с ростовым прямоличным изображением З. в монашеском одеянии, с раскрытой вовне ладонью правой руки и с четками в левой, волосы волнистые, борода на конце раздвоенная (Л. 174 об.). Известен ростовой образ преподобного (1-я пол. XX в.?), находившийся на крышке его деревянной раки: святой представлен седовласым старцем с прямой, слегка раздвоенной бородой, именословно благословляющим, со свитком в левой руке. Образ хранился у прот. Валентина Парамонова, уроженца Кириллова, к-рый забрал его из Белозерска в 50-х гг. XX в. В то время он был настоятелем Воскресенского собора в Череповце и благочинным. В последние годы жизни прот. Валентин служил в ц. Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище в Москве, где эта крышка раки стала почитаемым образом преподобного (помещена в приделе во имя свт. Иоанна Милостивого). Совр. поясной список этой иконы выполнен для Горицкого Воскресенского жен. мон-ря - З. с залысинами и проседью, с длинной и острой на конце бородой, со свитком в левой руке ( Мокиевский А., прот. Дар Зосимо-Ворбозомской пустыни//Благовестник. Вологда, 2007. 10-12. С. 34-37. Ил.). На иконе «Собор Белозерских чудотворцев» XIX в., находящейся в часовне прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске, изображены 9 Белозерских святых в 2 ряда, З. в середине, прямолично (остальные в небольшом повороте к центру), в монашеском одеянии - синей рясе, темно-красной мантии с золотой каймой, куколь на плечах, в деснице - свернутый свиток, левая рука опущена. У святого седые волосы, большие залысины на лбу и клинообразная борода до середины груди. В составе Собора Новгородских чудотворцев З. представлен на иконе кон. XIX в. (?) из нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде - в левой группе вполоборота вправо как средовек с русой бородой средней величины, в куколе, со свитком в деснице, на нимбе надпись: «св. пр. Зосима Вор.». Святой показан также среди подвижников XVI в. в академической стенописи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия в галерее, ведущей в пещерную ц.

http://pravenc.ru/text/200015.html

XIX в. (с частицей св. мощей),- седобородый Е. держит игуменский жезл, вид Борисоглебского собора точно воспроизводит здание 1785-1796 гг., икона в серебряном окладе посл. трети XIX в. (обе из ц. во имя арх. Михаила в Торжке) - Е. поднял к груди руку с четками, образ ок. 1883 г. (ЦМиАР). Иногда вверху помещался образ Божией Матери (икона-пядница 1-й пол. XIX в. из иконостаса ц. во имя арх. Михаила в Торжке). К небольшим паломническим реликвиям относятся иконы Е. и прп. Аркадия с условным видом монастырского собора и образом Спаса Нерукотворного вверху, писавшиеся нередко на золотом или серебряном фоне, иногда Е. указывает на церковь, держит в руке развернутый свиток (кон. XIX - нач. XX в., ЦМиАР, ТКГ, ц. во имя арх. Михаила, частные собрания). На обороте одной из икон (ок. 1890, собор Св. Троицы («Белая Троица») в Твери) имеется надпись - благословение архим. Макария М. И. Масленникову «за живое участие при издании книжки о Новоторжском Борисоглебском монастыре» 28 дек. 1890 г. В соборе Св. Троицы («Белая Троица») в Твери в юж. приделе во имя Е. и прп. Аркадия находится храмовый образ, прописанный в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Изображения преподобных включены в роспись главного алтаря (40-е гг. XX в., поновление в кон. XX в.), в стенопись свода летней части церкви (сер. XIX в., поновление в кон. XX в.), юж. придела над ракой прп. Макария Калязинского (50-60-е гг. XX в., поновление в 2007), написаны в древнерус. стилистике на внешней стене собора со стороны апсиды придела. Иконы Е. и прп. Аркадия имеются в ц. прор. Илии в Старице, в кладбищенском храме Спаса Нерукотворного в Бежецке (с частицей мощей) и др. Существует акварельный рисунок 1865 г. П. Вавулина (ТКГ) с видом Новоторжской обители и образами 2 ее св. покровителей. Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Кроме того, был разработан извод с изображением 4 местных Новоторжских святых: Е., прп.

http://pravenc.ru/text/182089.html

Живопись со сценами из Жития И. и Жития свт. Димитрия сохранилась на сев. и юж. сторонах сводов ризницы, расположенной над Иаковлевским храмом. В композиции «Оправдание грешницы свт. Иаковом» действие происходит на ступенях новопостроенного Иаковлевского храма, на фоне др. зданий монастыря ( Алитова, Никитина. 2008. С. 69). Образ И. вводился в минейные циклы - напр., в Минее на нояб. 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 350-351) - редкое изображение И. в белом клобуке. Расширенный вариант Собора Ростовских святых, включающий местночтимых, представляют иконы 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове (фигура И. в 1-м ряду). В составе Собора русских святых ростовые изображения И. имеются на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52) - И. в архиерейской шапке между святителями Исаией и Игнатием. Он написан также на иконе рус. чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В группе подвижников XIV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись в акад. манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), имеется необычное изображение И. в архиерейской мантии. В иконописи XX в. образ И. встречается на иконах мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земли Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ - И. первый в ряду 6 Ростовских святителей в правой части ряда) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - И. слева в 1-м ряду группы Ростовских чудотворцев), а также на совр. списках этой композиции. Святой представлен с Евангелием на покровенных руках под 27 нояб. на лицевых святцах рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. S. 43). Существует рис. для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 71).

