Ввиду того, что 2-е Киевское женское училище духовного ведомства, содержимое вполне на местные епархиальные средства, ныне, при увеличивающихся расходах, нуждается в увеличении средств к содержанию, а между тем духовенство Киевской епархии, имея на своем попечении, кроме двух женских училищ, пять мужских духовных училищ и озабоченное составлением капитала для устройства общежития при Киевской духовной семинарии, не имеет возможности увеличить средства к содержанию этого училища, Святейший Синод назначил пособие на содержание 2-го Киевского женского училища духовного ведомства из духовно-учебного капитала в том размере, в каком таковое назначено 1-му Киевскому женскому училищу, т. е. по две тысячи руб. в год, начиная с 1896 года. Состояние епархиальных женских училищ В 1895–96 учебном году всех училищ числилось 51, из них 38 имеют полное шестиклассное устройство, 11 – полное трехклассное устройство и 2 – как недавно открытые, имели только один или два класса. В более многолюдных имеются параллельные отделения; таких в 1895–96 учебном году при 21 училище было 68. Приготовительные классы существовали лишь при 13 училищах. При двух училищах, Пензенском и Астраханском, имеется 7-й педагогический класс. В 51 училище в 1895–96 учебном году обучалось 13617 воспитанниц, из коих 11536 – дочери лиц духовного звания и 2040 – иносословных. В 1896–97 году училищ числилось уже 52; из них 38 имели шестиклассное устройство с годичными курсами, 1 – пятиклассное устройство, 9 – трехклассное с двухгодичными курсами, 2 – трехклассное с годичными курсами, 1 – двухклассное с двухгодичными курсами и 1 – одноклассное. При 23 училищах в 1896–1897 учебном году числилось 74 параллельных отделений, при 11 училищах существовали приготовительные классы. Из общего числа обучавшихся в 1895–96 году в епархиальных женских училищах 10.856 воспитанниц жили в существующих при училищах общежитиях и только 2.761 были приходящими. Из 10.856 воспитанниц, помещавшихся в общежитиях, 3.393 пользовались полным содержанием на епархиальные средства, 790 состояли на учрежденных при училищах стипендиях, 750 воспитанниц были полукоштными и 5.923 содержались в общежитиях в качестве своекоштных пансионерок, за установленную плату. Во всех училищах окончили полный курс 1.727 воспитанниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Дискуссия велась в основном в рамках еще доминировавшей марксистской парадигмы истории. Но тем не менее под сомнение была поставлена сама суть ряда базовых понятий марксизма, и прежде всего государства. Ведь парадокс заключался в том, что ведущие цивилизации древности (древнегреческая и древнеримская), намного превзошедшие почти во всех сферах своей жизни современные им цивилизации Востока, оказывались «безгосударственными» (или «безгосударственными общинами граждан», по выражению одного из участников дискуссии 4 ). Следовательно, по утрированным марксистским канонам, античные цивилизации должны выглядеть более отсталыми, чем древневосточные с их деспотиями (от древнегреческого despotes – господин, хозяин). Наибольшее замешательство вызвала четкая констатация Е.М. Штаерман таких очевидных фактов, как отсутствие в полисе бюрократического аппарата – «публичной власти, отделенной от народа», наличие армии, являвшейся ополчением всех граждан, которую никак невозможно представить орудием насилия над гражданами. Более того, в применении к древнегреческим полисам до греко-персидских войн и к Риму до периода масштабных завоеваний невозможным оказалось подыскать и аргументацию под тезис В.И. Ленина о том, что «государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» 5 . Ибо где же здесь найти «классы», к тому же антагонистические? О рабах и рабовладельцах никто из участников дискуссии не отважился говорить, так как до «классического рабства» было еще далеко 6 . Робкие попытки выдать за «классы» аристократию и демос, патрициев и плебеев были тотчас пресечены рассуждениями о различиях между классами и сословиями 7 . Был предложен и нестандартный ход: обычный путь формирования классов из патрициев и закабаляемых плебеев был прерван и образование классов пошло другим путем – путем вычленения классов-сословий: рабов и рабовладельцев 8 . В поисках