Псалом 101 Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое. С Евр.: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою». «Псалом содержит в себе, – говорит бл. Феодор., – предречение о бедственном состоянии народа Иудейского в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием, потому что нищим пророк называет имеющего нужду в Божием о нем промышлении». Нищий по Богу это, по св. Афан., – «лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает к Богу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа». Св. Ап. Павел 26, 27 и 28 стихами сего псалма подтверждает учение о Божестве Спасителя. Сн. Евр. 1:10 . 2 . С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе». 3 . С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, (когда) воззову (к Тебе), скоро услышь меня». 4 . Кости моя яко сушило сосхошася. С Евр.: «Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены как головня». Акила перевел: «Кости мои, как пережженная земля, рассыпались». Т.е. «тело мое от печали сделалось сухим, как головня, как бы обожженное прирожением к нему какого огня» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «вся сила того, чем поддерживалось подзаконное служение, расслабла и погибла, сила эта – первосвященство, храм, принесение животных в жертву, народная независимость». 5 . Уязвен 561 бых яко трава. «Я истреблен на подобие травы» (Бл. Феод.). С Евр.: «Сердце мое поражено, и иссохло как трава, так что я забываю есть хлеб мой». 6 . С Евр.: «От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей». 7 . Уподобихся неясыти 562 пустынней, бых яко нощный вран 563 на нырищи 564 . С Евр.: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах». Т.е. находясь в бедствии, избегал людского общества, жил уединенно, как пеликан, как ночный ворон на развалинах. По св. Афанасию, «пророк говорит это по причине тьмы, объявшей народ, ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного ворона не иное, как издавать голос ночью, от чего получил он себе и имя 565 . Посему-то псалмопевец, проводя целые ночи на молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

6 . Отличительная особенность мемуаров русских зарубежных иерархов и священников состоит в том, что в них прослеживается принадлежность к той или иной юрисдикции (ветви) русского зарубежного Православия и связанная с этим пристрастность. Противоречия между историками также зачастую являются следствием различной юрисдикционной «ангажированности». Однако существование нескольких точек зрения, выраженных в работах представителей различных русских православных юрисдикции за рубежом и в соответствующих органах печати, помогает исследователю создать объективную картину событий. 7 . Существует несколько основных групп научных работ, по-разному изучавших историю русской церковной эмиграции: эмигрантская, зарубежная (американско-западноевропейская), советская, российская светская и священнослужителей Московского Патриархата. Первоначально основной вклад в исследования внесли первые две группы, а с 1990-х гг. – российские светские и церковные ученые. 478 Попов А.В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М., 2005. 480 Старостин Е.В. Архивы Русской Православной Церкви: (Х-ХХ вв.): Учебное пособие. М.: РГГУ, 2011. С. 910. 485 Шкаровский М.В. Актуальные проблемы русской церковной эмиграции в XX веке: историографические и источниковедческие аспекты. Христианское чтение. 1. 2012. 487 Косик О.В. Голоса из России: очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-еначало 1930-х годов). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 510 Владимир Цуриков, протоиерей. История России: В документах архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 516 См., напр.: Закатов А.Н. Документы членов Российского Императорского Дома в архивах США. Отечественные архивы. 4. 1997. С. 4852. Цит. по: Попов А.В. Указ. соч. С. 134. 528 Маевский В. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии. Нью-Йорк, 1966. Т. 2. С. 35136. Цит. по: Кашеваров А.Н. Указ. соч. С. 58. 562 Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора, состоявшегося 8–20 ноября (21 ноября3 декабря) 1921 г. в Сремских Карловцах в Королевстве СХС. Сремские Карловцы. 1922; Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви, с участием клира и мирян, состоявшегося 1(14)11(24) августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии. Белград, 1939.