555.  Поснов М. Главнейшие философско-этические и религиозные течения в век Рождества Христова. — ТКДА, 1910, с. 263-283. 556.  Пригоровский Г. К истории возникновения утопии Евгемера. — Труды РАНИОН, М., 1926, в. I, с. 165 — 187. 557.  Прохоров Т. Краткое изложение основных положений стоико-цицероновской морали. — В кн.: Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Казань, 1908. 558.  Радев.Р. Философия эллинизма. София, 1973, 311 с. (на болгарском языке). 559.  Спасский А. Эллинизм и христианство. Серг. Посад, 1914. 365 + III + 5 с. 560.  Степанов С. Евгемер и евгемеризм. — В кн.: С.Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911, с. 103-126. 561.  Танхилевич О. Эпикур и эпикуризм. М., 1926, 126 с. 562.  Туманова Г., Молевич Е. Формы и обоснование идеи мирового круговорота в античном мировоззрении. — Актуальные вопросы теории прогресса. Куйбышев, 1972, в. I, с. 156-163. 563.  Утченко С. Кризис полиса и политические воззрения римских стоиков. М., 1955, 64 с. 564.  Его же. Две шкалы римской системы ценностей. — ВДИ, 1972, с. 19-33. 565.  Его же. Еще раз о римской системе ценностей. — ВДИ, 1973, с. 30-47. 566.  Фомина Т. Гносеологическая терминология Цицерона. — В кн.: Проблемы античной культуры. Тбилиси, 1975, с. 470-479. 567.  Фрейберг Л. Литературная критика в стоической школе. — В кн.: Древнегреческая литературная критика. М., 1975, с. 217-230. 568.  Чалоян В. Восток — Запад. Преемственность в философии античного и средневекового общества. М., 1962, 223 с. 569.  Его же. Древнегреческая философия и Ближний Восток. — Вестник обществ. наук АН Армянской ССР, 1974, с. 57-65. 570.  Шакир-Заде А. Эпикур. М., 1963, 223 с. 571.  Шевырев С. Лукреций и его поэма. — ЖМНП, 1835, ч. VIII, с. 18-47. 572.  Штаерман Е. Эволюция идеи свободы в стоической школе — ВДИ, 1972, с. 41-61. 573.  Arnould Е. V. Roman Stoicism, 1911. 574.  Bailey С. Epicurus. Oxford, 1926. 575.  Bevan Е. Stoics and Sceptics. London, 1927. 576.  Clarke М. С. The Roman Mind: Cambridge, 1956.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Спустя 4 года, Навузардан снова приходит в Иудею и переселяет из нее в Вавилон 745 человек. Это шестое и последнее переселение было в 585 г В год завоевания Тира, Даниил толкует Навуходоносору сон его о дереве Согласно предсказанию Даниила, Навуходоносор впадает в сумасшествие, и в таком положении остается семь лет (571–564=7 л.) Евиль-Меродах , сын Навуходоносора, выведший Иехонию из темницы и убитый мужем сестры своей Нериглиссором Нериглиссор , зять Евиль-Меродаха Кир, сын Мандавы и Камбиза, завоевывает Экбатаны – столицу Мидии, берет в плен царя ее, своего деда Астиага. Чрез это завоевание он полагает начало Персидской монархии. Всего он царствует 30 л. (560–530=30). Лаворосоардох, сын Нериглиссора, младенец, после 9-месячного царствования убит Набонидом, сыном Евиль-Меродаха В царствование Набонида Даниил имеет два пророческих видения. Тот же 80-летний Даниил истолковывает Вальтазару таинственные слова, которые невидимая рука начертила на стене во время осады Вавилона Мидянами и Персами в 539 году Кир Персидский, вместе с дедом Астиагом Мидийским, которого Даниил называет Дарием Мидом, берут Вавилон XIV. Владычество Дария Мида (539–537=2). Год до начала Эры Дионисия Дарий Мидянин , вероятно в качестве почетного наместника своего внука Кира, управляет два года Вавилонянами 14 . Дарий Мид делаег Даниила одним из трех главноначальствующих над 120 сатрапами, но по клевете на него вельмож, сажает его в львиный ров, в коем он был спасен чудесным образом В первый год правления Дария, т.