9 Ибо Ты, Всевышний, Господь всей земли, и высоко превознесен над всеми богами. 10 520 Любящие Господа, возненавидьте зло! Хранит Господь души праведников Своих, и от руки грешника избавит их. 11 521 Свет воссиял праведнику, и веселие – тем, кто чист сердцем. 12 Веселитесь, праведные, о Господе, помните и восхваляйте святыню Его! Слава: Псалом Давида, 97. 1 522 Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь; Спасла народ десница Его, рука святая Его. 2 523 Поведал Господь нам путь спасения; открыл народам правду Свою. 3 524 Вспомнил милость, что оказал Он Иакову, истину, что поведал Он дому Израилеву. Увидели все концы земли спасение, посланное Богом нашим. 4 525 Воззови к Богу, вся земля, воспойте, и радуйтесь, и пойте! 5 Пойте Господу, играя на гуслях и воспевая псалмы! 6 526 Трубами коваными и роговыми вострубите пред Царем Господом! 7 Да поколеблется море и все сущее в нем, вселенная и все живущие в ней! 8 527 Реки да восплещут руками, горы да возрадуются пред лицом Господним, 9 Ибо Он идет, ибо идет Он судить землю, судить вселенную праведно и народы – по правде Своей! Псалом Давида, 98. 1 528 Господь воцарился; да трепещут пред Ним народы! Воцарился Парящий на Херувимах; да содрогнется земля! 2 Велик Господь на Сионе, возвышен над всеми народами. 3 Да восхвалят имя Его великое, ибо грозно и свято оно! 4 529 Слава Царя Его суд правый. Ты утвердил правоту, суд и правду Иакову Ты сотворил. 5 530 Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его, ибо свято оно! 6 531 Моисей и Аарон в сонме священников Его, и Самуил среди призывающих имя Его; призывали они Господа, и внимал Он им. 7 532 В столпе облачном говорил Он им, ибо хранили они откровения Его и повеления Его, которые Он им даровал. 8 533 Господи Боже наш, Ты внимал им; Боже, Ты милостив был к ним, а противников их подвергал каре. 9 534 Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь Ему на горе святой Его; ибо свят Господь Бог наш! Псалом Давида, хвалебный, 99. 535 1,2 536 Воззови к Богу, вся земля! Служите Господу в веселии, предстаньте пред Ним в радости!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

а) клянущийся, по примеру Господа ( Втор.32:40 и др.), поднимал правую свою руку кверху, к престолу Бога, призываемого им во свидетеля истины и карателя лжи и обмана (ср. Быт.14:22 ; Откр.10:5–6 ). б) на суде формулу присяги произносил священник, а присягавший свидетельствовал принятие ее (присяги) словами: аминь, аминь ( Чис.5:22 ). Разрешая в потребных случаях употребление клятвы именем Своим и присяги, Бог этим самым давал людям, в виду их собственного блага, средство сообщать их показаниям наибольшую достоверность в глазах других, а обещаниям – наибольшую обязательность и полное доверие. 522 При этом Он запретил: а ) призывать имя Свое напрасно : не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит безо наказания того, кто произносит имя Его напрасно ( Исх.20:7 ), т.е. ложно или с нарушением благоговения. «Эта заповедь, во-первых, учит нас, чтобы мы имели в глубоком и великом уважении имя Господа Бога, не употребляя оного в шутке или маловажном и несправедливом деле. Во-вторых, учит, чтобы мы не произносили имени Божия для подтверждения лжи нашей и не клялись ложно; в-третьих, чтобы не подавали кому-нибудь случая и не принуждали другого делать ложную клятву. В-четвертых, чтобы дающие обеты пред Богом приводили их в исполнение». 523 «Божественный закон, – замечает блаженный Феодорит , – повелевает не произносить Божия имени, разве только для научения или в молитве или по другой какой необходимой потребности; потому что некоторые привыкли, и шутя, и смеясь, без нужды произносить устами досточтимое Имя». 524 б) клясться именем Своим ложно : «не клянитесь именем Моим во лжи» ( Лев.19:12 ; ср. Зах 8:17 . в) клясться именем ложных божеств : «как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые – не боги» ( Иер.5:7 ). Пророчества о существовании клятвы «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык » (Исаии 45:23). «Предвозвещает величие того, – объясняет святой Кирилл, архиепископ Александрийский , – что имеет совершиться через Христа, уверяя клятвою... Что же было возвещено? Спасение и обращение к Богу всех живущих на земле народов... Под выражением: «преклонится пред Богом колено и для всех клятвою будет Его имя», что иное можно разуметь, кроме обращения всех (к Богу) и познания Его и обнаружения близости к Нему? Ибо те, которые обращаются всецело к Богу... под Его ярмо склоняют выю свою и преклоняют колено, совершая моления, и когда решатся произнести законную клятву , то будут вспоминать Его только одного». 525

