Следовательно, христианину нет оснований «благодарить», да еще «судьбу», в христианстве не имеющую смысла (ср. еще ветхоз. кн. Иов.34:13 ), за то, что он родился «мужчиной» или «греком». Да, Фалесова точка зрения есть точка зрения противохристианская, в чем еще более (если только недостаточно уже сказанного) убедимся далее, когда обратим внимание на речь этого «мудреца» о наших отношениях к врагам, к которым, по христианскому учению, – как мы видели, – следует относиться только с любовию и проч. «При каком условии, спрашивает Фалес, – «человек легче всего может переносить несчастие? Если он будет видеть врагов своих в еще худшем положении» 54 . Или еще «врагам не должно верить и в том, что они говорят верно, а друзьям должно верить и в том, что не верно» 55 . Нужны ли еще какие-либо комментарии? Христианский взгляд на врагов уже выяснялся; он совершенно противоположен взгляду Фалеса. По вопросу же о «неправде человеков» достаточно припомнить слова Апостола, говорящего, что «открывается гнев Божий с неба на эту неправду людей, подавляющих» ложью «истину» ( Рим.1:18 ), откуда бы, – предполагается, – эта неправда ни исходила от друзей ли, или от другого кого-либо. После сказанного уже излишне напоминать, что и Фалес учит о соблюдении «меры» 56 и пр. все эти положения уже совсем невинны сравнительно с только-что рассмотренными, хотя сами по себе они, как было выше выяснено, далеко не таковы, т. е., совсем не христианские. Конечный вывод ясен, Фалесу чуждо христианское учение о любви, которое в христианстве остается совершенно новым и после этого «мудреца». И так, утверждение Кеккеля, что Питтак, Солон и Фалес будто бы проповедовали тоже о любви к ближнему, что после и Господь наш – есть утверждение совершенно неверное и грубо невежественное, свидетельствующее о геккелевском (саладиновском тоже) незнании ни христианской доктрины, ни воззрений «мудрецов», привлекаемых к делу. 3 Сократ, Платон и Аристотель – великие мыслители древности. а) О Сократе (469–399 гг. до Р. Хр. 57 известно, что он восставал против гордости (в обращении с другими), против зависти, спокойно переносил злословие, всякие оскорбления; если о нем кто-либо дурно отзывался, это его не расстраивало, считал богатство «причиною зла», подобно «мудрецам», восставал против «излишества» 58 и пр., «не негодовал» на своих обвинителей; «не гневался на Аристофана, не негодовал на Мелита, не мстил за себя Аниту»; отличался «не гневливостью», спокойно переносил известное обращение с ним Ксантиппы, учил, что «люди обязаны взаимно помогать друг другу» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Вне зависимости от содержания идей НРД, некоторые ученые считают, что НРД играют стабилизирующую функцию, так как помогают самовыражению и раскрытию индивидуальности, созданию групп единомышленников, стабилизируют психологическое состояние человека, перенося его из «неустойчивого, изменчивого и опасного мира в область нового мировоззрения с предсказуемым планом развития». 55 В ходе исследования НРД были разработаны и стратегии их развития. Однако многие предсказания 1970-х и 1980-х гг. о резком росте культов или сект, и будущем религии в целом к рубежу 2000 г. оказались несостоятельными и эмпирически необоснованными. 56 В основании не оправдавшихся сценариев будущего религии лежали ложные методологические предпосылки и субъективные суждения ученых. Возможности социологии ограничены тем, что она изучает религию только как эмпирическую реальность, исключая из нее трансцендентное. 