В нач. 40-х гг. XV в. П. Л. поселился в Троице-Сергиевом мон-ре и прожил там до 1459 г. «Чудо о пресвитере Семионе» в составе Жития прп. Сергия Радонежского («О пресвитере и о мужи, бывших в Латинских странах»), в к-ром повествуется о бегстве священника с Ферраро-Флорентийского Собора и об отправке его в Троицкий мон-рь к игум. Зиновию, было написано П. Л. между 1441 (после того, как митр. Исидор покинул Москву) и 1443 (год преставления игум. Зиновия) гг. 1459 годом датируется переписанная П. Л. в Троицком мон-ре Псалтирь (РГБ. Ф. 173/I. 23). В этот период он работал над Житием прп. Сергия Радонежского, создав неск. редакций произведения, в т. ч. Проложную, а также Службу святому. Параллельно П. Л. трудился над циклом, посвященным прп. Никону Радонежскому, составив неск. редакций Жития и Службу. Ко 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. относят работу П. Л. над циклом, посвященным свт. Алексию, создание к-рого велось по заказу вел. кн. Василия II Васильевича и по благословению митр. Ионы, о чем агиограф сообщил во Второй редакции Жития. Существует предположение, что в 1459-1461 гг., т. е. в начале архиепископства Ионы (1459-1470), П. Л. 2-й раз посетил Новгород, где по заказу архиепископа дополнил свои старые произведения и написал новые. В Житии архиеп. Ионы сообщается, что «искусный книжным слогням» «Пахомий поп сербин, от Святыя Горы пришелец» пребывал у архиепископа в 1460 г., когда в новгородском Хутынском мон-ре произошло чудо с постельничим вел. князя Григорием Тумгенем. «Одаривъ его множеством сребра, куны же и соболми почтивъ», архиеп. Иона «повел же и житие с похвалным словом и канонъ преподобному Варламу списати, еще же и великому Ануфрию такоже послдование бднию списати повел… Повел же каноны и житиа списати и еще блаженныя княгини Олги началницы христианству в Русти земли… и преподобному Сав, создавшему монастырь на Вшер рк, и преже его бывшему архиепископу блаженному Еуфимию» (БЛДР. 1999. Т. 7. С. 232-253). Считается, что в это время П. Л. работал над Второй редакцией Жития прп. Варлаама и над циклом, посвященным свт. Евфимию (пахомиевские Служба прп. Онуфрию и сочинения о кнг. Ольге неизв.). По поручению архиеп. Ионы в Новгороде П. Л. также составил Службу прп. Антонию Печерскому, о чем сообщается в акростихе в составе канонов, и Похвальное слово на праздник Покрова Пресв. Богородицы, о чем агиограф пишет в послесловии. Возможно, работа над произведениями велась во 2-й приезд П. Л. в Новгород. Над сочинениями, посвященными прп. Савве Вишерскому, он работал, по-видимому, позднее.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Ок. 1658-1665 гг. И. являлся ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского мон-ря (был назначен при содействии Лазаря (Барановича) и киевского полковника В. Дворецкого). Точно датировать время руководства И. Киево-Могилянской коллегией невозможно. Нижняя граница - это кон. 1658 - нач. 1659 г., когда И. в качестве ректора коллегии и игумена Киево-Братского монастыря занимался ликвидацией последствий пожара, в к-ром сгорели монастырские и училищные корпуса. Благодаря ходатайствам И. киевский полковник Дворецкий универсалом от 3 мая 1659 г. восстановил сгоревшие грамоты на владения Киево-Братского мон-ря ( Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.). К., 20032. С. 50). 31 дек. 1659 г. по просьбе И. царь Алексей Михайлович дал жалованную грамоту на ремонт и строительство монашеских и учебных корпусов, Киево-Братскому мон-рю были пожалованы местечко Саворово и с. Мухоеды (с. Мухоеды принадлежало обители еще по универсалу Б. Хмельницкого 1656 г.), той же грамотой за монастырем были закреплены имения Плисецкое (Плесецкое) и Черногородка (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 224-226). В годы ректорства И. в коллегии преподавали Иннокентий (Гизель) и Антоний (Радивиловский) . И., будучи ректором, продолжал вести курс риторики. В 1662 г. по его инициативе в новую академическую церковь была внесена чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери . В нояб. 1663 г., когда польск. войска заняли Правобережную Украину, И. вместе с неск. правосл. иерархами (Перемышльским еп. Антонием (Винницким) , Львовским еп. Афанасием (Желиборским) и др.) был приглашен канцлером (впосл. примас Польши) Миколаем Пражмовским в Белую Церковь, где находилась ставка короля. Там состоялся диспут о примате папы Римского между придворным проповедником и секретарем кор. Яна Казимира иезуитом Адрианом Пекарским (Пикарским) и И. Материалы диспута изложены в соч. И. «Rozmowa biaocerkiewska...» (Nowogrodek-Siewierski, 1676). В 1-й пол. 60-х гг. (до 1665) И., оставив руководство Киево-Могилянской коллегией и Киево-Братским мон-рем, уехал из Киева. В лит-ре встречаются различные даты его отъезда: 1663 (В. О. Эйнгорн считал, что И. покинул Киев до поездки в Белую Церковь), 1664 или 1665 г. Издатели сб. документов akaдeмiя kih. XVII - поч. XIX ст.: Повсякденна icmopiя: Збiphuk дokyмehmib» (К., 2005. С. 500) на основании рукописных перечней ректоров датируют фактическое руководство И. Киево-Могилянской коллегией 1660-1662 гг. Путаницу создает тот факт, что, уехав из Киева, И. не отказался от должностей ректора и игумена, поэтому и в львовском изд. «Ключа разумения...» 30 сент. 1665 г., и в грамоте на Черниговскую архимандритию 1669 г. И. называл себя «ректором и игуменом Братского монастыря» (Письма Преосв. Лазаря (Барановича). 1865. С. 89), хотя по крайней мере с кон. 1665 г. Киево-Могилянской коллегией руководил Варлаам (Ясинский) .

