1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Мак.13:49 . Из Акры же в Иерусалиме затруднялись выходить (язычники), и ходить по стране (Иудейской) и покупать и продавать, и весьма голодали, и немало их погибло голодом. 1Мак.13:50 . И умоляли Симона о получении условий; и он им дал их, и выслал их оттуда, и очистил Акру от зловоний. 1Мак.13:51 . И вошел в нее в двадцать третий день втораго месяца сто седмьдесят перваго года с славословием и ваиями, и с гуслями и кимвалами и сопелями, и с гимнами и песнопениями о том, что сокрушен великий враг Израиля. 1Мак.13:52 . И установил ежегодно проводить сей день с веселием. 1Мак.13:53 . И укрепил гору храма, ту что у Акры, и водворился тут сам с своими. 1Мак.13:54 . И видел Симон, что Иоанн сын его уже мужествен, и поставил его вождем всех ратей; и водворился он в Газарах. Глава 14 1Мак.14:1 . И в сто седьмьдесят втором году собрал Димитрий царь рати свои, и пошел в Мидию для того, чтобы получить помощь себе в войне с Трифоном. 1Мак.14:2 . И услышал Арсак царь Персии и Мидии о пришествии Димитрия в пределы его, и послал одного из начальников своих взять его живаго. 1Мак.14:3 . И пошел сей и разбил ополчение Димитрия, и взял его и привел его к Арсаку, который посадил его в темницу. 1Мак.14:4 . И успокоилась земля во все дни Симона; и он заботился о благе народа своею: и нравилась им власть его и слава во все дни. 1Мак.14:5 .И во всей славе своей он взял Иоппию ради пристани ея, и дозволил входить в нее островитянам морским, 1Мак.14:6 . и распространил пределы народу своему, и удержал всю страну свою. 1Мак.14:7 . и набрал много пленников, и владел Газарами и Вефсурою и Акрою, изринув из нее осквернения; и не было у него противника. 1Мак.14:8 . и все возделывали землю свою спокойно: а земля давала произведения свои, и дерева на полях плод свой. 1Мак.14:9 . Старейшины на площадях сидели и все беседовали о благах общественных, а юноши одевались пышно в одежды воинския. 1Мак.14:10 . Городам доставлял он продовольствие, и снабжал их средствами обороны, так что именовалось имя славы его до предела земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.1:37 . И проливали кровь невинную вокруг святилища, и оскверняли святилище. 1Мак.1:38 . И разбежались жители Иерусалима ради их, и он стал жилищем чужих: и был чужим для урожденных своих, и свои чада оставили его. 1Мак.1:39 . Святилище его запустело, как пустыня: праздники его заменились плачем, субботы его – поношением, честь его уничижением. 1Мак.1:40 . По мере славы его увеличивалось безчестие его, и величие его сменилось плачем. 1Мак.1:41 . Притом написал царь Антиох всему царству своему, чтобы все были народ один, 1Мак.1:42 . и каждый оставил бы законы свои; и поступили все язычники по сему слову царя. 1Мак.1:43 . И многие израильтяне приняли обряд его, и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. 1Мак.1:44 . И послал царь вестников в Иерусалим и в города Иудины с приказами в руке поступать по законам чуждым сей земле, 1Мак.1:45 . и запретить всесожжения, и жертвы и возлияние святилищное, и омерзить субботы и праздники, 1Мак.1:46 . И осквернить святилище и святых, 1Мак.1:47 . строить жертвенники и капища и кумирницы, и в жертву приносить свинину и скотов нечистых, 1Мак.1:48 . и оставлять сынов своих необрезанными, сквернить души свои всякою нечистотою и мерзостию, 1Мак.1:49 . так чтобы закон был забыт, и переменились все установления; 1Мак.1:50 . И если кто не поступит по сему глаголу царя, да умрет. 1Мак.1:51 . Точно такия же приказания написал он для всего царства своего, и поставил надзирателей над всем людом: и повелел городам Иудейским приносить жертвы, от города до города. 