[Знай], что пачинакиты с наступлением весны переправляются с той стороны реки Днепра и всегда здесь проводят лето 559 . 9. О росах 560 , отправляющихся с моноксилами 561 из Росии 562 в Константинополь [Да будет известно], что приходящие из внешней Росии 563 в Константинополь моноксилы являются 564 одни из Немогарда 565 , в котором сидел 566 Сфендослав 567 , сын Ингора 568 , архонта Росии 569 , а другие из крепости Милиниски 570 , из Телиуцы 571 , Чернигоги 572 и из Вусеграда 573 . Итак, все они пускаются рекою Днепр 574 и сходятся в крепости Киоава 575 , называемой Самватас 576 . Славяне же, их пактиоты 577 , а именно: кривитеины 578 , лензанины 579 и прочие Славинии 580 – рубят в своих горах 581 моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их 582 . И в июне месяце 583 , двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву 584 , которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы 585 , тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр 586 . Прежде всего они приходят к первому порогу 587 , нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски «Не спи» 588 . Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистирия 589 , а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, низвергаясь оттуда вниз, издает громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их] 590 , чтобы не натолкнуться на какой-либо камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отвернувшись от собственной природы, человек движим более не самим собой, а тем, что ему чуждо; им завладело противоестественное, то есть зло. Из-за злоупотребления свободой человек становится рабом греха 558 , пленником желаний и чувственных удовольствий, к которым устремлен 559 , он находится в услужении у ложных божеств, которых сделал из тварных вещей 560 . Святые отцы постоянно показывают, как падший человек, даже тогда, когда ему кажется, что он свободен или освобождается, остается рабом. «Итог этой неподходящей свободы – суровое рабство» 561 , – замечает преподобный Исаак Сирин . Падший человек на самом деле прикован к плоти 562 , руководим ее законом 563 , служит ее чувствам 564 , претерпевает тиранию желаний 565 , подчиняется поиску удовольствия и страху перед страданием 566 , является рабом своих пороков 567 – одним словом, рабом своих страстей 568 . Последние имеют над человеком поистине тираническую власть, его душа находится у них в плену 569 . В таком состоянии человек более не является самим собой. На нем всецело паразитируют страсти, впущенные в него грехом. Человек, движимый этими устремлениями, чуждыми его исконной и сущностной природе, является душевнобольным. Собственно говоря, действует уже не он – это в нем живет закон греха 570 . Человек, порабощенный собственными страстями, является также рабом диавола и бесов. Он находится не только под влиянием, но даже подчинен и раздавлен тиранией лукавого 571 . Преподобный Исаак Сирин отмечает, что «тот, кто не подчиняет Богу собственной воли, подчиняется Его противнику» 572 . Преподобный Макарий Египетский так описывает двойное рабство, которое человек терпит от страстей и сил зла: «Со времени грехопадения и изгнания из земного рая человек опутан в два ряда. Одни путы происходят от самой жизни, от сопряженных с ними дел, от любви ко всему видимому. Изнутри душа опутана, окутана, скована зловредными духами, которые удерживают ее во мраке» 573 . Очевидно, имеет место прямая связь между этими двумя видами уз: оттого, что человек живет во зле, бесовские силы имеют над ним такую власть; через эти страсти он открывается им и позволяет им жить в себе 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Переписка… Стр. 450. 555 Неверно поэтому утверждать (см. Чижевский, ibid., стр. 79), что «отдельные философские замечания, рассыпанные в письмах Станкевича, стоят всецело в рамках гегельянства». В действительности влияние Шеллинга не исчезало никогда у Станкевича; не надо, ведь, забывать о близости во многом Гегеля и Шеллинга (см. впрочем. Чижевского, ibid., стр. 80). 556 ЧижевскиЯ (Ibid., стр. 78), поэтому неправ, когда относит к влиянию Гегеля обращение Станкевича к «действительному философскому мышлению» — вкус к «строгой» философии у Станкевича идет от изучения Шеллинга. 