Лоон Х. «Одна νργεια» у свт. Кирилла Александрийского в «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Ин. 6:53) Источник Аннотация В настоящей статье анализируется одно выражение свт. Кирилла Александрийского (ок. 378–444). В своём «Толковании на Евангелие от Иоанна» ( Ин.6:53 ) святитель, объясняя действие Евхаристии через сравнение с воскрешением дочери Иаира ( Лк.8:53–54 ) посредством повеления Христа и протягивания Его руки, называет животворящую νργεια одной и сродной. В VII в. это место было введено моноэнергистами для доказательства того, что во Христе есть только одна νργεια. В статье сначала рассматривается, какое значение придавалось выражению «одна и сродная νργεια» различными поборниками моноэнергизма, прп. Максимом Исповедником (579/580–662), а также несколькими богословами Нового времени. После этого исследуется, что именно подразумевал сам свт. Кирилл, когда писал этот фрагмент. Автор приходит к выводу, что одна νργεια – это божественная νργεια, которая действует как через повеление, так и через прикосновение. Это не синтез божественной и человеческой энергий. Человеческая νργεια не упоминается в этом контексте, но из других мест становится ясным, что, согласно свт. Кириллу, Христос имеет также и человеческую νργεια. Введение Во всех сохранившихся трудах свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (412–444), имеется только одно место, в котором святитель говорит об «одной энергии» (μα νργεια) 2 применительно ко Христу в таком контексте, где Христос действует и как Бог , и как человек. Это «Толкование на Евангелие от Иоанна» ( Ин.6:53 ), где по поводу воскрешения Христом дочери Иаира ( Лк.8:53–54 ) сказано: «Животворя как Бог всемогущим повелением, Он животворит также и через прикосновение (Своей) святой плоти, показывая посредством обоих, что действие было одним и сродным (μαν τε κα συγγεν δι’ μφον πιδεκνυσι τν νργειαν)» 3 . В своей монографии «Дифизитская христология КириллаАлександрийского» 4 я кратко обсуждал этот отрывок, но ввиду той роли, какую сыграл этот текст в моноэнергистской/монофелитской полемике двумя столетиями позже, он заслуживает более полного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава 54 По внешней связи образов и фактов настоящая глава, по-видимому, не имеет ничего общего с содержанием предыдущей 53 главы. Эту связь можно и должно находить несколько выше, с Ис.49:18–20 , Ис.51:17 и Ис.52:1 главами, где точно так же говорится о восстановлении обновленного Иерусалима, как центра будущего духовного Израиля. Мысли, выраженные в только что перечисленных главах по частям и под покровом образов, здесь являются предметом особого специального раскрытия, придающего им больший объем, а также большую ширину и глубину. Но если мы вдумаемся во внутренний смысл речей пророка, то нетрудно будет установить связь и настоящей (54 гл.) главы с предыдущей (53 гл.). В заключительных стихах последней главы, в речи о плодах великой искупительной жертвы Мессии указывалось, между прочим, и на то, что Невинный Страдалец, после прославления Его Богом, увидит большое и многочисленное потомство (10) и что Он спасет и оправдает «многих». Вот об этом-то «долгоживотном семени», об этих-то оправданных многих чадах бесплодной прежде матери пророк и хочет вести теперь, логически вполне уместную, специальную речь. 1–6. Пророчество об умножении чад воссозидаемой и воссоединяемой Богом церкви. 7–10. Вечность союза и непоколебимость союза Бога с новозаветной церковью. 11–17. Промыслительные заботы Бога о новой церкви: ее украшение, научение, утверждение в правде и охрана от врагов. Ис.54:1–3 . Идет обычное у пророка Исаии в таких случаях торжественное обращение к субъекту речи (ср. Ис.35:1 ; Ис.48:1 ; Ис.49:1 ; Ис.51:1 ; Ис.52 и др.), хоть недостаточно ясное – к какому именно? Вследствие этого, одни говорят, что это – обращение к язычникам, другие – к уверовавшим из иудеев, третьи – к духовному Израилю вообще, как составившемуся из язычников и из иудеев. Последнее объяснение полнее и лучше других отвечает главной теме данной речи. Ис.54:1 . Возвеселись, неплодная, нерожда­ю­щая; воскликни и воз­гласи, немучив­шаяся родами; по­тому что у оставлен­ной гораз­до более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Го­с­по­дь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Категория : Страницы с погодой Материал из Азбука паломники 54° 55 " 42.54 " N, 37° 29 " 3.57 " E каменный, строился с 1710-х годов, освящен в 1739 году. В конце XIX века капитально перестроен в псевдорусском стиле, в 1884 году построены новая трапезная с Казанским и Петра Александрийского приделами, шатровая колокольня. 