Итак, мы пришли к тому выводу, что упоминаемые в книгах Ездры и Неемии имена персидских царей не должны быть смешиваемы, что эти имена в книге Ездры соответствуют следующим греческим, под которыми цари персидские известны в истории: Кореш есть Кир (536–529), Дарьявеш – Дарий Гистасп (521–485), Ахашверош – Ксеркс I (485–465) и Артахшашта – Артаксеркс I Лонгиман (465–425); наоборот в книге Неемии Артахшашта есть Артасеркс II Мнемон (405–362) и Дарьявеш – Дарий Кодоман (336–331) 51 Сообразно с таким решением вопроса о персидских царях, упоминаемых в книгах Ездры и Неемии, более важные моменты после-пленной жизни иудейского народа, о которых повествуют названные книги, устанавливаются следующим образом. Возвращение на родину первого, во главе с Зоровавелем и Иисусом, каравана освобожденных из плена иудеев, бывшее, как говорится в Ездр. 1:1 «в первый год Кира, царя персидского», падает на 536 год до Р. X., когда покорена была Киром Халдея, или Вавилония, и Кир был первым царем вавилоно-мидо-персидской империи. Во втором году по возвращении иудеев на родину начата была постройка Иерусалимского храма ( Ездр. 3:8 ), которая по проискам соседних к иерусалимскому округу народов была приостановлена в царствование Кира и только во втором году Дария Гистаспа, благодаря проповеднической деятельности пророков Аггея и 3ахарии, иудеи снова принялись за постройку и храм был окончен в 6-й год Дария, с дозволения последнего ( Ездр. 4:1–5 ср. 24; 5:1–2; 6:15). Начало постройки падает на 535 год, возобновление ее – 520 г., окончание515 г. до Р. X. Затем, в 7-й год царствования Артаксеркса Лонгимана прибыль в Иерусалим из Вавилона священник Ездра во главе второго каравана возвращавшихся на родину иудеев ( Ездр. 7:7 ), и этот год соответствует 458 году до Р. X. Наконец, в 20-й год царствования Артаксеркса II Мнемона прибыл из Суз в Иерусалим в должности наместника придворный виночерпий Неемия ( Неем. 2:1 ), который и занимал эту должность в течении 12 лет ( Неем. 5:14 ), а в 32 году царствования того же Артаксеркса возвращался на некоторое время к персидскому двору ( Неем. 13:6 ), прибытие Неемии падает на 385 год и отъезд его к персидскому двору падает на 373 год до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/hronol...

своими доводами. Может быть, ктото скажет, что руки епископов 56 и публичное провозглашение 57 суть нечто подобное благодати крещения, 505. вкупе со словами о нашем недостоинстве, которые мы возглашаем всенародно, и при этом сила очищения приписывается коленопреклонению и, конечно, властвующему Духу, – согласно суждению справедливых и мудрых епископов, которые, думаю, скорее готовы опозориться, 510. чем украситься свойственным их сану блеском. Ведь легче быть причастником зла, нежели блага! А что моя мысль верна, узнаешь вот на основании чего: если освященное мясо прикоснется, по словам Михея 58 , к какомунибудь питью или еде, 515. оно не освятит тем самым то, к чему прикоснется, тогда как чистое осквернится от прикосновения к нечистому. Поэтому божественный Павел, твердо убежденный в этом, когда в своем послании наставляет Тимофея 59 , предписывает ему не возлагать поспешно руки 520. ни на кого, чтобы так не запятнать себя, потому что нам достаточно своих грехов. Допустим, если хочешь, что 60 это аналогично крещению. Только кто поручится, если не будет доказано временем, что благодать очистила характер глубоко, 525. а не поверхностно, как это бывает с красками, созданными на основе трав, или с блестящими вещами, красота которых смывается водой? Допустим также, что епископство есть совершенное очищение. Высокое положение изменило тебя: я вижу Ангела. Верующий, уважающий те же законы, что и я, 530. примет это с готовностью, потому что верит учению [Церкви]. Но тот, кто стоит вне [Церковной ограды], не знает, как иначе судить о благе веры, если [у священнослужителей] нет доброго имени: и хотя он не видит ни одного своего недостатка, он становится строгим обличителем твоих. 535. Как, скажи, мы убедим его составить о нас иное мнение, отличное от того, которое уже внушили ему своей жизнью? Как заградим ему уста? И какими доводами? Ведь просто пренебречь такими упреками – не в моих правилах, Согласно которым предстоятель – словно некая статуя – должен быть 540. повсюду отшлифован, чтобы никто из народа не впал

