бб) Высокая торжественность выражается и в пасхальных антифонах, заимствованных из псалмов (65,66 и 67-го). Вся земля и все народы возбуждаются славить и чтить Господа Спасителя. «Воскликните Господеви вся земля! Вся земля да поклонится и поет Тебе! Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси!» Здесь же слышим и песнь победы над врагами спасения нашего: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» Лик к пророческому пению славословия весьма прилично присовокупляет молитвенные песни новозаветные: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: аллилуия!» А к победной песни пророческой – победную песнь воскресения: «Христос воскресе из мертвых!» вв) Апостол читается ныне из книги Деяний. Церковь предположила с первого дня Пасхи начинать круг чтений апостольских а вследствие того 1-ое зачало (начало книги Деяний апостольских) и надлежало усвоить 1-ому дню Пасхи. Но не трудно видеть, что повествование, доставшееся настоящему празднику, соответствует его величию. Это – описание последнего явления воскресшего Господа ученикам, когда Он обещал им даровать силу для возвещения Его воскресения по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли. Что иное есть настоящее торжество наше, как не произведение сей Божественной силы, распространившей веру в Воскресшего до последних земли? гг) Еще приличнее торжеству читаемое ныне Евангелие, – начальное благовестие сына громова, Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Где яснее и возвышеннее изображено Божество Спасителя нашего? Иоанн указывает на славу Его, которую Он имел прежде мир не бысть: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Он видел и поведает нам и славу Его воскресения: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Чтение столь высокого Евангелия в соборных церквах бывает на разных языках, для означения того, что слава Господа нашего прошла во все народы и поведается на всех языках мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Н.З. Агнцем называют Христа: «… не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» ( 1Пет. 1:18–20 , см. также Ин.1:29 ; Евр.9:13–14 ). В Откровении Иоанна Богослова «Агнец закланный» предстает как победитель, достойный «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр.5:12 , см. также 7:17,13:8, 21:22, 21:23). Агнцами называет Господь уверовавших в Него: «паси агнцев Моих» — говорит Он апостолу Петру, поручая ему тем самым будущее Своей Церкви ( Ин.21:15 ). Христос и Агнец, и Пастырь агнцев, Который, как возвещает Иоанн, будет пасти праведников и «водить их на живые источники вод» ( Откр.7:17 ). Этот же образ присутствует и в пророчестве Исайи об Избавителе: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей…» ( Ис.40:11 , ср. Ос.4:16 ). Ад АД/ПРЕИСПОДНЯЯ. АД КРОМЕШНЫЙ см. также ГЕЕННА ОГНЕННАЯ Универсальное понятие, выражающее одно из представлений о месте посмертного пребывания человека, где грешника ожидают вечные муки. В повседневной речи широко используются образованные от него определения: «адский» (-ая, ое), применимые к разнообразным реалиям жизни и указывающие на крайнюю степень качества. «Адскими» могут быть, например: голод, жара (и наряду с этим холод), скука, мука (как оценка бытовых неудобств), работа и т.п.; встречается в сочетаниях: «исчадие ада» (о жестоком человеке), «гореть (тебе, мне) в аду», «отправиться прямиком в ад» — как предупреждение (иногда шутливое) о расплате за аморальные поступки. Ад кромешный — как синоним выражений «вавилонское столпотворение», «содом и гоморра», указывает на крайнюю степень беспорядка, на необузданные действия людей, суматоху, неразбериху. «Кромешный» (ц.-слав.) — внешний, пространство, находящееся за краем, границей чего-либо; «тьма кромешная» также означает «ад».

