Прекрасно долготерпение: свидетель сего опять Сам Иисус, Который не только не хотел призвать легионы Ангелов против восставших на Него мучителей, не только укорил Петра, извлекшего нож, но исцелил ухо уязвленному ( Мф. 26:52–53 ; Лк. 22:51 ). Сие же после показал и Стефан, ученик Христов, молившийся за побивавших его камнями. Прекрасна кротость: свидетели – Моисей и Давид, за сие более всех похваляемые ( Числ. 12:3 ; 2Цар. 16:11–12 ; Пс. 131:1 ), и Сам Учитель их, не прекословящий, не вопиющий, не испускающий гласа на распутьях ( Мф. 12:19 ) и не противящийся ведущим Его. 3. Прекрасна ревность: свидетели сего – Финеес, одним ударом копья пронзивший мадианитянку вместе с израильтянином, дабы избавить от поношения сынов израилевых, и за свою ревность получивший себе славное имя; а после него – те, которые говорили: ревнуя поревновах по Господе ( 3Цар. 19:10 ); ревную по вас Божиею ревностию ( 2Кор. 11:2 ); ревность дому Твоего снеде мя ( Пс. 68:10 ), и не только говорили это, но и сильно чувствовали. Прекрасно изнурение тела: в том убедят тебя Павел, который не престает держать себя в строгости ( 1Кор. 9:27 ) и примером израильтян устрашает людей, надеющихся на себя и дающих волю своему телу ( 1Кор. 10:5 –8 ), и Сам Иисус, Который, быв искушаем, постится и побеждает искусителя ( Лк. 4:2–13 ). Прекрасны молитва и бдение: в том убедит тебя Сам Бог, Который перед страданием проводит ночь без сна в молитве ( Мф. 26:39, 42, 44 ). Прекрасны чистота и девственность: в этом убедят тебя Павел, который предписывал на сие законы и справедливую назначает цену брачной и безбрачной жизни ( 1Кор. 7:1–11, 25–40 ), и Сам Иисус, родившийся от Девы, дабы и рождение почтить, и отдать предпочтение девству. Прекрасно воздержание: в том убедит тебя Давид, который, овладев кладезем вифлеемским, не стал пить воды, но только излил ее в честь Господу, не желая утолить жажды своей кровью других ( 1Пар. 11:18–19 ). 4. Прекрасно пустынножительство и безмолвие: это показывают мне Кармил Илии, пустыня Иоаннова, гора Иисусова, на которую часто отходил Господь, дабы в безмолвии беседовать с Самим Собой ( Мф. 14:23 ; Лк. 6:12, 9:28, 22:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

10) Николай Кочанов (27 июля), новгородский уроженец, прозванный так за то, что бросал «кочанми» в юродивого Феодора 41 † 1392 года. 11) Феодор новгородский (19 янв.) родился в Новгороде в первой половине XIV в., но в каком году – неизвестно; есть догадка, что годы его рождения относятся ко времени между 1325–1335 г.; † 1395 г. 42 . Служба, молитва , житие блаженного были написаны в начале XVI в., но имя благоговейного их составителя неизвестно. 12) Георгий Шенкурский (23 апр.) в XV в., подвизался в окрестностях города Шенкурска. Родители его были простые поселяне из деревни Яруполи по фамилии Будиловы. Рукописное его житие обнародовано архимандритом ныне епископом Рыльским Никодимом 43 . Умер он в 1392 г., по рукописным святцам в 1462 г., а в сочинении «достопамятности г. Шенкурска» указывается год смерти 1450. Житие и чудеса его написаны не позже первой половины XVII в., так как предпоследнее чудо (9-е) помечено 1640 г. 44 . 