Савва — см. примеч. 10; иерусалимский патриарх Петр занимал престол с 524 по 544 г. 339 ...из-за набегов безбожных самаритян...— агиограф имеет в виду восстание 529 г., поднятое против византийского господства палестинским племенем самаритян, близким по быту и верованиям к евреям, и проходившее под религиозными лозунгами. 340 ...дабы он осмотрел и освятил этот построенный им монастырь.— Рассказ о посещении монастыря Саввою Освященным — легенда (Савва прибыл в Константинополь в 530 г., а Хора была восстановлена Юстинианом после землетрясения в 558 г.), появление которой преследовало цель прославить эту обитель и объяснить обычай, согласно которому духовные лица из Иерусалима останавливались в этом монастыре. 341 Константин V Копроним (741—755) сменил на престоле тоже иконоборческого императора, своего отца, Льва III (717—741). 342 Герман — константинопольский патриарх (715—730), сторонник иконопочитания. 343 ...первый из ересеначальников...— император Лев III, издавший первый эдикт против иконопочитания (726). 344 Иудействующим император назван за то, что, придерживаясь ветхозаветных норм, он отвергал изображения; так именовали и еретиков, отклоняющихся в религиозно-бытовом строе жизни и верованиях в сторону ветхозаветного иудейства. 345 ...сослал патриарха в упомянутый этот честной и православный монастырь.— По сведениям других источников, Герман не был сослан в этот монастырь, а, сложив с себя сан, удалился в свое поместье. 346 Артавасд, зять Константина V, опираясь на иконопочитателей, поднял против него восстание (743); когда оно было подавлено, император жестоко расправился со своими врагами. 347 ...где при святом и великом императоре Константине... собрался первый святой вселенский собор...— I вселенский собор в Никее состоялся в 325 г. и был посвящен критике арианства. Вопреки Арию, считавшему, что Бог Сын как рожденный Отцом имеет тварную природу и потому ниже своего безначального Отца, сторонники ортодоксального православия признавали все ипостаси Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) равносущными. Арий был предан анафеме, а император издал окружную грамоту, призывавшую исповедовать установленную на этом соборе веру как “мысль Божию, объявленную Святым Духом через согласие столь многих и столь великих архиереев”. 348 |
можно разделить на 2 категории: библейско-герменевтические (созданные исключительно в рамках экзегезы Свящ. Писания) и учитывающие богослужебную практику. К 1-й категории относятся трудно датируемые раввинистические толкования, соч. Филона Александрийского, Оригена, а также множество христ. толкований и проповедей последующих эпох, среди к-рых следует выделить сохранившееся только во фрагментах соч. сщмч. Ипполита Римского «На великую песнь Моисея» ( Hippolytus. In canticum Mosis. F. 1-3//GCS. Bd. 1. 2. S. 83-84) как одно из первых специальных толкований. В кон. IV - 1-й пол. V в. появляются приписываемый блж. Иерониму комментарий на песнь Деворы (PL. 23. Col. 1321-1328), толкования свт. Кирилла Александрийского на песни Моисея и Анны (PG. 69. Col. 717-1276), а также блж. Августина на песнь Аввакума (О граде Божием 18. 32//PL. 41. Col. 588-591). В VI в. на лат. языке было написано сочинение еп. Верекунда (см. выше), а в VIII-IX вв.