Бакуриани, см. Григорий Бакуриани    Балдуин, граф эдесский 606    Балдуин I, король иерусалимский 288, 289, 308, 311, 376—379, 381, 560, 567, 575, 578, 581, 607, 608    Балдуин II Великий 564    Балдуин Гентский 570    Баркинон 81    Барсам 523    Бартольф из Нанжи 595    Беатриче 44    Безобразов П. 503, 506, 520, 586    Бек Г. 513, 610    Бернард 584    Бернольд 530, 531, 558    Бертран Тулузский 377—380, 607—609    Бешевлиев В. 533    Блэндаль С. 496    Бобчева 471    Богомил 623    Бодин, см. Константин Бодин Маниак    Боняк 541    Борил 10, 69, 88, 91, 96, 114, 116, 449, 462, 464    Боритил, см. Роберт Лорителло    Борсук 192, 194, 195, 523, 526    Боэмунд II, князь антиохийский 586    Боэмунд Тарентский, Саниск 13, 20, 21, 27, 28, 30, 41, 85, 86, 139, 143, 150, 160—166, 168—171, 181, 189, 277, 279, 283, 284, 288—292, 294, 298—302, 307, 309, 311, 312, 314, 315, 317—321, 326—328; 330, 335—341, 343—345, 347—365, 372, 373, 375, 461, 486, 491, 492, 497, 502, 503, 506—509, 517—519, 522, 527, 536, 560, 564, 566, 568, 570, 571, 573—577, 580, 581, 583—587, 591— 596, 599—607    Браунинг Р. 13, 18, 35    Брейе Л. 9    Бриен 168, 169, 171, 176, 177, 181, 188, 507, 509    Броссе 464    Будило 267, 555    Бузан 190, 196, 197, 522, 526, 527    Бульдаги Пулхас 192, 199, 523    Бурхард 135, 136, 487, 488, 502    Бьюри Дж. 440, 443, 446, 460    Бьяндрате, см. Альберт Бьяндрате    Бьяндрате, см. Гвидо Бьяндрате    Бьяндраты 310, 581    Бэлиг Ч. 45    Бэнеску Н. 530, 550    Бэрк-Ярук 192, 199, 523, 525—527, 573, 574, 576    Ваас А. 535    Вакхин 334    Вальтер Голяк 560    Варда 312, 313    Варда Вурц, Вурц 407, 408, 486    Варда Ксир, Ксир 331, 590    Варда Склир 294, 295, 463, 470, 570    Варда Фока 470    Вардал 308    Вардан 470    Василаки, мятежник 9, 39, 69—74, 449—452, 462, 590    Василий, богомил 24, 25, 32, 41, 419—425, 593, 619, 621—624    Василий, евнух 343    Василий, новелиссим 372    Василий, эпарх Константинополя 327    Василий I, император 588    Василий II, император 5—7, 171, 470, 487, 510, 538, 570, 612, 626

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

И188 УЛЕМАРОДАХ, ЭВИЛАД – под этим именем в ХГА объединены два вавилонских царя: Амель-Мардук (562–560) и Нериглиссар (560–556). НА 37-ОЙ ГОД – так в 4Цар. 25:27 и в Иер. 52:31 : «В тридцать седьмой год переселения Иехонии»; Острож: въ лто · лз ·е иакима . Во Врем число приобрело фантастический вид: на месте ν τ τριακοστ κα βδμω Б269 «в тридцать седьмом» в пер . въ · т · – но и · ο · -но ле т И188 4 =«в 370». В некоторых сп2 нет. У НЕГО; в пер. по немь И188 в – из-за неоднозначности предлога μετ (зд. μετ + род. «с ним»). ВАЛТАСАР. После Амель-Мардука и Нериглиссара в Вавилоне воцарился Набонид (556–539). Его сын Валтасар, бывший соправителем отца, был убит во время захвата Вавилона Киром Персидским в 539 г. В Кн. Даниила Валтасар назван сыном и преемником Навуходоносора, Кир – Дарием. И189 ДАРИЙ МИДЯНИН, АСТИАГ, АРТАКСЕРКС. В библ. Кн. Даниила преемником Валтасара на вавилонском престоле назван Дарий Мидянин ( Дан. 5:31 ) – персонаж мифический. В библ. Кн. Есфири, рассказ из которой далее излагается, действие происходит при персидском царе Артаксерксе – так назван Ксеркс I (486–464). Артаксерксы были в Персии позже (см. комм. к И198). Астиаг Мидянин (575–550) – последний царь Лидии, побежденный Киром Персидским гораздо раньше (550 r.). И191 СЫН САЛАФИИЛОВ ЗОРОВАВЕЛЬ – в греч. το δ υο Ζοροββελ Σαλαθιλ Б274 14 «сын Зоровавеля Салафиил» вместо «сын Салафиила Зоровавель». НАВУХОДОНОСОРОМ ЗВАЛИ. Навуходоносор (как и Арфаксад, и Олоферн) – персонаж Кн. Иудифи, содержание которой – художественное соединение событий и лиц не только разновременных, но и разноплоскостных, исторических и вымышленных. Амартол привязывает это имя к Камбизу – реальному царю Камбизу II, Ахемениду (530–522). Впрочем, во времена Камбиза II был Навуходоносор III (522 г. до н. э.), которого в Персии считали самозванцем. Примечательно, что в ХГА рассказ о Иудифи завершается пояснением о Навуходоносоре: это был, говорит Амартол, не первый Навуходоносор, а тот, что правил после пленения (Б276 10–14 ). Комментаторы синод. пер. видят в Навуходоносоре Книги Иудифи «настоящего», «первого».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оклады пенсий участников Московской эмеритальной кассы по уставу 1907 г. 223 Оклады пенсий в рублях Разряды Взносы в рублях За 10 лет За 15 лет За 20 лет За 25 лет За 30 лет За 35 лет За 40 лет За 45 лет За 50 лет Для участников кассы была возможность продолжительности участия в кассе до 50 (!) лет – с соответствующим пропорции увеличением последующей пенсии. Помощь оказывалась и неустроенным совершеннолетним дочерям умерших участников «в случае благоприятного положения средств продолжать пенсию, хотя бы в половинном ее размере» 224 . За 1895 г., через десять лет после начала работы кассы по принятию взносов и в первый год производства выплат пенсий, взносы поступили в общей сложности от около 550 участников, общая их сумма составила около 5500 руб. 225 Это значит, что средняя величина взноса составила около 10 руб. с 1 участника, из чего несомненно следует, что большинство участников уверенно выбирали низший, 10-й разряд, надеясь на пенсии, никак не превышавшие суммы 30 руб. годовых. Для сравнения: в это же время ежегодные взносы, выплачиваемые всеми участниками вспомогательной кассы присяжных поверенных и их помощников округа Московской судебной палаты, составляли 50 руб., не считая внесения 5 руб. «похоронных» единовременно по случаю ухода из жизни любого из ее членов 226 . Вообще, эмеритурных пенсионеров было немного. Так, по сведениям, представленным в отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914 г., в том году в Московской епархии состояло 64 представителя заштатных служителей Церкви 227 против 33 участников эмеритуры 228 , получивших пенсионные выплаты. То есть, несмотря на многолетнюю обязательность для клириков и церковнослужителей участия в кассе, значительная их часть (в том году – 48 %) оказалась вне эмеритальной пенсионной программы. Видимо, все эти лица духовного звания в свое время так или иначе уклонялись от регулярной уплаты кассовых взносов либо не выслужили должного числа лет. К 1914 г. размеры и количество членских взносов, а следовательно и величина предполагаемых будущих пенсионных выплат, не сильно изменились в лучшую сторону. Средний размер взносов с одного участника даже снизился, притом значительно. Например, сумма членских отчислений за 1914 г. составила лишь 19 348 руб. (с учетом «всех процентов и пени», по данным отчета правления за 1914 г., по расчетам, исходящим из сведений, представленных в более подробном приложении к этому же отчету, – 18 418 руб. без учета штрафов. – А. Костенецкий) 229 , внесенных от 3854 участников. Из числа этих участников 2831 (более 73 %) произвели отчисления по 8-му разряду – низшему в системе, принятой уставом 1906 г. Количество членов, участвовавших по 7-му разряду, – 537 человек, тогда как всех участников по шести высшим разрядам лишь 486 (менее 13 %)• Это значит, что как минимум 87 % (!) участников эмеритуры на 1914 г. оказались бы по выходе на пенсию на грани черты бедности, получая из кассы учреждения не более 52 руб. 50 коп. годовой пенсии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