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В творениях святых отцов говорится об утрате сердца. При этом имеется в виду, что в сердце больше не действует благодать Христова, так что оно превращается из вышеестественного центра в противоестественный. Утрата сердца – это утрата спасения. Одна из болезней сердца – это неведение и забвение. Сердце, утратившее благодать Христову, покрыто неким облачком или покрывалом. Это замечено в отношении иудеев и еретиков, для которых Священное Писание, хотя они и читают его, остается совершенно непостижимым, поскольку сердца их покрыты. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их ( 2Кор.3:15 ). Сердцем человек получает уверение от Бога, в сердце Бог открывается, говорит и толкует Свое слово. Если же сердце покрыто, то человек находится в глубокой тьме. Невежественное сердце есть ад. «Ад есть неведение; ибо тот и другое мрачны. Пагуба же есть забвение; ибо в обоих их пропадает нечто из бывшего» (Преп. Марк Подвижник . Добр. Т.1. С.525). Болезнью сердца является ожесточение и окаменение . Не принимая благодать Христову, изменяющую все, сердце пребывает в ожесточении. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!» – обратился к иудеям первомученик Стефан ( Деян.7:51 ). Именно это ожесточение «собирает» гнев, за который человек будет осужден. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим.2:5 ). Люди подвергнутся осуждению за ожесточение сердца. Сердце жестокое – это «железные ворота, ведущие в город» ( Деян.12:10 ). Закрытые врата не позволяют человеку войти во град. Но «зло-страждущему и сокрушенному они сами о себе отверзутся, как и Петру» (Добр. Т.1. С.522). Поэтому наш долг – не создавать таких условий, чтобы сердце ожесточилось и окаменело. Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота ( Евр.3:8 ). Ожесточенное сердце зовется и окаменелым. С такими окаменелыми сердцами много раз сталкивался Господь. После чуда умножения пяти хлебов и бури сердце их было окаменено ( Мк.6:52 ). В другом случае Господь сказал: «Еще ли окаменено у вас сердце?» ( Мк.8:17 ). Глядя же на людей, обращавших внимание на то, исцелял ли Он в субботу, Господь, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их ( Мк.3:5 ), исцелил имевшего сухую руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

