С 1893 г. жил в Москве. В 1895-1901 гг. дирижер Русского хорового об-ва (РХО), в 1899-1906 гг.- Русской частной оперы С. И. Мамонтова и Оперного театра С. И. Зимина, а с 1925 г.- Большого театра. Под рук. И.-И. 9 марта 1913 г. силами соединенных хоров РХО, Московской консерватории и Синодального уч-ща церковного пения было осуществлено 1-е в Москве исполнение «Страстей по Матфею» И. С. Баха. С 1893 г. профессор, в 1905-1918 гг. директор, в 1919-1922 гг. ректор Московской консерватории; преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вел оперный класс. По приглашению С. В. Смоленского преподавал в Синодальном уч-ще (1894-1896), был членом Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще (1916-1917). В числе учеников И.-И.- известные музыканты Д. И. Аракишвили , А. М. Баланчивадзе, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, З. П. Палиашвили , Ю. С. Сахновский и др. В 1924-1925 гг. ректор и профессор по классу композиции Грузинской консерватории. Имя И.-И. в 1924 г. присвоено муз. уч-щу, в 1996 г.- образованному на его основе Музыкально-педагогическому ин-ту в Москве, а также муз. школам в Ростове-на-Дону и Гатчине. В своих муз. произведениях И.-И. опирался на традиции рус. классики, его творчество отличается жанровым многообразием: он - автор 6 опер, 2 симфоний, увертюры «Яр-Хмель» (ор. 1, 1881), 6 оркестровых сюит, в т. ч. «Кавказских эскизов» (op. 10, 1895), симфонической поэмы «Мцыри» (op. 54, 1924) и др. сочинений для оркестра, ряда кантат, в т. ч. «Коронационной приветственной кантаты» для детского хора на слова В. Буслаева (ор. 12, 1895), музыки к исторической пьесе В. М. Гончарова «Ермак Тимофеевич» (op. 50) для голоса, хора и оркестра, камерной музыки, свыше 60 произведений для вокальных ансамблей и хоров, свыше 100 сочинений для голоса и фортепиано. К духовной музыке И.-И. обратился в кон. 90-х гг. XIX в. под влиянием Смоленского (см. письмо И.-И. Смоленскому от 12 апр. 1902 г.: РГИА. Ф. 1119. 137. Л. 4-5). Тяготея к циклическим формам, создал «Литургию св. Иоанна Златоуста» (18 номеров, в т. ч. причастный стих «Утвердися сердце мое во мне» на текст 1 Цар 2. 1-10) и «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (12 номеров, 1904; гл. обр. неизменяемые песнопения, за исключением «Господи, воззвах» и степенн, к-рые также являются авторскими сочинениями), а также жанровые циклы «Два запричастных стиха» и «Пять херувимских песней».