70 Например, в Илиаде 6. 486–488 приводятся такие слова Ректора: «Против судьбы человек меня не пошлет к Аидесу; Но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный Муж, ни отважный, ни робкий, как скоро на свет он родится» (Гомер. Илиада. Одиссея/Пер. с др.-греч. Н. Гнедича, В. А. Жуковского. Алма-Ата, 1986. С. 98). См. также 8. 34, 9. 245, 13. 400 и пр.; Одиссея 17. 26–327: «В это мгновение Аргус… был схвачен рукой смертоносною Мойры» (Гомер. Илиада. Одиссея. С. 543). 72 См.: Cancik Н. Libri Fatales. Romische Offenbarungsliteratur und Ge-schichtstheologie//Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East/Ed. D. Hellholm. Tiibingen, 1989. R 550. 73 См.: Публий Овидий Назон. Метаморфозы/Пер. с лат. С. В. Шервинского. М., 1977. С. 383. Ср. также Metamorphoses 5. 532: «Парками так предусмотрено в вечных законах». 77 Тит Макций Плавт. Комедии/Пер. А. Артюшкова; Коммент. И. Ульяновой. М., 1987. Т. 2. С. 513. См. также: Коер L. Das himmlische Buch… S. 15–17. 78 Высказывания многочисленных сторонников этого взгляда приведены в статье Эдгара Конрада (См.: Conrad Е. W. Heard But Not Seen: The Representation of «Books» in the Old Testament//Journal for the Study of the Old Testament. Vol. 54. 1992. P. 45–50). 80 См.: Eggleston Ch. L. See and Read All These Words… R 52–62; а также: Conrad E. W. Heard But Not Seen… R 45–49. 83 Ср. наставление в Книге Иисуса Навина, где «книга закона» также служит напоминанием: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис Нав 1: 8 ). 85 Здесь не употреблено слово «скрижали», но смысл остается тот же самый: люди больше не будут забывать Закон, когда Господь напишет его в их сердцах, они будут всегда помнить и соблюдать его. 86 Baynes L. The Heavenly Book Motif in Judeo-Christian Apocalypses, 200 BCE – 200 CE. Leiden, 2012. P. 41. 90 Baynes L. The Heavenly Book Motif… P. 44. Бэйнс считает, что в пророческих текстах, служащих свидетельством о будущих событиях, проявляется косвенное сходство с образом небесной книги судеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

1141 В этом смысле являются ошибочным преувеличением следующие суждения о. проф. А. В. Смирнова: «под израильтянами (?!) Филон разумеет не только плотских потомков Авраама, но и вообще лучшую часть людей» (Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 81); «истинный сын Израиля есть тот, кто обнаружил готовность к покаянию и душевное расположение к добродетели» (стрн. 445), поскольку и сам автор на стрн. 221 пишет: «Филон, говоря о спасенных, благочестивых и добродетельных, имеет в виду главным образом всего Израиля», а на стрн. 420 – 421 выражается еще решительнее: «по мысли Филона грядущее блаженное царство есть прежде всего царство Израиля благодаря вере и благочестию его оно должно наступить, для него же главным образом и приготовлено». Более осторожно сказано у E. Schurer, Geschichte des judischen Volkes II, S. 433=II, S. 515: «alle Israeliten, oder vielmehr alle, die sich zu Gottes Gesetz bekehren». И это справедливо. Александрийский теософ всегда защищал мысль о превосходстве иудейства (Alfred Bertholet, Die Stellung der Israeliten und der Juden zu den Fremden, S. 279 – 280), почему считал прозелитов не вполне равноправными (S. 289); не менее того он высказывался за церемониальную номистическую исполнительность (S. 283) и был здесь лишь выразителем эллинистического Иудейства, которое – при видимом либерализме – стремилось каждого еврея обязать и связать всем законом (S. 302). Ср. выше на стрн. 160. 