57 в). Сектоведческая проблематика в антикультовом движении. Многие группы, обозначенные светскими академическими учеными как НРД, в западном секулярном антикультовом движении (АКД) именуются деструктивными культами. Идеология антикультового движения в самом общем изложении исходит из того, что секты возникают и растут за счет использования психотехнологий, с помощью которых обращают людей в свои ряды, и удерживают их в своей среде, так что самостоятельно выйти из культа люди практически не могут. Эти психотехнологии в истории АКД именовались по-разному: «промывание мозгов», «реформирование мышления» (Р. Лифтон), «принудительное убеждение» (Э. Шайн), «системное социальное и психологическое воздействие» (М. Сингер), «контроль сознания» (С. Хассен). На первом этапе АКД практиковалось выведение людей из сект с помощью физического принуждения (депрограммирование), а затем оно было заменено легитимным консультированием по выведению из культов. Светское академическое религиоведение отвергло идею принудительного вовлечения и удержания людей в культах с помощью психотехнологий («промывание мозгов», «контроль сознания») как ненаучную. 58

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

Более выверенной и основательной является точка зрения X. Кёстера (H. Koester), который считает, что «Оды» «в целом носят гностический характер, т.к. наполнены метафорами и отчетливыми гностическими мотивами (например: «достаточно иметь гнозис и получить спасение», ода 26) но при этом в них имеются христологические идеи, которые сформировались и распространились [первоначально] в христианской среде: восхваление появления Господа в человеческом образе (ода 7) и эсхатологическая победа Христа над низшим миром духов (Ода 24)» 45 . Из гимнических фрагментов, которые во множестве представлены в апокрифической литературе, следует упомянуть следующие: 1) Гимны из 2-й книги Варуха (10:6–10; 11:1–7; 14:8–10; 35:2–5; 75:1–8 и 4 Ездр 8:20–26). 2) «Танцевальный гимн» из Деяний Иоанна 94–96 , где используется космологическая концепция; этот гимн применялся в общине гностиков как литургическая песнь. И хотя налицо сходство с Прологом Иоанна (формула Отец – Логос – Дух, противопоставление понятий света и тьмы), гностический характер произведения очевиден. 3) Гимны Апокалипсиса Иакова : гимн 28:7–27 говорит об Искупителе, Который назван Просветителем и Спасителем, и рассказывает о Его великих делах; фрагменты 55:15–56 и 58:2–24 представляют собой доксологические предсказания Искупителя. 4) «Гимн с жемчужиной» в Деяниях Фомы 108–113. Деяния Фомы датируются III в., но гимны и песни восходят к более раннему периоду. Аллегорическая поэма основана на сказке, в которой принц пришел в далекую страну, чтобы отнять драгоценную жемчужину у дракона и приобрести за это справедливую награду. Исследователи демонстрируют семитический характер поэзии вышеназванных гимнов и датируют их периодом между 40 и 150 гг. по Р.Х. 46 1.8. Важность привлечения ветхозаветного и еврейского гимнического материала для изучения новозаветной гимнологии В задачи данной работы не входит подробная систематизация и анализ гимнического материала межзаветной эпохи и начала христианской эры, тем более что опыт подобных исследований уже имеется 47 . Американский ученый Дж. X. Чарльзуорт (J. H. Charlesworth) одним из первых свел воедино и сопоставил ранние иудейские и близкие к ним гимны и молитвы. По его мнению, это является лишь прологом для дальнейшей аналитической работы: «Необходимо исследовать взаимосвязь тем и символов развития древних форм семитической поэзии, ритма и рифмы. Такое исследование необходимо для того, чтобы доказать существование возможной взаимосвязи между сохранившимися памятниками в литургическом контексте» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

