В 2007 году храм возвращён РПЦ и находится в ведении Воскресенского монастыря. Правда, большую часть времени храм закрыт, и любоваться им можно только снаружи. Историческая и художественная ценность храма очень велики. Это классическая пятиглавая церковь с приделами и надвратной колокольней с шатровым завершением. Здание установлено на высоком подклете цокольного этажа и украшено оригинальным крыльцом, которое запечатлено на одноимённой картине Николая Рериха 1904 года " Углич. Крыльцо церкви Иоанна Предтечи " . Крыльцо это произвело очень сильное впечатление на Н. К. Рериха, когда в начале ХХ века он путешествовал по России. Подобно храму в Алексеевском монастыре, фасады этой церкви Иоанна Предтечи также щедро декорированы красочными изразцами. В 1840 году этот храм расписывал потомственный угличский иконописец Дмитрий Григорьевич Буренин. Предтеченская церковь на редкость нарядна. Памятник отовсюду смотрится удивительно красиво: и издалека, и на фоне могучих белых стен Воскресенского монастыря, и вблизи, когда освещённые солнцем сверкающие главы и шатры напоминают сказочный дворец, и с левого берега Волги, когда золотистый цвет стен отражается в голубой глади воды. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 " ...К числу значительных работ Д.Г. Буренина можно отнести создание живописного убранства церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге». Эта работа была многолетней, состоявшей из нескольких отдельных заказов. Ранее уже отмечалось, что в 1840 году в зимнем храме на южной стене было поновлено клеймо с изображением Печерской иконы Божией Матери. Спустя пять лет последовал более значительный заказ – в том же зимнем храме (северном приделе) создание икон для нового иконостаса и росписей. Священник церкви отец Николай (Воскресенский) так обозначил выполненные работы: «В 1845 году тем же живописцем написаны для иконостаса придела новые образа, стоящие и теперь: Тайной Вечери (очень больших размеров), Нерукотвореннаго Образа, Воскресения Христова, Св. Николая Чудотворца, Архидиакона Стефана (для северной двери), семь икон праздников и пять икон на царские врата. Тогда же написаны им масляными красками четыре клейма с изображением событий из жития Св. Иоанна Предтечи: 1) Благовестия Ангела Захарии (на западной стене над входными дверями), 2) Рождества Св. Иоанна Предтечи (на своде трапезы), 3) Проповеди Иоанна Предтечи (тоже) и 4) Крещения Господня (на своде средней части). В алтаре на своде написано изображение Бога Отца со Св. Духом, а по углам свода средней части 4 Евангелиста».

http://sobory.ru/article/?object=00227

В 90-х продолжалась реставрация храма, в том числе восстановление фресок и икон, велась расчистка храмовой территории. В храме проводились внешние реставрационные работы. Был восстановлен некрополь: расчищена территория, установлены надгробия священников, служивших в храме, благотворителей, знатных селян, именитых людей XVIII–XIX вв. В 1999 году силами прихода начались первые работы по восстановлению святого источника. Был вывезен мусор, благоустроена территория, построена часовня-купальня. 26 августа 2001 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий торжественно освятил источник и часовню в честь иконы Божией Матери «Страстная» и пророка Илии. С 2007 по 2011 год в храме продолжались восстановительные работы. Была закончена реставрация главного пятиярусного иконостаса, восстановлены отдельные фрагменты деревянной резьбы, праотеческий ряд, поновлены росписи в центральном приделе. Храмовая территория приведена в порядок и благоустроена. 20 сентября 2008 г. протоиерей Александр Шередекин отошел ко Господу, прослужив в Богородицерождественском храме 24 года и снискав искреннюю и глубокую любовь прихожан. В 2008–2013 гг. настоятелем храма был сын протоиерея Александра священник Димитрий Шередекин, при котором были завершены реставрация пятиярусного иконостаса и благоустройство храмовой территории. Отец Димитрий прослужил в храме тринажцать лет, вплоть до своей кончины. В наши дни продолжается благоустройство храма и храмовой территории, святого источника, сохраняются традиции добросовестного и благодатного служения, укрепления церковной общины, ведется просветительская работа. Великие церковные праздники отмечаются всем приходом. Создан детский и родительский хор. Богородицерождественский храм села Верхнее Мячково находится по маршруту паломничества «Белокаменное ожерелье Подмосковья». Священник Иоанн Шередекин, настоятель Богородицерождественского храма. Публикация журнала «Московские епархиальные ведомости» от 21/09/2020 С сайта: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Двухпридельная трапезная строилась в 1840-1858 гг. по проекту архитектора И.П.Лутохина. 14 июня 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04006