55° 28 " 26.41 " N, 39° 42 " 39.29 " E выбивает на склоне небольшой пологой горки в центре Мещерской зандровой низменности, на территории Шатурско-Радовицкой низменности, в 1.4 км юго-западнее деревни Починки Шатурского района Московской области. 56° 13 " 27.22 " N, 37° 57 " 35.46 " E Благоустроенный Святой источник средней силы в низине реки. 55° 24 " 54.58 " N, 37° 36 " 51.81 " E Здание церкви с пристроенной колокольней выполнено в русском стиле. Четверик несет на себе круглый световой барабан со шлемовидной главой и крестом. Колокольня выполнена с северо-западной стороны со входом в храм, завершена шлемовидной главкой с Крестом. 55° 47 " 49.66 " N, 37° 55 " 45.65 " E Каменная одноглавая церковь - четверик, увенчанный сферическим куполом, с полукруглой апсидой и небольшой трапезной, без колокольни. 55° 36 " 38.03 " N, 37° " 7.35 " E Домовый храм, устроенный в здании Центрального клинического госпиталя пограничных войск РФ (в 1991-2000 гг. существовала часовня). Внешне выделен невысоким шатром с главкой, надстроенным в 2003 г. 55° 38 " 53.98 " N, 36° 58 " 16.57 " E Небольшая деревянная церковь, построенная в 2013-2014 гг. на территории музея-заповедника А.С. Пушкина как первая постройка предполагаемого к сооружению комплекса церкви Александра Невского. Одноглавый клетский храм с алтарём и притвором. 55° 50 " 15.98 " N, 38° 11 " 31.01 " E Александро-Невский храм построен в 2007 году по инициативе православной общественности поселка, на основании решения Главнокомандующего Военно-воздушными силами. Храм расположен на жилой территории Монинского гарнизона. 55° 54 " 9.83 " N, 37° 23 " 34.64 " E Новый храм, строящийся на северо-западной окраине города, в микрорайоне Новокуркино, на средства компании " ПИК-Регион " . Заложен в 2004 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Г.И. Вениаминова Приложения План Евангелия от Иоанна Глава 1. Пролог (1–18). Проповедь Иоанна Крестителя (19–28). Крещение Господне (29–34). Первые ученики (35–42). Глава 2. Первое чудо (1–11). Христос в Капернауме (12). Первая Пасха. Изгнание торгующих из Храма (13–25). Глава 3. Беседа с Никодимом (1–21). Христос крестит в Иудее (22). Последнее свидетельство Иоанна Крестителя о Христе (23–26). Глава 4. Путешествие в Галилею (1–3). Беседа с Самарянкой (4–42). Исцеление сына царедворца (43–54). Глава 5. Вторая Пасха. Исцеление при купальне Вифезда (1–16). Беседа о Своем равенстве Отцу, о воскресении и суде (17–47). Глава 6. Насыщение 5000 человек (1–14). Чудо хождения по водам (15–21). Беседа о Хлебе Жизни на третью Пасху (22–71). Глава 7. Христос в Галилее. Братья Христа (1–13). Христос на празднике Кущей (14–53). Глава 8. Женщина, взятая в прелюбодеянии (1–11). Спор с иудеями на «другой день после праздника Кущей» (12–59). Глава 9. Исцеление слепорожденного (1–41). Глава 10. Притча о Добром Пастыре (1–21). Беседа на празднике Обновления (22–39). Уход Господа за Иордан (40–42). Глава 11. 1. Воскрешение Лазаря (1–46). Совет Каиафы (47–53). Христос в Ефраиме (54–57). Глава 12. Вечеря в Вифании (1–11). Вход Господень в Иерусалим (12–19). Встреча с еллинами (20–23). Последние наставления Иисуса Христа (24–36). Глава 13. Омовение ног на Тайной Вечери (1–20). Изобличение предателя, уход Иуды (21–30). Прощальная беседа с учениками (31–38). Глава 14–16. Прощальная беседа с учениками. Глава 17. Первосвященническая молитва (1–26). Глава 18. Взятие под стражу (1–12). Иисус Христос перед Анной, отречение ап. Петра (13–27). Иисус Христос перед Пилатом (28–38). Пилат пытается отпустить Иисуса Христа (39–40). Глава 19. Бичевание, Пилат вновь пытается отпустить Иисуса Христа (1–15). Распятие (16–24). У Креста Господня (25–30). Смерть Христова (30). Снятие со Креста и погребение (31–42). Глава 20. Мария Магдалина приходит ко Гробу Господню (1). Ann. Петр и Иоанн у Гроба Господня (2–10). Явление Господа Марии Магдалине (11– 18). Явление Одиннадцати в отсутствие ап. Фомы (19–24). Уверение ап. Фомы (25–29). Заключение (30–31). Глава 21. Явление при море Тивериадском (1–23). Заключение (24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Письма Нового Валаама Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 14 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 Труд иноков В советское время были популярны часто повторяемые слова “труд сделал человека”. Исключая последующее — “из обезьяны” — фраза сама по себе содержит глубокий смысл. Труд может быть и великим благословением, и великой скорбью: в раю Бог даёт первому человеку заповедь возделывать и хранить райский сад (Быт 2:15) и через этот благодатный труд познавать себя и своего Творца. Что было дальше — известно: Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3:17–19). Чем был труд для поколения наших предшественников? Понятно, что он их кормил, но менял ли, преображал ли он их — или же угнетал и доводил до отчаяния и потери человеческого облика? Россия всегда считалась страной крестьянской, даже после планомерного уничтожения крестьянства как класса в 1920-е. Но историю нельзя уничтожить, даже уничтожая людей. …У Немировича-Данченко есть рассказ “Мужицкая обитель” про Валаамский монастырь. Да, правда, этот суровый край на северо-западе России, Ладожское озеро-море с его штормами и удалённый каменистый остров в нём — не для мечтателя-ин­теллигента. Дивный остров, Северный Афон, Седой Валаам — вот имена, данные восторженными посетителями этому необычному чуду природы, свидетельству величия человеческого духа и могущества Творца. О Валааме много написано — о его удивительной природе, талантливой архитектуре, богатых традициях и замечательных людях. Написано также немало и о его истории. К началу ХХ века Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в Финляндском Княжестве стал одним из крупнейших в Российской империи православных монастырей, имел образцовые хозяйство и состояние территории.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Скачать epub pdf Июль-Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 7–8: (Ин.11:53–12:21)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1907. Т. 2. 7/8. С. 65–80 (1-я пагин.) —65— ибо пророческий дух не составляет злоумышлений на Христа, но по некоторому случайному совпадению с действительным и будущим событием. Допущено ему было коснуться такого предведения потому, что быль архиерей, дабы устами его объявлено было дотоле сокровенное для людей и неизвестное]. ( Ин.11:53 ). От того убо часа совещаша, да убиют Его. 2090 Имели пожелание убить Христа. Начало получило оно с того времени, как собрался синедрион, когда обнаружилось общее на это согласие, ибо Евангелист не сказал, что «от того часа решились совершить убийство», но «совещались», то есть то, что казалось каждому отдельно, понравилось сообща всем. ( Ин.11:54 ). Иисус же ктому не яве хождаше во иудеех, но отиде оттуду близ пустыни, во Ефрем нарицаемый град и ту пребысть со ученики своими. 2091 И здесь таким образом, как Бог, зная их тайную мысль и без всякого осуждения Иудеев, уходит не потому, что убоялся, но, чтобы не показаться возбуждающим их, хотя они уже и замышляли убийство Его. И нас научает уступать тем, кто находится в состоянии крайнего гнева, и не бросаться в опасности, хотя бы даже за истину, но, когда схвачены, стоять, а, если можно, стараться уклоняться, пока неизвестен исход дела. Б духовном 2092 же смысле должно сказать, что —66— Иисус некогда явно ходил среди Иудеев чрез пророков, ныне же не ходит уже, ибо нет у них слова Божия, но отошло от них в пустыню, о коей говорится, что «много чад у пустыни, более чем у имеющей мужа» ( Ис.54:1 ; Гал.4:27 ). Ефрем толкуется «плодоношение», а он был братом старшего Маннассии, сущего «от забвения», ибо после народа, который «от забвения» появилось «плодоношение» из язычников. 2093 ( Ин.11:55 ). Бе же близ пасха иудейска, и взыдоша мнози в Иерусалим от страны, прежде пасхи, да очистятся. 