Статистика Агафий Миринейский Агафий Миринейский (536—582) — византийский поэт и историк, часто называемый также Схоластиком (греч. σχολαστικς — адвокат) в связи с его профессиональной деятельности. Родился в Миринах Малоазийской области Эолиды, сын ритора Мемнония. Позже семья переселилась в Константинополь. Первоначальное образование получил в Александрии, потом в Константинополе, где посвятил себя юридической карьере. Кроме адвокатской деятельности, посвящал свои досуги работам по литературе и поэзии, преимущественно эротической, издав их в сборнике «Лавровые книги» (греч. Δαφνιακο ββλοι), известные по 101 эпиграмме, сохранившимся в составе Палатинской антологии (лат. Anthologia Palatina). Кроме того, собрал под заглавием «Круг» (греч. Κκλος) стихотворения современных ему поэтов со включением своих; от этого собрания осталось только предисловие. Агафий считается мастером эпиграммы — жанра, возродившегося в эпоху Юстиниана и, в силу своей лапидарности, требующего особого поэтического мастерства. После тридцати лет Агафий от поэзии обратился к жанру хроники, написав труд «О царствовании Юстиниана» в пяти книгах, продолжающий исторические работы Прокопия Кесарийского. В предисловии к своему сочинению Агафий описывает побудившие его к написанию хроники мотивы: " С детства я больше всего увлекался героическим ритмом и весьма упивался сладостью поэтических тонкостей. …Мною были написаны многие произведения не ради пользы, а ради удовольствия. " …в мое время повсеместно и неожиданно вспыхнули великие войны, совершились переселения многих варварских народов, [наблюдались] неожиданные исходы тайных и невероятных событий, беспорядочные капризы судьбы, гибель народов, порабощение городов, переселение жителей, и как будто весь род человеческий пришёл в движение. … Поэтому показалось мне небесполезным попытаться описать их каким-нибудь образом, чтобы не вся моя жизнь прошла в занятиях баснями и бесполезными забавами, но принесла кое-что и необходимо нужное. Исторический труд Агафия написан под сильным влиянием Прокопия Кесарийского, однако если Прокопий заботится прежде всего о строгости и достоверности деталей повествования, то Агафий большее внимание уделяет стилю и философским отступлениям. Сочинение Агафия охватывает период времени с 552 по 558 г. и содержит описания войн с готами, вандалами, франками и гуннами, а также персидских войн и является ценным источником информации по истории, религии и этнографии современного ему периода. Так, сочинение Агафия содержит сведения о декрете Юстиниана о закрытии Платоновой (точнее, неоплатонической) Академии в Афинах в 529 г. — эта дата во многих работах считается событием, завершающим период античности и знаменующим начало средневековья. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1147

Домиций см. Кальвин Дромихет – царь гетов (конец III в. до н. э.) 106 Евтропий – писатель, источник Равеннского Анонима 280 Ерменрих см. Германарих Ехидна – мифологический персонаж 234 Замолксис – божество гетов 163, 164 Зевс – верховный бог в греч. мифологии 16, 28, 35, 47, 66, 83, 91, 125, 141, 143 Зопирион – полководец Александра Македонского 222, 224 Зорсин – царь сираков (I в. н. э.) 252, 253 Зосима – жена царя Тиграна I 134 Идантирс – скифский царь (VI в. до н. э.) 54, 63, 65 Ио, дочь Инаха – персонаж греч. мифологии, возлюбленная Зевса, превращенная Герой из ревности в корову, которую преследует овод 27, 28 Иордан – готский историк VI в. н. э. 276, 277 Ифигения – легендарная дочь Агамемнона, перенесенная Артемидой в Таврику (совр. Крым) 59, 68, 99, 166, 234 Каллимах – афинский архонт в 349/8 г. до н. э. 126 Каллистрат – житель Ольвии (конец I в. н. э.) 138, 139, 140 Каллисфен – афинский политический деятель (IV в. до н. э.) 87 Кальвин, Гней Домиций – римск. полководец (I в. до н. э.) 160, 196, 197 Кастор – житель Фанагории (I в. до н. э.) 156 Кастор см. Диоскуры Касторий – римск. писатель, источник Равеннского Анонима 278 Киаксар – царь Мидии (конец VII – начало VI в. до н. э.) 32, 33 Кир II Великий – царь Персии (558–529 г. до н. э.) 123, 222 Китт – раб Пасиона, греч. банкира (IV в. до н. э.) 82 Клавдий – римск. император (10 г. до н. э. – 54 г. н. э.) 247, 253, 254 Клеодам – житель Византия (III в. н. э.) 258 Клеопатра – дочь Митридата Евпатора 156 Колаксай – легендарный предок скифов 35 Констанций II – римск. император (337–361 гг.) 203 Корнелий, Гней К. Лентул – римск. консул 14 г. до н. э. 198 Котис I – боспорский царь (45/46–77/78 гг. н. э.) 251, 252, 253 Котис, Тиберий Юлий, II – боспорский царь (123/4–132/3 гг. н. э.) 147 Красс, Марк Лициний – римск. консул 14 г. до н. э. 198 Кратес Малосский – греч. ученый (II в. до н. э.) 19 Крез – царь Лидии (VI в. до н. э.) 32 Ксенотим, сын Каркина – вероятно, греч. купец (II половина IV в. до н. э.) 82 Ксенофонт – греч. писатель (конец V – первая половина IV в. до н. э.) 146

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учение Католической Церкви о благодати: Оправдание не ограничивается отпущением грехов: ХВ 557, 562–564, 566, 576–577, 593; начинается новая жизнь: ХВ 557–558, 562, 564–565, 593. Дух Святой пребывает в душе: ХВ 563, 565, 653; новым рождением человек становится соучастником Божественного естества: ХВ и живым членом мистического Тела Христова: ХВ 566; чадом Божиим и наследником неба: ХВ 556, 558, 562, 579, Благодать Божия умножается посредством соблюдения заповедей и добрых дел: ХВ 569, 571–572, 601–603, 606–608; которые придают заслуги для вечной жизни: ХВ 539, 579–581, 608, 613–614, Вместе с оправданием сообщаются излитые добродетели – вера, надежда и любовь: ХВ 566, 593. Благодать – это бескорыстный и сверхъестественный дар: ХВ 555, 559, 567–568, 653, 654. Благодать теряется через каждый смертный грех: ХВ 576, 578, 609, 697. Действительно существуют естественно добрые дела: ХВ 589, но только благодать делает способным к совершению действий, обладающих сверхъестественной ценностью: ХВ 529, 532–533, 537539, 543–547, 555, 583–585, На пути оправдания человека благодать предпринимает первоначальную инициативу: ХВ 528, 533, 537–538, 541–546, 559, 583–584. Но зависит от человека, принимает ли он ее действенным образом: ХВ 92, 539, 540/1, 540/10, 559, 586; ибо она не лишает его свободы: ХВ 540/2, 559, 586, С ее помощью человеку надлежит готовиться к оправданию: ХВ 539, 540/1, 559–561, 586–591; особенно верой, необходимой для оправдания: ХВ 90, 94, 544, 560–561, 567; самой по себе недостаточной, чтобы произвети такое оправдание: ХВ 567–568, 571, 591, 594–596. Действующая благодать необходима, чтобы постоянно избегать смертного греха: ХВ 521–523, 530–531, 534. Последовательность до конца – это особая благодать: ХВ 540/10, 574–575, 598, 604. Каждый человек получает благодать, необходимую и достаточную для соблюдения заповедей: ХВ 547, 570, 600, но не для избежания всякого повседневного греха: ХВ 524–526, 570, 605. Бог хочет, чтобы все люди спаслись: ХВ 540/3, 547/1, 547/3–547/4,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Из статей, имеющих церковно-историческое значение, наиболее интересными были подробные «Дневники» путешествий для обозрения церквей епархии епископов Владимира (Соколовского-Автономова) (1903-1910), Митрофана (Афонского) (1910-1914) и Серафима (Голубятникова) (1914-1916), а также «Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда» (1893. 31. С. 737-747; 32/33. С. 775-791; 34. С. 816-824; 35. С. 850-854; 36. С. 875-880; 37. С. 897-903; 38. С. 921-927; 39. С. 951-957; 40. С. 971-975; 41. С. 1006-1009; 42. С. 1041-1044; 43. С. 1065-1069; 44. С. 1095-1101; 45. С. 1125-1129; 46. С. 1150-1154; 47. С. 1178-1183; 48. С. 1215-1219; 49. С. 1242-1246; 50. С. 1276-1280; 51/52. С. 1315-1321) и «Материалы для истории церквей г. Екатеринбурга» (1901. 