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

490 Строптивого Бог карает. Стрельба похвальба, а борьба хвастанье. Стреляй в куст! виноватого Бог сыщет. Стрелял в журавля, а попал в воробья; стрелял в сыча, а попал в грача. Стужа да нужа, нет того хуже. 495 Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побледнеет. Стыдно сказать, а грех утаить. Стыд не дым, глаз не выест. Стена крепка, столбы худы! Стену лбом нельзя проколотить. 500 Суда не бойся! Суд не на укору, на расправу. Судейский жезл тяжеле серпа и косы. Суди Бог того, кто обидит кого! Судить, рядить не умею, а в приказ меня садят. Судия праведный ограда каменная. 505 Суд да дело, а в боку болит. Суд крив, коли судья лжив. Суд прямой кривого дела не исправит. Суд царев —  суд Божий. Судьбу на паршивом поросенке не объедешь. 510 Судьи за деньги страх Божий забыли, стараются, чтоб виноватые правы были. Судья суди, а за судьей гляди! Судьям то и полезно, что им в карман полезло. Суженого на коне не объедешь. Суженого не посужать. 515 Суженое ряженому. Сукно выбирай цветом, а друга приветом! Сукно сине на блядине сыне. Сума да тюрьма дадут ума. Сунулся в брод по самый рот. 520 Супостат правды не любит. Сурово зелье хрен да редька. Сурово не белье, свое рукоделье. Сурово не гладко, и смотреть на него гадко. Сухарики сушат, на службу спешат. 525 Сухари, хоть не вари, так можно есть. Сухая ложка рот дерет. Сухи вторники. Сухи орехи, знать нечего погрызть. Схватился Малах, как пусто в головах. 530 Схватился Сава, как жена сшила саван. Сшил бы шубу с корольки, да животы коротки. С бабами водиться, в крапиву садиться. С безумными людьми забудь, что ты с ушьми! С больной головы да на здоровую. 535 С боярами знаться, ума набраться. С боярами не ешь вишен, а то костьми закидают. С бранчивой кумой не напрощаешься. С бешеной собаки хоть шерсти клок. С возу упало, пиши: пропало. 540 С глупым без хлопот затвори твой рот! С год бедного не станет, а с день сможет. С голого солдата не пуговку сорвешь. С голого, что с мертвого, взятки гладки. С голодным брюхом, да по добрым людям. 545 С голоду Маланье и оладьи в честь.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Про ваше здоровье и говорить скоромно. Про волка речь, а волк навстречь. Про глухого две обедни не служат. 470 Прогнали Варвару из чужого амбару. Прогнал батюшкину полосу до самого лесу. Про горького Егорку поют и песню горьку. Продавец за товаром, а купец за накладом. Продаст с барышом, да ходит нагишом! 475 Продать товар лицом. Продают товар с збойством, а купят назойством. Про доброе дело говори смело! Проживет Фаддей и без затей. Прозеваешь бражку, так и водицу хлебай! 480 Проймет голод, проявится и голос. Пролитием и разбитием землю не наполнишь. Пролив воду, не поймаешь. Пролитое полно не живет. Промолчал, не отвечал, поэтому согласен стал. 485 Променял кукушку на ястреба. Пронимает не похмельное, голодное. Про одне дрожди не говорят трожды. Пропади кручина! а дурак, кто об ней тужит. Пропали наши головы за боярами голыми. 490 Пропало бабино трепало, а не воскресло доброе племя. Пропал Авдей от злых людей. Пропал, как Бекович. Пропал, как камень в воду канул. Пропал поп и с пашнею. 495 Пророк не пророк, что он скажет, то и будет. Проси Творца, чтоб не лишил доброго конца! Просил осетр дождя, в Волге лежа. Просит убогий, а подашь Богу. Прости, колпак, а шапка и так. 500 Простомолва не молви, а она как тут. Простота хуже воровства. Про тебя про света все приспето, щуки да сиги, кушай да сиди! Против избушки и клетку ставят. Против кулички перепечка. 