Отвержение народом воли Божией привело к тому, что Божественный гнев выразился в абсолютном молчании Бога, когда совершенно прекратилось богодухновенное пророчество, потому что пророки стали изрекать ложь. Дух, Который вывел Израиль из египетского рабства и вавилонского плена, исчез с исторической арены, будучи замещенным общественным самосознанием Израиля как основным предметом эсхатологической надежды. И теперь так называемый Третьеисаия ( Ис. 56–66 , около 535–525 гг. до Р. X.) 53 провозглашает, что Ягве, источник животворящего ruach, возродит дух тех, кто подчинит себя Его воле ( Ис. 57:15–19 ). В Синодальном переводе Ис. 57причиной прекращения гнева Божия полагается то, что в случае продолжения гнева всякая жизнь может прекратиться: «иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» 54 . Однако в переводе LXX: « πνεμα γρ παρ’ μο ξελεσεται, κα πνον πσαν γ ποησα " может звучать и несколько иной смысл: «ибо от Меня Дух будет исходить и далее и всякое дыхание, Мною сотворенное» 55 , который приводится, например, в одном из переводов на английский язык 56 , а также в переводе, цитируемом Иоанном Бреком 57 . Мы видим, что в этом незначительном, казалось бы, различии скрыто то существенное, что свойственно Духу, Который, всегда исполняя Собой все сущее, не даст ему прекратиться никогда, полагая границы гнева Божия и открывая Его безграничное милосердие. Обетование Духа в Ис. 59есть то обетование, когда Дух сделает Божественное Слово доступным всему человечеству в целом. Здесь мы снова встречаемся с двойным действием Духа: возвещать Слово Божие и делать народ способным к слышанию Слова и повиновению Богу. Причем Дух не является исцеляющей силой, а вдохновляет и приготовляет к исцеляющему Слову, чтобы Слово Само стало активным через посредство Духа и возвещение пророков. Знаменитое пророчество Третьеисаии ( Ис. 61:1–3 ), которое читает Иисус в синагоге ( Лк. 4:18–19 ), открывая Свое служение как пророческое, является связующим звеном между послепленным периодом и началом эсхатологической эпохи, когда Дух будет снова почивать на народе 58 . Как исполнение этого пророчества, впоследствии Пятидесятница начинает долгожданную эпоху Духа. 1.4. Учительные книги

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Овечий сыр — сыр, запеченный в овечьем желудке. 42 Канталупа (musk melon) — мускусная дыня. 43 Монахини. 44 Господи, помилуй (ответствие в просительной молитве (ектенье) и напев этого ответствия) — (греч. церк. Kyrie eleison). 45 Апостольник — плат-покрывало на голове монахини. 46 Остия — освященная облатка (хлебец) для причастия. 47 Катальпа — декоративное растение семейства бегониевых. 48 Игра слов: chow-mein — кушанье и " chewed mine " — " сжевал мою " произносится почти одинаково (англ.). 49 Стипендиат Родеса — обладатель одной из стипендий в Оксфордском университете им. Сесла Дж. Родеса, присуждаемой на 2- 3 года отобранным кандидатам из США и стран Британского содружества. 50 Имеется в виду Родриго Борджиа — папа Александр VI (1431- 1503). Римский папа с 1492г Политических противников устранял с помощью яда и кинжала. 51 My (кит.) — земельная мера в Китае (в разных районах меняется от 0,015 до 0,32 га, наиболее распространено значение 0,067 га). 52 Тушеная говядина с овощами (франц). 53 " Вперед, сыны отчизны милой… " (франц.). 54 Катакомбы (латин.) — системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения, служившие в древности для отправления культа и захоронений (в том числе в Риме, Керчи, Киеве). 55 Кордит — бездымный нитроглицериновый порох. 56 Бушель (англ.) — единица вместимости и объема сыпучих веществ и жидкостей в странах с английской системой мер; в Великобритании бушель равен 36,37 л., в США — 35,24 л. 57 Винные ягоды — сушеные плоды инжира. 58 Квиринал (латин. Quirinalis) — один из семи холмов Рима, расположенный на нем дворец Квиринал был в 1871—1946 гг. главной резиденцией итальянских королей. 59 Crozier (crosier) — епископский посох. 60 Имеется в виду особая эмоциональная и религиозная выразительность служб в этой секте. 61 Бетель — пряная смесь для жевания из листьев, орехов, семян мальмы и извести. 62 Ротанг — лианы семейства пальмовых. Стебли используются для изготовления легкой мебели и плетения корзин. 63 Прием подавления сопротивления при аресте. 64

