558. Mart. Pol, 3, 2. 559. Carmina sibyllina, III, v. 356–362; V, v. 227–250; VIII, v. 70–130, 139–177, 182–215. 560. Ibid, VIII, 73–75; 90–93 LeclercqH Eglise et Etat, DACL, IV, 2256. 561. Festugfire AJ. Le monde grecoromain, 2, pp. 91—92. 562. Светоний. Нерон, 16; Origene. Contra Celsum, 1,7. 563. Paul. Sen tent, V, 23, 15 — 17; Апулей. Апология, 48. 564. Евсевий. Церковная история, V, 1, 31. 565. О политических причинах ожесточения Марка Аврелия см.: Beaujeu J. La religion romaine a l " apogee de l " Empire. Paris. 1955, p. 356 (в этой же работе библиография). 566. Capitol. Ant. Phil, 13; Verus. Eutrop, VIII, 12. Ср. Tertullien. Ad nationes, 1,9 567. Tertullien. Apolog, 40, 12; Ad Scap, 3; Евсевий. Церковная история, IV, 15, 26. 568. Minutius Felix. Octavius, 8,4. 569. Cod. Theod, IX, 17, 3; cf. IX, 16, 5. 570. Евсевий. Церковная история, VI, 41, 1. 571. Евсевий. Церковная история, IX, 9, 60; Origene. Contra Celsum, III, 15; Amob. Adv. nat, 1,4; 1, 6. 572. Августин. О граде Божьем, II, 3 573. Исследование и публикацию документов по данному вопросу см.: Labriolle de P. La reaction paienne. Paris, 1934. Основным является следующее исследование: Nestle W. Die Haupteinwande des antikcn Denkens gegen das Christentum//Archiv fur Religionswissenschaft, 37,1941, S. 51 — 100. См. также: Fave de E. Des difficultes qu " eprouvait un intellectuel du deuxieme siecle a devenir chretien. Paris, 1910. 574. Horn. Clem, 1, 10. 575. Евсевий. Церковная история, V, 13, 2. 576. AubeB. La polemique paienne a la fin du deuxieme siecle 11 Histoire des persecution, 2, Paris, 1878, p. 32. 577. TertuUien. De praescript, 30. 578. Renan E. Marc Aurele, p. 115. 579. Ириней. Против ересей, 1,6; I, 13- 580. In Hermogenem; Евсевий. Церковная история, IV, 24,1. 581. О гностицизме см.: Simon М.·, BenoitA Le judaisme et le christianisme antique. Paris, 1968, pp. 146—147. 582. Bouyer L. La spiritualite du Nouveau Testament et des Peres. Paris, I960, p. 271. 583. Cm.: Lamartine. La chute d " un ange. 584. Origene. Contra Celsum, V, 62.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

564 Das nachapostolische Zeitalter in den Hauptmomenten seiner Entwicklung. Von Dr. Albert Schwegler. Erster Bnd. Tübingen 1846. S. 155. Даже Dr. Kuhn в «Jahrbuch. f. Thl. u. chr. Phil» IV, 2, S. 288, говорит, что «содержание всякого (видения и откровения божественного) есть только модификация высшего самосознания». 566 Paulus, der Apostel Jesu Christi. Ein Leben und Wirken, seine Briefe und seine Lehre. Ein Beitrag zur einer kritischen Geschichte des Urchristen thums. Von Dr. Ferd. Crist. Baur. Zweite Auflage von Dr. E. Zeller . Zweite Theil. Lpzg 1867. S. 296. 567 Без этого и самые благонамеренные писатели вынуждаются к опасным ограничениям. Так, К. Гейни (The Apostles: their Lives and Letters, London 1895) говорит (p. 125): «обращение самого ожесточенного врага Христа в наиболее преданного ему служителя, будучи величайшим и чудеснейшим событием апостольского века, было в то же время естественным итогом развития (а natural development) влияний, скрыто действовавших в глубине его морального существа». 568 Historisch-kritische Einleitung in das Neue Testament, von Prof. Ad. Hilgenfeld, Lpzg 1875, S. 221. 571 Cp. Der Glaube im Neuen Testament. Eine Untersuchung zur neutestamentlichen Theologie von Doz. A. Schlatter. Leiden 1885. S. 503. 500–501. 573 Даже Dr. W. М. L. de Weite категорически замечает (Kurze Erklärung der Apostelgeschichte, Lpzg 1841, S. 75), что «противно тексту (книга Деяний) устранять в явлении (Христа Савлу) все сверхъестественное». 574 Благомыслящий, хотя и совсем не блестящий George Fulliquet даже думает (La pensée religieuse dans le Nouveau Testament, 1893, p. 294), что и самое гонение, между прочим, вызывалось «нуждою еще и ближе присмотреться к христианам, которые обладают таким миром совести». 