557 Переписка. стр. 293. 558 Ibid., стр. 283. 559 Ibid., стр. 249. 560 Чижевский, op. cit., стр. 78. 561 Переписка, стр. 650. 562  Ibid., стр. 624. 563 Этот перевод напечатан в томе его сочинений. (Москва, 1890). 564 Любопытный отзыв о Фейербахе, см. Переписка, стр. 669. 565 См. об этом в биографическом очерке Анненкова, ор. cim,cmp. 355. 566 Ор. cit, стр. 80. 567 Переписка, стр. 290. 568 См. издание сочинений и переписки Бакунина под редакцией Стеклова (особенно важен т. III), а также переписку Бакунина с Герценым и Огаревым (издание Драгоманова). Очень важна книга «Материалы для биографии Бакунина» под редакцией В. Полонского (1923), где напечатана его «Исповедь» — документ, долгое время остававшийся неизвестным. О Бакунине, см. книги Корнилова «Молодые годы М. Бакунина» («Из истории русского романтизма»), 1915. Его–же: «Годы странствий М. Бакунина», 1925. Вяч. Полонский: «Бакунин», 1922 (т. 1), Ю. М . Стеклов: «Бакунин». См. также большой очерк М. Драгоманова (стр. 1–112) в издании Балашова «М. А. Бакунин», 1906. См. также книгу «Спор о Бакунине и Достоевском» (статьи Л. Гроссмана и Полонского), 1926. В книге Чижевского «Гегель в России», Бакунину посвящена большая глава, написанная с большим знанием всего материала. См. еще книгу Massaryk, Zur rus. Geschichts–und Religionaphilosophle, B. П. 569 Очень подробно о семье Бакуниных у Корнилова. 570 Чижевский, ор. cit., стр. 88. 571 См. ее перевод в собрании сочинений (ред. Стеклова), т. III. 572

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Вероятно, и карнизы главного здания и боковых пристроек тоже были обложены мрамором 559 . Кедровая обшивка внутри была покрыта позолотой 560 и украшена резьбой, изображавшей продолговатые овальные плоды (подобия огурцов), распускающиеся цветы, листья пальмы и херувимов 561 . Позолотой были украшены так же пол, двери и пороги 562 . Святое святых отделялось от святилища стеной 563 (а не завесой, как в скинии). В этой стене была дверь из масличного дерева с пятиугольными косяками. На половинках дверей была такая же резьба, как и на сткнах 564 . При этой двери имелась, однако, и завеса, составленная из дорогих тканей разных цветов: яхонтового, пурпурового, багряного и чисто белого (виссона), с изображением на ней херувимов 565 . Вход из притвора в святилище также имел дверь, из кипарисового дерева, косяки здесь были четырехугольные, из масличного дерева 566 . Каждая половинка двери по длине своей состояла из двух частей, подвижно навешенных одна на другую 567 , так что дверь могла растворяться двояко: во всю ширину, когда обе половинки отворялись сполна, и в половину ширины, когда отгибались только части половинок, занимавшие средину двери 568 . И у дверей во святое святых, и у дверей в святилище петли были из золота 569 , поверхность же дверей, по-видимому, была обложена массивными золотыми листами 570 . По стене, отделявшей святое святых от святилища были протянуты каким-то образом золотые цепи 571 . С особенным богатством было отделано внутри святое святых. Оно было одето «лучшим золотом на 600 талантов», гвозди, употребленные при этом, были тоже золотые, весом по 50 сиклей каждый. Прочие помещения (горницы), примыкавшие к святилищу, также были украшены золотом 572 . В святилище помещались следующие предметы. Перед входом во святое святых стоял «золотой жертвенник» для курении. Внутри он был из кедрового дерева, но снаружи весь обложен листами из лучшего золота 573 . По правую и по левую сторону «перед задним отделением храма», т. е. перед святым святых, стояли 10 светильников, по 5-ти с каждой стороны 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

