время составляет ок. 700 чел. Н. сохранили рус. язык, древние церковно-бытовые традиции и богатый фольклор. Потомки Н. участвовали во мн. фестивалях народной культуры. В пос. Новокумском открыта этнодеревня Н. На базе этого центра проводятся конференции по истории, культуре и языку Н. Арх.: РГБ. Ф. 246. Д. 172. 2. Л. 2-3 об., 33-35 об., 96-98 об., 133-134 об., 175-179 об.; Д. 173. 2. Л. 1-67 об.; Д. 207. 2. Л. 10, 14 об.; Д. 188. 9. Л. 3-3 об., 5-11, 13-35; Дневник археографической экспедиции МГУ 1986-1987 гг.//Архив автора. Лит.: Павел (Прусский), архим. Краткое путешествие во св. град Иерусалим и прочие св. места. М., 1884. С. 102; Субботин Н. И. История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1899. Вып. 2. С. 294, 311-316; Короленко П. П. Некрасовские казаки//Изв. Об-ва любителей изучения Кубанской обл. Екатеринодар, 1900. Вып. 2. С. 6-15; Тумилевич Ф. В. Сказки и предания казаков-некрасовцев. Р. н/Д., 1961; Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины//Собр. соч. в 8 т. М., 1976. Т. 7. С. 310-314; Волкова Н. Г., Заседателева Л. Б. Казаки-некрасовцы: Осн. этапы этнического развития//ВМУ: Ист. 1986. 4. С. 44-54; Сень Д. В. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: Ист. пути казаков-некрасовцев (1708 г.- кон. 1920-х гг.). Краснодар, 2002; он же. Казаки-старообрядцы на Северном Кавказе: От первых ватаг к ханскому казачьему войску//Липоване. Од., 2005. Вып. 2. С. 11-13; Медведева В. Н. Казаки-некрасовцы на перекрестке культур//Муз. академия. 2002. 3. С. 42-50; Агеева Е. А., Денисов Н. Г. Новые факты истории//Там же. С. 53-57; Пригарин А. А. Формирование старообрядческого населения на Придунавье в кон. XVIII - нач. XIX вв.//Русские старообрядцы: Язык, культура, история: Сб. ст. к XIV Междунар. съезду славистов. М., 2008. С. 65-91; он же. Русские старообрядцы на Дунае. Од.; Измаил; М., 2010. С. 56-77, 299-348. Е. А. Агеева Рубрики: Ключевые слова: АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель

http://pravenc.ru/text/2564848.html

360 В 1775 г., по Высочайшему повелению от 15 янв., Яицкое Казачье войско за деятельное участие в Пугачевском бунте и «для Предания всего случившагося полному забвению» было переименовано в Уральское; река Яик переименована в р. Урал, а Яицкий городок – в Уральск (Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. т. XX, 1775 г. 14.235). 361 В Оренбурге – Спасо-Преображенский собор (1746–1750 г.), Введенский (1755–1758 гг.), Троицкая ц. (1744 г.), Вознесенская (1750–1755 гг. Георгиевская (1756–1761 гг.), в уезде в крепостях: Черноречинской – Казанская (1742 г.), Татищеве – Мих.-Архангельская (1744 г.), Рассыпной – Петропавловская (1730 г., вернее 1742 г.), Пречистенской – Богородицкая (1744 г.), Красногорской – Воскресенская (1741 г.), Орской – Преображенская (1734 г.), Губерлинской – часовня Иоанно- Предтеченская (1747 г.), Ильинской – часовня Ильинская (1744 г.) и др.; В Челябинском уезде, в крепостях: Эткульской – Богоявленская (после 1760 г.), Миасской – Ильинская (1743 г.), Таловской – Никольская (1752 г,); в Верхнеуральске – Богоявленская (1743 г.), в Магнитной – Троицкая (1747 г.), в Авзяно-Петровском заводе – Казанская (1755 г.), в Сакмарском городке (1733 г.), в Калмыковском – Флоро-Лаврская (1754 г.) и др. (Подобн. списки церквей см. «Оренбургская епархия, т. I» Н. Чернявского. Оренбург 1900 г., стр. 272–312). 362 С 1769 г., по приблизительному подсчету Рычкова, в Оренбургском крае инородцев было: в Уфимской провинции: башкир – 86384 чел., мещеряков – 13867 чел., в Исецкой – башкир – 19792 чел., мещеряков – 1683 чел., каракалпаков – 30000 чел.; крещеных калмыков – 8700 чел., мордвы – 880 душ, черемисов – 1000 дворов, чувашей – 500 дворов. 365 Н. Чернавский. Оренбургская епархия... т. I, стр. 147, 155. Ежемесячные сочинения. Спб. изд. Акад. Наук 1757 г. март, стр. 301, ср. январь, стр. 40–45. 368 Ежемесячные сочинения... Спб. 1757 г., январь, 36–37; март, 207, 213. При р. Чусовой, в вотчине Строгановых находилась сплавная пристань Ослянская, ближайшая (54 вер.) к Сибирскому Благодати-Кувшинскому заводу, при р. Кувше, впадающей в Туру; от Верхотурья в 111 вер. (там же, стр. 204, 208). Количество земли, пожалованной русскими царями Строгановым в Пермской губернии, равнялось приблизительно 10,382,047 дес.; с течением времени оно сократилось, но еще в 1715 году Строгановские земли представляли собой огромную территорию в 63897 кв. верст, вдвое больше нынешней Голландии (Д. Смышляев, Пермский край, т. II, стр. 90, Пермь 1893). Тут см. карту Строгановских вотчин 1734 г. с обозначением всех заводов и селений. О первоначальном и постепенном заселении земель Строгановых в Перми Великой см. Памятную книжку Пермской губ. 1889 г. Список сел в пермских владениях Строгановых, числом 53, в Орловском и Чусовском присудах в 1715 г. см. Пермская Старина. А. Дмитриева. Вып. II, стр. 188–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