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

В своем послании Апостол Иоанн велит молиться за брата согрешающего не к смерти и прибавляет: «есть грех к смерти; не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). Седьмой Вселенский Собор в 15-м правиле поясняет, что такое грех к смерти или хула на Святаго Духа. – Здесь, то есть в известных словах Спасителя о сем грехе, разумеется не хула в обычном смысле слова, а сознательное противление истине, свидетельствуемой совестью, как сказал Господь: «если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин.15:22 ). Вот и пример непростительного греха. О непрощённой хуле Господь впервые сказал в ( Мк.3:29 ), при таком пояснении евангелиста: «сие сказал Он потому, что говорили: в Нем нечистый дух» ( Мк.3:30 ). Как видите, прямой хулы на Святого Духа не было, но было противление явной истине. Сообразно с этим, помянутое 5-ое правило VII Собора говорит: «грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают. Горше же сего то, когда жестоковыйно возстают на благочестие и истину... В таковых нет Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения». Этим пояснением утверждается и смысл слов Христовых и Иоанновых и становится ясным, что непростительный грех к смерти относится к нераскаянным состояниям души, а не к единичным согрешениям. Не надо, однако, забывать, что в последнем грешны все упрямые и самоуверенные люди, презрительно говорящие о святых заповедях, о Боге и о Святом Духе. Они не в полной мере повинны грозным словам Спасителя о хуле на Святого Духа, но, постепенно ожесточаясь, могут подвергнуть себя в полноте помянутой евангельской угрозе. Итак, мы только коснулись описания даров Святого Духа, перечисленных в послании к Галатам, а все это дело оставляем до другого раза. Скажем только ещё два слова 1) к различению духов прелести от даров Святого Духа и 2) о наиболее характерном выражении благодатного настроения. Различать Духа Божьего от духа прелести не так-то просто. Апостол Павел признаёт особенным даром Святого Духа – дар различения духов ( 1Кор.12:10 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Восьмой день. Поучение 2-ое. Св. апостолы: Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт и Ерма. (Труды св. апостолов). I. Ныне св. церковь воспоминает св. апостолов от 70-ти: Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, и Ерма. Святый апостол Иродион, родом из Тарса Киликийского, сродник св. апостола Павла, был епископом Неопатрийским и много пострадал за веру от иудеев и язычников. Однажды они замучили его до полусмерти; но благодатию Божией апостол выздоровел и в Риме проповедывал Евангелие со святым Петром. По мученической же кончине Петра, он был усечен мечем. О нем упоминает апостол Павел в послании к римлянам (гл. 16, 11). Св. апостол Агав, исполненный духа пророческого, проповедывал в странах, окружавших Иудею. В Деяниях апостолов упоминается о нем. «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии». (11, 27–28). Тот же Агав предвозвестил, что апостола Павла ожидают в Иерусалиме узы. Об апостоле Руфе, бывшем епископом в греческом городе Фивах, упоминает апостол Павел в послании к римлянам: «приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (гл. 16, 13). Тут же упоминает он и об апостоле Асинкрите, который был епископом в Иркании, об апостоле Флегонте, епископе Марафонском, апостоле Ерме, епископе Далматском. II. Все эти святые апостолы ревностно проповедывали слово Божие по вселенной и перенесли мучения за веру Христову. В день посвященный их памяти не бесполезно сказать нечто о трудах, понесенных апостолами. а) Исполняя завещание своего Учителя и Господа, святые апостолы тотчас по вознесении Его на небо и по сошествии на них Св. Духа вступили в великое служение всемирных проповедников Евангелия. И святый Петр в самый день сошествия Св. Духа своею проповедию обратил ко Христу три тысячи душ, а чрез несколько времени, исцелением хромого от рождения при храме Иерусалимском и проповедию о Христе, приобрел для церкви Христовой пять тысяч человек. С того времени, как он, так и прочие апостолы, не переставали проповедывать Христа, Спасителя мира, иудеям и язычникам, рассеянным по всем известным тогда странам. Таким образом исполнилось повеление Христово, данное апостолам: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» ( Марк. 16, 15 ). Действительно, из уст апостолов услышали проповедь Евангелия все части тогдашняго мира: и Азия, и Африка, и Европа; и можно было, без преувеличения, сказать, что «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их» ( Рим. 10, 18 ). Так святые апостолы основанную на