оправдания тезиса о «публичной власти, отделенной от массы народа», в применении его к полису, в эту «массу» включали женщин, метеков 9 , рабов и вольноотпущенников 10 . Но при этом из «массы народа» удивительным образом выпадал главный элемент полисного общества – сами его граждане. Не менее поразительным было и провозглашение «неповторимого феномена полиса, направлявшего государственную функцию подавления на массы людей вне гражданского коллектива (и это не только рабы, но и неполноправные, союзники, подданные)» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) как иерархическое устройство абсолютных Божественных ценностей и ценностей человеческого земного бытия (5–6 классы); 2) как преломление Божественных ценностей в народной жизненной мудрости и практических ценностях жизнедеятельности человека (7 класс); 3) как среда отражения и утверждения Божественных ценностей в традициях и ценностях общества (8 класс). В 9 классе планируется интегративное повторение материала 1–8 классов, исходя из предположения, что некоторые дети не будут далее продолжать обучение в средней общеобразовательной школе. Содержание программы основной школы является базовым уровнем освоения предмета «Православная культура». Содержание программы полной средней школы (10– 11 классы) завершает формирование представлений школьников о предмете «Православная культура». Устанавливается связь главных проблем православной культуры с современностью. Ведущими становятся проблемы смысла жизни в их религиозно-философском осмыслении. В программе 10–11 классов осваивается общая тема – «Современные проблемы жизни и их корни в традициях православной культуры России» и два модульных курса по выбору. Названия и содержание модулей могут варьироваться. В программе представлены два варианта модулей теоретической и практической направленности. Первый – «Основы религиозных знаний» (догматика, аскетика, церковно-славянский язык, сектоведение и др.) и второй – «Основы православной эстетической грамоты» (иконопись, хоровое пение, традиционные православные ремесла и т.п.). Предполагается обязательное изучение базового курса и одного из модульных по выбору. В модульных курсах невозможны единые программы. Детям предоставляется право выбора и свободного перехода к разным формам освоения православной культуры. Свободный выбор модульного курса дает возможность проверить свои творческие способности. Наследие православной культуры и навыки языка осваиваются как средства выражения православного мировоззрения и как формы отражения любви людей к Богу (богомыслие, богословие, иконопись и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

В преддверии Масленицы в Москве состоится православный фестиваль традиционной кухни 2 февраля 2018 г. 14:54 XI международный православный фестиваль «Артос. Кулинарные традиции» пройдет в Конгрессно-выставочном центре «Сокольники» в Москве с 5 по 11 февраля 2018 года. Он соберет более 200 участников из России, ближнего и дальнего зарубежья. В преддеверии масленичной недели гостей ждет разнообразная программа: кулинарные мастер-классы, концерты, кинопоказы, презентации книг и встречи со священниками. Забытыми рецептами традиционной кухни поделятся представители греческой, румынской, сербской диаспор, а также татарской православно-христианской общины. О секретах и традициях русской кухни расскажет известный кулинар, шеф-повар Данилова монастыря и член благотворительного православного движения «Курский вокзал. Бездомные, дети» Олег Ольхов. Среди участников фестиваля — автор телепрограммы «Кухня батюшки Гермогена», насельник Данилова монастыря игумен Гермоген (Ананьев), известный проповедник и писатель протоиерей Артемий Владимиров, бард и поэт протоиерей Александр Старостенко, автор инди-фолк композиций и лидер группы Raindrops священник Олег Осадчий и другие. Особым гостем станет группа «Ярилов зной» — один из самых ярких фолк-рок коллективов страны. Ежедневно для посетителей будут открыты ярмарочные и культурные площадки, возвращающие атмосферу традиционных народных гуляний, предшествовавших Великому посту. Каждый из гостей «Артоса» сможет попробовать себя в кулинарном мастерстве. 