1Мак.1:52 . И собрались к ним многие из народа, всякий, кто оставил закон: и сделали зло на сей земле; 1Мак.1:53 . И принудили израильтян укрываться во всяком убежище их. 1Мак.1:54 . И в пятнадцатый день Хаслева (месяца) сто сорок пятаго года создали мерзость запустения на месте жертвенника: и в городах Иудейских вокруг построили требища. 1Мак.1:55 . И у дверей домов и на площадях кадили, 1Мак.1:56 . И книги закона, какия находили, разорвав, сожигали огнем. 1Мак.1:57 . А у кого где находилась книга завета, и кто любил закон, того умервщлял суд царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.2:50–51 . Итак, дети, возревнуйте о законе и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших. Вспомните о делах отцов наших, которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую славу и вечное имя. «Вспомните о делах отцов наших… и вы приобретете», разумеется – воодушевившись на такие же дела, «великую славу и вечное имя…» Побуждения, указываемые Маттафией детям на совершение великого их дела, как будто односторонни, потому что не касаются будущего воздаяния в загробной жизни, а имеют ввиду лишь последствия добрых дел на той же земле – «великую славу и вечное имя». Позволительно думать, однако, – что здесь отнюдь не исключаются и более высшие побуждения в небесном загробном воздаянии за добро, как и раньше во всех указываемых случаях, где отмечаются подвиги великих людей древности и плоды или награда этих подвигов. Священные писатели хотят этим показать лишь, что воздаяние праведников за их веру и добрые дела начинается уже в здешней жизни. 1Мак.2:52 . Авраам не в искушении ли найден был верным? и это вменилось ему в праведность. Под «искушением» Авраама здесь разумеется испытание его веры требованием от Господа принести Исаака в жертву ( Быт.22:1 ; cp. Быт.15:6 ). 1Мак.2:53 . Иосиф в стесненном положении своем сохранил заповедь и сделался господином Египта. Под «стесненным положением» Иосифа некоторые здесь разумеют все время его рабского состояния от его продажи до освобождения и возвышения в «начальники» земли Египетской ( Быт.39:1–42:6 ). – «Сохранил заповедь» в этом случае будет означать его веру обетованиям Божиим, дававшую ему силы и мужество в этом испытании. Но ближе к истине было бы, кажется, разуметь здесь случай с египтянкою, давший ему в столь действительно безвыходном положении проявить редкое самоотвержение и «сохранить заповедь» о целомудрии и неприкосновенности чужого домашнего очага. 1Мак.2:54 . Финеес, отец наш, за то, что возревновал ревностью, получил завет вечного священства. «Финеес, отец наш…» – πατρ μων, т. е. наш прародитель, по священству ( Чис.25:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.2:51 . Помните дела отцов ваших, которыя они совершили в поколениях своих: и вы получите славу великую и имя вечное. 1Мак.2:52 . Авраам не в искушении ли оказался верным, так что это вменилось ему в праведность? 1Мак.2:53 . Иосиф в тесном обстоятельстве сохранил заповедь, и сделался владыкою Египта. 1Мак.2:54 . Финеес отец наш за то, что поревновал ревностию, получил завет священства вечнаго. 1Мак.2:55 . Иисус за исполнение поручения сделался судиею в Израиле. 1Мак.2:56 . Халев за верное свидетельство пред сонмом получил землю в наследие. 1Мак.2:57 . Давид за благость свою наследовал престол царства вечнаго. 1Мак.2:58 . Илия за то, что ревниво ревновал по законе, вознесен даже на небо. 1Мак.2:59 . Анания, Азария, Мисаил, по вере, спаслись от пламени. 1Мак.2:60 . Даниил за невинность свою избавлен от пасти львов. 1Мак.2:61 . Итак памятуйте из рода в род, что все надеющиеся на Него не изнемогут. 1Мак.2:62 . И слов мужа грешника не бойтесь, ибо слава его обращается в мотыль [Навоз] и в червя. 1Мак.2:63 . Сегодня он превознесен будет, а завтра не найдут его, ибо он обратился в прах свой, и помышление его погибло. 1Мак.2:64 . И вы, чада, укрепляйтесь и мужественно стойте в законе вашем, ибо им прославитесь. 