http://pravenc.ru/text/673803.html

В мае 1794 г. по предложению еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) решением Синода П. П. м. был перенесен на новое место - вверх по течению р. Суры, ближе к новому руслу р. Пенза (с 1703), где располагалось Вознесенское кладбище (район совр. ул. Индустриальной). По ходатайству еп. Феофила решением Синода, утвержденным имп. Павлом I Петровичем 27 апр. 1798 г., в П. П. м. был переведен штат упраздненного третьеклассного Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ; П. П. м. был отнесен к 3-му классу, а управлявший им строитель Израиль (Данилов) возведен в сан архимандрита (ПСЗ. Т. 25. 18500. С. 220-221). История обители в 1-й пол. XIX в. изложена в описании 50-60-х гг. XIX в., обнаруженном в церковном архиве с. Владыкина Мокшанского у. и опубликованном краеведом свящ. Н. Ф. Быстровым (1864-1936) (см.: Быстров. 1886). Оно составлено на основе материалов монастырского архива настоятелями П. П. м. архимандритами Павлом (1849-1855) и Кифой (1855-1858), а также инспектором Пензенской ДС Серафимом (Ильинским) ( Быстров. 1886. 17. С. 2-3. Примеч. 2). В 1802-1807 гг. П. П. м. возглавлял брат еп. Августина (Виноградского) архим. Амвросий (Виноградский), при к-ром указом Синода от 17 дек. 1802 г. архимандритам обители было дозволено «носить мантии камлотовыя с зелеными бархатными скрижалями», если они будут ректорами Пензенской ДС (ИРИ. Т. 5. С. 465). Во время Отечественной войны 1812 г. настоятель (1812-1815) архим. Аарон (Нарциссов ; впосл. епископ) передал 50 р. в комитет пожертвований для ополчения при Пензенской духовной консистории. Среди воинов Пензенского ополчения, возвратившихся после заграничных походов, известен Афанасий Герасимов, послушник П. П. м. ратник артиллерийской команды. В 1857 г. по указу Пензенской духовной консистории П. П. м. принял на обучение причетнической должности «6 полусирот из духовного сословия», училище содержалось из «монастырской казны» (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1946; Родичева Е. А. Мон-ри Ср. Поволжья во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Пенза, 2012. С. 53). В 1862-1869 гг. П. П. м. управлял архим. Иоасаф (Пашин), ректор Пензенской ДС и известный духовный писатель. По инициативе настоятеля архим. Кирилла (Щеглова; 1880-1897) при П. П. м. был возобновлен причетнический класс, где сам архимандрит обучал послушников ( Корольков. 1897. С. 126). В посл. четв. XIX в. при мон-ре была открыта бесплатная столовая. В 1903-1906 гг. обитель возглавлял архим. Леонид (Скобеев ; впосл. епископ, один из руководителей обновленчества ). После создания по указу Синода от 11 июня 1910 г. Краснослободского викариатства П. П. м. стал резиденцией 1-го викария еп. Григория (Соколова), в 1922 г. ушедшего на покой и проживавшего в обители.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Шел 1961 год. Церковь требовала ремонта, и священник обратился к прихожанам с просьбой о пожертвовании, пошли переводы. Районные власти обвинили священника в присвоении денег. Женщин, членов церковного совета, запугали, через день пригнали тракторы и тросами сорвали купола с крестами, заключенные выбрасывали иконы из храма, ломами крушили иконостас, облачались в священные одежды и в таком виде показывались жителям, собравшимся вокруг церкви. Народ стонал, кричал: «Не ломайте, оставьте святыню!» Затем учителя привели детей и разобрали по кирпичику печи. От церкви остались только стены, их разрушить не смогли. Иконы увезли в Юргамыш и сложили под сценой районного Дома культуры. Кто-то указал культработникам, что иконы оказались в воде и их перенесли в комнатку за кулисами сцены. В 1970-х годах, во время ремонта РДК, в дождливое лето строители из этих икон выложили дорожку от РДК до туалета. Так погибли ценности, доставшиеся от предков». В «Истории Курганской области», в т.4, в разделе «Краткий обзор дел церквей Курганского уезда» приведены такие сведения: «деревня Чинеевская — крестьяне 15 чел., сдали на строительство 240 руб., из них по 5 руб. — 5 чел., по 10 — 2, по 15 — 3, по 20 — 2, по 25 — 2, по 50 — 1 и т.д., есть по 2 и З руб., всего 52 чел. и от доброхотов сборщик получил 82 р. 30 к., потом шли новые сборы, которые в целом дали 807 р. 60 к. Позже поступили 37 руб., д. Медвежьей крестьянин П. Заворин приложил колокол на 5 пудов — 255 руб., С. Иванов на колокол внес 25 руб., д. Губерлинской Вохминцев — 10 руб. и т. д., новый сбор составил 461 руб., при закладке церкви собрали 195, от общества 70 и т.д., всего добавлено 731 р. 60 к., занято у протопопа 100 р., от сборщиков поступило 50 р. и т. д., или новый сбор составил 1837 р. Все сборы равнялись 3847,6 руб. Для строительства церкви были на Иковской ярмарке куплены гвозди, железо, на Шадринской — крюки для дверей, листовое железо, гвозди, замок и др. На ярмарке в деревне Кисловой куплены гвозди, береста, тес, колокол и пр., всего потрачено 4162 руб. Книги о приходе денег и вещей Чинеевской церкви за 1923-1930 гг. показывают на 1823 г. поступления за свечи 24 р., в подаяние (кошелек и кружка) — 10,8 р. и т. д., всего 167 р. 30 к., в расход пущены 97 р.65 к., 1824 г. — 266 и осталось 38,3 р., 1826 г. —96,5 и 28,1 р., 1830 г. — 321,99 и 318,54 р. (это д. 3). В д. 8 с. Чинеевского Власия-Модестовской церкви за 1823 — 46 гг. содержится опись утвари и имущества: церковь деревянная, однопрестольная, 11 окон, ставни и запоры. З двери, в паперти направо кладовая с дверьми, слева караульная. С церковью в одной связи колокольня с точеными балясями, при церкви крыльцо открытое брусчатое. На церкви и колокольне кресты железные, покрашенные желтой краской, внутри помещения иконостас, образа, лампада, священные сосуды, святые евангелия, кресты напрестольные, кадила, подсвечники и др. (книга прихода денег и вещей вновь строящейся Чинеевской церкви)».