13) Иаков Боровицкий (23 окт.). Кто был он родом, где жил и где умер, об этом достоверных сведений нет. В 1440 г. тело его принесено на льдине по Мете, против течения реки, к Боровицкому порогу 45 . 14) Максим Московский (11 ноября) † 1433 г., проф. Ключевский говорит, что «о св. житии его быша не малая книга написанная», неизвестно куда пропавшая 46 и оно известно только по краткой редакции, писанной во второй половине XVI века. 15) Михаил Клопский (11 янв.) жил при великом князе Василии Димитриевиче, при митр. Фотии (греке из Морей), при игумене Троицкого Клопского монастыря (в 15 вер. от Новгорода близ реки Вояжи) Феодосии 47 . О времени прихода св. Михаила (23-го июня 1408 г.) в Клопский монастырь упомянуто в Новгородской летописи III под 6916 г. 48 . Житие его в первый раз, как видно из похвалы святому 49 , написано было некиим рабом Арсением, а дополнено и распространено, как ясно из летописи по Воскресенскому списку 50 , боярином Тучковым, которому Владыка Макарий велел написать и распространить житие и чудеса блаж. Михаила, нарицаемого Салоса 51 . В рукописных святцах кончина св. Михаила помечена 1452 г.; это показание, говорит проф. Ключевский, очевидно, составилось посредством приложения 44 лет жизни юродивого в Клопской обители к 1408 г., когда по летописи св. Михаил пришел в Новгород; но неизвестно, когда он пришел на Клопско и можно только предполагать, что не позже 1408 г. Годом смерти св. Михаила проф. Ключевский считает 1456 52 . Вершинский – 1452 53 , а в словаре историческом о российских святых год смерти его падает на 1453 г. 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2014/07/09, 23:11:05 Святые отцы и братья.Прошу ваших молитв о даровании нам ребёночка.Живём 11 лет,очень страдаем.Низкий вас поклон. Раба Божья Елена,и раб Божий Евгений 2014/07/09, 20:52:26 Святые Отцы и Братья горы Афон прошу ваших молитв и помощи Каюсь в своей гордыни и многочисленных грехах.Прошу Ваших молитв о здоровьи и рождении детей . Во имя Отца и Сына и Святого Духа . Аминь. Спасибо 2014/07/09, 17:56:29 Святые Отцы и братия Святой Горы ,помолитесь за болящего раба Божьего Петра. Храни вас всех Господь и Пресвятая Богородица. р.Б. Петр 2014/07/09, 16:07:37 Прошу помолиться вместе со мной о здоровье и успехе в делах рабы божьей Дарьи. Да хранит вас Господь! 2014/07/09, 16:04:32 Помолимся все вместе о мире на Украине. Да хранит Вас Господь! 2014/07/09, 13:49:53 Дорогие Отцы и братия Святой горы Афон! Прошу Ваших молитв о помощи сыну моему р. б. Деонисию сдать последний ЕГЭ по физике 11.07.2014 г. Благословите р.б. Деонисия, успокойте, вселите веру в себя, подскажите мудрым советом, сниспошлите удачи на экзамене. Пусть ему попадется легкий вариант, организаторы и проверяющие будут к нему благосклонны и милостливы, а вопросы не окажутся для него сложными. Просветите ум его, не дайте допустить ошибок. Пусть он, ответит на все вопросы части А и части В правильно и решит задания части С верно. Молю Вас, не оставьте его в трудную минуту, смилуйтесь над ним! Оградите раба божьего Деонисия от сил злых, врагов видимых и не видимых, укрепите дух и просветите разум его. Верю в вашу помощь и защиту, во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь! ТАТЬЯНА 2014/07/09, 12:29:19 Отцы и братия Святой горы Афон благословите! Прошу Ваших молитв о здравии моих братьев р Б Александр Роман Виктор Марсель кузен Сергей Благодарю. Храни Вас Господь р Б Владимир 2014/07/09, 09:16:51 Прошу молитв о здравии рб.