1Мак.2:65 . А вот Симеон брат ваш. Я знаю, что он есть муж совета; итак слушайте его во все дни. Он вам будет вместо отца. 1Мак.2:66 . Иуда же Маккавей, этот крепкий силою от юности своей, будет у вас начальником воинства; и вы будете воевать, воевать – с народами. 1Мак.2:67 . Посему соберите к себе всех исполнителей закона, и отмстите за обиду народа вашего. 1Мак.2:68 . Воздайте воздаяние язычникам и соблюдайте повеления закона. 1Мак.2:69 . И благословил их, и присоединился к отцам своим. 1Мак.2:70 . Умер же он на сто сорок шестом году: и похоронили его сыны его в усыпальнице отцов его в Модеине; и оплакал его весь Израиль плачем великим. Глава 3 1Мак.3:1 . И стал Иуда, называемый Маккавей, сын его, на место его. 1Мак.3:2 . И помогали ему все братья его и все, которые пристали к отцу его, и воюя сражались за Израиля с радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.4:51 . И положили на трапезе хлебы, и развесили завесы, и окончили все работы, какия производили. 1Мак.4:52 . И утренневали рано в двадцать пятый день девятаго месяца, – это месяц Хаслев сто сорок восьмаго года. 1Мак.4:53 . И принесли жертву по закону на новом жертвеннике всесожжений, который соорудили. 1Мак.4:54 . В то время и в тот день, в который осквернили его язычники, освящен он с песнопениями, и гуслями и арфами и кимвалами. 1Мак.4:55 . И пали все люди лицем на землю, и поклонились и благословили Того, кто на небе споспешествовал им. 1Мак.4:56 . И совершали освящение жертвенника дней восемь, и приносили всесожжения с веселием, и закалали жертвы спасения и хваления. 1Мак.4:57 . И украсили то, что пред лицем народа [Разумей наружную сторону храма], золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища, и поставили в них двери. 1Мак.4:58 . И была весьма великая радость у народа, и отстранено поношение язычников. 1Мак.4:59 . Установил Иуда с братьями своими и со всем собранием Израиля, чтобы дни освящения жертвенника проводимы были в свое время, год от году, восемь дней, от двадцать пятаго дня месяца Хаслева, с веселием и радостию. 1Мак.4:60 . И обстроили в то время гору Сион, вокруг, стенами высокими и башнями крепкими, дабы язычники, пришедши когда либо, не разрушили их, как делали прежде. 1Мак.4:61 . И поставили тут рать для охранения горы, и укрепили Вефсуру для охраны ея, дабы народ имел крепость пред лицем Идумеи. Глава 5 1Мак.5:1 . И было: когда услышали окрестныя племена, что построен жертвенник и возобновлено святилище, как прежде, то сильно вознегодовали. 1Мак.5:2 . И совещались погубить род Иакова, живший среди их, и начали умервщлять и истреблять его среди народа. 1Мак.5:3 . И ратовал Иуда с сынами Исава в Идумее у Акраватины, так как они составляли засаду для Израиля, и поразил их великим поражением, и утеснил их и взял у них добычи. 1Мак.5:4 . Потом вспомнил разбои сынов Вэана, которые были для людей как сеть и преткновение, устраивая засады на дорогах.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.5:52 . И переправились через Иордан на великую равнину пред лицем Вефсана. 1Мак.5:53 . И собирал Иуда отставших, и утешал народ во весь поход сей, пока пришел в землю Иудейскую. 1Мак.5:54 . И взошли на гору Сион с веселием и радостию, и принесли всесожжения, потому что не пал ни один из них до возвращения в мире. 1Мак.5:55 . А в те дни, в которые Иуда с Ионафаном был в Галааде Симон же брат его в Галилее пред лицем Птолемаиды, 1Мак.5:56 . слышали Иосиф, сын Захарии, и Азарий военачальники о доблестях военных, выказанных ими, и сказали: 1Мак.5:57 . сделаем и мы себе имя и пойдем воевать с язычниками, окружающими нас. 1Мак.5:58 . И объявили это начальникам войска, какое у них было, и пошли против Иамнии. 1Мак.5:59 . И вышел Горгий из сего города с мужами своими на встречу им на брань. 