http://sobory.ru/article/?object=26259

В 50-60 годы в здании собора размещалась база РайПотребСоюза. Вот как описывается состояние собора в городской газете «Ленинский путь» от 1960 года: «В 50-ых годах красочное пятиглавие было снесено, кровельное железо снято на другие нужды. Соборная церковь XVII века покрыта деревянным тесом наподобие деревянных кузниц. Северная стена подвергается размыву, осыпается кирпич за кирпичом. Скоро архитектурный памятник, древнее которого нет и в бывшем губернском городе Симбирске, превратиться в жалкие руины». До 1969 года здание использовалось как склад. В 1969-1970 гг. по инициативе креведов и Алатырского отделения Всеросийского общества по охране памятников истории и культуры при поддержке властей города и деятельном участии завода «Электроприбор» были начаты реставрационно-восстановительные работы, продолжавшиеся в три этапа: — 1971-1973 гг. — разбор и восстановление здания; — 1973-1975 гг. — внутренние и внешние штукатурные работы; — 1975-1976 гг. — завершение и установка пятиглавия собора. Большую роль в реставрации здания сыграли Я.А.Сулимо-Самуйло, Н.А.Яшин, Г.П.Громилов и другие. Изначально казалось, что восстановить полуразрушенное здание — это невыполнимая задача, однако по сохранившемся фотографиям городские умельцы сделали невозможное и инициатива многих энтузиастов увенчалась успехом. С завершением всех работ пятиглавое здание приобрело свой архитектурный облик и удачно вписалось а ансамбль площади Октябрьской революции. В 1974 года здание было передано под краеведческий музей. В соответствии с распоряжением Совета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 1974 года, собор Иоанна Предтечи в Алатыре 1703 года постройки принят под охрану государства как памятник архитектуры. С 1995 года собор является памятником истории и культуры федерального значения. В 1999 году краеведческий музей был выведен из здания памятника. 4 февраля 2002 года совершилось малое освящение храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, а в августе 2006 года, епископом Алатырским Савватием, храм был освящен полностью. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Приблизительно с 1932 г. его занятия светской живописью (пейзажи с видами парижских окраин, зарисовки старинных церквей, цикл акварельных иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Нос», декоративное панно, выполненное совместно с Гончаровой, и др.) стали перемежаться с обращением к церковному искусству: Круг брал уроки по технологии иконописи у П. А. Фёдорова, пользовался советами и указаниями инокини Иоанны (Ю. Н. Рейтлингер). С 1933 г. он - активный член правосл. братства свт. Фотия в Париже, возглавлявшегося В. Н. Лосским. Члены братства распространяли Православие на Западе, разрабатывали богословские проблемы, в т. ч. богословия правосл. образа. В 1934 г. Круг вступил в парижское об-во «Икона», объединившее художников-иконописцев рус. эмиграции и исследователей в этой области. В 1935 г. при участии Успенского осуществил основные художественные работы в церкви Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже. В 1937 (Le Pere Grégoire. Р. 38) или в 1938 г. (ГРМ. СР. Ф. 133. Д. 457) совместно с Успенским расписал Покровскую часовню на «русской ферме» в Грорувре (не сохр., иконостас и росписи известны по фотографиям: Арх. Л. А. Успенского. Оп. 5. Д. 1-28). В годы оккупации Парижа Круг пережил острый душевный и творческий кризис. По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при ц. Св. Троицы, нес послушание псаломщика и певца. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц, в 1945-1946 гг., приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 г. от настоятеля ванвской церкви и своего духовного о. Сергия (Шевича) принял монашеский постриг с именем Григорий (в честь прп. Григория Киево-Печерского иконописца) и вскоре перешел на жительство в Свято-Духовский скит в Ле-Мениль-Сен-Дени, в к-ром пребывал до кончины. Расцвет «исключительного иконописного таланта» Г. в этот период связан с «всецелым включением этого таланта в его монашеское призвание» (Le Реге Grégoire. Р. 39). Наряду с богослужением иконопись стала смыслом и содержанием его жизни и формой молитвы. Тогда Г. были созданы наиболее значительные работы: иконостасы ц. Св. Троицы в Ванве (нач. 50-х гг. XX в.; 1955-1956), ц. Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1-я пол. 50-х гг. XX в.); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959-1961; в соавторстве с Успенским); иконостасы ц. прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Нуази-ле-Гран (нач. 60-х гг. XX в.; 1964-1965; в наст. время перенесена в собор Знаменского мон-ря, Марсена); иконостас и росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Муазне (1964-1966). К позднему периоду творчества Г. относятся недатированные иконостасы, предназначавшиеся для правосл. монашеской общины в Авероне (ныне в ц. св. Марии Магдалины в Гааге, Нидерланды, и в домовой церкви рус. детского лагеря в Отвиль-сюр-Мер).