505 Против стопки и клетка. Про харчи уже нынче молчи! Прошедшего не возвратишь, а думай, как напредки жить! Прошва дороже шубы. Прошла молодость за холщевой мех. 610 Прощай, тело бело, оставайся ожог! Прудит река, не будет греха. Прыгнул бы на коня, да нога коротка. Прыткое без порток, без коня в поле скачет. Преет дед от многих бед. 515 Пресное тесто найдет в брюхе место. Пряди всяк свою пряжу! Прямо, да упрямо, криво, да игриво. Прямой болван, что пришел незван. Прямой, что дурной. 520 Прясть мочью, а красть ночью. Птицу кормом, а человека словом обманывают. Птицы не сеют, ни орут, а сыты живут. Птичка не велика, да ноготок востер.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Погрешил тот, кто бесплотное смешал с природами плотяными, от ангельского вожделения производил сильных исполинов и грехами небожителей думал очистить землю 45 . Предоставим сие эллинам, потому что они в защиту своих страстей 495. умыслили представлять богов непотребными, ворами, андрогинами, прелюбодеями, развратителями людей, человекоубийцами, губителями родителей или детей своих и, не довольствуясь сим, приносили жертвы самим страстям. Посмотри на первейшего из их богов: чем не делало его сладострастие? 500. Волом, лебедем, змеей, золотом, мужем, птицей – всем, чем только повелевал ему делаться резвый Эрот – этот слабый ребенок. Онито уничижали любезное девство, налагающее узы на плоть. Для них невероятна была светозарность плоти. 505. Они всех меряют своим непотребством. Но чистому оку не свойственно видеть звезды омраченными. Земля [хотя] и твердо стоит, но сему не доверяет, у кого кружится голова. А нам неприлично говорить о девстве укоризненно. Почему же невероятно, что любовь ко ХристуЦарю может усыплять человеческие вожделения и плотскую любовь, 510. как и прежде остановила кровавый ток у прикоснувшейся кровоточивой жены? Бог дозволил похитить у Него благодать, и сухой поток сделался текущим источником, как скоро иссяк. 515. Разве мужество в христианах не было выше огня, и мечей, и воды, и свирепых зверей, которые немилосердными зубами терзали их члены? Когда теснил их гонитель, воздвигая брань за веру в Бога, тогда что видим у них? Не жизнь ли, проводимую без сна и без крова? Не молитвы ли и непрестанные воздыхания? Не истекают ли они слезами? 520. Не возносятся ли от земли в ночных и дневных песнопениях, оставив мир и плоть? Не малыми ли крохами пищи поддерживается в них дыхание? Не служат ли им жилищем пещеры, а ложем – камни или мягкая трава и сухие ветви? 525. Не живут ли они под одним кровом со свирепыми зверями, чтобы только избежать злых внушений и уз персти? Есть сказание о птице фениксе, что она, умирая, юнеет, по истечении многих лет возрождаясь в огне, и из устаревшего праха является дивный самородный плод. Так и они, умирая, делаются вечноживущими, 530. сожигаемые пламенной любовью к Царю Христу. В самой немощи скрывается сила благочестивых. Кто видит все это, тот неохотно вступит в союз с юной плотью, потому что воспламенен лучшей любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Минь. Т. IV. С. 515. Творения Т. IV. С. 637. 