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поздно вечером из Такасаки вернутся иподиакон Моисей Кавамура и рассказал подробно о богослужениях Преосвященного Сергия в Маебаси и Такасаки. Все было благообразно и по чину. Певчие прекрасно пели на 4 голоса. Преосвященный много назидал христиан; вообще, всегда из его уст только религиозная беседа, не мирская, что христианам везде очень нравится, и все они в большой радости от посещения Преосвященного. 7/20 января 1909. Среда. Целый день занят был составлением отчета по постройке Церкви в Мацуяма. От Ксении Феодоровны Колесниковой получено было денег 12259 ен, а истрачено на 562 ены больше, и я не знаю, как с этой передержкой поступить; просить Ксению Феодоровну покрыть ее – совестно, принять на свой счет – сам в долгах. Вчера и сегодня думал об этом и не знаю, на что решиться. Должно быть, попрошу: ведь она же писала, что желает, что все было на ее счет. Передержка вполне законная: на дорогу священнослужителям и певчим отсюда, из Кёото и Оосака в Мацуяма для освящения Церкви, на прожитие их там и прочее. На мой счет и без того много приходится, мои поездки в Мацуяма, фотографии постройки многократные и много-много мелких расходов. В 11 часов вечера Преосвященный Сергий вернулся из Такасаки и Аннака в восторге от приема христиан везде и от добрых качеств их. Дай Бог, чтобы этот оптимизм его всегда был жив! 8/21 января 1909. Четверг. Переписка Отчета. Вечером обед у Преосвященного Сергия, на который были приглашены им Д. М. Позднеев с женой, о. Петр Булгаков с женой и я. После обеда получены были письма из России, Преосвященному Сергию несколько, мне – одно от о. Феодора Быстрова, с вырезкою статей Преображенского, чиновника канцелярии обер-прокурора, в «Колоколе», что Собор не нужен, а нужно послать предсоборные совещания ко мне, чтоб я составил проект преобразований – все-де приму. Это уж из рук вон! То профанирует слово «Апостол» приложительно ко мне, а тут еще пуще! Ведь нужно же до того идеализировать все здешнее! Крайне неприятно. 9/22 января 1909. Пятница. 10/23 января 1909. Суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Продолжительное правление Юстиниана ознаменовано было не только беспримерными достижениями, но и большими бедствиями. В разных регионах империи не раз случались разрушительные землетрясения. В 526 г. землетрясение обрушилось на Антиохию. Здания, уцелевшие от этой катастрофы, были истреблены пожаром. Два года спустя этот город снова пострадал от землетрясения. Император не жалел средств на восстановление великого города, но в 539 г. залечившая раны, нанесенные стихией, Антиохия еще раз подверглась тому же бедствию. В 535 г., по сообщению Феофана Исповедника , «пострадал от гнева Божия Помпейополь Мезийский. Ибо земля расселась… и провалилась половина города с жителями. И очутились они под землей, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке» 215 . В 542 г. «16 августа. было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви, и дома, и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И умерло много людей, и был страх великий» 216 . В 543 г. землетрясением был разрушен город Кизик. По словам того же Феофана, в 547 г. «были постоянные землетрясения и большие дожди. так что все. были в большом страхе и просили Бога об избавлении от належащей угрозы» 217 , а 15 августа 553 г., «в час полуночный при наступлении воскресного дня, было сильное землетрясение, так что пострадали многие дома, и бани, и церкви, и часть стен Константинопольских, особенно у Золотых ворот; и многие умерли. Разрушилась и значительная часть Никомидии. Продолжалось же это землетрясение сорок дней, понемногу люди умилились, совершая крестные ходы и молебствия и пребывая в храмах, и опять, когда настало время Божия человеколюбия, обратились на худшее» 218 . В куполе Святой Софии образовалось несколько трещин, а после еще двух страшных землетрясений 557 г., случившихся 6 октября и 14 декабря, 7 мая 558 г. купол рухнул, разбив находившийся под ним амвон. Восстановление купола продолжалось в течение четырех лет и было завершено новым освящением храма, совершенным в канун Рождества Христова, 24 декабря 562 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отец К. Степан Онуфриевич 30 лет служил диаконом и регентом в Чигиринском девичьем мон-ре, в Николаевском соборе г. Черкассы ( Беляков. 1997), мать Стефанида Овсеевна происходила из нем. рода фон Эрнст (Ин-т искусствоведения, фольклористики и этнологии (ИИФЭ) НАНУ. Ф. 36-3. 