http://pravenc.ru/text/577962.html

По условиям вассальной присяги, к-рую принесли крестоносцы визант. имп. Алексею I Комнину в 1096 г., все территории, завоеванные ими, в т. ч. и Антиохия, должны были перейти к Византийской империи. Однако, утвердившись в новых землях, крестоносцы отказались признать верховную власть К-поля под предлогом того, что Алексей Комнин не оказал им должной поддержки. Уже в первые годы XII в. произошли столкновения между византийцами и войсками кн. Боэмунда. В 1108 г. по Девольскому договору Боэмунд был вынужден признать себя вассалом Византии, но к тому времени он уже потерял влияние в А. к., а его преемник Танкред отказался выполнять договор. В XII в. Византия постоянно стремилась к расширению своего политического и церковного влияния в А. к. и к его подчинению. В 30-х гг. пограничные конфликты в Киликии между византийцами и арм. правителями стали поводом для крупного похода имп. Иоанна II в Сирию и Палестину. В 1137-1138 гг. он восстановил контроль Византии над всей территорией равнинной Киликии и добился от Антиохийского кн. Раймонда из Пуатье признания вассальной зависимости. В 1142 г. Иоанну II вновь пришлось вступить в Сирию и осадить Антиохию. Развернуть кампанию византийцам не удалось из-за неожиданной смерти Иоанна II (апр. 1143), но в 1144 г. Раймонд все же вынужден был отправиться в К-поль и принести вассальную присягу имп. Мануилу I. В 50-х гг. XII в. после потери Эдессы и при постоянной угрозе со стороны эмира Халеба (Алеппо) Нур ад-Дина отношения А. к. с Византией оставались нестабильными. По смерти Раймонда в течение ряда лет вынашивались планы брачного союза его вдовы Констанции и Андроника Комнина, дяди имп. Мануила. В 1155 г. новый правитель А. к. Рейнальд Шатильонский в союзе с Киликийской Арменией пошел на конфронтацию с Византией. Крестоносцы неожиданно высадились на визант. о-ве Кипр, разграбили его и захватили в плен дуку Иоанна Комнина. В ответ Мануил в 1158 г. начал вост. поход против Киликии и А. к. и еще до появления визант. войск в Сирии вынудил Рейнальда сдаться и признать себя вассалом и союзником Византии. Император восстановил свой контроль над Киликией и в 1159 г. совершил триумфальный въезд в Антиохию, где расположился визант. гарнизон. Это стало основой последующей гегемонии Византии в регионе. В 1161 г. Мануил женился на Марии, дочери Констанции и Раймонда из Пуатье. В 60-х и 70-х гг. мусульм. вторжения в А. к., несмотря на ряд новых неудач крестоносцев, сдерживались угрозой визант. вмешательства. Однако в кон. XII в., после поражений Византии в М. Азии и смерти Мануила Комнина, влияние империи на ход событий вокруг А. к. окончательно сошло на нет. Борьба с мусульманами

