С обеих сторон готовились к новой борьбе. Через год после первой неудачной осады Самарии весною Венадад опять выступает в поход против Израиля и двигается к Афеку. Полагают 822 , что этот город из числа других одноименных с ним городов 823 , очевидно находившийся на пути из Сирии в Палестину, – есть тот Афек, который лежал на левой стороне Иордана и который оставил память по себе в имени селения Фик, в шести милях на восток от озера Галилейского, на пути, соединяющем ныне Дамаск с Наблусом и оттуда с Иерусалимом. Принимая это указание, мы думаем, что Израильтяне не хотели допустить Сирийцев вторгнуться опять в Палестину и разорять ее, и потому идут навстречу войска Венадада, стараясь остановить его за Иорданом. Очевидно, по ст. 30, что они не доходят до г. Афека, который остается в тылу армии Венадада, и что этот последний спешит им навстречу, чтобы отбросить их за Иордан. Где происходило сражение – мы не знаем, но мы можем утверждать, что на левой стороне Иордана, так как остатки разбитой армии Венадада бегут в Афек, причем не видно, чтобы они переправлялись через реку, о чем конечно должно бы быть упомянуто. Но после поражения, – как указывают ст. 29–30 XX главы, – ста тысяч Сириян, и остальные погибли в укрепленном городе Афеке вследствие – как можно полагать – сильного землетрясения, разрушившего город. В Афеке, говорит текст, «упала стена на остальных двадцать семь тысяч человек. А Венадад ушел в город и бегал из одной внутренней комнаты в другую». Мы обращаем внимание на эту редакцию сказания о событии, как подтверждающую предположение о землетрясении. Землетрясения были нередки в стране, где Мертвое Море доказывало присутствие вулканических сил. В числе записанных историею землетрясений мы напомним о том, о котором говорит пророк захария XIV, 5, около 520 л. до Р. Хр., о том, которое было при Ироде (Фл. Иосиф, Древн. кн. I, гл. V). Позднее при Юстиниане (в 527–565 г. нашей эры); в 1169 г., в 1202 г., в 1759 г., в 1822 году, в 1837 г. (Указания эти собр. Мунком: «la Palestine» р. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А.П. Скогорев Приложения I. Из «Декрета папы Геласия». О книгах, принимаемых и отвергаемых Проблема «истинности» и «приемлемости» писаний, используемых в церковном обиходе, возникла, вероятно, уже в I в. Последующие столетия оставили документальные свидетельства повышенного внимания к ней церковных писателей: труды Иринея, Тертуллиана , Оригена полны замечаний о «достоверности» или «подложности» тех или иных книг. В конце II в. уже предпринимались и специальные исследования на этот счет 543 . Критериями при этом обычно служили: 1) отношение к данной книге большинства Церквей, 2) упоминание о ней в сочинениях христианских авторов прежнего времени, 3) собственное мнение пишущего, аргументированное иногда указанием на особенности стиля и содержания рассматриваемого сочинения. Если в суждениях писателей доникейского периода за редким исключением отсутствовала категоричность, преобладали оценки типа «принимается большинством», «принимается немногими», «спорная», то в дальнейшем превращение Церкви в часть государственного аппарата Римской империи потребовало определенности не только от самого христианского вероучения, но и от всех прочих норм церковной жизни. В новой списки «принимаемых», «сомнительных» и «отвергаемых» книг, имевшие прежде факультативный характер, должны были обрести свойственные закону однозначность и категоричность. В эпоху Юстиниана (527–565 гг.) тенденция к кодификации церковной нормы получила дополнительный импульс. Название «Декрет папы Геласия» сохраняется в настоящее время как условное, поскольку исследования показали, что окончательное оформление этот документ получил лишь к середине VI в. в