Сергия,чтоб дали ему лицензию и 6 разряд охранника,чтоб Бог вразумил и наставил на истинный путь,чтоб быстро нашел другую работу хорошую,недалеко от дома и воспитал 3 детей хорошими людьми.СПАСИБО!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=287

3. Фрагменты, наиболее существенными из к-рых являются отрывки «Апологии» и гомилии «О крещении». А. Сучу сообщил об открытии копт. текста гомилии М. «О крещении» в саидском манускрипте ( Suciu A. Recovering a Hitherto Lost Patristic Text: Greek and Coptic Vestiges of Melito of Sarde " «De Baptismo» - доклад на 11-м Междунар. конгрессе копт. исследований, Клэрмонтский ун-т, Калифорния, 25-30 июля 2016). М. ошибочно приписывается также ряд сочинений, самыми объемными из к-рых являются сир. «Апология» (CPG, N 1095) и «Ключ» к Свящ. Писанию (CPG, N 1098). Учение М.- типичный представитель малоазийского богословия, берущего начало от апостола и евангелиста Иоанна и представленного такими авторами, как сщмч. Ириней Лионский или Ипполит Римский. Он настаивает на существовании двух природ Христа, предваряя дальнейшие общецерковные формулировки; особенно подчеркивает реальность и телесность воплощения Господа, что привело к упрекам в «антропоморфизме» в его адрес со стороны Оригена . Архаические черты доникейского богословия прослеживаются в отсутствии четких высказываний о Св. Духе (иная т. зр.: Максимов Ю. В. Учение о Святом Духе в ранней Церкви (I-III вв.). М., 2007. С. 140-144). В антропологии М. настаивает на том, что образ Божий заключается не только в душе, но во всем человеке, в т. ч. и в его теле. Соответственно М. является дихотомистом, не отделяющим душу от духа (подробнее о богословии М. см.: СДХА. С. 431-451). В экзегетике М.- один из наиболее ярких последователей типологии, избегающей крайностей аллегорических толкований (подробнее см.: Там же. С. 451-480). Особое внимание М. уделял полемике с гностиками и иудеями. Его интерес к канону Свящ. Писания и путешествие на Св. землю также, очевидно, были связаны с антииудейской полемикой. Некоторые тексты православного богослужения Великого пятка и крестобогородичны среды и пятка Октоиха отражают косвенное влияние произведений М. на древнецерковную лит-ру. Об этом свидетельствуют, во-первых, употребление слова «Агница» применительно к Богоматери (подробнее см.: Там же. С. 574-575) и, во-вторых, особая выборка ветхозаветных чтений. Из 4 ветхозаветных текстов, развернуто цитируемых М. в § 61-64 гомилии «О Пасхе», 3 встречаются вместе именно в богослужении Страстного цикла: Пс 2. 1-2 является рефреном богослужения Великого пятка (как антифон 8-го гласа; весь псалом читается в начале царских часов ); Иер 11. 19 читается в Великий четверток на утрене (паримийное чтение Иер 11. 18-23; 12. 1-5, 9-11, 14) и на царских часах (9-й час) в Великий пяток, восходящих к глубокой древности, а Ис 53. 7-8 читается (в составе чтения Ис 52. 13 - 54. 2) в Великий пяток на 6-м часе и на вечерне.