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

s.v. Ricae и riculae. P. 343 L: «Ricae и riculae называют маленькие платки, наподобие паллиолы, используемые для покрытия головы». 47 Fest. s.v. Antiae. P. 16 L: «Antiae названы, как кажется, от греческого [слова], опущенные на лоб прядки волос у женщин; ведь мы говорим contra (против), а греки – ντον» . 48 Fest. s.v. Acus. P. 8 L: «Acus называют то, чем пользуется портниха, а также рабыня, украшающая прическу [своей госпожи]. Хлебная мякина также зовется acus; как и боевой строй пехоты, поскольку эта часть воинов обладает наибольшей мощью для поражения врага наконечниками (acumina) копий. Все это, однако, заимствуется из греческого сло- воупотребления, поскольку у них κσασθαι означает “починять”». 49 Fest. s.v. Bulla aurea. P. 32 L: «Золотая булла была знаком отличия мальчиков-претекстатов. Она висела у них на груди дабы означать, что [лица] этого возраста должны руководствоваться советом другого: ведь bulla названа так либо от греческого слова βουλ, что по-латыни означает «совет», либо оттого, что прикасается к той части тела, то есть к груди, где содержится естественное благоразумие». 50 Fest. s.v. Monile. P. 123 L: «Monile (ожерелье) называют и женское, и висящее на шее лошадей украшение». 51 Fest. s.v. Armillas. P. 23 L: «Полагают, что браслеты из золота (ar- millae), которые носят воины, награжденные полководцами, названы так оттого, что древние называли плечи и руки armi; откуда получило свое название и оружие (arma), удерживаемое руками». 54 Марк Лициний Красс (115/114 – 53 гг. до н.э.) – римский полководец, политический деятель, триумвир. Потерпел поражение от парфян в сражении при Каррах в 53 г. до н.э., после чего был ими вероломно убит. 56 Varr. LL. V. 116: «Ocrea (поножи) [названы так оттого], что ставились ob crus (перед голенью)». 57 Fest. s.v. Mullei. P. 129 L: «Mullei – сапожки альбанских царей, а позже патрициев; названы так от millare, то есть “шить”». 58 Fest. s.v. Solea. P. 387 L: «Solea называют или то, что подкладывается под подошву (solum) ноги (сандалия), или вид рыбы, или дубовую балку, поверх которой возводится фашинная стена». Читать далее Источник: Исидор Севильский. Этимологии. Кн. XIX/пер. А.А. Павлова//Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М., 2014. 22. С. 252-278. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

53 Kilmartin E. Sacrificium Laudis: Content and Function of Early Eucharistic Prayers//Theological Studies. Woodstock, Md., 1974. Vol. 35. P. 280. 54 См. обзор мнений в статье Ray W.D. The Strasbourg Papyrus//Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers/P. Bradshaw, ed. Collegeville (Minnesota), 1997. P. 39–56. 57 Yarnold E. Anaphoras without Institution Narratives?//Studia Patristica. Louvain, 1997. Vol. 30. P. 395–410. 58 Перевод выполнен по этому изданию. В литературе чаще встречается более сдержанная реконструкция М. Андриё и П. Коллома (см., например, Hanggi, Pahl. Op. cit. P. 116–119). 59 Здесь и далее приняты следующие обозначения: многоточие (...) означает пропуск в рукописи, вне зависимости от его длины; круглые скобки (()) означают, что указанных слов в рукописи нет, но они могут быть поставлены здесь с уверенностью; неуверенные конъектуры обозначаются вопросительным знаком (?); квадратными скобками ([]) обозначены слова, которые не имеют соответствия в оригинальном тексте, но необходимы в русском переводе. Крестом (†) предаются кресты (условные знаки, указывающие на определённые действия или части текста), встречающиеся в рукописях. Поскольку переводы ни в коем случае не могут заменить собой оригинальные и тем более – критически изданные тексты, многоточия и скобки проставлены нами только для того, чтобы дать читателю представление о состоянии рукописи, и в значительной степени условны. Разбивка на абзацы (а часто и расстановка знаков препинания) не обязательно имеет соответствие в рукописи и соответствует только плану анафоры. 