В то время как язычник – равно, как и отступник – бросался на землю перед идолами 511 и тщетно простирал руки к «богу чужому» 512 , поскольку это немое изделие рук его могло помочь ему меньше, чем любой другой человек, верующий простирал руки «во имя» Бога 513 , Который «сотворил небо и землю», и «творит все, что хочет» 514 . Так он делал и «ночью», и когда «в день скорби» своей «искал Господа» 515 . Он не только «подымает» руки свои, но и «простирает» их 516 , когда душа его, «как жаждущая земля» 517 жаждет живой воды от Господа. И так как Бог целиком открылся человеку в Своем Слове, в Своих заповедях, то молящийся – молясь, умоляя – как бы простирает руки свои к этим выражениям божественной воли, которые он «возлюбил» 518 . Жест воздевания рук во время молитвы с древних времен 519 был обычным для человека Библии и потому Христос и апостолы молились, следуя этому обычаю. Так, Павел, например, желает, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» 520 . Подобная молитва уже в Ветхом Завете заменяла все материальные жертвы. Она «направлялась как фимиам» к Богу и «воздеяние рук» расценивалось как «жертва вечерняя» 521 . Как и возведение глаз к небу, о чем мы будем говорить позднее, так и простирание рук служит выражением доверительного и глубоко личностного отношения твари к своему Творцу. Кроме того, этот жест как бы задает определенное направление молитве, ибо молящийся простирает руки «к небу» как к символическому «месту» Божию, или же к храму, как к месту Его исторически спасительного присутствия среди Своего народа 522 . Христиане, как мы уже видели, сделали еще один шаг вперед, обращаясь не только к небу, но и к «востоку». Древние отцы хорошо сознавали символическое значение этого жеста, столь трогательного и с человеческой точки зрения. Вот что писал, например, Климент Александрийский в начале третьего века: Поэтому/во время молитвы/мы поднимаем голову, простираем руки к небу и встаем на цыпочки при произнесении заключительных слов молитвы, следуя порыву духа, который устремляется к горнему миру. После того, как мы пламенным желанием вознесли «крылатую душу» 523 , мы стремимся произносимыми словами освободить тело от земли и изо всех сил устремляемся к «святилищу» 524 , пренебрегая оковами плоти 525 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Вопреки этому сектанты-рационалисты учат, что спасение есть только «невменение грехов человеку чрез веру во Христа, ради Его голгофской жертвы, избавление от вечных мук и дарование уверовавшему вечной блаженной жизни, без внутреннего перерождения, нравственного обновления. Бог, говорят они, провозглашает человека праведным, тогда как в душе он остается тем же грешником. Освобождение человека от греха представляется у них «в виде сверхъестественного, помимо воли и сознания человека, превращения, совершаемого в душе его силой Божией». Когда человек, замечают они, услышит евангельскую проповедь о спасении людей, сознает свою греховность и виновность пред Богом и твердо уверует, что он примирен с Богом искупительными заслугами И. Христа, то по этой вере ему подается божественная благодать, которая усвояет ему плоды искупительных заслуг Христовых, прощает грехи, оправдывает пред Богом, делает святым и совершает в нем добрые дела, во свидетсльство его веры, без всякого с его стороны усилия и старания, по причине его полной нравственной неспособности к чему-либо доброму. Таким образом спасение человека совершается всецело Богом, по одной личной вере в искупительпые заслуги Христа. 521 В оправдание такого учения сектанты-рационалисты ссылаются, во-первых, на слова Спасителя, что Сыну Человеческому должно быть вознесену на крест, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:15, 16, 36 ) и еще: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:47 ). –Но эти слова не оправдывают их. Как видно из контекста речи, Спаситель говорит здесь об условиях возрождения и спасения человека, причем замечает, что для спасения прежде всего необходима вера в Него, как Сына Божия, и в Его искупительные заслуги, потому что «без веры, как свидетельствует и св. ап. Павел, угодить Богу не возможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» ( Евр. 11:6 ). Но из того, что нужна вера, еще не следует, что кроме нее для спасения ничего не нужно. Напротив, Сам Спаситель и Его св. апостолы учили, что кроме веры нужны для спасения еще добрые дела и исполнение заповедей Божиих ( Мф. 7:19–23 ; Ин. 14:21–23 ; 1Ин.2:4, 5, 9–11 ; Иак. 2 гл.; Гал. 5: 6 и др.), так как чрез нее дается нам только право быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ). 522