562). К. провел детство на Черкасщине. У него рано проявилась любовь к церковному пению, и мальчик быстро освоил нотную грамоту. С 9 лет учился в Черкасской духовной школе, где вскоре был назначен субрегентом школьного хора, к-рым руководил регент Троицкий. Прекрасный голос (дискант) К. стал поводом для перевода его в Киево-Подольское ДУ. Окончив его, К. стал солистом хора КДА, певшего на богослужении в Богоявленском соборе киевского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . К. учился в семинарии, к-рую, вероятно, не окончил ( Вишницький. 2016. С. 146). Вскоре К. был исключен из хора КДА либо по причине мутации голоса, либо из-за частого отсутствия на службах, поскольку постоянно ходил слушать хоры в др. церквах (см.: Козицький, Kpubycib. [ок. 1920]). В поисках работы и жилья он пришел в хор Крестовоздвиженской ц. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры и стал там певцом и регентом (1871-1872). Древняя монашеская певч. традиция этой церкви (и др. церквей лавры, где пели певчие этого хора) была самобытной и отличалась от пения в лаврской Успенской церкви. В то время лишь часть напевов лавры была записана в нотах, и по поручению священноначалия, в частности экклисиарха архим. Валентина, К. полгода (согласно прот. Михаилу Лисицыну , 4 года) занимался записью на слух напевов, исполняемых старыми певцами, и делал переложения распевов для 3-4-голосного хора. Однако комиссия приняла решение не публиковать лаврский распев. Через нек-рое время, по данным прот. Михаила Лисицына, при посредничестве архим. Иринея (Орды) , ректора КДС в 1883-1888 гг. (с 1902 епископ Орловский и Севский), этими записями воспользовался Л. Д. Малашкин , отредактировавший и издавший их под своим именем без упоминания К. ( Лисицын. 1903. С. 1). Впрочем, обработки Малашкина не были признаны братией лавры из-за нетипичных для киево-печерского напева муз. оборотов, хотя иногда звучали в исполнении лаврского митрополичьего хора ( Шнуренко. 2011. С. 7).

http://pravenc.ru/text/1319993.html

Новый Государь, действительно, одобрил прежнюю систему, указав, что затруднения, какие встречаются, происходят не от означенной системы, но от неточного и неправильного исполнения оной 561 . Благодаря этому, в своде законов остались нетронутыми все статьи прежнего времени. Но жизнь делала свое дело. Характер Государя, веяние нового духа после крымской компании породили либеральные реформы почти по всем отраслям управления. Реформы эти не коснулись лишь положения раскола с юридической стороны, но на деле и здесь произошло немало нового. Некоторые статьи закона потеряли практическое применение; раскольники стали пользоваться гораздо большею свободою, чем как значилось в законе. Раскольники подавали даже адресы Государю от имени своих обществ и удостаивались личных представлений. Такое положение дела удручающим образом действовало на м. Филарета. Жалобами на это наполнены его письма того времени. «От разных вестей из Петербурга по делу раскола, писал он A. Н. Муравьеву 7 марта 1858 года, может голова закружиться, и потому иногда не знаем, что о сем говорить, и удерживаем волны мыслей, которые тяжело ударяют в голову» 562 . «Дело о расколе, писал он преосвящ. Алексию 15 декабря 1857 года, преувеличивается некоторыми и возбуждает заботы. Помолитесь о мире и соединении святых Божиих церквей» 563 . «Дело раскола, писал он преосвящ. Иоанникию 31 декабря 1859 года, везде трудно для православия, а не для раскола, как надлежало быть по справедливости» 564 . «С расколом трудно» 565 ; «сильны голоса в пользу раскола» 566 ; «помощи в делах сего рода нет» 567 – писал он в эти времена архимандриту Антонию. Когда в след затем явилась мысль об изменении законов относительно раскола, когда в 1864 году учрежден был даже особый комитет для рассмотрения этого вопроса и когда журналы этого комитета, по распоряжению Государя, представлены были на обсуждение м. Филарета, последний в одной из своих записок прямо и решительно высказал свой взгляд. «Если находят настоящее положение раскола аномальным, писал он, то предполагаемым законом не готовят ли новое аномальное положение? Предполагаемое новое законодательство о раскольниках и их администрации не поведет ли к тому, что почитавшееся вчера незаконным сегодня будет названо законным, и что люди, которых вчера церковь и государство почитали лжесвященниками, сегодня в глазах государства будут законными священниками, между тем как в глазах церкви будут оставаться лжесвященниками? Будет ли это последовательно, стройно, сообразно с чистыми началами нравственности и с достоинством правительства? И есть ли необходимость доходить до сего?» 568 Поэтому он советовал «не спешите, новым законодательством» 569 