- одни из самых подробных комментариев Беды Достопочтенного на песнь прор. Аввакума (PL. 91. Col. 1235-1254) и Рабана Мавра на все Б. п., к-рые «поются на Laudes» (PL. 112. Col. 1089-1166). В последующие столетия на Западе было создано множество схоластических толкований, среди к-рых: на разные песни из ВЗ - псевдо-Гаймы (PL. 116. Col. 695-714) и Герхоха (PL. 194. Col. 997-1066); на песнь Пресв. Богородицы - Бруно Вюрцбургского (PL. 142. Col. 529-558), Петра Дамиани (PL. 145. Col. 214-216), Гуго Сен-Викторского (PL. 175. Col. 413-432) и псевдо-Бернарда Клервоского (PL. 184. Col. 1121-1128); на молитву Езекии - Бернарда Клервоского (PL. 183. Col. 546-551); на песнь Аввакума - Ришара Сен-Викторского (PL. 196. Col. 401-404) и др. На правосл. Востоке широкое распространение получили глоссы к Псалтири Исихия Иерусалимского (ок. 450), включавшие в себя аллегорическое истолкование Б. п. В VIII-IX вв. к-польский автор Георгий Свинопас написал небольшой филологический комментарий к 9 Б. п. ( Georgii Choerobosci Dictata in Theodosii canones, necno Epimerismi in Psalmos/Ed. T. Gaisford. Oxf., 1842. Vol. 3. P. 1-192). В XII в. др. к-польский автор - знаменитый толкователь Псалтири Евфимий Зигабен (1080-1122) - составил катены на Б. п. (ркп. Vat. gr. 669, XIII-XIV вв.), до сих пор не изданные (в Вероне в 1530 г. был напечатан лат. пер.). Сохранился комментарий к псалмам и Б. п., надписанный именем Никифора Влеммида (1197-1272), но в действительности ему не принадлежащий (содержится в ркп. Sinait. gr. 42; в PG. 142 опубликована лишь 1-я часть комментария). По поздним рукописям (Escorial. Real. Bibl. Phi 3. 13, 1571 г.) известно аналогичное сочинение Феодора Продрома (1095-1152). Существуют и др. анонимные толкования и катены (см., напр., ркп. из собр. ГИМ. Син. греч.: 213, 1-я пол. X в.; 358, рубеж XI-XII вв.; 194, XI в.; 193, 2-я пол. XII в., и др.), до сих пор не изданные ( Schneider. P. 494). |
Бесспорно, рассматриваемый вопрос является необычайно трудным. Мы лично не можем уяснить его себе в достаточной степени и не смеем претендовать на то, что не находим бесспорного и окончательного уяснения его у автора, и лишь должны быть благодарными ему за то, что сделано им к разрешению столь трудного вопроса. С внешней стороны тщательная работа автора производит самое благоприятное впечатление. На каждом шагу приходится удивляться методичности, добросовестности, аккуратности автора и совершенству его научной техники. Изложение у автора ясное, точное, простое. Цитаты, несмотря на их обилие, безошибочные; везде, где можно было, автор дал труд себе проставить страницы русских переводов (есть ошибки в указании томов на с.336.3, 503.2, 519.2, 587.1; - в страницах — 337.1 (д. б. I, 438); 557.5; на с.304 нет одного примеч.). Несколько странно лишь то, что по местам одни и те же выдержки из Григория Нисского приводятся различно (326.2 и 533.3; 404.2, 435.1 и 488.3; 419.2, 437.1 и 447.1; 515.4 и 583.3; 521.1 и 541.1; 527.3 и 558.4). В некоторых случаях (521.1, 529.3) можно пожалеть, что автор не следует более ясному и простому русскому переводу, а дает свой несколько неясный перевод. Иногда передачу у автора некоторых греческих слов можно признать не совсем удачной [см. на с.89:«подземный»(нужно бы: премирный);«соучастник»(н. собеседник),«сочлен»(вм.: сонаследник); на с.104:«порча»(тление); 202»шатер»( σκην ), а перевод его не совсем точным (281). — Есть у автора и своего рода редакционные недосмотры в окончательной отделке сочинения, что и понятно в столь громадном труде. На с.245 в решении вопроса, как понимать очистительный огонь у св. Григория Богослова, он еще колеблется в определенном ответе; на стр. же 572 уже прямо считает св. отца сторонником теории апокатастасиса. Сюда же он причисляет и св. Василия Великого, хотя в изложении его эсхатологических