О большей исторической достоверности подобных изображений свидетельствует образ святителя, восходящий к его прижизненному донаторскому портрету, на большой иконе Христа Вседержителя на престоле («Спас митрополита Киприана») в Успенском соборе Московского Кремля (Иконы Успенского собора. 2007. Прил. 1. Кат. 2. С. 198-204), находившейся там уже в нач. XVII в. по свидетельству описи, к-рую относят к 1609-1611 гг. (Описи. 1876. Стб. 301; в др. описях см.: Там же. Стб. 400-401, 587-590). Икона была полностью записана в 1700 г. иконописцем Оружейной палаты Георгием Терентьевым Зиновьевым , который, как и др. мастера, занимавшиеся в это время поновлением древних образов Успенского собора, в целом сохранил первоначальную иконографию (древнейший слой живописи, очевидно, почти полностью утрачен). К. представлен на подножии престола Христа припадающим и прикасающимся руками к Его правой стопе. Святитель в саккосе (в тот период на Руси - облачение только митрополита) и омофоре, с непокрытой головой, увенчанной нимбом. Он седовлас, его борода сравнительно невелика и не заостряется книзу. О том, что внешность К. была примерно такой же до поновления иконы Зиновьевым, свидетельствует гравированное изображение на серебряной позолоченной дробнице кон. XVI - 1-й пол. XVII в. (находится на пелене из Благовещенского собора, ГММК; опубл.: Преображенский. 2010. С. 294). Мастер, изготовивший дробницу, сильно видоизменил масштаб фигуры и позу К., стоящего на коленях с воздетыми руками, но облик и атрибуты митрополита, в т. ч. изображение нимба, в целом совпадают с изображением 1700 г. Не исключено, что надпись на дробнице («Киприянъ митро[полит]») без эпитета «о агиос» (или «святый») повторяет первоначальную надпись на иконе. Последняя не была воспроизведена Зиновьевым, возможно, из-за присутствия такой надписи на серебряном окладе (он упом. во всех ранних описях Успенского собора). В любом случае в XVII в. идентификация припадающего архиерея с К., судя по соборной описи 1609-1611 гг., не вызывала сомнений («да у Спаса у правыя ножки Киприян митрополит» - Описи.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Богородицы в 1518 г. был принесен в Москву из Владимира и поновлен; Богородичный образ в 1520 г. был возвращен во Владимир, а икона Спаса оставлена в Успенском соборе Москвы. Эти данные совпадают с летописным сообщением о привозе из Владимира для поклонения и поновления икон Спаса «греческого письма» и Богоматери (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 413-416; Т. 8. С. 264-265, 269; Т. 13. С. 29-30, 35-36; Т. 20. Ч. 1. С. 394-395, 401). На основании предания о связи иконы с кн. Андреем Боголюбским, изложенного в последней строке надписи на нижнем поле иконы «Спас митрополита Киприана» из Успенского собора, а также мнимого совпадения размеров этой иконы (168×91 см) с Боголюбской иконой Божией Матери (185×105 см) возникла гипотеза, согласно к-рой К. не заказал новый, а поновил образ XII в., современный и едва ли не парный Боголюбской чудотворной. Аргументом в пользу этой гипотезы могут служить данные рентгенограммы иконы, на которой под существующим изображением К. видны гвозди от более древнего оклада (Иконы Успенского собора. 2007. С. 198); их местонахождение можно объяснить изменившимися контурами фигуры К. во время одного из поновлений иконы. Сохраненная мастером Зиновьевым иконография образа «Спас митрополита Киприана» близка к иконографии икон палеологовской, а не комниновской эпохи. Сведения о поновлении этой иконы в 1518 г. подтверждаются характером живописи на обороте, где помещено изображение Голгофского Креста на фоне стены Иерусалима (Там же. С. 203). Пробные раскрытия и особенности композиции, не слишком искаженной записью, позволяют датировать икону 1-й третью XVI в., что, однако, не означает безусловной связи с поновлениями 1518 г. Икона могла быть поновлена в это же время, и, отмеченное надписью с именем вел. кн. Василия III Иоанновича, это событие, вероятно, впосл. было сопоставлено с летописными известиями о привозе владимирских икон в Москву, что привело к появлению нового предания и новой редакции «летописца» на самом образе. По размерам «Спас митрополита Киприана» очень близок к др.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