Южной Галлии, тогда как древнейшая его часть (идеологическое обоснование верховенства в христианском мире Римской церкви) восходит ко времени понтификата папы Дамаса I (266–283 гг.) и, вероятнее всего, написана этим первосвященником. В «Patrologia Latina» Миня «Декрет Геласия» опубликован в четырех разных редакциях 544 . В двух текст разделен на пять глав, в одной – на четыре, одна деления на главы не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Базилика в Месемврии. V в. Базилика в Месемврии. V в. Во 2-й пол. IV-V в. в Мёзии, Дардании, Дакии, Фракии и Македонии велась активная церковная жизнь. Отдельные епископы в ряде случаев принимали деятельное участие в общественной жизни своих городов. К кон. VI - нач. VII в. на территории совр. Б. сложилась развитая церковная организация. С перемещением столицы Вост. Иллирика в Фессалонику местный митрополит в качестве папского викария получил в управление епархии этой префектуры. Важнейшее значение имело решение имп. Юстиниана придать архиерейской кафедре г. Юстиниана Первая статус автокефальной архиепископии (535). Под ее юрисдикцию перешла часть епархий Вост. Иллирика, в т. ч. и находившиеся на территории совр. Зап. Б.: Средиземная и Прибрежная Дакии, Вторая Македония. Вост. провинции, входившие в состав Фракийского диоцеза, находились под церковной юрисдикцией К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 1). Митрополиту Филиппополя (Фракийская епархия) подчинялись епископы Диоклетианополя, Севастополя и Диосполя. Митрополит Адрианополя (епархия Гемимонт) имел зависимые епископства в Месемврии, Созополе, Плотинополе, Анастасиополе и Цоиде. Митрополиту Маркианополя (та же епархия) подчинялись 5 епископий (в Доростоле, Трансмариске (совр. Тутракан), Новах, Зекедеспе и Апиарии (в окрестностях с. Ряхово, около г. Русе). Статус автокефальных архиепископий имели кафедры в городах Одесс (Мёзия), Вероя и Никополь (Фракия), Месемврия (Гемимонт). Несмотря на то что в сохранившихся перечнях епархий имеется ряд несоответствий, их сведения дают представление об устройстве Церкви на Балканском п-ове накануне массового переселения славян и предков болгар на Балканы, к-рое привело к существенным изменениям в религ. жизни и церковной структуре VII в. Славянская колонизация Систематический характер походы славян на земли империи приобрели с начала правления Юстиниана I (527-565). С 60-х гг. VI в. слав. племена, попавшие под власть Аварского каганата, участвовали в походах аваров на Балканы. В 550/51 г. славяне после совершения похода в земли Византийской империи впервые остались зимовать в ее пределах. В дальнейшем вслед за крупными военными походами происходило массовое переселение славян на захваченные земли. Местное романизированное и эллинизированное население было вытеснено на побережья Чёрного и Эгейского морей. Над теми землями, где селились славяне, визант. власти утрачивали контроль, и здесь образовывались слав. племенные протогос-ва и союзы племен - «склавинии» (от греч. σκλαβηνο- славяне). К сер. VII в. славяне стали основным демографическим элементом на Балканах; к этому времени относится окончательное оформление здесь значительного числа «склавиний» (в Мёзии, Фракии и Македонии). В Мёзии и Добрудже сложилась «склавиния» Семь родов, принявшая впосл. активное участие в формировании Болгарского гос-ва. Вплоть до Х в. нек-рые «склавинии» сохраняли автономию в рамках империи, а иногда отказывались признавать ее власть.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Loc.cit.P.137). 25 R..Descartes.Principes de la philosophie.Loc.cit.P.591. 26 1d.Discours de la Méthode. Loc.cit.P.147. 27 1b.P.145. 28 1d.Principes le la philosophie.Loc.cit.P.612. 29 1d.Discours de la Méthode.Loc.cit.P.148. 