60 Возможна также иная расстановка знаков препинания: «...Премудрости Твоей, света истинного Твоего Сына...» или даже: «...Твоей Премудрости света истинного Твоего Сына». 64 Заметим, что эта и другие статьи из журнала «Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik» за 1992–1995 гг. свободно доступна в Интернет по адресу: 66 Roberts C.H. Catalogue of the Greek and Latin Papyri in the John Rylands Library. Manchester, 1938. Vol. 3. P. 25–28. Греческий текст и латинский перевод можно также найти в: Hänggi, Pahl. Op. cit. P. 120–123.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

51 Аларих I (ок. 370–410) – король вестготов с 395 г. 24 августа 410 г. взял Рим и подверг его трехдневному разгрому. Это первое (после галльского нашествия в Италию в 4 в. до н. э.) взятие Рима варварами произвело огромное впечатление на современников; оно было началом окончательного захвата верварами Западной Римской империи. 52 Августин Блаженный Аврелий (354–430) – христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. 55 Моисей – в преданиях иудаизма и христианства первый пророк бога Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен в так называемом исходе из Египта в Ханаан (Палестину). 56 Аарон – в ветхозаветных преданиях первый в череде первосвященников, родоначальник священнической касты. Когда Моисей поднимается на Синайскую гору для общения с Яхве, он поручает народ Аарону и Ору; по требованию народа Аарон изготовляет золотого кумира в виде тельца, чем нарушает запрет идолопоклонства и навлекает гнев Яхве, от которого оказывается спасенным лишь благодаря заступничеству Моисея. 58 Речь идет о персидском поэте Руми Джамуддине и его поэме " Месневи», считающейся классическим памятником суфийской поэзии. 62 Кант Иммануил (1724–1804) – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. 69 Милль Джон Стюарт (1806–1873) – английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. 72 Говард Джон (1726–1790) – английский филантроп, особенно много сделавший для преобразования мест заключения преступников и тюремного режима. 73 Вашингтон Джордж (1732–1799) – американский государственный деятель, главнокомандующий американской армией во время войны за независимость в Северной Америке в 1775–1783 гг., первый президент США (1789–1797). 75 Припоминаю по этому поводу рассказ покойного профессора Лясковского, отличного латиниста. В каком-то венгерском городке привелось ему, лет пятьдесят тому назад, передать поручение незнакомой даме. Подходя к ее дому, он спрашивал себя, на каком языке заводить с нею разговор. Отворила ему дверь маленькая девочка, а вслед за нею раздался голос ее матери: «Claude Januam». – «Clausa est», – отвечала девочка и ввела посетителя в гостиную.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

И. М. Покровский , по окончании академии в 1895 г., был оставлен стипендиатом у П. В. Знаменского и провёл 1895/6 уч. год в командировке, в течение которой работай в столичных архивах. 56 В 1897 г. он напечатал в качестве магистерской диссертации I часть своей большой, задуманной на три тома, работы: «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования» (Каз.) и получил за неё ученую степень по отзыву проф. Знаменского о первой, кандидатской ещё редакции. 