Абхазские католикосы (Зап. Грузии; Пицундские): Симеон I (кон. XI - нач. XII в.); Николай (2-я пол. XIII в.); Даниил (70-80-е гг. XIV в.); Арсений (Булмаисимидзе) (кон. XIV в.); Иоаким (70-е гг. XV в.); Стефан (ок. 1490-1526). Абхазские католикосы-патриархи (Зап. Грузии; Пицундские): Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.); Евдемон I (Чхетидзе; 1557-1578); Евфимий I (Сакварелидзе; 1578-1616); Малахия II (Гуриели) (1616-1639); Григорий I (1639); Максим I (Мачутадзе; 1639-1657); Захария (Квариани; 1657-1660); Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666); Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669); Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673); Давид (Немсадзе; 1673-1696); Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742); Виссарион (Эристави; 1742-1769); Герман (Цулукидзе; кон. XVIII в.); Иосиф (Багратиони; 1769-1776); Максим II (Абашидзе; 1776-1795). Местоблюститель Абхазского католикоса-патриарха: Досифей (Церетели; 1795-1814). Экзархи Грузинского Экзархата РПЦ - см. список экзархов в ст. Грузинский Экзархат . Католикосы-Патриархи всей Грузии: сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; 1917-1918); Леонид (Окропиридзе; 1919-1921); сщмч. Амвросий (Хелая; 1921-1927); Христофор III (Цицкишвили; 1927-1932); Каллистрат (Цинцадзе; 1932-1952); Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960); Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972); Давид VI (V) (Девдариани; 1972-1977); Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; с 1977). Епархии и действующие монастыри Алавердская, митр. Давид (Махарадзе). Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила основателя мон-ря свт. Иосифа Алавердского, по преданию, хранятся мощи вмц. Кетеван); Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. ХХ в.); Ахали-Шуамта, Хахульской иконы Божией Матери (близ г. Телави, жен., основан в 50-х гг. XVI в. кахетинским царем Леваном II, возобновлен в 1990); Матани, Успения Пресв. Богородицы (с. Матани, Ахметский р-н, жен., основан в 2005 при церкви XV в.). Ахалкалакско-Кумурдойская, митр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

В К. е. почитаются св. источники в с. Украинцеве Иссинского р-на, в с. Русский Камешкир Камешкирского р-на, в селах Анненково, Тарлаково 2-е, Тихменево Кузнецкого р-на, Параскевинский родник в г. Кузнецке, в селах Б. Вьяс, Белый Ключ, Ломовка, Ст. Степановка Лунинского р-на, в с. Серман и в урочище Чепурлейка Никольского р-на, в с. Русский Качим Сосновоборского р-на, родник и часовня в пос. Сосновоборске. Наиболее чтимые иконы: вмч. Пантелеимона в с. Уварове Иссинского р-на, Вьясская-Владимирская икона Божией Матери в с. Б. Вьяс Лунинского р-на, икона Божией Матери « Троеручица » в с. Ст. Степановка Лунинского р-на, Боголюбская икона Божией Матери в с. Маис Никольского р-на, икона свт. Николая Чудотворца в с. Русский Качим Сосновоборского р-на, икона Божией Матери « Скоропослушница » в с. Н. Аблязово Кузнецкого р-на. Архиереи Еп. Серафим I (Юшков; 8 окт. 1929 - 22 окт. 1935), еп. Павел (Чистяков; 22 окт. 1935 - февр. 1936), еп. Серафим II (Домнин; 12 сент.- 25 дек. 2013; до 18 мая 2014 временно управлял епархией), еп. Нестор (Люберанский; 18 мая 2014 - 9 июля 2019), митр. Серафим (Домнин; с 9 июля 2019, временно управляющий) Монастыри Действующие: Шиханский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (женский, близ с. Нов. Селя Никольского р-на, основан в 50-х гг. XIX в., закрыт в 1927, возрожден в 2013), Вьясская Владимирско-Богородицкая пуст. (мужская, в с. Б. Вьяс Лунинского р-на, основана на рубеже XVII и XVIII вв., закрыта в 1925, с 2002 функционирует как жен. пустынь в качестве архиерейского подворья, с 2009 идет процесс возрождения в качестве муж. мон-ря). Упраздненные: Иванырсовский Чудов мон-рь (мужской, близ совр. с. Иванырс Лунинского р-на, основан ранее 1677, перестал существовать ок. 1717), Ломовский Богородице-Казанский мон-рь (женский, в совр. с. Ломовка Лунинского р-на, основан в кон. XVII в., упразднен в 1764), Кутлинская Владимирская пуст. (мужская, в совр. с. Ст. Кутля Лунинского р-на, существовала в 10-х гг. XVIII в.), Липовский Казанский Иоанновский мон-рь (женский, близ совр. дер. В. Липовка Сосновоборского р-на, основан ок. 1901, закрыт в кон. 30-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2462197.html