268. Обязанность родителей обуздывать плотские порывы детей своевременным заключением браков Будем удерживать порывы наших детей, и то страхом, то убеждениями будем обуздывать юность. Будем заботиться о целомудрии их; все будем делать и устроять так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий. Для того общий всех Господь, зная немощь человеческого естества, и установил брак, чтобы удалить нас от беззаконного смешения. Итак, не будем оставлять юношей без попечения; но, зная горящий в них огонь, позаботимся сочетать их браком, по закону Божию, прежде, чем они предадутся невоздержанию; пусть и чувства целомудрия у них сохранятся и не потерпят они вреда от необузданности, имея достаточное утешение, и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти и избегать наказания. – Убеждаем любовь вашу позаботиться… о целомудрии юношей. Отсюда-то рождается, можно сказать, всякое зло. Худые навыки, усиливаясь с течением времени, производят такой вред, что люди, однажды предавшись разврату, уже не могут покориться никакому убеждению, и, как пленники, влекутся туда, куда направляет их диавол. Он, наконец, управляет ими, и делает те гибельные внушения, которым юноши с удовольствием следуют, имея в виду только настоящее услаждение, и не думая о скорбях в будущем. Итак, умоляю вас, подавайте руку (помощи) детям, чтобы за их поступки и нам самим не подвергнуться наказанию. Разве не знаете, что потерпел старец Илий, не исправлявший надлежащим образом недостатки своих детей (см.: 1Цар. 4:18 )? Когда болезнь требует разреза, а врач хочет излечить ее какою-нибудь мазью, то болезнь может сделаться неизлечимой, потому что не употреблено соответствующего врачевства. Подобным образом, и тот старец вместо того, чтобы действовать на своих детей мерами, соответственными их проступкам, допускал излишнюю кротость; потому и сам вместе с ними подвергся наказанию. Бойтесь этого примера, прошу вас; имея детей, будем заботиться о воспитании их. Минь. Т. IV. С. 518, 520.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Рубрики Коллекции Пророк Аггей: время строить Храм! 3 мин., 29.11.2012 Поделиться Вавилонское пленение израильтян длилось не вечно. Вавилон пал, вся его территория попала под власть других правителей, персов и мидян, а они гораздо мягче относились к покоренным народам, в том числе к иудеям. Ассирийцы и вавилоняне старались предупреждать мятежи жестокостью, выселяя народы из родных краев, а персы предпочитали создать для них такие условия жизни, при которых незачем будет бунтовать. В 538 г. до н. э. царь Кир издал приказ, позволяющий иудеям возвращаться на родину и отстраивать разрушенное (об этом говорят некоторые главы из книги пророка Исайи), а на пасху 515 г. в Иерусалиме был освящен заново отстроенный Храм. Именно тогда появились последние по времени пророки Ветхого Завета, возвещавшие волю Бога относительно народа Израиля. Подробнее об этих событиях рассказано в книгах Ездры и Неемии, но именно в пророческих книгах мы находим объяснение, а почему вообще нужно было возвращаться к руинам? Разве нельзя было жить и дальше в изгнании, как жила Эсфирь и многие ее соплеменники? Зачем было тратить столько сил и средств на святыни, когда народу не хватало подчас самого необходимого? Да и в чем суть такого возвращения? Непросто восстановить разрушенные стены, но хотя бы понятно, как это сделать. Но куда сложнее возродить жизнь государства и религиозной общины после того, как всё было разрушено до основания. Что здесь главное, а что — временное, преходящее? Об этом и говорили с народом последние по времени ветхозаветные пророки. Первым из них был пророк Аггей, его пророчества — уникальный случай! — точно датированы. Он начал проповедовать 29 августа 520 г. до н. э. и закончил проповедь 18 декабря того же года. Еще одна уникальная особенность этого пророка: его проповедь имела успех, люди выполнили всё, что повелел им через Аггея Господь. Собственно, потому Аггей и не стал продолжать. Предмет его проповеди очень прост: люди, вы уже вернулись домой, вы построили себе жилища, распахали и засеяли поля, собрали первый урожай, а за ним и второй, и третий… Не пора ли задуматься о том, что важнее пахоты и жатвы? И можно ли ждать успеха в житейских делах, если вы пренебрегаете святыней? Жизнь, конечно, была трудной, иудеи едва сводили концы с концами, соседние народы были настроены враждебно… До Храма ли было им?