http://pravenc.ru/text/2562906.html

6 . Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я Тот же, Который сказал: „ вот Я! “ Заметим, что в следующем же за этим непосредственно пророчестве главы 53, является поразительная картина страданий и смерти и славы Того, Который имеет явиться для спасения людей. Стих 6-ой и последующие настоящей 52-ой главы суть вступление, так сказать, к великому откровению о „Муже скорбей“, Который „взял на Себя наши немощи и понес болезни“ ( Ис. 53:3–4 ). Стих 6-ой наст. главы заключает в себе слова Самого Господа; значение их тожественно с словами Господа Иисуса ( Ин. 14:11 ): „Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне“; и „Я открыл имя Твое человекам“ ( Ин. 17:6 ) 1627 . Но мы ждем еще другого откровения, ибо „теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно“ ( 1Кор. 13:12 ), облеченные в бренное земное тело, но уж Исаии было открыто, что „явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие“ ( Ис. 40:5 и прим.); а Апостол (l. supr. cit.), после слова гадательно, поясняет: „тогда же лицем к лицу, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, – подобно, как я познан“. Это ожидание наше с трепетом в сердце, со слезами на глазах (говоря языком человеческим), увидеть Самого Его, нашего Спасителя, полного любви и милосердия и сострадания к нам грешным, и есть великая радость наша и причина всякого преуспеяния в нравственном развитии, как говорит Св. Апостол Павел Титу ( Тит. 2:11–13 ) „Благодать Божия.... научает нас.... жить праведно и благочестиво.... ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа“. Прибавим еще, что Св. Стефан ( Деян. 7:55–56 ) видел Господа Иисуса в образе человеческом („Сына человеческого“) стоящего одесную Бога; что Апостол Павел, говоря о Господе и о грядущем суде Афинянам, назвал Его: „Мужем, предопределенным судить вселенную“ ( Деян. 17:31 ), что Ангелы, явившиеся Апостолам, сподобившимся видеть вознесение на небо Господа в теле человеческом,-прославленном после Его воскресения,-сказали им: „Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо“ ( Деян. 1:11 ). Посему мы ждем увидеть Господа не в недоступной уму человеческому славе Творца мира, а в великой славе просветленного и превознесенного образа человеческого, который единый доступен созерцанию человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Апостол Павел желал побыть в Солуне возможно дольше; но беспокойные враги его Иудеи напали на дом Иасона, у которого жили и проповедовали Апостолы не только Евреям, но и язычникам. По счастию св. Павла в доме не было. Тогда враги Христовой веры оклеветали Апостолов пред имперскою властию, что Апостолы проповедуют о другом царе, кроме кесаря, чем возмущают всю империю. Это обвинение говорилось и против Самого Иисуса Христа. Очевидно, это обвинение сохранялось и прилагалось к делу Евреями всегда, когда они не могли придумать ничего нового для злой борьбы с распространявшимся христианством. Но начальники ясно увидели, что политическое преступление возводилось на Апостолов напрасно. Однако, чтобы успокоить толпу и утушить Еврейский гвалт, они взяли довольно с Иасона, Апостолов же принудили оставить Солунь. Со скорбию расставаясь с своими новыми чадами, Апостолы поставили для них настоятелей, поручив им дальнейшее руководство новообращенных Солунян ( 1Сол. 5:12 ). Обстоятельства написания послания Оставивши Солунян после 3–4 недельной проповеди у них и при том среди тяжелого испытания от восстания на них врагов (Евреев), св. Ап. Павел пытался не раз побывать опять в Солуне; но враги не дали ему возможности исполнить это желание его (2:17). Они явились за Апостолом даже в Берию, откуда Апостол считал удобным действовать на Солунян. Враги Апостола принудили его удалиться и отсюда. Оставивши в Берии Силу и Тимофея, Апостол отправился в Афины, куда просил вскоре прибыть к нему и его сотрудников. Ап. Тимофей действительно вскоре же пришел к нему и поведал о продолжающемся гонении на христиан в Солуне. Это подало повод Апостолу послать в Солунь Тимофея ( 1Сол. 3:1–2 ), в надежде, что он, как незнаемый в Солуне, мог долго пребывать там вне опасности от гонителей веры. Ап. Тимофей, подкрепивши Солунян словом своего христианского утешения, возвратился к Апостолу Павлу. Это было около 53-го года, когда св. Ап. Павел находился в Коринфе, пребывая здесь у единохудожников (скинотворцев) Акилы и Прискиллы, недавно оставивших Рим по