http://pravenc.ru/text/115778.html

Вол. 628) датируется нач. 80-х гг. XVI в., а сама редакция могла быть написана суздальским агиографом иноком Григорием в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. ( Клосс. 2001. С. 370-372). На основании каких источников Григорий добавил в первоначальный текст Жития прп. Евфимия эпизод, где идет речь об устройстве М. м., неизвестно. Кроме того, агиограф в данном эпизоде указывает лишь на намерение («и абие помысли») прп. Евфимия основать обитель и поставить церковь, не сообщая, когда оно было осуществлено. Поэтому следует критически оценивать встречающееся в лит-ре мнение ( Тихонравов. 1857. С. 115; Сахаров. 1870. С. 15; Зверинский. Т. 2. С. 87. 690; Смирнов. 1896. С. 134; Добронравов, Березин. 1898. С. 441; Сухов. 1909. С. 335-336; Колобанов. 1976. С. 37; он же. 1982. С. 111) о том, что ц. свт. Василия Великого и мон-рь в 50-х гг. XIV в. были основаны прп. Евфимием Суздальским (на тот момент простым иноком, не имевшим сана священника) во время его путешествия в Суздаль, предпринятого по просьбе вел. кн. Нижегородско-Суздальского Бориса Константиновича для устроения Спасо-Преображенского мон-ря. Тем более что Бережецкая дорога, по к-рой должен был проходить прп. Евфимий, во 2-й пол. XIV - нач. XV в. пролегала в стороне от М. м. Об этом свидетельствует текст жалованной грамоты вел. кн. Василия II Васильевича , датируемой предположительно 30-ми гг. XV в., в к-ром дорога, проложенная через М. м., названа «непошлой», т. е. новой, в противоположность «пошлой» - прежней Бережецкой дороге, пролегавшей вдоль монастырских владений (АИ. Т. 1. 70. С. 122; АСЭИ. Т. 2. 439. С. 482). Обнаружить к.-л. сведения о существовании М. м. в кон. XIV - нач. XV в. (еще при жизни прп. Евфимия Суздальского) можно на основе анализа неск. грамот, данных суздальскому Евфимиеву мон-рю на «воды» и рыбные ловли в Гороховецком у. Две хронологически наиболее ранние грамоты, исходившие от Нижегородского кн. Даниила Борисовича (датируемые издателями периодами ок. 1394-1404 и ок. 1405-1415), не содержат прямого упоминания о М.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

Г. Шеделя, И. Г. Григоровича-Барского, И. Ф. Мичурина, П. И. Неелова). По его утверждению, «приобучивши себя при строениях лаврских каменщицкому мастерству, производил оное елико мог с усердием к лавре святой. Был в строениях болшой колоколни, ключни, трапезной кухни, Клова, на Далней и Ближней пещерах колоколен, в Китаевской пустыне и в местечку Василкове божиих церквей, в поправлении от бывшего пожара типографии и все прочии многоразличные внутрь и вне лавры строения ж каменные по указанию от ее исправлял, будучи настоящим мастером. В каковых трудах от молодых лет всю жизнь мою, даже до конечной и видимой несостоятельности провождал, о чем и лавре не безызвестно есть» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 4). На основании документов Шиденко опроверг участие мастера в возведении лаврских строений, появившихся до 1740 г., когда К. еще не поселился в Печерском местечке (в списках жителей за 1737 и 1738 гг. его имя отсутствует). В ряду значительных сооружений в стиле барокко, «поправленных» К., была Вознесенская ц. бывш. девичьего мон-ря возле Киево-Печерской лавры, ставшая гарнизонной после сооружения Печерской крепости; построена в 1701-1705 гг., отреставрирована при участии К. в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVIII в. (Там же. Оп. 1 общ. Д. 62. Л. 133, 138; Крайня. 2012. С. 68, 73). К восстановлению церкви был привлечен архит. Мичурин (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 62. Л. 98-99 об., 108). В 40-х гг. XVIII в. он руководил строительством киевской Андреевской ц. (проект архит. Б. Ф. Растрелли), в котором также принимал участие К. (Там же. Ф. 59. Оп. 1. Д. 1567. Л. 42 об.; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 90. Л. 63, 67; Оп. 2 общ. Д. 4. Л. 2). Среди «прочих» строений следует упомянуть лаврские погреба. Почерк мастера красноречиво раскрывается в сохранившемся здании братской кухни, примыкающем к трапезной палате кон. XIX в. в юго-вост. части Соборной пл. Киево-Печерской лавры. Ведущими архитектурными мотивами в отделке стен кухни являются сильно выступающие лопатки и раскрепованный карниз.

