Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД прор., 2-й и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец (пам. в Неделю по Рождестве Христовом, в Соборе святых отец и в Соборе святых праотец; пам. зап. 29 дек.). Ему принадлежит заслуга территориального и национального объединения Израиля и Иудеи - империи, к-рая простиралась от Египта до Месопотамии. Д. царствовал 40 лет, из к-рых 7 лет и 6 месяцев - над Иудеей в Хевроне и 33 года - над всем Израилем и Иудеей в завоеванном и отстроенном им Иерусалиме (2 Цар 5. 4-5, 2. 11; 3 Цар 2. 11). Имя Д.- евр.  или   - встречается 1023 раза в ВЗ и 59 раз в НЗ. Оно засвидетельствовано в старовавилонском -   (нач. II тыс. до Р. Х.) и, возможно, в моавитянском -   (IX в. до Р. Х.). В надписях из архива Мари слово   употребляется в качестве титула со значением «военачальник», «главнокомандующий» или «победитель». Это обстоятельство позволило предположить, что Д.- это титул или имя, полученное при интронизации ( Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 183). Возможно, изначально собственное имя Д. было Елханан, которому в 2 Цар 21. 19 приписывается победа над Голиафом (в 1 Цар 17 его убивает Д.). Такое предположение сопряжено с рядом проблем. Во-первых, имя отца Елханана - Ягаре, а не Иессей, что, впрочем, может быть объяснено ошибкой переписчика, к-рый вместо евр.   - Иессей написал   - Ягаре, заменив на схожее по написанию  . Др. проблема связана с тем, что в соответствии с 1 Пар 20. 5 Елханан (к-рый здесь назван сыном Иаира, евр.    ) поразил не Голиафа, а его брата Лахмия. Обычно версия 1 Пар 20. 5 рассматривается как попытка гармонизации 2 разных сообщений, обнаруживаемых в 1-й и 2-й книгах Царств. Для носителей евр. языка имя Д. могло фонетически сближаться с такими словами, как  ,  , что означает «возлюбленный», «любимец». Это, вероятно, нашло отражение в том, что прор. Нафан дал 2-е имя сыну Д. от Вирсавии Соломону - Иедидиа, евр.   - «возлюбленный Господом» (2 Цар 12. 25). Библейское повествование

http://pravenc.ru/text/168470.html

Разделы портала «Азбука веры» Диакон – одна из трех степеней священства в Православной Церкви. Институт диаконства возник в I в. и имеет основание в Новом Завете. Впервые термин «диакон» в христианском смысле, обозначающем особую степень церковной иерархии, употребляется в Флп. 1:1 и 1Тим. 3:1–13 1 . В ранней Церкви за диаконами были закреплены функции служения при совершении Евхаристии, распределения приношений для бедных, вдов и сирот; диакон являлся ближайшим помощником епископа 2 , участвовал в церковном учительстве и совершении Таинств, причащал верных, охранял двери от входа недостойных, в крайних случаях диаконы могли крестить и принимать исповедь. Помимо литургических функций в Византии диаконы исполняли различные многочисленные социальные и административные служения 3 . Такое количество обязанностей требовало, чтобы самих диаконов при Церквах было достаточное количество. Но в некоторых Церквах, основываясь на Деян. 6:1–7 , поставляли не больше семи диаконов, и даже поместный Неокесарийский собор (между 314 и 325 гг.) узаконил такой порядок 15м правилом. Когда же Трулльский собор разъяснил, как надо понимать 6 главу книги Деяний и отменил 15е правило Неокесарийского собора, тогда во всех Церквах стали рукополагать столько диаконов, сколько требовалось. Требования для ставленника в диаконы согласно канонам Православной Церкви таковы: вера, нравственная чистота и воздержание, безбрачие или единобрачие ( 1Тим. 3:8–13 ); рукополагаемый не должен быть неофитом ( 1Тим. 3:6 ; Апост. 80; I Всел. 2); минимальный возраст для ставленника – 25 лет (Трул. 14; Карф. 16(22)) 4 . Совершение молитвы и возложение рук 5 на ставленника составляют основу поставления во все иерархические чины, как высшие, так и низшие. Но если при поставлении в низшие чины руковозложение – это лишь знак благословения, то при поставлении в высшие чины с руковозложением совершается передача благодатных даров поставляемому. Чтение молитвы является второй необходимой составляющей посвящения. Поскольку в книге Деяний не говорится, какую именно молитву читали Апостолы, в церковной практике первых веков не было строгих молитвенных формул, которыми сопровождалась хиротония, епископам была предоставлены полная свобода, попытка ограничения которой встречается в памятниках III–IV вв. Так, в Апостольских Постановлениях, содержащих древнейший текст молитвы поставления в диакона, предписывается при возложении рук читать уже определенную молитву 6 «в предстоянии всего пресвитерства и диаконства». В дополненном и отредактированном виде эта молитва встречается в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» 7 .