http://lib.cerkov.ru/authors/282

1943 г., за месяц до освобождения Днепропетровской обл. от оккупации, собор был передан немцами в ведение Автономной УПЦ, настоятелем храма по указу Екатеринославского еп. Димитрия (Магана) стал прот. Марк Коваленко, остававшийся на приходе до 1948 г.; его сменил свящ. Иоанн Ващинский. В нач. 50-х гг. XX в. благочинным Новомосковского округа Автономной УПЦ являлся свящ. Иоанн Олейник из духовенства Холмской епархии ( Горний М. М. Украïнська ihmeлirehцiя Холмщини i Niдляшшя у ХХ ст. Льbib, 2002. С. 17). В послевоенный период о. Иоанн был репрессирован. Подверглись арестам и др. клирики Новомосковского благочиннического округа: прот. Александр Травлеев (настоятель Троицкого собора), свящ. Георгий Коковский (с. Спасское Новомосковского р-на), свящ. Антоний Загубиженко (с. Голубовка того же района), свящ. Феодосий Лещенко (с. Подпольное того же района). В 1948-1950 гг. были сняты с регистрации храмы в селах Губинихские Хутора (ныне Хуторо-Губиниха), Лиманское, Всесвятское и Андреевка. Считая, что приходы в Новомосковском, Перещепинском и Павлоградском районах, населенных в основном потомками запорожских казаков, наиболее подвержены влиянию национализма, местные власти на рубеже 50-х и 60-х гг. стремились к полной ликвидации правосл. общин в этом крае. В Новомосковском р-не были закрыты старинные казачьи храмы в селах Дерезоватое (1958), Орловщина, Новостепановка, Попасное (1959), Николаевка, Подпольное (1960). В 1961 г. закрыт Преображенский собор в Павлограде, упразднены почти все действовавшие храмы в Новомосковском р-не: в селах Новоселовка, Спасское, Вольное, Знаменовка, Ивано-Михайловка, Керносовка, а также в пос. (ныне город) Перещепино. Кафедральный деревянный Троицкий собор в Новомосковске, построенный запорожскими казаками в 1778-1780 гг. на месте известной с 1769 г. полковой казачьей ц., в окт. 1962 г. был закрыт (ГА Днепропетровской обл. Ф. 6464. Оп. 2. Д. 34. Л. 20). Незадолго до этого настоятель храма прот. Илия Зубков был привлечен к суду по обвинению в незаконном приобретении автомобиля, его обвиняли также в организации нелегальных процессий из Новомосковска к почитаемому чудотворному источнику в с.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