http://foma.ru/aggej-vremya-stroit-xram....

Отношения папы Римского с лангобардами оставались напряженными. После поражения от франков лангобарды были вынуждены признать верховную власть франк. короля. Дезидерий, вступивший на престол благодаря поддержке Стефана II и П., сразу же стал укреплять свое положение в ущерб интересам Папского престола. Уже в 758 г. П. жаловался Пипину Короткому на короля лангобардов, к-рый не выполнил свои обещания (MGH. Epp. T. 3. P. 512). В том же году Дезидерий покорил лангобардские герц-ства Сполето и Беневенто, нарушив при этом границу папских владений, и встретился в Неаполе с визант. послом Георгием. В результате переговоров византийцы согласились выдать королю бежавшего к ним герцога Беневенто, а король - помочь византийцам захватить Равеннский экзархат и Пентаполь (Ibid. P. 512, 515). После этого Дезидерий прибыл в Рим и попросил П. вернуть лангобардских заложников, находившихся в королевстве франков, пообещав отдать ему Имолу. Папа Римский направил Пипину Короткому 2 послания: в первом он попросил выполнить желание Дезидерия, во втором, тайном, известил Пипина Короткого об угрожающем поведении лангобардского короля и его сговоре с византийцами. По мнению П., заложников можно было отпустить лишь в том случае, если бы Дезидерий согласился отдать не только Имолу, но и Болонью, Анкону и Озимо (Ibid. P. 513-517). В апр. 760 г. франк. послы, еп. Ремигий Руанский и дукс Авхарий, добились от Дезидерия повторного обязательства отдать П. обещанные города (Ibid. P. 519-520), но переговоры между папой Римским и королем лангобардов затянулись. Стороны не могли достигнуть соглашения о юридическом статусе и имущественных правах лангобардских поселенцев на землях, к-рые следовало передать понтифику ( Noble. 1984. P. 109-111). Время от времени происходили локальные столкновения. Так, Дезидерий захватил г. Сенигаллия и крепость Валента (MGH. Epp. T. 3. P. 523-524). Впосл. представители папы и короля заключили договор, положивший конец пограничным спорам. В знак признательности Дезидерий заставил правителей Неаполя и Гаэты вернуть отобранные ими папские владения в Кампании и признать церковную юрисдикцию папы Римского (Ibid. P. 549-550). Хотя П. постоянно жаловался Пипину Короткому на коварство Дезидерия и франки оказывали давление на лангобардского короля, тот, однако, так и не отдал папе Римскому обещанные города. Тем не менее оба монарха стремились избежать войны, т. к. Пипин Короткий был занят борьбой с дуксами Аквитании и Баварии, а Дезидерий не располагал силами, достаточными для столкновения с франками. Поэтому П. также воздерживался от конфликта с лангобардами.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Но можно сохранить за собой то бесспорное преимущество, что элемент неизвестного не получит особенно важного значения, и недостаточно широкое и равномерное освещение будет менее искусственно. Бог-Отец Определение Бога в Самом Себе как начала имеет тот смысл, что Бог есть первое мыслимое и существующее, или – по энергичному выражению Оригена  – «Бог – поистине из ничего» 512 . Этим предрешается вопрос о существе Его. Определение Бога как начала постулирует к безусловной простоте существа Его. Если Бог есть нечто сложное, то Он может делиться на части; но тогда уже нельзя будет сказать, что Он – начало, что Он – из ничего: Он будет состоять из простейших частиц, и каждая из них будет первоначальнее Бога, будет Его началом 513 . Понятие простоты может быть выражено и в другой форме. Бог не может быть частью: часть достигает своей цели, закончена лишь в целом, а сама по себе несовершенна ( τελς). А более глубокое рассмотрение вопроса покажет, что Бог, собственно, не может быть и целым: целое состоит из частей, а каждая из них в отдельности не равна целому 514 ; между тем в существе безусловно простом не должно быть никакого