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Резюмируя свой обзор строительной деятельности Юстиниана, его публичный панегирист и тайный хулитель Прокопий писал, в этом не погрешая против истины: «От стран Востока вплоть до самого заката солнца – таковы границы Римской державы – император Юстиниан укрепил государство, не только соорудив крепости, но и поместив в них военные гарнизоны» . Продолжительное правление Юстиниана ознаменовано было не только беспримерными строительными достижениями, но и большими бедствиями. В разных регионах империи не раз случались разрушительные землетрясения. В 526 году гибельное землетрясение обрушилось на Антиохию. Здания, уцелевшие от этой катастрофы, были истреблены пожаром. Два года спустя этот город снова пострадал от землетрясения. Император не жалел средств на восстановление великого города, но, залечив раны, нанесенные стихией, Антиохия в 539 году еще раз подверглась тому же бедствию. В 535 году, по сообщению Феофана Исповедника, «пострадал от гнева Божия Помпейополь Мезийский. Ибо земля расселась от землетрясения, и провалилась половина города с жителями. И очутились они под землей, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь, для того чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке» . В 542 году «16 августа… было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви, и дома, и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя святого Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И умерло много людей, и был страх великий» . В 543 году землетрясением разрушен был город Кизик. По словам того же Феофана, в 547 году «были постоянные землетрясения и большие дожди, равно как и в феврале месяце было большое землетрясение, так что все его заметили и были в большом страхе и просили Бога об избавлении от… угрозы» , а 15 августа 553 года, «в час полуночный при наступлении воскресного дня было сильное землетрясение, так что пострадали многие дома, и бани, и церкви, и часть стен константинопольских, особенно у Золотых ворот; и многие померли. Разрушилась и значительная часть Никомидии. Продолжалось же это землетрясение 40 дней, понемногу люди умилились, совершая крестные ходы и молебствия и пребывая в храмах, и опять, когда настало время Божия человеколюбия, обратились на худшее» . От этого землетрясения в куполе Святой Софии образовалось несколько трещин, а после еще двух страшных землетрясений 557 года, случившихся 6 октября и 14 декабря, 7 мая 558 года купол рухнул, разбив находившийся под ним амвон. Восстановление купола продолжалось в течение четырех лет и было завершено новым освящением храма, совершенным в канун Рождества Христова 562 года.

http://pravoslavie.ru/61672.html

Очевидно, Лукиан говорит здесь о тематическом, а не о хронологическом порядке. Другие полагали, что историю лучше всего составлять в строгом соответствии с хронологией событий, как пишет Дионисий Галикарнасский в своей критической заметке о Фукидиде: «История должна представлять собой непрерывную последовательность событий» (De Veterum Censura, 9). От биографии (bioi) читатели не обязательно ждали того же, что и от историографии. Это были разные жанры, однако некоторые биографы более приближались к историографической практике, чем другие 558 . Различаются эти два жанра, в числе прочего, и по тому, какой принцип подачи материала в них главенствует – хронологический, тематический, или же соблюдается равновесие между обоими 559 . Как правило, в биографии имеются хотя бы минимальные хронологические рамки: вначале – рождение и первые годы жизни, в конце – смерть 560 . (Берридж высказывает мнение, что «Воспоминания» (apomnèmoneumata) Ксенофонта – не настоящий bios, поскольку, хотя анекдоты о Сократе у Ксенофонта тщательно собраны по темам, какая-либо хронологическая канва отсутствует 561 .) Кроме того, биографии различаются по тому, представляют ли они собой просто набор анекдотов или же сплетают свой материал в единое «бесшовное» повествование: «Чем искуснее писатель, тем обычно менее заметны швы между отдельными историями и единицами традиции, составляющими книгу» 562 . Как верно отмечали некоторые исследователи, taxis и syntaxis в замечаниях Папия о Марке относятся не к хронологической последовательности как таковой, а к упорядочению материала в рамках создания литературной композиции 563 . Противоположен им не иной, нехронологический порядок, а отсутствие порядка как такового. Однако это не исключает той возможности, что Папий (или же Старец Иоанн) наилучшим таксисом для Евангелия считал таксис хронологический. Папий, по-видимому, озабочен следованием историографическим стандартам, именно им старается придерживаться сам в своей работе о речениях и деяниях Иисуса – и, вполне возможно, ожидает и от bios Иисуса соответствия историографическим канонам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

