Кто к Агамемнону, пастырю многих народов, Атриду, С просьбой, чтоб в помощь людей нам прислать с кораблей не замедлил”. Так он сказал. Поднялся, пробудившись, Фоас Андремонид; 500 Сбросив для легкости с плеч пурпуровую мантию, быстро Он побежал к кораблям; я ж, оставленным платьем одевшись, Сладко проспал до явления златопрестольной Денницы. О, для чего я не молод, не силен, как в прежние годы! Верно, тогда бы и мантию дали твои свинопасы 505 Мне – из приязни ль, могучего ль мужа во мне уважая. Ныне ж кто хилого нищего в рубище бедном уважит?” Страннику так отвечал ты, Евмей, свинопас богоравный: “Подлинно чудною повестью нас ты, мой гость, позабавил; Нет ничего неприличного в ней, и на пользу рассказ твой 510 Будет: ни в платье ты здесь и ни в чем, для молящего, много Бед испытавшего странника нужном, отказа не встретишь; Завтра, однако, в свое ты оденешься рубище снова; Мантий у нас здесь запасных не водится, мы не богаты Платьем; у каждого только одно: он его до износа 515 С плеч не скидает. Когда же возлюбленный сын Одиссеев Будет домой, он и мантию даст и хитон, чтоб одеться Мог ты, и в сердцем желанную землю ты будешь отправлен”. Кончив, он встал и, пошед, близ огня приготовил постелю Гостю, накрывши овчиной ее и косматою козьей 520 Шкурою; лег Одиссей на постель; на него он набросил Теплую, толсто-сотканную мантию, ею ж во время Зимней, бушующей дико метели он сам одевался; Сладко на ложе своем отдыхал Одиссей; и другие Все пастухи улеглися кругом. Но Евмей, разлучиться 525 С стадом свиней опасаясь, не лег, не заснул; он, поспешно Взявши оружие, в поле идти изготовился. Видя, Как он ему и далекому верен, в душе веселился Тем Одиссей. Свинопас же, на крепкие плечи повесив Меч свой, оделся косматой, от ветра защитной, широкой 530 Мантией, голову шкурой козы длинношерстной окутал, После копье на собак и на встречу с ночным побродягой Взял и в то место пошел ночевать, где клычистые свиньи Спали под сводом скалы, недоступным дыханью Борея. Песнь пятнадцатая Тою порой в Лакедемон широкоравнинный достигла

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

502 Четвертый класс граждан, согласно Солону, – поденщики, свободные от всяких податей, но не имевшие права занимать государственные должности. Именно они служили в афинской армии легковооруженными и матросами. 503 Проживавшие в Афинах иностранцы, несшие одинаковые повинности с гражданами, но не имевшие политических прав; они не платили налога на проживание, не обязаны были иметь патрона, имели право на приобретение недвижимости. 504 Иностранцы платившие «метэкион», т.е. налог на проживание, не имевшие политических прав, обязанные иметь патрона, не имевшие права приобретать недвижимость и вступать в брак с афинянами. 507 Т.е. мест традиционного явления пророчеств. Достаточно вспомнить пещеру Трофония в Беотии или расселину в Дельфах и ключ, из которого пила Пифия. 509 Намек на преследования, которым подвергались прорицатели во времена Синезия. Их багаж подвергался досмотру с целью выведать тайну священных церемоний, вокруг них было полно доносчиков. 512 Ср.: Гомер. Одиссея, 19, 562–565 (пер. В.А. Жуковского): Создано двое ворот для вступления снам безтелесным В мир наш: одни роговые, другие из кости слоновой; Сны, проходящие к нам воротами из кости слоновой, Лживы, несбыточны, верить никто из людей им не должен... 515 Слово, могущее обозначать как «всем вместе», так и «всем разом», т.е. с акцентом на «немедленно» – как его и понял Агамемнон. 519 Арат. Явления, 811–817 (цитируется по изданию: Арат Солийский. Явления. СПб., 2000. С. 115. Пер. К. А. Богданова). Арат (ок. 310–245 до н.э.) был современником и другом Феокрита. Его «Явления» посвящены проблемам астрономии и метеорологии. 520 Т.е. конституции каждого из этих единичных духов, мыслимой натуралистически. Ср.: Никифор Григора. PG 149, 627А. 523 Т.е. во всем множестве образов, появляющемся в результате мути и движения воды, общее только то, что они все суть ложь. 524 Первая пифия в Дельфах, дочь Аполлона. Ее имя служило для обозначения предсказательницы вообще. 527 В древнегреческой мифологии братья (От и Эфиальт), которые славились нечеловеческой силой и буйным нравом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Фасций Цецилий Киприан, сын богатого Сенатора 510 , страстный любитель наук 511 , знаменитый Ритор 512 , до 40 лет своей жизни роскошный язычник, в 246 г. по убеждению пресвитера Цецилия принял крещение и совершенно переменился в жизни; стал строгим подвижником; богатства, которые прежде расточал для своих удовольствий, раздавал теперь бедным, время посвящал на молитвы и изучение писания. Так пишет он сам, описывая чудную перемену, произведенную в нем благодатной силой крещения. 