краеугольном камени Иисусе Христе благодатную церковь Божию утвердили и распространили, поставили в ней пастырей, – епископов, пресвитеров и диаконов, учредили чин совершения таинств, показали образцы общественного богослужения и спасительное учение веры и жизни христианской преподали навсегда в своих Богодухновенных писаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Выйди в поле» – в целях уединения, которое требовалось для видения. «Поле» точнее с евр. «равнина», окружавшая холм, на котором расположен был Тел-Авив. «Там стояла слава Господня». Следовательно, пророк застал ее уже там, а на Ховаре она явилась, пришла к пророку; точно также в следующем видении VIII-XI гл. пророк застает уже ее в храме. Сойдя на землю, Бог как бы не оставляет ее еще доселе и до событий VIII-XI гл. «Стояла» показывает, что под славой Господней разумеется все явление, а не например, Сидящий на престоле; на тоже указывают и следующие слова: «как слава, которую я видел при реке Ховар», явление повторилось перед пророком во всей полноте. Хотя не исключена возможность и того, что «слава Господня» употреблено здесь в узком смысле – о Человеческом Образе, виденном на Ховаре: 1) выражение не так решительно, как в Иез.43.3; 2 ) повторение всего явления здесь не было так необходимо, как в VIII-XI гл. и в XLIII; 3) здесь нужен был только Образ Господа, как в Иез.8.2 . Упоминание о Ховаре показывает, что эта река протекала не близ Тел-Авива. Иез.3:24 .  И вошел в меня дух, и по­ставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною, и сказал мне: иди и запрись в доме твоем. Бог дает пророку самые неожиданные и не могшие не показаться странными и самому пророку (потому, между прочим, и потребовалось новое явление Бога ему) наставления о первых шагах его на его поприще. Иезекииль не должен подобно своим великим предшественникам ходить по стогнам и улицам с грозными речами, не должен входить с ними в дома знатных и бедных; пусть он спокойно сидит у себя дома. Что «запрись в доме» нужно понимать так, а не в узком и собственном смысле, видно из Иез.8.1 ; Иез.14.1 и из непосредственно следующих за этим повелением 4 символических действий, которые, чтобы они имели смысл, должны были видеть хотя случайные посетители пророка. Заключение пророка в доме должно было иметь срок, указанный в 27 ст., такой же, как его безмолвие, и так же, как последнее, не могло быть безусловным. Этим заключением можно было испытать, как по отношению к пророку будут вести себя его соотечественники. Блаж. Иероним в заключении в связанности пророка узами (ст. 25) видит уже 1-ое символическое действие, указывающее на осаду Иерусалима. Но I-III гл. целиком, как видно из Иез.3.26–27 , посвящены, в качестве введения к книге, описанию призвания пророка вообще к пророческому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян.5:15 ). «Бог же творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:12 ). Св. Иоанн Дамаскин пишет о телах умерших святых «яко посредством ума и в телеса их вселился Бог» (Богословие кн. 4, ч. 15, ст. 3:4). Тоже самое говорит и святой Григорий Богослов : «Ихже едина телесна равномощна суть душам святым, егда или осязаема, или почитаема бывают. ихже и капли крове, сие малые признаки страдания, равная действуют телесем» (1-ое облич. слово на Иулиана). Имея своим источником Бога, святость Церкви не умаляется наличием в Церкви грешников. По катехизису, согрешающие, но очищающие Себя покаянием, не препятствуют Церкви, быть святою; а грешники нераскаянные или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием Суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется Святою». Эти слова катехизиса не представляются вполне удовлетворительными. По ним выходит так, будто святость Церкви зависит от того, что Церковь очищается от грехов или через покаяние грешников, или через отсечение не кающихся грешников от Тела Церкви... В действительности, это не так: святость Церкви, как было уже указано выше, зависит не от святости ее членов, ибо нет ни одного члена Церкви, который был бы безгрешен. Святость Церкви определяется тем, что Она есть Тело Христово, и освящается Духом Святым. Присутствие в Церкви грешников (ведь мы же все грешники!) не может отнять у Церкви Ее святости, каются ли эти грешники, или не каются, отсекаются ли они от Церкви церковною властью или не отсекаются. Взгляд на Церковь , как на собрание святых – это неправильный взгляд! Это – взгляд сектантский, Церкви не свойственный! Духовная жизнь в миру Душа человека, призванная ко спасению, во время своей земной жизни, жаждет, по существу своему, встречи с добром и всюду старается позаимствовать, собрать, найти добро.