http://azbyka.ru/istoriya-chinoposledova...

Скачать epub pdf Глава 5. Хлеб жизни Вслед за рассмотренной выше беседой с иудеями в Евангелии от Иоанна рассказывается о чуде умножения хлебов ( Ин.6:1–15 ). Об этом чуде повествуют также три синоптических Евангелия ( Мф.14:15–21 ; Мк.6:34–44 ; Лк.9:12–17 ). Таким образом, умножение хлебов – единственное чудо Иисуса, о котором повествуют все четыре евангелиста. Далее Иоанн повествует о том, как Иисус пришел к ученикам по воде ( Ин.6:16–21 ). Этот рассказ имеется также у Матфея и Марка ( Мф.14:22–27 ; Мк.6:47–51 ). Оба чуда были рассмотрены нами в книге «Чудеса Иисуса» 221 . За повествованиями об умножении хлебов и буре на море в Евангелии от Иоанна следует пространная беседа о небесном хлебе, являющаяся одним из кульминационных пунктов четвертого Евангелия. Эта беседа и станет объектом нашего внимания в настоящей главе. Поскольку значительная часть беседы построена на ветхозаветном рассказе о манне, которую Бог послал с неба народу израильскому, представляется необходимым сначала остановиться на этом рассказе. 1. «Хлеб с Неба» в Ветхом Завете В 16-й главе книги Исход повествуется о том, как вскоре после выхода израильского народа из Египта, когда народ находился в Синайской пустыне, возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Тогда Господь сказал Моисею: Вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет. Вечером налетели перепелы, и народ наелся мяса, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Каждому полагалось по гомору на человека 222 , при этом не разрешалось оставлять запас на следующий день. В канун субботы выпадала двойная норма, чтобы на следующий день народ мог соблюдать заповедь субботнего покоя. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна 223 ; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. Сыны Израилевы питались манной сорок лет, пока не пришли в землю обетованную ( Исх.16:1–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 9 1–9. Новое откровение Соломону. 10–14. Города, уступленные Соломоном Хираму. 15–19. Подать, наложенная Соломоном на народ ради построек, и построенные им города для запасов. 20–22. Оброчные рабочие из хананеев и более свободное положение природных евреев. 23–28. Приставники над рабочими, дворец жены Соломона, его торжественные годичные жертвы и флот для заграничных коммерческих плаваний. 3Цар.9:1 .  После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и все, что Соломон желал сделать, 3Цар.9:2 .  явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне. «По окончании праздника Владыка Бог снова является Соломону, устрояя сие во спасение, чтобы, освободившись от забот, не предался лености и по необходимости припоминал законы Его, обещает же подтвердить обетование, данное отцу, а преступникам законов угрожает гибелью и тем, что ради них освященный храм оставит пустым» (блаженный Феодорит, вопр. 30). Таким образом, блаженный Феодорит относит это второе (после Гаваонского), ( 3Цар.3:5–14 ) или собственно третье (если считать бывшее во время построения храма ( 3Цар.6:11–13 ) ) откровение Бога Соломону ко времени непосредственно после освящения храма. Иудейская традиция (мидраш Wajiqra R. ad Лев Х ) относила это Богоявление даже прямо на ночь, последовавшую за освящением храма 8 . В пользу этого могло бы говорить то, что слова откровения (ср. 2Пар.7:12–16 ) в этот раз имеют характер ответа на молитву Соломона. Однако если данное откровение по содержанию своему несомненно имеет связь с описанным в предыдущей (VIII) главе освящением храма, то время этого откровения, по прямому свидетельству библейского текста ( 3Цар.9:1 ), определяется так: «после того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского», т. е. не менее 13-ти лет спустя по освящении храма ( 3Цар.6:38,7:1 ) или 20 лет спустя от закладки храма ( 3Цар.6:1,9:10 ; 2Пар.8:1 ), иначе – на 24-м году царствования Соломона. По мысли митр. Моск. Филарета, «намерение беседы Божией состоит не столько в обетовании, которым она начинается, сколько в угрозе, которою заканчивается. Конечно, Серцеведец, близко видел опасность, которой внешнее счастье подвергало добродетель Соломона, чтобы предостерегать его» (Начерт. церковно-библейской истор., изд. 10-е, стр 228, примеч. ). Таким образом, описанное в ( 3Цар.9:1–9 ) откровение Божие Соломону произошло в момент расцвета его внешней славы и силы, с чем совпало и предвестие его будущего падения (ср. 3Цар.11:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6. О браке. Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковию обещании женихом и невестою всегда хранить супружескую верность, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с Церковью , и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Какие есть постановления о браке? Так как лица, вступающие в брак, получают иногда важные гражданские права, а вообще-то важные обязанности по рождению и христианскому воспитанию детей; то и Церковь и государство вступление в брак предупреждают своими ограничениями и уставами, а именно: Лица, Православного исповедания всех, без различия, состояний могут вступать между собою в брак, не испрашивая 31 на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим оне принадлежат (Т. X. часть 1-я Зак. Гражд. ст. 1). Но при этом запрещено вступать в брак лицам мужеского пола ранее восемнадцати 32 , а женского ранее шестнадцати лет от роду 33 (там же стат. 3). Священник, диакон и причетник за браковенчание таких лиц, кои не достигли ещё возраста, для вступления в брак определённого, если дознано будет, что они не употребили должных мер к дознанию о сем, наказываются без отрешения от мест своих посылкою в монастырь: священник на половину того времени, сколько не доставало брачившимся до гражданского совершеннолетия; а диакон и причетник на половину того времени, на сколько послан священник. Но если до совершеннолетия не доставало более года, то священник отрешается от места и низводится на причетническое по выше означенному расчёту времени. (Уст. Д. Конс. ст. 199). Запрещается вступать в брак мужчине, имеющему более восьмидесяти лет от роду, а женщине, прожившей на белом свете уже шестьдесят лет (там же ст. 4). Запрещается вступать в брак с безумными и с сумасшедшими (Там же ст. 5). Лицам, не имеющим гражданского совершеннолетия (21 года) и гражданской самостоятельности «запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов и попечителей. (Там же ст. 6).»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Глава 23 1–32. Исчисление левитов и разделение их по родам служения. 1Пар.23:1 .  Давид, состарившись и насытившись жизнью, воцарил над Израилем сына своего Соломона. Свободный от части дел правления, благодаря воцарению Соломона, которое не нашло еще, однако, публичного характера ( 1Пар.29:22 ), и не тревожимый врагами ( 1Пар.22:18 ), Давид посвящает последние дни своей жизни внутреннему благоустроению государства. Первым его делом в данном отношении является упорядочение богослужения путем разделения на чреды священников и левитов, с указанием им соответствующих обязанностей. 1Пар.23:3 .  и исчислены были левиты, от тридцати лет и выше, и было число их, считая поголовно, тридцать восемь тысяч человек. Разделению левитов на так называемые чреды предшествовало исчисление тех из них, которые имели по тридцати лет, т.е. предельный возраст для поступления на службу по закону Моисееву ( Чис.4:3,23,30,39 ). Но так как к исполнению обязанностей привлекались лица и 25 лет ( Чис.8:23–26 ), то Давид впоследствии принял во внимание и это постановление ( 1Пар.23:24 и д). 1Пар.23:4 .  Из них назначены для дела в доме Господнем двадцать четыре тысячи, писцов же и судей шесть тысяч, К кругу «дел в доме Господнем» не относились дела специально священнические ( 1Пар.24:1–19 ), судебные ( 1Пар.26:29–32 ), обязанности привратников (стих 5; 1Пар.26:1–19 ) и певцов и музыкантов ( 1Пар.25:5 ). 1Пар.23:6 .  И разделил их Давид на череды по сынам Левия – Гирсону, Каафу и Мерари. Судя по тому, что нижеперечисленные имена не встречаются среди имен 24 классов певцов ( 1Пар.25:1 ), привратников ( 1Пар.26:1–19 ), судей ( 1Пар.26:29–32 ), можно думать, что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о разделении на чреды только 24 000 левитов, предназначенных на «дела дома Господня». В основу их разделения было положено деление самого колена Левиина на три главные линии – Гирсона, Каафа, и Мерары (ср. 1Пар.6:16 ). 1Пар.23:7 .  Из Гирсонян – Лаедан и Шимей. 1Пар.23:8 .  Сыновья Лаедана: первый Иехиил, Зефам и Иоиль, трое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Очернение образа Иисуса Христа в произведениях В.