На Джуванийском подворье в 1816 и в 1838 гг. подвизалось 50 чел., в 1845 г.- 30 (еще 30 чел. проживали на др. монастырских подворьях) ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 186; Burckhardt. 1992. P. 548-549). Несколько др. сведения о числе иноков в Джувании приводит А. А. Уманец: в 1843 г. он застал на подворье 22 монаха, в их числе неск. болгар, молдаван и украинца - 80-летнего старца Зосиму из Кременчуга, подвизавшегося там уже 40 лет ( Уманец. 1850. Ч. 1. С. 3). Среди насельников главного мон-ря было 2 болгарина, русский из Одессы (согласно еп. Порфирию, 2 рус. монаха), араб из Сирии и молдаванин; 2 грека также хорошо владели рус. языком, т. к. подолгу проживали в Одессе и Таганроге (Там же. С. 168, 260-261; Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 186). Известно, что еще в 1820 г. в Е. в. м. подвизались по 1 монаху из Малороссии и из Калужской губ. (Путешествие к святым местам. 1824. С. 123-124). В отсутствие архиепископа в Е. в. м. обителью управлял собор старцев во главе с дикеем, к-рый избирался всем братством и утверждался архиепископом. В собор старцев помимо дикея входили скевофилакс, эконом, письмоводитель (секретарь), иеромонахи и старшие иноки. В мон-ре сохранялся строгий общежительный устав, не допускалось мясоедение. «От воздержной жизни, при хорошем климате, синаиты все здоровы, крепки и доживают до глубокой старости,- именно, до 100 лет и более» ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 188). Джуванийское подворье представляло собой отдельную киновию, управляемую особым дикеем и избранными старцами. В 40-х гг. XIX в. из-за запрещения служить в собственной церкви синаиты посещали богослужение либо в патриаршей, либо в старой кладбищенской церкви в Каире (Там же. С. 188). В 1857 г. было достигнуто соглашение между Е. в. м. и Александрийским Патриархатом о том, что на Джуванийском подворье синаиты будут совершать службы при закрытых дверях, чтобы не отвлекать прихожан и жертвователей от храмов Александрийского Патриархата. В 1862 г. в связи с улучшением экономического положения Александрийской Церкви было получено разрешение Александрийского патриарха Иакова II свободно совершать богослужение на подворье ( Κοντογιννης . 1987. Σ. 175-176).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