30 1d.Méditations.Loc.cit.P.301. 31 Ib.P.263. 32 Ib.P.479. 33 Id.Principes de la philosophie.Loc.cit.P.565. 34 Должно быть, конечно, и исключение, подтверждающее правило: в хорошую минуту, в разговоре с располагающим собеседником (молодым Бурманом), Картезий говорит о теологии совсем иначе. 35 R.Descartes. Méditations.Loc.cit.P.299. 36 1d.Principes de la philosophie. Loc.P.580. 37 1b.P.563. 38 1b.P.584. 39 1d. Méditations.Loc.cit.P.317. 40 1d.Principes de la philosophie.P.563. 41 Заметим, что Декарт нигде не принимает в рассмотрение самый стандартный аргумент: связь Бога и человека, познающего разума, может принять – более того, актуально приняла! – поврежденный характер отнюдь не вследствие «обмана Бога», но вследствие падения, падшего состояния человеческой природы. Формально, такое умолчание может оправдываться его установкой «воздержания от теологии». Однако, по существу, поскольку данное теологическое положение имеет прямые эпистемологические импликации, его неучет при построении эпистемологии заведомо не оправдан. В свете онтологических позиций Декарта (о них см. ниже), можно сказать, что de facto он признает предикат падшести за телесной природой, но не признает его за познающим разумом. 42 R. Descartes. Méditations. Loc.cit. P.300. 43 Ib. P.326. 44 Ib. P.390. 45 Ib. P. 310. 46 Id.Lettre а Mersenne de 16.X.1639.Loc.cit.P.1060. 47 Id.Méditations.Loc.cit.H.527. 48 Id.Lettre а Arnauld de 29.VII.1648.Loc.cit.P.1308. 49 Id.Recherche de la verité par la lumiére naturelle.Loc.cit.P.898-899. 50 Id.Principes de la philosophie.Loc.cit.P.561. 51 Id.Discours de la Méthode.Loc.cit.P.144. 52 Id.Principes de la philosophie.Loc.cit.Pp.606-609. 53 Ib.P.608. 54 Lettre а Elisabeth, princesse de Вонкте, de 1. XI. 1645. Loc. cit. P. 1203. 55 Id. Méditations. Loc.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

К. Отчет о раскопках... 1905 году. – С. 123). В склепе близ того же храма наряду с элевтериальными херсонесскими монетами оказались монета Юстиниана I (527–565) и солид Фоки (610 г.) с двумя дырочками для подвешивания, что указывает на то, что последняя монета попала в погребение уже после того как давно вышла из обращения (Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1904 году//ИАК. – 1906. – Вып. 20. – С. 78–79; Бертье-Делагард А. Л. О Херсонесе. Приложение И. Определение могил некрополя у крестового храма по монетам, в них найденным//ИАК. – 1907. – Вып. 21. – С. 175). Инвентарь склепа (1905 г.) включал пару серебрянных пряжек типа обувных или для подвесных деталей снаряжения, которые датируются от последней трети VI до середины VII в. (Гавритухин И. О. Фибулы и ременные гарнитуры из цистерны П–1967 в Херсонесе//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 219, В склепе А (раскопки 1909 г. в юго-восточном углу монастырского скотного двора) найдены при костяках медные, серебряные, железные пряжки, в том числе с крестообразным гнездом для вставки, которые позволяют отнести комплекс к VI–VIII вв. (Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 270–271, рис. 136). Судя по форме щитка бронзовой шарнирной пряжки, в VII в. действовал склеп с тремя лежанками, истлевшие кости на которых вперемежку с кусками дерева, гвоздями от гробов лежали пластами от 0,45 до 0,72 м (Репников Н. И. Дневник... – С. 153, рис. 8). Со II в. по меньшей мере до VII в. оставался в пользовании склеп (21), открытый в 1909 г., в котором наиболее поздней находкой оказалась «бронзовая узорная пряжка с изображением креста» (Лепер P. X. Дневники раскопок херсонесского некрополя//X. сб. – 1927. – Вып. 2. – С. 192–193). Еще позже, в IX–X вв. использовали склеп (3), открытый в 1910 г.: кроме позднеримских монет и монеты Феодосия I, столетиями не выходивших из обращения, он включал обломки поливной посуды и две монеты Василия I (867–886) в верхнем слое (Лепер P. X. Дневники... – С. 212). Монета Романа I оказалась на правой лежанке склепа (102) – «склепа Московского Археологического института» – вместе с двумя непотревоженными костяками, которым сопутствовал инвентарь позднеримского облика, включая одну позднеримскую монету (Лепер P.