555. Синь чжуань нянь бяо. – Новое собрание материалов, содержащих представления императору Китая. 556. Ли-дай цзянь юй бяо. – Доклады императору о государственных границах, расположенные по царствованиям. 557. Фэн юй кхао чжен. – Подробное и точное донесение правительству о доходных землях Китая. 558. Хуэй дянь цзянь чао. – Собрание законов на основании официальных документов. 559. Цин дин тхай гуй. – Законы и постановления. Правительственное издание. 560. Да дянь тхун бянь. – Полное собрание книг, содержащих основные законы Китая. 561. Лин и цзе. – Объяснение законов и правил. 562. Ди фань. – Царские законы. 563. Цин дин хуэй цзян цзе ли. – Дополнительные главы к собранию законов и правительственных постановлений, с обозначениями их места и времени издания. 564. Цин гун яу ю. – Свод разных правительственных дигест китайского государства. 565. Пэй вэнь гуань юнь. – Стройное изложение правительственных инструкций. 566. Ши и бэй лань. – Полное собрание справедливых правительственных приказаний и распоряжений. 567. Гуй тхяу хуэй чау. – Специальные постановления, с относящимися к ним документами, изложенные по отделам. 568. Кхан цзи лу. – Дополнительный указатель предметов, содержащихся в означенной книге. 569. Ши чжан лу. – Краткое изложение административных распоряжений и указов. 570. Инь-дянь. – Законы о печати. 571. Фэн юй кхао чжен. – Подробное донесение правительству о доходных и плодоприносящих землях. 572. Гэ-го тхяу кхуань шуэй цзе. Законы: о податях за земельные участки и – о домовых налогах в государстве. 573. Гай-дин ыо-гэ тхун шан чжэн чэн. – Специальные постановления, исправленные и дополненные, о торговых сношениях китайцев с русским купечеством. 574. Ся-кэ ю цзи. – Сведения и официальные донесения о чужеземцах, приписывающихся в Китай для торговли опиумом. 575. Тхяу ли. – Законы и правила о судопроизводстве и взысканиях. 576. Цин дин цзи сы. – Законы и постановления о судопроизводстве с приношением жертв. Правительственное издание. 577. Чжун шу чжан кхау. – Административные распоряжения тщательно рассмотренные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

560 Papadopoullos Т. Η. Op. cit. P. 155–156; Ware T. Eustratios Argenti. P. 31–32. 561 «История» была опубликована в Бухаресте в 1715 г. О ее содержании см.: Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 196–198. 562 Полный греческий текст «Исповедания Досифея» приводится в кн.: Karmiris J. Ν. Τ Δογματικ Συμβολικ κα " ι Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. Π. Σ. 746–773. См. также: Robertson J. N. W. В. The Acts and Decrees of the Synod of Jerusalem, sometimes called the Council of Bethlehem. P. 110–162 (английский перевод «Исповедания»). 563 См.: Duckworth Η. Т. F. Greek Manuals of Church Doctrine. Здесь анализируются четыре греческих катехизиса XIX в. 564 См.: Duckworth Η. Т. F. Greek Manuals of Church Doctrine. Здесь анализируются четыре греческих катехизиса XIX в. 565 О поздних русских мистиках см.: BehrSigel Ε. Priere et saintete dans l " Eglise russe. 566 См.: Ware T. Eustratios Argenti. P. 101–102, 170–172; VillerM. Nicodeme l " Agiorite et ses emprunts д la litterature spirituelle occidentale//Revue d " ascetique et de mystique. 1924. Vol. V. P. 174–177. 567 См. выше: Кн. II, гл. 1. 568 Спор о крещении блестяще представлен в кн.: Ware Μ. Eustratios Ar–genmi. P. 65–107. О Кирилле V главным нашим источником является «Хроника» Сергия Макрея, часть I ( Sathas. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Т. ΙΠ. Σ. 203–237). См. также: Papadopoullos Т. Η. Op. cit. P. 159–264. 569 См.: Hadjimichali A. Aspects de l " organisation economique des Grecs dans l " Empire Ottoman//Le Cinqcentieme anniversaire de la prise de Constantinople. L " Hellenisme contemporain. Fascicule horsserie. 1953. P. 264–268; Svoronos N. G. C ommerce de Salonique au XVIII е siecle. P. 250; Sicilianos D. Μακριντξα και τ Πλιον. Σ. 92–94. 570 О торговле мехом см.: Hadjimichali A. Op. cit. P. 272—275; Mertsios C. Monuments de l " histoire de la Macedonie. P. 209 ff. 571 См. отчеты французских консулов Араси, де Жонвилля и Божура в кн.: Lascaris Μ. Salonique д la iin du XVIII е siecle; Svoronos N. G. O p. cit. P. 261 — 264.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