А. Сидура оскорбляет христиан...» Мнение специалистов об экспонатах выставки в Манеже 26.08.2015 2261 Время на чтение 23 минут Ответы специалистов на вопросы от 25.08.2015 Вводная часть Настоящее исследование выполнено по обращению Цорионова Дмитрия Сергеевича от 16.08.2015. Данные о специалистах: Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (стаж научной деятельности - 46 лет, стаж экспертной деятельности - 26 лет), председатель Комиссии; Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, председатель Правления Региональной общественной организации «Институт государственно-конфессиональных отношений и права», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, член Экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и государственно-церковных отношений при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (стаж научной деятельности - 24 года, стаж экспертной деятельности - 14,5 лет), член Комиссии. Комиссия провела комплексное исследование представленных материалов в рамках поставленных перед специалистами вопросов. Представленные для исследования материалы Для исследования были представлены 6 фотографий (изображений) объектов: 1. Фотография гравюры на линолеуме авторства художника В.А. Сидура с изображением 7 человек и креста. 2-6. Фотографии экспонатов авторства художницы под псевдонимом Megasoma Mars (предположительно - Мария Минакова): «Beheading of St. John the Baptist #2» («Усекновение главы святого Иоанна Крестителя #2»); «Beheading of St. John the Baptist #4» («Усекновение главы святого Иоанна Крестителя #4»);

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Усадьба Поречье: учёные друзья в гостях у министра К 165-летию со дня кончины графа Сергея Семёновича Уварова 24.09.2020 908 Время на чтение 177 минут От составителя: В сентябре 2020 года исполняется 165 лет со дня кончины выдающегося деятеля на ниве науки и образования, президента Императорской Академии наук, служившего России в течение 16-ти лет на посту Министра народного просвещения, действительного тайного советника графа Сергея Семёновича Уварова (1786 - 1855). В публикации представлены статьи учёных друзей Сергея Семёновича, профессоров Московского Университета, гостивших в его любимой «подмосковной» усадьбе Поречье в середине XIX века. Это замечательные художественные описания как самой усадьбы, её природных богатств и культурных ценностей, так и дружеских академических бесед, происходивших в библиотечных залах усадебного дома на протяжении ряда лет. Очерки были напечатаны в период 1841-1852 гг. в учёно-литературном журнале «Москвитянин», издававшемся академиком, профессором Московского Университета Михаилом Петровичем Погодиным (1800 - 1875). Эти описания и размышления в наше время представляют не меньшую ценность для историков науки и искусства, как и в те дни, когда были впервые опубликованы. В заключение добавлен «Указатель Порецкого музеума для посетителей», изданный в 1853 году отдельной брошюрой. М.А. Бирюкова. Содержание: 1. Село Поречье. (1841 г.) 2. Академические беседы. В 135 верстах от Москвы. (1844 г.).3. И.Д. Думы и впечатления. (1846 г.) 4. С.П. Шевырев. Горельефы Альтемпской урны. (1849 г.) 5. Письмо из Поречья к редактору «Москвитянина». (1852 г.) 6. Указатель Порецкого музеума для посетителей. (1853 г .) СЕЛО ПОРЕЧЬЕ «Ille terrarum mihi praeter omnes Angulus ridet …». Horat . II , 6. Vers . 13 et 14. В тридцати пяти верстах на северо-запад от Можайска, недалеко от славного Бородина, при устье Иночи, вливающейся и Москву-реку, лежит село Поречье , принадлежащее Его Высокопревосходительству, Г. Министру Народного Просвещения, Сергию Семеновичу Уварову. Во всей волости душ тысячи полторы, а земли с строевым лесом тысяч двенадцать десятин. После Можайска, некогда древнего удела Князей Можайских, а теперь небогатого уездного города, в котором с небольшим пятьсот домов и тысячи две с половиною жителей, проезжая бедные и нечистые деревушки, радуешься словно роскошному оазису, когда приближаешься к Поречью. Церковь, великолепный господский дом с флигелями, расположенный на возвышенном холме и гордо красующийся в светлой Иноче, несколько громадных каменных зданий суконной фабрики, павильоны, проглядывающие из густого парка, красиво обстроенное село, где встречаешь веселых и опрятно одетых крестьян, вокруг обширный, старинный лес - все это издали поражает путешественника, мирит его с прелестями север ной природы и манит к тихим наслаждениям. Сюда Русский вельможа, владелец Поречья, приезжает летом для кратковременного отдохновения от трудов государственных.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/24/...