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С времен, когда христианство из гонимой иудейской секты превращается в глазах Римского государства в вероисповедание, равноправное прочим религиям, существовавшим в Империи, а затем – и в господствующую, власти Империи включают проблемы взаимоотношений государства с Церковью в орбиту государственного законодательства. § 1. Гражданские юридические предписания касательно христиан Ранние римско–византийские документы, связанные с правовым регулированием деятельности христиан (эдикты, указы, новеллы), собраны в Кодексе Феодосия (Codex Theodosianus, 438 г.) 415 . (Кодексу Феодосия предшествовали дошедшие до нас в позднейших извлечениях Codex Gregorianus, составленный в конце 3 в. юристом Григорием и содержащий важнейшие конституции императоров, изданные в 196–297 гг.; и Codex Hermogenianus, являющийся продолжением и дополнением кодекса Григория, – в него вошли императорские конституции нескольких последующих лет.) Все законы, начиная с времени Константина Великого , распределены в Кодексе по шестнадцати книгам (libri), разделенным на главы (tituli); последняя, 16–я книга из одиннадцати титулов содержит законы, относящиеся исключительно к церковным делам. Отдельные законы, связанные с жизнью Церкви, включены в другие книги Кодекса. В последней четверти 5 в. юристами бейрутской правовой школы был создан т.н. Сирийский законник. В основу его были положены римские правовые установления, почерпнутые из какого–то не дошедшего до нас греческого сборника и переведенные на сирийский язык для нужд местного населения. Однако в римские юридические нормы были внесены существенные изменения в духе обычного права, свидетельствующие о распространенности и живучести местных греко–сирийских правовых институтов. При Юстиниане I (527–565) пересмотру и новой кодификации подверглись все существовавшие ранее источники римского права. В результате был составлен фундаментальный свод римского права, получивший в 12 в. название Corpus iuris civilis («Свод гражданского права») 416 . В 726 (или 741) г. от имени императоров Льва III Исавра (717–741) и Константина V Копронима (720–775) была издана «Эклога законов» (κλογ τν νμων), в которой собраны важнейшие законоположения из четырех сборников Юстиниана. Помимо римско–византийского права, в «Эклоге» отражено обычное право варваров – славян, германцев, арабов. Поскольку издателями «Эклоги» являлись императоры–иконоборцы, после утверждения иконопочитания этот сборник стали приписывать православным императорам с теми же именами: Льву VI Мудрому (886–912) и сыну его Константину VII Порфирогенету (913–959).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

517. “Holy Week in the Byzantine Tradition,” in A. G. Kollamparampil (ed.), Hebdomandae sanctae celebratio. Conspectus historicus comparativus. The Celebration of Holy Week in Ancient Jerusalem and its Development in the Rites of East and West (BELS 93, Rome:CLV—Edizioni liturgiche 1997) 67-91. 518. “John Chrysostom and the Byzantine Anaphora that Bears his Name,” in Paul F. Bradshaw (ed.), Essays on Early Eastern Eucharist Prayers (Collegeville: The Liturgical Press 1997) 195-226. 519 “Über die Liturgiewissenschaft heute,” Theologische Quartalschrift 177 (1997) 243-255. 520. “The Contribution of Eastern Liturgy to the Understanding of Christian Worship,” Logos 37 (1996) 273-298 (published in 1997). 