е. в 539 г. Даниил получает откровение о пришествии Мессии после 70 седьмин т.е. семилетий Смерть Дария Мида Всего... XV. Владычество Персов (537–330–207 л.) Год до начала Эры Дионисия По смерти Дария, Кир делается обладателем всего Востока, а следовательно Вавилона и Иудеи, и царствует 7 л. Кир, как пророчествовал Иеремия, издал, вероятно по настоянию Даниила, указ о дозволении Иудеям воротиться в их землю для построения храма, и этим указом положил конец пленению Вавилонскому 42 000 Иудеев, под начальством князя Заровавеля, внука Иехонии, и первосвященника Иисуса, воротились в Иудею

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Потому-то и видение казалось Савлу безусловно объективным 559 . Тогда Евангелие будет исключительным его творением 560 , зародыш и корень коего находятся в обращении 561 . Но производящий дух всегда отражается в своем произведении; посему и оно условливается обычными категориями иудейского, ветхозаветного сознания в своем возникновении и развитии. Так сохраняется единство духовной индивидуальности Павла и получается натуральный генезис его антиудаистического Евангелия из иудаистического настроения. Все Павлово христианство оказывается простой модификацией иудеохристианства 562 , ибо и Сам явившийся Христос был лишь «собственным фантомом» гонителя 563 , а разные «откровения суть ничто иное, как психологические, феноменологические процессы» 564 . Последним тезисом вполне определяется и догматическое значение изложенной психологической попытки. Если переход Савла к Распятому совершился естественно посредством диалектической работы, то все богатство его веры будет субъективным преобразованием старых иудейских элементов в оригинальную систему личного характера, поскольку, «став христианином, Павел не отказался от своей иудейской теологии» 565 . Это только «другая форма иудейства» 566 , не совпадающая ни с учением Христа, ни с проповедью Его первоапостолов. Ясно, какой неожиданный свет бросает эта теория на Евангелие Павлово, но не менее того очевидно, что она исключительно держится на своих исторических предположениях и торжествует или крушится вместе с ними. Тут особенно справедливо, что tertium non datur. Тем более необходимо со всею научной строгостью и совершенным беспристрастием разобрать и оценить, насколько вероятно в историческом отношении психологическое толкование факта Дамасского обращения 567 . Вся эта гипотеза «внутреннего события» 568 покоится на мысли, что в эпоху своего гонительства Савл был потрясен в своих позициях и потерял равновесие, а потому новое само собою возобладало в нем над прежним. В таком случае неизбежно допустить, что за этот период произошло нечто особенное, сокрушившее все его наследственные убеждения и вызвавшее «мучительную борьбу между верой и неверием» 569 . Но Савл не был «религиозным фанатиком» 570 ; понятно, что мотивом и источником его вражды могло быть определенное и целостное воззрение, незыблемое настолько, что оно обязательно возбуждало сердце и становилось актом непреклонной воли. В чем оно заключалось, – нам не сказано прямо и пока не важно. Достаточно заметить, что молодой зилот думает истребить даже самое имя христианства, уничтожить его в конец и безвозвратно. Ясно, что в «Назорейской ереси» он видел отрицание и попрание всех заветных святынь в том самом пункте, где она была наиболее высокой и имела притязание на абсолютное господство. Без этого мы набросим густую тень подозрения на нравственное достоинство Савла и подрежем авторитет Апостола Павла 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Петербургский цензурный комитет — Деловые бумаги 16. Плетнев, Петр Александрович (1792–1865) — писатель и журналист, близкий друг Пушкина. 