416 ( Gregorius Naz. In pentecosten (orat. 41) 36,436:9–11. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 41:4//ПТСО 1 (2011), 489.) 417 ( Gregorius Naz. In sanctum pascha (orat. 45) 36, 653–656. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 45:23//ПТСО 1 (2011), 571.) 419 ( Gregorius Naz. In novam Dominicam (orat. 44) 36, 612:42. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 44:5//ПТСО 1 (2011), 555.) 420 ( «...ορτν οσαν διαβατριον» (Gregorius Naz. Epistulae 120, 1:5). Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Письмо 120//ПТСО 2 (2011), 494.) 421 ( Gregorius Naz. In pentecosten (orat. 41) 36, 444:24. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 41:11//ПТСО 1 (2011), 492.) 422 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 648:3–5. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:110//ПТСО 1 (2011), 100.) 423 ( Gregorius Naz. In Machabaeorum laudem (orat. 15) 35, 912:37 – 913:2. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 16:1//ПТСО 1 (2011), 208.) 424 ( Gregorius Naz. Carmina de se ipso 969:4 – 970:4. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Стихотворения исторические 1//ПТСО 2 (2011), 179.) 425 ( Gregorius Naz. Carmina dogmatica 518:7–10; 521:5 – 522:3. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Стихотворения богословские 36; 39//ПТСО 2 (2011), 47–48.) 426 ( Gregorius Naz. De filio (orat. 30) 5:26–27. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 30:5//ПТСО 1 (2011), 366.) 427 ( Gregorius Naz. In Machabaeorum laudem (orat. 15) 35, 912:38–39. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 16:1//ПТСО 1 (2011), 208.) 428 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 589:3–6. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:67//ПТСО 1 (2011), 80.) 429 ( Gregorius Naz. De moderatione in disputando (orat. 32) 36, 200:47–50; 201:10–11. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 32, 23//ПТСО 1 (2011), 402. См. также: Слово 33:9.) 430 ( Gregorius Naz. De pauperum amore (orat. 14) 27; De moderatione in disputando (orat. 32) 11, co ссылкой на 1Kop.12:28.) 432 ( Gregorius Naz. Epistulae theologicae 101, 51–52. См. pyc. пер.: Григории Богосл. Письмо 101//ПТСО 2 (2011), 483.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

429 Новгор. Летоп. у Карамзина т. V, приб. 147. Слч. Новгор. I Летоп. под 6899 г. и Архангелогородскую, стр. 95, Никоновская IV. 200, 202. 430 Арханг. под 690. «Посылаша Новгородцы к Патриарху Антонию, что их митрополит не благословил не по правилом, и привезоша благословение от Патриарха». 433 В Новгор. I Летоп. Не сказано, какие это грамоты, только замечено о поучении христианам. Зато в Ник. Летоп. прямо утверждается, что в одной писано «о проторех и исторех, еже на поставлениях священников»; в другой заключалось «поучение всем православным христианом». Первая, очевидно, против Стригольников. 436 Псковск. Летоп. под 1396 г. Грамота сия должна быть та же самая, которая напечатана в Акт. Истор. т. 1. 6. 437 Так именно говорит Новгород. Летоп. в Полн. Собр. Летоп. III, стр. 97. Новгородская Летоп. у Карамз. т. V, пр. 149.: «суда ему не даша». Архангелогородская: «а суда Митрополиту в Новегороде нет». Псков. Летоп. под 1396 г. говорит, что Киприан приезжал в Псков на Владыку и на весь Новгород нелюбие держа. Но в Летоп. Никон. IV, стр. 257. и в Степ. Кн. 1, 522. утверждается противное, именно, что Новгородцы согласились дать митрополиту суд. Сие показание, при противоречащем свидетельстве многих других достовернейших летописей очень сомнительно. 439 Ист. Гос. Рос. т. V, пр. 149. Никон. Летоп. IV, стр. 253. 254. говорит, что Новгородцы послали Киприану 600 p. То же и в·Степ. Книге I, стр. 521. 440 История сего образа в Степ. Книге, т. I, стр. 534 и след. См. Памят. Москов. Древ. Снегирёва, стр. 13. и пр. 13. 