513 Его ревность к вере и жизни христианской скоро обратили на него взоры клира и народа; «недолго спустя после крещения» поставлен он в пресвитера. 514 Плодом души, недавно, но глубоко познавшей истину Христову были сочинения о тщете идолов и книга свидетельств. Чрез два года после крещения Киприан посвящен был в пресвитера, а чрез год после того, против собственного желания, «судом Божьим и любовью народа» избран был в Епископа. 515 Пастырская заботливость его обратилась на устроение благочиния. 516 По ревности к совершенной жизни христианской писал он тогда о девственной жизни. Жестокость Новата обратила на себя внимание его 517 : но дело о Новате остановлено было ужасами наступившего гонения. Св. Киприан извещен был о наступлении сего бедствия видением. 518 – Как скоро объявлен был указ Декия (250 г.), – чернь потребовала Святителя на смерть. 519 Для пользы паствы своей, по наставлению откровения, он скрылся 520 ; но дал наставления клиру карфангенскому на время гонений и потом постоянно был с паствой духом: в посланиях своих то убеждал к подвигам слабых в вере, то утешал крепких воинов. 521 Слабость некоторых, по страху отрекавшихся Христа, глубоко оскорбила дух его; неосторожность исповедников, позволивших себе давать разрешение падшим, не принесшим покаяния, увеличила душевное его страдание. 522 К новой скорби Пастыря развратный Фелициссим составил свое отдельное общество и соединился с Новатом. 523 Когда гонение (в 251 г.) ослабело, Киприан после 16 месячной разлуки с паствой возвратился в Карфаген и занялся на Соборе делом о падших и о Фелициссиме, написав предварительно тому сочинение о падших, как приготовление к определениям Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 538 г. до Р. Х. Кир II издал указ, позволивший иудеям вернуться на родину. И. как религ. центр был восстановлен, храм отстроен. В 520 г. до Р. Х. его обновление начали пророки Аггей , Захария , потомок Давида правитель Зоровавель , свящ. Иисус, через 5 лет (515 г. до Р. Х.) храм освятили (1 Езд 3. 12). Персы вернули его храмовую утварь, однако ковчег завета бесследно исчез; в обновленном храме Святая Святых содержало только свиток Свящ. Писания. В то же время самаряне построили свой храм на горе Гаризим (1 Езд 6. 15-18). В Книгах Ездры (1 Езд 2. 21-35) и Неемии (Неем 7. 6-63) приводятся списки возвратившихся из вавилонского плена с указанием их родных городов и селений, хотя достоверность источников нек-рыми учеными оспаривается ( Stern. 2001. P. 430). При персах столица Иудеи как персид. провинции на время была перенесена в г. Мицпу , но после восстановления стен И. при Неемии (445 г. по Р. Х.) город вновь стал столицей. И. населили знать и выходцы из окрестных сел (Неем 11. 1-2). Книга Неемии рассказывает о прибытии Неемии в И., о заготовках материалов и об организации строительных работ; приводятся имена руководителей с указанием подведомственных им участков (Неем 2. 6; 3. 1-32; 4. 17; 6. 15). Особо подчеркиваются тяжелые условия работ и постоянная опасность нападений врагов (аравитян, аммонитян и др.); работников разделили на группы по пряслам стен, строительство было завершено в 52 дня (по Иосифу Флавию, за 2 или 4 месяца - Ios. Flav. Antiq. XI 5. 8 (179)). К наст. времени ориентиры (в т. ч. названия ворот) утрачены, однако в ряде исследований линия Первой стены гипотетически восстановлена ( Aharoni Y., Avi-Yonah M. Macmillan Bible Atlas. N. Y., 1968, 19933. P. 170; Bahat D. The Illustrated Atlas of Jerusalem. Jerusalem, 1996. P. 36). Персид. эпоха представлена археологическими находками в городе Давида и у подножия Храмовой горы (экспедиции Б. Мазара и Бен-Дова). Раскопки Кеньон в 1961-1967 гг. показали, что в персид. период был заселен только вост. холм города и стена окружала его вершину (Кеньон нашла ее развалины выше древних стен, что говорит об уменьшении площади города, см.: Williamson. 1984; башни появятся лишь в эпоху Хасмонеев); на прилегающих участках отложился слой с керамикой V-IV вв. до Р. Х. ( Kenyon. 1974). Несмотря на подробное описание Второй стены (Неем 2. 13-15; 3. 1-32; 12. 31-40), с XIX в. продолжаются дискуссии о том, где она проходила ( Stern. 2001. P. 434-435). С юга стена, видимо, усилила линию укреплений эпохи Единого царства, а с востока совпала с древнейшей частью (что говорит о преемственности традиции).