8 и 9 февраля фестиваль приглашает на разнообразные мастер-классы, где гости смогут не только научиться готовить одно из традиционных блюд, но и познакомятся с традициями поста и празднования Пасхи в каждой из стран-участниц. Помимо просветительской программы в рамках фестиваля пройдет одна из самых крупных ярмарок столицы, где широко представлены православные приходы, фермерские и монастырские хозяйства. Здесь можно найти экологически чистые продукты, домашние сыры, мед, хлеб и выпечку, соленья, специи и многое другое. Также во все дни работы фестивальных площадок гости смогут посетить национальный фудкорт и попробовать традиционные русские, сербские и грузинские блюда.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В рамках проекта проходят выставки, концерты, мастер-классы, круглые столы и публичные лекции. 5 января. ПРАВМИР. Международное содружество христианских художников «Артос» и Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева проводят рождественский фестиваль «Дары». В рамках проекта проходят выставки, концерты, мастер-классы, круглые столы и публичные лекции. Как сообщает «Церковный вестник» , 9 января в рамках фестиваля состоится к руглый стол «Религиозная тема в современной литературе», в котором примут участие писатели, поэты, литературные критики. Ведущий круглого стола – писатель Сергей Шаргунов. Начало в 18.00. 11 января, в 14. 00. ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и журнала «Храмоздатель», секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, старший преподаватель Богословского факультета ПСТГУ Сергей Чапнин проведет лекцию-презентацию «Похищение образа: от иконы до рекламы». «Современного человека окружает множество образов, но какие они? Чаще всего у нас нет времени в этом разобраться, многое мы принимает или отвергаем интуитивно. Можно ли сегодня понять, как эти образы влияют на нас или это задача заведомо безнадежная? Как современная культура использует язык образов и символов, который был сформирован в прежние века, в том числе и в недрах христианской культуры? Остались ли в прошлом богословие образа и традиции иконопочитания, или мы сегодня можем их использовать для анализа современной культуры? В парадоксальной презентации Сергея Чапнина тесно переплетаются богословие, литургическое искусство, история, социология и реклама, — говорится в анонсе презентации. 12 января состоится л екция-презентация «Как развивается современная иконописная традиция?» Ирины Языковой — искусствоведа, кандидата культурологии, зав. кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподавателя Коломенской Духовной семинарии, специалиста по современной иконописи. Начало лекции в 16.00.

http://pravmir.ru/v-moskve-proxodit-rozh...

ЖМП 1 январь 2020 /  31 января 2020 г. 12:00 Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы» В КАКОМ КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОСТАНУТСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОРКСЭ Минувшей осенью Министерство просвещения России  опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты» , из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.  PDF-bepcuя. — Ваше Высокопреосвященство, с федерального портала «Нормативные правовые акты» информация о проекте нового ФГОС начального общего образования исчезла. По-прежнему ли государство настроено на исключение ОПК и трех других конфессиональных модулей из курса ОРКСЭ? — Долгие годы — сначала при апробации, а затем и во время реализации ОРКСЭ в школах России — эта предметная область была и продолжает оставаться символом профессионального и творческого сотрудничества государства, Русской Православной Церкви, традиционных религиозных организаций России в сфере образования, воспитания школьников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. И мне бы не хотелось рассматривать сложившуюся ситуацию как попытку сворачивания этой долгосрочной и многообещающей практики. В подтверждение моих слов немного статистики: сейчас примерно две пятых детей и их родителей в России в рамках курса ОРКСЭ выбирают для изучения именно основы православной культуры. Таких семей более половины в Центральном и Южном федеральных округах, а во многих регионах их доля превышает 70 %. Даже в Москве, при всем ее пестром этно-конфессиональном составе, большинство школьников в 4-м классе изучают именно ОПК.