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Господь повелел Моисею сказать Израильтянам: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас (как бы) на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе. (Ст. 4) В чём здесь сила сравнения? Когда выходят из гнезда орлиные птенцы, то орёл, из опасения, чтобы они не упали на землю от слабости и не убились до смерти, летает над ними распростирая крылья и иногда сажает к себе на спину 520 . Так и Бог берёг Евреев, ведя из Египта в землю обетованную 521 . Затем Господь обещает сделать Израильтян своим уделом, т. е. любимым избранником из всех народов, под условием повиновения своим глаголам. Ибо моя вся земля, говорит Господь. А бы будете у Меня царством священников и народом святым... (Ст. 6). Чего требовал Бог от Евреев, предназначая их в царство священников и в народ святой? Т. е. вы безраздельно должны отдаться моему служению, – говорил им через сие Господь, – как будто бы вы были моими священниками, или навсегда посвящёнными Мне людьми. В сем отношении Евреи, – по объяснению св. Ап. Петра и Иоанна, – должны были предъизображать собой духовное посвящение новозаветных людей, в силу которого христиане ежеминутно себя приносят в жертву Богу духом – через самоотречение 522 . И сказал Господь Моисею, ... пусть вымоют одежды свои... (Ст. 10) Почему Израильтянам повелено было не только самим очиститься, но и вымыть одежды? Блаженный Феодорит говорит: «Посредством телесного возводит их Бог к духовному, внушает им страх и делает благоговейнейшими, ибо Израильтяне заключали из сего, что тем паче надлежит очистить ум. Для того и трубные гласы, и громовые удары, и мрак, и буря, и огонь на вершине горы, и исходящий от неё несказанный шум, чтобы всем этим смягчились каменные их сердца 523 . И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: … всякий, кто прикоснётся к горе, предан будет смерти... (Ст. 12). Какая была цель запрещения Божия приближаться Евреям к горе и прикасаться к подошве её? Та, чтобы с одной стороны – внушить жестоковыйным Израильтянам как можно более страха и благоговения к величеству Божию, а с другой – чтобы придать, может быть, особенную важность и неприкосновенное достоинство законодателю еврейскому Моисею, которому позволено было взойти на самую вершину горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Другое свидетельство церковной истории о том, что беседы с женщинами должны происходить при свидетелях, можно найти в обвинениях свт. Иоанна Златоуста. Печально известный Собор«при Дубе» (403 г.), деяния которого сохранились в «Библиотеке» свт. Фотия Константинопольского, сформулировал 29 обвинений. Одно из них гласило: «Он принимает женщин наедине, удаляя всех вон» (PG 103, 105−113). Не подвергая сомнению пастырскую практику самого святителя и ни в коем случае не присоединяясь к его обвинителям, можно констатировать факт, что подобная практика считалась опасной и исключительной.  (Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. С. 57).  (Иоанн (Крестьянкин), арх. Рассуждение с советом. Собрание писем. М.: Правило веры, 2014. С. 522.).  Ап. Павел прямо говорит об этом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:5).  3-е правило Собора в Святой Софии (Поместный Константинопольский Собор 879 г.) запрещает мирянину поднимать руку на епископа под угрозой анафемы (церковного отлучения). В Византийской империи, а в последствии и в Российском государстве оскорбление духовного лица при несении им служения особо оговаривалось законом.  О левитах сказано, что они «должны быть мои» (Чис 3:12). Бог берет их в Свою собственность.  «В то время отделил Господь колено Левиино… потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой»(Втор 10:8−9).  Тем более важным становится вопрос о физической неприкосновенности священника в контексте его пастырского служения. Никакая пастырская необходимость не может оправдать нарушения этого принципа. Имеются ввиду не какие-то катастрофические нарушения целомудрия, но и просто совершенно неосуждаемые и не имеющие какого-то греховного содержания физические контакты: рукопожатия и иные дружеские или отечески-ласковые прикосновения к прихожанкам.

http://pravoslavie.ru/108253.html

Если бы Ты не воскрес, то к чему людям рождаться? Ведь родившийся поглощается смертью Соловьи воспевают радость весны, а на Небесах ангелы воспевают Твое Воскресение, Господи. Всякий росток, пробиваясь сквозь толщу земли, свидетельствует о Воскресении. О том поет всё творение, пробуждаясь весной. Но еще больше об этом свидетельствует сама жизнь Церкви, где закоренелые грешники воскресают ради радости Неба (ср. Лк. 15, 7, 10). Пленив плен, Ты вынул жало смерти. Да, ей еще позволено действовать. Но, беззубая, она жалобно съежилась. Никого уже не сможет держать бесконечно. Ибо воля пославшего Тебя Отца есть та, чтобы из того, что Он Тебе дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Тебя есть та, чтобы всякий, видящий Сына (как мы и поем в наших храмах: «Воскресение Христово видевше», то есть очами сердца, очами души) и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Ты воскресишь его в последний день (ср. Ин. 6, 39–40). Итак, «я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей» (Иов. 19, 25–27). Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити! Рейтинг: 10 Голосов: 522 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 16 апреля 2023, 12:31 Христос Воскресе!!!!! Наталья 27 апреля 2022, 00:16 Отец Валерий, спасибо за эти размышления! Очень радостно, хочется ликовать и повторять: Христос Воскресе!!! Здоровья вам, дорогой батюшка! Георгий 26 апреля 2022, 18:13 Христос воскресе! На самом деле гимн вечной жизни, как прежде сказали! Отче, пишите и Ваших размышлениях возрастать будем. Смерть подвергнута, давайте все готовиться к вечной жизни с Господом нашим Иисусом Христом! Аминь! Евгения 25 апреля 2022, 06:31 Не статья, а гимн радости о Господе Воскресшем!!! Воистину Воскресе Христос!!! Спасибо, батюшка, о. Валерий!!!