575 Ср. Н. Ewald, Geschichte des apostolischen Zeitalters bis zur Zerstörung Jerusalem " s: Sechster Bnd.der Geschichte des Volkes Israel. Dritte Ausgabe. Göttingen 1868. S. 373. Rev. James Stalker, The Life of St. Paul, Edinburgh 1892, p. 54. Prof. Ad. Jülicher, Einleitung in das Neue Testament, Freiburg i. B. und Leipzig 1894, S. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ссылаясь на авторитет Кирилла Александрийского , Север называет формулу «из двух естеств» якорем истинной христологии 563 . Сложение двух естеств не предполагает «ни разделения, ни обособления и не подлежит исчислению»; с другой стороны, соединение совершается «без всякого изменения и смешения» 564 . Кроме того, эта формула, по меньшей мере для Севера, «значит больше, нежели простое утверждение, согласно которому в момент соединения произошло совпадение Божества и человечества. Это значит, что оно совершается каждый миг жизни нашего Господа» 565 . Прежде всего данная формула означала, что человечество или плоть Христа (как все еще предпочитали говорить защитники данной точки зрения) 566 никогда не обладала самостоятельным существованием, но обрело его в этом соединении 567 . Поскольку никогда ранее Его человечество не имело ипостаси, ипостасью было только Его Божество (ипостась Слова), и поэтому лицо Иисуса Христа – это «единое лицо и единое естество Бога-Слова» 568 . Отцы были правы, когда называли это «соединением», потому что речь идет о сложении «из единого естества или ипостаси Бога-Слова и Его плоти, которая истинно была оживотворена разумной душой» 569 . Анафематствование формулы «в двух естествах» было обращено не против тех, кто в своих богословских умствованиях умозрительно разделял две природы, но против тех, кто говорил, что после соединения по-прежнему сохраняется конкретное сосуществование двух природ 570 . Акт соединения не заставлял пренебречь различиями и теми самобытными свойствами, которые были присущи обеим природам, усвоенным Христом 571 . Утверждалось, что человечество, усвоенное Словом, «не утратило ничего из того, что присуще человеку, но … в том же естестве, каково наше» 572 . Это утверждение становилось мерилом истины, если кто-то начинал утверждать, что физическое тело Христа было свободно от тления не с момента воскресения, а с момента его зачатия 573 (взгляд, осужденный основной частью «монофизитского» учения) 574 . Кроме того, как другая крайность исключалась мысль о том, что соединение было не просто соединением двух природ, но двух усий, божественной и человеческой; если под «усией» понимать (как это обычно и правильно делалось) то, что является общим для всех членов того или иного вида, то в таком случае получается, что соединение усий означало бы, что «Святая Троица воплотилась во все человечество и сложилась со всем нашим родом», а это богохульство 575 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Хлиары, г. 375, 380, 387    Хома, г. 114, 304, 446, 486    Хоний, крепость 371    Хорасан 198, 199, 300, 301, 305, 309, 310, 311, 383, 399, 415, 525, 576, 582    Хорватия 519    Хортарей (Айтосский перевал?) 267, 554    Христополь, г. 254, 257    Цивиск, г. 166    Цивитот, см. Кивот, г.    Циканистр 423, 625    Цурул, г. 97, 103, 225, 226, 272, 469    Чалыкавский проход, см. Сидира    Черная гора, см. Аман, горы    Черное море, Понт Эвксинский, Понт 62, 160, 206, 269, 284, 395, 446, 543, 612    Черный Дрин, Дримон, р. 339, 597    Шампань 581    Шкумби, р. 499    Эгейское море, Южное море 62, 70, 446, 450, 451    Эгиалы 387, 400    Эгина, г. 244    Эгнатиева дорога 539, 569    Эдесса 308, 310, 371, 380, 522, 575, 578, 581, 605, 606, 609    Эзева 166, 507    Элефантинская тюрьма, Слоновая тюрьма 399, 614    Элисс, крепость 28, 339, 340, 597    Эллада 487, 548    Эльбасан, Арванон, г. 351, 499, 598    Эльстер, р. 460    Энос, г. 232, 233, 394, 444, 531    Эпидамн, см. Диррахий, г.    