взглядов не дает для того решительно никаких оснований. Вопрос о том, почему V вселенский собор не осудил св. Григория Нисского (вместе с Оригеном) за учение об апокатастасисе, решается у автора сперва в том смысле, что на соборе исследовались собственно только христологические вопросы (570), — что и не совсем верно, — а ниже (649) - в том, что св. Григорий уже до III–ro вселенского собора был окружен ореолом святости. — Издание рассматриваемой книги весьма опрятное и даже, можно сказать, изящное. Все рассчитано в ней на то, чтобы выпустить книгу в возможно лучшем виде. В конце ее приложен даже алфавитный указатель, хотя в систематической работе в нем не было и особой нужды. Опечаток весьма мало. Нам удалось констатировать лишь несколько случаев недосмотра и lapsus pennae (2 Клим, цитируется как сочинение св. Климента Римского, с.7; на стр.9.2 дается цитата IX, 28,7 (вместо 8); на с.466.2 читаем Bitter (вместо Ritter); на с.661 — «святитель Нисский»(вместо Кипрский); на с.644 и 663»Сирион»(вместо Сириан); в указателе: — «древо райское, 451»вместо 461). |
Исаак Комнин, сын Алексея 116, 628 Исаак Контостефан, Контостефан 335—337, 341, 355, 356, 592, 595 Исангел, см. Раймунд Тулузский Исмаил 305, 306, 545 Исмаил, сын Агари 557 Исмаил, сын Бэрк-Ярука 305, 306 Исократ 392, 552 Итал, см. Иоанн Итал Италик, см. Михаил Италик Иуда Маккавей 613 Йорга Н. 529, 556 Кавасила, см. Александр Кавасила Кавасила Синадин 464 Кавасилы 538 Каждан А. 49, 484, 537, 565, 619 Калликл, см. Николай Калликл Каллиника 395, 515 Каллиопа 226, 392, 539 Каллипарий 250 Каматир, см. Григории Каматир Каматиры 12, 550 Камир, военачальник 166, 506 Камир 272 Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352—355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300—302, 305, 307, 574—576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092— 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 |
Василий Куртикий, Куртикий, Иоаннаки 73, 167, 198, 204, 209, 227, 239, 450, 470, 526, 531, 590 Василий Месопотамит 546 Василий Псилл 342 Васильевский В. 48, 528, 529, 531, 532, 536, 537, 540, 541, 553, 555, 558 Василько Ростиславович, князь 541 Вебециот 203 Вельф IV, герцог Баварский 83, 459 Верлиндер К. 535 Вермандуа граф, тесть Гуго Вермандуа 562 Вероит 354 Виберт, Клемент III, антипапа 503 Вильгельм, брат Роберта Гвискара 599 Вильгельм, заговорщик 165 Вильгельм, сын Ивона 505 Вильгельм Апулийский 20, 29, 444, 457—460, 489—495, 498— 500, 504—509, 517—520, 546 Вильгельм Ганд 372 Вильгельм Грантмесниль 305, 575 Вильгельм Иордан 311, 583, 607, 608 Вильгельм Карпентарий (Гийом Шарпантье), Илья (?), Церпентирий (?) 563 Вильгельм Кларет 358, 601 Вильгельм Маскавел, Маскавел 76—78, 454 Вильгельм Тирский 559, 571, 574, 575, 577, 582, 596, 606 Вильманс Р. 457, 490 Витрувий 599 Виттек де Жонг С. 532 Владимирская Н. 554 Владислав, король венгерский 589 Влахернит 25, 265, 552 Вольф Т. 501 Вотаниат, см. Никифор III Вотаниат Вотаниат, жених внучки Анны Далассины 99, 467 Вотаниаты 472 Врана, см. Алексей Врана Врана, см. Иоанн Врана Врана, см. Николай Врана Врануси Е. 499 Враны 12, 494 Вриеннии 447 Вриенний, см. Иоанн Вриенний Вриенний, см. Никифор Вриенний Вриенний, см. Никифор Вриенний Старший Вриенний, отец Никифора Вриенния Старшего 268 Вукан 23, 30, 221, 240, 241, 251— 253, 263, 328, 538, 548, 549,551 Вурц, топарх Каппадокии и Хомы 133 Вурц, см. Варда Вурц Вурц, отец Варды Вурца 407, 408, 486 Вурц, см. Михаил Вурц Вурцы 27, 486, 617 Вутумит, см. Мануил Вутумит Вутумиты 524 Гавра 545 Гавра, см. Григорий Гавра Гавра, см. Константин Гавра Гавра, см. Феодор Гавра Гаврадис 545 Гази 414, 618 Гази III, даншмендский эмир 618 Гаита, Сигельгаита, Сишельгаита 80, 85, 151, 184, 185, 454, 460, 497, 498, 517, 518 Галаваца 246 |