К 1916 г. в Новгородской губ. ок. 25% детей получали начальное образование в церковноприходских школах, число школ достигло 651, а учащихся в них - 28 538 чел. (Стат. ежегодник Новгородского губ. земства за 1915 г. Новг., 1917. С. 126-127). Более 80% средств на содержание этих школ отпускалось из казны (Там же. С. 133). Архиеп. Арсений (Стадницкий), большой ревнитель общенародного пения в храме, провел в Новгороде 2 съезда учителей пения (1911 и 1913). В своем выступлении на первом из них он подчеркивал важность церковного пения, как составной части богослужения: «Эти мелодии, то возвышенно-простые, строгие и важные, то нежные, трогательные и умилительные, народ, как лучшее достояние свое, от чистого сердца отдает своей матери - Церкви». 18 сент. 1911 г. при Новгородском архиерейском доме в Лихудовском корпусе он открыл курсы для псаломщиков на 25 чел., направленные гл. обр. на улучшение их мастерства в области руководства церковным пением (Кафедра… Т. 3. Ч. 1. С. 1455), дополнительный псаломщический класс был оборудован под кабинетом архиепископа. К 1917 г. в Н. и С. е. действовали ДС, 7 духовных уч-щ (Белозерское, Боровичское, Кирилловское, Новгородское, Старорусское, Тихвинское, Устюженское), женское епархиальное уч-ще, все еще подразделенное на 2 отделения - (Державинское (младшее) и Деревяницкое (старшее). А. К. Галкин Противодействие старообрядцам и миссионерская деятельность в XVII - нач. XX в. Реформы патриарха Никона и начало раскола Русской Церкви сильно затронули Новгородскую епархию. Ок. 1666 г. в с. Остров Новгородского у. произошло одно из первых массовых (120 чел.) самосожжений старообрядцев ( Романова. 2012. С. 255). Крупнейшим событием противостояния правительства со старообрядцами стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг. , завершившееся осадой Соловецкого мон-ря и взятием его правительственными войсками. Мн. соловецкие монахи впосл. бежали из мон-ря и рассеялись по территории епархии, способствуя распространению раскола. В 70-х гг. XVII в. в епархии вели проповедь известные расколоучители - игум. Досифей , Н. К. Добрынин , старец Варлаам из Пскова, посадские люди Иван Дементьев и Василий Рукавишников, новгородский дворянин Дмитрий Хвостов, а также соловецкие монахи ( Румянцева. 1986. С. 188). В 60-90-х гг. XVII в. на территории Олонецкого у. стали появляться старообрядческие мон-ри и поселения - в окрестностях Троицкого Диодоро-Юрьегорского мон-ря в Водлозерском погосте, в Корбозерской вол. Пудожского погоста вблизи Салмозера, Курженская пуст. В 1694 г. в Олонецком у. возник крупнейший старообрядческий центр - Выголексинское общежительство .