Формирование монастырской вотчины началось еще при жизни прп. Паисия. Внук И. Овина, боярин Иван Дмитриевич Ярцов (в монашестве Иона), завещал мон-рю и игум. Паисию свою вотчину, как сказано в духовной грамоте: «...село свое Успенское даю в дом Пречистой богородице Успению игумену Паисею з братьею… Да дал есми Пречистой Успению пол невода зимнего в озере на усть Челсмы полчетверта еза, да две пожни на Челсме у мосту Круглая да Долгая, да Овинов луг под Кузмидамияном» ( Антонов, Баранов. 1998. Вып. 3. С. 36). Духовная не имеет даты, А. В. Антонов и К. В. Баранов датировали ее 30-50-ми гг. XV в., А. Г. Авдеев - 10-20-ми гг. XV в. В 50-х - 60-х гг. XV в. галичский боярин Денисий Фомич (Фоминич) дал «по своем отце и по своей жене» «святей Богородици к Успенью анхимандриту Паисею з братьею» с. Благовещенское и дер. Дмитриевскую, «да Микифоровскую пустошь, да Федоровскую пустошь, да Морозово», «пожни свои на Ихлеме да на Святице» (Там же. С. 37). Денисий Фомич «велел есми на своей земле анхимандриту Паисею з братьею нарядити собе мельницу на реце на Чолсме под Микулинским. Да и веле есми ему свой лес тута сечи, что ему будет надобно на ту мельницу» (Там же). В 1505/06 г. вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси Василий III Иоаннович пожаловал мон-рю половину соляной варницы в Соли Галицкой (ныне Солигалич), а в 1532/33 г.- жалованную грамоту на рыбные ловли в Галичском оз. и на реках Ихлеме, Святице и Сухом Песке. В 1578 г. в Ровдине стане Галичского у. обители принадлежали 3 сельца, 35 деревень, 8 починков и 53 пустоши. В XV-XVI вв. П. Г. м. принадлежал двор на посаде Соли Галицкой. Свой двор у обители был и в Галиче: в Галицкой книге, написанной в 1498-1499 гг., упоминается «двор Успенского монастыря Пасеева, а в нем дворник Гридя» (АСЭИ. 1952. Т. 1. С. 533). В XVII в. мон-рю принадлежал осадный двор в Галичском кремле («остроге», «городе»), который впервые упомянут в дозорной книге 1620 г.: «...двор Успения Пречистыя Богородицы Паисеина монастыря» (Отрывок из дозорной книги Галича 1620 г.//Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 1999. Вып. 4. С. 84).

http://pravenc.ru/text/2578641.html

Ефимий», оба в виде средовека (Там же. 2006. С. 33) - крайним справа в 3-м ряду (оплечно, в куколе, с маленькой темно-русой бородкой) и в 5-м ряду (с непокрытой головой, светло-русыми волосами на прямой пробор). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собр.) Е. тоже изображен дважды: в левой части композиции, за прп. Антонием Киево-Печерским, в 5-м ряду крайним слева - как средовек с короткой бородой, в монашеском облачении и куколе, с надписью: «Ефимий» - на нимбе и в центре 4-го ряда - как седобородый старец (надпись: «Евфимий»). На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» 1890 г., выполненной в лаврской мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), Е. представлен в верхнем ряду 2-м слева, фронтально, старцем с окладистой седоватой бородой, в облачении схимника, с десницей на груди, между преподобными Леонтием канонархом и Дионисием затворником. Упоминание об этих святых содержится в 9-й песни канона преподобным Печерским (Дива печер лаврьских. К., 1997. С. 48). Возможно, образ Е. включен в группу подвижников Феодосиевых пещер в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) фигура Е. находится в нижней части композиции среди Киево-Печерских чудотворцев. Лит.: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания АХ. М., 1870. С. 28; он же. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 102-103; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Киево-Печерский патерик: У истоков рус.