1Мак.5:60 . И побежден был Иосиф и Азария; и были преследуемы они до пределов Иудеи: и пали в этот день из народа Израильскаго две тысячи мужей. 1Мак.5:61 . И была великая неудача у народа Израильскаго, от того что не послушались Иуды и братьев его, задумав богатырствовать, 1Мак.5:62 . тогда как они не были от семени тех мужей, которым предоставлено спасение Израиля рукою их. 1Мак.5:63 . Иуда же муж и братья его вельми прославились пред всем Израилем и пред всеми племенами, где слышалось имя их. 1Мак.5:64 . И сходились к ним для восхваления их. 1Мак.5:65 . И пошел Иуда с братьями своими ратовать с сынами Исава, в той земле, что на Юге, и поразил Хеврон и дочерей его [Под дочерьми разумей предместия его] и разрушил крепость его, и башни его вокруг сожег. 1Мак.5:66 . и двинулся, чтобы идти в землю иноплеменников и прошел Самарию. 1Мак.5:67 . В тот день пали священники в сражении, пожелав богатырствовать, тогда как вышли сражаться без совета. 1Мак.5:68 . и отступил Иуда к Азоту, в землю иноплеменников, и разрушил жертвенники их, и изваянных богов их сожег огнем, и взял добычи городов, и возвратился в Иудею. Глава 6 1Мак.6:1 . А царь Антиох проходил верхния области, и услышал, что есть в Персии Елимаис город, славный богатством, серебром и золотом,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.6:52 . Но устроили и они (Иудеи) машины против машин их, и сражались в течении многих дней. 1Мак.6:53 . Пищи же не было в хранилищах, потому что был седьмый год, и спасшиеся в Иудее от язычников поели остаток запаса. 1Мак.6:54 . И остались на святых местах мужи немногие, ибо одолел их голод, и разошлись, каждый в место свое. 1Мак.6:55 . Но услышал Лисий, что Филипп, котораго царь Антиох еще заживо поставял воспитателем сына своего Антиоха с тем, чтобы и воцарить его, возвратился из Персии и Индии с полками царя, какие ходили с ним, и что он старается захватить дела (царственныя): 1Мак.6:56 . Притом сбирались и охотились возвратиться (и полки Лисия): 1Мак.6:57 . И сказал он царю и вождям войска и воинам: мы оскудеваем ежедневно, и продовольствия у нас мало, а место, где мы ополчились, укреплено, дела же царства требуют нас. 1Мак.6:58 . Итак подадим теперь правую руку людям сим, и заключим с ними мир и со всем народом их. 1Мак.6:59 . И предоставим им жить по законам их, как прежде: ибо за свои законы, которые мы нарушали, они разгневались и сделали все это. 1Мак.6:60 . И понравилась эта речь царю и начальникам, и послал он к ним мировую, которую они и приняли. 1Мак.6:61 . И клялся им царь с начальниками. После сего они вышли из укрепления. 1Мак.6:62 . И взошел царь на гору Сион, и увидел укрепление сего места, и отверг клятву, которою клялся, и повелел раззорить стену вокруг. 1Мак.6:63 . И отправился поспешно и возвратился в Антиохию, и застал Филиппа, господствующаго в этом городе, и сразился с ним, и взял город силою. Глава 7 1Мак.7:1 . В сто пятьдесят первом году вышел Димитрий, сын Селевка, из Рима, и с немногими мужами вошел в город приморский, и воцарился там. 1Мак.7:2 . И было: когда он входил в царственный дом отцов своих, полки схватили Антиоха и Лисия, чтобы привесть их к нему. 1Мак.7:3 . И стало известно ему сие дело, и он сказал: не показывайте мне лиц их. 1Мак.7:4 . И умертвили их полки; и сел Димитрий на престоле царства своего. 1Мак.7:5 . И пришли к нему все мужи беззаконные и нечестивые из израильтян, а предводительствовал ими Алким, хотевший священствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.9:40 . И напали на них из засады бывшие при Ионафане, и убили их; и пали многие раненые, а остальные убежали на гору; и взяли они всю добычу их. 1Мак.9:41 . И обратился брак в печаль, и звук музыки их в рыдание. 