1/2. С. 12-27; 3. С. 69-76; 4. С. 130-134; 5. С. 157-164; 7. С. 279-282; 9. С. 378-386; 1910. 11. С. 226-239) Н. Смородинцова; «Поправки и дополнения к книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии»» (1910. 16/17. С. 323-330), «Екатеринбургская церковь в 1913 году» (1914. 3. С. 47-52; 4. С. 71-75; 5. С. 87-92); «Из истории духовенства Шадринского уезда» свящ. Александра Игнатьева (1915. 38. С. 667-673; 39. С. 680-685; 40. С. 695-699). Выходили публикации о монастырях епархии: верхотурском во имя святителя Николая Чудотворца («Верхотурский монастырь» - 1893. 7. С. 159-168; 12/13. С. 321-328; «Впечатления от поездки в Верхотурье» свящ. Н. Буткина - 1913. 48. С. 1146-1155; 49. С. 1180-1187; 50. С. 1212-1218; «Верхотурские торжества» - 1914. 23. С. 501-510; 24. С. 533-540), екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери («Материалы для истории Екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря» - 1905. 4. С. 95-102; 5. С. 129-133; 7. С. 193-198; 10. С. 299-305; 12. С. 398-405; 13. С. 434-438; 14. С. 468-474; 15. С. 497-501; 1906. 24. С. 808-814; 1907. 3. С. 53-59; 5. С. 95-103; 7. С. 153-162; 11. С. 246-252; 1910. 5. С. 121-136; 7. С. 163-176; 9. С. 204-215; 11; статьи по поводу 100-летия обители прот. А. Антонинова и А. И. Обтемперанского - 1910. 23. С. 434-442; 26. С. 518-522; 27. С. 543-554), нижнетагильском в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» («Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь» Павловского - 1905. 10. С. 305- 320; 11. С. 345-356). Местному святому прав. Симеону Верхотурскому была посвящена статья Павловского (1904. 17. С. 421-461). Были опубликованы письма Пермского архиеп. Аркадия (Фёдорова) к свящ. Захарии Земляницыну (1900. 1. С. 9-20; 2. С. 36-45; 4. С. 87-107; 6. С. 158-161; 8/9. С. 246-256; 10. С. 297-304; 12. С. 383-387; 13. С. 408-410; 14. С. 444-451; 16. С. 499-509; 18. С. 563-573; 19. С. 589-592; 20. С. 618-624; 21. С. 649-655; 1904. 9. С. 171-179; 10. С. 199-209; 11-13) и 1-го Екатеринбургского еп. Евлампия (Пятницкого) , вик. Пермской епархии, к разным лицам (1904. 5. С. 155-166; 6. С. 192-195; 7/8. С. 124-127; 15. С. 378-386; 16. С. 409-415; 17. С. 462-467; 18/19. С. 529-536; 20. С. 555-558).

http://pravenc.ru/text/189619.html

Иустин, архиепископ – 756 Ицидзё Стефан – 67, 68 Ицикава Гавриил – 268, 415, 416, 593, 789 Ицикава Логин – 435, 436 Ицикава Лот – 520 Ицикава Моисей – 618 Ицикава Николай – 614 Ициномия Иосиф – 122, 268, 282, 493, 562, 587, 686 Кавагуци – 311 Кавагуци Павел – 64 Каваи (Кавай), купец – 453, 630 Каваками, генерал – 772 Кавамото Авраам – 49 Кавамото Иоанн (Иван Акимович) – 152, 168, 185, 213, 215, 217, 231, 234, 236, 242, 248, 249–251, 253, 254, 256, 263, 284, 285, 293, 294, 297, 302, 304, 305, 310, 311, 317, 323, 326, 327, 332, 348, 358, 360, 367, 379, 380, 382, 389, 390, 419, 422, 425, 426, 429, 430, 434, 435, 437, 439, 441, 448, 456, 458, 462, 463, 479, 481, 489, 491, 492, 494, 497, 498, 514, 520, 528, 530, 531, 533, 546, 551, 552. См. также Сенума Иван Акимович Кавамото Сара – 289, 290 Кавамото Яков – 49, 101 Кавамура Моисей – 100, 141, 182, 184, 303, 418, 419, 454, 510, 513, 529, 583, 665, 705, 709, 739, 740, 746, 749, 755, 759 Кавано Петр – 125, 135, 150, 151, 162, 171, 181, 196, 204, 219, 221, 265, 266, 299, 309, 319, 335, 336, 396, 398, 417, 430, 468, 485, 515, 524, 531, 532, 538, 547, 548, 550, 562, 680, 712, 718, 783, 784, 796, 814 Кавасаки, писатель – 590, 599 Кавасаки Сабуро – 209 Катами Осиено – 62–64, 70, 238, 595 Катета Лукия – 611, 612, 619 Катета Марфа – 346 Катета Матфей – 127, 130, 158, 162, 207, 212, 217, 