Как не дивиться уму человека, который отважно Трижды колонны попарно на пары колонн здесь воздвигнул И, не боясь, утвердил основанья их над пустотою (392–394). В отличие от Павла Силенциария, Михаил Солунский таких нюансов не замечает. У него уподобление купола главе или капителей колонн персидским головным уборам – всего лишь формальная дань классической традиции. Говоря о сходстве нижнего и верхнего ярусов, он ошибочно утверждает, что «колонна встает на колонну, меньшая – на большую, в основном подобную ей, словно девочка – милая ноша для матери». В данном случае эта антропоморфная метафора лишь подчеркивает, насколько автор нечувствителен к игре тех сил, которые задействованы в конструкции. Итак, вместо того чтобы с помощью определенной трактовки колонн показывать несение тяжести и соразмерность опорных и несомых элементов, архитекторы демонстрируют их чудесную легкость и превращают их в прозрачную границу между центральным пространством и боковыми нефами. Павел чутко реагирует на видимое отсутствие опор у колонн второго яруса, а Прокопий, переходя от центрального нефа к боковым, будто не замечает этой прозрачной границы: «С обеих сторон находятся портики, которые не отделяются от наоса никакой [другой] конструкцией, но еще и увеличивают его размер в ширину, а в длину они доходят до его конца, будучи притом меньшей высоты» (1, 1, 55). Павел Силенциарий уделяет больше внимания боковым нефам и их колоннам. Постепенный переход от высоких колонн центрального нефа к малым колоннам в середине боковых нефов он умело обыгрывает (543–560). Подобные большим колоннам по цвету и материалу, но меньшие по размеру и иначе расставленные четверки зеленых колонн в боковых нефах служат для него и переходом, и пространственным ориентиром. Отталкиваясь от них, Павел весьма ловко «разворачивает» пространство каждого бокового нефа в обе стороны по продольной оси. Говоря об угловых компартиментах, он снова использует колонны как вехи для ориентировки. В его восприятии боковые нефы не являются замкнутыми пространствами, но, напротив, открыты во все стороны. Словно свободно двигаясь туда-сюда по обоим боковым нефам, Павел описывает все входы и выходы и говорит о том, что находится за ними. При этом внимательный автор не преминул отметить, что перекрытые сводами строения протяженных боковых нефов идут «вдоль стен» (571), т. е. он не отождествляет внешние стены храма с границами боковых нефов и словно оставляет между ними промежутки. Таким образом, и в реальности, и в описании Павла значение колонн боковых нефов все же второстепенно по отношению к тем пространственным блокам, которые они лишь обрамляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

558. Σκαλτσς 2008, 307–308. 559. Издание: Θηκαρς 2008, 41–67. 560. Ατθι, 69–95. 561. Ατθι, 434–513. Итал. пер.: Rigo 2008, 353–383 (деление на главы принадлежит Риго). 562. Издание: Θηκαρς 2008, 514–549. 563. Ατθι, 3–4. 564. Ατθι, 5–6. 565. Ατθι, 9–25. Итал. пер.: Rigo 2008, 384–398. 566. Θηκαρς 2008, 299–303. 567. Ατθι, 26–35. 568. Систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки/Сост. архим. Владимир. Ч. 1: Рукописи греческие М., 1894. С. 418–419. 569. Подробнее см.: Σκαλτσς 2008, 309–329. 570. Подробнее: Ivanova-Sullivan 2005. Исследовательница, проанализировав около полутора десятка славянских рукописей, пришла к выводу о разделении их на две группы, не совпадающие, однако, с двумя же греческими группами. 571. Подробнее: Σκαλτσς 2008, 329–337. 572. Θηκαρς 2008. См. также описание состава книги: Σκαλτσς 2008, 337–343. 573. Сведения заимствованы нами из предисловия к кн.: Плач кающегося грешника: Покаянные молитвенные размышления на каждый день седмицы инока Фикары, подвизавшегося во св. горе Афонской. М.: Изд. Афонского Пантелеимонова мон-ря, 1881. 99 с. 574. Издание пользовалось необычайной популярностью: в 1898 г. вышло уже 8-е издание. В собр. РГБ на экземпляре 2-го издания 1882 г. под шифром M 87a/80 сохранилась дарственная надпись в библиотеку Троице-Сергиевой Лавры некоего «иеромонаха Никона, потрудившегося в переложении сей книжицы на современный язык» (видимо, именно на него указывают инициалы М. Н. в конце предисловия). 575. Σωτηρπουλος 1993, 12. 576. Σκαλτσς 2008, σ. 287, σημ. 848. 577. PLP 5448. 578. Σκαλτσς 2008, 305. 579. Σωτηρπουλος 1993, 16. 580. P. 67: 327–341 и 342–346 Gouillard; в изд. Ф. Успенского этих глав нет. 581. Об эволюции этой формулы см.: Дунаев 2002, 255–301. 582. Мы здесь не касаемся сложного вопроса, было ли имя «мессалиане» только кличкой или же это движение в самом деле имело какие-то смутные исторические корни в древней ереси IV в. 583. Издание текста см. в приложении к статье: Rigo A. L’assemblea generale athonita del 1344//Cristianesimo nella storia 5 (1984), 475–506.