1Мак.9:42 . Таким мщением отмстили они за кровь брата своего, и возвратились к топи у Иордана [Близ самаго устья его есть такая топь, или трясина, что конь мой едва не загряз в ней по уши. Едва-едва Арабы высвободили его, бросая под ноги ему сучки древесные]. 1Мак.9:43 . И услышал это Вакхид, и дошел в день субботный до самых берегов Иордана с ратию многою. 1Мак.9:44 . И сказал Ионафан братьям своим: возстанем теперь и будем сражаться за души свои; ибо сегодня не то с нами, что вчера и третьяго дня. 1Мак.9:45 . Ибо вот неприятель и супротив нас и сзади нас: там же вода Иордана, здесь же топь и лес, и нет места для отступления. 1Мак.9:46 . Итак теперь вопийте на небо, да избавитесь от руки врагов ваших. 1Мак.9:47 . И завязалась битва; и простер Ионафан руку свою, чтобы поразить Вакхида, но он отступил от него назад. 1Мак.9:48 . И вбежал Ионафан и бывшие с ним в Иордан, и переплыли они на другой берег; они же не перешли за ними чрез Иордан. 1Мак.9:49 . И пала у Вакхида в тот день тысяча мужей. 1Мак.9:50 . И возвратился он в Иерусалим. И обстроили укрепленные города в Иудее, крепость в Иерихоне и Еммаум и Вефорон, и Вефиль, и фамнафу, Фарафони и Тефон, стенами высокими и воротами и тынами. 1Мак.9:51 . И поставили в них стражу для враждования с израильтянами. 1Мак.9:52 . И укрепили город в Вефсуре, и Газару, и Акру, и поместили в них рати и съестные запасы. 1Мак.9:53 . И взяли сынов вождей страны в залог, и поместили их в Акре в Иерусалиме под стражею. 1Мак.9:54 . А в сто пятьдесят третьем году во втором месяце велел Алким раззорить стену внутренняго двора у святилища, и разрушил здания пророков, и начал раззорять. 1Мак.9:55 . В это самое время поражен был Алким, и остановились предприятия его, и сомкнулись уста его, и он сделался разслабленным так, что не мог вымолвить и слова, и завещать о доме своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Пар.1:46 .  И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его: Авив. 1Пар.1:47 .  И умер Гадад, и воцарился по нем Самла, из Масреки. 1Пар.1:48 .  И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке. 1Пар.1:49 .  И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора. 1Пар.1:50 .  И умер Баал-Ханан, и воцарился по нем Гадар; имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреда, дочь Мезагава. Список царей едомских представляет почти буквальное повторение списка ( Быт.36:31–39 ). Если не считать незначительных особенностей, обусловливаемых различием форм произношения одного и того же имени (Гадад – стих 46 и Пау стих 50 вместо Гадар и Паи ( Быт.36:35,39 ), а также пропусками некоторых прибавок кн. Бытия ( «и был царем в Эдоме» – ( Быт.36:32 ) и «сын Ахбора» – Быт.36:39 ), то более важным различием между списками является отсутствие в кн. Бытия замечания Паралипоменон о смерти последнего царя Гадада (стих 51). Оно объясняется тем, что этот царь был жив в Моисеево время. 1Пар.1:51 .  И умер Гадар. И были старейшины у Едома: старейшина Фимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф, 1Пар.1:52 .  старейшина Оливема, старейшина Эла, старейшина Пинон, 1Пар.1:53 .  старейшина Кеназ, старейшина Феман, старейшина Мивцар, 1Пар.1:54 .  старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские. Список старейшин едомских с более полными, чем здесь, введением и заключением встречается в ( Быт.31:40–3 ). Сокращение текста Бытия сделано автором Паралипоменон в том соображении, что добавления известны читателям. Вожди названы по именам их владений; за это ручаются несомненно женские имена Фамна и Агаливама, а равно и имена местностей – Ела, Пинон, Феман. Стоящее перед исчислением старейшин выражение: «и умер Гадад», дает некоторым ученым (Бэрто) право считать их преемниками царей и видеть здесь указание на переход от монархической власти к демократической. Другие (Кейль) допускают совместное правление царей и старейшин.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010