…вы даже и венгерцев ставите русскому народу в пример великодушия. — См. выше, с. 513. 556 Особенно теперь красивы и великодушны венгерцы — такой народ?.. — Русские газеты неоднократно писали о враждебном отношении Венгрии к борьбе балканских славян против турецкого ига. Позиция Венгрии, настаивавшей на сохранении территориальной целостности Турецкой империи, определялась боязнью того, что образование у ее границ независимых славянских государств окажет революционизирующее воздействие на славян, проживавших на территории Австро-Венгерской монархии. 557 А сколько явится червонных валетов. — См. с. 478. 558 Простое, но мудреное дело — Заглавие этой главки могло быть подсказано Достоевскому заглавием книги М. П. Погодина «Простая речь о мудреных вещах» (М„1874). 559 Пятнадцатого октября решилось в суде дело той мачехи — свою маленькую падчерицу…— Достоевский излагает дело Корн (см. выше, с. 479) по отчету, напечатанному в «Петербург (1876. 17 окт.), воспроизведя его местами почти дословно. 560 Преступница, поглядев вниз на слетевшего ребенка окошко…— В этой детали у Достоевского отразилась опечатка, допущенная в отчете «Петербургской газеты», где говорилось: «Но посмотрев, как она упала и осталась ли жива, она притворила окно, оделась, заперла комнату на ключ и отправилась в участок». В аналогичном отчете «Биржевых ведомостей» (1876. 17 окт.) было напечатано: «Не посмотрев…». Ср. отчет «Голоса» (1876. 18 окт.): «Не узнав, осталась ли она жива…». Достоевский повторит ошибку в декабрьском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г. (гл. I, 1), но исправит в декабрьском выпуске 1877 г. (гл. I, 4). 561 Вот факты, кажется, чего бы проще, а, между тем, сколько тут фантастического, не правда ли? — См. с. 479. 562 Наших присяжных обвиняли — возбуждали насмешку и недоумение. — Свое мнение по затронутым в комментируемом отрывке вопросам Достоевский подробно изложил в очерке «Среда» («Дневник писателя» за 1873 г.). Ср. майский выпуск «Дневника писателя» за 1876 г., гл. I, 3 «Суд и г-жа Каирова». 563

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Ср. по этому вопросу 239, с. 560-562. Ср. гл. 9. Эти сведения мы находим в синодальном акте патриарха Антония сентября 1389 года, сохранившемся в славянском переводе и опубликованном Прохоровым (233, с. 227). 102, II. 127. Ср. акт восстановления Макария на престоле (102, 142-147). Интересно, что составитель этого акта называет себя ритором Михаилом Вальсамоном, которого мы знаем как автора «Энкомиона» литовским мученикам. Может быть он представлял в патриархате крайние промосковские и антилитовские круги. Постановление Антония, изд. 233, с. 225-228. О жизни Пимена вблизи Константинополя, о его смерти и месте погребения см., в частности: G. Majeska, 97; русские летописи печально отмечают: «и разъяша имение его инии». (246, с. 435). Постановление Антония прямо говорит, что деньги Пимена, как приобретенные незаконно, были переданы Киприану и Федору Ростовскому (233, с. 228). При патриархе Ниле митрополит " Ρωσας появляется в синодальных списках дважды: в октябре 1385 и в мае 1387. Ср. 102, II, 57 (о дате см. 27, с. 377). Во втором случае имеется в виду явно Киприан, поскольку в мае 1387 года Пимен был в России. В октябре 1385 года и Пимен, и Киприан могли быть в Константинополе; однако император Андроник IV, покровитель Пимена, умер в июне этого года, и Пимен вряд ли бы получил право голоса в синоде после этой даты. Поэтому в постановлении 1385 года упоминался, скорее всего, тоже Киприан. Рукопись, прежде находившаяся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, теперь в Ленинской библиотеке, Φ. 152; ср. 252, с. 189. 102, И, 98-99. Ср. 134, с. 93. Нет оснований думать, как это делал И. Б. Греков (202, с. 186-188), что Киприан несет ответственность за союз Польши и Литвы. Следует, скорее, предположить, что в 1387 г. он был в западной Руси, чтобы оградить интересы Православной Церкви. Ср. выше, прим. 32. 102, II, 112. Пространное синодальное постановление февраля 1389 года (102, II, 116-129) также описывает ход событий в России после 1353 года. В целом это описание точнее, чем в акте 1380 года (102, II, 13-18).

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010