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Олег Юрьевич : – Сходство слов «крестьянин» и «христианин» наталкивает на размышления. В городе быть христианином гораздо труднее. Я своим трудом могу накормить 10 семей в городе. Если в России хотя бы 10% населения вернётся на землю и начнет ее обрабатывать, производить хорошую здоровую еду, они могут всех накормить. У нас на столе ежедневно такие продукты, которые в городе не всякий состоятельный человек может себе позволить. Колбасу, сыр, хлеб, масло, мясо такого качества в городе отыскать очень трудно. В городе быть христианином гораздо труднее Найти рынок сбыта для своей продукции бывшим городским жителям гораздо проще, чем исконно деревенским. В городе остались друзья, родственники, знакомые, которые обратят внимание на ваш переезд. Это будет первая волна ваших покупателей. К нам приезжают знакомые, всем хочется попробовать, что мы производим. Попробовали – захотелось купить. Они рассказали своим знакомым – те тоже заинтересовались. На сегодняшний день у нас спрос превышает предложение. Все видят, что продукция без химии, без обмана – мы делаем ее для себя и готовы делиться излишками. Многие хотят переехать в деревню, но деревню убивает государство. Механизм очень простой. Сначала закрывают детский сад. Люди с маленькими детьми вынуждены уехать – если бабушки-дедушки нет, садика нет, с кем детей оставить, когда надо идти на работу? Затем закрывают в школе старшие классы. Это еще относительно безболезненно проходит. Потом убирают с 5 по 9 классы. Еще часть народа собралась и из деревни уехала, потому что за 20–30 км никому неохота детей в школу возить. Затем закрывают начальную школу, и из деревни уезжает вся молодежь. Вот и наступила смерть деревни. Люди готовы жить в деревне, готовы трудиться, уезжать не стремятся: кто-то работает вахтовым методом, кто-то заводит скотину, выкручиваются, как могут. Но когда происходят такие серьезные вещи, как закрытие садиков, школ, почты, больницы – им ничего не остается, как уезжать. А это ведь всё государственные структуры.

http://pravoslavie.ru/121851.html

Граф Д. Толстой, обер-прокурор св. синода и вместе министр народного просвещения, известен, как большой любитель и покровитель классицизма. Никто с такой энергией не отстаивал в школьной системе значения древних языков, как граф Д. Толстой. Заведывание им министерством народного просвещения считается порой полного расцвета в русской школе так нелюбимых ныне древних языков. Недостаток филологов в гимназиях граф восполнил учреждением филологического института в Петербурге. Проект устава последнего рассмотрен был в государственном совете и удостоился высочайшего одобрения. Филологический институт – закрытое учебное заведение с штатным числом воспитанников в сто человек. Окончившим курс учения в институте предоставлялось звание учителя гимназии, представлялись все права кандидатов университетов, а по прошествии одного года они имели право подвергаться испытанию на степень магистра. Учение в институте разделялось на четыре годовых курса, из коих два первые общие и преимущественно теоретические, и два последние – специальные и практические. Много полезных деятелей дал институт, особенно в среде педагогов. В этот-то институт и приглашает министр воспитанников семинарии для комплектования первого его курса. 1868 Занесём теперь в нашу летопись дальнейшие мероприятия по преобразованию херсонской семинарии применительно к новому уставу. На одном из журналов правления семинарии владыка предложил ректору представить свои соображения относительно преобразования семинарии согласно синодальному указу. Эти соображения заслушаны были в педагогич. собрании 7-го февр. 1868 г. и сводились к следующему. С наступлением будущего учебного года (1868/9) каждый существующий ныне двухгодичный класс в семинарии разделить на два одногодичные так, чтобы из низшего отделения составились 1 и 2 классы, среднего – 3 и 4 и высшего 5 и 6. В высшие классы, по испытании, предположено перевести только лучших учеников и при том в таком числе, которое не превышало бы нормы, указанной новым уставом. В помещение для новых классов переделать находящийся при