4-столпный одноглавый собор с 3 полуциркульными апсидами построен из кирпича; перекрытый кирпичными крестовыми сводами подклет - белокаменный. К 2007 г. собор имеет одну световую главу; до сер. XVIII в. он имел 2-ю глухую главу над находившимся в юж. апсиде приделом в честь Вознесения Господня. В интерьере господствует высокое подкупольное пространство. Собор перекрыт коробовыми сводами, имеет пониженные подпружные арки. Последние получили более широкое распространение в рус. архитектуре, чем повышенные, именно в 40-х гг. XVI в.; их наличие в соборе Д. м. можно объяснить ориентацией его строителей на образец - дмитровский городской Успенский собор (1507-1511; датировка по: Яганов, Рузаева. 2003. С. 61), близкий по архитектуре к Архангельскому собору Московского Кремля (1505-1508, итал. мастер Алевиз Новый). Формами образца объясняется и ряд итальянизирующих мотивов в интерьере - крещатая форма зап. столбов и их развитые пьедесталы, белокаменные профилированные импосты в пятах арок и консоли для тябл иконостаса на вост. столбах ( Баталов. 1996. С. 195). Фасады расчленены лопатками на 3 неравные прясла, восточное заметно уже остальных. Полуциркульная форма закомар - единственная в экстерьере собора, к-рая может быть объяснена ориентацией на образец. Др. формы скорее близки к формам памятников 30-40-х гг. XVI в., возведенных после отъезда итал. мастеров из Москвы: их архитектура сочетала общую «старомосковскую» ориентацию с сохранением итальянизирующих мотивов в оформлении интерьера и отдельных деталей в декорации фасадов (Там же. С. 193). Мастера, строившие собор, отказались от расчленения плоскостей прясел филенками, применив пилястры с плечиками, соединенными под карнизами четверика поясом городков,- мотив, использованный в соборе Рождественского мон-ря в Москве (Там же. С. 195); сходным образом оформлены карнизы барабана и апсид. Входы обрамлены белокаменными перспективными порталами с килевидным завершением. Возле зап. портала в стену было вмонтировано надгробное резное каменное Распятие XV в. (ныне в Дмитровском историко-художественном музее). Настенная живопись, впервые выполненная в 1824 г. и поновленная в 1887 и 1901 гг., забелена. При реставрации собора в 2000 г. ее восстановили с нек-рыми отступлениями от оригинала.