442 Нарбут в своей Истории Литовского народа т. V, стр. 547. Известие заимствуется из летописи Даниловича. Стрыйковский в смерти Свидригайла обвиняет архимандрита Киево-Печерского Авраамия. Длугош пишет просто: ab uno religioso Ruthenorum venenatus moritur, и объясняет такой жестокий поступок нетерпимыми жестокостями Свидригайла. Histor. Polon. Lib. X. p. 142. Lips. 1711. 444 В каталогах епископов Ростовских, между св. Феодором и Григорием упоминается ещё Арсений. Но по современным записям, внесённым в Летописи, Григорий считается 35 епископом на Ростовской кафедре, в таком порядке: «34. архиепископ Феодор. 35. Сей Григорий». См. напр. Софийск. Врем. Изд. Строев. Ч. I, стр. 416.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христология антропоцентрическая (II: 201,439. 291,776),–Павлова есть центр апостольского созерцания, (I: 240), но якобы проникнута элементами иудейской теософии (I: 193,56. II: 307 сл. 349) и обезличивает Христа (II: 306); христология протестантская (II: 289,773. 290,776. 313,834). Христос: вопрос о лице Его–темный (II: 1241) и различ(ен)ие Христа исторического и догматического (I: LXVIII,541. II: 1301), – историчестого и мифического (II: 821), причем Он или существовал за 100 л. до р. Хр. (II: 816), или Его совсем не было (II: 36. 989. 997,116. 1077, 1276), и Христос есть мифическое создание (II: 1257. 1275. 1301,488) Христос–сын своего века (I: XXVII), апокалиптик (II: 1242) и экстатик (II: 600,574. 1247), сначала хотел просто обратить язычников на основе «Ноевых заповедей» (II: 813), был лишь ученик Гиллела, иудейский реформатор, во многом извративший иудейство (II: 3. 429,1, 813 сл. 1088. 1090. 1254) и действовавший только среди грецизированных иудеев (II: 15). Раввинизм замалчивает Христа (II: 84,178). Учение Христа о втором пришествии и последнем суде (I: XXXIV,230). Христос–животворящий дух при (по) воскресении (II: 245–6. 249–250. 253). Христос и Дух Св. (I: 557,248. 770,215). Христос предсуществующий (I: 242 сл. 297 сл. 305. 311 сл. 334.335. 584,522) якобы небесный человек или второй, небесный Адам (I: 243 сл. 623. II: 200 сл. 230. 231, сл. 250 сл. 257,666. 265–6. 312,837), причем идея преэкзистенции взята из иудейства (II: 215), и допускалась премирная человечность Христа (II: 207–210. 244), который будто бы представляется у Ап. Павла под формою мужчины (I: 722,215. 996,116). Христос прославленный (I: 270–1). Христос и универсализм (II: 1262). Божество Христа (II: 309,827. 311. 312,835. 565,492. 584,522) по исконному христианскому верованию (II: 314,841) и поклонение Ему (II: 999,116. 1280) Хуна бен-Абин рав. 96 I: 403. II: 854,146. I: 431,464. Царство Божие в иуд. (I: 467,56); царство Божие и царь (I: 663,70. 961,536). Царство Божие в христианстве–частию по соотношению с иуд. (I: 436–8. 441. 442. II: 585,522. 1126–7); царство Божие и Церковь (I: 442–3. 588,336).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

420-421 ДЕРЕАГЗЫ руины архитектурного комплекса (епископского, монастырского или паломнического?) в М. Азии, к северу от древних Мир Ликийских (совр. Турция, иль Анталья) 421-422 422-426 426-432 432-435 435-436 436-437 437-438 438-440 ДЕ РОССИ Джованни Баттиста (1822 - 1894), один из основателей археологии христианской и ее популяризатор 440-441 441-443 443-445 ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДЕСЯТИГРАДИЕ встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м. 445-449 449-450 ДЕСЯТИНА в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины 450-452 452-456 456-459 ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай 459-473 473-475 475-477 477-478 478-479 ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 480-487 ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ АПОКРИФИЧЕСКИЕ раннехрист. и средневек. лит. произведения, описывающие проповедническую деятельность и (не всегда) кончину апостола (одного или нескольких) от 12 или от 70 487-490 490-507 ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) 510-512 512-518 518-520 ДЖАНАШИА Симон Николаевич (1900 - 1947), груз. историк, академик АН Грузинской ССР (1941) и СССР (1943) 520-521 521-522 522-523 ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 523-527 527-528 528-529 ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743 - 1826), амер. политический деятель, философ-деист, основной автор Декларации независимости США, 3-й Президент США 529-532 532-535 ДЖИВА одно из основных обозначений духовного начала в инд. религиях и философиях, имеющее нек-рое сходство с европ. понятием «душа»