521. “Byzantine Communion Spoons: A Review of the Evidence,” DOP 50 (1996) 209-238 (published in 1997). 522. “Liturgies orientales: une évolution selon ses propres rhythmes,” in Claude Barthe (ed.), Reconstruire la liturgie. Recontres avec Jean-Robert Armogathe, Cardinal Godfried Danneels, Jacques Dupâquier, Pierr Gardeil, René Girard, Louis Hage, Mgr Georges Lagrange, Michel Lelong, Dominique Millet, Marcel Pérès, Luc Perrin, Ashraf Sadek, Robert Spaemann, Robert F. Taft (Paris: François-Xavier de Guibert 1997) 205-214. 523. в Б. Гудзяк (ред.), Берестейська та внутрешне життя Церкви в XVII 1997) 29-31, 39. 524. “Quaestiones disputatae: The Skeuophylakion of Hagia Sophia and the Entrances of the Liturgy Revisited,” Part I, OC 81 (1997) 1-35. 525. Русская литургия: зеркало русской души//Страницы (Журнал Библейско-богословского института Св. АпостолаАндрея), 2 (1997). - Сс. 565-585 (Русскийперевод 107). 526. Review of Commentary on the Divine Liturgy by Xosrov Translated with an introduction by S. Peter Cowe. (Armenian Church Classics. A Publication of the Department of Religious Education, Diocese of the Armenian Church, New York 1991), Journal of the Society for Armenian Studies 7 (1994) 174-177 (published in 1997). 1998 г. 527. “Il Sabato santo e la veglia pasquale,” in C. Giraudo, G. Marani, F. Rossi de Gasperis, M.I. Rupnik, T. Spidlik, R.F. Taft, Omelie di Pasqua, a cura di G. Marani (Betel—brevi saggi spirituali 6, Rome: Lipa 1998) 55-67.

http://bogoslov.ru/person/525392

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАКАТАРСИС Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Анакатарсис (греч. Ανακθαρσις τν παλαιν νμων - очищение древних законов), наименование деятельности визант. императоров Македонской династии Василия I (867-886) и Льва VI (886-912) по переработке юстиниановского права и составлению новых законодательных сборников; результатом этой деятельности стали юридические памятники: Исагога, Василики, новеллы имп. Льва VI, Прохирон. Иногда встречается более узкое толкование - как описательное обозначение Василик в их различных редакциях . Целью программы анакатарсиса была замена Эклоги императоров-иконоборцев Льва III (717-741) и Константина V (741-775) другими сборниками, но главная задача состояла в ревизии и классификации правового наследия имп. Юстиниана I (527-565): освобождении его от противоречивых и устаревших норм, устранении терминов лат. происхождения и переводе классического законодательства в греческую языковую систему. В XIX веке и до 1980-х годов считалось, что в ряду законотворческих инициатив, объединенных общим названием " анакатарсиса " , первоначально, в 879 году, был составлен т. н. Прохирон (греч. Πρχειρος νμος, в слав. и рус. традиции - " Закон градский " ), затем, между 879 и 886 годами, возникла Исагога (Εσαγωγ; традиц. название " Эпанагога " основано на неправильном прочтении рукописной надписи), причем последняя не получила юридической санкции и осталась лишь в проекте. Высказывалось также предположение (Цахариэ фон Лингенталь), что оба текста составлялись на конкурсной основе одновременно двумя комиссиями, после чего в качестве кодекса законов был принят только Прохирон. Новейшие исследования (А. Шминк), однако, доказывают, что Исагога все же имела статус официального юридического сборника, была составлена около 886 года (при активном участии Константинопольского патриарха Фотия) и предшествовала Прохирону. Содержание ее 40 глав (титулов) составляют вопросы брачного, наследственного и уголовного права; в титулах II и III, написанных патриархом Фотием, содержатся принципы соотношения власти императора и патриарха.

http://drevo-info.ru/articles/13679354.h...

(Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 11, 10–30. Последнее издание – М., 1993 г. с.32) 377 Велизарий (505–565) – знаменитый византийский полководец. Получил пост дукса Месопотамии в 527 г., к моменту сражения при Даре был стратилатом (главнокомандующим) Востока (с 529 г.). 379 Гермоген – был советником Виталиана, перед войной был удостоин звания магистра оффиций. Впоследствии консул и патрикий. 381 Аламундар (Аль-Мундир III), сын Сакики, знаменитый царь арабов. (Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 17, 1. Последнее издание – М., 1993 г. с.50) 382 Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 17, 30–48. Последнее издание – М., 1993 г. с.53–55. 384 Мир был заключен в 532 г. на следующих условиях: «и те, и другие отдают те местности, которые за время этой войны они отняли друг у друга; военная власть в Даре упраздняется (то есть дукс Месопотамии будет находится в Константине – А.К.), иверам представляется на их усмотрение – или оставаться в Византии, или оставаться в Византии, или вернуться к себе на родину.» Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 20, 16. Последнее издание – М., 1993 г. с.71. Кроме того, римляне уплачивали персам 110 кентинариев золота за охрану Каспийских ворот и за то, что Хосров не принуждал их срыть укрепления Дары. 386 Ипатий и Помпей – племянники Анастасия. (Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 14, 19. Последнее издание – М., 1993 г. с.77) 388 Гонорих (427–23. 12.484 г.), старший сын Гензериха, в молодости был в заложниках у Валентиниана, был женат на дочери Валентиниана Евдокии, которая бежала от него в Палестину. Король вандалов с 25.1.477. 389 Вся история об этом чуде – дословно переданный рассказ Прокопия. (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. I, 8, 4. Последнее издание – М., 1993 г. с.197) 390 Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. I, 8, 17–25. Последнее издание – М., 1993 г. с.198–199. 392 По свидетельству Прокопия, формальным поводом для объявления войны послужил переворот (530 г.) Гелимера, внука Гензона, свергнувшего Ильдериха, сына Гонориха, прекратившего преследования христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Скитаясь по городам северной Италии, Д. написал поэму под названием «Комедия». Эпитет «божественная» был присвоен поэме Д. в последующие века для того, чтобы подчеркнуть ее совершенство. «Божественная комедия» построена как повествование о грандиозном странствии поэта по трем частям загробного мира – аду, чистилищу и раю. Среди изображенных персонажей встречаются исторические личности, такие как Юстиниан I (527–565 гг.). Умер поэт в Равенне, где и находится его гробница. Дара (Анастасиополь) – до осени 505 г. деревушка на холме в 5 км от персо-византийской границы и в 18 км от мощного города-крепости Нисибис. Активная перестройка этой деревушки в пограничную византийскую крепость продолжалась два года и диктовалась потребностью иметь в этом районе твердыню, сравнимую с Нисибисом по ту сторону границы. Город был освящен в конце 507 г. Он удостоился особых прав, получил имя Анастасиополь и стал резиденцией епископа и дуки Месопотамии. Строительные работы завершились при Юстиниане I (527–565 гг.), который усовершенствовал оборонительную систему Д. и переименовал его в Новую Юстиниану. В крепости был дворец дуки, церкви, портики, две общественные термы, огромное зернохранилище, акведук и цистерна для воды, которую Иоанн Малала назвал «чудесной». Дарданеллы – пролив между Мраморным морем (Пропонтидой) и Эгейским морем. Дафна – 1) один из дворцов, входивший в комплекс Большого императорского дворца. В его просторном вестибюле – Оноподионе (Оноподе) устраивали церемонии, а триклин Августея (Августей) служил для коронации византийских императриц; рядом с дворцом Д. находилась резиденция императриц – Пантеон; 2) летний курорт недалеко от Константинополя. Дафнусий – местность на берегу пролива Босфор, недалеко от Иерия. Дворец Гормизды – один из дворцов, сооруженный в Константинополе во времена Константина Великого , восстановлен императором Юстинианом I (527–565 гг.), включившим его в архитектурный комплекс Большого императорского дворца. Превращен в монастырь в 565 г. В его состав входила церковь Свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010