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Двадцатый день. Поучение 4-ое. Св. пр. Илия. (О ревности к славе Божией). I. Св. славный пр. Илия был великий ревнитель славы Божией. Он своею проповедию, и своею борьбою с идолопоклонством, и своим избиением жрецов идола Ваала, отвращавших израильтян от служения истинному Богу, и своею святою жизнию пламенно старался о прославлении имени Божия. Его св. пример побуждает и нас стараться со всем усердием о славе Божией. II. Истинная ревность о славе Божией не только не воспрещается нам, но и составляет наш священнейший долг. Она так же обязательна для нас, как обязательна для нас и любовь к Богу. Любовь истинная, пламенная, даже и невозможна без ревности о славе любимого существа. За пламенною любовию к Богу необходимо следует ревность о славе Божией; только не любящий Бога может не ревновать о ней, равнодушно относиться к ней. Сам Бог, Который любит Себя как всесовершеннаго, более всех ревнует о славе Своей. «Не поклоняйся кумирам», – говорит Господь, – «и не служи им; ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель» ( Исх. 20, 5 ). «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Исаия 42, 8). « «Ревность по доме Божием снедала»» «Господа Иисуса Христа» ( Иоан. 2, 17 ). И наш долг ревновать о Господе. По слову апостола «хорошо ревновать в добром всегда» ( Гал. 4, 18 ): а что лучше ревности о славе Божией? «Будь ревностен», – говорит Господь ангелу лаодикийской церкви ( Апок. 3, 19. 14 ), обязывая его более всего, конечно, ревновать о Господе. Ревность о славе Божией есть одно из богоугоднейших проявлений любви нашей к Богу, когда она – ревность истинная, правильная. В чем же она должна проявляться, чтобы быть ревностию истинною, святою? – Распространение боговедения на земле и прославление Бога доброю, святою жизнию поклонников Его – вот наилучшие проявления ревности о славе Божией и наилучшее прославление Господа. а) Когда люди желают прославить человека, уважаемого и любимого ими за те или другие свойства и качества, тогда они обыкновенно стараются распространять о нем благоприятные сведения, – иногда верныя, правдивыя, а иногда и прикрашенныя, преувеличенныя, но благоприятные сведения. Прославляя ум его, они пересказывают его изречения, замечательные по остроте и глубине мысли, исчисляют его открытия в тех или других областях знания и жизни, знакомят с мудрыми предположениями и планами его деятельности, с благоразумным осуществлением сих планов, вообще со всем тем, что может свидетельствовать о высоте ума его. Для прославления его мужества, благородства души, доброты, силы воли, знакомят людей с делами, с подвигами, в которых проявились те или другие высокие качества его воли и сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать второй день. Поучение 2-ое. Св. равноапостольная Мария Магдалина. (Женщина может быть «светом мира» для неведущих истинного Бога и в особенности во своей семье для детей). I. Св. ныне прославляемая Мария Магдалина, родом из Магдала, небольшего городка на берегу Галилейского озера, была одна из тех женщин, которых облагодетельствовал Иисус Христос, когда, проповедуя по городам и селам галилейским, Он чудно исцелял болезни телесные и душевные всех приходивших слушать и принимавших с верою слово Его. С тех пор, как милосердый Господь исцелил ее, освободил от мучивших ее семи бесов ( Лук. 8, 2 ), она всем сердцем предалась Ему, всюду следовала за Ним, слушала Его учение ненасытно, служила ему имением своим и трудами рук своих. В числе некоторых других жен она последовала за Ним из Галилеи и в Иерусалим, когда Господь отошел туда на вольное страдание и на смерть. Не оставила Мария Магдалина своего Спасителя и тогда, когда начались Его страшные страдания, неотлучно была при Нем и в минуты, когда оставили Его даже Его ученики... Когда Спаситель был распят на кресте, то Мария Магдалина издали с глубокою скорбию смотрела на Него и потом была при Его погребении, вместе с Мариею Иосиевою, смотрела, где Его полагали (Марк. XI, 47, Матф. XXVII, 61). В 1-й же день недели, который с тех пор называется «воскресным», Мария Магдалина, приготовив благовонное миро, чтобы, по обычаю иудейскому, помазать им тело умершего Иисуса, «рано пришла ко гробу, когда еще было темно, и увидела, что камень отвален от гроба, и побежала, и пришла к Симону Петру, и к другому ученику, которого любил Иисус, и сказала им: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». После же того, как пришедшие по ее словам ученики, наклонившись ко гробу, увидели только «одне пелены лежащия» и уверовали в воскресение из мертвых Христа, так как из Писания знали, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых, и возвратились к себе, – «Мария стояла у гроба и плакала». И вот ей, много возлюбившей Христа, «сперва (но без сомнения уже после Божией Матери) явился Христос», ее первую, скорбящую о Нем, обрадовал неизреченною радостию воскресший Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1892 г. 15 Первое издание вышлов семидесятых годах. Второе издание в 1885 г. Затем было ещё несколько изданий отдельных статей, содержащихся в этом сборнике, о чем скажем особо. 