http://pravoslavie.ru/145812.html

И еще так: «Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» [ 1Кор 15, 10 ] 335 . О решениях Соборов (534, 245) 7. Мы признаем также благом для Святейшего Престола то, что было решено декретами Карфагенского Собора в его третьей статье [ХВ 522] и снова в его четвертой статье [ХВ 523]. О Литургии Церкви (537, 246) 8. Но помимо этих неприкосновенных решений Святейшего Апостольского Престола, которыми наши Святые Отцы, отвергая гордыню этого злосчастного новшества, преподали нам, что начала доброй воли, возрастание похвальных усилий и твердость в них следует до конца приписывать благодати Христовой, поразмышляем также над молитвами, произносимыми священниками. Переданные Апостолами, они совершаются одинаково в целом мире и во всей Католической Церкви, для того чтобы закон молитвы утверждал собою закон веры. Когда предстоящие на святых собраниях выполняют доверенную им миссию, они предают Божественному милосердию дело человеческого рода и со всей Церковью, стенающей вместе с ними, просят и молят о том, чтобы вера была дарована неверным, чтобы идолопоклонники избавлены были от заблуждений, лишающих их Бога, чтобы покров, окутывающий сердца Иудеев, рассеялся, и чтобы свет истины воссиял над ними; чтобы еретики раскаялись и приняли католическую веру, чтобы раскольники получили дух обновленной любви, чтобы падшим даны были средства к покаянию; наконец, чтобы катехуменам, приводимым к Таинству возрождения, отворен был чертог небесного милосердия. Эти прошения обращаются к Богу не формально и не тщетно: факты действенно подтверждают это. Ибо Бог благоволит привлекать к Себе многие жертвы всякого рода заблуждений; «избавленных от власти тьмы и вводимых в Царство возлюбленного Сына Своего» [ Кол 1, 13 ], Он из «сосудов гнева» делает их «сосудами милосердия» [ Рим 9, 22–23 ]. Все это столь сильно ощущается как Деяние Божие, что непрестанное благодарение и восхваление славы Божией обращается к Нему, совершающему эти дела, за то, что Он просветил и исправил этих людей 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

...ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее... Встречается мнение, будто Илия стал считать себя единственным чтителем Иеговы, оставшимся в царстве Израильском; между тем, этого не видно из священного текста. Здесь говорится только о том, что Илии показалось, будто он остался единственным пророком Божиим во Израиле. Но, что значит упрек Илии, что разрушены жертвенники Иеговы во Израиле, когда был один только законный жертвенник Божий при храме Иерусалимском? Слова Илии довольно вероятным делают предположение, что за невозможностью и неудобством ходить в Иерусалим для поклонения Иегове, вследствие запрещения царского, некоторые Израильтяне поклонялись Ему в пределах своей земли на алтарях, воздвигнутых издревле в местах священных и исторических. Так, один из таких жертвенников был в Кармиле и восстановлен самим пророком Илиею 519 . Иезавель, должно быть, приказала уничтожить и осквернить все таковые священные места во Израиле. Ст. 11. …И сказал (Господь Илии): выйди и стань на горе пред лицем Господним... Господь приглашает Илию стать пред лицем Господним. Как в этом, так и в подобных выражениях Писания, отцы церкви учат нас видеть указание на разность и отдельность Божественных Ипостасей, глаголавших, время от времени, со Своими пророками и посланниками, Такого же характера была, некогда, беседа Божия с Моисеем на Синае 520 . И здесь говорит Господь к Илии о Господе в третьем лице и предупреждает, в каком виде Он явится. Когда же Илия, по гласу Господню, вышел из Хоривской пещеры, к нему является и начинает говорить, как бы, другое Божественное Лицо, повторяя уже слышанный пророком вопрос: «что ты здесь, Илия?», и предлагая ему совершенно новые откровения и повеления 521 . Ст. 11–12. И сказал Господь Илии: …не в ветре тебе явится Господь... не в землетрясении Господь,... не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, (и там Господь)... Значение символического образа, в котором восхотел Господь явиться Илии, довольно ясно и прозрачно само по себе. Должно быть, в душе пророка, исполненной негодования на нечестивых Израильтян, крепко утвердилась мысль о необходимости поразить их каким-нибудь бичом небесным, напр., огнем, землетрясением и т. п. Господь же восхотел научить пророка, по словам блаж. Феодорита, – что «он за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя не трудно Ему послать на нечестивых и молнии, и громы, восколебать землю, мгновенно ископать для них ров, и всех в конец истребить стремительными ветрами» 522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010