В 1920 г. сгорел усадебный дом, и остатки его были разобраны на хозяйственные нужды местным населением. От старого усадебного комплекса сохранились 2 каменных флигеля (используются под жилье), каменная церковь с 2 колокольнями (действующая), артезианский колодец (двухэтажный прямоугольник со срезанными углами и восьмискатной крышей, первый этаж каменный, второй деревянный) – редкий образец инженерного сооружения в усадьбах (используется по первоначальному назначению). Сохранились поредевшиие регулярный (аллеи его ухожены) и пейзажный парки. В последнем в 1960-е гг. проведена подсадка деревьев в шахматном порядке, что нарушило его первоначальную композицию. Сохранилось значительное количество старых деревьев; наряду с дубами, липой, кленом, ясенем, березой, елью и сосной, встречаются и экзотические виды: пихта сибирская, туя западная, карагана древовидная, рябинник рябинолистный и др. Вдоль северо-западной границы парка к реке идет живописная аллея из могучих елей, с обхватом более 2 м. Сохранились в парке и оба озера. Лит.: Русская старина, 1904. – 5. – С. 455-480; Васильева Л.П. Старые парки Смоленщины. – М., 1981.  Каменный храм во имя Преображения Господня с приделами во имя Святителя Николая чудотворца и Святого архидиакона Стефана построен в 1797 г. на средства лейб-гвардии поручика Александра Федоровича Хомякова. Богослужение в храме возобновлено в 1947 г. В интерьерах храма сохранилась клеевая роспись конца XVIII – начала XIX вв., подновленная в ХХ в. маслом. Над сохранившимся классическим иконостасом конца XVIII в. на своде написана " Троица Новозаветная " на фоне клубящихся облаков. В алтаре над престолом сень на высоких колоннах в форме ротонды, украшенная резной драпировкой с кистями. В храме находится икона Божией Матери Троеручицы, почитаемой в Л. и окрестных селах как чудотворная. Раньше у деревни Медведково, у источника, была часовня, посвященная иконе Божией Матери Троеручице. В 50-е гг. часовня была разобрана жителями, перенесена в деревню и в ней был устроен жилой дом.