неравенства. Следовательно, Бог должен быть мыслим как нераздельный в высшей степени, чем неделимость части, и как единый в более строгом смысле, чем единство целого: Бог есть абсолютная монада, совершеннейшее единство (энада) 515 . Понятно, в каком смысле должен быть решён вопрос о существе Божием: здесь, – как думал Ориген в первый период своей деятельности, – предстоит выбор между двумя альтернативами: Бог есть или материальное тело или бестелесен 516 . Но материальное тело, – будь это даже самая тончайшая материя, – как пространственно протяжённое, не может быть неделимым и несложным; следовательно, Бог по существу Своему бестелесен 517 . До сих пор в решении вопроса о существе Божием Ориген не выступает из той колеи, которая проложена ещё языческой философией; Плотин рассуждал точно так же; Климент александрийский высказал много сродного. Но на данном пункте Ориген расходится с тем направлением, которому следовал Плотин. В словах: «Бог бестелесен» заключается у Оригена больше, чем простое отрицание материальности: в них дано положительное и весьма содержательное понятие о Боге: как бестелесный, Он может быть только духом, существом интеллектуальным, абсолютным умом 518 . Для Оригена эти определения имеют конкретный смысл: Бог есть дух, т. е. существо, действительно мыслящее и самосознающее, что весьма близко отвечает современному понятию «личный дух» 519 . Тех затруднений, которые заставили Плотина отрицать мышление в едином, Ориген или не сознавал или не признавал и благодаря этому составил понятие о Боге, значительно отличающееся от неоплатонического учения о едином 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Pio. La structure mécanique des atomes chimiques; Revue Scientifique 1907, t. VIII, 17). 500 См. Pellal. De la variation de la masse des électrons à l’intérieur de l’atome (Comptes rendus d. l’Ac d. Sciences 1907, t. CXLV, 17. 502 W. Ostwald. Vorlesungen uber Naturphilosophie, 1902, IX Voll, S. 198–201 (Русский перевод Котляра: «Натурфилософия»). 504 Но лорд Кельвин уже находит, что «теория анизотропного твердого тела, с его двадцать одной упругой постоянной, представляется слишком сложной для оптического двойного лучепреломления, которое имеет гораздо более простой характер» Kelvin. Baltimore Lectures on Molecular Dynamics and the Wave Theory of Light, 1901. Цитирую по Кирпичеву. «Беседы о механике», стр. 368. 511 «Может быть, во всей новейшей науке нет примера подобного неосновательного и в тоже время грубого суеверия, как суеверие вида и, вероятно, мало таких пунктов, в которых можно убаюкиваться такими беспочвенными аргументациями и всё снова впадать в догматический сон» Ланге, Ист. мат., стр. 514. 515 См. Boucher. Essai sur l’hyperespace 1905, ch. IV. Отсюда уж один шаг до умозрительного признания возможности произвольного числа измерений пространства и, наконец, до того сомнения в его однородности, которое высказывает Тэт (см. выше, стр. 267). 517 Laplace. Essai philosophique sur les Probabilités, p. 2. Цитирую по подлинной выдержке из сочинения Лапласа, помещенной в книжке: E. du Bois-Reymond: Ueber die Grenzen des Naturerkennens, 1907, S. 54. 520 «Формула Лагранжа управляет всеми явлениями неорганического мира – она представляет собою общий мировой закон» (Делоне. Курс теоретической механики, 1902, стр. 101). Еще более обобщает такое воззрение Мах, говоря: «Всякой физическое постоянство сводится, в конце концов, к выполнению одного или нескольких уравнений, т. е к неизменному при смене явлений закону» (См. B. В. Шарвин. Живой и мертвый капитал природы, 1906, стр. 27). 521 Сюда следовало-бы присоединить еще закон всемирного тяготения (принцип Ньютона), но ввиду настойчивых попыток «объяснить» тяготение гипотезой эфира, или вообще какой-либо «мировой среды», устраняющей таинственное actio in distans (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010