http://pravenc.ru/text/178614.html

М. Строганова образ И. В. в произведениях, связанных с этим семейством, уже не встречается. В перечисленных памятниках И. В. представлен в доспехах, в плаще, иногда с оружием (на фреске Благовещенского собора в Сольвычегодске и на иконе из собрания Н. П. Лихачёва - с мечом, на иконе Богоматери на престоле с избранными святыми - с копьем), что способствовало его восприятию как воина Христова и защитника правосл. христиан. Однако в произведениях строгановского заказа встречается и иконография И. В.- мученика, одетого в хитон и плащ (складень «Богоматерь Владимирская, праздники и святые», вложенный Н. Г. Строгановым в ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка, 1603, ПГХГ). Скорее всего И. В., а не вмч. Никита, вместе с прп. Максимом Исповедником представлен припадающим к ногам Вседержителя на троне на 2-створчатом складне раннего XVII в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина). Судя по форме бороды и по прическе, И. В. изображен на небольшой иконе кон. XVI в. (ЦМиАР; надпись не сохр., В. М. Сорокатым атрибутирован как вмч. Никита: Иконы Москвы XIV-XVI вв./Ред.-сост.: Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2007. Кат. 99. (Кат. собр. ЦМиАР; Вып. 2)). Икона, на к-рой в молении Спасителю представлен мученик - средовек, одетый в 2 хитона разной длины и плащ, могла быть создана по заказу М. Я. Строганова вскоре после рождения сына Ивана. К этим произведениям, связанным со столичной традицией, примыкает и полуфигура И. В., помещенная на крыльце ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) (роспись 1640, поновлена в 80-х гг. XIX в. с сохранением прежней иконографии). Ее размер и скромное место свидетельствуют о том, что почитание И. В. еще широко не распространилось. Вместе с тем следует особо отметить расположение образа И. В. у входа в храм, его соседство со сценами явления арх. Михаила Иисусу Навину и взятия Иерихона, а также с фигурами св. целителей и мучеников (напр., Лонгина Сотника); напротив находится поясная фигура мч. Иоанна Нового Сочавского, имеющего сходную внешность и почитавшегося членами царского дома (в честь его был назван один из сыновей царя Михаила Феодоровича). Т. о., включение образа И. В. в роспись крыльца Никольской ц. может восприниматься как признак растущего интереса к святому.

http://pravenc.ru/text/471095.html

XVIII - нач. XIX в. (ГЭ), нач. XIX в. (ЦМиАР, см.: Чугреева Н. Н. Группа поморских икон в собр. Музея им. Андрея Рублёва//Мир старообрядчества: Сб. науч. тр. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исслед. рус. старообрядчества: Мат-лы междунар. науч. конф./Отв. ред: И. В. Поздеева. С. 393, 395. Ил.). Имя «Саватий», или «Саватей», писали, как правило, с одной буквой «в», что также было принято в XVII в. У старообрядцев Поморья получил распространение и др. образ - «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием» ( Бусева-Давыдова И. Л. Припадающие Соловецкие святые: генезис и смысл иконографии//Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 124-137), один из ранних примеров извода - на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 274-275). Известен поморский вариант Печерской иконы Божией Матери, с предстоящими З. и С. (результат поновления иконы?), XVIII в., З. слева в куколе (Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. С. 138. Кат. 91). Старообрядцы Выговской пуст. создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: З. и С. были включены в состав ряда литых изделий - икон, складней, образков (ГИМ, ЦМиАР, МИИРК). В число иллюстраций к московскому варианту издания книги Семена Денисова «История об отцех и страдальцех Соловецких» (1914) включены «Построение монастыря прп. Зосимою», «Некий старец виде прп. Германа, вошедша в церковь, и преподобных отец Зосимы и Саватия, воставших в раках». В XVIII-XIX вв. по заказам обители и частных лиц холмогорские мастера создавали иконы с изображением Соловецких чудотворцев из кости (ГЭ, ГИМ, ЦАК МДА, Елецкий краеведческий музей, КИАМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 69. Кат. 108, 109). В документах упоминается и более сложная икона З. и С.: «10,5 вершков, резная из перламутра, а вокруг чудеса их из белой кости» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 281 об.). З. и С. представлены в левом нижнем клейме костяного образа с 14 храмовыми праздниками Соловецкой обители 70-х гг. XVIII в., изготовленного в С.-Петербурге предположительно мастером О.