http://sobory.ru/article/?object=06805

Харлампович К. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII веке. – Казань, 1903. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Рссийской Церкви. – СПб.. 1827, ч. 1. – С. 85–88. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1410. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 479. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 130. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 141, 168. 381. Тузов И. Л.(книжный магазин Петербурга). Каталог духовных и других книг магазина Игнатия Лукьяновича Тузова. – СПб., 1905–1915, 3 т. – С. 262–263. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 105. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 723. Летописи искусства и литературы, т. 2. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – Харьков, 1859–1861, кн. 2. – С. 68–71. Летописи русской литературы и древностей: в 5 т./Под ред. Н. Тихомирова. – М., 1859–1863, т. 2. отд. 3. – С. 21. 22, 31. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 49, 50. Православный собеседник. – Казань, 1874, июнь. – С. 93, 104. – 1875, февраль. – С. 110–114. – 1897, январь, отчет. – 1899, февраль. – С. 33 (отчет). – 1907, октябрь. – С. 446–467. – 1912, октябрь. – С. 577. Исторический вестник. – 1884, август. – С. 664–665. – 1896, апрель. – С. 182. – 1908, январь. – С. 270–271. Русская старина. – 1876, апрель. – С. 738, 750. – 1879, август. – С. 599, 607; сентябрь. – С. 24. – 1880, январь. – С. 125. – 1881, март. – С. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Деятельность Пятницкого попечительства охватывала район с населением в 77 000 человек. В здании работали два приюта для мальчиков и девочек, ясли. В подвальном этаже попечительства были баня, прачечная, раздевалки, столовая и кладовая. Первый этаж занимали комнаты для занятий, во втором этаже были мастерские: портновская и белошвейная. На последнем этаже размещались спальни. По окончании обучения наиболее способные дети продолжали обучение в гимназиях или художественных институтах. В декабре 1906 года была освящена домовая церковь Константина и Елены. Храм устроили на втором этаже пристройки с северной стороны здания, его приписали к Спасо-Болвановской церкви. После 1917 года Еленинскую церковь закрыли. В 1920 году имущество храма было определено в действующие сельские церкви. Тем не менее, до наших дней сохранился фасад самого здания, который и сейчас украшает звонница. С 1960-х годов здание Пятницкого попечительства занимало Министерство лесного хозяйства, позже Федеральная служба лесного хозяйства и банк. http://www.apartment.ru/Article/48794132.html Елены, святой царицы, при приюте Пятницкого городского попечительства о бедных церковь (3-й Монетчиковский переулок, дом 4–6) В 1904–1906 гг. в 3-м Монетчиковском переулке выстроили новое здание Пятницкого попечительства о бедных (архитектор К.К. Гиппиус). В нем находились приют для детей, ремесленные мастерские и училище. Храм размещался в особой пристройке с северной стороны, на втором этаже. Он вмещал 250 верующих, еще 50 человек могли поместиться на хорах. Домовую церковь украшал двухъярусный деревянный иконостас, в котором находились большие иконы святой царицы Елены и мученика Александра. По мнению знатоков церковной живописи, все иконостасные образа были «одной кисти, хорошей работы; художественно исполнена в синих тонах икона с подсветом на стене Спасителя на горнем месте». Особо почиталась верующими небольшая икона Спаса Нерукотворного XVIII века в серебряном окладе, украшенная бриллиантами. Также богато были украшены серебряными ризами с драгоценными камнями иконы Спаса Преображения и святителя Николая.

http://sobory.ru/article/?object=14349

Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Макариева пуст. была упразднена до 1764 г. и в дальнейшем существовала как погост. В сер. 80-х гг. XVIII в. Преображенский храм сгорел, но деревянный сруб, устроенный в подклете храма над погребением святого, не пострадал. После пожара некий местный житель хотел вскрыть погребение М., но ослеп в наказание. В 1786 г. над мощами М. был построен новый деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В нач. XIX в. рядом с деревянным был возведен каменный Преображенский храм, освященный в 1821 г. Храм имел 3 престола: в честь Преображения Господня, во имя прп. Павла Обнорского и во имя святых Космы и Дамиана. В 1907 г. деревянный храм вновь сгорел, и на его месте в 1909-1912 гг. возвели деревянный холодный храм, освященный во имя прп. Макария Писемского в 1912 г. В подклете церкви над погребением М. находилась рака святого. В 1916 г. на раке под пеленой хранился посох преподобного. Существовала молитва святому, составленная ок. 1750 г. (ЖСв: Русские святые/Ред.: С. И. Смирнов. Кн. 2. Доп. М., 1916. С. 98). Гробница с иконой М., установленная в Преображенском храме, имела символический характер. В кон. 30-х гг. XX в., в период массового закрытия сельских храмов в Буйском р-не, приход в бывш. Макариевой пуст. сохранился. В 1951 г. Макариевский храм был закрыт, прекращен доступ к мощам святого. Часть икон перенесли в Преображенскую ц., которая в 50-80-х гг. XX в. оставалась одной из немногих действующих в Буйском р-не. В дек. 1990 г. по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Воскресенский кафедральный собор в Кострому была перевезена рака М. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленский собор Анастасиина монастыря, где она находится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/2561304.html