повелению императора Клавдия, изгнавшего Евреев из Рима в 52 году. Св. Тимофей сообщил Апостолу, что Солуняне, не смотря на гонение, тверды в вере, слава о которой распространилась очень далеко. И в братской любви они преуспевали; но некоторые не вполне отрешились от пороков чувственности, корысти, лености и тому под. Кроме того, иные смущались думою о том, что верные, умершие прежде пришествия Христова, не получат благ Царства Божия. И многое другое несомненно сообщено было Апостолу относительно неточного понимания новообращенными Солунянами разных предметов веры. Не было умолчано и о том, что враги веры недоброжелательно говорили и о личных достоинствах Апостола и о его проповеди (2:17–3, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В описанном выше издании стихотворение «О душе» входит в первую часть первой книги и стоит в ней на 8-м месте 11 . Оно написано гекзаметром. Композиционно текст его состоит из двух разделов. В первом (строки 1–52) св. Григорий полемизирует с различными нехристианскими представлениями о происхождении и бытии человеческой души; во втором (строки 53–129) излагается положительное православное учение по данному вопросу. Соответственно содержанию меняется и интонация произведения: ирония и даже сарказм, присутствовавшие в начале, сменяются благоговением и радостью, рожденными от соприкосновения с истиной. Следует отметить, что хотя св. Григорий во всей полноте воспринял важнейшее, непреходящее достоинство античной культуры – способность и вкус к диалектике, он никогда не стремится к достижению исчерпывающих знаний в области философских идей, безусловно ложных с точки зрения христианства 12 . В частности, в стихотворении «О душе» не только сами эти идеи, но и их критика изложены довольно кратко и схематично. Отчасти это объяснимо тем, что опровержение язычества стало терять свою актуальность после смерти пытавшегося возродить его императора Юлиана в 363 г., но до некоторой степени определяется и требованиями стихотворного жанра. Помимо того, схематичность изложения античных концепций души во многом обязано тому, что св. Григорий опирался не на первоисточники, а на учебные сводки вроде «Мнения философов» (Placita philosophorum) псевдо-Плутарха или более пространные антологии (ср., напр., «Антологию» Иоанна Стобея). С такими учебниками св. Григорий мог познакомиться, когда обучался в Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах. Вопрос о необходимости стихотворного перевода поэтических сочинений свт. Григория неоднократно ставился русскими исследователями. Так, в середине XIX в. архимандрит Порфирий (Успенский) с горечью писал по этому поводу: «...Отсутствие гармоничной музыкальности подлинного стиха составляет важную и великую потерю...» 13 . Начало русским поэтическим переводам стихов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Варвара Евграфовна Чертова 6. Сестра Варвара (Варвара Александровна Шкляревич) 7. Родная 8. Луиза Легра 9. Женщины-христианки – образцы ухода за больными 10. Под Красным Крестом (памяти баронессы Ю.П.Вревской) 11. Бурские героини 12. Мать, умершая от радости при виде сына 13. Корнелия, мать братьев Гракхов 14. Маргарита Ропер 15. Сказание о доброй королеве, пожелавшей взять на себя крест ближних (Кармен Сильвы – королевы румынской Елизаветы), (легенда) 16. Екатерина Великая в домашнем и царском быту 17. Встреча с императрицей (Екатериной II) 18. Рассказы об императрице Марии Феодоровне, супруге императора Павла Петровича 19. Груня Богоданная 20. Графиня Анна Григорьевна Толстая 21. Бичер-Стоу – защитница негров 22. Царица-гусляр 23. Чудесный ящик 24. Материнская любовь (истинное происшествие) 25. Казачья колыбельная песня 26. Материнская молитва 27. Совет благоразумной супруги 28. Картина прекрасной семейной жизни, по описанию Тертуллиана 29. Муж и жена 30. О женских пересудах 31. «Положи, Господи, хранение устом моим» 32. Избегай злоречия 33. Не осуждай 34. Изречения слова Божия о мире с ближним 35. Заповедь Христа 36. Есть женщины в русских селениях 37. Пословицы из вседневной жизни 38. Тайная подвижница крестьянка Пелагия 39. Самоотверженный подвиг русской женщины, жены железнодорожного мастера 40. Геройский подвиг крестьянки Софьи Осетровой 41. Самоотвержение матери 42. По молитве матери (быль) 43. Христина Даниловна Алчевская 44. Слава труду 45. Русская писательница А.Н.