http://pravenc.ru/text/293782.html

514 Episi. Smyrn. eccles. de martyr. S. Polycarpi, apud Euseb. H. Ε. lib. IV, cap. 16, в Хр. Чт. 1821, I, стр. 135–136, также 1848, IV, 215. 515 Passio SS. Epipodii et Alexandri, apud Ruinari. Acta primorum martyr. sincera, pag. 76, edit. Amstel. 1713. 516 Ibid. Pass. S. Vincentii Levitae, pag. 369. Память святого мученика Викентия совершается православной Церковью 11-го ноября. 517 Ibid. pag. 407–408 et 456. Память святого мученика Евпла совершается православной Церковью 11-го августа. См. подобные же исповедания мучен. Иулитты (ibid. pag. 480) и муч. Марциала (pag. 536). 519 Vid. apud Coteler. Patr. Apostol. T. 1, Clementin., homil. III, cap. 72; Conf. Beveregii, de trina immersione; Le-Quien, de Christ. Nazavenis, dissert. Damascen. VII, n. 12–16, et Maran, de divinit. Christi lib. II, cap. 7. 520 Cyprian, epist. ad Magnum LXIX, al. LXXVÏ “Quodsi aliquis illud opponit, ut dicat, eandem Novatianum legem tenere, quam catholica ecclesia teneat, eodemque symbolo, quo et nos, baptizare, eundem nosse Deum Patrem, eundem Filium Christum, eundem Spiritum Sanctum... et cæt.”. Conf. Biblioth. vet. Patr. Galland. tom. III, prolegom. cap. 4: de Novatiano presbyt, Romano. 523 Loquendi causa, замечает блаж. Августин,, de ineffabilibus, ut fari aliquo modo possemus, qued effari nullomodo possumus, dictum est a nostris Graecis: una esentia, tree substantiae ( πστασεις), a Latinis autem – una essentia vel substantia, tres personae... Et dum intelligatur saltern in aenigmate, quod dicitur, placuit ita dici, ut diceretur aliquid, cum quaereretur, quid tria sint, quae tria esse fides vera pronunciat... (De Trinit. lib. VII, cap. 4, n. 7). Quid igitur restat, nisi at fateamur loquendi necessitate parta haec vocabula, cum opus esset copiosa disputatione adversum insidias vel errores haereticorum? Cum enim conaretur humana inopia loquendo proferre ad hominum seusus, quod in secretario mentis pro captu tenet de Domino Deo... et cæt (Ibid. n. 9). 524 Достойно также вамечания, по отношению к настоящему предмету, наставление святого Григория Богослова : “если в Слове Божием, говорит он, и у богоносных мужей слышишь или о Сыне, или о благом Духе, будто бы Они имеют второе место по Боге Отце (а такие выражения, действительно, встречаются, наприм., у святого Иустина, Apolog. 1, n. 13), то советую тебе здесь, в словах глубокой мудрости, находить тот смысл, что она не Божество рассекает, но восходит к единому безначальному корню, дабы ты видел единство державы, а не разность досточтимости”. “Творения святых Отцов” IV, стр. 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Ибо мне, – пишет св. Григорий, – необходимо претерпеть сие спасительное изменение, чтобы как из приятного произошло скорбное, так из скорбного вновь изникло приятное» 515 . Задача христианина – соделаться богом ради Христа, ибо «Он стал человеком для нас» 516 . Потому христианин имеет в виду одно спасение и ставит ни во что все видимое 517 . Он выше всего дольнего и человеческого; постоянная забота его о внутреннем очищении 518 . Он всегда приносит Богу в жертву самого себя, идя лучшим путем, ведущим к совершенству, путем смирения и уничижения, разительный пример которых дан в лице Самого пострадавшего Иисуса 519 . Любовь же ко Христу усыпляет в христианине человеческие вожделения, чему примером служат христианские мученики и подвижники 520 . Христианин после крещения вступает в новую жизнь, совершеннейшую. Очищение Духом и водой, «вспомоществуя первому рождению, из ветхих делает нас новыми, из плотских, каковы мы ныне, богоподобными, разваряя без огня и воссозидая без разрушения. Ибо, кратко сказать, под силой крещения разуметь должно завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты» 521 . Как Сыны Божий и сонаследники Христу, христиане составляют в Нем единый союз любви 522 . Христос же, подобно магниту, привлекает к себе всех и «как человек (потому что еще с телом, какое воспринял) и ныне молится о моем спасении, пока не соделает меня богом» 523 . «Мы получили бытие, чтобы благоденствовать, и благоденствовали после того, как получили бытие. Нам вверен был рай, чтоб насладиться» 525 . Свойство Бога – сообщать Своим тварям блаженство в единении с Собой 526 . Это же нужно сказать, в частности, и о человеке. «...Дар наибольший и наипаче свидетельствующий о Божием к нам человеколюбии есть наше к нему стремление и сродство с Ним. Что солнце для существ чувственных, то Бог для духовных: одно освещает мир видимый, Другой – невидимый; одно телесные взоры делает солнцевидными, Другой разумные естества – богоподобными» 527 . Бог представляет Собой последний и высший предмет желаний, далее Его ничего нет 528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Дедушка не знал, как внук корову украл; дедушка спал, а внук и кожу снял. Дедушка старенек, а немного у него денег. Дедушка сед, а смерти на него нет. 515 Дедушка умрет, ничего с собою не возьмет. Дед погибает, а бабе смех. Дед растянулся, бабу скорчило, и внучата пропали. Дела испытаем, а от дела лытаем. Делавцу полтина, а нарядчику рубль. 520 Делаешь добро и тебе будет добро, а если каково, и тебе будет таково. Дела не делай, а от дела не бегай! Делай добро и жди добра! Делать не заставят, за то и есть не поставят. Дело вести, не лапти плести. 525 Дело во время не тяжкое бремя, а дело без время, несносное бремя. Дело не малина и в зиму не опадет! Дело сделал, как пить дал. Дело шутки не любит. Дело не голуби, не разлетятся. 530 Дело не медведь, в лес не уйдет. Дело учит и кормит. Дело не богато, да сделано рогато. Дело право, лишь рассматривай прямо! Дело сделали, Маланью замуж выдали. 535 Дело явит делателя. Делом поспешить, так людей насмешить. Делу время, а потехе час. Детей годовать век коротать. Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом! 540 Детей учи без людей! Дети бегают рода (урода?), а Господь пьяного человека. Дети воруют, а мать горюет. Дети крадут, а отец прячет. Дети на руках железа. 545 Дети наши, а воля у них своя; сердце само скажет, кто кого полюбит. Дети поспели, а мать без веку доспели. Дети родились, да никуда не годились. Детина добр, купил бы ему гроб. Детинка обликом хорош, да к делу никуда не гож. 550 Детинка с сединкой везде пригодится. Детки за игрушки, а матки за скалки. Детки за клетки, а матки за ветки. Деткам не порча игрушка, а порча худая прислужка. Деток родить, не ветки ломить. 555 Дядя едет из Серпухова, бороду гладит. Дядька дитятке ума придает. Е 1 Евва Адаму идти кажет в яму. Евдоксия и Иродиада не за все ль едино пропали. Евдокея плющиха. Евдокеи подмочи порог. 5 Евксинское море не всем горе. Египет пшеном, Италия вином. Египту беды за обычай. Его же Бог любит, того и наказует. Егорий с водой, а Никола с травой. 10 Егорий с кузовом, а Никола с возом.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

509. Кто судит ближнего, порицает брата, уничижает его в сердце, обличает его с гневом, говорит о нем худо при других, тот устраняет из себя милость и прочие честные добродетели, которыми обиловали святые. Таким поведением в отношении к ближнему уничтожается все достоинство подвигов и погубляются все благие плоды [ 1002 ]. 510. Говорящий, что он оплакивает согрешения свои, и продолжающий подвергаться им обманывает сам себя [ 1003 ]. 511. Усиливающийся безмолвствовать и вместе с этим не заботящийся об отсечении страстей своих страдает неведением в святом искусстве созидания добродетелей [ 1004 ]. 