Эпир 499, 568    Эргене, р. 541    Эривол, г. 615    Этолия 620    Эфес, г. 304    Эфиопия 418, 524, 620    Южная Италия 7, 447, 453, 454, 456, 492    Южное море, см. Эгейское море    Юскюдар, г. 556    Янина, г. 156, 162, 503, 504    Япигия 85, 461    Ясона холм 337    Яффа, г. 307, 308 УКАЗАТЕЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ    Абхазцы, см. также авасги 465, 627    Авасги (абхазцы) 627    Агаряне (турки, арабы) 96, 122, 276, 300, 305—307, 465, 545    Аланы 13, 36, 353, 462    Албанцы 187, 499    Амальфитяне 156, 184, 185, 518, 519    Арабы, см. также агаряне, исмаилиты, сараци-ны, вавилоняне, египтяне 7, 307, 465, 509, 577,    578    Армяне 265, 307, 313, 322, 395, 396, 552, 588, 612, 613    Ассирийцы 331    Афиняне 195    Ахейцы 206    Беотийцы 280    Болгары 26, 232, 461, 462, 507, 530, 541    Брабанцы 564    Вавилоняне 308    Варяги 26, 109, 148, 209, 439, 472, 486, 497    Венгры, см. также даки, угры 473, 494    Венецианцы 21, 31, 142—144, 156, 182—185, 439, 484, 492, 493, 495, 517—519, 561    Ветоны (неренчане) 339, 391

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

…«с сошки». — Сошка — подставка с развилкой для ружья при стрельбе с упора. 560 Грифон — порода длинношерстных легавых собак. 561 Первоученка — первая работа ученика. 562 «Больничка» — кольцо, продетое сквозь губу или носовой хрящ зверя. 563 Творило — отверстие, лаз. 564 «Садка» — травля собаками пойманного сначала живьем зверя. 565 …рождественский ужин, который справлялся «при звезде», за один раз с обедом…— В канун рождества полагалось воздерживаться от пищи до появления в небе первой звезды. 566 …плавал с Ноем в ковчеге. — По библейскому сказанию, во время всемирного потопа, уничтожившего все живое, праведный Ной остался жив в ковчеге (корабле) со своей семьей и несколькими парами различных животных. 567 Стременный (или правильнее: стремянный) — конюх при верховой лошади. 568 Архалук — азиатское короткое мужское платье. 569 …с пахвами и паперсями, убранными бирюзой и «змеиными головками»…— Пахва — седельный ремень с кольцом, в которое продевается хвост лошади. Паперсь — конский нагрудник. Пахва не дает седлу скатываться наперед, а паперсь — назад. «Змеиная головка» — вид раковины. 570 Вершник — всадник. 571 …шведские Штрабусы, немецкие Моргенраты, английские Мортимеры и варшавские Колеты. — Старбус, Петр — стокгольмский оружейник конца XVIII века; Моргенрот, Ганс — нюрнбергский оружейник XVII века; Мортимер, Г. В. — лондонский оружейник конца XVIII века. Колет — возможно, вместо Клет. Клет (Стефан, Ганс и др.) — немецкие оружейники XVI–XVIII веков. 572 Свора — ремень или шнур, на котором водят борзых собак, обычно по две. 573 Орчак — остов седла. 574 Вальтрап — покрышка седла. 575 Доезжачий — старший псарь, распоряжающийся собаками во время охоты. 576 Арапник — охотничий кнут для собак. 577 …на ворке. — Ворок — скотный двор. 578 Гуменник, или гумно — место, где складывают и молотят сжатый хлеб. 579 …будылья соломы. — Будыль — срезанный стебель. 580 …с бронзовым крестом двенадцатого года — то есть данным в награду за участие в Отечественной войне 1812 года. 581 Фуляр — легкая и очень мягкая шелковая ткань. Здесь: фуляровый платок. 582

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