40, 89, 118, 141, 179, 181, 188, 190, 319, 354, 357, 358, 361, 374, 384, 386, 389, 391, 394, 396, 399, 402, 403, 422, 425, 426, 429, 437, 440, 664, 670. Плюшар, Адольф Александрович (1806–1865) — книгопродавец и книгоиздатель. 754. Погодин, Михаил Петрович (1800–1875) — историк, литератор и журналист. 210, 225, 230, 237, 238, 245, 250, 251, 260, 282, 312, 322, 324, 327, 330, 331, 332, 333, 335, 336, 338, 339, 365, 371, 383, 421, 434, 493, 495, 508, 560, 643, 701. Полевой, Ксенофонт Алексеевич (1801–1867) — брат Н. А. Полевого, литератор, автор известных «Записок». 710. Полевой, Николай Алексеевич (1796–1846) — писатель, историк и журналист. 151, 305, 380. Поленов, Василий Алексеевич (1776–1851) — литератор, филолог, с 1834 г. — начальник Государственного архива. 660. Полторацкий, Алексей Павлович (1802–1863) — офицер, кишиневский приятель Пушкина. Припис. 3. Полторацкий, Сергей Дмитриевич (1803–1884) — приятель Пушкина, библиофил и библиограф. 276. Путята, Николай Васильевич (1802–1877) — офицер и литератор. 266. Пушкин, Василий Львович (1767–1830) — поэт, дядя Пушкина. 3, 6. Пушкин, Лев Сергеевич (1805–1852) — брат Пушкина. 13, 21, 25, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 52, 67, 71, 77, 94, 95, 96, 98, 101, 104, 105, 111, 114, 115, 116, 117, 118, 121, 124, 127, 128, 132, 137, 146, 228, 243, 401, 637, 641, 716. Пушкин, Сергей Львович (1770–1848) — отец Пушкина. 308, 317, 739, 771. Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал (1775–1836) — мать Пушкина. 308, 317. Пушкина, Наталья Николаевна, урожденная Гончарова (1812–1863). 343, 344, 345, 352, 355, 359, 360, 362, 363, 368, 369, 372, 373, 465, 466, 467, 469, 470, 496, 497, 498, 499, 500, 523, 524, 525, 526, 527, 528, 529, 531, 532, 533, 534, 535, 536, 537, 538, 540, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 574, 575, 577, 578, 580, 581, 583, 584, 585, 587, 588, 589, 598, 600, 601, 604, 605, 607, 616, 617, 663, 666, 667, 668, 669, 706, 707, 709, 710, 712, 713.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

   Пизаны 313, 314    Половцы, см. также куманы. скифы 8, 22, 556    Римляне 140    Румыны 529    Русские, см. также тавроскифы 7, 517, 529, 541, 612    Савроматы 131, 170, 201, 203, 274, 484, 508, 528, 529    Сагудаты 615    Сакеонцы 83    Сарацины (арабы) 275, 307, 317, 369, 378, 391, 560, 561    Сарматы 462    Сельджуки 22, 26, 31, 440, 452. 453, 472, 479, 485, 525, 570, 573, 577, 587, 609    Сербы, см. также далматы 148, 251, 439, 463, 544, 548, 549    Сирийцы 55    Скифы (печенеги, узы, куманы) 13, 22, 66, 88, 121, 159, 179, 181, 196, 201—217, 219, 221—239, 251, 273, 336, 337, 353, 388, 391, 394, 396, 406, 411, 485, 517, 527, 528    Славяне 91    Спартанцы, см. также лакедемоняне, лаконцы 537    Тавроскифы (русские) 612    Тавры 394, 612    Тарентийцы 140    Татраны 539    Торки, см. узы    Троглодиты 196, 524    Турки-вардариоты, турки охридские 135, 494    Турки (сельджуки), см. также агаряне, исмаили-ты, персы 7, 8, 13, 20, 23, 44, 57, 59, 62, 64, 67, 68, 94, 104, 133, 136—138, 142, 152, 169, 170, 189—194, 196, 200, 217, 220, 232, 242, 248, 266, 