1143 См. и O. Zocker в «Real – Encyklopadie» XI, S. 648: «Philo (entweder… oder) bleibt bei einseitig nationalen Hoffnungen one ethische Vertifunf und Verklarung stehen». 1144 См. о. проф. А. В. Смирнов, Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 430: «дух иудейства сказался даже на Филоне, который – при изображении грядущего спасения – никак не мог отрешиться от мысли о господстве иудеев над другими народами в области капитализма (?!); эта мысль каким – то образом мирится у него с представлением о духовно – нравственном господстве Израиля, как госителя монотеистического принципа, над всеми народами».443. 445. Доц. Вл. П. Рыбинский, Религиозное влияние иудеев на языческий мир в конце ветхозаветной и в начале новозаветной истории и прозелиты ицдейства, стрн. 5. 21 – 22. A. Fr. Gfrorer, Philo und die judisch – alexandrinische Theosophie I, S. 486 ff. Aug. Ferd. Dahne, Geschichtliche Darstellung der judisch – alexandrinischen Religions – Philosophie I, S. 428 ff. E. Schurer, Geschichte des judisch Volkes II, S. 873=III, S. 550. Ср. напр., De Abrah. § 19, где говорится (M. II, 15. II, 6 (M. II, 227. Richter IV, 304 – 305. Yonge III, 197). De vita Moysis I, 27 (M. II, 104. Richter IV, 146. Yonge III, 34). De animalibus idoneis sacrificio seu de victimis § 3 init. (M. II, 238 fin. Richter IV, 323. Yonge III, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Притом посланный писарь нередко свою обязанность – поверить число народа в известном месте – перепродает другому лицу, которое старается вдвойне вознаградить себя и, сверх того, менее опасается взыскания за ошибки и злоупотребления в этом деле, нежели тот, который был послан начальством. Вообще при производстве переписи писаря соображают так: место отдаленное, страна обширная, народа множество, начальник не может поверить ошибок и не имеет никакого основания указать подлинно верное число народа. По таким соображениям, они по собственному произволу прибавляют и опускают, делают из малого количества большое, – все это плоды их рук, и с такою небрежностью оканчивается сие важное дело. Почти также, по одним предположениям и догадкам, составляется общий список народонаселения всего государства для представления государю. Вообще переписи народа не достаточно основательны, бесполезны для правительства и, наконец, число народа вовсе не верно; а между тем какие употребляются труды и расходы, и какие тягости и обременение падают на народ»! Итак, вот в каком виде находятся официальные документы народонаселения в Китае! Других, помогающих разрешению сей задачи, документов в Китае не находится. Там – не ведут отдельных метрик рождений и смертности. Автор сей статьи поставил себе непременным правилом в своих исследованиях о Китае писать по достоверным источникам и официальным документам, и быть точным передавателем того, что говорят сами китайцы, и потому, не желая вводить читателя в заблуждение своими выводами, как обыкновенно доселе делали по этому предмету европейские ученые, предоставляет любопытному читателю самому сделать свое заключение о народонаселении Китая из предложенных здесь документов, по началам науки, которая недавно явилась в Европе, и которая, как наука, никогда не существовала в Китае. Перечень итогов народонаселения Китая при разных династиях от 2 года по Р. X. до 1578, составленная на основании исторических показаний Названиединастий Хр.