561. Архангельский А. Библейская космогония. — ПС, 1889, с. 357-403. 562. Бердяев Н. Смысл истории. Париж, 1969, с. 105-153. 563. Бернфельд С. Воздаяние. — ЕЭ, т. V, с. 671-683. 564. Его же. Монотеизм. — ЕЭ, т. XI, с. 253-260. 565. Его же. Даат-Элогим. Варшава. 566. Богословский М. Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Заветах. Казань, 1887 (автор — правосл. богослов, преп. Нов. Зав. Казанск. Дух. Акад.). 567. Бубер М. О еврейском мифе. Пер. с нем. — В сб.: «Сафрут», в. 1, М. (автор евр. рел. философ). 568. Буш Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, «Жизнь с Богом». Пер. с франц. 1965, с. 232 (автор — католич. богослов). 569. Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. Посад, 1901, с. 296 (автор — правосл. богослов, проф. Моск. Дух. Акад.). 570. Верховский С. Об имени Божием. — ПМ, 1948, в. VI с. 27-49 (преп. Парижск. Правосл. ин-та). 571. Вольф Л. Что такое иудаизм? Пер. с англ. — Всх, 1887, 572. Воронцов А. Учение Библии о душе человеческой. Казань, 1900, с. 78. 573. Воронцов Е. Языческий миф о золотом веке и мессианские чаяния иудеев. — ВР, 1905, с. 663-685. 574. Гедеон (Покровский), иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. Казань, 1888, с. 206 (автор — впоследствии епископ Владикавказский). 575. Генкель Г. Представление о загробной жизни у евреев. — «Будущность», 19, 40, 43 (автор — историк-востоковед). 576. Гершензон М. Ключ веры. Пг., 1922, с. 124 (автор — историк литературы). 577. Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Киев, 1900, с. 705. 578. Его же. Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской Церкви. Киев, 1909. — Оттиск из ТКДА, с. 61. 579. Глаголев С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Серг. Посад, 1900, с. 442 + XXII (автор — правосл. богослов, проф. Моск. Дух. Акад.). 580. Добросмыслов Д. Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея. Казань, 1892, с. 204 + II. 581. Ельяшевич С. Два завета. М., 1912 (Караимское издание). 582. Ильин Д. Христос и Израиль. — «Путь», Париж, 1928, с. 59-75 (автор — правосл. богослов).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Соч.: Об историческом значении книг малых пророков//ПрТСО. 1872. Ч. 25. Кн. 1, 4 [магист. дис.]; Состояние Иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии//ЧОЛДП. 1875. 2. С. 144-172; Иудеи по возвращении из плена Вавилонского//Там же. 1876. 5. C. 307-333; В защиту рус. духовенства: [Рец. на:] Марков Е. Религия в народной школе (Русская речь. 1881. 1)//ПрТСО. 1881. Ч. 28. Кн. 4. С. 520-564; 1882. Ч. 30. Кн. 2. С. 564-638; Можно ли признать высшим принципом воспитания правило: воспитывай человека сообразно с его природой//Там же. 1883. Ч. 32. Кн. 2. С. 575-623; Памяти Е. В. Амфитеатрова: Некролог; Слово при погребении//Там же. 1888. Ч. 42. С. 191-246; Проф. МДА А. П. Смирнов: Некролог; Речь при гробе//Там же. 1889. Ч. 44. С. 220-234; Изъяснение шестопсалмия. М., 1892 (отт. из: ДЧ. 1890-1893), 1894 2; Обозрение статей богосл. и ист. содержания, помещенных в Епархиальных ведомостях за 1891 г.//БВ. 1892. Т. 2. 5. С. 360-377; 6. С. 566-587; [Рец. на:] Виндельбанд. История древней философии (с прил. статей: а) Виндельбанд. Августин и средние века; б) Фуллье. История схоластики)/Пер. под ред. А. И. Введенского. СПб., 1893//БВ. 1894. Т. 1. 1. С. 132-147; Изъяснение псалма «Благословлю Господа на всякое время»//Радость христианина. 1901. Кн. 7. С. 11-45; Кн. 8. С. 104-132; «Благослови, душе моя, Господа!»//ДЧ. 1903. Ч. 1. 4. С. 614-619; Ч. 2. 5. С. 39-49; 6. С. 246-252; 7. С. 456-465; Ч. 3. 10. С. 303-313; 11. С. 512-528; 12. С. 626-634; 1904. Ч. 1. 1. С. 144-158; Ч. 3. 9. С. 62-79; Хвала Господу Всеведующему, Вездесущему и Премудрому. М., 1905 (отт. из: ДЧ. 1905. Ч. 1. 1. С. 45-60; 2. С. 237-244; Ч. 2. 5. С. 67-83; 6. С. 194-202; 7. С. 335-346); По поводу забастовок в наших учебных заведениях. М., 1905 (отт. из: ДЧ. 1905. 6. С. 299-302; 8. С. 639-645; 9. С. 155-163; 10. С. 311-319); О совести: Кр. ист. очерк развития учения о совести, об опыте решения вопроса о ее сущности и значении в религиозно-нравственной жизни человека. Серг. П., 1913 (отт. из: ДЧ. 1913. 2. С. 149-168; 3. С. 300-327); Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Серг. П., 1913.