http://pravenc.ru/text/200159.html

в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Традиция почитания И. и Л. сохранялась на Севере вплоть до вскрытия их мощей в 1923 г. По составленному тогда акту, «на левой стороне церкви под балдахином рака Лонгина… Рака медная покрыта серебром, сверху пелена. Под пеленой на крышке изображение Лонгина, по бокам надписи о времени смерти послушников и перенесении мощей. Внутри… цветы и картинка с изображением Иоанна и Лонгина… На ящике надпись о том, что он сделан неким Терентьевым, по словам старожилов, 40-50 лет тому назад… (Д. Д. Терентьев - архангельский иконостасный мастер, работавший в кон. XIX - нач. ХХ в.- Авт.). Приступил к осмотру раки Иоанна, находящейся на правой стороне под балдахином. Рака деревянная, крашенная «под золото», сверху покрыта пеленой. Под ней вторая пелена с изображением Иоанна «с тропарем» по бокам» (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 10. Д. 13. Л. 5). В иконописи XX в. Яренгские святые включены в группу Архангельских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. письма мон. Иулиании (Соколовой) (И.- в голубой, Л.- в розовой рубахе) и на авторских повторениях 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также в подобных композициях кон. XX - нач. XXI в. (работы иконописной мастерской МДА и др.). Изображения И. и Л. присутствуют на совр. иконах, выполненных для Соловецкой обители, как, напр., образ «Соловецкие чудотворцы» 2005 г. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Ендове (подворье Соловецкого мон-ря в Москве). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 286-287, 398-399, 460-461, 618-619; Т. 2. С. 128-129, 156; Кольцова Т. М. Икона «Иоанн и Логгин Яренгские, с житием» 1695 г. из собр. Северодвинского гор. краевед. музея//Святые и святыни северорус. земель: По мат-лам науч. регион. конф. Каргополь, 2002. С. 245-251; она же. Икона с надписями: св. прав. Иоанн и Логгин Яренгские, 1695 г.//Рус. искусство. М., 2007. 4(16). С. 46-49; она же. Искусство Холмогор XVI-XVIII вв. М., 2009. С. 131-140. Ил. 567-580; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. Архангельск, 2006. С. 59-61, 130. Кат. 81, 86, 221.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Образ К. встречается и в программах церковных стенописей там, где изображались рус. святые разных регионов. В сев.-зап. части московского храма Христа Спасителя на стене лестницы, ведущей на хоры, среди рус. святых в нижнем ряду изображены К. и его ученик прп. Авраамий (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Вместе Палеостровские преподобные (старцы в клобуках в профиль) показаны и в группе подвижников XV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Роспись в академической манере первоначально была выполнена иеродиаконами Паисием и Анатолием в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (значительно поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010). Кроме того, поясной образ К. с седой бородой средней величины в схиме, но без куколя имеется в росписи верхнего Преображенского собора Валаамского мон-ря (1893-1896, реставрация - 1985-2007). В группе Олонецких чудотворцев 1-м в среднем ряду К. изображен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая на Глинках в Вологде; см.: Лука (Головков). Традициям верны. С. 60-61, 83). На 1-й иконе у К. борода средней величины с проседью, руки приподняты и покрыты мантией, куколь лежит на плечах. Вместе с др. почитаемыми в Финляндии северорус. святыми К. (в куколе, со свитком в правой руке) представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в визант. стиле в братской трапезной Нововалаамского мон-ря. Недавно был создан извод с К. и прп. Авраамием, стоящими на острове с моделью обители в руках (икона хранится на подворье Палеостровского мон-ря в Петрозаводске). Лит.: Барсов Е. В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае: с грамотами и др. письменными памятниками//ЧОИДР. 1868. Кн. 1. Смесь. С. 19-222 (То же, отд. отт.: М., 1868); Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 452-453, 618-619; Т. 2. С. 150; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чтения - 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исслед. на пересечении естеств. и гуманит. наук: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