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Указом Святейшего Синода от 15 сент. 1815 г. ОДК после 25-летнего бездействия была возобновлена, и ее возглавил архиеп. Алавердский и Телавский Досифей (Пицхелаури). В сент. 1817 г. ОДК была подчинена экзарху и управлению Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Согласно правилам работы ОДК, разработанным экзархом Феофилактом (Русановым), проповедь должны были вести по всем епархиям Грузии. Комиссия занималась крещением осетин, восстановлением заброшенных и возведением новых церквей. Штат ОДК состоял из архимандрита, игумена, 4 иеромонахов, 2 священников, 2 иеродиаконов, диакона, 8 церковнослужителей. Канцелярию вели секретарь, переводчик и 2 писца. Кроме лиц духовного звания, к комиссии были приписаны 100 казаков для охраны и 30 крестьян в качестве проводников. Из Гос. казначейства ежегодно на нужды ОДК выделялось 28 тыс. р. ( Малицкий. 1915. С. 134). Свящ. Алексий Гатуев писал, что «с 1817 года в Осетии священники распространяли христианство или мерами насилия, или путем раздачи денег, а потому только на бумаге могли увеличить счет обращенных осетин» ( Гатуев. 1900. С. 188). Свящ. Николай Самарганов представил в ОДК список осетин, крещенных им в Дигории, Куртатии, Алагирии и др. местах. В списке по Мачхеску значилось более 5 тыс. чел., к-рые, судя по пометкам на полях, «оставляли языческие заблуждения» за 50 к., серебряный крест, отрез ткани, зеркальце и ножницы. «Желание получить эти дары было так велико, что некоторые крестились по нескольку раз, переменяя для этого свое имя и переходя из своего прежнего местожительства в другое» ( Скитский. 1947. С. 180-191). Экзарх Феофилакт, обративший внимание на подобное беззаконие, предложил оказывать материальную помощь новокрещеным лишь после удостоверения искреннего ими исповедания Православия, а проповедь миссионеров считать завершенной, после того как новообращенные пожелают иметь свою церковь и священников. Эти меры улучшили работу комиссии, и за время экзаршества архиеп. Феофилакта число новообращенных в христианство достигло 47,1 тыс. чел., количество выстроенных и восстановленных из руин правосл. храмов - 29 ( Доброклонский. 1893. С. 48-49).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Раздел 2.1. Православные духовные миссии. Миссионерские общества и братства. Миссионерские съезды Алтайская духовная миссия. Основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухаревым). Все основные виды миссионерского делания – проповедь, обучение, богослужение – алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Миссионеры стремились не только привести язычников ко крещению, но и устроить все стороны жизни новокрещеных в духе православия. К 1843 г. на Алтае было построено 5 православных поселений, 2 храма, 3 школы и сиротский приют. За почти 14 лет руководства миссией прп. Макарием были крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей. Преемником прп. Макария стал прот. Стефан Ландышев. За 21 год управления им миссией было крещено ок. 3150 чел., открыты 2 новых миссионерских стана, в шести алтайских поселениях были устроены церкви и молитвенные дома. В 1866 г. число новокрещеных достигло 5000 чел. Продолжил развивать дело миссии с 1865 г. архим. Владимир (Петров), под руководством которого миссия достигла расцвета. Его преемником на посту начальника А. д. м. до 1891 г. был свт. Макарий (Невский) , поступивший в миссию в 1855 г. К концу XIX в. на Алтае насчитывалось 25 тысяч новообращенных, 188 христианских деревень, 67 храмов и 48 школ, в которых богослужение и преподавание велись на местных языках. К 1920 г. трудами миссионеров из язычества в Православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории. В 20–30-х гг. XX в. все учреждения миссии были закрыты. Возрождение миссии началось в конце 80-гг. XX в. Американская духовная миссия свт. Иннокентия (Вениаминова) . Началась в 20-годы XIX в. Главный организатор и активный деятель миссии – свт. Иннокентий (Вениаминов) , которого называют Апостолом Америки. Именно благодаря ему миссия Русской Православной Церкви в Америке особенно бурно развивалась до тех пор, пока Аляска не была продана США. К 1838 г. на Аляске и Алеутских островах было 4 священника, 4 храма, много часовен, школы и приюты для сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

В XVII в. в И. Б. м. подвизалось 150 иноков, в 1731 г.- ок. 100 ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 184). В практику И. Б. м. вошло переизбрание игумена каждые 2 года. Неизвестным остается точное время учреждения Патмосского Экзархата, включающего Патмос и расположенные рядом небольшие островки: Липси, Арки, Агатонисион, Фармаконисион, Левета и Фурни (экзарху подчинены все приходы и монастыри на данной территории). Впервые Экзархат упоминается в 1715 г. в синодальном послании К-польского патриарха Космы III, хотя особый статус острова был установлен еще в кон. XI в. имп. Алексеем I Комнином. Патмосский экзарх подчиняется непосредственно К-польскому патриарху. Церковная власть экзарха распространяется и на многочисленные подворья, находящиеся на территории Греции и вне ее пределов. Прп. Макарий Патмосский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) Прп. Макарий Патмосский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) В 1713 г. уроженец Патмоса местночтимый святой иеродиак. Макарий (Калогера) (прп. Макарий Патмосский (1688-1737)), получивший образование в Патриаршей великой школе нации в К-поле, основал к югу от пещеры Апокалипсиса церковную школу Патмиада - очаг просвещения и греч. культуры в Османской империи. В Патмиаде преподавались богословие, философия, греч. и лат. филология, риторика, логика и др. При обучении использовались рукописи из монастырской б-ки. Р. Покок отметил, что ученики Патмиады изучали «Физику» и «Метафизику» Аристотеля по манускрипту из б-ки И. Б. м. Если в 1731 г. число учеников Патмиады составляло чуть более 50 чел., то в 1737 г. оно превысило 100 чел. (Там же. С. 191, 347). Двух наиболее одаренных выпускников Патмиады Макарий назначил своими помощниками - иером. Косму с о-ва Лемнос и иером. Иакова Патмосского , а после его отъезда в Триполис - прп. Герасима Византийского († 1740). В Патмиаду с целью получить образование приезжали не только с островов Эгейского м. и из городов малоазийского побережья (Смирны и др.), но и из К-поля, Македонии, Фессалии, с Пелопоннеса, Ионических о-вов, Крита, Кипра, Синая (Там же. С. 188). В течение 6 лет в Патмиаде обучался В. Г. Григорович-Барский.