http://pravenc.ru/text/1319808.html

550 Указано С. Манго, который, тем не менее, отзывается о гипотезе Маркопулоса одобрительно; Mango, The Tradition of the Byzantine Chronography, p. 370. 556 Cambridge, Trinity College, B. 8. 7; Bodl. ROE. 28; Bodl. Laud. Gr. 82; Oxford, St. Mary Magdalene College, Graec. 4; Vatic. Gr. 1595; Athous Panteleemonis 87 (Lambros 5593); Athous Laurae Γ 120 (Eustratiades 360); Scorial. Gr. 166 (T. III. 6.). 558 Narratio historica in festum restitutionis imaginum, 739B: ς ον κοομεν κα ς παρ τν ρχαων πιατθημεν. 561 Ath. Laurae Γ 44, St.Mary Magdalene College, Grace. 4; Vatic. Gr, 1595. Об остальных пока нет данных. 564 ντως γρ ληθς οτοι συυλαβον πνον κα τεκον νομαν, πειδ τ τ ερωσν κα τος θεοις κανσι νακεμενα λακος χαριζμενοι πτρεψαν πιτελεν. 565 ...κα οπυτε ν λλ ξουσα νθα       χριστιανο, τ κθεσμον κενο κα παρνομον... παραφυν καταλαμβνεται θεοστυγες δγμα,...λλ μνον κατ τν δολην τατην κα νδρακοδισμενην κα τ θεα κατ ξουσαν παζουσαν, ν τ μπαθς κα πρσυλον τν περ γν στρεφμενων κα λυσπωμνων γνον κα λαζονικν κα πτερφανον πρυτανεει φρνημα, νθα τ φλαρχον, τ φλαυτον, τ φιλδονον, τ φιλδοξον κενδοξον, πντων καταθυμων πλαυσις, τ πντων θλειν ρχειν κα μηδ πρς ατο θεο ρχεσθαι κα τς νθρωπνης δξης, ασχνης μλλον επεν, κτσις κα προσποησις. ντεθεν κατ το θεο κα τν γιων βρις κα τς κκλησας διωγμς, ντεθεν κατακυριευμενον κυραννομενον τ πκοον τος κεθεν δγμασι κα θελμασι ποκπτειν κβιζεται... 566 Nicephori Refutatio el Eversio, 207,26–50. Часть данного фрагмента цитируется " Коннелом: O " Connel, Ecclesiology, ρ, 148. 567 Более развернутый анализ этой проблематики см. в Афиногенов, Представления Георгия Амартола об идеальном нмператоре. 572        Для сравнения: все царствование Константина VI занимает 4 страницы,       Ирины – 1, Никифора – 4, Феофила – 3,5. 575 λλ’ σθι ς φθαρτς ν κα ευστς φθαρτν σου κα ευστν πρχει τ κρτος κα δυναστεα, περ ς μικρν στερν λγον ποδσεις τ βασιλε τν βασιλευντων. Интересно, что изображение Христа именно с таким титулом (в латинском варианте, Rex regnantium) появляется на византийских монетах при Юстиниане II и затем вновь при Василии I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Материалы, 1, с. 38). 564 ...велено в Дауры вести, дватцеть тысящ и болши будет от Москвы. – Даурией называли земли к востоку от Байкала; счёт вёрст до Москвы сильно преувеличен (на самом деле не более пяти с половиной тысяч). 565 И отдали меня Афонасью Пашкову в полк... и мучит, и бьет. – Афанасий Филиппович Пашков (ум. в 1644 г.) – енисейский воевода, в августе 1655 г. был назначен главой большого отряда стрельцов и казаков (свыше 400 человек), направленного в Даурию для освоения амурских земель. Аввакум был назначен священником в полк А. Пашкова, которого он характеризует как человека крайней жестокости. 566 Егда поехали из Енисейска... – Отряд А. Пашкова (около 420 человек) отплыл из Енисейска 18 июля 1656 г. на 40 дощаниках. 572 И аз ему малое писанейце написал... и послал к нему. – Начало «писанейца», не дошедшего до нас, – хорошо известные современникам Аввакума слова заклятья дьявола, произносимые священником во время «запретительных» молитв (возникает параллель: «Пашков – дьявол»). 575 Он же рыкнул... семъдесят два удара кнутом. – Факт наказания Аввакума кнутом (на Долгом пороге 15 сентября 1656 г.) подтверждается донесениями самого А. Пашкова в Москву и челобитной (1658 г.) архиепископа Симеона о злоупотреблениях даурского воеводы своей властью. В «Отписке» на царское имя А. Пашков обвинял Аввакума в «смуте» и в подстрекательстве казаков к измене, пытаясь связать его протест с только что происшедшими восстаниями казаков в Верхоленском остроге и на Байкале. 