272, 274, 275, 277—279, 289, 292— 295, 297, 305, 307, 309—311, 322, 351, 353, 365, 374, 375, 382, 386, 388, 389, 400—403, 406—410, 412—415, 441—443, 448, 462, 464, 465, 470, 478, 495, 498, 505, 540, 557, 561, 562, 571, 582, 589, 609, 611, 616—618, 625    Турки охридские, см. вардариоты    Узы (торки), см. также скифы, геты, гунны 8, 22, 214, 484, 508, 509, 528, 529    Фессалийцы 145    Фивийпы 537    Фракийцы 63, 396, 473, 507    Франки (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, латиняне 26, 67, 167, 275, 279, 292, 295, 305, 308, 310, 313, 316, 317, 319, 375, 376, 385, 447, 449, 507, 556, 561, 576    Халдеи 395    Хоматинцы 64    Эллины 140, 281, 285, 288, 395    Эфесяне 302    Южные славяне 20, 47 Примечания Примечания к книгам I-V К оглавлению     1 Софокл, Аякс, 647.     2 Порфира — особая, украшенная пурпуром палата Большого дворца, где рожали императрицы (см.: Janin, Constantinople byzantine..., р. 121 sq.; Treitinger, Die oströmische Kaiser- und Reichsidee..., S. 58). Анна подробнее говорит о ней ниже: VI, 8, стр. 188; VII, 2, стр. 205. Порфирородными назывались дети императоров, рожденные в Порфире. Феодор Продром в стихах, обращенных к Анне, именует ее порфирородной (Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 89).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Речь пред вручением жезла епископу Алексию, вик.Казанской епархии, после его хиротонии. «Прав.Собес.» 1900, окт., стр.325–329· С о.о.законоучителями светских средне-учебных заведений гор. Харькова. «Приб. к «ЦВ» 1911, 17, стр.717.· Литература: «Церк.Вед.» 1893, 20, стр.152.· -«- 1897, 42, стр.381. -»- 1897, 44, стр.401. -«- 1899, 48, стр.361. -»- 1900, 22, стр.217. -«- 1901, 18, стр.107–108. -»- 1902, 20, стр.171–193. -«- 1906, 21, стр.303. «Приб. к «ЦВ»1889, 2, стр.39. -»- 1897, 3, стр.77. -«- 1901, 29, стр.1031. -»- 1903, 7, стр.249. -«- 1914, 18–19, стр.872–876. «Церк.Вед.» 1903, 7, стр.43. «Рус.Палом.»1912, 30, стр.463. -»- 1914, 24, стр.388. «Прав.Собес.»1897, октябрь, стр.355 -«- 1897, нояб., стр.3–10. -»- 1897, дек., стр.674, 682–686, 4 отчет. -«- 1898, март, стр.283–301. -»- 1898, май, стр.513. -«- 1898, окт., стр.494. -»- 1899, янв., стр.7. -«- 1901, май, стр.493–94. -»- 1904, дек., стр.1156. -«- 1905, июль-авг., стр.59. -»- 1907, окт., стр.544. -«- 1909, март, cmp.I, отчет. -»- 1914, февраль, стр.1–3, отчет. -«- 1914, ноябрь, стр.8, 11–12. «Церк.Вестн.»1883, 45, 48. -»- 1887, 16. -«- 1891, I, cmp.II. -»- 1891, 9, стр.142–143. -«- 1891, 32, стр.508. -»- 1891, 36, стр.572. -«- 1891, 47, стр.746. -»- 1891, 50, стр.796. «Христ.Чтен.»1885, янв.,июнь, стр.157, 160, 149–150, 155. -«- 1890, май-июнь, стр.278, 280, 281. -»- 1891, май-июнь, стр.3, 16–17, 20–21, 32, 38–48, 370–371,373. -«- 1894, декабрь, стр.135. «Изв.Казан.еп.»1883, 23, и 24, стр.717. -»- 1887, 9, стр.205.· -«- 1889, 2, стр.23. -»- 1895, 9, стр.292. -«- 1897, 18, стр.485, 486, 487, 488. -»- 1897, 21, стр.571. -«- 1897, 22, стр.595–599, 599–609, 626. -»- 1897, 23, стр.644–651. -«- 1897, 24, стр.660–664, 669–670, 679–689. -»- 1898, I, стр.15–18, 18–30. -«- 1898, 2, стр.41–48. -»- 1898, 3, стр.70–91,. -«- 1898, 4, стр.113, подстр. 