221, 235, 249, 279, 286, 326, 345, 349, 375, 337, 339, 344, 349, 354, 388, 390, 415, 418, 420, 423, 451, 452, 454, 455, 456, 468, 483, 486, 488, 495, 499, 548, 556, 571, 687, 760 Катета Павел – 261, 262, 326, 346, 382, 554, 558, 560, 563, 566, 575–577, 595, 611, 686, 691, 710, 799, 800, 809–811 Катета Сира – 346, 809 Кагеяма Иоанн – 521 Кадзима Акила – 520 Кадзима Лука – 141, 142, 148, 149, 195, 211, 212, 290, 291, 473, 520, 562, 587, 604, 606, 618 Кадо Елисей – 54, 70–72, 130, 181 Казаков – см. Козаков Каин – 702 Какегарачёо Елена – 821 Какехаси Петр – 268, 282 Како Николай – 158 Камацубара (Комацубара) – 242, 420 Камеи, старуха – 589 Камеи Дамиан – 301, 303

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Так святая мученица Мария, она же и Голиндуха, окончила свою земную жизнь о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки, аминь 4661 . 4651 Персия занимает западную часть Иранской возвышенности. Современными границами ее являются с запада Турция, с востока Афганистан и Белуджистан, с юга – Индийский океан и с севера – Закаспийская область. основателем Персидской монархии был Кир, царствовавший с 558 по 529 гг. до Р. Хр., известный своими завоеваниями (он покорил почти всю западную Азию). 4652 Хозрой (или точнее Хосров) с персидского значит вообще царь Это наименование обыкновенно прибавлялось к собственному имени того или другого царя. В данном случае разумеется Хозрой I Ануширван, правивший с 531 г. по 579 г. 4653 Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие обширными знаниями о тайных силах природы, светилах небесных. Он наблюдали явления природы, толковали сны, предсказывали будущее; большею частью они были вместе с тем и жрецами и пользовались большим уважением при дворах царских и в народе. Волхвы перешли к персам от ассиро-вавилонян; у персов сначала они встретили сильный отпор со стороны туземных жрецов. Но затем магизм привился у персов, слившись с местным жречеством; так что и самое слово маг или волхв у персов получило значение жреца или священника. Основатель религии древних жителей Ирана Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов или волхвов. 4658 Хозрой II Парвез правил с 590 г. по 628 г.; он взял в Иерусалиме животворящее древо Креста Господня в 614 г., во время войны с греческим императором Фокою. Древо крестное было возвращено в 628 г. преемником Хозроя II Сироэсом, по заключении мира с греческим императором Ираклием. 4661 Св. мученица Голиндуха скончалась в 591 г. По Константинопольскому типикону IX-X вв. житие ее написал Евстратий, пресвитер великой Константинопольской церкви, – современник св. патриарха Евтихия. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

189) Ркп. 105 (529). To же, конца XVII в., в л., 500 лл. См. А. Е. Викторова ibidem, стр. 23. По свидетельству И. М. Сибирцева этой рукописи ныне нет ни в семинарской, ни в миссионерской библиотеках. В «Материалах для истории литературы славянской» П. М. Строева (в Императорской Академии Наук, см. ниже) есть: 1) копия имеющагося в сей рукописи сказания о Максиме греке – «осмой убо тысящи» (варианты по этой копии отмечены выше стр. XXX и след., ркп. обозначается Ар.) и 2) «сказания главам» в сей рукописи (95 глав) и находящихся в этой же рукописи оглавлений 2-х других рукописей. Варианты сказания по списку П. М. Строева и ркп. собрания П. И. Щукина 82 (см. выше стр. CCLVIII, ркп. 73 и ниже стр. CCCIX, ркп. 236) буквально те же самые. Оглавление сей ркп. Архангельской, находящееся в бумагах П. М. Строева, тождественно с имеющимся в той же ркп. П. И. Щукина. «Второе оглавление списано з древния книги Максима святогорца» (55 глав), «третье оглавление Максимовы книги нынешних времен новособранные» (101 глава) и приписка, имеющаяся после второго оглавления (см. в Описании ркпп. П. И. Щукина