Троице 7–31 Акафист Всемогущему Богу в нашествии печали 33–52 Акафист Воскресению Христову…. 53–68 Акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу 69–86 Акафист Святому и Животворящему Духу 87–105 Акафист ко причащению Святых Христовых Тайн 107–126 ЧАСТЬ II 127 Акафист Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Присно деве Марии (Благовещению) 129 — 146 Акафист явлению иконы Пресвятыя Богородицы Тихвинския 147–170 Акафист Пресвятей Богородице, пред иконою Ея, именуемою Троеручица.. 171–193 Акафист Успению Пресвятыя Богородицы 195 — 222 Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, всех скорбящих Радости 223 — 244 Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, именуемыя «Скоропослушница 245 — 268 Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, честному Ея знамению еже в велицем Новеграде…….. 269 — 294 Акафист Пресвятей Богородице ради чудотворнаго Ея образа нечаянныя радости 295 — 319 Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, явления ради чудныя Ея иконы «Державныя» 321 — 345 ЧАСТЬ III 347 Акафист Святому Архангелу Михаилу 349 — 367 Акафист Святому Ангелу Хранителю 369 — 397 Акафист Святому Иоанну Предтечи и Крестителю Господню 399 — 422 Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы 423 — 445 Акафист Святителю Христову Николаю 447 — 467 Акафист Божественным страстем Христовым 469 — 487 Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню 489 — 509 Акафист о упокоении усопших 511 — 529 ЧАСТЬ IV 531 Акафист преподобному Сергию игумену Радонежскому, Чудотворцу 533 — 558 Акафист Святому равноапостольному князю Владимиру 559 — 581 Акафист преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу 583 — 603 Акафист Святому великомученику и целителю Пантелеймону 605 — 626 Акафист Святым мученицам Вере, Надежде и Любви и матери их Софии… 627 — 652 Акафист Святой великомученице Варваре 653 — 679 Акафист благодарственный 681 — 699 Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя |
76 457 55 398 492 95 341 179 182 465 123 496 33 87 88 114 168 196 272 290 325 330 362 502 507 513 156 539 59 485 201 280 122 261 113 238 257 579 295 58 г) возведение на степень лавры. 1833 Почаевская-Успенская Волынская д) низведение из классных в заштатные. 1798 1799 1811 Троицкий-Селенгинский Богоявленский-Голутвин-Старый Троицкий – Яблонов – Елецкий-Лебедянский муж. муж. муж. Забайкальская Московская Тамбовская 504 72 529 Б. Перечень монастырей по губерниям и областям Архангельская. Архангельский-Лальский 19), Коже-Озерский-Богоявленский 250), Ламбасская 275), Макариевская-Предтечевская 277), Николаевский-Новоземельский 326), Печенгский-Троицкий-Трифонов 360), Троицкий-Шенкурский 528), Успенский на Курцове-Холмогорский 546), Успенский-Холмогорский 553). Астраханская. Благовещенский-Астраханский 29), Болдинский-Воскре- сенский 79), Спасо-Преображенский-Астраханский 449). Бессарабская. Варзарештский-Димитриевский 100), Гертоп 158), Гинкульский-Параскевиевский 160), Гиржавский-Вознесенский 161), Городищенский-Успенский 165), Добрушский-Николаевский 175), Каларашевский-Успенский 241), Кошелевский-Успенский 258), Курковский-Рождество – Богородицкий 269), Мановский 283), Ново-Нямецкий-Вознесенский 340), Речульский-Успенский 407), Рудянский 415), Сахарнянский-Троицкий 419), Соручанский-Георгиевский 