XVIII – XIX в.в. основные постройки обители, прежде деревянные, заменили каменными. В 1863 г. при монастыре учредили странноприимницу, училище для девиц, мастерские иконописи и резьбы по дереву (для изготовления иконостасов). Насельницы владели золотошвейным искусством – в 1860-х гг. они реставрировали, по поручению Черниговского архиеп. свт. Филарета (Гумилевского), предметы из епархиальной ризницы Чернигова, а в нач. 1870-х гг. изготовили плащаницу для знаменитого храма св. прор. Илии в Киеве. В начале русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. училище было упразднено, а его помещение отведено под военный госпиталь. В 1936 г. монастырь закрыли, в 1941 г. здесь учредили приход, впоследствии упраздненный. В 1998 г. началось возрождение обители. Историческая территория монастыря – городской квартал, протянувшийся с запада на восток и ограниченный с севера ул. Авдеевской, с запада – безымянным переулком и сквером, с востока – пер. Школьным, с юга – ул. Ивана Богуна. Основная часть квартала, кроме Г-образной полосы вдоль ул. Богуна и пер. Школьного, возвращена Церкви. Обитель обведена кирпичной оградой, старые звенья которой – рубежа 40-50-х г.г. XIX в. – частично уцелели на гранях квартала, а новые – рубежа XX-XXI в.в. – стоят на месте утраченных старых и отделяют действующий монастырь от светского участка. Посреди западного звена ограды, со смещением к ул. Авдеевской, устроены Святые врата, от которых проведена прямая аллея к Введенскому храму в центральной части обители. Исполненный в стиле украинского барокко, 1-главый Введенский храм датируется 70-80-ми г.г. XVIII в. (в разных источниках: 1770, 1778, 1780, 1788). Прежний одноименный храм, построенный Анной Бриславской, был деревянным и сгорел в 1756 г. Северо-западнее Введенской церкви, у северного звена ограды, в 1814 г. возведена 3-ярусная колокольня. Севернее Введенского храма расположен 2-этажный корпус, устроенный в 1998-2000 г.г. на руинах трапезной церкви св. прор. Илии, которая была создана в нач. XIX в. и расширена в 1846-1850 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=08184

Ликвидация храмов продолжилась в последующие периоды. В 1977 г. были упразднены храмы в селах Борщевцы, Н. Ольчедаев и Ивоновка Могилёв-Подольского р-на, в 1981 г.- храмы в селах Яруга, Садовая, Кременное и Боровка того же района. Последним был снят с регистрации в нояб. 1985 г. бывш. монастырский храм во имя прп. Антония Печерского в с. Лядова Могилёв-Подольского р-на, инициатива исходила от Украинского об-ва охраны памятников истории и культуры (главный храм обители - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи - был взорван в 1938). За сопротивление закрытию данной церкви преследованиям подвергся благочинный Могилёв-Подольского окр. прот. Мефодий Веселовский, а также сменивший его в должности благочинного Могилёв-Подольского окр. прот. Александр Голоскевич. Действующими оставались 15 храмов в Могилёв-Подольском р-не, 20 - в Шаргородском, 11 - в Крыжопольском, 10 - в Мурованокуриловецком, 10 - в Томашпольском, 4 - в Песчанском, 3 - в Ямпольском и 2 храма - в Черневецком р-не. Всего в современных границах епархии не закрывались 75 храмов. В 1988 г. первыми в крае были возрождены приходы в селах Боровка и Беляны Могилёв-Подольского р-на. 29 июля 1989 г. получила регистрацию приходская община в с. Лядова, обитель в Лядове удалось возобновить в 1998 г. В 2004 г. был освящен старинный Михайловский храм на территории историко-культурного заповедника в с. Буша Ямпольского р-на. Главным собором после открытия в 2013 г. М.-П. и Ш. е. стал Георгиевский храм в Могилёве-Подольском, не действовавший с нач. 30-х до нач. 50-х гг. XX в. (на короткое время богослужения в нем возобновились в период нем. оккупации). Могилёв. Гравюра А. Камарова. Кон. XVIII в. Наиболее известным местом паломничества до нач. 30-х гг. XX в. был скальный мон-рь в с. Лядова с чудотворной иконой Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Местом массового поклонения православных в 1923 г. стала Иосафатова долина близ с. Голынчинцы. К 1925 г. традиция паломничества была пресечена местными властями, возрождена в 90-х гг. XX в. С 2006 г. проводится Всеподольский крестный ход к Иосафатовой долине, в к-ром участвуют множество верующих с Украины и из соседних районов Молдавии.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