и здесь Антониева Сийского монастыря) – дословно сходны, те же самые, в ркп. П. И. Щукина и бывшей Архангельской. После второго оглавления П. М. Строев заметил у себя: «сия книга находится в Сийском Антониевом монастыре (по описи ), в 4-ку, полууст., 371 лист. Только в ней 57 глав. Итак, здесь две опущены. Сийский монастырь, июля 10 д. 1829 г.». После третьего оглавления Строев записал: «выписано из ркп., хранящейся в библиотеке Архангельской семинарии 558/6, в лист. Все сочинения по первому оглавлению находятся в оной. Оно писано в конце XVII в. Мая 13, 1839. Архангельск». Число листов, формат, век – те же самые в обеих рукописях. Это полнейшее тождество дает основание заключить, что ркп. Архангельской семинарии 529 (558), исчезнувшая из нее после 1876 г. (когда видел ее еще А. Е. Викторов ), находится ныне в Москве, в собрании П. И. Щукина за 82. Ркп. эта была в семинарской библиотеке еще в 1791 г. См. А. Е. Викторова о. с., стр. 51. (Ркпп. 183–185 и 188 просмотрены И. М. Сибирцевым).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1, р 326–331; t. II, р. 199–234), иногда – на один (А.Р.С. t. 1, р. 462:472), два года (А.Р.С. t. 1, р. 325:501), иногда – на 15 (А.Р.С. t. 1, р. 50, 335:558), на 30 лет (А.Р.С., t. 1. р. 143, 379:539). 892 Курганов. Отношение между церковн. и гражд. вл. в визант. импер., стр. 231, 558 и др.; Хониат., 1, р, 102–103; A.P.C., t. I, 262, 475–476; Пахимер т. 1, 240; Syntagma t. V, р. 307, 311; Курганов. Устройство управл. в ц. корол. греч., стр. 51. 899 Вот например, один из многолюднейших синодов – синод от 997 г. при патриархе Сисинии – присутствовало, кроме патриарха-председателя, 30 архиереев (Synt. t. V, p. 19). И, затем, самый многолюдный из всех – синод при патриархе Алексие – присутствовало без патриарха, 33 митрополита и архиепископа (Syntagma, t. V, p. 32). Сравнивая числа присутствовавших здесь архиереев с количеством митрополичьих и архиепископских кафедр, входивших в ту пору в состав константинопольского патриархата (см. Wilzsch. Handbuch der kirchlichen Geographien und Statistik, В. 1, S. 406–438), мы далеко не видим, чтобы на указанных синодах присутствовали все митрополиты и архиепископы. 900 Правила св. апост., всел. и поместн. соб. Издание Московск. общества любителей духовного просвещения т. 2, стр. 1207. 907 См синод νδημοσα от 518 года при патриархе Иоанне каппадокиянин: Hefele, В. II, S. 689; см. синод от 1156 г. при патриархе Луке Хрисоверге: Migne. Patrol, curs, compl., t. CXL p 177–201 см. синод от 1401 г. при патриархе Матфии: Acta patr. Const., t. II, P. 529. Исследователи русских церковных соборов XVI и XVII столетий не вполне согласны между собой в классификации их. Так, г. Виноградский делил соборы: на соборы 1) «освященные» и 2) повременные, причём первые, по нему, носили характер постоянного учреждения наподобие нынешнего Святейшего Синода (Церковный собор в Москве 1682 г. Смоленск. 1899. Стр. 19). Проф. Каптерев, находит нужным разделять русские соборы натри группы: на соборы 1) избирательные, 2) соборы неполные с их подразделением на меньшие и большие и 3) соборы в собственном смысле или истинные (Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Танкред Готвилльский 453 Тапар, см. Мелик-Шах Таронит, см. Григорий Таронит Таронит, см. Иоанн Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат Таронит, см. Михаил Таронит Тарониты 450, 479 Тарханиот Катакалон 63, 268. 