437), Таборский Успенский 480), Фрумошский 558), Фынтын-Доамней 559), Хировский 560), Шабский 575). Виленская. Благовещенский-Богородицкий-Виленский 37), Благовещенский-Богоявленский-Друйский 38), Воскресенский-Дисненский 135), Духов-Виленский 182), Марии-Магдалининский-Виленский 287), Медзиольский-Благовещенский 294), Покровский-Борунский 379), Рождество-Богородицкий-Березвечский 412), Троицкий-Виленский 502). Витебская. Борисоглебский-Бельчицкий-Полоцкий 81), Братский-Богоявленский-Полоцкий 86), Вербиловский-Покровский 109), Духов-Витебский 183), Марков-Троицкий 290), Махировский 292), Спасо-Евфросиниин 443), Спасо-Преображенский-Охорский 463), Тадулинский-Успенский 481). |
На 391 лисше: В лето 7051 (1543) мес. апреля в 22 начал Игнатий Курачев писати Псалтирь с следованием. Ниже: Лета 7067 (1550) мес. февраля в 7 день на паметь препод. отца нашего Парфениа епископа ламисакийскаго на сий день старец Иона Зуй положил на собя великий образ. 317. (829.) Псалтирь с возследованием, полууст. в два столбца, исх. XV или нач. XVI века, в лист, 586 листов. Начальные листы до 10 и конечные с 558 приписаны другою рукою в сплошную строку, а вторые столбцы предпоследних л. 529–557 наклеены. После Псалмов и Песней. л. 99. Часословець, имея нощную и дневную службу, по уставу препод. отца нашего Савы. л. 135 об. Месяцеслов, без надписи, начин. с сентября; в заглавии месяцев показаны римские и славянские названия, см. 255 л. 225. Из русских Святых упоминаются только древнейшие. л. 230. Тропари и кондаци велиции Четыредесятницы и Пятидесятницы. л. 253 об.–523. Шестоднев служебный. л. 523. Канон ангелу хранителю, творение Иоана инока. л. 526 об. Служба к Господу нашему Ис. Христу, творение кир Феоктиста инока студийскаго. После начальных обычных стихир положены ины стихиры св. Богородици по вся дни. л. 532. Неседальное пение. л. 543. Чин, како подобает пети параклис пресв. Богородици. л. 551. Правило хотящу причаститися св. таин преч. тела и честныя крове Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа. См. 267. л. 566. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение кир Феофана. л. 569. Два канона препод. Сергию радонежскому. л. 574. Служба в св. неделю Пасхи. л. 583. Внегда случится искуситися иноку в сне от оскврнениа по действу диаволю. 318. (831.) Псалтирь с возследованием, полууст., нач. XI века, в лист, 139 листов, ветхая. После Псалмов и Песней: л. 71. Никифора Влемида любомудрьца избрание Псалмов на Господскыа праздникы и в памяти Святых. л. 84 об. Припелы певаемы на Господскыа праздникы и в памяти Святых, многомилостиво. Избранные Псалмы редко пишутся отдельно от величаний, а большею частию, как и в печатных, соединены вместе. л. 86. В великую субот нагробное. Кафизма 17 с величаниями. В конце 4 псалма из вечерни и 3 полиелейных (134–136). |
62–71, 313, 339– 46–49, 148–158, 162–196, 202–203, 50–57, 239, 247, 146–147, 263, 326– 159, 204– 327,334– (схолии 208, 268– 338. 390– других 270, 272– авторов 281, 283 72, 246, к стихам) 58–61, 256, 262, 73–74, 264–267, 160–161, Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 368, 546 [Dub.] 403–404 407–408 552–555 411–460 516–517, 4078/1– 4078/9 409, 518 522,558 Прп. Иперихий CPG Рус. пер. 5618 [=6072] Прокл Константнопольский CPG Рус. пер. «Лавсаик» Палладия CPG Рус. пер. 480 [отрывок] «Вопросоответы» прп. Анастасия Синаита CPG Рус. пер. 491 [отрывок] Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 248–409 596–641 96–197 411–476 644–680 200–208 480–521 683–689 208–220 524–533 692–693 221–240 94 537–593 