2094 Минуя все (прочее), Евангелист приходит ко времени страдания. Иудейскою называет пасху прообразную, ибо истинная пасха не у Иудеев, а у христиан, ядущих плоть Христа, истинного агнца. По древнему обычаю прежде пасхи очищались согрешившие добровольными или невольными грехами, и не всякий совершал прообразную пасху, ни язычник, ни необрезанный, ни пришлец, ни наемник, ни оскверненный, что все духовно бывает у христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Студийский монастырь и древняя Русь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55; 2008, 2009 10 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55; 2008, 2009 (Из истории русско-византийских церковных связей) Влияние Византии на процесс христианизации Руси проявлялось во всех сферах жизни. По словам исследователя, “Древ­няя Русь восприняла всю византийскую культуру как непосредственный источник и фундамент, на котором и стала воздвигать здание своей культуры” 1 . Обзор истории Студийской обители Особое место в этом процессе принадлежало Студийскому монастырю святого Иоанна Предтечи, основанному в Константинополе около 463 г. при патриархе Константинопольском Геннадии (458–471) и императоре Льве Великом (457–474). Этот самый известный в истории Византии монастырь получил название “Студийского” по имени своего основателя — патриция и консула Романа Студиона, прибывшего в Константинополь из Рима в 454 году 2 . Обитель была основана вне стен Константинополя; по её храму, воздвигнутому в честь святого Иоанна Предтечи, ближайшие ворота городской стены первоначально назывались воротами Иоанна Предтечи 3 . Монастырь был расположен на берегу Пропонтиды в юго-западной части города; от Большого дворца по прямой до него было около четырёх километров 4 . С давних времён Студийская обитель была под непосредственным покровительством императоров. Студийские настоятели принимали активное участие в церковных делах; их имена занимали почётное место в грамотах и правительственных актах 5 . Настоятель Студийского монастыря издревле считался первым из всех игуменов; ему усвоялось звание архимандрита и протосинкелла, что было даровано настоятелям лишь наиболее знаменитых византийских монастырей 6 . Поскольку монастырь располагался сравнительно недалеко от дворца, он был особенно часто посещаем императорами. Императоры ежегодно присутствовали за богослужением 29 августа, в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи 7 . В конце VIII века в Студийском монастыре уже насчитывалось около 700 насельников; к этому времени обитель обладала большим духовным авторитетом и влиянием. В 790 г. студийские насельники активно протестовали против распоряжения императора Константина VI (780–797) об избрании на патриарший престол Никифора, заявив, что “не должно от мирян непосредственно возвышаться до епископства” 8 ; они порвали отношения с патриархом Никифором.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оказывается, Патриарх не боится Кураева... Вопреки ожиданиям Епархиальный суд Москвы не нашел причин для пересмотра решения о признании протодиакона подлежащим извержению из священного сана 05.03.2021 7758 Время на чтение 6 минут 4 марта Епархиальный церковный суд г. Москвы в составе председателя протоиерея Михаила Рязанцева, заместителя председателя протоиерея Владислава Цыпина, судей протоиерея Александра Дасаева, протоиерея Владимира Чувикина, секретаря протоиерея Александра Миронова, заседая в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя с 10.00 по 14.00 во исполнение распоряжения епархиального архиерея Московской епархии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с поданным протодиаконом Андреем Кураевым ходатайством о пересмотре дела 50-54-2020, ознакомился с ходатайством и заслушал обвиняемого, сообщает сайт Московской городской епархии. «Изучив поступившее от протодиакона Андрея Кураева ходатайство о пересмотре дела 50-54-2020, епархиальный церковный суд города Москвы не нашёл причин для такового пересмотра и подтвердил ранее принятое решение», - говорится в судебном решении. Решение Епархиального суда г. Москвы вступает в законную силу с момента его утверждения епархиальным архиереем Московской епархии - Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, ст. 47, пп. 3,4). Решение Епархиального суда г. Москвы может быть обжаловано в Общецерковном суде второй инстанции (Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, статьи 51, 53). Напомним, что 29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Сам обвиняемый на это судебное заседание не явился, потому что, по словам о.Андрея, у него «с какой-то стати подскочило давление (за 180)». «Отлеживался весь день. Уведомил суд», - сообщал Кураев на своей страничке в «Живом журнале».