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Хранит ли Русь православная чистое учение Христово, и как исполняет миссию свою среди неведающих Христа народов Азии. Епископа Могилевского Стефана. Январь. Стр. 3–15. Новогодние думы пастыря о неотложных церковно-приходских нуждах. Свящ. А. Платонов. Январь. Стр. 13–42. Единобожие и бессмертие в естественной религии, как прямой ответ на запросы духа всего человечества. А. А. Берс. Январь. Стр. 43–58. Февраль 1-я. Стр. 259–264. В каком отношении учение русского штундизма находится к немецкому протестантизму. С. Троицкий. Январь. Стр. 55–77. Историческая записка о скопческой секте в России с 1843 по 1870 год. Январь. Стр. 78–92. Февраль 1-я. Стр. 266–269. Апрель. Стр. 883–891. Как оживить пастырям свою миссионерскую деятельность. В. Терлецкий. Февраль 1-я. Стр. 241–258. Самоправие в действиях именуемых всероссийских съездов и их попечительства. Свящ. С. Шалкинский. Февраль 1-я. Стр. 270–286. Самобытная русская конституция. Русский старик. Февраль 1-я. Стр. 287–296. Как возможно в настоящее время обновить православно-русский церковно-приходской строй. Свящ.-мисс. Савва Потехин. Февраль 2-я. Стр. 417–436. О старым по новому поводу. О душе человека и о некоторых её свойствах. Бытие души. Общение душ умерших с живыми. Предчувствие и предвидение. Жизнь души во сне. Сомнамбулизм и гипнотизм. Свящ. Богуславский. Февраль 2-я. Стр. 437–452. Март 1-я. Стр. 561–571. К миссионерской полемике с апологетами австрийского раскола. Н. Гринякин. Февраль 2-я. Стр. 453–462. О таинстве покаяния и разрешение грехов. (В обличение мнимо-духовных христиан). Прот. Н. Кутепов. Март 1-я. Стр. 545–560. О внутренних причинах “упадка духа” в нашем духовенстве. И. Преображенский . Март 1-я. Стр. 572–598. Ненаучное в в науке. М. Богословский. Март 2-я. Стр. 689–709. Русское современное сектантство и православное духовенство в характеристике А. С. Пругавина. (По поводу книги А. С. Пругавина “Религиозные отщепенцы”). П. Красноставский. Март 2-я. Стр. 710–731. Почитание Св. Креста в сектантских молитвенных песнях. М. Кальнев. Март 2-я. Стр. 732–738.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б 127:5 Букв.: когда будут говорить/ спорить. 559 129:6 Друг. возм. пер.: засыхает, не успев вырасти. 560 130:1 Здесь глубины — символ отчуждения, удаленности от Бога . 561 131:1 Или: к вещам слишком великим. 562 132:3 Букв.: в шатер дома своего. Некоторые толкователи видят в этом указание на внутренние покои царского дворца. 563 132:6 Букв.: о нем. 564 132:7 Букв.: в Жилища Его. 565 132:8 Или: поднимись. 566 а 132:17 Букв.: там дам Я возрасти рогу Давида. 567 б 132:17 Букв.: Я приготовил/ установил светильник для Помазанника Моего — метафора, говорящая о сохранении династии. 568 133:3 Букв.: заповедал. 569 134:2 Или: во Святилище. 570 а 135:3 См. примеч. к 100:5. 571 б 135:3 Друг. возм. пер.: ибо это приятно. 572 135:4 Евр.: Ях. 573 135:7 Букв.: из Своих затворов/ хранилищ. 574 135:14 Или: отстоит ( перед врагами). 575 135:18 Или: пусть будут подобны им. 576 136:1 См . примеч. к 100:5. 577 136:11 Букв.: из среды их. 578 137:2 Или: на тополях. 579 137:8 Древн. пер.: разрушительница. 580 137:9 Здесь, как и в некоторых других местах Писания, призывающих несчастья на нечестивых, отражается стремление верующей души к справедливости и ожидание того, что зло будет наказано. 581 138:1 Боги, перед которыми псалмист поет, — это либо боги язычников, либо светские власти, властители и начальства (ср. 82:1). Иные думают, что это ангелы, невидимо присутствующие при богослужении (ср. 1 Кор 11:10). 582 а 138:2 Или: истину. 583 б 138:2 Перевод предположителен, букв.: возвысил слово/ обещание Свое над всяким именем Своим. 584 138:7 Букв.: правая. 585 139:2 Букв.: понимаешь. 586 139:8 Евр.: в Шеоле. См. примеч. «б» к 6:6. 587 139:9 Букв.: жить буду у пределов морских. 588 139:15 «Недра земли» — вероятно, имеется в виду чрево матери. 589 139:16 Букв.: глаза Твои видели зародыш мой. 590 139:17 Или: драгоценны. 591 139:19 Букв.: удалитесь от меня, люди кровожадные. 592 139:20 В некот. рукописях: восстали на Тебя. 593 139:24 Или: древний; ср. Иер 6:16. 594 140:14 Букв.: перед лицом Твоим. 595

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010