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

Степанов И., авт. соч. 15, 02, 122, 265 Степанов, мирянин от Сталинградской епархии 434 Стефан (Проценко), архиепископ 692, 1017 Стефан Яворский (Семен Иванович, 1658–1722), церковный деятель и публицист, местоблюститель Патриаршего Престола в 1700–1721, в 1721 г. назначен президентом Синода 134, 178, 397 Стефан, митрополит Софийский 489 Стефанович Д. Ф., проф.-прот. 363,454 Стефановский Д., протоиерей, осуждённый по процессу астраханских церковников 255 Стратонов Иринарх Александрович, проф., канонист 3, 4, 10, 221, 225,226, 295, 318, 475, 476 Стукалов И. П.. псаломщик, затем, обн. диакон и священник 472, 522 Суворин Борис, авт. соч. 103, 115 Суворов Николай Семенович , проф. Московского университета 172, 522, 1003 Сувчинский П., авт. соч. 279 Сумароков Н., студент Московской обн. Богословской академии 482 Сыренский Николай, петроградский обн. протоиерей 209, 991 Талейран Шарль Морис, французский дипломат 527 Тарсевич Александр, обн. протоиерей 508 Татаринова Е. Ф. 140, 999 Теодорович Лев Михайлович, петроградский обн. протоиерей 305, 991 Терпигорев 161–163 Тертуллиан, христианский теолог и писатель 127 Тимашев Н. С., авт. соч. 72 Тимофей (Зайков), обн. архиепископ 420, 531, 961 Тимофей (Успенский), обн. епископ 961–962 Тимофеев Е., священник 847 Тистрова А., студентка Московской обн. Богословской академии 482 Титлинов Борис Васильевич, профессор 4, 68–71, 75, 84, 85, 97–103, 105, 108–110, 112–115, 118, 119, 121–123, 126, 147, 148, 176, 182, 193, 200–203, 206, 217–219, 227, 229, 268–270, 278, 279, 361, 362, 395–398, 402, 419, 423, 439, 441, 451, 454, 498, 523, 802, 991–992 Тихомиров Михаил, петроградский протоиерей 280 Тихомиров П. И., секретарь канцелярии Петроградского митрополита 236, 237 Тихомиров С. Ф., мч. 1007 Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, свт. 6, 8, 10–12, 16, 31–39, 45, 58, 63, 68–71, 73, 75, 77–81, 83–93, 95, 96, 100, 113, 116, 118–121, 126, 132, 188, 192, 193, 195, 196, 198–208, 212–222, 224, 226–234, 239, 241, 242, 250, 255, 257, 266, 270, 287, 294, 300, 301, 311– 315, 320–324, 326–342, 346, 347, 349, 351–365, 367, 369–374, 377, 378, 381, 382, 385–389, 391, 393, 396, 398, 400, 401, 403–407, 409, 410, 424–428, 430, 435, 436, 438, 440, 443, 444, 448, 449, 451, 471, 479, 485, 503, 504, 510–513, 517, 519, 594, 601, 618, 622, 623, 630, 631, 646, 648, 649, 650, 668, 669, 677, 682, 688, 693, 696, 698, 701, 702, 710, 715, 717–719, 721, 730, 752, 755, 763, 769, 774, 786, 801, 802, 805–807, 809, 810, 820, 821, 831, 838, 850, 851, 857, 858, 894, 895, 902, 905, 906, 911, 912, 919, 921, 928, 930, 932, 936, 937, 950–952, 983, 992

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В конце ркп. скоропись киноварью: Написана лета 7021 (1513), далее чернилами: А ся Минея стала одинадцать алтын и дву денег, а тетрадей в ней пятьдесят без трех. На обор. первого листа: Лета 7142 (1634) декабря в 6 день сию книгу генварь писменой в полдесть положил в Троецкой Тутанской монастырь в церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа и преч. Богородице честнаго и славнаго еа Рожества и препод. и богон. отцу нашему Ксенефонту, тверскому чюдотворцу, иже имать от Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа благодать целити различныя недуги с верою приходящим, паче же зубную. Троицкаго же Сергиева монастыря служка Андрей Иванов, старичанин, по своих родителех, а подписал я Андрей своею рукою (см. 399). Внизу на 329 и 330 листах: 136 (1628) марта в 11 день продал сию книгу мес. генварь поп Лазарь села Колюбакина рузсково уезду и руку приложил. 