http://pravenc.ru/text/1841620.html

Над ракой со св. мощами О. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится единоличный образ святого, написанный в 40-х гг. XIX в. (с поновления кон. ХХ в.) в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха . Преподобный представлен по пояс, в развороте вправо, на нем ряса и мантия, голова не покрыта, пряди слегка вьющихся каштановых волос лежат на плечах, в небольшой окладистой бороде видна проседь; левая рука приложена к груди, правой, на кисти к-рой четки, прижимает к себе закрытую книгу, с заложенным между страницами указательным пальцем. В монументальной живописи изображение О. помещено в группу святых XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Изображение О. имеется в масштабной соборной композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ; в т. ч. на иконах кон. XX - нач. XXI в., восходящих к этой композиции) - в группе чудотворцев Ближних пещер ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578445.html

С XV в. В. м. владел населенными землями и угодьями, пожалованными митрополитами, а также купленными или подаренными частными лицами. К сер. XVII в. во Владимирском у. мон-рю принадлежали село, сельцо, 5 деревень, 14 пустошей, полупустошь и треть пустоши - всего 804 чети земли. В документах XVI в. сохранились сведения о выплате В. м. митрополитом ружного жалованья. В 1644-1647 гг. на монастырской земле стояли 84 двора (135 крестьян муж. пола), в 1678 г.- 130-138 дворов (373 крестьянина муж. пола), в 1721 г. числилось 470 крестьян, в 1744 г.- 463 крестьянина. В 1644-1647 гг. мон-рь владел мельницей, в 1763 г.- 4 мельницами. В 20-60-х гг. XVIII в. повинности в пользу мон-ря состояли из окладных оборочных денег с крестьян и денег, собираемых с духовенства (ок. 23 р. в год), а также натуральных поборов (ок. 223 пудов овса, пшеницы, гороха, гречи, ячменя, конопли). Неокладные доходы состояли из сборов за сдаваемые в аренду земли и угодья, платы за требы и др. В 1749 г. эти доходы составили 79 р. 32 к., в 1761 г.- 124 р. 87 к. В. м. собирал подушную подать с крестьян в пользу гос-ва: в 1721 г.- 116 р., в 1763 г.- 231 р. 50 к. В 1722 г. к В. м. были приписаны Покровский на Нерли и любецкий Успенский мон-ри, в 1725-1727 гг. Космин Яхромский мон-рь . При учреждении штатов В. м. предполагалось оставить на собственном содержании, однако он был упразднен (вместо Санаксарской пуст., предназначенной к упразднению, но сохраненной по воле имп. Екатерины II). Никольский храм стал приходским, клирикам было выделено на пропитание 3 дес. пашни и угодий. Указом Синода 11 апр. 1775 г. В. м. был возобновлен как 2-классный с архимандричьим управлением, в нем поселили архимандрита и братию упраздненного Константино-Еленинского мон-ря, находившегося в вост. предместье Владимира. До нач. XIX в. В. м. именовался Цареконстантиновским Волосовым или Цареконстантиновским. Указом Владимирской консистории 16 марта 1844 г. В. м. «по случаю крайних ветхостей зданий» был упразднен и приписан к Боголюбскому мон-рю с передачей последнему всего имущества. Капитал обители (20 727 р.) был передан через Владимирскую консисторию во Владимирский приказ общественного призрения; проценты с капитала использовались для нужд Боголюбского мон-ря и на ремонт В. м. В ризницу Боголюбского мон-ря поступили из В. м. Евангелие с вкладной записью 1544 г. Рязанского еп. Ионы, рукописное Евангелие, вложенное в янв. 1583 г. А. Михайловым, а также рукописные Евангелия, поступившие в мон-рь в качестве вкладов в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/155175.html