109–116. -»- 1898, 5, стр.147–148, 159–171. -«- 1898, 6, стр.200–203,. -»- 1898, 7–8, стр.294–301. -«- 1898, 9, стр.347–360. -»- 1898, 12, стр.488–518. -«- 1898, 13–14, стр.560–593. -»- 1898, 15, стр.601–616. -«- 1898, 16, стр.669–671. -»- 1898, 17, стр.711–729. -«- 1898, 18, стр.744–765, 766–769. -»- 1898, стр. 799–838. -«- 1898, стр. 852–873. -»- 1898, стр. 902–934. -«- 1898, стр. 948–970. -»- 1898, стр. 998–1027. -«- 1899, стр. 24–26, 30–33. -»- 1899, стр. 105–120. -«- 1899, стр. 162–186. -»- 1899, стр. 204–218. -«- 1899, стр. 248–272. -»- 1899, стр. 312–315. -«- 1899, стр. 349–352. -»- 1899, стр. 530–532, 535–538. -«- 1899, стр. 737–740, 742–767. -»- 1899, стр. 788–789. -«- 1899, стр. 886–905. -»- 1899, стр. 933–952. -«- 1899, стр. 981–996, 997–1006. -»- 1899, стр. 1041–1054, 1061–1063. -«- 1899, стр. 1079–1091. -»- 190I, -«- 1902, стр. 10–26. -»- 1902, стр. 54–68. -«- 1902, стр. 100–115. -»- 1902, стр. 197–215. -«- 1902, стр. 247–259. -»- 1902, стр. 345–351. -«- 1902, стр. 389–390. -»- 1902, стр. 438–439. -«- 1902, стр. 488–495. -»- 1902, стр. 582–587. -«- 1902, стр. 632–636. -»- 1902, стр. 759–769. -«- 1902, стр. 998–1004.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

605 Предания и рассказы о былых временах оказали на него по-видимому сильное влияние и воспитали его фантазию, которую он проявил и в своем агиографическом труде. 550 AA. SS. Boll. окт., VIII. 856–864; IX. 360–362 (по-латыни); Μαρτριον τν γων ξκοντα νων μαρτρων, κδ. π . Παπαδοπολου-Κεραμως с русским переводом Г. С. Дестуниса в Правосл. Палест. Сборнике XXXIV (по cod. Coislin. 303, X в., f. 177–181; копия с него XVIII в. в Брюсселе: Omont. Cat. des mss. grecs de la bibl. de Bruxelles. Gand. 1885 p. 37). 551 πως συναναστραφσιν ο μποροι τας μφοτρων ξουσαις τε κα παρχαις νενχλητοι κα περσπαστοι, κα ο βουλμενοι προσκυνσαι τος θεοστιβες Χριστο το Θεο μν τπους νεπηραστοι κα λβητοι σονται. 552 τν μακαρων νδρν πολιτεα (Прав. Палест. Сборн. изд. Пападопуло-Керамевса, вып. LVII, т. XIX. 3) стр. 136–163, с русским пер. В. В. Латышева, стр. 153–183. 555 ξιν στι τος μηδεπς (ΑΑ. SS. Boll., март, III, 2–14, в конце, ср. p. 166– 179, и в «Правосл. Палест. Сборнике», 1907, LVII, 1–41; рец. в «Сообщениях Имп. Пр. Палест. Общ.», 1908, XIX, 184–186). 556 τν ον γουμενιρχην τοι τν ες ποδοχν τεταγμνον τν ες τ γουμνιον καταλυντων ξνων. 560 В выражении: πρς δλωσιν δ κα πστωσιν τς θεοτερπος τν μακαρων λσεως κα πρς τν Σωτρα νδξου ποδοχς κα παρρησας, болландисты читали: φσεως и переводили: Deo gratus transitus. Конъектура рискованная; осторожнее было бы чтение λσεως, то есть: дли уверения приятной Богу неразрывной связи мучеников и их дерзновения у Него. 561 Во втором указателе ученый русский агиолог приводит имя Христофора 14 апреля, говоря, что оно находится во втором приложении; однако здесь нет этого имени. Таким образом и второе издание «Полного месяцеслова Востока» все еще далеко от совершенства. 562 AA. SS. Boll, июль, III, 531–613 (καθς φης τ πρτερον); русский перевод И. В. Помяловского в «Палестинском патерике», изд. Палест. Общества, XI. Спб. 1900. 569 Βος κα θλησις το σου κα νου μρτυρος Βκχου μαρτυρσαντος ν τος χρονοις μν ν Παλαιστν π Ερνης κα Κωνσταντνου τν φιλοχρστων κα ρθοδξων μν βασιλων (Ο τν ππικν γνων φιλοθεμονες), изд. Fr. Combefis: Christi martyrum lecta trias (Parisiis 1666) p. 61–126. В виду редкости этого издания мы пользовались cod. Synod. Mosqu. 379 (Владимир, 571), XI в., по копии, приготовленной нами для проф. В. Г. Васильевского и хранящейся в Имп. Акад. Наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