447 Тарханиоты 447 Татикий 13, 28, 145, 192–195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299–301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583 Татран 224 Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530 Тевкр 285, 286, 566 Телемах 113, 499 Тиверий, император 598 Тигран 265 Тимофей, флейтист 56, 253, 440 Тирах 484, 485 Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541 Томашек В. 524, 556, 557 Томирида 326, 588 Торник, см. Георгий Торник Торник, см. Лев Торник Торник, см. Петр Торник Торники 450 Торос 578 Тортарий 596 Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529 Траян, сын Ивана-Владыкова 534 Трейтингер О. 477 Тугоркан 541 Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608 Тутах 58, 59, 443 Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579 Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575 Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411 Умберт 495 Умберт, сын Рауля 377 Умберт Готвилльский 466 Умбертопул, см. Константин Умбертопул Унфред 486, 488 Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584 Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551 Успенский Ф. 481–483, 551, 552, 623 Фатимиды 577, 608 Феано 19, 324, 588 Фекла, великомученица 132 Фемистокл 194 Феодор, антиохийский патриарх 613 Феодор, брат Аарона 341–343 Феодор, великомученик 550 Феодор Гавра 11, 24, 242–244, 306, 545, 576, 601 Феодор Далассин 538 Феодор Докиан, Докиан 61, 444 Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601 Феодор Рупений 369 Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589 Феодора, императрица 7 Феодора Комнина, сестра Алексея I Комнина 266, 463, 553 Феодора Комнина, сестра Анны Комниной 629 Феодосий II, император 475 Феодот 64 Феодота 510 Феодул Синадин 464 Феофан 42, 618 Феофана продолжатель 450 Феофилакт Болгарский 6, 33, 483, 504, 513, 522, 536, 540, 544, 550, 553, 561, 593, 594, 600, 623, 626 Феофилакт Симокатта 18, 539, 598

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

124 ...постился есть Христос... камение се хлби будут.– Β Евангелии от Матфея (4, 1–11) рассказывается ο сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и искушениях его дьяволом ; предложение сделать камни хлебами – первое из трех искушений. 125 ...святый Феодосие...– Феодосий Великий (ум. в 529 г.), глава монашеского общежития в Палестине. 126 ...святаго Савы...– Савва, монах, основатель в конце V – начале VI вв. знаменитой палестинской лавры, получившей его имя. 127 ...святый Иоаннъ епископъ Исихастъ...– Иоанн Исихаст («Молчалник»), епископ г. Колонии (Аскална) в V в., затем – отшельник (ум. 558). 129 ...святый Феодоръ Едесский... Михаилъ сыновець его...– Феодор, епископ г. Эдессы, и его племянник Михаил (IX в.). 130 ...Афродитианъ святый...– Афродисий Палестинский (VI в.), монах, ученик основателя лавры Саввы. 131 ...смола чермная...– Β других списках «черная»; имеется в виду асфальт, извергаемый Мертвым морем, особенно после землетрясений. 132 ...мука под морем тмъ.– Очевидно, сернистый запах, исходивший из Мертвого моря с извержениями, побуждал думать, что под морем находится место мучений грешников. 133 ...манастырь святаго Еуфимья...– Монастырь, выросший вокруг пещеры аскета – Евфимия Великого (376–477), прославившегося своей строгой жизнью. 134 ...манастырь святаго Феоктиста...– Монастырь, основанный в V в. монахом Феоктистом, другом и последователем Евфимия Великого. 135 ...и того града ветхаго разорил Навходоносор, царь Вавилонескъ, при Ереми пророц.– Вавилонский царь Навуходоносор (605–562 гг. до н, э.) взял Иерусалим в 586 г. до н. э.: пророк Иеремия был тому свидетелем. 136 ...Христос умы ногы учеником своим.– Β Евангелии от Иоанна (13, 3–10) говорится, что во время последнего ужина с учениками, тайной вечери, Христос сам умыл ноги своим ученикам. 138 ...сшествие Святаго Духа бысть на апостолы в Пентикостию.– Пентикостия – Пятидесятница, пятидесятый день после Пасхи; согласно Деяниям апостолов (2, 1–14), в этот день было сошествие на апостолов Святого Духа; по сведениям Даниила, это произошло в принадлежащем Иоанну Богослову доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010