587 Братский, острог – основан в 1631 г., находился на р. Ангаре, недалеко от современного г. Братска (Иркутской обл.). По описанию 1701 г. у острога было 4 угловые башни; одна из них перевезена в настоящее время в заповедник «Коломенское» в Москве. 592 Река Хилок – левый приток Селенги, впадающей в Байкал; отряд А. Пашкова поднимался вверх по реке, т. е. против течения. 595 У протопопицы моей однарятка... рублев в полътретьяцеть... – Однорядка – верхняя шерстяная одежда без подкладки с длинными рукавами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но так как понятием духовности обнимается гораздо больше, нежели простое отрицание вещественности, то отцы церкви, вникая в характер духовной природы человека, расширяют означенное выше понятие чертами более определенными. Определяя «дух», как противоположность и полное отрицание материи, св. Максим Исповедник в то же время отличает в этом понятии и ту существенную особенность, характеризующую всякое духовное бытие, в силу которой он является началом всякого движения и жизни. По определению св. Максима Исповедника всякий вообще «дух есть сущность безвидная, заведывающая всяким движением» 557 . А если так, то бесспорно, что и душа человеческая, как такая же духовная сущность, также должна обладать этим существенным свойством всякой духовной природы. Указывая на эту черту духовности, отцы церкви именовали душу человеческую самыми разнообразными эпитетами. Они называли ее «существом живым» 558 и «наделенным жизнью» 559 , «сущностью живою и самодвижною» 560 , «находящеюся в постоянном движении» 561 , «существом пребывающим» 562 и «непрестанно текущим» 563 . Будучи бестелесною, душа человеческая, как сущность духовная, может проявлять себя в деятельности и независимо от пространства и места, а также и от тела, с которым она тесно соединена. Это бывает, например, тогда, когда «тело находится без движения, в покое, или во сне, а «душа внутренно движется и созерцает находящееся вне его, переносится в другие страны, путешествует, видится с своими знакомыми» 564 ... В этом смысле отцы церкви приписывают душе человеческой, по свойству ее духовности, необычайную быстроту и легкость, называя ее «по природе ее удободвижною» 565 , «по чрезвычайной тонкости ее удободвижимою, быстролетною, неутомимою» 566 и «быстродвижною» 567 . Как «существо простое» 568 и потому бесплотное, душа мало подвержена условиям и изменениям времени, и в этом смысле святыми отцами церкви она называется «бессмертною» 569 . Как начало жизненное, душа человеческая сообщает жизнь и самому телесному организму 570 , оживляя его чувствами и движением, так что по справедливости, замечает бл. Августин, «дух, которым живет каждый человек, есть душа каждого» 571 . Будучи духовною сущностью, душа постоянно обнаруживает себя в движении и в жизни, как начало познающее, чувствующее и желающее. На этом основании душа человеческая постоянно именуется св. отцами и учителями церкви не просто только сущностью духовною, живою и самодвижною, но «творением умным» 572 , «существом, одаренным разумом» 573 , «сущностью разумною» 574 и «словесно-разумною и умственною» 575 , «сущностью свободною, одаренною способностью хотеть и действовать, изменяемой в воле» 576 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010