1910. С. 106). Первая школа О. в. была открыта в 1863 г. в Даллагкау. В 1864-1871 гг. количество школ, находящихся в ведении О. в., колебалось от 30 до 40, в них училось свыше 1 тыс. детей. В 1870 г. на строительство школ подобного типа было потрачено более 33 тыс. р. (НА Грузии. Ф. 493. Д. 93. Л. 4). Особое внимание О. в. уделяло образованию женщин: были основаны 3 жен. школы (1-я - в 1863 во Владикавказе), в к-рых помимо духовных дисциплин девушки изучали домоведение, занимались рукоделием и др. В 1906/07 уч. г. действовали 85 принадлежавших О. в. школ: 18 - во Владикавказской епархии на Сев. Кавказе; 50 - в Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии (в т. ч. 9 - в Душети, 9 - в Тианети, 5 - в Закатальском окр., 4 - в Эриванской губ., 2 - в Елизаветпольской губ., одна - в Карсской обл., 2 - в Бакинской губ. и др.); 7 в Имеретинской епархии (все в Сванети); одна - в Гурийско-Мингрельской епархии ; 8 - в Сухумской епархии (Списки учителей и законоучителей по школам за 1906-1907 г.//Отчет... за 1906-1907 гг. 1909. С. 136-193). Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Были созданы отд-ния О. в. во Владикавказе, в Гурии, Мегрелии, Абхазии, Туш-Пшав-Хевсурети, Аджарии. С целью улучшения работы О. в. 19 окт. 1895 г. в Тифлисе при содействии сщмч. Ермогена (Долганёва) было основано Епархиальное миссионерское духовно-просветительское братство, к-рое занималось культурно-просветительской работой; в 1905 г. создано Епархиально-миссионерское братство при 1-й тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила, председателем стал прот. С. Городцов (впосл. митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов)). В 1906-1907 гг. О. в. принадлежало 119 приходов: 60 - в Карталино-Кахетинской епархии (в т. ч. 7 - в Тушинском благочинии, 11 - в Пшаво-Хевсурском, 4 - в Ингилойском, 15 - в Джавском, 7 - в Ортевском, 6 - в Кобийском, 5 - в Ахалцихском, 5 - в Эриванском благочинническом окр.); 40 - в Сухумской епархии; 19 - в Имеретинской епархии (Ведомость о приходах и причтах Об-ва за 1906-1907 гг.//Там же.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

Антоний (Зонов). С 1922 г. игум. Христина вместе с еп. Вениамином активно боролась с обновленчеством в Уфимской епархии, распространяла многократно переписанное послание 18 июня 1922 г. митр. Ярославского Агафангела (Преображенского) о неподчинении обновленческому ВЦУ, а также «Послание против обновленцев 27 марта 1923 г. Собора автокефальных викарных епископов Уфимской епархии» Трофима (Якобчука), Иоанна (Пояркова) , Марка (Боголюбова) и Петра (Гасилова) . В июле 1923 г. в Москве игум. Христина встречалась с освобожденным из-под ареста Святейшим Патриархом Тихоном . 15 сент. 1928 г. сельхозартель была закрыта, игум. Христина расстреляна, сестры переселены в бараки на р. Яманъелга для работ на лесоповале. В 1929-1930 гг. мн. монахини были сосланы в СЛОН и др. лагеря. Архим. Антоний (Зонов) был арестован и заключен в концлагерь на 5 лет. Осенью 1928 г. Вознесенский храм был обращен в приходский. С окт. 1928 г. в Г. м. разместилась коммуна «Октябрь», к-рой была передана Георгиевская ц. «под культпросвет как изба-читальня», а 23 авг. 1929 г.- Вознесенский храм. В нач. 50-х гг. XX в. в зданиях мон-ря разместилось подсобное хозяйство МВД Башкирской АССР. После 1954 г. почти все постройки Г. м. были уничтожены, в 60-80-х гг. Святые кустики посещали паломники. В мае 1998 г. Г. м. был возрожден как скит уфимского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , строителем к-рого стал иером. Варлаам (Максаков). Решением Свящ. Синода от 26 дек. 2002 г. Успенский мон-рь был переведен из Уфы в Святые кустики с переименованием в Успения Пресв. Богородицы Свято-Георгиевский муж. мон-рь (Уфимской епархии). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 182. Д. 1778. Л. 6-11; ЦГИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 2. Д. 1642; Архив УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-20193; ВФ-16156. Ист.: Рапорт благочинного мон-рей епархии архим. Андроника преосв. Антонию, еп. Уфимскому, от 26 дек. 1901 г.//Уфимские ЕВ. 1902. 3. С. 156-157; Политбюро и Церковь. 1998. Кн. 2. С. 384-385. Лит.: Андроник (Никольский), архим. Св. кустики//Уфимские ЕВ. 1902. 4. С. 234-235; Основательница Георгиевского жен. мон-ря, Бирского у., игум. Серафима//Уфимские ЕВ. 1911. 8. С. 312-320; Серафим [Кузнецов], игум. Георгиевский жен. мон-рь, именуемый «Св. Кустики», в Уфимской епархии, Бирском у. Кунгур, 1913; Борисова Т. Стали «Св. Кустики» скитом Успенского мон-ря//Уфимские ЕВ. 1999. 3-4; она же. Уфимский Свято-Успенский муж. мон-рь. Уфа, 1999; Зимина Н. П. Жизнеописание викария Уфимской епархии 1920-х гг. еп. Байкинского Вениамина (Фролова)//Церковь в истории России. М., 2005. Сб. 6. Н. П. Зимина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164475.html