фактически погибла и была заново переписана в 2000-х гг. В нач. XXI в. была обновлена роспись 2-й пол. XIX в. (возможно, была выполнена к празднованию 700-летия преставления Н.) в св. воротах Никитского мон-ря, на сев. стене к-рых также воспроизведены сюжеты Жития Н.: от видения ему котла с кровью и частями человеческих тел, до погребения. В монументальной живописи академического типа образ Н. встречается также в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010), в росписи юж. хорной арки в западном крыле московского храма Христа Спасителя (работа худож. П. Ф. Плешанова 70-х гг. XIX в.; Н. изображен в рост, рядом с прп. Макарием Унженским; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В XVIII-XIX вв. изображения Н. включали в иконографию «Собор Переславских святых» или избранных святых, особо чтимых в Переславской земле, где Н. писали нередко стоящим внутри столпа (напр. на иконе с изображением преподобных Димитрия Прилуцкого, Н., Даниила Переславского, блгв. кн. Андрея Смоленского и прп. Корнилия Молчальника (XIX в., ПЗИХМЗ; см.: Попова. 2015. С. 222-225. Кат. 82) или просто в рост, в монашеском одеянии (последний извод часто повторяется совр. иконописцами, см.: Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. М., 2007. С. 45). На иконе кон. 50-х гг. XVIII в. из местного ряда иконостаса Успенского собора Горицкого мон-ря в Переславле (ПЗИХМЗ) Н. показан вместе с блгв. кн. Андреем Переяславским. Одна из пядниц с 4 местными святыми создана в 1885 г. иконописцем И. С. Павловым (ПЗИХМЗ; Н. слева в столпе). Кроме того, образ Н. вводили в минейные циклы икон и гравюр на май (образ нач. XVII в. (?), ЦАК МДА; гравированные святцы И. К. Любецкого, 1730, РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 52. Кат. 35.8). Встречаются изображения Н. в качестве патронального святого или приписного на поле (сызранская (?) икона «Господь Вседержитель, с избранными святыми» 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. св. Иоанн IV Постник 582–595 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фoмa I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Uoahh V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Nabeл IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+ 828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. Митрополиты Киевские: св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 9921007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Eфpeм II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

257. Разгребание песка. Зачем миру затворники. [О Святителе Феофане Затворнике. Беседа с корреспондентом]//Фома. 2006. 11. С. 89-93. 258. «На страже духа - каждый день и час». [Интервью]//Московская перспектива. 24 октября 2006 г. 42, С. 4. 259. О живых и усопших [Интервью]//Радонеж. 2006. 9 (172). С. 6-7. 2007 260. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2007. 39 с. 261. Императорское Православное Палестинское Общество: век XIX-XX-XXI//Отечественная история. 2007. 1. 262. Императорское Православное Палестинское Общество: век XIX-XX-XXI//Православный Палестинский сборник. Вып. 105. М. 2007. С. 16-43. 263. Православие византийское, русское, вселенское: мера свободы и благодать смиренных//Религии мира. История и современность. 2005. М., «Наука». 2007. с. 9-21. 264. Иерофей, Патриарх Антиохийский, и его деятельность по материалам российских архивов//Православный Палестинский сборник. Вып. 105. М. 2007. С. 209-229. - В соавторстве. 265. Основательница Державы. (1050 лет крещения княгини Ольги)//Клиония. Традиции и современность. Ежегодник. 2007. М., 2007. С. 8-19. - В соавторстве. 266. Императорское Православное Палестинское Общество: 125 лет на службе России//Клиония. Традиции и современность. Ежегодник. 2007. М., 2007. С. 109-119. 267. Игумен Даниил и его «Хождение»: пространство и время русского паломничества//«И то все видел своими очами». К 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю. Каталог выставки. М., «Индрик». 2007. С. 10-15. 268. Императорское Православное Палестинское Общество. 1882-2007. История, хроника, современность. М.,2007. 32 с. - В соавторстве. 269. Возвращение Русской Палестины//Русские у Гроба Господня. Императорское Православное Палестинское Общество. 1882-1917. Фотовыставка. М., 2007. С. 3-6. 270. А.Н.Муравьев и его книга «Путешествие ко святым местам в 1830 году»//Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. М., «Индрик». 2007. С. 7-21.

http://bogoslov.ru/person/249099

, Климент Смолятич 1147–1154 гг., св. Константин I 1155–1158 гг., Феодор1161–1163 гг., Иоанн IV 1164–1166 гг., Константин II 1167–1177 гг., Никифор II 1182–1198 гг., Гавриил. Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в 1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг., Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. Св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. Св. Феогност 1328–1353 гг., св. Алексий 1355–1378 гг. Преп. Сергий. Св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. Св. Дионисий 1383–1385 гг. Св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. 1448 Автокефалия Русской Церкви: св. Иона I 1448–1461 гг., Феодосий 1461–1464 гг., Филипп 1464–1473 гг., Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. Симон 1495–1511 гг., Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг., Иоасаф 1539–1542 гг., св. Макарий 1542–1563 гг., Афанасий 1564–1566 гг, св. Филипп 1566–1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного. Кирилл 1568–1572 гг., Антоний 1572–1581 гг., Дионисий 1581–1586 гг., св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества. Патриархи Всероссийские: св. Иов 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Игнатий 1605–1606 гг., свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. Иосиф 1642–1652 гг., Никон 1632–1666 гг., Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг., Иоаким 1674–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг., митр. Стефан (Яворский) 1701–1721 гг. , местоблюститель Патриаршего престола. Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг., Платон (Малиновский) 1745–1754 гг., Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг., Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг., еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг., Платон (Левшин) 1775–1812 гг., с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг., Серафим (Глаголевский) 1819–1821 гг., св.

http://pravoslavie.ru/106353.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010