518. (437.) Минея служ. мес. январь, полууст., напис. 1513 года, в лист, 347 листов. В конце ркп. летопись: Лета 7022 (1513) мес. октоврия 14 день. На первом порожнем листе: Памвиньская. См. 467. 519. (436.) Минея служ. мес. январь, полууст. XVI века, в лист, 258 листов. На первых листах внизу: Дал Минею в дом Живоначальной Троице к великим чюдотворцом Сергию и Никону старец Еустафей Головкин, положити в Успение. 520. (459.) Минея служ. мес. январь, полууст. тщательный. исх. XVI века, в четверть, 583 листа. На первых листах внизу подпись Головкина та же, что в предыд. 519. 521 (471.) Минея служ. мес. январь, полууст. четкий, XVII века, в четверть, 326 листов, без начала и конца. С первого листа по 79-й внизу была какая-то подпись, но вырезана, о чем упоминается в прежней описи 1795 года: С верхних тетрадей многие листы прорезаны. 522. (140.) Минея служ. мес. январь, полууст., XVII века. в четверть, 476 листов. Ркп. подмоченная, почерк и бумага одинаковы с теми, на коих подписано: С Троецкаго подворья. В конце ркп. помещены две службы: 10 числа препод. Павлу вологодскому и 11-го препод. Михаилу клопскому. Второй канон последнему Святому с тем же почти краегранесием у червленых словес, что и в печат. Минее: В царство благочестиваго, христолюбиваго Иоанна всея Русии Самодржца повелением, благословением Макариа святейшаго архиепископа богоспасаемых градов Великаго Новаграда и Пскова благодарно сие пение принесеся всепреподобному Михаилу клопскому рукою презвитера Илии. См. 626 л. 292.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Том 1 Аркадий архиепископ Пермский и Олонецкий в его письмах и сочинениях о расколе (Продолжение). С. 12–33, 88–115, 168–192, 244–269, 320–338, 396–422, 480–502, 560–598, 658–686, 744–763. Отчет по Братству св. Петра митр. С. 34–42, 465–478. Летопись происходящих в расколе событий. С. 43–64, 146–157, 383–392, 454–463, 624–631, 729–743, 804–824. Письмо к редактору из Нижнего. С. 65–71. Жизнеописание И. Г. Ксеноса. С. 72–86, 158–167, 230–243. Кем и как положено начало Единоверию. С. 115–145, Из сочинений протоиерея А.В.Горского. С. 193–220, 270–282. Рассказы бывших старообрядцев о жизни в расколе и обращении из раскола. С. 221–227, 369–382, 435–451. Письмо в редакцию (из с. Лысцева). С. 228–230. Разговор православного со старообрядцем. И. Храмова. С. 283–295. Письмо Ф. И. Фролова. С. 296–315. Истово ли богослужение у старообрядцев. С. 315–319. О происхождении раскола. Ин. Варнавы. С. 338–368. Письмо в редакцию (из Шуи). С. 393–394. Беседа со старообрядцем. М. Глазырина. С. 423–435. Краткое признание о моей жизни. И. Шевандрина. С. 452–454. Изъявление благодарности. С. 464. Записки священника. А. Жезлова. С. 503–522. Мои воспоминания о жизни в расколе. Е. Корегина. С. 523–539, 607–623, 716–729. Из переписки Казанцева с Верховским. С. 540–559, 632–657. О расколе в Черноярском уезде. Свящ. М. Тифлова. С. 598–606. О св. алтарях и бескровной жертве. Архим. Павла. С. 686–701. Из письма к сектанту. Свящ. С. Ледовского. С. 702–705. Разговоры двух старообрядцев. И. Храмова. С. 705–715, 772–782. О крещении младенцев и первородном грехе. Беседа архим. Павла. С. 764–772. Еще разговор двух старообрядцев. И. Храмова. С. 783–792. Откровенные признания старообрядцев. С. 793–804. 1893 год Том 2 Аркадий архиепископ Пермский и Олонецкий в его письмах и сочинениях о расколе. С. 10–38, 88–103, 180–198, 274–291, 356–370, 436–451, 516–532, 596–614, 678–695, 766–781. О вопросах веры, пререкаемых молоканами и другими сектантами. Свящ. М Тифлова. 39–44, 104–119, 199–210, 292–305, 386–402, 469–480, 553–565, 631–642, 797–806.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Есипов [Г. В.] Раскольничьи дела XVIII века. Т. II. М., 1863. Приложение. С. 64—72 (возможно, по рукописи РНБ. Q.I.72). см. также РНБ. Софийское собр. 1503; собр. Толстова Q.III.85; ГИМ. Собр. Царского 441:444. 473. 512 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. VII. Т. 13—14. М., 1991. С. 114,159:341:549–550:635. 