http://pravenc.ru/text/187657.html

На эстампах этого извода образ И. известен с кон. XVII в. (гравюра на меди Иосифа Гочемского из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-623)). Его изображения имеются, напр., на раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и на хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) И., вероятно 3-й слева во 2-м ряду, изображен необычно (без куколя, с волнистыми волосами). В надписях святой нередко именуется постником (спостником). На иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе погрудное изображение И. вместе с др. святыми помещено в правой части композиции в одном из цветков «древа» ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314; Он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111). Выполненное в академической традиции изображение И. (или прп. Иоанна, духовного брата прп. Феофила) было включено в программу росписи интерьера храма Христа Спасителя: И. представлен среди 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов - Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Образ И. (в группе Киево-Печерских святых) помещен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) , 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия, ризница ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ), а также на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. И. на рис. мон. Иулиании в серии святцев рус. святых (после 1959, частное собрание - Iuliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskylä], 2000. P. 44) представлен под 7 дек. в рост, в монашеском одеянии, с покровенными руками, в клобуке, с короткой раздвоенной бородой; изображен вместе с преподобными Нилом Столобенским и Антонием Сийским.

http://pravenc.ru/text/469005.html

Суздальский агиограф составил службу и Похвальное слово «новым чудотворцам» - Собору русских святых, пополнившемуся после канонизаций в 1547 и 1549 гг. Служба и Похвальное слово содержатся в рукописи кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. В нек-рых списках службы хронологически последним именем является имя св. Василия Блаженного († 1557). В докладе Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Б. А. Тураев отметил, что служба «новым чудотворцам» составлена Г. «по образцу службы всем преподобным, положенной на службу сырную, с прямыми заимствованиями с нее (например, седален по первом стихословии)» (цит. по: Афанасий (Сахаров). О празднике. С. 93). В службе «новым чудотворцам», где прославляются не только канонизированные святые, но и подвижники благочестия, представлен более полный, чем в Похвальном слове, список имен. Несмотря на то что составленная Г. служба «новым чудотворцам» не получила широкого распространения в рус. литургической традиции, она явилась прототипом более поздних редакций служб Собору русских святых вплоть до «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим», утвержденной на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Служба Г. была опубликована старообрядцами в 1786 г., затем единоверцами в нач. XX в. (Служба всем святым Российским Чюдотворцем. М., 1911. Л. 1 - 23 об.), Похвальное слово в этих изданиях принадлежит не Г., а С. Денисову (см. Денисовы ). В качестве образца для Похвального слова Г. использовал «Слово о преподобных отцах в Сырную субботу» митр. Григория Цамблака, дополненное сюжетами из Киево-Печерского Патерика , др. древнерус. житий. От произведения Григория Цамблака Похвальное слово Г. отличается большей конкретностью в описании жизни святых, выраженной гражданской позицией, патриотизмом. Трудно согласиться с Дмитриевой, датировавшей Похвальное слово ок. 1547 г. Исследовательница обосновывает свою т. зр. тем, что Г. «отмечает как современник работу владимирских иноков Рождественского монастыря над «Повестью о житии Александра Невского»» ( Дмитриева. С. 170). Г. упоминает в сочинении, по-видимому, Похвальное слово (3-ю редакцию Жития св. Александра Невского), написанное по поручению митр. Макария во владимирском Рождественском мон-ре между 1547 и 1552 гг., однако суздальский агиограф пишет об этом труде в прошедшем времени («владимерстии иноцы написаша достойно добродетели его» - цит. по: Макарий (Веретенников). С. 141). Несмотря на то что Г. в Похвальном слове повествует о святых с разной степенью подробности и мн. имен не упоминает, этот труд является первым памятником соборного прославления рус. святых.

http://pravenc.ru/text/166628.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010