57 На диспутах гг. Полетаева и Покровского П. В. выступал в качестве первого оппонента. Ещё два раза он был оппонентом на диспутах чужих учеников: на магистерской М. Я. Монастырёва («Исторический очерк австрийского священства после Амвросия») – в 1878 г. 58 и на докторском проф. Ф. А. Курганова («Отношенье между церковной и гражданской властью в Византийской империи») – в 1881 г. 59 Проф. Знаменским издано много исторических материалов. Большинство их названо в перечне работ церковно-исторических и миссионерских. Отдельные документы находятся также в тексте и в приложениях к статьям и книгам содержания биографического, как «На память о Н. И. Ильминском », так и монографического, напр. об участии Ильминского в деле инородческого образования. Не названа ещё «Стихотворная челобитная Господу Богу русских солдат в Крыму» (Известия Общества археологии, истории и этнографии XXIII (1907), 245–248). Значительная часть исторических материалов извлечена была проф. Знаменским из рукописного отделения Казанской академии, в частности из Соловецкой библиотеки, которой он заведывал с 1865 г. Библиотека эта, состоящая из 1593 манускриптов, перевезена была в Казань в 1855 г. в связи с нападением англичан на Соловки и была в значительной мере использована профессорами академии в их работах. П. В. Знаменский , в частности, воспользовался её данными при составлении статей об Иоанне Неронове, Сергее Шелонине, м. Филиппе, Шестодневе Афанасии Холмогорского и при издании Жития Варлаама Керетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

b. Отбытие Феликса и прибытие Феста. Хронология столь большого периода апостольства св. Павла может быть определена без затруднения, если считать вперед и назад именно от его заключения в Кесарии, так что эта дата отбытия Феликса является самою важной в серии одновременных событий, о которых идет речь. Но ни об одном из одновременных событий нет такого различия мнений; причем указываются разными исследователями такие различные года, как 55-й и 61-й год. Более общепринято (Wieseler, Chron. des apost. Zeitalters, стр. 66–99; Lightoot, Biblical Essays, стр. 217–220; Schurer, Gesch. d. jud. Volkes по 3 и 4 изд., т. 1, стр. 577–579, где и библиография) относит к (61 или) 60 году, но не раньше; а несколько более старых писателей, подкрепляемые теперь Гарнаком (ор, с., стр. 233 сл.) относят назад почти к началу царствования Нерона=к 55 или 56 году. Блясс (Acta Ар., стр. 21–24) оставляет вопрос открытым, но в общем против «принятого» взгляда. Рэмсей (см. ниже изменяет принятую дату на один год, т.е. относит к 59 году по Р. Хр. I) Доказательства в пользу даты более поздней, гг. 60 или 61. α) Апостол Павел во время своего заключения, за два года до отозвания Феликса, говорит, что он «многие годы справедливо судил народ сей» ( Деян. 24:10, 27 : κ πολλν τν ντα σε κριτν τ θνει τοτ), каковая фраза не может означать меньше, чем 6 или 7 лет прокураторства, т.е. от 52 до 58 или 59 г. Но только что показано было на основании Тацита, что Феликс был в Самарии прежде, чем он поступил на должность в Иудее; а так как естественно, что целью Апостола Павла было выразить мнение лишь об опытности Феликса, то не было нужды слишком точно различать между его настоящим положением, как прокуратора, и прежним положением, как подчиненного. Посему ετη πολλα можно считать от какого-либо пункта прежде 52 года и, значит на основании их нельзя делать вполне определенных выводов. β) Иосиф Флавий, упомянув о вступлении на престол Нерона, описывает все случившееся при Феликсе: смерть Азиса, царя Емесского; управление Малою Арменией Аристовула, сына халкидикского царя Ирода, и новое увеличение владений Агриппы Младшего; неприязнь между Феликсом и первосвященником Ионафаном и господство террора, которое, после убийства Ионафана, царствовало на каждом празднике; появление различных проходимцев и самозванцев, особенно некоего Египтянина, а в конце концов «великая ссора» между иудеями и сирийцами, жившими в Кесарии (Ant. XX. VIII, 4–8). Говорят, что эта длинная цепь событий не могла совершиться менее, чем в 5 или б лет, т.е. от дня восшествия на престол Нерона, в октябре 54 года, до 60-го года, – особенно потому, что восстание Египтянина было уже «прежде этих дней» ( Деян. 21:38 ) во время заключения Апостола Павла, два года после конца службы Феликса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010