годы Числосемейств Числодуш Названиединастий Хр.годы Числосемейств Числодуш 12.233.062 59.594.979 12.462.317 26.421.651 4.279.634 21.007.820 12.917.221 29.092.185 5.860.173 34.125.021 15 684.529 23.807.165 7.456.781 43.356.367 14.852 681 33.303.889 9.237.112 53.256.229 18.655.093 41.492.311 9.647.838 48.690.789 19.715.555 43.411.606 9.946.919 49.730.550 20.019.050 43.820.769 9.937.680 49.521.183 11.375.733 19.229.008 9.318.227 47.566.772 12.335.450 25.378.684 10.677.960 56.486.856 12.302.873 27.845.085 Сань-го 220–242 1.363.000 7.632.881 12.670.801 28.320.085 или трое- 5.696.989 13.026.532 царствие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

481 Английский перевод сохранившихся посланий Афанасия см. в A Select Library of the Nicene and Post–Nicene Fathers of the Christian Church, Second Series, iv (New York, 1892), pp. 550–555. 482 Оно почти полностью восстановлено по греческим, сирийским и коптским фрагментам; см. Theodor Zahn, «Athanasius und der Bibelkanon», в Fusmschrifl seiner königlichen Hoheit dem Prinzregenten Luitpold von Bayern zum achzigsten Geburstage dargebracht von der Universität Erlangen, i (Erlangen, 1901), pp. 1–36. 483 Однако, не стоит упускать из виду, что ранее, по крайней мере, около 350 г., Афанасий проводил различие между боговдохновенными и каноническими книгами. Он не раз цитировал как боговдохновенные те книги, которые потом будут исключены из его Пасхального послания 367 г., в т.ч. 2–ю книгу Ездры и Пастырь Ерма. См. Jean Ruwet, «Le canon alexandrin des йcrimures; Saint Athanase», Biblica, xxxiii (1952), pp. 1–29. 484 Non est ignorandum praesentem epistolam esse falsatam quae licet publicetur non tarnen in canone est (Migne, Patrologia Latina, xxxix, col. 1742). 485 «The New Testament Canon of Didymus the Blind», Vigiliae Christianae, xxxvii (1983), pp. 1–21. 486 J. С. Suicer, Thesaurus ecclesiasticus, 2nd ed., i (Amsterdam, 1728), col. 6. Однако это название применялось и до Златоуста; см. Adolf von Harnack, «uber das Alter der Bezeichnung «die Bucher» («Die Bibel») fur die h. Schriften in der Kirchen», Zentralblatt fur Bibliothekswesen, xlv (1928), pp. 337–342. 487 Статистику цитат у Златоуста из нескольких книг Нового Завета см. в Chr. Baur, «Der Kanon des hl. Joh. Chrysostomus», Theologische Quartalschrift, cv (1924), pp. 258–271. Иногда ученые подвергали сомнению приписывание некоторых сочинений Златоусту. Это может объяснить, почему в недавно опубликованном Круппом (R. А. Krupp) указателе (Saint John Chrysostom; А Scripture Index Lanham, 1984. – две цитаты из 2 Пет, одна из Иуды и девять из Апокалипсиса. 490 The Commentaries of Ishódad, ed. by M. D. Gibson (Horae Semiticae, xi; Cambridge, (1913), сирийский текст – p. 49, англ. пер. – р. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Златарским: Сборник за народни умотворения, наука и книжнина 20. София, 1904. С. 1–44. Греческий оригинал утрачен. О Каллисте см.: Gonis D.V. То συγγραφικν εργον του οικουμενικο) ττατριρχου Καλλστου A. Athens, 1980. 547 Падение Тырново драматически описано Григорием Цамблаком в его «Энкомии Евфимию» (Похвално Слово за Евтимий)//Ред. Русев П. и др. София, 1971. С. 205). 