16 Первое издание этой книжки вышло в восьмидесятых годах. Второе – в 1891 г. Оба в Москве. Третье издание вышло в С.-Петербурге в 1897 г. 20 Из статей этого сборника отделом распространения духовно-нравственных книг были изданы следующие: 1) «Женихи и невесты». 7-ое изд. М. 1902 г.;2)«Лица безбрачные». 6-ое изд. М. 1898 г.;3) «Свекрови и невестки» 6-ое изд. М. 1901 г.;4) «Раздор между мужем и женой» 6-ое изд. М.1899 г.;5) «Вдовство» 5-ое изд. М. 1899г.;6) «Братья и сестры» 5-ое изд. М. 1898 г.;7) «Сиротство». 5-ое изд. М.1899 г.8) «Отчимы и мачехи, пасынки и падчерицы». 6-ое изд. М.1898 г.;9) «Убогие». 5-ое изд. М.1898г.; 10) «Утешение и советы людям, живущим в бедности». 6-ое изд. М. 1901 г.; 11) «Доброе имя» 7-ое изд. М. 1902 г.;12) «Старость» 5-ое изд. М. 1902 г.;13) «Дружба». 7-ое изд. М.1899 г.;14) «Духовное завещание». М. 1898 г. Две брошюры, входящие в состав того же сборника, как-то: «Радости и скорби родителей о детях» и: «Многочадие и бесчадие» были изданы редакцией Душеполезного Чтения в 1895 г. 22 1) «Гордость». 5-ое изд. М.1899 г.; 2) «Грехи чувств». 4-ое изд. М. 1899 г.; 3) «О путешествиях к святым местам». 3-ье изд. М.1899 г.; 4) «О христианских именах». 3-ье изд. М.1899 г.; 5) «Нечто о вечеринках и балах». 2-ое изд. М. 1898 г.; 6) «Изъяснение кратких изречений, употребляемых в богослужениях». 4-ое изд. М. 1898 г. Две же брошюры: «О телесных действиях при богослужениях и молитве» и «Изречения Слова Божия, располагающая к покаянию» были выпущены редакцией Душеполезного Чтения, обе третьим изданием в 1895 году. 23 Из адреса от Отдела Московск. Общества Люб. Дух. Пр. по распростран. Дух.-нравствен. Книг в день пятидесятилетн. Юбилея священнослужительства преосвящ. Виссариона, еп. Костромск. (1853 г. Дек. 8 – 1903 г. Дек.8) Кострома. 1904 г., стр.22 25 Первое издание этой книжки было сделано в Москве в семидесятых годах, а четвертое – в Петербурге в 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   При весьма внимательной молитве бывает у подвижников и пот, не только когда они утруждают тело поклонами, но и когда совершают молитву стоя или сидя. Пот является при особенном внимании, при особенном сокрушении духа. Так преподобный Пахомий Великий при келлейных молитвах своих обливался слезами и потом (житие преподобного, Четьи Минеи, Мая в 15 день. — Святейший Каллист Патриарх Константинопольский говорит: «Иногда бывает, в пришедших в такое состояние (в стяжавших сердечную молитву) и пот от великой теплоты, появляющейся в теле». Добротолюбие, ч. 4-я.    Слово 19-ое.    Гл. 52. Слово о безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие, ч. 2-я.    Выше объяснено, что разумеют аскетические Отцы под словом память Божия.    Слово 21-ое.    Проникнутое ощущениями греховными. Таковым обыкновенно соделывается тело от неги, покоя, обильного питания и рассеянной, невнимательной жизни.    Слово 22-ое.    Об этой вере сказал Пимен Великий: «Вера заключается в том, чтоб пребывать в смирении и творить милостыню». — Слово 30.    Слово 30-ое.    Слово 30-ое.    «Предательство бывает от нерадения. Не противоречь нападающим помыслам, потому что враги сего и желают, и, видя противоречие, не престанут нападать; но помолись ко Господу, повергая пред Ним немощь твою, и Он поможет не только отгнать, но и совершенно упразднить их». Пр. Варсонофия и Иоанна ответ 91. Слово 30-е.    Слово 30-ое.    Слово 30-ое.    Слово 25-ое.    Слово 33-е.    Слово 39-ое.    Слово 39-ое.    Слово 39-ое.    Слово 39-ое.    Слово 39-ое.    Слово 30-ое.    Слово 30-ое.    Слово 30-ое.    Слово 30-ое.    Предприятием называют Святые Отцы, наставники монашества, явление в помысле, мечтании и ощущении прежде содеянных грехов. Как люта брань, причиняемая предприятиями, можно видеть в житии Преподобной Марии Египетской (1 апреля Четьи Минеи). «Избави мя от многих лютых воспоминаний и предприятий», — молимся мы в конечной утренней молитве к Пресвятой Богородице. Канонник.    Слово 30-ое.    Слово 41-ое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3179...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010