семинарии магазин. Для преподавания во всех классах предметов семинарского кура просить назначения новых наставников и проч 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Школа – наш Сталинград»: почему жители двух томских поселков обратились к Путину Власти говорят, что на поддержание школы нет денег 19 февраля, 2020 Власти говорят, что на поддержание школы нет денег «В прошлом году в нашей школе прошло, как сказать-то по-русски, раздробление нашей школы. Часть нашей школы передали в город, раскинули по нескольким школам. Объясняют тем, что не хватает преподавателей. Что хотят творят. Глава администрации нашел два миллиона купить себе машину на казенные наши деньги? Нашел. А на нашу школу нет у него денег. Школу уничтожают, нет рабочих мест. И вы хотите, чтоб мы за эту жизнь голосовали?» – возмущаются жители поселка Причулымский на видео, адресованном Владимиру Путину. В начале 2020 года администрация Асиновского района решила закрыть две школы: филиал гимназии 2 в Причулымском, поселке в 40 километрах от Асина, и единственную школу в поселке Большой Кордон. Решение асиновские власти подкрепляют посланием президента, в котором он требовал обеспечить школьников качественным образованием и горячим питанием, а селяне вспоминают слова Путина о том, что нужно сохранять небольшие школы для сохранения отдаленных поселков. «В 2019 году к нам приехала Екатерина Анучина, она в районной администрации за образование отвечает, и объявила, что старшие классы с 5 по 9 будут учиться в другой школе. В классах, мол, меньше 10 человек, пусть ездят в соседний поселок, – вспоминает жительница Причулымского Валентина Сижук, где закрывают филиал гимназии 2. – Начальные классы районная администрация обещала не трогать. Но прошло время, и нам объявили, что школа закрывается, потому что не хватает финансирования. Детей территориально перевели в другую школу, до которой от нас 15 километров. Предлагают автобус, но только для начальных классов, а старшие будут добираться своим ходом. Мы связались с властью, а нам ответили, что школа изжила себя: 48 учеников и педагогов мало, невыгодно ее финансировать». Валентина добавила, что на обращение к Владимиру Путину жители Причулымского уже получили ответ: разбирайтесь с представителями местной власти, это в их компетенции. Аналогичный ответ пришел из облдепартамента образования. Сергей Жвачкин, говорит Валентина, и рад бы помочь, но его власти здесь нет. Область, мол, только распределяет деньги, а на что и как их тратить, решают уже на месте.

http://pravmir.ru/shkola-nash-stalingrad...

Архив Пн Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы» 31 января 2020 г. 13:13 Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области Основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию Основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» ( 1, 2020 ) узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия  ( PDF-bepcuя ). — Ваше Высокопреосвященство, с федерального портала «Нормативные правовые акты» информация о проекте нового ФГОС начального общего образования исчезла. По-прежнему ли государство настроено на исключение ОПК и трех других конфессиональных модулей из курса ОРКСЭ? — Долгие годы — сначала при апробации, а затем и во время реализации ОРКСЭ в школах России — эта предметная область была и продолжает оставаться символом профессионального и творческого сотрудничества государства, Русской Православной Церкви, традиционных религиозных организаций России в сфере образования, воспитания школьников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. И мне бы не хотелось рассматривать сложившуюся ситуацию как попытку сворачивания этой долгосрочной и многообещающей практики. В подтверждение моих слов немного статистики: сейчас примерно две пятых детей и их родителей в России в рамках курса ОРКСЭ выбирают для изучения именно основы православной культуры. Таких семей более половины в Центральном и Южном федеральных округах, а во многих регионах их доля превышает 70%. Даже в Москве, при всем ее пестром этно-конфессиональном составе, большинство школьников в 4-м классе изучают именно ОПК.

http://patriarchia.ru/db/text/5585076.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010