548 Похоже, что формальное упразднение патриархата произошло в 1415 году. Ср.: Tacbiaos А.Е. Die Aufhebung des bulgarischen Patriarchats von Tirnovo. S. 67–82. 549 Историческая точность и то неподдельное уважение, которое мы питаем к колоссальной фигуре св. Саввы, не позволяют нам изображать его анахронистически – ни как яростного противника латинян, ни как сербского националиста в современном, секулярном смысле. По этому поводу см. взвешенное изложение: Slijepcevic Dj. Istorija srpske pravoslavne Crkve. Munchen, 1962. P. 56 и след.; Dvornik F. The Slavs in European History and Civilization. New Brunswick (NJ), 1962. P. 96–103; Obolensky D. The Byzantine Commonwealth. P. 240–242; особенно же главу о св. Савве в «Шести византийских портретах»: Idem. Six Byzantine Portraits. P. 115– 172 [Оболенский Д. Византийское Содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 486–526]. Наиболее доступным изданием житий Саввы, написанных Доментианом и Феодосием, является перевод Л. Мирковича на современный сербский язык: Zivoti Sv. Save i Sv. Simeona. Beograd, 1938. 550 Данный факт описан биографом св. Саввы Доментианом, и у нас нет оснований подвергать сомнению его историчность. Современники усматривали в этом проявление политической дальновидности, а не измену церковной идентичности. 551 Греческое духовенство, оставшееся в Константинополе после взятия города латинянами в 1204 году, также выразило готовность признать папу в качестве своего светского владыки, отказываясь признать церковную зависимость от него. Ср.: Meyendorff J. The Byzantine Legacy in the Orthodox Church. P. 72 [ Мейендорф И. Византийское наследие в Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1903 С. I. L., III, 5072. Ср. Letronne, Oeuvres, I, 22–23 и статью Лепсиуса (Hermès, 1875 г., стр. 129–144). 1904 Об этой склонности посылать миссии см. Иоан. Ефес. (Bibl. or., I, 385); из-за нее возникали часто большие затруднения. 1906 В. Р., 104. Дата смерти Нарзеса (543 г.), В. Р., 265, определяет время события. Летронн и Дюшен ошибаются в определении этой даты. 1907 Иоан. Ефес., Hist. eccl., IV, 48. Ср. ibid., IV, 9. О его роли в Филе, С. I. G., III, 8647–8649. 1956 Ср. Jirecek., Gesch. der Bulgaren, 82, 87; об их нравах см. любопытное сообщение в В. G., 254, 334–336. 1957 Относительно антов, В. G., 125, 370, 336, относительно аваров, Меп.. 283, 285, 286; Феоф. 232, который отмечает эффект, произведенный в Византии их странными костюмами. Относительно турок см. примечание Bury в изд. Гиббона, IV, 539–541. 1963 Zach. Rh., 142, 256,383–384; В. P., 281; B. G., 504; Cosmas, loc. cit., I. II, стр. 74. Относительно несторианской церкви в Персии, ср. Chabot, l " Ecole de Nisibe (J. Asiat., 1896, 2, стр. 48–49, 52–54). 1964 Cosmas, I. III, стр. 169. О христианских миссиях в Индии, ср. Assemani, Bibl. Orient., IV, 413–548. 1972 Hist. arc., 114–115. (стр.420 ориг. Данная сноска не выделена в тексте!?)Предполагаю, что где-то тут… 1974 Иоан. Ант., фр. 217; Агаф., 306. Известно, что отрывок, приписываемый Иоанну Антиохийскому, весьма вероятно ему не принадлежит (Моммзен, в Hermes, VI, 323–324). 1990 Just., II, 265–276: Nulla fuit jam cura seni: jam frigidus omnis. Alterius vitae solo fervebat amore. In caelum mens omnis erat. 2017 Относительно тюрков см. примечание Bury во франц. переводе сочинения Гиббона, т, IV; русск. пер. стр. 481 и след. 2026 Mal., 485; Иоанн Ефес., Hist. (Comm., 241–242). Малала определяет время индиктом 14=550 -- 551; Иоанн Ефес. – 870] г. александрийской эры=558–559; Agath., 95–100. 2027 Mal., 486–487, указывает на август месяц индикта 2=554 г. Иоанн Ефес., Hist. (Comm., 241) относит событие к августу 862 г.=551. 2035 Evagr., 4, 30. Нужно заметить, что в это самое время были вновь предприняты некоторые важные общественные сооружения, каковы, напр. мост на Сангариосе, который начал строиться в 560 г. (Teoph., 234) и был окончен в конце 562 г. (Павел Силенц., 930–933).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