21 . Guillou, le, La renaissance spirituelle du XVIIIe siecle. Aux sources des mouvements spirituels de Orthodoxe de Grece, «Istina» 1 (1960), 95–128. 22 . Henderson, G.P., I anabiosi tu elliniku stohasmu. 1620–1830, Athina, 1976. 23 . Mansi J.D., Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collecmio, v. 38, Graz 1961 (=Paris, 1907). 24 . Meyer, Ph., Beitrage zur Kenntnis der neueren Geschichte und des gegenwartigen Zustandes der Athoskloster, «Zeitschrift fur Kirchengeschichte», 11 (1890), 560–571. 25 . Meyer, Ph., Die Haupturkunden fur die Geschichte der Athoskloster, Amsterdam, 1965 2 . 26 . Petit, L., La grande controverse des Collybes, «Echos d " Orient», 2 (1898), 321–331. 27 . Athanasiu periu, Delosis tis Agio Orei tarahon aletheas. Издана под редакцией: Theodoritu Ieromonahu Agioritu, Athina 1988. 28 . Amphilohiu Pantobits, I philokaliki anagennesis tu XVIII ke XIX ei. ke i pneumatiki karpi tis, Athina, 1984. 29 . Bakalopulo, Ap., Istoria tu neu Ellinismu tomos D, Thessaloniki, 1973. 30 . Balau, D., I stasi tu legiu monahu Bessariona stis erides ton monahon tu Agiu Oros kata tu IH aiona, Klironomia 27 (1995), 137–167. 31 . Beriti G., To anamorphotikon kinima ton kollibadon ke o du Alexandri tis Skithu, Aktines 1943. 32 . Blahu K., I hersonesos to Agiu Oros Atho ke en auti Moni ke i monahi palai te ke nin, Bolos. 1903. 33 . Gedeon M., I pneumatiki kinesis tu genos kata tu IH ke IO eiona, Athina 1977. 34 . Theoklitu Dionisiatu, monahu, O Agios Nikodimos o Agioritis, Athina 1954. 35 . Thriskeutiki ke Ithiki Enkiklopedia, Athina, 12 томов, 1965. 36 . Kontoba, B., I peri mnemosinon eris e didaskalia peri tu mellontos tis psihis meta thanaton, Grigorios Palamas 71 (1988), 538–578. 37 . Mpatistau, D., Kollibades, ev: «Salpinks Orthodoksias», teuhos Sepi. 1970. 38 . Mpogatsou N. F.,Pneumatiki epidrasis tu Agiu Orus is tin Ellada, Athina, 1954. 39 . Papulisi, K., To kinima ton Kollibadon, Athina, 1971. 40 . Papulisi, K., Periptosis pneumatikis epidraseos to Agiu Orus is ton Balkanikon horon kata ton 18o eiona M, 9 (1969).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосий алекс. 336. 352. 381. 383. 432. 435. Феодосий аморийский 553. 554. Феодосий ефесский 516. 522. 535. 552. Феодосий I имп. 72–4 . 77–80. 91. 93. 132. 138. 183. 262. 107. 109. 110. 112. 160. 441. Феодосий II имп. 14. 83–4. 105. 106. 134. 155. 156. 227. 230. 238. 262. 166. 176. 196–203. 210–215. 221–2. 238. 254. 255. 258. 266. 278–9. 282. 284. 301. 305. 323. Феодосий III имп. 185 570. Феодосий кесар. 488. Феодосий монах иерус 324-5. 335. Феодосий эхинунтский 288. Феодосий юстинианоп. 425. Феодота кубикулярия 567–8. Феодот авва 510. Феодот анкирский 331. 526. 532. Феодот конст. 572–3. 575. Феодот лаодик. 22. 136. Феоктист кесар. 243. Феона еп. 7. Феона мармарикский 18. 28. 29. 41. Феона мелит. еп. 45. Феопист диак. 282–3. Феотекн пресв. 203. Феотим еп. Томи 168. 369. Феофан ант. 494. 504–6. Феофан Испов. 99. 107. 445. 491. 505. 507. 510. 518. 533. 537. 549. 565. 566. 570. 571. 573. Феофан никейский 577. Феофан придворный 542. Феофилакт антиох. 505. Феофил алекс. 109. 145. 226. 227. 238. 239–240. 241. 244. 293. 118. 119. 159. 160–3. 167-171. 173-4. 191. 235. Феофил антиох. 130. Феофил еп. готский 24. 25. Феофил ефесский 99. Феофил имп. 575–8. 579. 580. Феофроний тианский 56. 57. 61. Фома клавдиопольскии 516. Фома конст. 498. Фома пресв. 374. 448. 449. Фома сардинский 560. Фома синкелл 547–8. notes Примечания 1 Ср. В. В. Болотов, Учение Оригена о Св. Троице. Спб. 1879. А. Спасский, История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. I. Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). Сергиев Посад 1906. А. Б. 2 νχτολ, Oriens в точном смысле есть диэцез, во главе которого стояла Антиохия. Поэтому и префектура, к которой этот диэцез причислялся, называлась „praefectura Orientis“. 3 Theodoret. hist. eccl. I, 5: сυλλουκιανιστα ληθως Εσβιε. «ληθως» здесь, конечно, относится к «Εσβιε»=εσεβς. А. Б. 4 Известие о его кончине сохранило следующую любопытную подробность. В темнице Лукиан пред смертью совершил евхаристию у себя на груди, воспользовавшись ею вместо престола. Антиминс в древней церкви требовался только для заверения, что пресвитер совершает литургию по воле епископа. Но так как в данном случае такого заверения не требовалось, то литургия могла быть совершена и без антиминса. 5

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Но так как понятием духовности обнимается гораздо больше, нежели простое отрицание вещественности, то отцы церкви, вникая в характер духовной природы человека, расширяют означенное выше понятие чертами более определенными. Определяя «дух», как противоположность и полное отрицание материи, св. Максим Исповедник в то же время отличает в этом понятии и ту существенную особенность, характеризующую всякое духовное бытие, в силу которой он является началом всякого движения и жизни. По определению св. Максима Исповедника всякий вообще «дух есть сущность безвидная, заведывающая всяким движением» 557 . А если так, то бесспорно, что и душа человеческая, как такая же духовная сущность, также должна обладать этим существенным свойством всякой духовной природы. Указывая на эту черту духовности, отцы церкви именовали душу человеческую самыми разнообразными эпитетами. Они называли ее «существом живым» 558 и «наделенным жизнью» 559 , «сущностью живою и самодвижною» 560 , «находящеюся в постоянном движении» 561 , «существом пребывающим» 562 и «непрестанно текущим» 563 . Будучи бестелесною, душа человеческая, как сущность духовная, может проявлять себя в деятельности и независимо от пространства и места, а также и от тела, с которым она тесно соединена. Это бывает, например, тогда, когда «тело находится без движения, в покое, или во сне, а «душа внутренно движется и созерцает находящееся вне его, переносится в другие страны, путешествует, видится с своими знакомыми» 564 ... В этом смысле отцы церкви приписывают душе человеческой, по свойству ее духовности, необычайную быстроту и легкость, называя ее «по природе ее удободвижною» 565 , «по чрезвычайной тонкости ее удободвижимою, быстролетною, неутомимою» 566 и «быстродвижною» 567 . Как «существо простое» 568 и потому бесплотное, душа мало подвержена условиям и изменениям времени, и в этом смысле святыми отцами церкви она называется «бессмертною» 569 . Как начало жизненное, душа человеческая сообщает жизнь и самому телесному организму 570 , оживляя его чувствами и движением, так что по справедливости, замечает бл. Августин, «дух, которым живет каждый человек, есть душа каждого» 571 . Будучи духовною сущностью, душа постоянно обнаруживает себя в движении и в жизни, как начало познающее, чувствующее и желающее. На этом основании душа человеческая постоянно именуется св. отцами и учителями церкви не просто только сущностью духовною, живою и самодвижною, но «творением умным» 572 , «существом, одаренным разумом» 573 , «сущностью разумною» 574 и «словесно-разумною и умственною» 575 , «сущностью свободною, одаренною способностью хотеть и действовать, изменяемой в воле» 576 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010