http://pravenc.ru/text/471591.html

По окладной книге 1676 г., к монастырю были приписаны храм в с. Ермолове с 36 дес. земли, вотчины - с. Димитриевское, деревни Горюшки, Перики (331 чел.), 188 четв. земли, сенных покосов на 500 копен, лес близ мон-ря, рыбная ловля на р. Вёрде. В 1763 г. мон-рь был оставлен на собственном содержании. На 1914 г. Д. м. принадлежали 1,5 дес. земли под монастырскими зданиями; 30 дес. пахотной земли близ с. Тёплого в Данковском у.; 49 дес. 353 саж. пахотной земли близ с. Астапова; в Ряжском у.- 50 дес. пахотной земли при с. Петрове; в Скопинском у. при с. Серзеве - 10 дес., близ дер. Микулиной - 10 дес. пахотной земли. В 5 верстах от обители имелся лесной участок в 48 дес.; в Михайловском у. при с. Плахине на р. Плетеной - мельница «о двух поставах». Земля и мельница сдавались в аренду; кроме денег от аренды на содержание Д. м. поступали средства от продажи свечей, проценты от доходных билетов на сумму 18 тыс. р. Настоятелями Д. м. до 1764 г. были и архимандриты и игумены, затем строители-иеромонахи. В 1742 г. в Д. м. числились 3 монаха, послушник, в кон. XIX в.- 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника, в 1914 г.- 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника, трудники. После 1918 г. Д. м. был закрыт, святыни реквизированы. На территории обители был устроен свинарник, в храмах - склады, в братском корпусе - школа. По свидетельству современников, иконами устилали пол в свинарнике. Посох Пересвета (длина 1,42 м, вес 2,25 кг) передан в Рязанский краеведческий музей (РИАМЗ). 16 окт. 1995 г. архиеп. Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) освятил храм во имя вмч. Димитрия Солунского, к-рый стал приходским. Решением Свящ. Синода от 4 янв. 1996 г. Д. м. был возобновлен, наместником назначен иером. (впосл. игумен) Амвросий (Калабухов). 11 июня того же года в Д. м. был совершен 1-й иноческий постриг 3 послушников, летом 1997 г.- еще 2. В 2006 г. в мон-ре проживали 14 насельников: настоятель - игум. Амвросий (Калабухов), 4 иеромонаха, иеродиакон, монах, послушник, 6 трудников. Братия духовно окормляет сельчан, живущих далеко от обители, а также учащихся школы-интерната пос. Заречный (103 чел.).