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/05/ok...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх дал Кураеву шанс К чему приведёт мораторий на издание указа об извержении протодиакона из священного сана? 05.04.2021 3973 Время на чтение 6 минут Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение Епархиального суда г. Москвы 53-57-2021 (ходатайство протодиакона Андрея Кураева о пересмотре дела 50-54-2020) и решение по делу 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана), сообщает Патриархия.ru. Согласно резолюции Его Святейшества, опубликованной на сайте епархии г. Москвы, решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из священного сана вступит в силу после издания указа. «На издание указа вводится мораторий на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви, который был избран им в свое время», — говорится в Патриаршей резолюции. Один из тех, кто выносил решение в отношении протодиакона Андрея Кураева, член епархиального суда Москвы, профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории, протоиерей Владислав Цыпин так прокомментировал РИА Новости патриаршее решение: «Как я понимаю, патриарх Кирилл утверждает, то есть находит (решение суда — ред.) основательным. Но время вступления его в действие откладывает, не обозначая сроков. Патриарх Кирилл имеет власть своей волей изменить санкцию. Получается, патриарх дает Кураеву шанс». Отец Владислав провел аналогию со светским судом: «Светским судом может быть вынесен приговор, например, о смертной казни и утвержден соответствующей инстанцией, а потом на его исполнение вводится мораторий. Тогда появляется возможность для помилования. То есть патриарх может " помиловать " , если обнаружит, что есть готовность, как сказано в документе, к " переосмыслению позиции " ». При этом комментатор отметил, что за время его работы в епархиальном суде Москвы он не встречался с практикой, когда на вступление решения суда в силу налагается мораторий. Иными словами, и тут Кураев стал причиной уникального прецедента в церковной практике.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/05/pa...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2016-05-02 15:50:09 Владелец: Olga74 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Не могу прочесть надпись. Кто может подскажите как называется. Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Умиление Смоленская " . http://pravicon.com/icon-330 Добавлено на опознание: 2016-05-02 09:47:28 Владелец: natali190283 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Моя икона [Добавлено 2016-05-02 10:54:31]: Икона моих прадедов работали в храме. Помогите узнать как она называется. И какой точно век. 18 или 19? Ответов: 2. Последний ответ: Икона " Деисус (Деисис) " . Композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя. 19 век. http://pravicon.com/icon-398 Добавлено на опознание: 2016-05-01 15:47:12 Владелец: Helena Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день! Помогите опознать икону. В левой ручке младенца молитва " Отче наш " . Заранее благодарна! Ответов: 1. Последний ответ: Икона Божией Матери " Праворучица " . 19 век. http://pravicon.com/icon-268 Добавлено на опознание: 2016-04-30 22:54:04 Владелец: paflik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2016-04-30 22:53:14 Владелец: paflik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: фотографировал сам надписи не читаются,досталась по наследству. Помогите пожалуйста опознать икону Ответов: 1. Последний ответ: Похоже на мучеников Гурия, Самона и Авива Добавлено на опознание: 2016-04-26 14:31:01 Владелец: Svetlanochka Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: помогите опознать что это за изображение. Икона это или фрагмент, или это просто сцена из жития святых. Мне нужно знать о ней по максимуму. Заранее спасибо, если будет ответ. Ответов: 1. Последний ответ: На иконе образ великомученика. Просмотрела иконы с житийными сценами всех великомучеников. Больше всего это клеймо похоже на клеймо с этой иконы Вмч. Феодора Стратилата с житием (нижний ряд, второе справа): http://pravicon.com/images/icons/10/10 [...]

http://pravicon.com/unknown/38

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010