http://pravenc.ru/text/200051.html

Озерец. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В селе Озерец расположен Троицкий храм, построенный в 1762 году, по свидетельству хранящейся в архиве грамоты Новгородского митрополита Димитрия. Строил храм помещик Петр Кармолин на свои собственные средства. В 1937 г. данный храм был разрушен: от величественного, по сельским меркам, строения, уцелела лишь центральная часть — восьмерик на четверике, с огромными дырами в стенах. Открытие Троицкого храма произошло недавно: реставрационные работы в нем начались в 2007 г. Подвижническими усилиями настоятеля храма — отца Алексия — над храмом был возведен свод, на куполе которого, после 70-летнего перерыва, был восстановлен православный крест, заложены дыры в стенах. В настоящее время реставрационные работы продолжаются. По справке госархива Псковской области, Троицкая церковь построена в 1762 году. Храм поновлен внутри и снаружи в 1874 году. Престолов три: главный во имя Святой Троицы; придельные: во имя святителя Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского. Разрушен в 1937 году. До начала реставрации были только стены трапезной части летнего храма, без окон. Свод обвалился. Главного алтаря и двух боковых зимних приделов нет совсем. В настоящее время воссоздан свод главного придела, устранены дефекты кладки (сквозные разрушения кладки по углам четверика), установлена новая стропильная система с утеплением свода и накрыта кровельной оцинкованной жестью. Свод увенчан барабаном с восьмигранной маковкой и крестом. В восьмерике установлены новые окна — семь современных стеклопакетов. Внешний вид Троицкой церкви сегодня разительно отличается не только от момента начала реставрации, но и от дня вчерашнего. Храм предстает перед прихожанами и гостями во всей красе. Наружные работы в ближайшие летние месяцы будут завершены. Все они совершены на благотворительные пожертвования. Реставрация церкви внутри еще предстоит. С 4 ноября 2005 года богослужения регулярно проводятся во временном храме, оборудованном в пустующем помещении бывшей участковой больницы.  Источник: 08.08.2011 сайт " Мой край " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=15997