http://pravenc.ru/text/178249.html

В храмах области прошли сборы в Фонд обороны, на танковую колонну им. Димитрия Донского, на подарки бойцам Красной Армии, на оказание помощи раненым, семьям воинов и детям-сиротам на сумму ок. 3 млн р. (22 июня 1944), в 1-е полугодие 1945 г. было собрано более 1 250 тыс. р. 26 мая 1945 г. И. В. Сталин поблагодарил прихожан и духовенство Никольской ц. Воронежа за собранные деньги в Фонд помощи детям-сиротам, а также Усманский храм за помощь Красной Армии. В марте 1944 г. В. е. возглавил еп. Иона (Орлов). Одним из первых его дел стала организация благочиннических округов. К кон. 1944 г. епархия была разделена на 6 благочиний: Алексеевское (30 храмов), Борисоглебское (3 храма), Воронежское (8 храмов), Землянское (10 храмов), Острогожское (18 храмов) и Россошанское (14 храмов). К кон. 1945 г. граница епархии совпадала с границами Воронежской обл. Епархия располагала 94 храмами и 10 молитвенными домами, 39 храмов требовали капитального ремонта, 6 - восстановления, полный комплект богослужебных книг имелся лишь в 19 церквах. 26 из 85 районов области не имели действующих храмов, основная часть приходов находилась в крупных городах и на юго-западе Воронежской обл., бывшей в оккупации. Еп. Иона, обращаясь к властям, просил разрешения на увеличение числа действующих церквей до количества, способного удовлетворить запросы верующих. Был открыт 7-й благочиннический округ - Будённовский. В клире епархии состояли: 131 священник, 31 диакон и 43 псаломщика. В апр. 1944 - окт. 1946 г. были совершены 33 священнические и диаконские хиротонии. В 40-х гг. почти каждого умершего в Воронежской обл. отпевали, более 60% новорожденных были крещены. На пасхальных богослужениях в 1944 г. присутствовали: более 10 тыс. чел. в Воронеже, более 1 тыс. в пос. Анна, более 2,5 тыс. в с. Нижнедевицк, 1,5 тыс. чел. в с. Нов. Ольшанка. В 1944 г. власти разрешили колокольный звон внутри храмов, в марте 1946 г.- с колоколен, не запрещались крестные ходы с молебнами на поля и к источникам в выходные дни. В февр. 1945 г. Воронежский краеведческий музей вернул епархии 84 церковные книги, в 1947 г. б-ка ВГУ передала епархии 200 книг из бывш. б-ки Воронежского ДУ. В 1946 г. из Горцветметалла в Никольский собор поступило неск. колоколов, в 1944 г. Воронежский краеведческий музей передал собору 28 предметов - богослужебную утварь и иконы, в марте 1947 г.- 43 предмета. Ок. 188 храмов епархии было укомплектовано богослужебными книгами, при епархиальном управлении открылась б-ка. В 1946 г. в епархии было отремонтировано 92 храма.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Все имения Синода, архиерейских домов и мон-рей передавались в собственность гос-ва и подлежали ведению Коллегии экономии, бывш. монастырские крестьяне стали называться экономическими и начали платить в казну оброк в размере 1 р. 50 к. с души, мон-рям были оставлены только небольшие сады, огороды и пастбища. В казну перешли 8,5 млн дес. земли, ок. 2 млн крестьян (мужчин и женщин) и более 1,5 млн р. ежегодного дохода. Одновременно на казну было возложено материальное содержание архиерейских домов, мон-рей и духовных школ (в сумме выделялось лишь 188 тыс. р. ежегодно). Епархии были разделены на 3 класса: к 1-му были отнесены 3 епархии, ко 2-му - 8, к 3-му - 15. Также на 3 класса делились и обители. В соответствии с классом определялись суммы на содержание, а в мон-рях - и численность монашествующих. Мужской мон-рь 1-го класса имел право ежегодно получать из казны 2017,5 р. и содержать до 33 монашествующих, 2-го класса - 1311,9 р. и содержать до 17 чел., мон-рь 3-го класса - 806,3 р. и содержать до 12 чел. Вне разрядов были поставлены Троице-Сергиева лавра , Киево-Печерская лавра , а также кафедральные мон-ри: Александро-Невский (впосл. лавра), владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Ипатиевский во имя Святой Троицы , новгород-северский в честь Преображения Господня , черниговский Борисоглебский и Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех . Лаврам назначалось содержание в размере 10 070 р. в год (эта сумма пополнялась за счет пожертвований от имп. двора). Остальные обители либо становились заштатными (они тоже были разделены в 1764 на 3 класса в зависимости от числа монашествующих и существовали на пожертвования и средства от продажи различных изделий, а также на доходы от монастырских садов, огородов), либо упразднялись, приписывались к более крупным, обращались в приходские церкви. 10 апр. 1786 г. секуляризационная реформа была проведена на территории Киевского, Черниговского и Новгород-Северского наместничеств, 26 апр. 1788 г.- в Харьковском, Екатеринославском, Курском и Воронежском наместничествах, а в 1793-1795 гг.- в присоединенных губерниях Литвы, Зап.

http://pravenc.ru/text/189613.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010