В османскую эпоху обострилась борьба между представителями различных христ. исповеданий за обладание св. местами Палестины. В Патриаршество Г. происходили столкновения православных с католиками. Стороны оспаривали владение кувуклием Св. Гроба, к-рый в 30-х гг. был отреставрирован Г., а в 50-х - францисканскими монахами. В кон. 40-х гг. Г. добился сноса католич. алтаря, установленного незадолго до того на месте Снятия с Креста, однако не смог помешать размещению такого же алтаря в маронитском приделе храма Св. Гроба. Источники отмечают конфликты христ. конфессий в нач. 60-х гг. за первенство при проведении обряда возжигания Благодатного огня в Великую субботу. В 1561 г. османские власти изгнали францисканских монахов из их мон-ря на горе Сион, обращенного в мусульм. вакф. Взамен им передали мон-рь св. Иоанна Богослова (по др. версии, францисканцы первоначально взяли мон-рь в аренду, а в 1590 окончательно присвоили его). Отношения Г. с соседним Александрийским Патриархатом были омрачены давним спором о границах. В 1530 и 1542 гг. Александрийский патриарх Иоаким официально отказывался от претензий на Газу, Синай и Керак, однако долгие годы 2 Патриархата вели споры за богатый мон-рь вмц. Екатерины на Синае, тесно связанный с Египтом. В 1540 г. Г. учредил на Синае епископскую кафедру, чтобы ограничить там влияние патриарха Иоакима. В 1544 г. спор патриархов был перенесен в Стамбул, где Г. при поддержке К-польского патриарха закрепил свои права на Синай. Однако патриарх Иоаким, воспользовавшись недостойным поведением Синайского еп. Макария, в 1557 г. на Соборе 3 вост. патриархов добился упразднения кафедры, принадлежавшей Иерусалимскому Патриархату на Синае и снова претендовал на покровительство мон-рю. Затяжной конфликт был окончательно разрешен в июле 1575 г. на новом Соборе в Стамбуле. Председательствовавший на Соборе Г. настоял на восстановлении Синайской епископской кафедры, причисленной к диоцезу Иерусалимского Патриархата. В Патриаршество Г. возобновились контакты Иерусалимской Церкви с Россией. В источниках сохранилось свидетельство о посещении в марте 1541 г. Новгородского архиеп. Макария посланцами Иерусалимского патриарха, прибывшими на Русь для сбора милостыни. В 1543 г. Г., находившийся в Стамбуле, поставил подпись под посланием греч. иерархов к рус. царю с просьбой об освобождении прп. Максима Грека. В 1548 г. Г. непосредственно обратился в Москву с просьбой о милостыне, патриаршие посланники старцы Даниил и Гавриил прибыли в Россию летом 1550 г. Огромная милостыня была отправлена из Москвы на правосл. Восток в 1558 г. с посольством архидиак. Геннадия и Василия Позднякова. Весной 1560 г. в Иерусалиме Поздняков вручил царское жалованье Г. и главам серб. и груз. монашеских общин Палестины.

http://pravenc.ru/text/164737.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010