//Русская старина. 1892. Январь. С. 77. 597 Записки императрицы Елизаветы Алексеевны//Великий князь Николай Михайлович. Указ. соч. С. 24. 598 Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр Благословенный. Саратов, 1908 (далее – Таинственный старец… 1908). С. 9–10. 601 Письмо опубликовано в приложении к работе великого князя Николая Михайловича «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Козьмича» (С. 29). 604 По поводу записки с именами членов Союза Благоденствия Александр I сказал генерал-адъютанту Васильчикову: «Вы служите мне с начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял эти заблуждения и ошибки. Не мне карать» (Шилъдер Н.К. Указ. соч. Т. IV. С. 204).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Около 580 г. обратился в православие Херменегильд - сын короля Леовигильда, оставшегося верным арианству. Началась гражданская война. Ариане взяли верх, и в 585 г. Леовигильд казнил своего сына. Началось кровавое гонение на православных. Но дело ариан уже было проиграно: после смерти Леовигильда его сын и наследник Рекаред (586-601) на соборе в Толедо (589 г.) торжественно перешел в православие и объявил его религией своего королевства. На этом же соборе в Символ веры было включено слово Filioque (a Patre Filioque procedit) - т.е. «(Духа) от Отца и Сына исходящего». Смысл этой интерполяции, несомненно, коренился в борьбе с арианством. Испанцы лишь хотели подчеркнуть Божество Сына. Никто и представить себе не мог, что они не имели права этого делать и что из этого выйдет. Вскоре Filioque было воспринято и франкской Церковью. 5. Нам осталось поговорить еще об Африке - знаменитой и влиятельной Церкви с богатыми богословскими традициями. Но и там были свои кризисы - связанные прежде всего с новацианами и донатистами. Из-за этих постоянных расколов Церковь была значительно ослаблена. В 432-439 гг. около 80 тыс. вандалов, возглавляемых королем Гейзерихом, вторглись в Африку из Испании, где они уже успели пробыть некоторое время. В 435 г. имперское правительство в Равенне вынужденно признало их «федератами». Вандалы были обращены в арианство готами, но, в отличие от своих веротерпимых учителей, они начали кровавые гонения на православных - всех, кто отказывался присоединиться к их церкви, возглавляемой собственным патриархом. Церковь была фактически запрещена, тысячи убиты, десятки тысяч изгнаны. Кульминация гонений пришлась на правление короля Хуннерика (477-484 гг.) . Известна история про созванный им богословский диспут. Было объявлено, что это единственный и последний шанс православных доказать свою правоту. На диспут собралось 466 православных епископов. Председательствовал король и вандальский патриарх Сирила. Епископам-кафоликам удалось лишь прочитать письменное исповедание своей веры, после чего их сразу объявили проигравшими, а Кафолическую Церковь - вне закона. Храмы были либо закрыты, либо переданы арианам, рукоположения запрещены - как и все отправления культа, а богослужебные книги уничтожены. Епископы, отказавшиеся перейти в арианство, были подвергнуты пыткам, убиты, приговорены к каторжным работам и изгнанию. Многим удалось обосноваться на Корсике. Гонения продолжались и при преемниках Хуннерика. Лишь король Хильдерик (523-530 гг.) , обеспокоенный тем плохим «имиджем», который создавали ему православные эмигранты, вновь разрешил возвращение изгнанников и деятельность Православной Церкви - это был дипломатический шаг, направленный на улучшение отношений с Империей. В 525 г. даже прошел «Всеафриканский собор», на котором присутствовало 60 православных епископов.

http://sedmitza.ru/lib/text/434757/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЙ [испан. Eutropio] († до 610), свт. (пам. зап. 8 июня), еп. г. Валенция (ныне Валенсия, Испания), писатель, участник Толедского III Собора (589). Сведения о жизни и деятельности Е. отрывочны. Сохранилось 2 письма святителя к Петру, еп. г. Эркавика (в совр. пров. Куэнка). Е. упоминается в «Хронике» Иоанна Бикларского и в сочинениях свт. Исидора Гиспальского (Севильского). Исидор сообщает о послании Е. к Лициниану, еп. Нов. Карфагена (ныне Картахена), в к-ром тот объяснял, как совершать хризму (миропомазание) младенцев. Е. был монахом, затем настоятелем Сервитанского мон-ря, основанного в VI в. мон. Донатом (бежал из рим. Африки во время гонения на христиан со стороны вандалов). В посланиях, составленных в период жизни в монастыре, Е. отмечал упадок нравов монахов, считал, что нравственное возрождение монахов было его основной задачей как настоятеля. Вслед за прп. Иоанном Кассианом Римлянином он выделял 8 общечеловеческих пороков: обжорство, вожделение, алчность, гнев, уныние, малодушие, тщеславие, гордыню. Согласно Иоанну Бикларскому, вместе со свт. Леандром Гиспальским Е. был инициатором и активным участником III Толедского Собора, на к-ром было объявлено о присоединении вестгот. кор.-арианина Реккареда (586-601) к кафолической Церкви. Подробности о выступлениях Е. на Соборе не сохранились. После 589 г. Е. был рукоположен во епископа и назначен на кафедру Валенции. День памяти святителя присутствует в мартирологах ордена бенедиктинцев и частных мартирологах XVI-XVII вв. Соч.: CPL, N 1095-1096; Epistola ad Petrum Papam de octo vitiis; De destructione monachorum et ruina monasterium//PL. 80. Col. 9-20; Anecdota Wisigothica/Ed. M. C. Díaz y Díaz. Salamanca, 1958. Vol. 1. P. 20-35. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. Col. 51-52; Ioannes Biclarensis. Chronicon// Campos Ru í z J. Juan de Biclaro, Obispo de Gerona: Su vida y su obra. Madrid, 1960. P. 92, 97; Isid. Hisp. De vir. illustr. XLV 64//PL. 83. Col. 1106. Лит.: Gonz á lez T. La Iglesia desde la converción de Recaredo hasta la invasión arabe//Historia de la Iglesia de España/Ed. R. García Villoslada. Madrid, 1979. T. 1. P. 408, 720; C á rcel Ort í V. Historia de la Iglesia en Valencia. Valencia, 1986. T. 1. М. В. Рыбина Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187601.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010