—486— по истекающий 1895 год и был наполнен рядом учёных трудов Г. А-ча в области исследования славянского новозаветного текста, причём в этих трудах, с одной стороны, всё более и более расширялась сама область исследования, с переходом от Апостола к Евангелию, от одной книги того и другого к прочим, а с другой – всё более и более пополнялись и укреплялись как научно-критический аппарат исследования, так и сведения о самих славянских рукописях новозаветного текста и о других сторонах дела. Если в магистерской диссертации Григорий Александрович, начав рукописями XII, кончил рукописями XV в., то в представленных на соискание степени доктора богословия трудах, как видно уже из заглавий их, привлекаются к рассмотрению рукописи, начиная с XI и кончая XVI в.; если там число их доходит до 32-х, то здесь оно достигает уже 112-ти и т. д. Небольшие изменения у автора произошли и во взглядах на некоторые частности предмета исследования (как, например, на характер четвёртой редакции некоторых списков Евангелия 550 . Это и попятно, если принять во внимание и продолжительность времени, протекшего от появления в свет магистерской его диссертации до настоящего года, и расширение кругозора, углубление взгляда на предмет в области исследования. Но сущность дела, основы взгляда и метода исследования, повторяем, остались доселе неизменными. Они видны будут на последующем нашем критическом рассмотрении и оценке представленных на соискание степени доктора трудов его. А теперь мы к сказанному добавим ещё только перечень имеющих отношение к предмету нашего настоящего разбора, как составленных в духе той же школы, —487— трудов Г. А-ча, появившихся в свет в точение означенного промежутка времени. Сюда относятся следующие статьи и исследования его: 1. О славянских рукописях, хранящихся в заграничных библиотеках: Берлинской, Пражской, Венской, Люблянской, Загребской и двух Белградских. (Напечат. в Сборнике Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук за 1882 г. т XXX 551 . 2. Критический разбор издания Преосвященного Амфилохия: „Четвероевангелие Галичское 1144г.“ (в Известиях С.-Петерб. Славянского Благотворительного Общества за 1884 г. 2). 3. О первоначальном Бирилло-Мефодиевском переводе Библии, (в Моск. Церк. Ведом. 1885 г. 15). 4. Кирилло-Мефодиевский славянский перевод Библии (более обширная статья, помещённая в Чтениях в Обществе Любителей духовного Просвещения за 1885 г. Май). 5. Тысячелетие памяти св. Мефодия. архиепископа Моравского, просветителя славян (в Приб. к Твор. св. от. за 1885 г. кн. 3) 552 . 6. Характеристическия черты главных редакций славянского перевода Евангелия по рукописям XI–XV вв. (См. Труды VI -го Археологического съезда в Одессе. т. I. Одесса, 1886 г.) 553 . 7. К вопросу о славянском переводе Евангелия. Критическая заметка (в Сборнике Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. 1886 г. т. XL) 554 . 8. Древнерусская редакция славянского перевода Евангелия (в Страннике за 1888 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010