512. Оставивший попечение о грехах своих и принявший на себя попечение о исправлении других чужд молитвы, возносимой из всего сердца, чужд утешения, доставляемого Божественным разумом [ 1005 ]. 513. Мужество состоит в том, когда человек вооружится против прежде соделанных им грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога, чтоб они не возобновлялись ни в уме его, ни в сердце, ни в действиях [ 1006 ]. 514. Если воспоминание о соделанных грехах не возобладает неоскудно сердцем и не отвратит взоров ума от всего, принадлежащего миру, то человек не возможет избавиться от насилия усвоенных им страстей, не возможет воздержаться от грехов, к которым привык, не возможет отвлечь помысл свой от осуждения созданий Божиих [ 1007 ]. 515. Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием грехов своих [ 1008 ]. 516. Если грехи твои привлекут к себе все внимание твое, то этим отвлечешь себя от внимания грехам ближнего [ 1009 ]. 518. Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы с целию удовлетворения своему тщеславию [ 1011 ]. 520. Если плачущий скажет о ком-либо, что он хорош или худ, то одно суждение это уже служит для него стыдом и укоризною. Такое суждение обличает его, что он мог увидеть то, чего не должен бы видеть: человека грешнее себя. Покушение узнать о чем-либо, не касающемся собственно его, есть начинание противное совести, признак незнания пути Божия, лукавое увлечение и пленение, не допускающее видеть грехов своих [ 1013 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«О други! Не должно быть тайно от нас и то, что лукавые демоны скрывают себя и прячутся на время, чтоб мы, вознерадев о великих страстях, как бы о малозначущих, соделали свою болезнь уже неисцелимою» 514 . «Угловатый и жесткий камень, сталкиваясь с другими камнями и ударяясь о них, стирает угловатость по всему объему своему, несмотря на естественную жесткость и твердость, и получает вид округлый. Подобно этому и человек свирепый и жестокий, жительствуя и обращаясь с людьми такого же нрава, приобретает, одно из двух: или исцеляет язву свою терпением, или, удалившись из такого общества, непременно познает свою немощь, которую показало ему, как бы в зеркале, его бегство» 515 . «Склонный по временам к раздражительности, если будет позволять себе произвольное увлечение яростью, то будет побеждаться и сокрушаться ею впоследствии, и невольно, от предшествовавшего произвольного повиновения ей» 516 . «Ничто так не противосвойственно кающимся, как ярость, возмущающая душу, потому что покаяние требует великого смирения, а ярость – признак величайшей гордости» 517 . «Если высшая степень кротости заключается в том, чтоб сохранять тишину сердца и залог любви и в присутствии раздражающего нас, то высшая степень ярости познается из того, когда мы свирепствуем и гневаемся на огорчившего нас в отсутствие его» 518 . «Если мир души служит признаком пришествия в нее Святого Духа, а гнев есть возмущение сердца, то ничто не заграждает так вход в наши души Святому Духу, как ярость» 519 . «Борьба с гневом требует, особенного прилежания, потому что страсти гнева содействует естество, подобно тому, как оно содействует страсти плотского вожделения» 520 . «Подверженный страсти гнева часто возмущает все стадо, как волк: неистовством своим он приводит многие души в расстройство и недоумение» 521 . «Великий вред – возмущать око сердца яростию, как о том свидетельствует псалмопевец: «смятеся от ярости око мое» ( Пс. 6:8 ), – говорит он. Вред больший – выразить словами душевное волнение. Если же дело дойдет до рук, то это уже вполне чуждо монашескому ангельскому и Божественному жительству, враждебно ему» 522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010