696–796 PG 26 PG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 12–145 813–820 1168–1169 145–321 837–976 1169–1179 321–468 978–980 1179–1181 468–524 984–1028 1185–1188 529–607 1029–1048 607–623 1049–1070 623–637 1072–1084 1264–1292 637–676 1085–1089 681–793 1093–1165 796–809 1165–1168 1436–1441 PG 27 PG Рус. пер. 60–545 1364–1389 1392–1404 PG 28 CPG Рус. пер. 1581–1592 Творения св. Василия Великого PG 29 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. nep 209–228 416–432 228–249 432–460 460–469 264–280 469–484 93–117 280–305 484–493 117–148 305–324 497–669, 148–164 324–349 672–768 164–188 349–388 188–208 388–416 PG 30 PG Рус. пер. 118–425 425–668 PG 31 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 164–184 472–481 869–881 185–197 484–489 881–888 197–217 489–508 889–901 217–237 508–525 905–1052 237–261 525–540 261–277 540–564 1080–1305 277–304 564–589 304–328 589–600 329–353 600–617 1321–1428 353–372 620–625 372–385 625–648 385–424 648–652 1705–1714 6 424–444 653–676 1713–1722 444–464 676–692 464–472 692–869 PG 32 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 68–217 664–1033 1092–1093 220–340 1033–1068 359, 360, 348–381 1068–1077 384–452 452–533 1084–1085 536–640 640–664 1088–1089 Творения св. Григория Богослова PG 35 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 396–401 828–832 1044–1064 408–513 832–841 1065–1080 517–525 844–849 1081–1128 532–664 852–856 1132–1152 664–720 857–909 |
528. συμβλαιον – примета, знак. 529. чревоношение, прим. 488. 530. Будущее рождения Сына Божия от пресв. Девы было предызображено во время пребывания Ее во храме так, что Ее можно было назвать невестой, предназначенной для такого рождения. Раскрытие мысли предыд. тропаря – о рождении Юницей Божеств. Тельца. 531. ξανογω – открывать настежь; поздн. сл. 532. προπλαια – (оть прилаг. «находящийся пред дверьми») – преддверие (в храме, особ. Пропилеи). 533. Такой славой был храм, образ неба, место явления, откровения славы Божией (Шехины). 534. прим. 359, а в 3-м тропаре – прим. 27. 535. Контраст юнице. 536. ξαστρπτω – сверкать, блистать. 537. В.К. 91, 623. 538. περρχιος – выше всякого начала. 539. прим. 470; бесконечное. 540. После изображения св. Троицы в предыдущих троичнах приглашение к поклонению Ей с настойчивым предупреждением о равночестности Лиц. 541. прим. 22. 542. εδος – ясный, тихий, спокойный, особ. о погоде (ε – хорошо и Ζες, Δις – Зевс). 543. πρθητος – неразрушенный, неразрушимый. 544. περστασις – окружающее, обстоятельство, опасность, несчастие. 545. В.К. 133, 52. 546. κνδυνος – опасность. 547. θλψις – давление, угнетение, мука, горе, скорбь. 548. παντιμος – весьма почетный. 549. Соотв. «Богоматери». 550. В.К. 47, 147. 551. Евр. 1. 3. 552. В греч., как и далее, 3-е лицо. 553. В греч. причастие. 554. греч «неплодства». 555. В.К. 33, 8. 556. γνωρζω – делать известным, показывать, узнавать, знакомиться. 557. В.К. 69, 351. Взамен своего дара, описанного в предыдущем тропаре. 558. Р.Б. 50, 81. 559. ναπκειμαι – лежать, храниться где-л. 560. Пресв. Дева с детства как бы носила в себе всю возможность человеческого спасения; в ней заключена была, под видом имевшего родиться от Нее, все неисчерпаемое богатство благодати, имевшей пролиться на человечество. Чрезвычайно глубокая мысль. 561. Обоснование. 562. μετχω – иметь часть, участвовать. 563. В.К. 75, 418. 564. τρυφη – нега, роскошь, Заключая (хотя бы только в возможности, потенциально) такое богатство благодати, пресв. Дева не могла не испытывать и сладости от нее, живя в храме. |
| |