( Извеков. 1916. С. 34, 39, 89). В 1808 г. икону реставрировали, в наст. время она со мн. утратами находится под записями и почерневшей олифой. Пробные расчистки на левых руках Богоматери и Христа, а также на фоне в правом верхнем углу, сделанные в 2007-2008 гг. Л. И. Гущиной, позволяют судить об иконографии и о времени создания образа. Этот список воспроизводит только средник афонской И. и. Ямвлиха, как и икона Уланова, но в его верхних углах помещаются 2 круглых медальона с изображениями ангелов. Судя по силуэту фигуры Богоматери, плавно расширяющемуся книзу, но оставляющему свободное пространство светло-голубого фона, икона и по иконографии близка к иконе Уланова (сохранность иконы не позволяет провести более детальный анализ). Икона также написана на доске без ковчега, с узкими оливковыми полями. Ряд И. и. известен по документам Оружейной палаты. Так, в 1670 г. Симоном Ушаковым была исполнена для царя Алексея Михайловича И. и. (Словарь. 2003. С. 693), в том же году был сделан обратный перевод иконы, вошедший в состав Сийского иконописного подлинника (РНБ ОЛДП. F. 88. Л. 385 об.), а в 1671/72 г. он написал И. и. для местного ряда Спасо-Преображенского собора Н. Новгорода. Этой иконой благословили митр. Филарета при поставлении на Нижегородскую кафедру, о чем свидетельствует надпись на медной дощечке: «7180 года писал сей образ на Москве государев иконописец пимин Федоров по прозванию Симон Ушаков в великий Нижний Новгород по обещанию в соборную церковь Боголепнаго Преображения Господня при первоначальнике великом господине преосвященнейшем Филарете, митрополите нижегородском и алаторском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 20-21). Спиридон Григорьев в челобитной царю от 3 дек. 1675 г. о принятии его в жалованные иконописцы Оружейной палаты упоминает 2 принесенные им в Оружейную палату иконы Богородицы - Корсунскую и Иверскую (Словарь. 2003. С. 166). В окт. 1678 г. Рожкову было поручено написать «в церковь великомученицы Екатерины - к образу Пресвятыя Богородицы Иверския на деревянном киоте с лица во главе и ниже подписи, и по столбцам - образы Святыя Живоначальныя троицы и дванадесятные праздники и святых разных» (Там же. С. 534). Наибольшее число копий И. и. принадлежит кисти Зиновьева. В 1678 г. он со своим учеником Евфимием написал 3 И. и.: 2 происходят из московских храмов св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») и свт. Власия Севастийского (ГМИР), 3-я - из Ризположенского мон-ря в Суздале, находится под записью (ГВСМЗ) (Там же. С. 230, 233). Еще один небольшой (43,5×30,3 см) список И. и. XVI в., принадлежавший к реликвиям груз. царей, был поновлен Зиновьевым в 1686 г. Этот древний список был украшен золотым окладом с жемчугом, драгоценными камнями и эмалевыми медальонами. В 1870 г. его приобрел имп. Александр II, в 1922 г. из дворцового имущества он поступил в Гос. Оружейную палату (Там же. С. 233).

http://pravenc.ru/text/293359.html

в мастерской И. М. Малышева (частное собрание; см.: Lebendige Zeugen. 2005. Kat. 98; Бенчев. 2007. С. 18); в последнем случае седовласый И. изображен рядом с блаженными Исидором и Иоанном Власатым. Наиболее значительные образы И., созданные в Новое время, предназначались для собора Покрова на Рву. Кузнецов сообщает о том, что кроме изображения на надгробии И. в храме находилось еще неск. его икон «позднего письма»: «выносная» икона (42×36 см) над жертвенником Васильевского придела, 2 иконы такого же размера в приделе Рождества Пресв. Богородицы (на одной из них святой был представлен молящимся у ростовского Успенского собора, если только это не был образ, подобный прориси из Сийского подлинника с изображением храма над гробом И.) и большая икона, ранее помещавшаяся на клиросе Васильевского придела, т. е. симметрично храмовому образу Василия Блаженного ( Кузнецов. 1910. С. 491). На одной из этих икон (без храма, видимо, небольшого размера, с ризой, закрывающей только фигуру святого) И., с короткими седыми волосами, босоногий, изображен в молении Вседержителю на фоне условного пейзажа (икона или верхний слой живописи относились к 1-й пол.- сер. XIX в.; см.: Кузнецов. 1900. Рис. 12). Очевидно, в посл. трети XVIII в. (после переноса в 1770 иконостаса из собора Черниговских чудотворцев в Кремле) созданы парные иконы Василия и И. для местного ряда иконостаса Покровского придела (образ И. находится в сев. части местного ряда; оба произведения скорее всего поновлены). Святые представлены в молении на фоне пейзажа; под иконой И., в цокольном ярусе, помещена 8-гранная икона с образом святого, сидящего в райском саду (?) ( Баталов, Успенская. 2004. С. 76), к-рый не находит букв. соответствия в житийных и гимнографических текстах (возможно, композиция иллюстрирует житийный рассказ о том, что юродивый имел обычай «зрети выспрь на видимое сие солнце непреклонно… прообразуя себе будущее пребывание… и паки мысля в уме своем, како бы ему к самому праведному Солнцу взыти» - Кузнецов. 1910.

http://pravenc.ru/text/469402.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010