Бахметева 46. Добрый обычай 47. Мужество христианки 48. Няня 49. История одной иконы 50. В храме 51. Истинная вдовица 52. Вдова и пророк Елисей (Книга 4 Царств, 4) 53. Фабиола 54. Вдовица Олимпиада 55. Утешение вдовы 56. Драгоценное наследство одной вдовы 57. Счастливая страна 58. Матери не должны роптать на Бога при потере детей своих 59. Письмо святителя Феофана Затворника к умирающей сестре 60. Таинственные сны и видения, удостоверяющие бытие загробной жизни 61. Помни о будущей жизни 62. Две вдовы и незнакомец (легенда) 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) необходима для нашего искупления: «Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). – «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупление всех» (Тим. 2:5, 6). – «Господь дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» ( Тит. 2:14 ). д) принята Богом как очистительная жертва: «когда... душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» ( Ис. 53:10 ). «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5:2 ). Смерть Господа была: а) добровольною: " Он предал душу Свою на смерть, и к элодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» ( Ис. 53:12 ). – «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представить Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» ( Мф. 26:53, 54 ). – «Я живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал. 2:20 ). – «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр. 9:14 ). б) незаслуженною: «Пилат... сказал: вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» ( Лк. 23:13–15 ). – «Отцы ваши... убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» ( Деян. 7:52 ). в) крестною казнию: «Иисуса, бив, предал Пилат на распятие. Выходя... встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест... Распявшие же Его делили одежды Его» ( Мф. 27:26, 32, 35 ). – «Был час третий, и распяли Его» ( Мк. 15:25 ). – «Когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его» ( Лк. 23:33 ). – «Пилат предал Его иудеям на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» ( Ин. 19:16–18 ). – «Иисуса Назорея... вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» ( Деян. 2:22, 23 ). – «Вы умертвили... Иисуса, повесивши на древе» ( Деян. 5:30 ). – «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Г. С. состоит из 3 книг, разделенных в соответствии с литургическим годом и включающих ок. 1700 молитв. 1-я книга содержит 107 глав. В нее входят молитвы для месс и служб суточного круга вигилии Рождества Христова, для дня праздника и его октавы (Гл. 1-5, 9), молитвы для месс на праздники святых Стефана (Гл. 6), Иоанна Богослова (Гл. 7), Вифлеемских младенцев (Гл. 8), Богоявления (Гл. 11-12); для месс воскресений за 3 (70-ца) (Гл. 13), за 2 (60-ца) (Гл. 14) недели и за 1 неделю перед Великим постом (Гл. 17); для 1-й седмицы Великого поста (Гл. 18-19) и воскресений Четыредесятницы (Гл. 25-28); для служб Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы и Пасхи (Гл. 37, 41-43, 45-46), Светлой седмицы (tocius albae) (Гл. 47-52), октавы Пасхи (Гл. 53) с отдельным чином, совершаемым «за стенами Рима» (in parochia) (Гл. 55); для воскресений периода Пятидесятницы (Гл. 57-62, 65), для праздника Вознесения Господня (Гл. 63-64), для вигилии Пятидесятницы и дня праздника (Гл. 77-81), для октавы Пятидесятницы (Гл. 84). Также в 1-ю книгу входят крещальные чины, чины хиротоний и освящения храма, дополнительные главы. Крещальные чины включают предкрещальные чины, совершаемые в течение Великого поста: избрание и молитвы за готовящихся к принятию Крещения (pro scrutinio), объявление их имен (denuntiatio) в понедельник 3-й седмицы поста, молитву над оглашаемыми, благословение соли, экзорцизмы, толкование Евангельских чтений после совершения обряда «отверзения ушей» (in aurium apertionum), толкование Символа веры и молитвы Господней (Гл. 26-36); чин благословения елея и мира (хризмы) в Великий четверг (Гл. 40); экзорцизм и передачу Символа веры (приводится на греч. и лат. языках) утром в Великую субботу, процессию к источнику и благословение его вод вечером (Гл. 44). На октаву Пасхи празднуется годовщина Крещения на прошлую Пасху (de Pascha annotina) (Гл. 54). На вигилию Пятидесятницы выписаны предкрещальные чины без длительного оглашения для особых случаев: возложение рук на бесноватых, больных, язычников, благословение вод источника, экзорцизмы, исповедание веры, благословение елея (Гл. 64-76).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010