Иннокентий, святитель, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки (Вениаминов – Попов Иван Евсеевич) († 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 26 августа 1797 года в семье пономаря села Ангинского Иркутской епархии. Образование получил в Иркутской духовной семинарии. 13 мая 1817 года (еще учеником семинарии) рукоположен во диакона к Благовещенской церкви. В июне того же года окончил семинарский курс образования. 18 мая 1821 года рукоположен в сан священника. 29 июля 1824 года назначен миссионером в Америку на остров Уналашку. 22 августа 1834 года переведен в Новоархангельский порт. 25 декабря 1839 года возведен в сан протоиерея. 29 ноября 1840 года после смерти жены принял монашество и 30 ноября возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года хиротонисан во епископа Камчатского и Алеутского. С 21 апреля 1850 года – архиепископ. В 1857 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 5 января 1868 года назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета (Дроздова , † 1867). Скончался 31 марта 1879 года. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого. Рано оставшись сиротою, будущий великий миссионер и ревностный деятель Православной Церкви самоучкой выучился грамоте и семи лет уже прекрасно читал за литургией Апостола. Прихожане уговорили его мать отдать сына в ученье, и он был принят в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет. Окончив семинарию с отличием, Иван женился и был рукоположен в сан священника. В 1824 году отец Иоанн получил от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова и вместе с женой, тещей и детьми отправился в семимесячное, весьма опасное путешествие из Иркутска на северо-восток. Шестнадцать лет провел священник Иоанн Вениаминов на Алеутских островах и на острове Ситха. Большую часть своей жизни провел он на трудном поприще миссионера, в негостеприимных владениях России на берегах Тихого океана. Много лет прожил на Алеутских островах, крестя инородцев и переводя книги на их язык. Делал он все это не ради личной славы, почести или земных выгод, а по одной любви к делу и к своим духовным детям. Под его руководством миссионерская деятельность в этих краях получила небывалое развитие. Его неутомимая плодотворная деятельность привлекла к нему почтение и уважение даже иностранцев. Перед этой величавой светлой личностью особенно преклонялись англичане и американцы, и даже воспевали ее в стихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Михаил (Грибановский). Фотография. Кон. XIX в. (Грибановский Михаил Михайлович; 2.11.1856, г. Елатьма Тамбовской губ.- 19.08.1898, г. Симферополь, Крым), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель. Род. в семье потомственного свящ. Михаила Грибановского, благочинного городских церквей Елатьмы; мать - Фавста Ермиловна, дочь священника; в семье было 11 детей, 6 из к-рых умерли в возрасте от года до 12 лет. Когда М. было 6 лет, его дом посетил свт. Феофан Затворник (Говоров) во время инспекции своей епархии. М. окончил 2-е Тамбовское ДУ (1872), Тамбовскую ДС в 1879 г. с опозданием, пропустив неск. лет по причине болезни. Окончив семинарию 1-м по разрядному списку, был рекомендован к поступлению в Казанскую ДА; не поступив по болезни, в 1880 г. выбрал СПбДА и окончил ее в 1884 г. со степенью канд. богословия (тема работы: «Религиозно-философское мировоззрение философа Гераклита»). На последнем курсе академии, 14 янв. 1884 г., был пострижен в монашество с тем же именем, в честь свт. Михаила, митр. Киевского. 29 янв. рукоположен во диакона, 8 мая - во иерея. Во время обучения у М. преобладал интерес к религ. философии и христ. апологетике. По окончании академии защитил диссертацию pro venia legendi «Религиозный элемент в философии Гераклита» и был оставлен приват-доцентом на кафедре основного богословия; читал студентам курс «Введение в круг богословских наук», состоявший из 8 лекций (впосл. издан). С 15 авг. 1884 г. стал и. о. доцента на кафедре основного богословия в СПбДА, с 29 апр. 1887 г. исполнял должность инспектора академии. М. удалось побывать дважды в паломничестве на Св. землю: в 1886 г., когда даже пожелал там остаться, и в апр. 1893 г. (Письмо к А.Ф. от 5 мая 1893 г. и др.// Михаил (Грибановский). Соч. 2011. С. 700-714). 3 апр. 1888 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени магистра богословия («Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью»).

http://pravenc.ru/text/2563630.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010