Несмотря на московский примирительный собор 1906 г., отказавшийся от «Окружного послания», в Г. и близлежащих районах сохранялись неокружнические общины, отличавшиеся многочисленностью, приверженностью традиции. Неокружники в Г. сохраняли домашнюю богослужебную практику до 80-х гг. XX в. Большинство неокружнических общин отказывалось от регистрации, в 1906-1907 гг. в Г. были зарегистрированы только 2 неокружнические общины: в Смолеве и Молокове (ЦГИАМ. Ф. 54. Оп. 104. Д. 9. Л. 21 об.- 22, 57 об.). Материалы дискуссий, к-рые проводили окружники с неокружниками, легли в основу соч. М. И. Бриллиантова «Шувойская беседа и материалы для истории раздора, именуемого неокружническим», содержащего апологию «Окружного послания» ( Коровин П. П. Сказание о состоявшем примирении двух старообрядческих церквей в Павловском Посаде 7422 года. М., 1914), был также разработан «Чин принятия от противоокружнической ереси» (НБ МГУ ОРКиР. 2297). Старообрядческая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Слободище. XVIII в., перестроена в нач. ХХ в. Фотография. Кон. ХХ в. Старообрядческая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Слободище. XVIII в., перестроена в нач. ХХ в. Фотография. Кон. ХХ в. В Г. селились лужковцы (лужкане, см. ст. Лужковское согласие ), не принявшие Белокриницкую иерархию, признававшие только тайно действующих священников, отрицавшие метрические записи. Со временем они перешли к беспоповской практике. В 1858 г. старообрядческий еп. Пафнутий (Овчинников) составил «Ответы» на вопросы лужковцев с описанием их истории и расселения в Г. (РГБ ОР. Ф. 247. 389. Л. 177-187 об.). Лужковцы малочисленными группами проживали в Г. в ХХ в. В 1873 г. в Г., по данным полиции, числилось 68 старообрядческих моленных, Московская консистория сообщала о 50 моленных. Впосл. их число росло. В нач. 80-х гг. XIX в. в Богородском у. действовало 89 моленных. После выхода 3 мая 1883 г. закона, частично расширявшего права старообрядцев, до кон. XIX в. было создано еще 32 моленных, так что в 1898 г. в Богородском у. действовала 121 старообрядческая моленная (3 беспоповские - поморские, более 50 неокружнических). Ряд моленных (в Гридине, Чёлохове, Круглове, Алексеевской, Максимовской) существовал к тому времени более 70 лет (ЦГИАМ. Ф. 17. Оп. 98. Д. 675. Л. 119). После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в Г. была построена старообрядческая ц. во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Устьяново (сооружена в 1908-1911 на средства Ф. Е. Морозовой).

http://pravenc.ru/text/168422.html

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 556, 953. Лесков Н. С. Собрание сочинений. – М., Гослитиздат, 1956–1958. – Т. 6. – С. 342–344, 346–347, 350, 657 (прим, к с. 342). Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Никольского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 98, 345. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 252. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 121. Юродивый Иван Яковлевич Корейша. – М., 1898. – С. 79–80. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 344. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1906–1912. – Т. 10. – С. 58, 59, 60; т. 11. – С. 299. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. – 2-е изд. – Ярославль, 1888. – С. 20. Ярославские епархиальные ведомости. – 1869, 29–52. Пензенские епархиальные ведомости. – 1869, 20–23. –»– 1870. 2. Душеполезные размышления. – М., 1878–1887; 1885. – С. 324. Русский паломник. – 1900, 50. – С. 853. Исторический вестник. – СПб., 1885, январь. – С. 85. –»– 1894, апрель. – С. 226–227. –»– 1911, ноябрь. – С. 530–535. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1872, март. – С. 376; апрель. – С. 683–684; май. – С. 477–478. –»– 1878, сентябрь. – С. 102–113. –»– 1879, январь. – С. 159–163; февраль. – С. 361–370; август. – С. 729–730; декабрь. – С. 562, 714. –»– 1880, ноябрь. – С. 746. –»– 1881, июнь. – С. 318. –»– 1882, июнь. – С. 372; сентябрь. – С. 561–586; октябрь. – С. 116–118. –»– 1883, январь. – С. 175–176; июль. – С. 141; сентябрь. – С. 559–583. –»– 1886, июнь. – С. 710. –»– 1888, январь. – С. 55. –»– 1907, июнь. – С. 640. Письма А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву/Русский архив. – М., 1893. – Кн. 2. – С. 136, 137, 141–142, 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010