513 ГИМ. Синодальное собр. И. Рукопись 24. Л. 432—436. Здесь же (рукопись 25. Л. 437—444) окружная грамота патриарха Адриана против брадобрития. 514 См.: Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955. Ср.: Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., 1984; и др. 515 Скворцов Г. А. Патриарх Адриан… С. 21—22. 516 Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность). Опыт церковно–исторического исследования. М., 1896. С. 237—238:255. 517 РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. 67. Л. 90—92. 518 Евгений [Болховитинов]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко–российской церкви. Изд. 2–е. М., 1827. Т. I. С. 195. 519 Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Спб., 1889. С. 285—331 и др. 520 Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. Т. I. М., 1940. С. 383. 521 Скворцов Г. А. Патриарх Адриан… С. 30—33. 522 Забелин И. Е. История города Москвы. Ч. I. M., 1902. С. 535—536. 523 Опубл.: Письма императора Петра Великого к брату Иоанну Алексеевичу и патриарху Адриану. Спб., 1788. Черновые автографы Кариона Истомина см.: ГИМ. Чудовское собр. 98/300. Л. 75—77 об., 315—316:339—340:345—346:351—352 об., 362:386—388 об., 391:405—405 об., 493—493 об.; 300/302. Л. 122 об. Его же беловые автографы см.: РГБ. Собр. Тихонравова 634. Л. 185—212 об. (с л. 212 об. — переписка патриарха и Петра во время Великого посольства). Адриану приписывается также «Слово на случай войны с турками» (ГИМ. Синодальное собр. 261 по Горскому и Невоструеву). 524 Ср.: Письма и бумаги Петра Великого. Т. I. Спб., 1887. С. 38—40. 525 РГБ. Собр. Тихонравова 634. Л. 207 об. 526 Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских людей. М., 1990. С. 227—246:цит. С. 241. 527

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1054. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXXI о Святом Духе (Богословское 5), 32//P. 274: 4–5 Barbel; SC 250, p. 340: 5–6 Gallay; PG 36, 169 B. 1055. В ΓΠΣ отсылка чуть выше, к § 18, однако имеющаяся там цитата ничего не проясняет. По нашему мнению, здесь автор имеет в виду на самом делесочинения не Василия Великого, а Григория Нисского, в творениях которого (особенно в сочинении Против Евномия) много аналогичных высказываний. Наиболее близкое, однако, место см.: свт. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не три бога//Vol. III/1, p. 47: 24 – 48: 1 Muller; PG 45, 125 С. 1056. См.: Мф. 26, 65; Мк. 14, 63. 1057. Такое выражение и в самом деле имеется у свт. Григория Паламы в Триадах (II, 3, 18//ΓΠΣ 1, 554: 18), однако именование Христа Отцом неоднократно встречается в богословских и литургических раннехристианских и византийских текстах. Один из самых ранних примеров – свт. Мелитон Сардский. О Пасхе, 9: 58 Hall. Ср.: СДХА, 522 (пер.), 435–436 и 555 (коммент. по поводу возникавших в науке недоразумений в интерпретации этого места и соответствующая литература). 1058. Ср.: Ин. 13, 33. 34. 1059. Ин. 14, 18. 1060. Сущность и энергия. 1061. Ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах, I, 5//Vol. 1, p. 116: 5–6 Such la; PG 3, 593 B. 1062. Ср.: Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 772 C. 1063. Ин. 4, 24. 1064. Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 733 C, ср.: свт. Василий Великий. О Святом Духе, XVIII, 45//SC 17, p. 194 – 195 Pruch e; PG 32, 152 A (Изд.) и краткую древнейшую версию его Литургии (PG 31, 1649 D) (Пер.). 1065. Ср., напр.: свт. Григорий Богослов. Слово XL на Святое Крещение, 6//SC 358, p. 208: 18–19 Moresch ini; PG 36, 365 A 12 (φς, παραδειχθεσα θετης π το ρους τος μαθητας). 1066. Среди творений прп. Максима Исповедника такой фразы нет. 1067. 1Тим. 4, 2. 1068. Тит. 1, 1. 1069. См.: Дан. 13. 1070. Ср.: Ин. 8, 44. 1071. Пс. 51, 3. 1072. Иуд. 13. 1073. Свт. Григорий Нисский. Против Евномия, II, 478//Vol. I, p. 365: 26–29 Jaeger; PG 45, 1069 D. В ΓΠΣ неправильная ссылка.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010